Введение
Внутренний таможенныйтранзит — это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятсяпо таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин,налогов и применения запретов и ограничений экономического характера,установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности.
ВТТ следует отличать отмеждународного таможенного транзита, представляющего собой таможенный режим,используемый для перевозки иностранных товаров из места их прибытия натаможенную территорию РФ до места их убытия с этой территории. Однако, условияприменения этих таможенных процедур и порядок их завершения очень схожи. Посути, внутренний таможенный транзит необходим при импорте либо экспорте товарови транспортных средств, а международный таможенный транзит применяется при перевозкетоваров и транспортных средств через третьи страны.
Процедура ВТТ соблюдаетправа не только государства, но и участников ВЭД, защищая их от неправомерныхдействий со стороны недобросовестных сотрудников правоохранительных органов, тоесть процедура ВТТ жизненно необходима при перемещении товаров и транспортныхсредств, поскольку её отсутствие парализует правоохранительную деятельностьтаможенных органов.
Таким образом,актуальность выбранной темы обусловлена острой значимостью процедуры внутреннеготаможенного транзита в последние годы.
Цель работы — разработать основные направления совершенствования применения процедурывнутреннего таможенного транзита.
Для достиженияуказанной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть содержаниепроцедуры внутреннего таможенного транзита;
— дать характеристикутаможенного поста;
— рассмотреть порядокоткрытия и порядок завершения процедуры внутреннего таможенного транзита;
— разработать основныенаправления совершенствования процедуры внутреннего таможенного транзита.
Предметом исследованияявляется внутренний таможенный транзит.
Исследованиепроводилось в период с октября по апрель.
Методологическая основавключает в себя системный подход и методы комплексного, факторного исравнительного анализа, а также методы экспертных оценок.
Объектом исследованияявляется совокупность отношений в области осуществления процедуры внутреннеготаможенного транзита.
Структура работывключает: введение, основную часть, состоящую из пяти вопросов, заключение,список использованных источников, приложения.
При выполнении работы был использован ряд учебной инаучной литературы. Нормативно-правовой основой послужил таможенный кодексроссийской Федерации от 28 мая 2003 года вредакции от 2 января 2010 года.
1.Содержание процедуры внутреннего таможенного транзита
Грузовые операции стоварами при процедуре внутреннего таможенного транзита.
Внутренний таможенныйтранзит — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся потаможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин,налогов и применения запретов и ограничений экономического характера,установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для перевозки товаров попроцедуре внутреннего таможенного транзита не требуется:
— уплачивать ввозныетаможенные пошлины, налоги;
— уплачивать таможенныесборы за таможенное оформление;
— предоставлятьлицензии.
Варианты возможногоприменения внутреннего таможенного транзита так же предусматривают:
— перевозку товаров оттаможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенногодекларирования до таможенного органа, в регионе деятельности которого находитсяместо вывоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ (например, привывозе продуктов переработки иностранных товаров);
— перевозку товаровмежду складами временного хранения, таможенными складами (например, в случаепрекращения деятельности склада временного хранения, на котором находится незадекларированныйтовар).
ВТТ не применяется внескольких случаях:
— при вынужденной(технической) или промежуточной посадке воздушного судна в месте прибытия вовремя совершения регулярного международного рейса, без частичной выгрузкитоваров;
— при транспортировкетоваров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Продолжительностьперевозки товаров по процедуре ВТТ определяется таможенным органом, выдающимразрешение на ВТТ (таможенный орган отправления) в каждом конкретном случае.
На установление срокаперевозки влияют такие факторы как заявление перевозчика, вид транспорта,протяженность маршрута.
Все перечисленноедолжно приниматься во внимание только в пределах сроков обозначенных в пункте 1статьи 82 Таможенного кодекса Российской Федерации, а именно:
— 2 000 километров заодин месяц для автомобильного, железнодорожного, морского (речного) транспорта;
— три дня длявоздушного транспорта.
Разрешение на ВТТвыдает таможенный орган, в регионе деятельности которого начинается перевозкатоваров. Такой таможенный орган называется таможенным органом отправления.
Получить разрешение наВТТ вправе:
— перевозчик;
— экспедитор, если онявляется российским лицом;
— получательиностранных товаров, осуществляющий с ними операции не в месте нахождения таможенногооргана.
Для полученияразрешения на ВТТ необходимо выполнить следующие условия.
1. Товары, заявленные кперевозке по процедуре ВТТ:
— не запрещены к ввозув РФ;
-прошли необходимыевиды государственного контроля, предусмотренные при ввозе товаров в РФ(ветеринарный, санитарный и другие виды контроля);
— имеют разрешенияи/или лицензии на транспортировку отдельных товаров по таможенной территории РФ.
2. Представленатранзитная декларация либо товаротранспортные документы.
3. Приняты меры пообеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов.
4. Обеспеченонадлежащее оборудование транспортного средства, контейнера или съемного кузовадля перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями.
5. Проведенаидентификация товаров и документов на них.
Не требуетсяобеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях:
— перевозки товаровтаможенным перевозчиком;
— таможенногосопровождения транспортных средств, перевозящих товары.
Форма разрешения на ВТТустановлена Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем имеждународном таможенном транзите товаров.
Место доставки товаровпри внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправленияна основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных(перевозочных) документах.
Местом доставки товаровявляется место нахождения таможенного органа, имеющее одновременно статус зонытаможенного контроля (в большинстве случаев территории СВХ, на которыхрасполагаются таможенные посты либо структурные подразделения таможен,осуществляющие таможенное оформление товаров).
Исключения могутсоставлять случаи доставки товаров в места нахождения склада получателя товаров.
При вывозе иностранныхтоваров с таможенной территории РФ пунктом их назначения будет место убытия запределы РФ.
Форма транзитнойдекларации установлена приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Обутверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем имеждународном таможенном транзите товаров» (зарегистрирован МинюстомРоссии 13.11.2003, регистрационный № 5228).
При этом следуетучитывать, что в качестве транзитной декларации могут использоваться любыекоммерческие документы (счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочныеспецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости),транспортные (перевозочные) документы (международная или внутренняятоваротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающийналичие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовыенакладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актамиВсемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другиестандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в областитранспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемымив соответствии с ними правовыми актами) и (или) таможенные документы(таможенная декларация, оформленная таможенными органами РФ на вывоз товаров,таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств,книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции омеждународной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 года (КонвенцииМДП, 1975 года)), содержащие следующие сведения:
— о наименовании иместонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортнымидокументами;
— о стране отправления(стране назначения) товаров;
— о наименовании иместонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение навнутренний таможенный транзит получает экспедитор;
— о транспортномсредстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а приосуществлении перевозки автомобильным транспортом — также о водителетранспортного средства;
— о видах илинаименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими,транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаровв соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров илиТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) науровне не менее чем первых четырех знаков;
— об общем количествегрузовых мест;
— о пункте назначениятоваров;
— о планируемойперегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
— о планируемом срокеперевозки товаров по таможенной процедуре ВТТ;
— о маршруте, еслиперевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.
Только в случаеотсутствия в документах перевозчика каких-либо из вышеуказанных сведений, втаможенный орган подается транзитная декларация по установленной форме.Требования таможенных органов о предоставлении иных сведений незаконны.
В случаях,предусмотренных международными договорами РФ, в качестве транзитной декларациииспользуются документы, оформленные в соответствии с международными договорамиРФ.
При соблюдениизаявителем вышеуказанных условий, предъявления товаров таможенному органу ипредоставления всех документов и сведений таможенный орган обязан выдатьразрешение на ВТТ. Такое разрешение выдается сразу после того, как таможенныйорган убедится в соблюдении условий ВТТ, но не позднее трех дней со дняпринятия транзитной декларации. Принятие транзитной декларации осуществляетсятаможенным органом в день ее подачи и оформляется путем ее регистрации ипроставления таможенным органом соответствующих отметок. Лицо, получающееразрешение на ВТТ также может представить электронную копию транзитнойдекларации (порядок ее представления разъяснен письмом ГТК России от 26.12.2003№ 01-06/50490 «Об электронной копии транзитной декларации»).
Если разрешение навнутренний таможенный транзит не может быть выдано из-за несоблюдения условий,таможенный орган вправе разрешить перевозку товаров на склад временногохранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, при условиитаможенного сопровождения транспортных средств, на которых перевозятся товары.При выдаче разрешения на ВТТ таможенный орган отправления устанавливаеттаможенный орган назначения (место доставки) и срок ВТТ.
При ВТТ или МТТ товаровперегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с ними допускаются сразрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионедеятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция(таможенный пост, таможня, непосредственно подчиненная ГТК России).
