МЕЖДУНАРОДНЫЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ СОВЕТ
На правах рукописи
ИБРАГИМОВ ИБРАГИМ МАГОМЕДМИРЗАЕВИЧ
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
/ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН /
Специальность 12.00.02 — конституционное право;
государственноеуправление;
административное право;
муниципальное право.
Диссертацияна соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель:
доктор юридическихнаук,
профессор А.М. Халилов
Москва –1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-3» Введение 3-14
Глава 1. Становление, развитиеи правовой статус РеспубликиДагестан PAGEREF _Toc439786045 h 15-53
§ 1. История становления и развития государственности РеспубликиДагестан в составе РСФСР. PAGEREF _Toc439786046 h 15-36
§2. Правовой статус Республики Дагестан на современномэтапе PAGEREF _Toc439786047 h 37-53
Глава II.Государственно-правовые признаки Республики Дагестан как государства насовременном этапе, и пути совершенствования и повышения правового статуса РеспубликиДагестан PAGEREF _Toc439786048 h 54-160
§1. Государственно-правовые признакиРеспублики Дагестан как государства на современном этапе PAGEREF _Toc439786049 h 54-77
§2. Пути совершенствования государственно-правовых признаковРеспублики Дагестан на современном этапе – повышение правового статусаРеспублики Дагестан PAGEREF _Toc439786050 h 78-160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc439786051 h 161-167
Список использованнойлитературы PAGEREF _Toc439786052 h 168-176
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.С принятием в 1993 году КонституцииРоссийской Федерации изменилось правовое положение субъектов Федерации, котороенеобходимо расценивать как дальнейшее расширение их полномочий и приобретениеими нового конституционно-правового статуса.
Вопросыправового положения субъекта Федерации являются сложными для любой федерации и важными в науке государственного права.«Соотношениеполномочий, составляющих федерацию образований и федерального центра, без сомнения,является вопросом ключевым для любой федерации»1.
В диссертации предпринята попытка с современныхсоциально-политических условий проанализировать государственно-правовую природусубъекта Российской Федерации, исследовать проблемы дальнейшего повышенияправового статуса субъекта Федерации посредством решения задач совершенствованиягосударственно-правовых признаков субъекта Федерации на примере РеспубликиДагестан. При этом необходимо учитывать, что Российская Федерация всоответствии с Конституцией РФ 1993 г. является Федерациейконституционной. В ст.65 Конституции РФ дается конкретный перечень субъектовФедерации (в количестве 89).Все субъекты Российской Федерации «находятся» в ее составе, а не «образуют»саму федерацию».
Оптимальное соотношение полномочий федерального центраи субъектов, образующих Российскую Федерацию, необходимо не только с точкизрения соблюдения и защиты прав и свобод человека, но и как условие обеспечениясуществования действительного федеративного государства.
Любые крайности чреватынегативными последствиями. Так, чрезмерная централизация полномочий вфедеральном центре может привести к унитарному государству, а чрезмерноерасширение полномочий субъектов федерации может привести к ее распаду или преобразованию в конфедерацию.
Актуальным являетсяисследование и развитие теоретических положений, связанных с отнесением впервые кгосударственно-правовым признакам Республики Дагестан: государственных языков РеспубликиДагестан; международной правосубъектности; республиканских налогов, какэлементов характеризующих конституционно-правовой статус РД.
Наиболее актуальнойпроблемой является и дальнейшее совершенствование государственно-правовогостатуса Республики Дагестан. Проблемы совершенствованиягосударственно-правового статуса субъектов Федерации есть проблемы укрепленияцелостности и государственного единства Российской Федерации. В этом плане вдиссертации рассматриваются действующие федеральные и республиканские правовыеакты. На предмет приведения Конституции Республики Дагестан в соответствие сКонституцией РФ, а также по дальнейшемусовершенствованию Конституции Республики Дагестан — как государственно-правовогопризнака республики, внесены конкретные преложения-рекомендации, предложеныконкретные варианты редакций статей Конституции Республики Дагестан. В целях дальнейшего совершенствования КонституцииРеспублики Дагестан на базе развития исовершенствования Конституции РФ, также внесены предложения по дальнейшемусовершенствованию Конституции РФ.
Дальнейшее расширениесамостоятельности субъектов Федерации, возможно, но лишь до разумногопредела, критерием которого выступает качество государственного суверенитета. Государственнымсуверенитетом в полном смысле словавправе обладать только Россия1.
