Реферат по предмету "Таможенная система"


Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородскийгосударственный университет им. Н.И. Лобачевского
Дзержинскийфилиал
Курсоваяработа
Подисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость»
Тема:«Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД»
Исполнитель:
студент группы 3-11ТД/13(2)
Специальность:«Таможенное дело»
OleJAN
Научный руководитель:
Е.А. Галочкина
Дзержинск
2010

Содержание
 
Введение
Глава1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД
1.1Исторический путь возникновения преференций
1.2Национальная система преференций РФ
Глава2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ
2.1Принципы определения страны происхождения товара в РФ
2.2Структура предоставления преференциального режима в РФ
2.3Практика предоставления тарифных преференций
Глава3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения
3.1Решениепроблем и совершенствование предоставления тарифных преференций
3.2Особенности развития национальной системы преференций
Заключение
Списокиспользуемых источников и исследованной литературы

Введение
 
Однимиз методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельностиявляется предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввозатоваров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизмпредназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляютсятарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся ктоварам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране илипроизводятся в явно недостаточном количестве.
Рассмотреныпроблемы по начислению ввозной таможенной пошлины на российские товары;частичный уход от уплаты импортной пошлины в виде дробленой партии товаровстоимостью до 5000 долларов США; схема неуплаты импортной пошлины в связи снеоднозначным трактованием п. 9 Правил определения страны происхождения товара.
Дляпроведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние,проблемы использования и направления дальнейшего развития предоставлениятарифных преференций.
Длядостижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
· Исследоватьмеханизм предоставления тарифных преференций, как инструмент государственногорегулирования ВЭД РФ.
· Проанализироватьсистему тарифных преференций РФ.
· Обобщитьпрактику предоставления РФ тарифных преференций зарубежным странам.
· Внестипредложения по совершенствованию механизмов предоставления тарифных преференций.
Объектомисследования в курсовой работе являются тарифные преференции.
Предметомисследования служат общественные отношения, возникающие в процессепредоставления тарифных преференций и их влияние на качественную организациютаможенного дела.
Эмпирическуюбазу курсовой работы составили прикладные данные исследований в областитаможенного дела, данные статистики, а также данные, содержащиеся в российскомсекторе Интернета.
Теоретико-методологическую базуисследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторскиеиздания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература(учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература,комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодическихжурналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированныевеб-сайты организаций.
Работасостоит из введения, трёх глав, разбитых на под главы, заключения, спискаиспользуемых источников и исследованной литературы.
Вовведении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующиеей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации,показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.
В первой главе рассмотреныобщетеоретические вопросы такие как: роль тарифных преференций, как инструментатаможенно-тарифного регулирования ВЭД. Определяются основные понятия,обуславливается актуальность темы.
Во второй главе исследуются особенностипредоставления тарифных преференций и практика предоставления тарифныхпреференций, также развитие национальной системы преференций в России.
В третьей главе рассмотрены проблемы ипути решения предоставления тарифных преференций.
В заключении делаются основные выводы ипрогнозы по работе.

