Вопрос№ 61. Методология теории государства иправа.
Методология теориигосударства и права представляет собой систему особых приемов, принципов иметодов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развитиягосударственно-правовых явлений. Для теории государства и права свойственноналичие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способаисследования государства и права, а их системы, совокупности.
Ряд авторов (КоваленкоА.И., Лившиц Р.З., Чинчиков А.А. и др.) рассматриваютметодологию как многоуровневую систему средств и методов познания, выделяя вней следующие уровни:
·
·
· частнонаучныйуровень, применяемый в процессе познания особенностей отдельного объекта.
Высший уровень средств и методов познания в теориигосударства и права составляет набор парадигм (подходов) – логических моделейпостановки и решения познавательной задачи. Парадигма представляет собойсовокупность познавательных принципов и приемов отображения процессов вгосударственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модельтеоретического истолкования однотипной группы явлений). Парадигмавоспринимается представителем конкретной области знания в качестве образца истановится основой научной традиции.
Процесс познания государственно-правовых явлений предстает как процесссмены парадигм, в ходе чего происходило изменение отношения к объекту познания,смена исследовательских методов, целей, угла зрения. В границах тех или иныхшкол, направлений в социальной философии формировались следующие парадигмы:
· АврелийАвгустин, Фома Аквинский) – интерпретирует государство и право каксверхъестественное проявление Божественной воли;
· Боден, Ш.-Л. Монтескье) – истолковывает государство и правов контексте доминирующего влияния внесоциальных, природных факторов, как,например, климата, географической среды, врожденных качеств человека,инстинктов;
· Дюга (теория солидаризма),Е. Дюринг, К. Каутский (концепция насилия)) – природа государства и праваобъяснялась влиянием социально-экономических и социокультурныхфакторов.
В юридической науке были собственные парадигмы, стремившиесяинтерпретировать государственно-правовые явления как самостоятельные:
· нормативистскаяпарадигма (Х. Кельзен) – отстаивала идею права какпринудительного порядка, установленного государством;
· Гроций) – рассматривает государство как «совершенный союзсвободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», а право –как «то, что не противоречит справедливости»1;
· Савиньи)– интерпретировавшая государство и право как форму воплощения «народного духа».
————————
1 ГроцийГ. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право иправо народов, а также принципы публичного права. М., 1994. с. 52.
Недостаток парадигм заключается в упрощении сложнойсистемы государственно-правовых процессов. Достоинство парадигм заключается втом, что они указывают на связь юридических теорий с концепциями более высокогоуровня, в частности, философскими, социологическими, социокультурными,открывают возможность пользоваться их достижениями.
Именно из теорий более высокого уровня теория государства и права беретнаиболее общие принципы познания и логические приемы, позволяющие наиболее адекватновыражать природу и сущность государственно-правовых явлений. В совокупности онисоставляют набор универсальных познавательных средств, используемых всеминауками, а в частности, теорией государства и права. Среди них выделяютследующие принципы и общелогические методы:
Принцип историзма. Предполагает исследование процесса развитиягосударства и права во времени и пространстве. Данный принцип позволяет выявитьизменения, происходившие с государством и правом в конкретные периоды ихэволюции в различных странах.
Принцип объективности. Теория государства и права как наука должнастремиться к объективному отображению государственно-правовой действительности,закономерностей ее возникновения, тенденций развития.
Принцип плюрализма. Многозначность и многоликость государства иправа предполагают возможность их исследования с различных сторон, уважениеиной точки зрения. Данный принцип позволяет формировать всестороннеепредставление о государственно-правовых явлениях, создавать оптимальную системусуждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.
Принцип конкретности, благодаря которому достигается единствотеории и практики. Несмотря на то, что теория государства и права являетсяобщетеоретической наукой, свои обобщения и выводы она строит на основе точногоучета тех факторов и условий, в которых функционирует государство и право вконкретный момент.
Анализ. Процессреконструкции знания и формирования концепции предполагает использованиелогических приемов, с помощью которых общенаучные принципы применяются кисследованию реального объекта. Данный принцип позволяет разложить явление насоставные части и определить характер взаимосвязи между ними. (так, государствоможно представить как взаимосвязанные элементы территории, населения, публичнойвласти. Внутри государства можно выделить органы, функции, принципыформирования и функционирования).
