Реферат по предмету "Спорт"


Экскурсионное дело

--PAGE_BREAK--После завершения отбора объектов, экскурсовод приступает к составлению маршрута. Маршрут экскурсии – наиболее удобный путь следования экскурсионной группы (автобусной или пешеходной). Маршрут строится в зависимости от последовательности осмотра объектов, темы экскурсии, места расположения объектов, наличия площадок для расположения группы, безопасности экскурсантов. Функциональная задача маршрута – наиболее полное раскрытие темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута – организация показа объектов в логической последовательности, обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Путь следования экскурсионной группы намечается с учетом определенных требований к маршруту: объекты экскурсии не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой или контрастировать.

Существуют три варианта построения маршрутов:

1) хронологический,

2) тематический,

3) тематико-хронологический.

Обзорные городские экскурсии строятся по тематико-хронологическому принципу. Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии делятся на основные и дополнительные. Основные – подвергаются более глубокому анализу, на каждом из них обычно раскрывается одна из, подтем экскурсии. Разрабатывается несколько вариантов движения группы для экономии времени и избежания накладок.

Важнейший этап разработки новой экскурсионной темы – объезд (обход)  маршрута.

Задачи организации объезда (обхода) маршрута: ознакомление с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнение места расположения объекта, место остановки автобуса или группы; проведение хронометража времени экскурсии, проверка целесообразности использования методических приемов показа; выбор точек для расположения экскурсионной группы и показа объектов.

Объезд дает возможность правильно определить время, необходимое для проведения данной экскурсии. После объезда (обхода) схема экскурсионного  маршрута согласовывается с местной службой ГИБДД.

Определив маршрут следования, составляется контрольный текст экскурсии, куда включаются основные положения и фактический материал.

Существуют два вида экскурсионных текстов:

1)      контрольный;

2)      индивидуальный.

Контрольный и индивидуальный текст несколько совпадают по содержанию. Вместе с тем контрольный текст является образцом для подражания.

Контрольный текст– составляется экскурсоводом при разработке новой темы экскурсии. При составлении контрольного текста автор должен добиться соответствия материала цели и теме экскурсии. Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии, не строясь в маршрутной последовательности. В контрольном тексте содержатся материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов между подтемами, содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему.

Существуют определенные требования к контрольному тексту: научность, логичность, удобство для использования, наличие ссылок на источники.

Контрольный текст является основополагающим документом для экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты.

Второй вид экскурсионного текста – индивидуальный. Данный текст экскурсовод составляет самостоятельно, готовя экскурсию на определенную тему.

Индивидуальный текст– отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом, материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, он имеет четкое деление на тематические части. Части текста строятся по определенной схеме: характеристика объекта; материал, посвященный определенному периоду истории; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом и местом; выводы по подтеме, логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – готовый для исполнения рассказ, содержащий полное и четкое изложение материала экскурсии, прикрепленное к зрительным объектам. Каждая подтема – отдельный, содержательный рассказ.

Индивидуальный текст состоит из трех частей: вступления (вводное слово), основной части и заключения. Вступление подразделяется на две части – организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов. Во второй части вступления излагается содержание предстоящего мероприятия. Во вступлении могут быть названы отдельные подтемы экскурсии. Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к, самой теме. Основные требования к вводному слову – краткость и динамичность. Общее время вступления – 5 – 7 мин.

Основная часть экскурсии – показ и рассказ, раскрывающие тему. В основную часть входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

Одна из задач создателя новой экскурсии — связка между собой в содержании всех подтем, чему способствует последовательность показа экскурсионных объектов, в котором важную роль играют логические переходы.

Логические переходы — важная часть экскурсии. Существуют формальные и неформальные логические переходы. Длительность логического перехода обычно равна по времени перемещению группы от объекта к объекту. Содержание логического перехода определяется содержанием самой экскурсии, подтемы, после которой используется переход. Цель логического перехода – связать между собой отдельные составные части экскурсии. Вместе с тем, осуществление требования лаконичности словесного материала не должно вести к отрывочности сообщаемых экскурсоводом сведений каждая мысль, содержащаяся в материале экскурсовода, должна быть доведена до логического конца, каждый выдвинутый тезис должен быть убедительно раскрыт.