В числе проблем,обусловленных становлением Федеративного государства особую актуальностьприобретает проблема реформирования органов государственной власти — учреждениепоста всенародно избираемого Главы республики и создание двухпалатной структурыпарламента.
Изложенное выше потребовалиот отечественной науки выработки новых теоретических положений и способовреализации их на практике.
Таким образом, потребности теории и практики,современного состояния государственного строительства, необходимостьсовершенствования и гармонизации федеративных отношений, укрепление основ федерализма, а такженеобходимость осмысления новогоправового статуса Республики Дагестан идальнейшего его совершенствования, обусловлена актуальность предпринятого исследования.
Предмет цели и задачи исследования. Предметом исследования являются анализгосударственно-правовой природы субъекта Российской Федерации, становление,развитие, правовой статус Республики Дагестан, как субъекта РоссийскойФедерации, пути повышения правового статуса Республики Дагестан на современномэтапе. Такой выбор объясняется следующими причинами:
во-первых, существеннымизменением правового статуса на протяжении истории становления и развитиягосударственности Республики Дагестан;
во-вторых, изменениемхарактера Федерации;
в-третьих, необходимостьюрешения проблем эффективности организации государственной власти РеспубликиДагестан, приспособленной к специфике региона;
в-четвертых, необходимостьювыработки государственной политики (программы), которая целью ставила быдальнейшее повышения правового статуса
субъектаФедерации- Республики Дагестан, укрепление Федерации в целом.
Цельдиссертационного исследования заключается в правовом анализе теоретических ипрактических предпосылок формирования концепции и конкретных предложений по совершенствованиюправового статуса Республики Дагестан, как субъекта РФ, совершенствованияфедеративных отношений, укрепление целостности и единства Российского Федерации
Цель исследования достигается посредством постановки и решения следующей группы задач :
1. на основе изучения опыта национально-государственногостроительства Республики Дагестан в процессеисторический эволюции выявить и показать основные тенденции и направления государственного строительства РеспубликиДагестан, его государственно-правового статуса;
2. уточнить государственно-правовые признаки РД насовременном этапе, и раскрыть их понятие и сущность;
3. выявить, обобщить и обосновать правовые аспекты,характеризующих государственно-правовой статус РД на современном этапе;
4. провести сравнительно-правовой анализ действующих Конституций Российской Федерации и РеспубликиДагестан, с целью выработки предложений по приведению Конституции РД всоответствие с Конституцией РФ, а также выработать предложения по необходимостисовершенствования Конституции РФ, в первую очередь, норм закрепляющих федеративные отношения, в целях дальнейшегоразвития и совершенствования Конституции РД, как государственно-правового признакаРД.
5. выработать и обосновать предложения по реформированиюсистемы органов государственной власти Республики Дагестан.
Методологическаяоснова. Настоящее исследование основано на методах научного познания общественныхявлений и процессов ( системного подхода, диалектики, синтеза и анализа,индукции и дедукции, социологического анализа), а также на частнонаучныхметодах: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический,историко-юридический, лингивинистический и сравнительного правоведения.
Их применение позволило диссертанту исследовать избранную тему целостно и всесторонне,во всех ее взаимосвязях.
Разработанностьтемы исследования. Проблемам государственно-правовой природы субъектов РоссийскойФедерации, их правового статуса, проблемам совершенствования форм организациигосударственной власти, и Конституций- как государственно-правовых признаковреспублик в составе РФ посвящены ряд интересных работ. Большой вклад в развитиеданного направления научных знаний внесли отечественные исследователи:Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Р.Ф., Авакьян С.А., Алексеев С.С., Баглай М. В., Венгеров А.Б., Гамзатов Я.Б., Губаева Т.В.,Еникеева З.Г. Зиновьев А.В., ИиконицкаяА.И., Казанчев Ю.Д., Каппаров Г.М., Керимова Д.А., Кобец Н.Г., Кокотов А.Н., КолесниковЕ.В., Комарова В., Коркмасова К.Д., Крылов Б.С., Кряжков В.А. Кутафина О.Е.,Маликов М.К., Муксинов И.Ш., Омаров А.Р., Пискотин М.И., Полянский И.,Ржевский В.А., Садыки М.А., Саликов М.С., Страшун В.А., Стрекозов В.Г.,Спиридонов Л.И., Тадевосяном Э.В., Тихомиров Ю.А., Умнова И.А. Халилов А.М.,Хропанюк В.Н., Чернобель Б.Г. Юнусов Ю. и др.