Синтез. Представляет собойобъединение элементов и свойств в единое целое. На основе разрозненныхформальных признаков права (нормативности, формальной определенности,общеобязательности) создается общее представление о праве.
В теории государства и права используется индукция и дедукция, основанныена различных принципах мыслительной деятельности.
Индукция – предполагает при исследованиидвижение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичногоэлемента переносятся на всю систему ( на основе характеристики нормы праваможно сделать обобщенный вывод о системе права в целом).
Дедукция – предполагает исследование объекта в направлении отобщего к частному ( если известны определение и признаки правоотношения, томожно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права июридические обязанности).
Функцию средств непосредственного получения конкретных знаний в методологиитеории государства и права выполняют общенаучные методы. Они являютсяспособами познания, которые используются не только в теории государства иправа, но и в других науках:
·
·
· типологизациигосударственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах всопоставимые периоды, и на этой основе определение преимуществ и недостатковконкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т.д. этопозволяет установить границы и возможности перенесения зарубежного опытаправового развития в конкретный регион, государство;
· может быть эффективноиспользован при изучении различных сфер деятельности правовых игосударственно-политических институтов, результативности принимаемых имирешений, а также своевременности и надежности правового регулирования илиправовой охраны. Данный метод использует целый ряд приемов, среди которыхнаблюдение, эксперимент, интервьюирование для поискаоптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов вобласти проведения социально-правовых реформ, в области контроля надпреступностью. Данный метод состоит в исследовании государственно-правовойдействительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование,опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, проведениесоциально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованныерекомендации по совершенствованию законодательства и улучшениюправоприменительной практики.
· Позволяют получитьколичественные данные, характеризующие изучаемое явление. Данный метод применяется в ходе исследованиямассовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика,деятельность государственных органов и т. д; данныеметоды предполагают высокий уровень теоретических (логических) и историческихисследований государственно-правовых явлений.
Самостоятельную группу образуютспециально-юридические методы – приемы и средства познания, выработанныеобщей теорией права и используемыепреимущественно в юриспруденции:
·
·
·
Государственно-правовая сфера описывается с помощьюкатегорий – наиболее общих понятий, отражающих устойчивые внутренние и внешниевзаимосвязи. Среди категорий теории государства и права можно выделить:
·
·
·
Эти общие понятия используютсяво всех юридических науках, чем обеспечивается их единство.
Рассмотренные выше методы можно привести в общуюсистему, отраженную в таблице:
Частнонаучные (специальные) методы – приемы и средства познания, ориентированные на получение конкретного знания и применяемые преимущественно в юриспруденции
·
·
·
Общенаучные методы – средства непосредственного получения конкретного знания
·
·
· конкретно-социологи-
ческого исследования
·
·
Общелогические методы
Наиболее общие принципы познания
Подходы к исследованию государственно-правовой действительности
·
·
·
·
·
·
·
·
Парадигма – совокупность познавательных принципов и приемов отображения процессов в государственно-правовой сфере, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования однотипной группы явлений
·
·
· нормативистская
·
·
·
Вопрос № 1.Предмет теории государства и права.
Объектом общей теории права являются дваобщественных феномена – государство и право. Вместе с тем государство и право выступает объектом изучения другихобщественно-политических наук, таких как политология, история государства иправа, социология права и др. В отличиеот указанных наук общая теория права изучает государство и право вполитико-правовом (юридическом) аспекте и в меньшей степени касаетсяфилософских, политологических и социологических сторон.
