МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
Кафедра финансового, банковского и таможенного права
Учебная дисциплина «Финансовое право»
Государственный страховой надзор
(курсовая работа)
Выполнила
студентка 3курса 324 группы
Институтаюстиции
Дурнова И.А.
Научныйруководитель:
Химичева О.О.
Саратов - 2007
Оглавление TOC o «1-2» h z u
Введение. PAGEREF _Toc184998210 h 3
1. Государственный страховой надзор. PAGEREF _Toc184998211 h 6
1.1. История государственного страхового надзора в России. PAGEREF _Toc184998212 h 6
1.2. Причины и принципы осуществления государственногострахового надзора PAGEREF _Toc184998213 h 12
1.3. Роль и значение государственного страхового надзора. PAGEREF _Toc184998214 h 16
1.4. Нормативно-правовое регулирование государственногострахового надзора PAGEREF _Toc184998215 h 18
2. Правовой статус Федеральной службы страхового надзора. PAGEREF _Toc184998216 h 23
Заключение. PAGEREF _Toc184998217 h 29
Список использованной литературы… PAGEREF _Toc184998218 h 32
Введение
Страхование каксистема защиты имущественных интересов граждан, организаций и государстваявляется необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхованиеявляется самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оновыступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования исобственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальноестрахование в современных условиях развития рыночной экономики ифункционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, каксамостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида:государственное социальное страхование и негосударственное социальноестрахование. В соответствии со ст. 39Конституции Российской Федерации первый из названных видов социальногострахования гражданам России гарантируется, второй — поощряется[1].
Страхованиепредоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов вслучае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказываетпозитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не толькоосвобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховыхслучаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочныхинвестиций.
В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)[2] закреплено правовое понятие страхования – это отношения по защитеимущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации,субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступленииопределенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщикамииз уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средствстраховщиков.
Страховойдеятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, таки негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компанийносит предпринимательский характер.
Государственноерегулирование страхового рынка осуществляется различными способами. Для этогоприменяются экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществлениестрахового надзора является одним из наиболее эффективных методов.
Надзор в сфере страхованияможет носить внутренний или внешнийхарактер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно органами самойорганизации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственныйстраховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка,осуществляемые исключительно органами страхового надзора (на практике ирегулирование, и контроль страхования частично осуществляются и без его участия- налоговыми органами, Центробанком и т.п.)[3].
Необходимостьгосударственного страхового надзора определяется важной ролью страхования вэкономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствийнеблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а такжепотребностью защиты интересов страхователей[4].
В общейформе этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и егоплатежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями.Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствамподрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идеестрахования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается впретензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государствоне может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересыстраховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственногострахового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособностьстраховщика.
Страховойрынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственногорегулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования сучетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственногозаконодательства и административного надзора; государственное регулированиестрахового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики,принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов,отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающихспоров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего обществаобязательные виды страхования[5].
В работе будетрассмотрена история и правовые основы осуществления страхового надзора вРоссийской Федерации, принципы его осуществления, пределы полномочий органа,этот надзор осуществляющего, Федеральной службы страховогонадзора.
Целью работыявляется выявление места государственного страхового надзора в системегосударственно-правовых институтов и его роли.
1. Государственный страховой надзор1.1. Историягосударственного страхового надзора в России
Надо сказать, что орган страхового надзора – это не какое-то изобретение современныхбюрократов. И в дореволюционной России существовал страховой надзор. В 1894 г. было утверждено «Положениео надзоре за деятельностью страховых обществ и учреждений». Первоначальнонадзор осуществлялся Страховым комитетом, позднее, с 1904г. – Отделомстрахования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местногохозяйства. В функции надзора входило: наблюдение за исполнением правилстрахования, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрениепроектов уставов страховых компаний и изменений в них, полисных условий,отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизий акционерныхстраховых обществ и ликвидация того или иного общества и многое другое[6].
В Советский период организация государственного страхованияперестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими исоциальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.
В 1921 г.при Народном комиссариате финансов было создано главное управление Госстраха,на которое было возложено осуществление государственного страхования не тольков РСФСР, но и в других республиках. На местах операции проводились страховыми подотделамифинансовых отделов. В 1922 г.система государственного страхования перешла на принципы хозяйственногорасчета, получила имущественную и оперативно-организационную самостоятельность.В связи с этим государство освобождалось от какой-либо дополнительнойответственности по операциям Госстраха.
В 1922 г.Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правлениегосударственного страхования, которое получило большую оперативнуюсамостоятельность. Функции Наркомфина в области государственного страхованияограничивались общим руководством. В губерниях были организованы конторыГосстраха, непосредственно подчиненные в административном и оперативномотношении главному правлению. Для работы с населением в городских и сельскихместностях привлекались страховые агенты.
Отсутствие жесткой государственной монополии сыгралоположительную роль в развитии страхования в 20-х годах. Однако уже в 1923 г. в стане развернуласьдискуссия между противниками и сторонниками установления государственнойстраховой монополии. Первым прямым законодательным признанием того, что в СССРдействует государственная страховая монополия, было принятие в законодательномпорядке «Положения о Наркомфине СССР», где подчеркивалось, что Госстрах СССР исоюзные республики осуществляют государственную страховую монополию на всейтерритории страны. В условиях проведения сталинской политики отхода от нэпа,укрепления общегосударственных структур, жесткой централизации финансовыхресурсов победу одержали сторонники установления твердой государственноймонополии на страхование
В 1925 г.законодательно было закреплено, что «страхование во всех его видах являетсягосударственной монополией Союза ССР». Проведение налоговой реформы 1930 – 1931гг. повлекло за собой необходимость изменения государственной страховойполитики. Страховое дело пострадало от некомпетентности иагрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резкоограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишьстрахование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явноабсурдных условиях – без взимания страховых платежей. Было ликвидировановзаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхованиекрестьянского имущества, а позднее – запрещено заключение договоровдолгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховойаппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование быловозложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела встране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918 – 1920 гг., как ужеупоминалось выше.
В отечественной литературе данный период в историистрахования характеризуется как «период извращения» в страховой работе населе. Долгое время это объяснялосьштампами сталинской пропаганды, кознями кулацких элементов, деятельностьюклассового врага, массовым вредительством, далекими от истины. Главнымивиновниками запущенности страхового дела в начале 30-х годов были властныеструктуры, которые, игнорируя сопротивление специалистов страхового дела,проводили явно некомпетентную страховую политику. В начале 1933 г. даже властям сталоясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству.Было принято Постановление ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. об извращениях вработе по страхованию в деревне. После этого произошла резкая переоценкаотношения властей к страхованию. Были восстановлены система страховых органов,институт страховых агентов, страховых ревизоров. В сельсоветах и колхозахформировались сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты.Подлежало восстановлению также долгосрочное страхование жизни, добровольноестрахование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественныхорганизаций, обязательное страхование государственного жилого фонда иимущества, сданного в аренду. В 1933 г. система органов государственного страхования былавновь восстановлена.
Большое внимание уделялось укреплению организационных основгосударственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утвержденоПоложение о главном управлении государственного страхования СССР и его органахна местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.
Положением были установлены основные страховые операции,определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха СССР состороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственногострахования. В положении закреплялась монополия Госстраха СССР на проведениестраховых операций в стране. Наряду с этим был предусмотрен состав средствГосстраха СССР, объем и порядок образования запасного фонда, направлениеприбыли. Расширялась самостоятельность страховых органов, особенно низовыхзвеньев – районных и городских инспекций.
Значительно изменены были организационные основы органовгосударственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерствфинансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждойсоюзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всехреспубликах оно проводилось на основе единого законодательства, по единымправилам и инструкциям Министерства финансов СССР.
В положениях 1958 г. не упоминалось о наличии в стране государственнойстраховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де факто государственнаястраховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции,поскольку ни одно ведомство, ни одна организация «не осмеливались» нарушитьстраховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.
К числу организационных недостатков этого времени следуетотнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (почислу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связипериод в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела встране.
