Министерство образования и науки Республики Казахстан. Карагандинский Государственный Технический университет. Контрольная работа. Тема Основы стандартизации, организация работ по стандартизации в Республике Казахстан Дисциплина Метрология и стандартизация Караганда 2006 Содержание. Введение 1. Цели и задачи стандартизации 6 2.
Принципы стандартизации 3. Функции стандартизации 4. Категории и виды стандартов 5. Контроль и надзор за соблюдением требований, предъявляемых к стандартам14 Список литературы16Введение. С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых примов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с
целью их повторного использования. Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке именуется как достижение оптимальной степени упорядочения в определнной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ
и услуг важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций. Отставание национальной систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности,
которые испытывают отечественные предприятия, производящие различные товары народного потребления, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. Переход Казахстана к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире правила игры.
Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике СССР, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили, либо просто делали невозможной интеграцию Казахстана в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в
ГАТТВТО. Закон Республики Казахстан О стандартизации от 16 июля 1999 года за 433-1 регулирует общественные отношения в области стандартизации, определяет правовые основы государственной системы стандартизации и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов работ и услуг посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Именно он создал необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших
для экономики областей деятельности. Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но
и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации. Стандарт это образец, эталон, модель принимаемый за исходное для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Он разрабатывается на материальные предметы продукцию, эталоны, образцы веществ, нормы, правила и требования различного характера. Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг. 1. Цели и задачи стандартизации. Стандартизация это деятельность, направленная на разработку
и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции,
упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий организаций и специалистов.
Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для казахстанской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов,
которые являются обязательными. Они также включены в Закон Республики Казахстан О стандартизации и описаны в четвертой статье первой главы под названием Цели стандартизации. К ним относятся 1 установление норм, правил и характеристик далее - требования к продукции, процессам работам, услугам 2 обеспечение безопасности продукции, процессов работ, услуг для жизни, здоровья людей, имущества, охраны окружающей среды 3 устранение технических барьеров в торговле,
обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках 4 обеспечение технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции 5 обеспечение единства измерений 6 сохранение и рациональное использование всех видов ресурсов 7 обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности страны 8 обеспечение безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций 9 защита интересов потребителей в вопросах качества
продукции, процессов работ, услуг. 2. Принципы стандартизации. Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определнных исходных положениях принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают е необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации.
1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на е добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и или места происхождения продукции, осуществления процессов ЖЦП, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. 2. Применение международного стандарта как основы разработки
национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требований международных стандартов невозможно вследствие несоответствия из требований климатическим и географическим особенностям РК или техническим технологическим особенностям отечественного производства. 3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию услугу. Иначе говоря, необходим максимальный учт законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных
сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия. 5. Системность стандартизации. Системность это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство.
Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы. 6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления быстрыми темпами. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.
Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путм учта на этапе разработки
НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран. 7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению наджности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
В целом вложение в стандартизацию выгодно государству 1 тенге направленный в эту сферу, дат, как показывает международная практика, 10 тенге прибыли. 8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями
по стандартизации в нашей стране, так и международными региональными организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле. 10. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьзном дефекте НД. 11. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих е качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырь, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля. 12. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут
быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствам измерения приборами, метода ми химического анализа. Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов.
В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов. 3. Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции. 1. Функция упорядочения преодоление неразумного многообразия объектов раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов. Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит чем объект более упорядочен, тем он
лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами. 2. Охранная социальная функция обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. 3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на
расходование ресурсов. 4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных компьютерных, спутниковых и пр. систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству. 5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей
качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации. 6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре контракте на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара
как главного условия договора контракта. 7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта или другого НД и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами санкциями экономического, административного и уголовного характера.
4. Категории и виды стандартов. В соответствии с Законом Республики Казахстан О стандартизации, главой 2, статьй 9 Нормативные документы и требования к ним в РК к нормативным документам по стандартизации категории стандартов, действующим в государственной системе стандартизации относятся 1 государственные стандарты Республики Казахстана - СТ РК 2 государственные классификаторы технико-экономической информации
ГК ТЭИ 3 межгосударственные стандарты - ГОСТ, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации 4 применяемые в установленном порядке международные, региональные и национальные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, технические условия, правила, инструкции, положения, указания, методические указания и рекомендации по стандартизации 5 стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений 6 рекомендации 7 фирменные стандарты 8 технические условия.
Виды стандартов. Существуют следующие виды стандартов основополагающие стандарты стандарты на продукцию стандарты на работы и процессы стандарты на методы испытаний, контроля, анализа технические условия. Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на общетехнические стандарты организационно-методические стандарты. Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания
объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и или нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции. Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные общие, положения устанавливают
общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок правила обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение изложение, оформление, содержание обеспечивают информационную совместимость документации. Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся на стандарты общих технических
требований стандарты общих технических условий стандарты технических условий. Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению эксплуатации. Стандарты, регламентирующие параметры и или размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции.
Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции. Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной
выпускаемой продукции. Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ процессов. Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет
временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию. 5. Контроль и надзор за соблюдением требований, предъявляемых к стандартам. Из 4 главы, статьи 18 Закона Республики Казахстан О стандартизации Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации осуществляет уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и
сертификации и его территориальные подразделения. К основным задачам государственного надзора можно отнести предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона О стандартизации всеми субъектами хозяйственной деятельности, предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации
осуществляется у физических и юридических лиц на территории Республики Казахстан, включая иностранные организации, на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, реализации поставки, продажи, использования эксплуатации, хранения, транспортирования и утилизации продукции, а также при выполнении процессов работ и оказании услуг. Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов
по стандартизации устанавливает уполномоченный государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Права и полномочия должностных лиц при осуществлении государственного надзора, не включенные в Закон О стандартизации. Они определяются нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РК в установленном порядке. Основная форма государственного контроля и надзора выборочная
проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет
председатель. Контролю подвергается образец или проба, отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны.
При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях. Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность, выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака соответствия до начала испытаний образца. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная проверка заканчивается составлением
акта. На основании акта государственный надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое особое мнение. Акт направляется руководству проверенной организации в
Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации в Госстандарт РФ в случае необходимости определения штрафных санкций. Список литературы. 1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрайт-Издат, 2003г. 2. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии.
Учебник для вузов. М. Юнити-Дана. 1999г. 3. Журнал Стандарты и качество 5 2002г. 4. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. Учебник. М. Издательство стандартов. 1990г. 5. Закон Республики Казахстан О стандартизации от 16 июля 1999 года за 433-1. 6. Закон Республики Казахстан О сертификации от 16 июля 1999 года за 434-1, 7.
Материалы из Internet.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |