1 Понятие, основные свойства и классификация юридическойнауки. Методология ТГП.
ТГП как и любая наука,отражающая сферу человеческой деятельности, ставит задачу выработать итеоретически систематизировать объективные знания о действительности, в первуюочередь о гос-ве и праве, этих специфичиских социальных явлениях, занимающихважное место в жизни общества. Наука о гос-ве и праве – это сумма и системазнаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития ифункционирования гос-венно-правовых явлений. Предметом науки теории государстваи права служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства,роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучаетне только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людейо них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальноеполитическое и правовое сознание.
Особенностями предмета ТГП являются:1) изучение государственной и правовой надстройки в целом;2) содержанием предмета являются основные и общиезакономерности государства и права;3) предметТГП составляют государство и право в единстве, поскольку они органическивзаимосвязаны в качестве правовой надстройки.
Функции ТГП:1)познавательная – для прогрессивных общественных преобразований;2)эвристическая – поскольку изучает тенденциизакономерностей и выявляет новые закономерности;3) прогностическая – прогнозирует научные гипотезы развитияТГП.
Методология – это совокупность принципов, логических приемов испециальных способов исследования.
Важнейшими принципами общетеоретического исследованиягосударства и права являются:
1) историзм –исследование явлений в их историческомразвитии;
2) объективность – истинное отражениегосударственно-правовой действительности;
3) конкретность – точный учет всех условий, в которыхнаходится объект познания;
4) плюрализм – многоаспектность в исследовании государстваи права.
Для познания и объяснения закономерностей теория широкоиспользует логические приемы.
· Анализ
· Синтез
· Индукция (от частного к общему)
· Дедукция (от общего к частному)
· Гипотеза (научное предположение, требующее проверки наопыте и теоретическое обоснование)
· Специальные способы исследования – метод сравнительногоправоведения
· Социологические исследования
· Математические и статистические приемы.
2. ТГП всистеме общественных и юридических наук.
ТГиП – однаиз базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ.обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкцииидей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-езнания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч.школами. Вопросы гос-ва такжевкл. в себя политология, но гораздо шире. ТГиП в системе юридических наук. Эта системавключает основные разновидности и группы юридических наук. 1. ТГиПкак общетеоретическая отрасль юр-й науки. 2.Историко-правовые науки, к которым относятся история гос-ва и права России,зарубежных стран, история полит-х и правовых учений. 3. Специальные отраслевые юридические науки: гос-венное(конституционное) право, административное право, трудовое право, гражданскоеправо, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовныйпроцесс и др. 4. Юридические науки, тесносвязанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свойсамостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организациясамоуправления, право социального обеспечения, криминология и др. 5. Технико-прикладные юридические науки, широкопользующиеся данными других наук, в том числе математики, статистики, химии,медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, бухгалтерский учет иэкспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия,судебная психология. 6. Международноеправо, подразделяемое на международное публичное право и международное частноеправо. Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, заисключением теории гос-ва и права, в качестве предмета исследованиярассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития гос-ва и права,более или менее ограниченные сферы их функционирования и их отдельные структурныечасти. Например, история ГИП изучает политическое устройство и право,гос-венные институты и законодательные памятники различных стран в историческомразвитии, в определенные хронологические периоды. Специальные отраслевые наукиизучают отдельные составные части системы российского права, его различныеотрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм,регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественныхотношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы,регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе формированияи исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-го управления. Наукагражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные сними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданскиеправоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которыеопределяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опасностьдля данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения.Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическуюдеятельность гос-в, отношения между ними и другими участниками (субъектами)международного общения. Поскольку все виды правовых наук, за исключением теориигос-ва и права, изучают отдельные части, стороны, структурные элементы единойсистемы гос-ва и права, в литературе предлагается называть их частными илиструктурными юридическими науками. Их задача—вычленение из всей системы гос-венно-правовой действительности отдельных сторонили сфер со свойственными им специфическими закономерностями развития иизучение их в относительной самостоятельности по отношению к гос-ву и праву вцелом. Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности,ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение гос-ва и права какединых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения,развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачиопределяется существование и назначение такой отдельной самостоятельной юр-йнауки, как ТГиП. Все отраслевыеюридические науки— гос-венное (конституционное)право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др.— руководствуются разработанными теориейгос-ва и права положениями о сущности, типе, формах и функциях гос-ва и права,общими понятиями гос-ва, органа гос-ва, гос-го механизма (аппарата), права,нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, актаприменения права, правоотношения, субъективного права и юр-й обязанности ит.д. В то же время все эти положения опираются на анализ и синтезсоответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о гос-ве иправе. Их фактический материал и теоретические обобщения— один из важнейших источников существованияи развития теории гос-ва и права. Тесно соотносится ТГиП с международным правом и другиминауками о гос-ве и праве.