Глава1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД
 
1.1Исторический путь возникновения тарифных преференций
Понятиетаможенных преференций (латин. Preferens–предпочитающий) появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чемобычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам,поступающих из некоторых стран или групп стран.
Историявозникновения таможенных преференций непосредственно связана с историейобразования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальныхтарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий,все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов.Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия,для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.
Посколькуколонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинстворынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенныхпреференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем дляколониальных продуктов.
Такимобразом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции” относился ктому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при которомкаждая сторона сохраняла свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала длядругой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного илиполного освобождения от импортных, экспортных пошлин.
Так,например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференцийв конце ХIХ века, оформив ееполностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлеченооколо 30 зависимых стран и территорий.
Рядколоний (В их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможеннуютерриторию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французскоготаможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практическибеспошлинно.
Некоторыедругие французские колонии имели отличный от метрополии внешний тариф.Большинство из них предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозилисвои товары на рынке метрополии беспошлинно или по минимальной ставкетаможенного тарифа Франции.
Остальныефранцузские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрацииФранции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать всеиностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое сметрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых странФранция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа.
В30-е годы Франция в дополнение к дополнение к таможенным преференциям сталавводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран вколонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютныеограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютнойзоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальныйрежим.
Такимобразом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился ктому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при которомкаждая сторона сохраняла свою» тарифную индивидуальность», но оговаривала длядругой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного илиполного освобождения от импортных, экспортных пошлин.
1.2 Национальная система преференций РФ
В статье 36Закона Российской Федерации “ О таможенном тарифе” даны основополагающиепринципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядокпредоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществленииторгово-политических отношений Российской Федерации.
Преференциипредставляют собой эффективное средство проведения торгово — экономическойполитики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья исферы приложения капитала.
Системапредоставления преференций в рамках Общей системы преференций базируется наположениях “Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождениетоваров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамкахОбщей системы преференций”. Данный документ был подписан в 1980 г.государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.
Согласноуказанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532, в настоящее время в отношении товаров,ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определениястраны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифаРоссийской Федерации.
Всоответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” товарам при уплате ввозныхтаможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции. Остановимся наосновных понятиях.
Тарифныельготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона “О таможенном тарифе” этольгота, которая предоставляется на условиях взаимности или в одностороннемпорядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота вотношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации,в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной,снижение ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз(вывоз) товара.
Преференциальныйрежим – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государствомдругому без распространения на третьи страны. Применяется в виде освобожденияот оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот напреференциальный ввоз. Тарифные преференции могут быть предоставлены натерритории РФ согласно ст. 36:
· товарам,происходящим из развивающихся стран, пользователей национальной системойпреференций Российской Федерации, товары облагаются ввозными таможеннымипошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа;
· товарам,происходящим из наименее развитых стран, пользователей схемой преференцийроссийской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;
· товарам,происходящим из государств, образующих с РФ зону свободной торговли илитаможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоныили союза.
Запоследние годы национальная система преференций России весьма расширилась иусложнилась. Появление законодательной базы позволило четко устанавливатьпорядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.
Россияимеет собственную автономную систему преференций, бенефициаром (пользователем)которой являются развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальнаясхема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не режеодного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено,что национальная схема преференций подлежит ежегодному пересмотру на основаниимотивированного представления МВЭС и МИД РФ.
Национальнаясхема преференций включает в себя три основных элемента:
1) переченьразвивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;
2) переченьнаименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;
3) списоктоваров, на которые преференциальный режим не распространяется.