Демонополизация страхового дела началась в нашей странетолько в 1988 г.,с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативамразрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативноестрахование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящеевремя в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ,создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственныестраховые фирмы.
Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкойместа и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе вРоссии, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.
Содержание взаимоотношений государства и страховых компанийпосле перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось.Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль(надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельнойсистемы органов государственного управления на современном этапе не существует[7].
В 1991 г.,когда страна переходила от чисто государственного страхования к рыночнымотношениям в этой области, надзорный орган существовал в качестве подразделенияМинфина РСФСР. Затем, в июле 1992 г. был создан самостоятельный орган – Государственныйстраховой надзор РФ (Госстрахнадзор)[8], который в сентябре 1992 г. был преобразован вФедеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)[9].
В конце 1992 г. вступил в силу Закон «О страховании»[10], в соответствии с которымФедеральная инспекция была преобразована в Федеральную службу по надзору застраховой деятельностью[11], а по существу былапросто переименована. Правительство РФ в апреле 1993 г. утвердило «Положениео Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»[12].
В августе 1996 г. Федеральная служба была ликвидирована, а ее функциипереданы Минфину РФ[13], в составе которого былсоздан Департамент страхового надзора. Целесообразно это или нет с точки зрениясокращения численности аппарата – сложно сказать, однако, многиеквалифицированные работники Федеральной службы ушли. Очень жаль, так каксозданный ими орган страхового надзора, по мнению многих из тех, кто так илииначе занимается страхованием, был одним из наиболее полезных органовгосударственной власти.
На Департамент страхового надзора Минфина России (какправопреемника) были возложены функции по анализу документов, которыестраховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним(документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции поведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования иразмещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлениюконтроля за обеспечением платежеспособности страховщиков.
В настоящее время государственный страховой надзор вРоссийской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора,которая была образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[14] и ПостановлениемПравительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения оФедеральной службе страхового надзора»[15]. 1.2. Причины и принципы осуществлениягосударственного страхового надзора
В российском страховом законодательстве два направления,содержащие элементы публичности, лицензирование и надзор ужеполучили практическое осуществление. Переход к рыночным способам ведениястрахования вовсе не означает отказ со стороны государства от контроля закоммерческим страхованием. Наиболее важными причинами, по мнению М.Б. Смирновой, требующими установленияпубличного контроля за страхованием, являются следующие[16]:
1) влияние страхования на процесс воспроизводства в рамкахэкономики всей страны;
2) возможность инеобходимость использования временно свободных финансовых средств,аккумулированных в страховых компаниях (страховых резервов), для инвестиции вэкономику;
3) осуществлениепротекционистской политики по отношению к отечественным страховым компаниям(запрет осуществлять страховую деятельность иностранным страховым компаниям насвоей территории либо установление специального страхового режима);
4) защитаимущественных прав страхователей путем установления специальных правил,призванных обеспечить финансовую устойчивость страховщиков, что необходимо дляисполнения ими принятых на себя обязательств.
Т.А. Федорова выделяет дваобстоятельства участия государства в наблюдении за функционированием страхования[17]. Во-первых, страхованиевыполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов ипополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите,так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую не будучи всостоянии сделать заключение о надежности своих вложений.
В нашей стране страховой надзор, по мнению Ю.Б. Фогельсона, выполняеттри основные группы функций[18]:
1) лицензионные,включающие лицензирование деятельности страховщиков и страховых аудиторскихкомпаний, регистрацию страховых брокеров и аттестацию страховых аудиторов;
2) нормотворческие, включающиеиздание подзаконных нормативных актов пострахованию, регистрирующих деятельностьстраховщиков и страховых аудиторов;
3) контрольные, включающие непосредственный контроль за финансовой устойчивостью страховщиков и деятельностью страховыхкомпаний по исполнению ими требований нормативных актов и своих обязательств подоговорам.
Регулирующая роль государственного органа постраховому надзору, по мнению В.В. Шахова[19],должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которыхобеспечивается надежная защита страхователей.