Предмет теории государства и права составляют наиболее общиезакономерности возникновения, развития и функционирования государства и права иорганически связанных с ними иных социальных явлений и процессов, а такжесистему основных понятий юриспруденции. При этом в юридической науке одниисследователи предлагают ограничиться изучением закономерностей возникновения,функционирования и развития государства как механизма государственной власти, аправа – как системы правовых норм (Недыбайло П.Е.).Другие включают в предметную область правопознанияфилософское осмысление правовой действительности, специфические закономерностифункционирования правовых явлений и наиболее общие представления о системеправовых наук (Бабаев В.К.). При таком подходеутрачивается разграничение философии права, в рамках которой осмысливаетсяправо как таковое и его отличие от закона; теории права, предметом которойвыступает позитивное право, а также энциклопедии права, предметную областькоторой составляют сведения о юридичнских науках июридических категориях. В этой связи оправданным является мнение, что теорияправа как юридическая догматика основное внимание должна уделятьтехнико-юридической стороне права, так как направлена на подготовкуюристов-практиков.
В последнее время отчетливо прослеживаются две тенденции: перваявыражается в стремлении объединить в рамках общей теории права проблемыфилософии права, социологии права и специально-юридической теории ( АлексеевС.С., Лазарев В.В.), вторая проявляется в попытках размежевать теориюгосударства и теорию права в связи с тем, что государствоведениеи правоведение имеют разные объекты исследования ( Лившиц Р.Х., Венгеров А.Б.).
Обе тенденции являются показателями теоретических поисков, свидетельсьвующих о том, что содержание предмета науки вомногом зависит от парадигмы научного мышления, предполагающей не толькообъективность, но и субъективные предпочтения. Широкий подход способствует интеграциизнаний о государстве и праве, но при этом ведет к смешению разных по сутиправовых наук. Дифференцированный подход дает возможность углубитьпознавательные процессы и выделить новые направления правопознания.Вместе с тем недостаточный учет взаимодействия государства и права,односторонний технико-юридический подход к праву способны обеднить правопознание, привести к дроблению теории и тем самым кисчезновению обобщающей правовой науки – общей теории права.
Предмет теории государства и права имеет свои специфические особенности:
1. наиболееобщие закономерности возникновения и развития государства и правакак целостных систем, т.е. речь идет о наиболее общих закономерностях развития государственно-правовойсферы жизни общества.
2. единстве и взаимосвязи. Органическая взаимосвязь иединство государства и права обусловлены не только тем, что они одновременновозникли и развились под влиянием схожих причин, но и невозможностью ихизолированного существования.
3.
4. системообразующуюроль благодаря своей методологической функции, которая обеспечивает ихединство и целостность. Формулируя закономерности развитиягосударственно-правовых явлений, теория государства и права тем самымориентирует историко-правовые, отраслевые, прикладные юридические науки наанализ важнейших тенденций функционирования государства и права, снабжает ихметодологическим инструментарием, объяснительными концепциями.
Вопрос № 3. Теориягосударства и права в системе юридических наук.
Среди юридических наук теория государства и права выступает какобщетеоретическая наука и выполняет методологическую функцию. Несмотря на то,что юридические науки изучают государство и право, ни одна из них нерассматривает государство и право целостно и во взаимосвязи. По отношению кюридическим дисциплинам теория государства и права является базовой наукой.Именно с теории государства и права начинается изучение юриспруденции, то естьтеоретических, отраслевых и специальных юридических наук. Без методологическихположений, выработанных теорией государства и права, невозможно познаниеистории государства и права, политических и правовых идей. Общие положениятеории государства и права – норма, нарушение, ответственность и многие другие– лежат в основе государственного, гражданского, уголовного права и другихотраслевых наук, являются ключом к пониманию конкретных правовых норм всехотраслей права.
Система юридических наук делится на следующиегруппы:
·
·
· отраслевые юридические науки: теории международного права,конституционного права, административного, уголовного права, трудового права,гражданского процесса и т.д. Они рассматривают правовые нормы и институтыконкретной отрасли, специфику их воздействия на общественные отношения. Иногдаотдельно выделяют юридические науки, связанные с отраслевыми, но имеющие свойпредмет. Среди них – правоохранительные органы, организация самоуправления,криминология и т.д.;
·
Теорию государства и права в системе юридических наук можно представить ввиде схемы:
Историко-правовые науки
История государства и права России
История государства и права зарубежных стран
История политических и правовых учений
Прикладные юридические науки
Криминалистика
Судебная медицина
Судебная психиатрия
Судебная статистика
Судебная бухгалтерия и др.
