СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие таможенногоконтроля
2. Таможенный контроль как проверка
Объект и предметы таможенногоконтроля
Формы таможенного контроля
3. Таможенный контроль как правовой режим
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведениюфедеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательствов таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституциипозволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности,единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенномкодексе РФ. Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним изсоставляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условияперемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортныхсредств, таможенный контроль.
В соответствии с одним из основныхпринципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границуРФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, — все товары и транспортные средства,перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению итаможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможеннымкодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всехлиц, перемещающих товары и транспортные средства.
С данным принципом связана такаяфункция таможенных органов, как производство таможенного контроля. Данная контрольнаяфункция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количестваперемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортныхсредств.
Раздел I: ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечениясоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенныйконтроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии сТаможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами,правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ. Цельтаможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюденияусловий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательскойдеятельности в сфере таможенного дела. Институт таможенного контроля понимаетсядвояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых черезтаможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Во-вторых, каксовокупность проверочных мероприятий.
Раздел II: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПРОВЕРКА
2.1 Объекти предметы таможенного контроля
В качествеобъекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы,заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭДположений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств черезтаможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которойвозложен на таможенные органы[1]. В зависимостиот того, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенныхорганов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:
-товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенныечерез таможенную границу РФ);
-документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
-предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен натаможенные органы.
Последний извышеперечисленных предметов таможенного контроля отражает одну важную егоособенность — случаи, непосредственно не связанные с перемещением черезтаможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нетперемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаевизменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенномуконтролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучисистематической проверкой деятельности, данный вид контроля может бытьобозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров,документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка болееабстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учетахранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охраннойсигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временногохранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.)[2].
Документы,необходимые для таможенного контроля могут рассматриваться в качестве предметовконтроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либооформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенногонадзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:
— документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
— документы, необходимые для контроля (надзора).
Такимобразом, таможенный контроль как проверка – это осуществляемая таможеннымиорганами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров итранспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей,а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) всфере таможенного дела.
2.2 Формы таможенногоконтроля
Таможенный контроль каксовокупность проверочных мероприятий в статье 366 ТК РФ закрепляется как формытаможенного контроля. Данная статья содержит исчерпывающий перечень формтаможенного контроля:
1) проверка документов исведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотртоваров и транспортных средств;
6) таможенный досмотртоваров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировкитоваров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений итерриторий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
При проведении таможенного контролятаможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило,ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны дляобеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации[3]./>При выборе форм таможенного контроля используется система управлениярисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенногозаконодательства Российской Федерации. Таможенные органы проверяют документыи сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортныхсредств в соответствии с Таможенным кодексом РФ, в целях установленияподлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а такжеправильности их оформления[4]. />Проверкадостоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенномоформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной издругих источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенногоконтроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработкисведений с использованием программных средств, а также другими способами, незапрещенными законодательством Российской Федерации[5].При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств,перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органоввправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихсяпредставителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товарови транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменнойформе[6]. />Получениепояснений — получение должностным лицом таможенного органа сведений обобстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от лиц,указанных в статье 16 ТК РФ, декларантов и иных лиц, имеющих отношение кперемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу ирасполагающих такими сведениями[7]. />Пояснениеоформляется в письменной форме. />Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное илиопосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдениеуполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров итранспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с нимигрузовых и иных операций[8]. />Таможенныйосмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров,багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенныхпломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля,проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такойосмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовыхпомещений и нарушением упаковки товаров. В зоне таможенного контроля таможенныйосмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствиедекларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров итранспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когдауказанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Таможенныйдосмотр — проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органаосмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей ииных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузовогопомещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, гденаходятся или могут находиться товары[9].
Таможенный досмотр товаров проводитсяпосле принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларациина товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенныйдосмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целейлибо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РоссийскойФедерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенногоконтроля на основе выборочной проверки.
Личный досмотр как исключительная форма таможенногоконтроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица,его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо,следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся взоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого длямеждународного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары,запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РоссийскойФедерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка,установленного ТК РФ[10].
Решение о проведении личного досмотрапринимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, вписьменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лицатаможенного органа либо оформляется отдельным актом. />Передначалом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявитьфизическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическоелицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложитьдобровольно выдать скрываемые товары[11].
Факт ознакомления физического лица срешением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путемсоответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа отсовершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведенииличного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа,объявившего решение о проведении личного досмотра.
Таможенные органы осуществляютпроверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок,идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемыхдля подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РоссийскойФедерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовымиактами Российской Федерации[12]. Отсутствие на товарах специальныхмарок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товароврассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров,если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное. Осмотрпомещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров итранспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условновыпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещенияхмагазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находитьсятовары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов,предусмотренных ТК РФ. Осмотр помещений и территорий проводится при наличииинформации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо ораспоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований иусловий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основевыборочной проверки[13]. Проведение осмотра жилых помещенийне допускается. Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку фактавыпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможеннойдекларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путемсопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, сосчетами, с другой информацией лиц, указанных в статье 376 ТК РФ[14]. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств,таможенный досмотр, осмотр помещений и территорий, а также личный досмотр и таможеннаяревизия оформляются актом по форме, определяемой федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, которыйсоставляется в двух экземплярах. />Необходимо отметить, что таможенныйконтроль как проверка — есть одна из его характеристик, другая же раскрываетего как правовой режим, который приобретается товарами и транспортнымисредствами по причине и в силу их перемещения через таможенную границу РФ.