3. Понятие и признаки государства. Сущностьгосударства.
Государство –продукт общественного развития. Оно возникло из необходимости управленияобществом и стало основной управляющей системой, дало обществу условия,возможности развития производительных сил, общественных отношений, развитиенравственности, культуры, международных отношений.
Государство –исторически развивающееся явление, с развитием общества меняется государство,меняются его цели, назначение, управляющие структуры и органы. Поэтому в разныевремена государству давались разные определения. В настоящее время более точнойбудет следующая формулировка: государство— это политическая организация общества, обеспечивающая его единство ицелостность, осуществляющая посредством государственного механизма управлениеделами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательноезначение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Понятиегосударства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаковгосударства:
1. Территориальная организация населения иосуществление публичной власти в территориальных пределах. Государствоимеет строго локализованную территорию, на которую распространяется егосуверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданныхили граждан государства.Возникают, таким образом, пространственные пределыгосударства, в которых появляется новый правовой институт — подданство илигражданство.
2. Публичная (государственная) власть.Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от егоимени, от имени всего народа.
Олицетвореннаяв государственных органах и учреждениях, публичная власть становитсягосударственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечиваетгосударственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принужденияпринадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии,полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет. Суверенитеткак свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве,самостоятельности и независимости.
Верховенствогосударственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властнойсилы, которая распространяется на все население, все партии и общественныеорганизации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть можетотменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественнойвласти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средстввоздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия,полиция или милиция, тюрьмы и др.).
4. Неразрывная связь государства и права.Без права государство существовать не может. Право юридически оформляетгосударство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е.законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правовводит функционирование государства и государственной власти в рамкизаконности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненностигосударства праву и формируется демократическое правовое государство.
Сущность государства— смысл, главное, глубинное внем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Такимглавным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность,назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущностигосударства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ееосуществляет и в чьих интересах.
Так,сторонники теории элит, получившейраспространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществитьвласть, управлять общественными делами, что государственная власть должнабесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока однувластвующую элиту не сменит другая.
К теории элитпримыкает и во многом с ней созвучна технократическаятеория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могути должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определятьдействительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названныетеории не лишены определенных достоинств, но обе они страдаютантидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленныеприверженцы различных разновидностей демократическойдоктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем властиявляется народ, что государственная власть по своей природе и сути должна бытьподлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теориядоказывает, что политическаявласть принадлежит экономически господствующему классу и используется в егоинтересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины(орудия), посредством которой экономически господствующий класс становитсяполитически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, неограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Классовыйподход при раскрытии сущности государства — крупное завоевание научногообществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странахзадолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход дляхарактеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретическиневерно.
Да, классовыйхарактер, классовая направленность деятельности государства — его сущностнаясторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленнаяклассовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических,диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной частиобщества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовыеконфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплоднойборьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И вэтих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.
В развитыхдемократических странах государство постепенно становится эффективныммеханизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления,а достижения общественного компромисса. Само существование государства в нашевремя связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько собщесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумноесотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное неозначает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, онапросто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышлаобщесоциальная сторона. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но болеезначимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно,анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого изних сделает характеристику этой сущности односторонней.
4. Предмет теории государства и права.
Каждая наукаимеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторонаобъективной действительности. Иными словами, предмет науки — это те явления ипроцессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научноепознание. Теория государства и права изучает общие закономерностивозникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Онакак бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений иисследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и праворассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другимиобщественными феноменами. Причем теорию государства и права интересует нетолько социально-экономическая обусловленность государственных и правовыхявлений, но и возрастающее влияние последних на экономику, социальную идуховную жизнь общества.