Отраслевые юридические науки
Международное право
Конституционное право
Административное право
Уголовное право
Гражданское право
Гражданский процесс
Трудовое право и др.
Теория
государства
и права
Специальные юридические науки
Правоохранительные органы
Организация самоуправления
Криминология и др.
Вопрос № 5.Признаки государства.
Государство как сложное и многомерное явление можетбыть рассмотрено с различных сторон. Традиционно государство рассматриваетсякак общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственнаявласть.
В узком смысле термин «государство» служит для обозначенияаппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данноеопределение подчеркивает структурный характер организации государства, то естьналичие системы государственных органов, посредством которых осуществляетсяуправление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним инеполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма,осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию,члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властнымиструктурами и отношениями публично властного характера. Данное определениехарактеризует государство как политически организованное общество и тем самымподчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизмууправления, аппарату чиновников. Государство – объединение множества людей,особая политическая интеграция, которая предполагает наличиегосударственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом,государство в узком смысле — этополитический аппарат управления обществом, в широком смысле государство –качественно определенная модель политической организации общества, структурнымиэлементами которой являются законы, публичная власть, население, территория,армия и правоохранительные органы.
Общими признаками государства являются публичная власть,разделение населения по территориальному принципу и налоги.
Публичная власть – власть, которая непосредственно не совпадает снаселением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых,стоит над обществом, не сливаясь с ним. В отличие от других видов социальнойвласти государственная власть является аппаратной (имеет механизмосуществления), суверенной (не зависит от иной власти), легитимной (опираетсяна закон).
Разделение населения по территориальному принципу – государствовсегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное емунаселение. Выражением территориального принципа являетсяадминистративно-территориальное деление на такие административные регионы, какобласти, районы, города, а также определение пространственных пределов иустановление государственной границы.
Налоги – это учрежденные государством обязательные платежи,взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти иосуществления социальных программ.
Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государстварассматривает государственный суверенитет.
Государственный суверенитет – это верховенство государственнойвласти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитетимеет две стороны: внутреннюю – верховенство и внешнюю – независимость.
Верховенство государства внутри страны проявляется в следующем:
·
·
·
Независимость государства проявляется:
·
·
·
Суверенитет является признаком государственной власти, а не государства вцелом, суверенитет можно считать функциональным признаком государства.
Признаками правового государства являются:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вопрос№6. Сущность государства.
Сущность государства противоречива: с одной стороны, государство являетсяорганизованной совокупной властью имущих классов, с другой стороны, «организатором общих дел, вытекающих из природы общества»1
При определении сущности государства проявляются дветенденции: сущность государства трактуется как диктатура имущих классов(классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход). Авторы учебников по теории государства и права (до1985 г. издания включительно) утверждали, что сущностью любого государства заисключением общенародного является диктатура господствующего класса. В болеепоздних изданиях формулировка сущности государства дополнена положением о том,что государство в определенной степени выражает интересы всех граждан ( Храпанюк В.Н.).
В зарубежной политологии государство рассматривается как орган решенияобщих дел – коллективный хозяин, при этом без внимания остается политическийаспект сущности государства – власть.
Односторонний подход к сущности государства порождает идею существованияшведского социализма и теорию государства всеобщего благоденствия. При такомподходе происходит смешение понятий «социалистическое государство» и«социальное государство» (последнее экономически состоятельно и успешно решаетсоциальные задачи).
——————————
Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т.25 Ч.1 С. 422
Более плодотворным для понимания сущности государства является разностороннийподход: государство по своей сути есть всеобъемлющая организация общества,которая опирается на политическую власть для решения не только сугубополитических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества.
В последнее время в юридической литературе высказывается мнение, чтосущность государства многоаспектна и может выражатьклассовый, общесоциальный, национальный, религиозныйи другие аспекты деятельности государства. Однако при этом упускается из вида,что сущностью государства является его роль, то есть назначение в обществе, ане отдельные виды деятельности. Политические силы определенной ориентации могутнавязывать государству не свойственную ему роль выразителя националистическихлибо религиозно-фанатических идей. Однако сущность государства этообстоятельство не меняет. Государство служит общему благу и выступает как органконсолидации различных слоев населения.
