1. Предмет, методология и место теории государства и права в системе общественных наук.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.
ПРЕДМЕТ: возникновение государства и права; смена их исторических типов; развитие их сущности; эволюция форм государства и права; построение системы органов государства и системы права; осуществление функций государства и права; пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты; укрепление принципов демократии, законности и правопорядка; развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества; соблюдение, исполнение, использование и применение норм права; развитие юридической науки теории государства и права.
МЕТОДЫ:
1.Всеобщие (философские, мировоззренческие, выражающие наиболее универсальные принципы мышления): метафизика (гос-во и право вечно неизменные институты); диалектика материалистическая (появление гос-ва и права связано с социально-эконом. изменениями, появл. частной собствен., раздел. общ-ва на классы) и идеалистическая (объективный идеализм — появл. гос-ва и права с божеств. силой, субъективный — с сознанием человека).
2.Общенаучные (применяются на отдельных этапах): анализ (разделение гос. правового явления на отдельные части); синтез (условное объединение частей при изучении явления); системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей в нём); функциональный подход (выяснение функций одних социальн. явлений по отношению к другим).
3.Частнонаучные: социологический (анкетирование, интервью); статистический (количественные показатели явления); кибернетический.
4. Частноправовые: формально-юрид. (юр. понятия, их признаки, классификация, содержание); сравнительно-юридический (сопоставление различные систем).
ФУНКЦИИ: онтологическая (суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право), гносеологическая (выработка научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий), эвристическая (новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов), прогностическая (предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности), методологическая (создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках), идеологическая (приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов), организационно-прикладная (преобразование государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем).
НАУКИ: 1) технические (например, механика); 2) естественные (например, физиология); 3) гуманитарные (или, как их еще называют, общественные, например, экономика).
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. Обобщающая – ТГП.
ВИДЫ юр. наук: теория государства и права; историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.); прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).
2. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.
Государство — политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Государство: существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти), возникло как социальный институт (как продукт общественного развития), на определенном этапе развития общества (когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения), под влиянием целой системы факторов.
ТЕОРИИ: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия – 3-4 век до н.э.) — во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя
Афины(классической формы возникновения Г. – 1 век до н.э.) — две революции, на протяжении одного столетия привели к старого родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью — патрициями.
Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
3. Общие предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
ПРЕДПОСЫЛКИ: экономические, социальные, политические.
Экономические: «неолитическая революции» (экономика присваивающая сменилась производящей, выделение скотоводства, ремесла, торговля -10-15 тыс. лет назад) => рост производительности труда => перераспределение излишков => социальное неравенство, классы => государство для интересов экон. господствующего класса.
Социальные: запрет инцеста => от родовой к семейной общине => частная семейная собственность => социальное неравенство, классы => государство для интересов экон. господствующего класса.
Политические: внутриполитические (с разрушением родовых общин и усложнением хоз. деятельности возникла потребность в новом механизме социального регулирования), внешнеполитические (расселение людей, борьба за лучшие земли).
Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государствопо отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.
Право как социальный институтвозникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права — без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
4. Понятие, признаки и сущность государства.
Государство – суверенная организация публичной политической власти в обществе, действующая на определенной территории, обладающая государственным аппаратом, системой права и финансовой основой для осуществления своих функций.
СУЩНОСТЬ Г. проявляется в том, в чьих интересах осуществляется государственная власть.
Два основных подхода: классовый и общесоциальный.
Классовый подход — государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса (государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства)
Общечеловеческий (или общесоциальный) подход — государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии).
Возможны и другие подходы – религиозный (в интересах опр. Религии – Ватикан, Пакистан, Иран), национальный (в интересах национальности – Латвия, Эстония), расовый (ЮАР).
ПРИЗНАКИ государства: территориальная организация (собственная + квазитерритория), население (граждане, без гражданства, иностранцы), всеобщая власть (на всей территории, госаппарат, отделена от общества как система управления), суверенитет (верховенство гос. власти на территории и независимость за пределами территории), система права, правоохранительные органы и вооруженные силы, финансовая основа, гос. символика, единое экономическое пространство, единое информационное пространство.
5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.
Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
ПОДХОДЫ: формационный и цивилизационный.