Глава2. Особенности предоставления тарифных преференций в РФ
 
2.1Принципы определения страны происхождения товара в РФ
Странапроисхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифныхмер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации ивывоза товара с этой территории.
Таможенныепошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или при вывозеотечественных товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Напрактике в основном применяются ввозные пошлины, которые являются важнымисточником поступлений в государственную казну и выполняют роль основногоэкономического инструмента, регулирующего ввоз товара. Существуют таможенныепошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой обэкономических интересах страны и фактически являются средством для развитиянациональной промышленности и сельского хозяйства.
Повышениетаможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитиювнутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так какрост таможенного обложения товаров, не являющихся социально значимыми ипользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшениюофициального ввоза товаров.
Спомощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывозсоответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономическиеусловия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары,проводить определенные экономические, научно-технические, экологические,валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлятьдеятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Предельныеставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношенийРоссии к странам или группам стран и от национальной системы преференций. Всоответствующих распоряжениях Правительства и приказах ГТК, ФТС РФ даютсяперечни развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяютсяввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки илибеспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшегоблагоприятствования.
Принципыопределения страны происхождения товара в РФ:
Ø Первыйпринцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться внаправлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами ипрактикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе»отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ,установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяютсянормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможеннойпрактике осуществляется в трех основных направлениях: 1) направление связано стаможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья.Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством странСНГ соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формированиитаможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного союзамежду Россией, Белоруссией и Казахстаном и присоединением к последнему Киргизиии Таджикистана. 2) это участие России в международных торгово-таможенныхорганизациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирнаятаможенная организация (ВТО/СТС). С января 1992 г. Россия является членомВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенныхконвенций, рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам. 3)направление связано со сближением таможенного дела РФ с общепринятымимеждународными делами и практикой. Если раньше режим и процедура пропускатоваров определялись исходя из того, кто является субъектом внешнеторговойсделки, то сейчас главный критерий — объект такой сделки, то есть конкретныйтовар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль ТН ВЭД.
Ø Второйпринцип связан с тем, что таможенные преференции являются не взаимными,односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, чтоявно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, атакже оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишкомзначительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира,поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровнязаработной платы.
Ø Третьимпринципом является недискриминационный характер таможенных преференций, иначеговоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименееразвитые страны без каких-либо исключений.
Ø Четвертыйпринцип связан с действием национальной системой преференций РФ,пересматриваемой периодически, но не реже одного раза в год, Правительством РФ.Согласно этой системе, при осуществлении торгово-политических отношений РФ синостранными государствами допускается установление преференций по таможенномутарифу РФ в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин, либоустановления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товарови т.д.
Ø Пятыйпринцип – режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшегоблагоприятствования (РНБ), является одним из важнейших принципов приопределении страны происхождения товара. В ст. 3 Закона «О таможенном тарифе»говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политическиеотношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввозных таможенных пошлин,определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, заисключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положенийнастоящего закона.
Ø Шестойпринцип – гласность и общедоступность внешнеторговой политики, в соответствии скоторыми определяется страна происхождения товара. Именно гласный характертаможенного тарифа России и процедуры установления таможенных пошлин позволилине только учесть в большей степени интересы различных отраслей народногохозяйства при установлении таких пошлин, но и повысили его торгово-политическуюзначимость для стран-контрагентов. Этот демократический принцип новоготаможенного тарифа, в свою очередь, потребовал создания такого механизма,который позволил на общедоступной основе с привлечением широкого кругазаинтересованных организаций РФ согласовать ставки пошлин на товары импорта иэкспорта, подготовить предложения по вопросам таможенно-тарифной политики,рассмотреть проекты законодательных актов, индивидуальных договоров,затрагивающих вопросы таможенно-тарифной политики, внести предложения обизменении ставок, в том числе и в ответ на дискриминационные меры другихгосударств.
 
2.2Структура предоставления преференциального режима в РФ
ВРоссийской Федерации ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размерзависит от наличия или отсутствия Соглашения о режиме наибольшегоблагоприятствования о торгово-политических отношениях с Россией.
При осуществлении таможенно-тарифногорегулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние навыбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.
Взависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут бытьразделены на:
· Нулевые;
· Минимальные(базовые);
· Преференциальные;
· Максимальные(двойные).
Нулевымиставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлениемПравительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.
Минимальнымиставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФпредоставлен режим наибольшего благоприятствования. Они являются базовымиставками.
Вотношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляетРНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставкиназываются максимальными или генеральными.
Преференциальныеставки – это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странамили группам стран. РФ имеет собственную систему преференций, бенефициаром(пользователем) которой являются развивающиеся страны. ПостановлениемПравительства РФ от 11 апреля 1996 г. №413 было установлено, что с 15 мая 1996г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаютсяввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих базовых ставок таможенноготарифа. Приказом ГТК РФ №1359 от 25.12.2003 г. в приложении 2 определенперечень развивающихся стран.
Вдействующем Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которымипонимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТНВЭД на товары, происходящие из государств, которым РФ предоставляет вторгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
Исчислениеввозной пошлины
ВРоссийской Федерации при ввозе товара один раз в неделю в адрес одногополучателя стоимостью до 5000 руб. таможенные платежи вообще не уплачиваются.Следует отметить, что данная льгота не зависит от страны происхождения и страныввоза товара, от субъекта (физические и юридическое лицо), от цели ввоза(личная или коммерческая).
Однако,до настоящего времени отсутствует механизм определения частоты ввоза товара,т.к. таможенные органы РФ не охвачены единой электронной связью, да иоформление таких товаров происходит только на бумажном носителе. Инспектортаможни при предоставлении данной льготы проверяет частоты перемещения либо попаспорту (в случае, если физическое лицо пересекало границу РФ), либо по базесвоей таможни.
Внастоящее время методики расчета тарифной преференции не существует.
ПоложенияРешения о дифференцированном и более благоприятном режиме, принятом странам –участниками ГАТТ, разрешают применять определенные ограничения припредоставлении преференциального доступа на рынки:
· Ограничиватьдоступ к преференциальным пошлинам квотами, в рамках которых действовалипреференции;
· Ограничиватьдоступ по преференциальным ставкам отдельных товаров, по которым развивающиесястраны становились конкурентоспособными;
· Закрыватьпреференциальный доступ тем развивающимся странам, которые достиглиопределенного более высокого уровня развития.