Предметомнауки теории государства и права служат многостороннее и сложное взаимодействиеобщества и государства, роль и место государства и права в политической системеобщества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, нои представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое ииндивидуальное политическое и правовое сознание.
Единствопредмета теории государства и права обусловливается ее практическим инаучно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг сдругом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, аединая наука. Но оставаясь целостной наукой, она подразделяется на двеотносительно самостоятельные структурные части: теорию государства(государствоведение) и теорию права (правоведение).
Именно отмеченные единство и дифференциация позволяютизучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, аправо — в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этомуглубленному и детальному анализу и государства, и права.
Предметом теории гос-ва и права являютсяосновные общие закономерности возникновения, функционированияи развития гос-ва к права. Данная наука изучает причины происхождениягос-ва и права, их формы и типологию, основные закономерности построениясистемы органов гос-ва и системы права, их функциональное воздействиена общественную жизнь. Особенности предмета теории гос-ва и правакак науки выражаются в следующем: 1. ТГиП изучает гос-ую и правовуюнадстройку в целом. Она обобщает опыт гос-го и правового строительствав обществе на всех этапах его развития. 2.Содержание предмета теориигос-ва и права составляют не любые, а основные общие закономерностигос-ва и права, в которых проявляется их сущность и социальное значениедля всей общественной жизни. 3.Предмет теории составляют гос-во и правов их единстве. Почему и гос-во, и право изучаются в рамках одной науки?Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собойчастями надстройки общества и существовать изолированно не могут.Гос-во издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властнойдеятельности они не могут приобрести официальную форму регулятораобщественных отношений. С другой стороны, в нормах права гос-во получаетсвое юридическое оформление, его деятельность осуществляется толькона основе правовых норм, законов, которые определяют форму гос-гоправления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи, компетенцию,формы и методы гос-ой деятельности. Исходя из особенностей предметаданной науки можно сделать вывод о том, что ТГиП является: –общественной наукой,так как изучает такие общественные явления, как гос-во и право; -юр-йнаукой, изучающей только гос-ую и правовую стороны общественной жизни;–общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общиезакономерности развития гос-ва и права. Как и любая наука, ТГиП выполняет определенные функции,характеризующие ее теоретическое и практическое значимые дня прогрессивногопреобразования общественной жизни. 1.Познавательная функция выражаетсяв объяснении явлений и процессов гос-ой и правовой жизни общества. ТГиП не только изучает в обобщенном видегос-венно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессыее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этихпроцессов, определяет их сущность и содержание. 2.Эвристическаяфункция. ТГиП не ограничиваетсяпознанием и объяснением основных закономерностей гос-венно-правовойдействительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняяих тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями,она открывает новые закономерности гос-венно-правовой жизни общества.3.Прогностическая функция. ТГиП нетолько устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяетустойчивые тенденции к развитии изучаемых ею явлений. Она конструируетнаучные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права на основе адекватногоотражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемыхею гипотез проверяется практикой. ТГиП выполняет указанные функции применительно к предмету исследования,опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридическихнаук. Особенность функций теории гос-ва и права состоит в том, что ониосуществляются в форме общетеоретического мышления, котороелогическим путем выявляет причинные и функциональные связи гос-венно-правовыхявлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденномот исторических случайностей и отклонений виде.
5. Теории происхождения государства, их основныехарактер-ки
Существуетмножество теорий происхождения гос-ва и права. Такой плюрализм научных взглядовобусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех илииных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов Марксистская: наиболееполно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственностии государства». Для марксистской теории характерен последовательныйматериалистический подход. Она связывает возникновение государства с частнойсобственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.Разделение человечества на 2 класса — имущие и неимущие. Классы – большиегруппы людей, которые отличаются друг от друга по 4 критериям: занимают разноеместо на ступенях общественного производства, по разному относятся к средствампроизводства, разное отношение к распределению продуктов производства, разноеотношение к потреблению (количество и качество). Гос-во будет существовать,пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность вгос-ве. Ф. Энгельс: гос-во — это аппарат подавления одного класса другим,Ленин: гос-во- машина для поддержания господства одного класса над другим.После этого “обобществление” собственности. Отпадает необходимость в гос-ве.Гос-во будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельныеэксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением. Теологическая:гос-во — порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы,распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти понаследству, тесная связь между гос. и церковной властью. Концепциейутверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине,утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – ФомаАквинский. Органическая (Ч.Спенсер): все органы гос-ва связаныдруг с другом. Трудно найти истоки возникновения гос-венности. Всё здесьподвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом. Психологическая (Петржевский): индивиду свойственно жить в группе,жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то. Патриархальная(Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха— естественное продолжение власти отца(патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает ихпослушание. Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ееактивно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К.Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший типгосударственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, небез влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековаятрадиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность,способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традицияантидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрываетуверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность,ответственность за судьбу своей страны.
. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственнопорабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин,некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создатьаппарат, схожий с гос-вом. Внутр.насилие – порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата– будущего гос-ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих инеимущих. По мнению представителей даннойтеории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментоморганизации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становитсямощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороныдругих сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшемразвитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, ворган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теориябыла воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая(естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в силуест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключаютустный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов,обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право.Порядок обеспечивается насильственным аппаратом.
Учение о государстве Гегеля.Своеобразнуютеорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкойклассической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основевсех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежитабсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум»,«мировой дух»).
В своемпроизведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализмакритикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугуРуссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, помнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей,между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумноеначало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
Будучиобъективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи,из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том,что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности исобственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно неслужит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшаяформа реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а являетсяабсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, ононе средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеетвысшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — бытьдостойным членом государства.
Гегельотвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из негоидею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересынарода, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но незнает даже того, чего он хочет сам.
Такимобразом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорногопроисхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а вконечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.
Мононормы– в догос.состоянии правила на все случаи жизни. Обеспеч-ся обществен. влиянием, осуждением
6. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы, их соотношение.
Историческийтип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во наопределенном этапе его развития. Типология – способ научного познания,заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. ВТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признаютсущественными различные приз-ки. Формационный подход, цивилизационный подход,западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношениймежду гос. вл. и индивидом. П о этому признаку выделяют 2 типа гос-ти:демократия (если индивид активно участвует в создании правопорядка) иавтократия (наоборот). Подобную трактовку дает амер. профессор Макайвер. Онделит все гос-ва на 2 типа:1. династические (антидемократические), где общаяволя (гос-я) не выражает волю большинства населения,2. демократические, вкоторых гос. вл. отражает волю всего общества или большинства его членов, вкоторых народ либо непосредственно правит, либо поддерживает прав-во. В первуюгруппу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а такжепсевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуютсяпривилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, вкоторых отношения между властью и гражданином строятся на началахсправедливости и взаимной ответственности, где гос-во обеспечивает человекумаксимальную свободу и процветание. В ТГП существенное значение имеет формационный подход. Суть его втом, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории какестественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций,каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный типгос-ва. Общественно-экономическая формация – это исторический типобщества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий какважнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономическойформации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способапроиз-ва: рабовладельческий (исторически первая гос-но классовая организ-яоб-ва, кот. яв. организацией пол.вл. господствующего класса. Важнейшая ф-ция –защита собственности рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудиеклассового господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословныхпривилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства),капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных отнош-й,основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр. независимостирабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-те соц. рев-ции.Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва,предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возник-ясоц-го типа гос-ва предполагается отмирание гос-сти как таковой.), кот.харак-ют гос-во.(коммунистич-й и общинный – не гос., а общественный способыпроизводства). Пример социалистического гос-ва – Куба. На основанииформационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типовгос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,застойность) Дополнительные признаки 2. уровеньразвития производительных сил, 3. характерпроизводственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г.Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-тесмены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем.Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр.
явлениях.Данный подход б. научно обоснован К.Марксом, Ф, Энгельсом, В.Ленином. (выделяютпереходное гос-во, кот. возникает в рез-те нац.-освобод. борьбы зависимыхнародов и опирается на разнотипные производ-е отнош-я с преобладаниемпримитивных форм собст-сти. По мере преобладания господствующих формсобственности они должны примкнуть к опред-му историческому типу гос-ва.) Т.о.гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к экон-му базису. Все гос-ва – организациипол-й вл. господствующего к