Содержание
Введение
1. Первичныедокументы учета грузовых перевозок
2. Путеваядокументация необходимая для перевозки грузов
3. Документы,оформляемые при выполнении погрузочно–разгрузочных операций
4. Схемадокументооборота
Список литературы
Введение
Перевозка грузовавтомобильным транспортом является сложным производственным процессом,состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. В нашидни очень перспективным и стремительно развивающимся видом предоставления услугявляются грузовые перевозки. С каждым месяцем число фирм, занимающихся этимделом, стремительно растет. Именно человеческие потребности и являются основнойпричиной стремительного развития сферы грузовых перевозок.
Автомобильный транспортобеспечивает: возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя безперегрузки; высокую сохранность груза; большую мобильность и скоростьперевозки; экономичность при перевозке товарно-штучных грузов на небольшиерасстояния (до 200 км) и д.р.
Процесс доставки грузаот отправителя к получателю состоит из трех основных элементов: погрузка грузана подвижной состав в пунктах отправления; перемещение груза подвижным составомдо пунктов назначения; выгрузки груза с подвижного состава в пунктахназначения.
Грузами на транспортеназываются все предметы с момента приёма их к перевозке до момента сдачигрузополучателю.
1.Первичные документыучета грузовых перевозок
Развитие рыночныхотношений в экономике страны создало условия для реализации на автомобильномтранспорте международной практики первичного учета автомобильных перевозокгрузов.
Первичными документамиучета автомобильных грузовых перевозок являются путевой лист грузовогоавтомобиля и товарно-транспортная накладная. Действовавший до недавнего временипорядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривал
Оформление многочисленных типовых форм путевого листа и товарно-транспортных накладных (сдельные,почасовые, междугородние, международные и т.д.) каждая из форм содержала от 60до 90 реквизитов. Значительное количество составляли показателисправочно-информационного характера, которые при ручной обработке каждогодокумента использовались для подсчета итогов выполнения транспортной работы.
В настоящие время врамках государственной программы «Переход РФ на принятую в международнойпрактике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развитиярыночной экономики». Разработаны и используются в практике работыавтотранспортных предприятий унифицированные формы путевого и перевозочногодокументов первичного учета (путевой лист и транспортная накладная),позволяющие осуществлять любой утвержденный федеральным автотранспортныморганом порядок взаиморасчетов между участниками провоза грузов.
Согласно уставаавтомобильного транспорта РФ и в соответствии с Конвенцией о договоремеждународной дорожной перевозки грузов транспортная накладная являетсяобязательным документом и должна содержать следующую информацию.
1. Данные,подтверждающие договор перевозки: дата и место составления накладной,наименование и реквизиты перевозчика, наименование и реквизиты получателя, датаи время приемки груза к перевозке, государственный номер автотранспортного средства,пункт назначения, наименование груза и вид его упаковки, масса груза и/иличисла грузовых мест, порядок определения массы груза, если она не указана внакладной, размер и порядок оплаты перевозки.
2. Технологическиетребования при выполнении перевозок (завоз-вывоз грузов с ж/д станций, попутнаязагрузка и т.п.).
3. Перечень документов,переданных отправителем перевозчику.
4. Срок выполненияперевозки, погрузки разгрузки.
5. Обязательства сторонпо выполнению дополнительных работ, связанных с осуществлением перевозки(транспортно-экспедиторские услуги и д.р.).
6. Инструкцииперевозчику (например, получить соответствующие платежные документы,относительно страхования груза), замечания участников по качеству выполненияперевозки грузов.
7. Другие данные,которые стороны договора перевозки сочтут нужным внести в транспортнуюнакладную.
Согласно уставуавтомобильного транспорта РФ, путевой документ является основным,удостоверяющим принадлежность транспортного средства юридического юридическомулицу или гражданину, осуществляющему перевозку грузов с указанием в нем целипоездки и иных установленных сведений.
Путевой документ даетправо водителю на выезд автотранспортного средства из гаража (места стоянки) наавтомобильные дороги общего пользования, на выполнение установленного задания,на въезд автотранспортного средства и находящихся в нем лиц, указанных впутевом документе, на территорию грузоотправителя или грузополучателя, если дляэтого не требуется оформление специального пропуска.
Функции путевого документаможет выполнять транспортная накладная в том случае, когда грузоотправительявляется перевозчиком грузов. С целью реализации указанных задач в путевомдокументе содержаться следующие данные:
1. Характеристикаавтотранспортного средства (государственные и гаражные номера, модельавтомобиля, прицепа и полуприцепа, подпись лица, подтверждающего исправностьготовность автотранспортного средства).