2.3 Практика применения тарифныхпреференций
Россия активно развивает свои торговыеотношения со странами, которым при ввозе их товаров на таможенную территорию РФпредоставляется преференциальный режим.
Основнымиторговыми партнерами из числа развивающихся и наименее развитых стран являются:Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, Турция, Таиланд, Шри-Ланка,Аргентина, Гвинея, Мавритания и др.
Основнуюдолю преференциальных товаров в Россию импортирует КНР. Удельный вес основных товарных групп в импортеРоссии из КНР (в %) показано в таблице 1.
Таблица1 — Доля преференциальных товаров, ввозимых в Россию из КНР (%)Товарные группы/гг. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Мебель, матрацы 0,5 0,5 1,0 1,2 1,2 1,4 1,8 Керамические изделия 1,0 1,1 1,2 1,0 1,3 1,2 1,3 Продукты из овощей и фруктов 0,6 1,5 1,6 1,4 1,1 1,1 1,6 Фрукты 1,0 0,9 1,2 0,9 0,7 0,7 0,6 Мясные продукты 0,6 1,1 1,1 0,8 0,7 0,7 0,8 Овощи, горох, фасоль 0,7 0,7 1,0 1,0 0,8 0,7 0,8 Мясо 0,2 1,6 3,7 1,9 1,3 0,6 0.2 Зерновые 2,6 0,7 1,5 1,2 0,4 0,3 0,4
Таблица2 — Динамика импорта зеленого кофе постранам-производителям в 2004-2006 годах, %.№ Страна происхождения Доля в структуре импорта, % 2004 год 2005 год 2006 год 1 Индия 15,1 18,6 27,3 2 Вьетнам 33,8 24,7 16,6 3 Бразилия 7,1 9,6 12,0 4 Танзания 0,2 0,5 7,0 5 Индонезия 17,9 13,7 6,7 6 Уганда 3,8 2,9 4,5 7 Кот Д’ивуар 7,3 11,9 4,4 8 Эфиопия 1,1 1,2 3,8 9 Никарагуа 1,1 0,8 3,1 10 Колумбия 1,3 2,2 2,9
/>
Рис. 1 — Доля в структуре импорта зеленого кофе, %
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, в 2006 годулидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая объемыпродаж за 2004 — 2006 гг. За 2006 год объемы поставок из этой страны выросли на31,7% к уровню 2005-го, и их доля в российском импорте кофейного сырья достигла27,3%. Одновременно резко – с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленогокофе, поставляемого с плантаций Вьетнама, основного партнера России на этомрынке в 2005 году. В среднем объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годыуменьшился на 8,6 %.
Серьезныеизменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в закупкахкофе из этой страны за три года отмечается незначительный, но стабильный рост,который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большейстепени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российскомимпорте по отдельным преференциальным товарам составляет: говядина мороженая — 44 %.; свинина мороженая — 71 %.; мясо птицы мороженое — 19 %.; коферастворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).
Более чем в 2 раза снизились закупки кофе Индонезии,также исторически выступавшей крупным поставщиком России. Неожиданно успешно в2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкамзеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров рынка сразу же вышедшая начетвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейногосырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долюимпорта зеленого кофе в Россию.
Помимокофе, в структуре российского импорта из Индии преобладают: орехи, чай,табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3., Рис.2-3).
Таблица3 — Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)Товарные группы/ гг. 2005 2006 Овощи 1,2 3,2 Кофе, чай, пряности 63,4 54,4 Фрукты, орехи 1,8 4,9 Злаки 1,7 6,9 Масличные семена и плоды 4,5 3,1 Фармацевтическая продукция 212,0 289,0 Разные пищевые продукты 41,4 44,1
/>
Рис.2 — Импорт России с Индией за 2005 год (млн.$)