Грузовые операции приВТТ или МТТ товаров производятся с разрешения таможенного органа сосуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенногонаблюдения. При проведении грузовых операций таможенный орган вправе проводитьтаможенный досмотр транзитных товаров. По результатам таможенного досмотрауполномоченное должностное лицо таможенного органа составляет акт таможенногодосмотра по форме, утвержденной правовыми актами ГТК России. Один экземпляракта таможенного досмотра вручается перевозчику или экспедитору.
Сведения о местепроведения грузовых операций (адрес) должны быть указаны в транспортных(перевозочных) документах, следующих с товарами.
Для полученияразрешения на проведение грузовых операций заинтересованные лица должны податьв таможенный орган письменное заявление в произвольной форме на русском языке.Разрешение или отказ на проведение перегрузки транзитных товаров оформляется ввиде резолюции на заявлении («Разрешаю» или «Запрещаю»)начальника таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы таможенногооформления и таможенного контроля). Разрешение на проведение грузовых операцийвыдается в день принятия соответствующего решения, которое принимается втечение суток после подачи заявления.
Если место проведениягрузовых операций при ВТТ или МТТ товаров находится вне места нахождениятаможенного органа, то таможенный орган обязан направить должностное лицотаможенного органа для проведения таможенного контроля за осуществлениемгрузовых операций.
Если в результатегрузовых операций лицо, получившее разрешение на ВТТ или МТТ товаров, неменяется, переоформления транзитной декларации не требуется. При этомдолжностное лицо таможенного органа проставляет отметку в транзитной декларациии транспортных (перевозочных) документах о вновь наложенных таможенных пломбахи печатях, а также вносит в них сведения о транспортных средствах, на которыеперегружены товары, и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Документывозвращаются перевозчику (экспедитору) для продолжения перевозки.
Если в результатегрузовых операций изменяется лицо, получившее разрешение на ВТТ или МТТтоваров, должностное лицо таможенного органа оформляет завершение ВТТ или МТТтоваров, после чего выдается новое разрешение на ВТТ или МТТ товаров в порядке,установленном настоящей Инструкцией.
Если товары могут бытьперегружены с одного транспортного средства на другое без поврежденияналоженных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается послепредварительного уведомления промежуточного таможенного органа, котороезаключается в подаче этому таможенному органу транзитной декларации и иныхдокументов на товары и транспортные средства, имеющихся у перевозчика.
При МТТ складирование(хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции)транзитных товаров на таможенной территории Российской Федерации допускается ссоблюдением требований и условий, установленных Кодексом. 24. Таможенный органможет отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарамитолько в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров илиизменение их свойств.
При МТТ проведение стоварами грузовых операций, отличных от перегрузки или не предусмотренныхпунктом 23 настоящей Инструкции, допускается только в случае, если ихсовершение вызвано реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утериили существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.
Таким образом,процедура внутреннего таможенного транзита имеет объемный характер и четкоезаконодательное закрепление.
2.Характеристика МАПП «Нехотеевка»
Комплекс «Нехотеевка»расположен на 705 км автодороги Москва-Белгород-Харьков и непосредственнопримыкает к российско-украинской границе. Здания и сооружения комплексарасположились на площади в 12,6 га. Комплекс сооружений предусматриваетраздельное таможенное оформление и контроль грузового, легкового и пассажирскогопотоков. Предусмотрено 10 полос на въезд и столько же на выезд – только длялегкового транспорта, не считая отдельных полос для грузовых машин и автобусов.
Решение об открытиипункта пропуска «Нехотеевка» было принято в соответствии с Соглашением междуправительствами Российской Федерации и Украины о пунктах пропуска черезгосударственную границу от 08.02.1995 г. А в 1997 г. по решению ГТК Россииначалось строительство объекта. Заказчиком-застройщиком стало государственноеунитарное предприятие «РОСТЭК», ведущей проектной организацией – АО«Мосэлектронпроект», подрядной организацией – СУ-848.
В состав МАПП«Нехотеевка» входят следующие специально обустроенные функциональные зоны:санитарно-карантинная со зданиями санитарно-карантинной службы и дезинфекционнойямы; зона паспортного режима с контрольно-пропускными пунктами карантиннойслужбы; режимная зона со зданиями кинологической службы, постов пограничноготаможенного контроля легкового, грузового транспорта и автобусов и контроляРоссийской транспортной инспекции; зона работы с грузовым и легковымтранспортом и пассажирскими автобусами со зданием склада конфискованных товарови постом углубленного досмотра грузовых транспортных средств;административно-хозяйственная зона. Все здания и сооружения выполнены всоответствии с техническими требованиями служб, осуществляющих таможенный,пограничный и все другие виды контроля.