Одним из характерных признаков экскурсии является постоянное передвижение экскурсионной группы.

Движение в экскурсии происходит в трех видах:

1)      передвижение от одного объекта к другому, по заранее составленному маршруту;

2)      движение вблизи объекта для лучшего его наблюдения;

3)      движение, дающее представление о размерах осматриваемой площади, о крутизне склона, глубине рва и др.

Движение в экскурсии — это не передвижение группы вообще, а передвижение, позволяющее выявить наиболее характерные стороны и детали изучаемых объектов (обход вокруг здания, передвижение по городской площади). Рассказ в это время незначителен по своим размерам, преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта (или группы объектов) экскурсантами.



ЛЕКЦИЯ № 5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИИ
После завершения предварительной работой над экскурсией ее авторы приступают к составлению методической разработки – документа, определяющего способ проведения данной экскурсии, специфики организации показа памятников, отбора методических приемов для наиболее успешного и эффективного проведения экскурсии.

Экскурсовод, готовясь к экскурсии на определенную тему, оставляет в методической разработке конкретные советы по структуре мероприятия – в какой последовательности вести показ и рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и в какой момент лучше всего продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии – расположении экскурсионной группы около объектов, скорости движения экскурсантов на маршруте, пути следования группы от объекта к объекту.

Методическая разработка в краткой форме излагает требования экскурсионной методики к построению экскурсии с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Рекомендации этого документа по методике проведения экскурсии на определенную тему обязательны для исполнителей (экскурсоводов). Высокое качество методической разработки – одно из важных условий повышения эффективности экскурсионной работы. Без наличия такого документа, как методическая разработка, экскурсия не может проводиться.

Правильно составленная методическая разработка организует работу экскурсовода, направляет его внимание на раскрытие темы, использование определенной методики показа объектов. Текст и методическая разработка различны по своему содержанию и стоящим перед ними задачам.

Если в контрольный текст экскурсии включается все, что должен сказать экскурсовод, то методическая разработка содержит советы, когда и как организовать показ включенных в маршрут экскурсионных объектов, как вести рассказ об этих- объектах и о событиях, с ними связанных, как демонстрировать наглядные пособия.

В методической разработке указываются цель и тема экскурсии, перечисляются объекты показа, формулируются подтемы и включенные в них основные вопросы, называется общая продолжительность экскурсии и время, отводимое на каждую из ее частей, перечисляются методические приемы показа и рассказа, даются советы по их использованию.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: содержать указания на пути полного и правильного раскрытия темы; формулировать наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; объединять методику показа и рассказа.

Значение методической разработки в том, что она устанавливает четкий порядок проведения экскурсии, определяет место и соотношение основных элементов экскурсии – показа и рассказа, содержит необходимые рекомендации по методике.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии. Когда экскурсии на определенную тему проводятся для различных групп, то для проведения экскурсий с каждой из этих категорий составляется отдельная методическая разработка. При этом учитываются запросы и интересы данной группы экскурсантов, форма обучения, место конкретной экскурсионной темы в выполнении учебного плана. В методической разработке находят отражение возрастные, профессиональные интересы данной группы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

После формулировки цели, задач и маршрута экскурсии составляются общие методические указания для экскурсоводов.

Цель методических указаний – привести информацию об особенностях методики проведения экскурсии, привести рекомендации по эффективному использованию методических приемов.

Методическая разработка имеет схожую с индивидуальным текстом структуру:: вступление, основная часть, заключение. Вступление располагается в начале разработки, сразу же после титульного листа.

Раздел «Основная часть» в методической разработке экскурсии располагается по утвержденной схеме. Объем каждой конкретной методической разработки зависит от вида экскурсии, количества экскурсионных объектов, числа освещаемых подтем, продолжительности экскурсии по времени и расстояния в километрах.