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия,связанные с заключением договоров страхования, — главная функция. Регистрациюдолжны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональнаяпригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычнотребует представить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица вфинансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховоеобщество не может функционировать.
Органом государственного страхового надзора актрегистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
2. Обеспечение гласности. Каждый, ктопрофессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликоватьпроспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовомположении страховщика. Принцип гласности проводится через положениезаконодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).
Чтобы не допускать ограничения конкурентнойборьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколькодостоверна представленная информация. Открытость информации о финансовомположении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
3. Поддержание правопорядка в отрасли. Органгосударственного страхового надзора может начать расследование нарушенийзакона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопрекиинтересам страхователей, или пере дать дело в суд. Орган государственногострахового надзора наделен многими полномочиями по проверкеоперативно-финансовой деятельности страховщиков.
Пункт 2 статьи 30 Закона РФ «Об организации страхового делав Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2007г.)[20] закрепляет, что страховойнадзор осуществляется на принципахзаконности, гласности и организационного единства.
Принцип законностипонимается, прежде всего, как требование государства неукоснительно исполнятьустанавливаемые им законы и иные нормативные правовые акты. Согласно ч.2 ст.15Конституции Российской Федерации[21], органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и ихобъединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Термин «закон», однако,применен в широком смысле слова – как вся совокупность нормативно-правовыхактов. Иначе это положение вступало бы в противоречие с нормами Конституции,наделяющими Президента РФ и Правительство РФ правом издавать правовые акты,обязательные для исполнения на всей территории России[22].
Законность как всеобщее требование неукоснительногособлюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется навсе сферы правовой деятельности государства и членов гражданского общества, втом числе и на сферу государственного страхового надзора.
Принцип гласностизаключается в том, что деятельность органа страхового осуществляется гласно,т.е. является общедоступной и подконтрольной для общественности. Принципгласности проявляется в опубликовании реестров страховых компаний, решений органастрахового надзора, статистических данных по страхованию и пр.
Широкое распространение сети Интернет в повседневной жизниспособствует доступности информации о деятельности Федеральной службыстрахового надзора для граждан июридических лиц. На сайте ФССН публикуются сообщения дляпрессы, информация оФССН, нормативныеправовые акты, регулирующие деятельность ФССН, многочисленныеприказы, актуальнаяинформация о ликвидации,судебныерешения, прочиедокументы, объявления орозыске страховых компаний, обзоры обращений граждан и организаций,поданные заявки на лицензирования и пр[23].
Принципорганизационного единства означает, что центральный аппарат и территориальныеинспекции Федеральной службы страхового надзора являются единой системой поосуществлению страхового надзора, структурные части которого находятся впостоянном взаимодействии.
Таким образом, появление органа государственного страховогонадзора обусловлено определенными причинами и является исторически неизбежнымсобытием.
Государственный страховой надзор в России выполняетлицензионные, нормотворческие и контрольные функции, и поэтому, долженосуществляться строго в соответствии с установленными принципами егодеятельности.1.3. Роль и значениегосударственного страхового надзора
В современных условиях все большее значение приобретаютметоды косвенного стимулирования государством развития страхования. Их сутьсостоит в различных способах государственного регулирования страховойдеятельности:
·
·
·
· обязательств передпотребителями страховых услуг.
·
· квалифицированныхкадров в области страхования.
· преобладающей долей иностранного капитала на отечественномстраховом рынке.
· цивилизованного рынкастраховых услуг.
· страховщиков.
В применении этих способов значительную роль играет именногосударственный страховой надзор.
Без системы органов государственного страхового надзораприменение конкретных мер, обобщение практики и разработка предложений посовершенствованию страхового рынка становится практически невозможным.
Положением о Федеральной службе страхового надзора на указанныйорган были возложены обширные полномочия по регулированию страховойдеятельности в Российской Федерации, и без этого органа, страховой рынок сталбы саморегулируемым, что привело бы к непредсказуемым последствиям.