Следуетотметить, что труды указанных ученных, не в полной мере затрагивают комплекспроблем конституционного развития субъектов Российской Федерации, в том числе ирегиональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – РеспубликиДагестан. Некоторые исследования отмеченных и других авторов проводились допринятия Конституции РФ 1993г., предусматривающей принцип многообразия форм организациипубличной власти в регионах, и право республик, в составе РФ самостоятельно, всоответствии с Конституции РФ принимать и изменять республиканские конституции.
Помимотеоретических исследований источниками настоящей работы стали политико-правовыеакты и их проекты; законы СССР, РСФСР, РФ, ДАССР, Республики Дагестан и другихсубъектов РФ как действующие, так и утратившие силу; а также международныедоговора, конвенции, соглашения.
Дляобоснования некоторых выводов привлечены архивные материалы, сведения изпериодической печати, данные статистики.
Научная новизна диссертации заключается в том, что настоящееисследование является одним из первых попыток комплексного исследования проблемконституционного развития Республики Дагестан на современном этапе, проблемизменения и совершенствования Конституции РД, реформирования органовгосударственной власти в новых социально-политических условиях, условияхформирующейся новой модели федеративных отношений в России.
Полученные входе исследования результаты позволяют вынести на защиту следующие положения,практические выводы, предложения и рекомендации.
1.Рассматриваяв диссертации в процессе исторической эволюции государственно-правовые признакисубъекта РФ-Республики Дагестан, помимо тех, которые обычно исследователипридерживались, автором показаны, что к государственной правовым признакам РДтакже относятся: государственные языки РД, международная правосубъектность,республиканские налоги, т.е. они являются элементами, характеризующими государственно-правовойстатус РД.
2.Характеризуя законодательство Республики Дагестан, какгосударственно-правовой признак РД на современном этапе, автором обоснованыпреимущества принятия в Республике Дагестан новых для республики видов законов какреспубликанские конституционные законы и кодексы. В Республике Дагестан непринят ни один кодифицированный законодательный акт (кодексы). В Республике Дагестан могли бы издаватьсяреспубликанские конституционные законы (РКЗ), направленные на обеспечениестабильности органов государственной власти (О Конституционном Собрании РД; Овыборах Главы государства (Республики ) и т.д .
3. Характеризуягосударственный суверенитет РД, как государственно-правовой признак, авторпридерживается сторонников идей ограниченного суверенитета субъектов РФ, и порезультатам исследования сделан следующий вывод: «Двухуровневому конституционному законодательству изаконодательству вообще, двум уровням института Главы государства /РД — государство/ и органам государственной власти, федеральным налогам и налогамсубъекта федерации, праве субъекта федерации иметь свою /в определенной мере/ судебную систему - Конституционный Суд и мировые судьи, единому двухуровневому гражданствуи территории, международной правосубъектности, самостоятельной символике (герб,гимн, флаг, столица), и наличию нескольких государственных языков субъекта РФ –Республики Дагестан, соответствует определенный, хотя и ограниченный — суверенитеткакусловие действительности и действенности других государственно-правовыхпризнаков РД».
4.Исследуя вопросыгражданства республик в составе РФ, диссертантом показана, что гражданствореспублик в существующем виде имеет скорее символическое, чем юридическоезначение. В соответствии со ст. 2 Закона о гражданстве «Граждане Российской Федерации,постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации,являются одновременно гражданами этой республики». В ст.6 Конституции РФзакреплено, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии сфедеральным законом, является единым и равным, независимо от основанийприобретения. Как видно, имеется определенная коллизионность норм ст. 2 Законао гражданстве и Конституции РФ/ст.6/. Проблемными являются регулирование вопросов гражданства республиками,поскольку в соответствии со ст.71 п. «в» Конституции РФ вопросы гражданства РФнаходятся в исключительном ведении РФ. В связи с этим возникает вопрос, в какихпределах республики в составе РФ могут принимать нормативно-правовые акты повопросам гражданства; во-вторых, в соответствии с п.4 ст.5 Конституции РФ всесубъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Всвязи с этим влияет ли на это равноправие положение о гражданстве, котороепризнается за республиками и другими субъектами, за которыми не закрепленосамостоятельное «областное», «краевое» гражданство.