Таможенный пост МАПП«Нехотеевка» контролирует один из самых напряженных в Белгородской областиучастков границы с Украиной. Через переход Нехотеевка-Гоптовка проходит почтипятая часть всего автотранспортного потока, пересекающего российско-украинскуюграницу в обоих направлениях. В зимний период через этот переход до сих порпроходило почти 2000 транспортных средств, летом – вдвое больше. А в «пиковые»периоды границу пересекало более 10 тысяч автомобилей в сутки. Особенно сложнойситуация становится в летнее время. 90% ввозимой через пункты пропускаБелгородской таможни на территорию России сельскохозяйственной продукции изУкраины проходит оформление на МАПП «Нехотеевка». Растет и количествовыезжающих на период летних отпусков граждан РФ и въезжающих обратно.
3.Открытие процедуры внутреннего таможенного транзита в таможенном органеотправления
Для открытия процедурывнутреннего таможенного транзита (ВТТ) необходима транзитная декларация, таккак разрешение на ВТТ товаров выдается после предъявления товаров таможенномуоргану отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится всоблюдении условий, которые указаны в статье 81 Таможенного кодекса Российской Федерациии в п.п.9.3 и 10.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем имеждународном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003N 973, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации.
В качестве транзитнойдекларации в таможенный орган отправления могут представляться любыекоммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенныедокументы. Таможенный орган будет обязан их принять, если в них будут содержатьсясведения:
— о наименовании иместонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортнымидокументами;
— о стране отправления(стране назначения) товаров;
— о наименовании иместонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение навнутренний таможенный транзит получает экспедитор;
— о транспортномсредстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РоссийскойФедерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом — также оводителе транспортного средства;
— о видах илинаименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими,транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаровв соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров илиТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чемпервых четырех знаков;
— об общем количествегрузовых мест;
— о пункте назначениятоваров;
— о планируемойперегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;
— о планируемом срокеперевозки товаров;
— о маршруте, еслиперевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам.
Таможенный орган невправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений.
В качестве транзитнойдекларации используются документы, оформленные в соответствии с международнымидоговорами, если это предусмотрено международными договорами РФ. Данная норманашла закрепление законодательно в пункте 8 статьи 81 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации.
При ВТТ товаров,перемещаемых между складами временного хранения, таможенными складами, а такжев иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территорииРоссийской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплатытаможенных платежей, в качестве транзитной декларации могут использоватьсядокументы, являвшиеся транзитной декларацией при ВТТ товаров в таможенный органназначения.
Транзитная декларацияможет быть представлена в форме электронного документа. Порядок представлениятранзитной декларации в форме электронного документа и порядок ее использованияпри ВТТ определяются ГТК России в соответствии с Таможенным кодексом РоссийскойФедерации [1.1, статья 81].
О принятии в качестветранзитной декларации документов должностным лицом таможенного органа делаетсяотметка на таких документах по форме и в порядке, которые определяются ГТКРоссии.
Транзитная декларациязаполняется на номерных бланках установленной формы. Приложение 1 к Инструкциио совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзитетоваров содержит формы транзитной декларации (ТД 1 — основной лист и ТД 2 — добавочный лист). Комплект транзитной декларации состоит из четырехсброшюрованных листов.
Транзитная декларациязаполняется на печатающем устройстве компьютера или на пишущей машинке нарусском языке. Допускается указание наименований и адресов иностранных лицлатинскими буквами. Транзитная декларация должна быть заполнена разборчиво, несодержать подчисток и помарок. Исправления в транзитную декларацию могут вноситьсяна пишущей машинке (печатающем устройстве компьютера) или от руки. Правильностькаждого такого исправления удостоверяется на каждом листе транзитной декларациидекларантом.
При заполнениитранзитной декларации на партию товаров, имеющих различные коды в соответствиис ТН ВЭД России, дополнительно заполняются добавочные листы (ТД 2).
4.Завершение процедуры внутреннего таможенного транзита
Перевозчик обязанпредъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитнуюдекларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одногочаса с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а вслучае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа — втечение одного часа с момента наступления времени начала работы этоготаможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срокпредставления указанных документов может превышать 12 часов.
Размещение транспортныхсредств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.
Если транзитнаядекларация и иные документы на товары были помещены таможенным органомотправления в грузовое отделение транспортного средства, должностным лицомтаможенного органа назначения производится вскрытие грузового отделениятранспортного средства.
