Реферат по предмету "Технология"


Создание и развитие железных дорог в России

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.

                                     

       До середины 19 в. все перевозки в Россииосуществлялись водным и гужевым транспортом. Реки были основными транспортнымиартериями страны. Многие речные бассейны были соединены каналами (Мариинская,Тихвинская, Березинский, Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большоезначение имела Волга, связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России.Внешние торговые связи осуществлялись морским транспортом .
              Первые железные дороги в России появилисьна горных заводах Алтая и Урала в начале XIX в. В 1810 г. на Колыванскомзаводе на Алтае Петр Фролов проложил железную дорогу длинной в два километра сконной тягой. В 1834 г.на Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построилижелезную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования вРоссии была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая с 1387 г. Петербург с ЦарскимСелом и Павловском.
         В первый период железнодорожногостроительства в России строились прежде всего дороги, обеспечивавшиестратегические интересы Российской империи и интересы государственногоуправления. В 1843-1851 гг. были построены крупнейшие в Европе двух путные железныедороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, соединявшие главныйцентр торговли и промышленности страны -Московский район с Петербургскимморским портом, а столичный Петербургский район с сетью железных дорог ЗападнойЕвропы.
         Во второй период строительства(середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были обеспечены связи Москвы с еёсырьевыми и продовольственными базами и основных хлебопроизводящих районовРоссии с морскими портами. Железная дорога Москва — Нижний Новгород соединила Москвус главной речной магистралью — Волгой, а через неё и с более отдаленнымирайонами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов,Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков, продолженные затем до Севастополя,Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали старую столицу России с Черноземнымцентром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и Северным Кавказом. Во втором периодестроительства были заложены основы железнодорожной сети европейской частиРоссии, напоминающей паутину, исходящую из одного центра — Москвы. Важнымдостижением был также выход железных дорог к Волге, Балтийскому и Черномуморям. К началу 90-х годов XIX в. сеть железных дорог России состовляла около30 тыс.км.
        Специализация Средней Азии на хлопкепотребовала завоза сюда в большом количестве хлеба. В связи с этим Закаспийскаядорога была проложена до Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога быласоединена с Оренбургом и тем самым была установлена прямая связь Средней Азии ссетью железных дорог.
         В годы первой мировой войны для вывозаиз внутренних районов Сибири были построены линии Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск и Плетаево-Троицк-Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежнымистранами в обход Балтийского моря, выходы из которого были блокированыГерманией, срочно строилась дорога Волхов-Петрозаводск-Мурманск.
          Наиболее крупным недостатком железныхдорог России была техническая неполноценность, а также мощность составов ивысокие цены за перевозки. Тем не менее в 1913 г. грузооборот былбольше речного транспорта в 6 раз.


В результате революции всесредства транспорта, в том числе и железная дорога, были национализированы, истал возможен плановый подход к их развитию в целях полного удовлетворенияпотребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Былутвержден план ГОЭЛРО, по которому предусматривалось создать 4 магистралиКривой Рог — Донбасс — Царицын, Москва-Донбасс — Мариуполь, Москва — Петроград,Москва — Енисей. Они должны были быть двух путными, электрифицированными, сповышенной скоростью движения и большим весом поездов.
         Крупное железнодорожное строительствои  реконструкция были осуществлены попервому 5-летниму плану СССР при сооружении Урало-Кузнецкого комбината.Создание Урало-Кузнецкого комбината потребовало строительства новых железныхдорог: Золотая Сопка — Карталы -Магнитогорск, Карталы — Орск, Свердловск — Курган, Новосибирск — Инская — Белово — Новокузнецк. Эти дороги наряду с другими обеспечивали продвижение мощныхпотоков угля на Урал, а в обратном направлении — железные руды.
         Перед началом войны ВеликойОтечественной войны длина железных дорог СССР превышала 100 тыс.км. Тяжелаяпромышленность позволила осуществить техническое  перевооружение железных дорог, обеспечилапоставку рельс, локомотивов и др.
         В годы войны были построены новые путина Севере, в Поволжье, Казахстане и на Кавказе длиной 6,7 тыс.км.
         В период войны железным дорогам былнанесен громадный ущерб. На начало 1943 г. эксплуатационная длина  ж.д. уменьшилась на 40%, а  техники — на 20%.
         В послевоенные годы началосьвосстановление железнодорожных путей, а также строение новых. СтроительствоЮжно-Сибирской и Среднесибирской магистралей с рядом ответвлений обеспечивалиосвоение в короткие сроки громадных массивов земли в Северном Казахстане.Проведение линии Тайшет — Братск — Усть-Кут позволилоначать строительство Братской ГЭС и приступить к освоению массивов Приангарья, Ангаро-Илимскогорудного бассейна и многих др. районов.
         На севере европейской части СССР былипостроены в целях лесопромышленного освоения, например, Западно-Карельскаялиния или разработки месторождений руд — линии Мурманск-Печенга, Пинозеро-Ковдор и др.
         Всего за советский период былопостроено свыше 65 тыс.км. новых железных дорог. Они сильно расширили главнуюполосу хозяйственного освоения нашей страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.