/>
Рис.3 — Импорт России с Индией за 2006 год (млн.$)
Таблица 4 — Общий объем импорта чая в Россию за 2006год из развивающихся странСтрана происхождения Доля в структуре импорта, % Шри-Ланка 42,8 Индия 25,6 Индонезия 10 Китай 6,8 Кения 5,7 Вьетнам 3,5
Россия — главный покупатель цейлонского чая. Онаобеспечивает 19% продаж чайного рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка поставилав Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8% из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами чая являются: Индия(25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %).(Таблица 4).
Подписав с Индией двусторонний протокол о вступлениив ВТО, Россия согласилась, что должна будет запретить российским чайнымфабрикам использование защищенных по происхождению названий индийского чая.Кроме того, Россия должна будет снизить пошлины на импорт фасованного чая почтив два раза по сравнению с существующими, доведя их до уровня других стран СНГ.В течение пяти лет Индия и Россия планируют увеличить торговый оборот до 10млрдUS$ к 2010 году (с нынешних 2млрд US$). В рамках программы развития взаимнойторговли между странами будет создана рабочая группа для выработки предложениядля устранения имеющихся барьеров в торгово-экономических отношениях и подготовкиполномасштабного экономического соглашения.
Изучение структуры российского импорта изразвивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров:мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры имасла животного и растительного происхождения, фармацевтическая продукция.
Как основных торговых партнеров РФ из числа наименееразвитых стран можно выделить: Гвинею и Мавританию.
Из числа развивающихся стран наибольшие тарифныепреференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.
Анализ ввоза преференциальных товаров изразвивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней торговлиРоссии с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России вотсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиковсопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, чтонеблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенныхвидов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставленияльгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из этихстран.