ФОРМАЦИОННЫЙ — главным критерием выступают социально-экономические принципы (общественно экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) по этому подходу явл. решающим фактором общественного развития. Базису соответствуют и надстроечные элементы: гос-во и право. В зависимости от типа эконом. базиса выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы Г. Достоинство: учитывает поэтапность, смену типов гос-в, продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на об-во. Недостатки: запрограммирована, прямолинейна, не учитывает конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ: типология производится на основе конкретно-географических, культурно-национальных, религиозных, специально юр.и иных признаков. В соответствии с этим выделяют:1) национально-правовые системы(это конкретно-историческая совокупность права, юр. практики и господствующей правовой идеологии отдельного гос-ва). 2)правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры, исторического пути его формирования). Различают семьи: романо-германскую (семью континентального права); англосаксонскую (семью общего права); религиозную (семью мусульманского и индусского права); традиционную (семью обычного права). Достоинство: выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, кот. определённо характеризуют Г. Недостатки: её представители недооценивают роль социально-экономич. факторов; дают типологию не Г., а общества (а Г. – только политическая часть общества).
Романо-германская (Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.): иерархическая система источников писаного права, формирует право законодатель, правоприменитель — точно реализует общие нормы, конституции, кодификация актов, подзаконные нормативные акты, деление на отрасли и публичное и частное, на первом месте — права человека и гражданина.
Аглосаксонская (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.): источник права — судебный прецедент; формирует право суд, на первом месте — права человека и гражданина, нет кодификации и отраслей; главенствующее право – процессуальное, а не материальное.
Религиозная (Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.): творец права – Бог, источники права — религиозно-нравственные нормы и ценности (Коран, Сунна, Веды), тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; нет деления на отрасли, частное и публичное, законодательство вторично.
Традиционная:(Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока): архаичность, источники права - обычаи и традиции, кот. регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; судебная власть руководствуется идеей примирения, юридическая доктрина несущественнане играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.
6. Понятие и виды функций современного государства. Формы и методы осуществления государственных функций.
ФУНКЦИИ – основ. направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним задач.
Их нельзя отожествлять с целью (то, к чему стремится гос-во); задачами (цель и средства её достижения); ф-ями отдельных органов (предназначены для решения опред. задач). Функции гос-ва охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность гос-ва, их осуществлению подчинена работа каждого органа.
Делятся:1) От продолжит.- на постоянные(осуществляются на всех этапах развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой задачи); 2) от значения на основные и не основные;3)по сферам распространения на внутренние и внешние.
Внутренние — это основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутрен.задач: 1) охрана прав и свобод закреплена в Конст. ст.2. 2) экономическая -гос-во должно обеспечивать эконом. рост прежде всего посредством налогов, кредитов, льгот; 3)социальной защиты — приоритетное направление — забота о пенсионерах, инвалидах, детях, а также здравоохранение, поддерживать жилищное строительство; 5) экологическая — обеспечивать своим гражданам нормальную среду обитания, посредством з-нов о природопользовании. 6)культурная -поддержка развития культуры, литературы, музыки.
Внешние–основ. направления деятельности гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач: 1)обороны -поддерживать достаточный уровень обороноспособности об-ва, для защиты суверенитета и территориальной целостности. 2)поддержание мирового порядка- деятельность по предотвращению войны, неприменения оружия массового поражения; 3)сотрудничество с др. гос-вами — развитие эконом., политичес. И др.связей.
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ: 1) правотворческая (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства); 2)правоприменительная (деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера); 3)правоохранительная (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: 1) организационно-регламентирующая (обеспечение функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями); 3)организационно-идеологическая (повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению).
МЕТОДЫ: убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.
7. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
ЭЛЕМЕНТЫ: 1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением) — монархические и республиканские; 2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) — унитарные, федеративные и конфедеративные; 3)политический режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти) — демократический и антидемократический.
8. Понятие и виды форм правления.
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
ФОРМЫ: монархия (власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения) и республика (выборность власти; ограниченность срока полномочий власти; зависимость от избирателей).
ВИДЫ МОНАРХИИ: абсолютная (во главе – монарх, Саудовская Аравия, Бруней) и конституционная (наряду с монархом носителем суверенитета выступают высшие гос. органы, Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
ВИДЫ РЕСПУБЛИК: президентская (президента выбирает парламент или народ, он назначает правительство, имеет право вето, не может распускать парламент — США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия), парламентская (правительство формируется зак. органом, парламент может вотум недоверия правительства в целом, президент – формальный глава, руководитель правительства – реальный глава) и смешанные (двойная ответственность правительства — перед президентом и парламентом, президент и парламент избираются народом, главой – президент, он назначает главу правительства и министров, парламент утверждает бюджет и может вотума недоверия праительству).