Должностное лицотаможенного органа назначения в течение 2 часов с момента представленияперевозчиком документов обязано зарегистрировать перевозчику подтверждение оприбытии транспортного средства. Подтверждение о прибытии регистрируется вжурнале регистрации подтверждений о прибытии, форма и порядок ведения которогоустанавливаются ФТС России. Подтверждению о прибытии присваиваетсярегистрационный номер следующей структуры:
11111111/222222/3333333,
Где 11111111 — кодтаможенного органа назначения;
222222 — день, месяц,последние две цифры года;
3333333 -порядковыйномер по журналу регистрации, форма и порядок ведения которого устанавливаютсяФТС России.
Таможенный органназначения оформляет завершение ВТТ товаров в возможно короткие сроки, но непозднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, еслипри проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не быливыявлены нарушения таможенного законодательства РФ.
Свидетельство озавершении внутреннего таможенного транзита регистрируется в журналерегистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита, форму ипорядок ведения которого устанавливает ФТС России. Свидетельству о завершениивнутреннего таможенного транзита присваивается регистрационный номер следующейструктуры:
11111111/222222/3333333,
Где 11111111 — кодтаможенного органа назначения;
222222 — день, месяц,последние две цифры года;
3333333 — порядковыйномер по журналу регистрации, форма и порядок ведения которого устанавливаютсяФТС России.
Кроме того, втранзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченноедолжностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлениитовара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личнойномерной печати.
В таможенном органеназначения идентификация транзитных товаров и транспортных средств можетпроизводиться путём проверки целостности пломб, печатей, нанесённыхидентификационных знаков, проставленных штампов, имеющихся описаний товаров,составленных чертежей, представленных масштабных изображений, фотографий,иллюстраций. В случае нарушения средств идентификации транзитных товаров, атакже в случаях, установленных нормативными правовыми актами ФТС России,таможенный орган назначения вправе проводить таможенный досмотр транзитныхтоваров согласно установленному порядку.
ВТТ может завершатьсябез предъявления товаров таможенному органу назначения. В месте доставки, неявляющемся местонахождением таможенного органа, товары должны быть размещены в отдельномпомещении или на ограждённой по периметру площадке, снабжены табличками синформацией, позволяющей их идентифицировать.
Для завершения ВТТ втаможенный орган назначения наряду с транзитной декларацией и другимидокументами на товары, имеющимися у лица, которое будет осуществлять хранениетоваров и проведение с товарами других операций в соответствии с ТК, в течениесуток после прибытия транспортного средства в место доставки товаровпредставляются документы, подтверждающие принятие товаров на хранение.
В течение трёх дней содня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставкутоваров и оформляет завершение ВТТ товаров. До оформления завершения ВТТтоваров лицо, получившее разрешение на ВТТ, обязано принять нарушение их упаковки,пользования и распоряжения ими.
5.Основные направления совершенствования процедуры внутреннего таможенноготранзита
Основные направлениясовершенствования процедуры внутреннего таможенного транзита связаны спринятием Таможенного кодекса таможенного союза.
В Таможенном кодексетаможенного союза содержится единая таможенная процедура — таможенный транзит,то есть по сравнению с российским законодательством больше не будет делениятранзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территорииРоссийской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый черезтерриторию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительнуюпрактику.
Общие положения,касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможеннойпроцедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуретаможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможеннойдекларации. По-прежнему, в качестве транзитной декларации могут использоватьсятранспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а такжедокументы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП иприлагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитнойдекларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:
— в транзитнойдекларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарнойноменклатурой таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков (всоответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации — четырех знаков), атакже сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений приперемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещениедопускается при наличии этих документов;
— не требуется указанияв транзитной декларации ряда сведений, предусмотренных ТК России (о водителяхтранспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).
Подача таможенномуоргану отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлениемее электронной копии (в настоящее время это является правом, а необязанностью).
Декларантом таможеннойпроцедуры таможенного транзита (в ТК России — лицо, получающее разрешение натаможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если онявляется лицом государства-члена таможенного союза), но и лицогосударства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделкулибо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
ТК ТС четко определеныслучаи, в которых применяется процедура таможенного транзита: В том числе к нимотносится перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа местаубытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, неявляющегося членом таможенного союза (в настоящее время специальный таможенныйрежим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью иостальной частью таможенной территории таможенного союза).
Условия помещениятоваров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились.
Одним из основныхусловий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита — является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мерне изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенноесопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут можетустанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.