Вопрос № 7. Классовое и общесоциальноев сущности современного государства.
В большинстве работ в области отечественной юридическойнауки прошлых лет, посвященныхгосударству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций, какорудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. В западных жетеориях государство представляется как надклассовое образование, инструментпримирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всегообщества.
Возникновение государства всегдасвязано с изменением характера публичной власти, с превращением ее вполитическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества,в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовыйподход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, дляопределения сущности государства. Классовый подход дает возможность выявитьсущественные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальныепротиворечия. Тем не менее установление классового (сословного) характерагосударственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, ииспользование только классового подхода существенно ограничивает возможностинаучного познания государства и политической власти:
· узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарныебюрократические режимы);
·
·
Поэтому любое государство должно осуществлять общесоциальныефункции, действовать в интересах всего общества. И любое государствоявляется не только орудием подавления, машиной господства какой-либо социальнойгруппы, но и представляет все общество, является средством его объединения,способом его интеграции.
Общесоциальная роль государства также являетсяего сущностной чертой, которая неразрывно связана склассовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. Вгосударстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы или групповые интересыгосподствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторонсущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причемусиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
Особенно большую роль играет общесоциальнаясторона государственной деятельности в современном западном обществе: высокиеналоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условийтруда, развитие разнообразных социальных программ приводит к тому, что в значительной степенисмягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавленияклассовых противников, повышается политическая стабильность общества. Такимобразом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственнойдеятельности снижается доля его классового содержания.
Для полного и объективного познания сущности государства недостаточнотолько классового подхода, следует использовать положения и других теорийгосударства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др.
Вопрос № 8.Отличие государственной власти от иных видов власти.
Власть – одно из проявленийсущности государства, поскольку государственная власть имеет политическийхарактер, выражает интересы определенных классов, социальных слоев и партий.Власть как таковая представляет собой отношение господства и подчинения, разделениена властвующих и подвластных.
Государственная власть в отличие от других видоввласти имеет ряд особенностей, государственная власть — это:
· публичная власть. Она выступает от именивсего народа и имеет публичную основу для своей деятельности: узаконенноеимущество, собственные доходы и налоги с населения;
· аппаратная власть. Она имеет механизмосуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных,исполнительных, судебных, правоохранительных и т.д.;
· власть, поддерживаемая законом. В этомсмысле государство есть юридическая форма осуществления власти;
· легитимированная власть. Имеетузаконенный характер, опирается на признание народа и международногосообщества;
· суверенная власть. Она не зависит ни откакой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партияили церковь);
реализация властных отношений в государствеосуществляется с помощью властных структур (органов государства) и властныхинститутов (политических учреждений и процедур). Для современных государствхарактерна развитая сеть институтов управления: правительство,правительственные учреждения, администрация на местах, «силовые» ведомства,управляющие деятельностью вооруженных сил, органов государственной безопасностии охраны общественного порядка.
В сфере законодательной власти можно выделить институт парламентаризма иинститут делегированного законодательства; в сфере исполнительной властифункционируют институты президентства и президентского правления; в сфересудебной власти – институты судебной власти и судебной ответственности; В сфереконтрольной власти – институты конституционного совета и предварительногоконтроля. Государственные институты выполняют различные функции и в зависимостиот уровня развития демократии обладают разной силой. В одних государствахпреобладают институты главы государства, управления и «силовых» ведомств, вдругих на первые места выдвигаются институты народного представительства,муниципального самоуправления, правосудия, прав и свобод граждан.
Органы государственной власти также имеют собственныеспецифические признаки, отличающие государственные органы от иных. Среди них:
·
·
·
·
Государственно-властные полномочия практически выражаются в изданиигосударственными органами от имени государства юридически обязательныхнормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим инеуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении изащите этих требований от нарушения путем применения различных мер (воспитания,убеждения, разъяснения, поощрения или государственного принуждения).