Глава3. Тарифные преференции: проблемы и пути их решения
 
3.1Решение проблем и совершенствование предоставления тарифных преференций
Современнаяторговая политика характеризуется возросшим распространением льготных торговыхрежимов. Они являются начальной стадией создания интеграционных группировок,служат решению как экономических, так и политических задач. Последний факторчасто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли итаможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимуществадалеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной иВосточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображенияприводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принестиэкономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.
НормыГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитымистранами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать изльготного режима «чувствительные» секторы экономики лишь в течениепериода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который,как правило, не должен превышать 10 лет.
Чтокасается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовыевозможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТвыводит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшемблагоприятствовании и не дискриминации.
Применениельготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезныепреимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только избежать уплатытаможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и в рядеслучаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин иколичественных ограничений.
Вэтих условиях повышенное значение приобретает создание административныхмеханизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальныхрежимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не толькосам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляетпреференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинствугосударств и территорий (за исключением неевропейских членов ОЭСР), врезультате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако,несмотря на предпринятые КЕС усилия по линии двусторонних соглашений(стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы Общейсистемы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготныхрежимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениямконкуренции.
Наиболеетипичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются: предоставлениенедействительных или фальсифицированных документов, заведомо невернаятаможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости,нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезностивыделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудомподдаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:
1. предоставлениеподлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности непроисходящих из страны-бенефициара;
2. предоставлениеподлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены встране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местнойдобавленной стоимости.
Понаиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственноКомиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-членами). Весьма невысокимиявляются и показатели взыскания недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективностьдействий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджетлишь около 10% противозаконно недоплаченных пошлин. Приведенные показателикосвенно свидетельствуют о степени серьезности проблемы. По признанию самойКЕС, действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную частьнарушений, а реальный ущерб многократно превышает приведенные показатели.Данные свидетельствуют о том, что даже при отлаженной системе таможенногоконтроля, ЕС пока не удалось взять под контроль использование существующихтаможенных льгот.
Решениепроблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые,как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможеннойклассификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача — таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванноесодействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдениюдолжного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченныхустанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целяхКомиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мереиспользовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, принеобходимости, применять санкции.
Россия,как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому рядугосударств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия,Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а такжеразвивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам,регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление Правительства РоссийскойФедерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 «Об утверждении перечнястран-пользователей схемой преференций Российской Федерации и списка товаров,на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальныйрежим не распространяется», постановление Правительства от 6 мая 1995 г. №454 «Об утверждений ставок ввозных таможенных пошлин», а такжепостановление Правительства от 13 сентября 1996 г. № 1095 «Об участии впостконфликтном восстановлении на территории бывшей Югославии» (овключении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих преференции РоссийскойФедерации). В соответствии с данными документами, с 15 мая 1996 г. в отношениитоваров, происходящих из развивающихся стран-пользователей системой преференцийРоссийской Федерации, применяются ставки импортных пошлин в размере 75% отдействующих ставок.
Внастоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимодействительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстропрогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» всилу традиций или политической установки ведущих развитых стран напредоставление таким «развивающимся» государствам известныхпривилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированныйподход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схемтарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многимистранами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должнапойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективепоступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны,повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций какторгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.
Однако,простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бынеблагоприятное воздействие на весь комплекс политических иторгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятноевоздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение кругастран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международнойпрактикой предоставления тарифных преференций.
Россииследовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основесхем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода кизменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихсястран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать вовнимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитыестраны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт изразвивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом оборотеРоссии.
Фискальныецели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичьбез особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующимистранами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее «чувствительных»товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественныхпроизводителей.
Внесениесущественных изменений в российскую схему тарифных преференций политически иэкономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учетом международныхобязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этомдостаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарнуюноменклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такойподход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемытарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективныймеханизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, которыйсоответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опытдругих государств в этой области. В частности, можно было бы подумать оградации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введениитарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точкизрения национального производства.
Нарядус составлением списка товаров, подпадающих под условия предоставления преференций,необходимо проработать вопрос о порядке определения уровняконкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователейнациональной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действияуказанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в видефиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системойпреференций в общем импорте аналогичной продукции.
Наличиесписка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядкавнесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возможностьобращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо предусмотреть икритерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует такжеиметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преференций РоссийскойФедерации, утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должныбыть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном,Киргизией и Таджикистаном.
ОпытЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционированияпреференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и техническихорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правилиспользования льгот, прежде всего путем декларирования ложного происхождениятовара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений можетсоставить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениямиопределяется, прежде всего, тем, насколько отлажен механизм функционированиякаждого из действующих преференциальных торговых режимов. При этом, чемпрозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например,между государствами-членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенномусоюзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов.
 