Поскольку республикиявляются государствами, невозможно доказать наличие государства, в которомотсутствует гражданство. В пользу этого тезиса говорит и С.А. Авакьян «В научном плане, также, нелегко доказать, чтоможно быть государством и при этом не иметь гражданства.»[1].
Единое двухуровневоегражданство соответствует федеративному характеру государства. Поэтому вопросыгражданства необходимо из ст.71 Конституции РФ «трансформировать» в ст.72Конституции РФ, т.е. отнести к совместному ведению РФ и ее субъектов. В этомслучае республики могут иметь более конкретный предмет регулирования повопросам гражданства. Кроме того, при наделении республик правомприема и прекращения гражданства республики, хотя бы с последующим утверждениемэтих решений на федеральном уровне, либо самостоятельно, по определеннымкатегориям людей, реальным содержанием наполнился бы институт гражданствареспублик. Следует отметить, что таким правом республика обладала до 1938г,хотя бы в отношении ограниченного круга лиц.
5. В диссертации показаны,что в Конституции РД, которая является государственно-правовым признаком РД, недолжны содержать нормы о государственном суверенитете, верховенстве республиканскихзаконов, право приема и прекращения гражданства, которое не влечет изменение гражданстваРФ, которые не соответствуют нормамКонституции РФ. В целях приведения Конституции РД в соответствие с КонституциейРФ, автором предложены конкретные редакции указанных и других статейКонституции РД, всего более 10 случаев.
6.В целях дальнейшегоразвития и совершенствования КонституцииРеспублики Дагестан на
базе совершенствования и развития Конституции РФавтором предлагается устранить явные несоответствия между различными статьямиКонституции РФ: 71 и 72 Конституции РФ, в которых одни и те же вопросыотносятся к компетенции Федерации и ксовместному ведению РФ и ее субъектов; договорное распределение полномочий (ст.11 Конституции РФ), которым нарушается равенство субъектов; необходимопреодолеть противоречия между ст.71 и 136 Конституции РФ, согласно (п «а» ст.71) которой внесение изменений в Конституцию РФ является исключительной компетенцией РФ, и ст.136 Конституции РФ, согласно которой поправки кглавам 3-8 Конституции РФ принимаются после одобрения не менее чем 2/3 органов законодательнойвласти субъектов РФ; Поскольку последнее необходимо расценивать каксущественное повышение правового статуса субъектов Федерации, автором сделанвывод о целесообразности «трансформировать» полномочия, предусмотренные в п «а» ст.71 КонституцииРФ, в ст.72 Конституции РФ, т.е. передать упомянутые полномочия из ведения РФ всовместное ведение РФ и ее субъектов.
Всегоавтором внесены всего 9 предложений осовершенствовании конституционных положений, в первую очередь в сферефедеративных отношений, поскольку проблемы совершенствования федеративныхотношений- есть вопросы укрепления единства Федеративного государства.
7. Рассматривая вопросы дальнейшего повышения правового статуса РД,автором предложена и обоснованацелесообразность отнесения к вопросам совместного ведения уголовного,уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. Это далабы возможность:
— принимать соответствующее республиканскоезаконодательство;
— отправить правосудие именем Республики Дагестан;
— принимать решения об объявленииамнистии и помилования в отношении лиц, которые осуждены судами в РеспубликеДагестан и /или/ отбывают наказание висправительно-трудовых учреждениях в РД (в связи с юбилеем образования РД в составе России; в связи с юбилеемКонституции Республики Дагестан; в связи с юбилеем окончания локальных боевыхдействий и в отношении лиц, участвовавших в восстановлении конституционногопорядка и ликвидации последствий этого) ; и т.д.
Затронутый вопрос имеет своюактуальность не только в научно-теоретическом плане, но и в практическом плане.
Так, вопросы требующие безотлагательного разрешения, к примеру, обуголовно-правовом запрете ваххабитской ииной экстремистской деятельности в Республике Дагестан, длительное время не находятсвоего законного разрешения. Обусловлено это сложной процедурой внесенияизменений в УК РФ – вхождением в парламент РФ в порядке законодательнойинициативы, с одной стороны, и «пропускной способностью» парламента РФ вслучае одновременности законодательныхинициатив со стороны многих субъектов Федерации – с другой стороны. Такие проблемы не являютсяединичными.