2. Фамилия имя иотчество водителя (водителей) выполняющих задание на данном автотранспортномсредстве; номера кадрового учета на предприятии, подпись лица, удостоверяющеговозможность выполнения задания по состоянию здоровья.
3. Задание водителю навыполнение перевозки грузов (установленное графиком время выезда автомобиля изгаража и прибытия в пункты погрузки и выгрузки, наименование и адрес заказчика,пунктов погрузки и разгрузки).
4. Характеристикаперевозимого груза (наименование, код, общее количество в тоннах).
5. Учет и контрольрасхода горючего (вида топлива, на котором работает автомобиль, его количествопри выезде, возврате и выданное по норме на задание в натуральном выражении илиталонам).
6. Показателииспользования автотранспортного средства (данные спидометра при выезде ивозврате).
7. Сведения отехнических неисправностях автотранспортного средства во время выполнениязадания (ремонт в пути, дата и время заезда и выезда автомобиля для устранениятехнической неисправности).
8. Особые отметки офактах и причинах невыполнения задания, нарушениях и замечаниях по качествувыполнения работы водителя на автомобильных дорогах.
9. Печать предприятия,организации, осуществляющего перевозку груза, и подписи ответственных лиц,подтверждающие достоверность данных путевого документа.
2. Путевая документация,необходимая для перевозки грузов
При перевозке грузов междугрузоперевозчиком и грузоотправителем оформляются:
1. Договорна перевозку груза:
По договору перевозкигруза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пунктназначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), аотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785ГК РФ). Договор перевозки является коммерческим документом, оформляемым приоплате услуг автомобильных перевозчиков. Отношения между отправителями иперевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенногогруза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют двавида договора перевозки.
— «Разовые»договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как,например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция,стройматериалы и т. п.) признаками.
— Договоры одолгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется вустановленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузыв обусловленном объеме. УАТ (Устав автомобильного транспорта) называет такиедоговоры годовыми.
Если отношения междуотправителем груза и перевозчиком носят не длящийся, а«единовременный» характер, стороны в принципе не обязаны составлятьединый документ с названием «договор перевозки». Заключение такогодоговора подтверждается составленным отправителем заказом, а такжетоварно-транспортной накладной, которая содержит все существенные условиядоговора и, по сути, представляет собой его письменную форму. Согласно Правиламперевозки опасных грузов автомобильным транспортом «Перевозка опасных грузовавтомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки,заключаемого в соответствии с действующим законодательством».
2.Заявка:
На перевозку грузовгрузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организациюпри наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а приотсутствии годового договора — разовый заказ.
3.Накладная:
Форма 1-Т«Товарно-транспортная накладная», а также указания по ее применению изаполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78.Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся вОбщих правилах перевозки грузов автотранспортом. Согласно п.2 ИнструкцииМинфина РФ, «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильнымтранспортом» перевозка грузов автомобильным транспортом в городском,пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличииоформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Пунктом 6указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная являетсяединственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей угрузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также дляскладского, оперативного и бухгалтерского учета.
Грузоотправитель долженпредставить грузоперевозчику на предъявляемый к перевозке груз товарногохарактера товарно-транспортную накладную. Товарно-транспортная накладнаявыписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя ипредназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий ичетвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами)грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй экземплярсдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходованиятоварно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертыйэкземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаютсяорганизации-владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием длярасчетов, организации, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку ивысылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается кпутевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начислениязаработной платы водителю. ТТН является основным перевозочным документом, покоторой производится и списание этого груза грузоотправителем и оприходованиеего грузополучателем. При этом товарно-транспортная накладная содержит всесущественные условия договора и, по сути, представляет собой его письменнуюформу. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера илиактом взвешивания.
Использование вмеждународном сообщении:
При перевозках в страныдальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортнымдокументом является международная автомобильная накладная, предусмотреннаяКонвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ).На международной автомобильной накладной должна стоять отметка российскоготаможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывозатовара за пределы таможенной территории РФ.
Если груз доставляетсяв страну-участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран),перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N1-Т) или CMR-накладной.
4.Договор транспортнойэкспедиции:
Перевозимый груз являетсяматериальной ценностью, и за нее кто-то должен нести ответственность. Такаяответственность возлагается на экспедитора, с которым заключается договортранспортной экспедиции. Согласно ст.801 ГК РФ «по договору транспортнойэкспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счетдругой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить илиорганизовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных сперевозкой груза». «В качестве дополнительных услуг договоромтранспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимыхдля доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импортадокументов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества исостояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и другихрасходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пунктеназначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренныхдоговором».