3.2Особенности развития национальной системы преференций
Вцелях унификации Правил, определяющих происхождение товаров развивающихся странпри предоставлении тарифных преференций, было заключено Соглашение обунифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихсястран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системыпреференций.
Тарифныепреференции предоставляются на товары, происходящие из развивающихся стран, накоторые распространяется тарифный преференциальный режим, при непосредственнойзакупке в этих странах.
Товаррассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его уфирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяетсятарифный преференциальный режим.
Товары,происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифныйпреференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющуютарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары,транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствиегеографических, транспортных, технических или экономических причин и привременном складировании их на территории этих стран с условием, что товары всевремя находятся под таможенным контролем стран транзита.
Вудостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которуюраспространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортерпредставляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее-сертификат) поформе «А», принятой в рамках Общей системы преференций.
Сертификатпредоставляется вместе с другими товаросопроводительными документами притаможенном досмотре, но не позднее, чем за год после поставки товара.Расхождение между фактически и поставлены количеством товара и указанным всертификате не должно превышать + 5%.
Вслучае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат(копия).
Вудостоверение происхождения небольших партий товара (фактурной стоимостью,эквивалентной примерно до 5 тыс. долларов США) представление сертификата опроисхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата опроисхождении товаров декларировать страну происхождения товара насчете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документов.
Национальнаясистема преференция включает в себя три основных элемента:
· Переченьразвивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ.
· Переченьнаименее развитых стран-пользователей схемой преференций РФ.
· Списоктоваров, на которые преференциальный режим не распространяется.
Вудостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправетребовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, вслучаях:
· Еслистране происхождения данных товаров РФ предоставляет тарифные преференции всоответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ. Вуказанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров,представляется таможенному органу одновременно с представлением таможеннойдекларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловленонеобходимостью представления сертификата о происхождении товара по определеннойформе, предусмотренной международными договорами РФ или законодательством РФ.
· Виных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения остране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенныхпошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии сзаконодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,являются недостоверными.
Рассмотрениеданных отношений следует начать с предварительной разбивки всех возможныхслучаев, при которых требуется представление документов, подтверждающих странупроисхождения товаров, а также случаев, при которых такое подтверждение нетребуется, на три группы.
Особенностипервой группы охватывают случаи, связанные с ввозом товаров, которые происходятиз стран, получивших от России тарифные преференции. К таким странам относятсявсе страны СНГ в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли,а также страны, которые подпадают под национальную систему преференций (эторазвивающиеся и наименее развитые страны). В качестве документа,подтверждающего страну происхождения товара, используется декларация о происхождениитовара, которая представляется таможенному органу одновременно с представлениемтаможенной декларации непосредственно при декларировании товаров.
Ковторой группе отнесены иные случаи, при которых таможенный орган вправепотребовать представление документа, подтверждающего страну происхождениятовара. Основной критерий – обнаружение таможенными органами признаков того,что заявленные сведения о стране происхождения, которые оказываютнепосредственное влияние на применение таможенно-тарифных и нетарифных мергосударственного регулирования, недостоверны. Во избежание неоднозначноготолкования и применения данной нормы на практике следует более подробноостановиться на рассмотрении этой группы отношений. Законодателем не случайноиспользуется формула «при обнаружении признаков того, что заявленные сведениянедостоверные». Это означает, что любые сомнения таможенных органов,предполагающие субъективное мнение должностного лица таможенного органа,заменены на конкретное основание- наличие определенных фактов, т.е. выявлениепризнаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенногозаконодательства. Наличие неподтвержденных признаков не может служитьоснованием для того, чтобы потребовать документы, подтверждающие странупроисхождения товара. У таможенных органов остается право «сомневаться» внедостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы.Учитывая, что в ТК РФ отношения между декларантом и таможенным органом строятсяна строго юридических процедурах, такие сомнения должны быть мотивированными,оформлены в письменном виде с предложением представить необходимые документы,подтверждающие страну происхождения товаров, в установленный таможенным органомсрок.
Ктретьей группе относятся случаи, связанные с перемещением товаров черезтаможенную границу, при которых не требуется документ, подтверждающий странупроисхождения товаров:
· Есливвозимые товары на территорию РФ заявляются к таможенному режиму международноготаможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полнымосвобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев,когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождениятоваров является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзитучерез её территорию в соответствии с международными договорами РФ илизаконодательством РФ.
· Еслиобщая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу,отправленных в одно и то же время одним и тем же способом и тем же отправителемв адрес одного получателя, составляет 20000 рублей.
· Еслитовары перемещаются через таможенную границу физическими лицами.
· Виных случаях, предусмотренных международными договорами РФ илизаконодательством РФ.
Документами,подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация опроисхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Новаялогика состоит в том, что в качестве основного документа, который вправетребовать таможенные органы в целях подтверждения происхождения товаров,используется декларация о происхождении товара. Что же касается сертификата опроисхождении товара, то он может служить документом, подтверждающимпроисхождение товара, только в случаях, определяемых Правительством РФ.
Извсего вышеперечисленного следует, что России следовало бы пойти по путисовершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США.Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путёмисключения ряда прогрессивно развивающихся стран ее приведет к ожидаемому бюджетномуэффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объём торговли Россииприходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной иВосточной Европы. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общемвнешнеторговом обороте России.
Внесениесущественных изменений в российскую схему тарифных преференций политически иэкономически допустимо лишь на основе разработки новой, с учётом международныхобязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этомдостаточно широкий страновый охват, но существенно уточнив товарнуюноменклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такойподход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемытарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективныймеханизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, которыйсоответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опытдругих государств в этой области. В частности, можно было бы подумать оградации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введениитарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точкизрения национального производства.
Нарядус составлением списка товаров, попадающих под условия предоставленияпреференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровняконкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователейнациональной системы преференций на предмет возможного вывода её из-поддействия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков ввиде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системойпреференций в общем импорте аналогичной продукции.
Наличиесписка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядкавнесения изменения в этот список, так как нельзя исключить возможностьобращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо предусмотреть икритерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует такжеиметь в виду, что внесение изменений в схему тарифных преференций РФ,утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должны бытьсогласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией иТаджикистаном.
Вроссийской специфике, когда функционирование таможенного союза тольконалаживается, создание действенного механизма таможенного сотрудничестваприобретает решающий характер. Представляется целесообразным, прежде всего,централизовать координирующие функции такого сотрудничества в одном совместноморгане, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная информация.