Необходимо отметить, что по Конституции 1921 г. в области государственного строительства к компетенцииреспублики относились: общегосударственное законодательство,судопроизводство; гражданское и уголовное законодательство;
8. По результатамисследования проблем реформирования органов государственной власти, в диссертациипоказаны преимущества учреждения поста- всенародно избираемого ГлавыРеспублики, по результатам чего сделанывыводы:
Избрание главыгосударства на всенародных выборах повышает роль, значение, авторитет,ответственность и независимость института высшего должностного лица республики(Президента, Председателя). Это будет способствовать повышению эффективностиосуществления функций государства, оперативному и своевременному разрешениювопросов государственного значения, требующих безотлагательного рассмотрения.
Всенародно избранныйглава государства (Президент РД) как гарант Конституции и соблюдения прав исвобод человека и гражданина может способствовать надлежащим образом укреплениюзаконности, правопорядка, единства дагестанского народа, правильномурегулированию национальных отношений, согласованной деятельности органовгосударственной власти, местного самоуправления.
9. Рассматривая проблемусоздания двухпалатной структуры парламента РД, автором показан, что посколькувсе « конституционно- обозначенные» коренные народы Дагестана признаны малочисленными,то их представительству наибольшей степени соответствует двухпалатная структурапарламента РД. Двухпалатная структура парламента обеспечила бы участие всехнародов (посредством их представительства в парламент) в управлении деламигосударства, участии при реализации законодательных и контрольных функцийпарламента. Это и есть расширение демократии всфере национальных отношений и законотворчества.
Автором высказывается мнениев защиту двухпалатной структуры парламентаРеспублики Дагестан, которая способна эффективно разрешать разногласия междуразличными национальными и социальными группами. Будучи представлены в палатах,эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью,снятию остроты политических и региональных противоречий, тем самым способныобеспечивать и стабильность в республике.
Практическая значимость исследования.Выводы, положения, предложенияи рекомендации, сформулированные в диссертационной работе могут бытьиспользованы :
— в качестве одной из основ для последующих научныхисследований
в рассматриваемой области,для преподавания учебного курса ( спецкурса) конституционного права;
-в деятельности законодательных и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации при разработке законопроектов и при проведениемероприятий по реформированию органовгосударственной власти;
-в практике государственных органов, занимающихся (илиинтересующихся ) вопросами федеративныхотношений;
-Конституционными комиссиями при подготовке поправок в Конституцию РФ, вКонституцию РД и других субъектов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положенияи практические выводы отражены автором вотдельных публикациях, в частности, в монографии[2],также докладывались на совещаниях, научно-практических конференциях.
Материалы диссертационногоисследования используются студентами ВУЗов и практическими работниками.
Внедрение результатовисследования подтверждаются официальными актами, издаваемыми органамигосударственной власти РФ и РД по затронутыми высказанным автором в диссертации проблемам совершенствования регулирования правовогоположения субъекта Российской Федерации.
Работа выполнена и обсужденана заседании Международного аттестационного совета.
Структура диссертацииобусловлена основными целями, задачами исследования иобъемом работы и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа,заключения и библиографии.Глава 1. Становление, развитиеи правовой статус Республики Дагестан.§ 1.История становления и развития государственности Республики Дагестан в составеРСФСР.
В 5 – 10 веках натерритории Дагестана существовали государства, которые представляли собой формы раннефеодальнойгосударственности, как то: Баб-ал-авбаб (Дербент), Лакз (Южный Дагестан),Табасаран, Хайдак (Кайтак), Гумик (Кумух), Зирехгеран (Кубачи), Серир (Авария),Карах (Уркарах), Филан.
В своем развитии этигосударственные образования претерпевали изменения: распадались на более мелкиевладения, которые потом нередко объединялись. Эти государства сыграли значительнуюроль в социально-политической жизни народов Дагестана. В течение ХI– XVIIIв.в., как и раньше, и позднее – доХХ века, Дагестан не был единым государством, на его территории существовалилишь разрозненные государства: нуцальство Хунзахское, шамхальство Казикумухское, уйцимийство Кайтагское и др.1
Становление иразвитие Дагестанской АССР (Республики Дагестан ) началось в 1921 г., с победой Октябрьской революции, хотя предпосылки этого создавалисьпосле свержения буржуазно-помещичьего строя.