Расширен переченьслучаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенноготранзита. Если в ТК России не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенноготранзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии сположениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом являетсятаможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также вслучае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортомили по линиям электропередачи.
Устанавливаютсяособенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
— товары предъявляютсятаможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
— после завершениятаможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик илииное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные спомещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Заключение
Под таможеннымтранзитом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товарыперевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов иприменения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствиис законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности.
Применение внутреннеготаможенного транзита осуществляется при перевозке товаров из места их прибытиядо местонахождения таможенного органа назначения, из местонахождения товаровпри их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, междускладами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаяхперевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товарыне предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Процедура внутреннеготаможенного транзита не распространяется на товары, перевозимые воздушнымтранспортом, если воздушное судно во время совершения регулярногомеждународного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную иливынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также натовары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.Перевозка товаров при внутреннем таможенном транзите возможна любым перевозчиком,в том числе таможенным перевозчиком.
Внутренний таможенныйтранзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионедеятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможеннойпроцедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).
В связи с принятиемТаможенного кодекса таможенного союза предусмотрены некоторые направлениясовершенствования процедуры внутреннего таможенного транзита, реализациякоторых должна будет в полной мере способствовать достижению целей процедурывнутреннего таможенного транзита.
Списокиспользованных источников
1. Нормативно-правовыеакты
1.1.Таможенный кодекс РоссийскойФедерации от 28 мая 2003 года / N61-ФЗ.
1. 2.Таможенный кодекс Таможенногосоюза от 27 ноября 2009 года.
1.3. Обутверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенногооформления товаров в соответствии с выбранным режимом: Приказ ГТК N 536 от 25апреля 2007 г.
1.4.Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов,осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании ивыпуске товаров: Приказ ГТК N 1356 от 28ноября 2003 г.
1.5. Об утверждении Инструкции осовершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенномтранзите товаров: Приказ ГТК России № 973 от 8 сентября 2003г.
2. Книги
2.1. АндриашинХ., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. – М.: 2008. – 512 с.
2.2. БакаеваО.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. М., 2005. – 112 с.
2.3. БекяшевК.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. – 445 с.
2.4. БогомоловаА.А. Таможенное право. Лекции. М., 2008. – 231 с.
2.5. БорознаА.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. – 143 с.
2.6. БерковЕ.А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело”.– М., 2008г.- 436 с.
2.7. Большойюридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина,В.Е. Крутсних. — М.: Инфра — М, 2007. —590 с.
2.8. Габричидзе Б.Н.Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: НОРМА–ИНФРА. — 2007. –325 с.
2.9. Галузо В.Н.,Эриашвили Н.Д., Килясханов И.Ш., Кизлык А.П. Учебное пособие. – М., 2008. – 432с.
2.10. Драганов В.Г. Основы таможенногодела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ. М., 2008.- 327 с.
2.11. Завражных М.Л. Таможенное право. М.,2009. – 432 с.
2.12. Комментарий к таможенному кодексуРоссийской Федерации. Под ред. А.Н. Козырина. Издательство«Проспект», 2004.- 427 с.
2.13. Козырин А.Н. Таможенное право России.Общая часть. — М.: 2007.- 321 с.
2.14. Лебедева Е.С. Учебник по таможенномуправу. М., 2006. – 452 с.
2.15. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практическийаспект». — М.: «Гелиос АРС».- 2004г. – 435 с.
2.16. Развитие таможенного дела в России /Научн. редактор П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 2006. — с. 349.
2.17. Салминин Е.О. Таможенное право.Учебник для вузов. М., 2006. – 325 с.
2.18. Таможенное право России: Учебник /Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь, 2004.- 279 с.
2.19. Тимошенко И.В. Таможенное право. Курслекций. М., 2006. – 231 с.
2.20. Халипов С.В. Таможенное право России.М., 2006. – 542 с.
2.21. Таможенное дело: словарь — справочник/ А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, С.Н. Гамидулаев и др.: сев.-зап.фил. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников таможенныхучреждений ГТК РФ. — СПб.: Логос, 2004. — 320 с.
2.22. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-еизд., перераб.и доп. – М., 2009. – 436 с.
2.23. Фомин С.В. Международныеэкономические отношения, М.: «Юркнига». – М., 2004г. – 321 с.
2.24. Шапошников Н.Н. Таможенная политикаРоссии. – М., 2008г.- 451 с.
2.25. Халипов С.В. Таможенное право России.М., 2009. – 328 с.