Заключение
 
По результатам проведенной работы можносделать следующие выводы.
Согласнопостановлению Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 с января 1998 г. действуетновое положение, предусматривающие пересмотр действующей системы не чаще, чемодин раз в год. На сегодняшний момент термин «национальная система преференций»России не имеет до сих пор своего понятийного определения в основныхзаконодательных актах, таких как Таможенный Кодекс и Закон «О таможенномтарифе». Поэтому весьма актуальное значение приобретает развитие данных понятийи положений о НСП.
Процессвхождения России во Всемирную Торговую Организацию также требует пересмотра НСПв сторону ее унификации и гармонизации с Общей системой преференций и практикойторгово-политических отношений.
Внастоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимодействительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстропрогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традицийили политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким«развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономическихотношениях. Например, такие как, Китай, Корея, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия,Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция и др.
Новый,всё более дифференцированный подход к различным по уровню развитиястранам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно являетсяактуальным и уже приводится в жизнь многими странами. Россия также должна пойтипо этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления вбюджет от импортных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективностьроссийской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента вотношениях с третьим миром.
Дляпостепенного преобразования таможенно-тарифного регулирования в механизм длясоздания условий экономического роста в настоящий момент созрело рядпредпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынкахгосударственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможностьнезначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциалиспользования не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации.В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытияимпортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования исырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходнымиэкспортно-ориентированными производителями.
Комплекспредлагаемых в данной курсовой работе мер по совершенствованию механизматаможенно-тарифного регулирования, основанный на выявленном потенциалеразвития, должен способствовать повышению эффективности государственногорегулирования и ориентирован на создание условий развития экономики страны.

Списокиспользуемых источников и исследованной литературы
 
1.  ФЗ№ 5003-1 от 21.05.1993 г. «О таможенном тарифе».
2.  ПостановлениеПравительства РФ от 13.09.1994 г. № 1057 «Об утверждении перечня стран –пользователей схемой преференций РФ и списка товаров, на которые при импорте натерриторию РФ преференциальный режим не распространяется».
3.  ПриказГТК РФ от 25.12.2003 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций».
4.  ТаможенныйКодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 — ФЗ//СЗ РФ 02.06.2003, № 22.
5.  ЕршовА.Д. Льготы и преференции в таможенном деле. СПб., 2004.
6.  Журнал«Аудит и финансовый анализ» 6/2007.
7.  ТрухачевВ.И. Международная торговля. М. 2006.
8.  www.vch.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Администрация алтайского края постановление от 10 ноября 2008 г. N 474 Об энергетической стратегии Алтайского края на период до 2020 года
Реферат «Статистические методы изучения взаимо­связей финансовых показателей дея­тельности банка»
Реферат Новогодний мерчандайзинг это просто
Реферат Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Реферат Оценка эколого-экономического ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов
Реферат Классификация товаров на примере торгового предприятия ООО АШАН
Реферат Nature V Nurture 2 Essay Research Paper
Реферат Краткое содержание Коломба Проспер Мериме
Реферат Визначення енергетичних параметрів газотурбінної установки
Реферат Hamlet 17 Essay Research Paper HAMLET 1
Реферат Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке
Реферат Гальванотехника
Реферат Прямые инвестиции зарубежных стран в отечественную экономику
Реферат Духовные наследники святой Елизаветы Федоровны
Реферат Third Party Intervention In Civil Conflict Essay