Поскольку перевозкагруза производится автотранспортным предприятием или организацией, как правило,без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), функцииэкспедитора выполняет шофер-экспедитор автотранспортного предприятия илиорганизации. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор автотранспортногопредприятия или организации предъявляет грузоотправителю служебноеудостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятияили организации, и в дальнейшем выполняет все вышеперечисленные обязанности иуслуги.
5.Генеральнаядоверенность на получение, хранение и транспортировку грузов.
Другие документы,необходимые при перевозке груза:
Путевой лист.
Согласно п. 14 ст. 2Федерального закона № 259-ФЗ(далее – Устав) путевой лист – документ, служащийдля учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В пункте 1 ст. 6Устава указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листовутверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере транспорта. Таковым и является Минтранс России. Так вот, п. 2 той жестатьи запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузовавтобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовымиавтомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортноесредство.
Согласно п. 1 ст.10Устава водитель предъявляет путевой лист грузоотправителю вместе сдокументом, удостоверяющим личность, при приеме груза для перевозки. С этогомомента исчисляется время подачи транспортного средства под погрузку. Грузоотправительотмечает его в путевом листе. Такая отметка может служить основанием дляначисления штрафа за задержку (простой) транспортного средства.
Отметки в путевом листемогут служить обстоятельствами, являющимися основанием для возникновенияответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей,грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа,грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров ибагажа, грузов.
Путевой лист грузовогоавтомобиля является основным документом первичного учета, определяющимсовместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузовпоказатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также дляначисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозкигрузов. Порядок заполнения путевых листов предусмотрен Приказом МинтранспортаРФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевыхлистов» от 18.09.2008 г. № 152. Для грузового автотранспорта постановлениемГоскомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов — форма N 4-с и форма N 4-п.
Путевой лист ИПоформляется также в соответствии с Приказом Минтранспорта РФ «Обутверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»от 18.09.2008 г. № 152. Приказ от 30 июня 2000 года N 68 «О введениипутевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющихперевозочную деятельность на автомобильном транспорте» признан утратившимсилу.
Форма N 4-с (сдельная)применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты трудаавтомобиля по сдельным расценкам.
Форма N 4-п(повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременномутарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двухзаказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.
Поручение экспедитору.
В соответствии сПравилами транспортно-экспедиционной деятельности «для оказаниятранспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное импоручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручениеэкспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, егомаркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручениеэкспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способне предусмотрен договором транспортной экспедиции. Экспедитор рассматриваетпоручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции,и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласованииподлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентомписьменного подтверждения его согласования экспедитором. Клиент на любом этапеисполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданноепоручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов,связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедиторупроизводится клиентом в письменной форме. Порядок и условия представленияпоручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору сиспользованием средств факсимильной или электронной связи определяютсядоговором транспортной экспедиции. Форма утверждена Приказом Минтранса РФ „Обутверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов“ от11.02.2008 г. №23.
Экспедиторская расписка
Выдается экспедиторомклиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом домомента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончанииперевозки.
Складская расписка
В случае еслиэкспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдаетклиенту складскую расписку.
Санитарный паспорт натранспорт
Это документ, которыйвыдают территориальные центры Государственного Санэпидемнадзора. Его наличие уавтотранспортного средства удостоверяет, что техническое состояние данноготранспортного средства, а также условия его содержания, мойки и дезинфекцииполностью соответствуют действующим российским государственнымсанитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. В конечном итоге, только такойтранспорт допускается к перевозке пищевых продуктов и предоставляет правоюридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, владеющими такимитранспортными средствами, осуществлять деятельность, связанную странспортировкой продуктов питания. Таким образом санитарный паспорт являетсяобязательным документом при перевозке пищевых продуктов, в котором отмечаютсяданные о прохождении санитарной обработки. Этот документ необходимо иметь всоответствии с Федеральным законом РФ „О качестве и безопасности пищевыхпродуктов“ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ. Статья 19 п.4 „Для перевозокпищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные илиспециально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющиеоформленные в установленном порядке санитарные паспорта“. (С 29 апреля2009 года требования пункта 4 настоящей статьи в отношении соковой продукции изфруктов и (или) овощей не применяются. Применение, оформление санитарныхпаспортов и медицинских книжек осуществляется в соответствии с ПриказомФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека от 20.05.2005 № 402 „О личной медицинской книжке и санитарномпаспорте“.