Раздел III. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Товары и транспортныесредства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаютсянаходящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границыпри их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства;обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими инымспособом в соответствии с главой 41 ТК РФ; фактического вывоза товаров итранспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Российские товары итранспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при ихвывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятиятаможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных навывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечениятаможенной границы[15]. Завершается таможенный контроль в момент выпуска товаров(действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицампользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом)[16]. Таким образом, нахождениепод таможенным контролем представляет собой установленный ТК РФ промежутоквремени, в течение которого товары и транспортные средства подвергаются либомогут подвергаться необходимым проверочным мероприятиям при ограничении правпользования и распоряжения ими.
Под «товарами, находящимися под таможеннымконтролем» всоответствии с пунктом 4 статьи 11 ТК РФ понимают иностранные товары, ввезенные натаможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободногообращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до ихуничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территорииРоссийской Федерации до фактического пересечения таможенной границы. Данная формулировка позволяет обозначить границы и соответственнопериоды нахождения под таможенным контролем. Таких периодов можно выделитьнесколько. Причем один из них — обязательный, который миновать никак нельзя, адругой — факультативный, зависящий от избранного таможенного режима[17].
Посколькуначало нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролемсоответствует перемещению через таможенную границу РФ (п.п. 1,2 статьи 360 и п.7 ст. 11 ТК РФ), то первый обязательный период нахождения под таможеннымконтролем начинается с момента перемещения через таможенную границу РФ изавершается помещением товаров и транспортных средств под избранный таможенныйрежим. Другими словами, обязательный период нахождения товаров и транспортныхсредств под таможенным контролем полностью совпадает с периодом производстватаможенного оформления (то же самое происходит при изменении таможенногорежима, при отсутствии перемещения через таможенную границу РФ). В этом смыслетаможенное оформление представляет собой как бы юридическое обрамлениепроизводства таможенного контроля, например, отражение результатов проверкитаможенной декларации.
Второй,факультативный период нахождения товаров и транспортных средств под таможеннымконтролем имеет уже самостоятельное значение и не зависит от завершениятаможенного оформления. Речь идет о таможенных режимах условного выпуска(таможенный склад, временный ввоз/вывоз, транзит, переработка и др.) либоотдельных случаях выпуска для свободного обращения с последующим контролемцелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением льгот по таможеннымплатежам (гуманитарная помощь, формирование уставного капитала предприятий с иностраннымиинвестициями и другие случаи)[18]. Если товарпосле завершения таможенного оформления помещен под один из режимовбезусловного выпуска (экспорт, реэкспорт, выпуск для свободного обращения,реимпорт), то по окончании таможенного оформления завершается и нахождение подтаможенным контролем. Для экспорта и реэкспорта необходимо, чтобы товар был непросто выпущен, а фактически вывезен за пределы таможенной территории РФ (ст. 165,166 ТК РФ). Необходимо обратить внимание, что при вывозе товаров и транспортныхсредств за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможеннымирежимами, например, временного вывоза либо переработки вне таможеннойтерритории РФ они продолжают находиться под таможенным контролем. Вполнеочевидно, что в этом случае применение всего набора форм таможенного контроляпрактически исключено, вместе с тем имеют место учет и проверка соблюдениясроков возврата товаров (продуктов переработки) и транспортных средств.
Итак,периодов нахождения под таможенным контролем, перемещаемых через таможеннуюграницу РФ товаров и транспортных средств несколько. Обязательный период таможенногооформления (как предварительного, так и основного), который начинается смомента перемещения и завершается помещением товаров и транспортных средств подизбранный таможенный режим, и факультативный период, имеющий место в случаяхпомещения товаров в транспортный режим, предусматривающий условный выпуск.Однако следует иметь в виду, что выделенные периоды могут повторяться взависимости от особенностей таможенного режима и других факторов. Например,завершение режима таможенного склада сопровождается размещением товара наскладе временного хранения для целей вывоза либо помещением под иной таможенныйрежим (ст. 218 ТК РФ), что, в свою очередь, подразумевает производствотаможенного оформления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенный контроль вомногом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных провероксоответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенногозаконодательства. Таможенный контроль понимают как общий статус (правовойрежим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средстви как совокупность проверочных мероприятий. Таможенный контроль представляет собойдействия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленнойпоследовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего таможенногозаконодательства, а также международных договоров РФ и установленного порядкаперемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в томчисле соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров итранспортных средств под определённый таможенный режим.
Приввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товарами итранспортными средствами таможенной границы РФ, а при вывозе — с моментапринятия таможенной декларации.
Таможенныйконтроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств,если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При вывозе товаров итранспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации,таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границыРоссийской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации
2. Таможенный кодекс РоссийскойФедерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
3. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21мая 1993 года № 5003-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N122-ФЗ
4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-еизд., исправл. и доп. – Л.: Закон и право, 2003. – 500 с.
5. Халипов С.В.Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности).2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2004. – 276 с.