Самым первымдокументом Советского государства было принятое 26.10.1917 г. IIВсероссийским съездом Советов обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам». Внем было провозглашено, что Советская власть «обеспечивает всем народам,населяющим Россию, подлинное право на самоопределение»2 .
Важное значениедля проведения мероприятий в области национально-государственного строительстваимела «Декларация прав народов России», принятая Правительством России 2 (15)ноября 1917 г. В Декларации были провозглашены принципы понациональному вопросу /равенство исуверенность народов России; право народов на самоопределение; отмена национальныхи национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитиенациональных меньшинств, населяющих Россию/ 1.
И на современномэтапе указанные принципы сохраняют свою актуальность.
20 ноября 1917 г. Совнарком Российской Республики принял «Обращение ко всемтрудящимся мусульманам России и Востока», обращаясь к мусульманам России,татарам Поволжья и Крыма, сартамСибири и Туркестана (казахам, узбекам туркменам и др.), туркам и татарамЗакавказья и горцам Кавказа (дагестанцам, ингушам, черкесам и др.), СоветскоеПравительство заявило: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные икультурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайтесвою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете на это право»2.
IIIВсероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г.,одобрил национальную политику Российского Правительства, направленную на проведениев жизнь принципа самоопределения народов, и выразил убеждение в том, что«дальнейшие шаги Советской власти в этом направлении будут способствоватьпревращению бывшей Российской империи, удерживавшей в своих пределах отдельныенародности угнетением и насилием, в братский союз свободно соединившихся на федеральныхначалах советских республик России»3.
Первая СоветскаяКонституция – Конституция РСФСР 1918 г. — закрепила правонационально-территориальных государственных образований объединиться вавтономные союзы, входящие в Россиюна началах федерации. Так, ст.11 Конституции РСФСР 1918 г. гласила: «Советы областей, отличающихся особым бытом инациональным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, воглаве которых, как и во главе могущих быть образованными областных объединенийвообще, стоят областные съезды Советов… Эти областные союзы входят на началахфедерации в Российскую Социалистическую Федеративную Республику».
В своем развитии ДАССР всоставе РСФСР прошла два этапа: переходный период от капитализма к социализму (1921-1937 гг.), период социализма (1937- конец 80-х — начало 90-х годов). Ныне Дагестан находитсяна 3-м этапе, но не в составе РСФСР, а в составе Российской Федерации.
В феврале 1917 года в России совершиласьбуржуазно-демократическая революция. В результате было свергнуто царскоесамодержавие, угнетавшее в течение длительного времени народы Дагестана идругих национальных окраин и областей Российской империи. Однако Временноеправительство, заменившее царское, не изменило существенным образом положениеДагестана и других национальных окраин, областей. Место царского губернаторазанял комиссар Временного правительства. А рядом с ним — местная буржуазия,аристократия. В Темир-Хан-Шуре был создан Областной исполнительный комитет.Возникли также мусульманский комитет в Петровске, милликомитет, отражавшие восновном интересы буржуазии, помещиков и состоявшие преимущественно из ихпредставителей.
Все эти учреждения былиликвидированы в ходе социалистической революции, начатой в Петрограде 25октября 1917 г.
Победившая в центреРоссии Октябрьская революция, исторические решения II, III Всероссийскихсъездов Советов не могли не вдохновить народы Дагестана в их борьбе заосвобождение от национально-колониального гнета русской буржуазии,эксплуатации со стороны местных феодалов, местной буржуазии.
Гражданская война,распространившаяся на всю территорию России, в том числе на Дагестан,препятствовала претворению в жизнь провозглашенных Советским правительствомРоссии принципов национально-государственного устройства, созданию национальнойили общей государственности освобожденных народов.
После окончаниягражданской войны и разгрома иностранных интервентов, в 1920 году, открыласьвозможность решения этих и других проблем национально-государственного строительства.
В октябре 1920 г. Кавказское бюро РКП (б) призналосвоевременным образование Дагестанской и Горской советских республик, типаБашкирской Советской Республики 1.
13 ноября 1920 гдля рассмотрения вопроса о созданиисоветской государственности у дагестанских народов, был созван съезд народовДагестана. На съезде присутствовало более 300 делегатов, представителейнародностей Дагестана, избранных свободно населением 2. На съезде выступалипредставители народов Дагестана, которые одобрили предложение об объявленииавтономии Дагестана. От имени кази-кумухского народа выступил председательДагревкома Саид Габиев, который подчер