3. Документы,оформляемые при выполнении погрузочно–разгрузочных операций
документооборотгрузовая перевозка
В соответствии сУставом автомобильного транспорта погрузка грузов на автомобиль, закрепление,укрытие и увязка грузов должны производиться грузоотправителем, а разгрузкагрузов из автомобиля, снятие креплений и покрытий — грузополучателем. Однако,поскольку эта норма является диспозитивной, она применяется лишь в том случае,когда в договоре перевозки (оказания экспедиторских услуг) не предусмотрено иное.В случае отсутствия в договоре разграничения обязанностей между сторонамидоговора по погрузке или разгрузке грузов грузоотправитель и грузополучатель производятсоответственно закрытие и открытие бортов автомобилей и люков автоцистерн,опускание и выемку шлангов из люков автоцистерн, привинчивание и отвинчивание шлангов.Автотранспортное предприятие или организация могут по соглашению сгрузоотправителем или грузополучателем принять на себя погрузку и разгрузку:
а) тарных, штучных икатно-бочковых грузов, доставляемых предприятием торговли и общественногопитания с небольшим товарооборотом;
б) иных грузов приналичии у автотранспортного предприятия или организации средств механизации погрузочно-разгрузочныхработ.
Соглашение оформляетсякак отдельным договором, так и включением указанных пунктов в договор перевозки.В случае заключения долгосрочного договора на перевозку грузов автомобильнымтранспортом обязанности по погрузке-разгрузке конкретных грузовавтотранспортным предприятием могут оформляться приложением к договору, а восновном договоре перевозки предусматриваются лишь условия, обеспечивающиемаксимальное использование погрузочно-разгрузочных механизмов; обязанностьгрузоотправителя производить предварительную подготовку грузов (укладку наподдоны, в контейнеры и т.п.) и предоставлять место для стоянки и мелкого ремонтапогрузочно-разгрузочных механизмов, а также служебные помещения для устройствараздевалок и для отдыха рабочих.
В договореавтотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем игрузополучателем может предусматриваться участие шофера в погрузке и разгрузкегрузов в порядке, предусмотренном в Правилах по охране труда на автомобильномтранспорте. В случае участия шофера в погрузке или разгрузке шофер при погрузкепринимает груз с борта автомобиля, а при разгрузке груз подается шофером наборт автомобиля При принятии автотранспортным предприятием на себя обязательствпо производству погрузочно-разгрузочных работ оно несет ответственность запорчу или повреждение груза при погрузке и разгрузке, происшедшие по их вине.Грузоотправитель и грузополучатель обязаны содержать погрузочно-разгрузочныепункты, погрузочно-разгрузочные площадки, а также подъездные пути к ним висправном состоянии в любое время года для обеспечения беспрепятственногопроезда и маневрирования подвижного состава, а также обеспечить наличие средствмеханизации и необходимое количество рабочих, необходимых для соблюдения установиленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов, устройства дляосвещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночноевремя, инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства длявзвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема ихарактера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузкии выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.Грузоотправитель и автотранспортное предприятие при перевозке грузов обязаны впределах объемов грузов, указанных в заказе (заявке) грузоотправителя(грузополучателя), производить загрузку подвижного состава до полногоиспользования его вместимости, но не выше его грузоподъемности.
4. Схемадокументооборота
Заявка от клиентапоступает к диспетчеру в письменном виде или по телефону. Затем заявкаформируется инженером отдела эксплуатации и передается диспетчеру выпуска сраспоряжением, сколько по ездку отдельно), путевой лист отмечается на ОТК,фиксируется в личной карточке водителя и сдается диспетчеру. Диспетчер вжурнале сдачи путевых листов расписывается о его приеме. Путевой лист поступаетв отдел эксплуатации, обрабатывается, отрываются талоны заказчика, и бухгалтерв журнале сдачи путевого листа расписывается о принятии талона заказчика.Бухгалтер выписывает счет на основе прейскуранта, к счету прикалывается талонзаказчика и переводится клиенту. Путевые листы по итогам каждого месяцасортируются по отрядам и складываются в архив. На каждую поездку клиентом в 2хэкземплярах выписывается товарно-транспортная накладная. В настоящее время ТТНвыписывается на ЭВМ. 1й экземпляр ТТН отдается получателю, 2й экземпляр ТТНприкалывается к путевому листу.
Список литературы
1. Воркут А.И. Грузовыеавтомобильные перевозки – К.: Вища школа, 1986. – 447с.
2. Вельможин А.В.,Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление грузовымиавтомобильными перевозками: Учеб. для вузов. 2-е изд. доп. Волг. тех. ун-т,2000. – 304 с.
3. В.Н. Дегтяренко, В.В. Зимин, А.И.Костенко Организация перевозок грузов. – М.: «Издательство Приор», 1997