Большое значение органа страхового надзора проявляется впроцессе разработки предложений понормативно-правовому регулированию, чтобы на основании проблем правопримененияформулировать свои предложения и направлять их органу страхового регулирования.Экспертный совет при Федеральной службе страхового надзора создан для того,чтобы обсуждать существующие проблемы. В состав Экспертного совета входят ипредставители страхового сообщества. Обмен мнениями всегда чрезвычайно полезен.Но интересны не те предложения, которые направлены исключительно на защитуинтересов страховщика либо исключительно на защиту интересов государства.Ценными представляются предложения, которые позволяют при соблюдении балансаинтересов страховщиков и государства эффективно защищать интересы тех, ктодоверился страховщикам[24].
Таким образом, страховой надзор является необходимымнаправлением деятельности государства, поскольку никакой другой сферой неохватывается регулирование страхового рынка, а защита интересов страхователейявляется обязанностью государства.1.4. Нормативно-правовое регулированиегосударственного страхового надзора в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации[25] в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, в России поощряютсядобровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социальногообеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей длявсей системы страхового дела.
Сложность нормативно-правового регулирования страхованиясостоит в том, что страхование регулируется нормами гражданского, финансового иадминистративного права. Чтобы не путаться в многочисленных нормативно-правовыхактах, касающихся регулирования страхования, в общем, и страхового надзора, вчастности, ученые проводят их классификацию.
Ю.Б. Фогельсон в своем учебнике «Введение в страховое право»[26] подразделяет всенормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, на две части – нормативные акты, адресованные всемпотенциальным участникам страховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующиеих деятельность (специальные).
К общим, прежде всего, относятся – Гражданский кодексРоссийской Федерации (ГК РФ)[27] и Закон «Об организациистрахового дела». В них содержатся универсальные правила регулированиястраховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Именно всилу своей универсальности они тесно связаны с другими общими нормами,регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств,поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собойкомплекс обязательств.
К специальным относятся многие нормативные акты поконкретным видам страхования. Издано большое количество нормативных актов оразличных видах обязательного страхования.
Следует сказать о том, что предмет регулирования специальныхнормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования общих. Кроме того,лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведениевсех участников страховых отношений, большинство специальных актов регулируетповедение либо только страховщиков, либо только страхователей,выгодоприобретателей и застрахованных.
Т.А. Федорова также правовую базу страховой деятельностиподразделяет на общее и специальное страховое законодательство[28]. Она также добавляеттретью группу актов – Ведомственные нормативные документы.
В юридической литературе нормативно-правовые акты принятоподразделять на законы и подзаконные нормативные акты[29].
Среди законов, регулирующих деятельность органов страховогонадзора, необходимо выделить, прежде всего, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организациистрахового дела в Российской Федерации»,который устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляетосновные правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвященаГосударственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в нейустановлены основы государственного страхового надзора и урегулированынекоторые вопросы деятельности органа государственного страхового надзора.
Отдельные нормы содержатся также в Федеральном законе от 25апреля 2002 г.№ 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.)[30], Федеральном законе от 28марта 1998 г.№52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровьявоеннослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового иначальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органовуголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговойполиции»[31]и Законе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации»[32].
Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере страхования истрахового надзора подразделяются на:
1. Указы ПрезидентаРоссийской Федерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Обобязательном личном страховании пассажиров»[33].
2. Постановления ираспоряжения Правительства Российской Федерации. Наиболее важными из нихявляются Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Обутверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»[34], которое устанавливаетобщие положения, полномочия, организацию деятельности Федеральной службыстрахового надзора; ПостановлениеПравительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора»[35] (с изменениями идополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационныеаспекты деятельности ФССН, а именно, функции, численность аппарата, месторасположения и некоторые другие. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р[36] была одобрена Концепцияразвития страхования в Российской Федерации, в пункте 5 которой говорится осовершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. Этот актзакрепил демократические настроения в сфере страхового надзора и был положен воснову дальнейшего развития законодательства о страховом надзоре.
3. Нормативныеправовые акты Министерства финансов Российской Федерации. Например, ПриказМинистерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения отерриториальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекциистрахового надзора во федеральному округу»[37] содержит Положение отерриториальных органах, которое устанавливает общие положения, полномочия ипорядок организации их деятельности, а также Перечень указанных органо