В разделе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе, по которым следует экскурсионная группа. Определяются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого определяется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии, т. е. где практически предусмотрено ее начало. Вместе с тем вступительная часть экскурсии делается не на месте встречи экскурсовода с группой, а неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема, т. е. показ и рассказ по теме, начинается после прибытия группы на то место, где методической разработкой определено начало экскурсии. Во многих случаях сбор группы и назначается на месте, где начинается экскурсия.

В разделе «Остановки» называются точки маршрута, где останавливается группа, и предполагается показ экскурсионного объекта, называется то место, где располагается экскурсионная группа для наблюдения объекта.

В разделе «Объекты показа» перечисляются основные и дополнительные объекты, которые показываются группе на данной остановке, а также во время переезда на автобусе или передвижения пешеходной группы к следующей остановке, где расположен объект.

В разделе «Продолжительность экскурсии» указывается время, которое может быть затрачено на показ данного объекта, на рассказ экскурсовода и на передвижение по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи и между объектами.

Раздел «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит перечисление основных подтем экскурсий. Записи в этой графе носят схематичный характер. После того как в разделе определена подтема, формулируется перечень основных вопросов, излагаемых в рассказе экскурсовода при ее раскрытии. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не превышает трех – пяти.

В разделе «Организационные указания» сформулированы рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы по маршруту, о ее расположении у объектов, об обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, о правилах поведения участников экскурсии в мемориальных местах, у памятников истории и культуры, на территории культовых сооружений.

Раздел «Методические указания» является наиболее важным. В этом разделе содержатся конкретные указания по методике проведения экскурсии, называются методические приемы, излагаются содержание логических переходов, даются рекомендации по показу наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», включаются советы об использовании движения экскурсантов в качестве методического приема в ходе осмотра экскурсионных объектов.

Методическая разработка, так же как и контрольный текст, составляется членами коллектива экскурсионного или туристического предприятия. Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Необходимо обратить внимание на оформление титульного листа, на который помещаются: название предприятия, название темы экскурсии; вид экскурсии, ее продолжительность экскурсии состав экскурсионной группы, фамилии и должности составителей методической разработки, дата утверждения экскурсии приказом руководителя учреждения.




ЛЕКЦИЯ № 6. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ
Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции.

Музейная экскурсия имеет ряд преимуществ:

1)      подобная экскурсия опирается на подлинник;

2)      процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника.

Определим типы музейных экскурсий, среди которых особоеместо занимает обзорная экскурсия. Задачи ознакомительного характера являются для нее закономерными и ведущими. Обзорные экскурсии предназначены, прежде всего, для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекции. Сведения, получаемые туристами на обзорной экскурсии, носят информационный характер и представляют всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов.

Содержание и основные вопросы музейной обзорной экскурсии:

1)      знакомство с архитектурой и историей музейного здания;

2)      знакомство с историей и содержанием музейной коллекции;

3)      общее знакомство с основными разделами экспозиции музея;

4)      знакомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным или различным в зависимости от времени, обстоятельств или пожеланий экскурсионной группы. Большее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено одной из обозначенных задач, в то время как остальные будут затронуты в меньшем объеме. Продолжительность обзорной экскурсии может быть вариативна, в зависимости от обстоятельств и пожеланий группы.

Распространенным типом музейной экскурсии является образовательная экскурсия.Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия адресована широкой аудитории любого возраста  и любой социальной группы. Наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи.

Ведущая цель образовательной экскурсии – расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходимо соотносить со спецификой группы, — ее уровнем, пожеланиями, количеством времени, отведенным на экскурсию. Образовательный характер экскурсий, в отличие от развивающего, предполагает несколько иное понимание их задач и содержания. Задача образовательной экскурсии имеет более познавательный акцент, чем в обзорной экскурсии на ту же тему.

Уровень сложности воспринимаемого материала и методика его подачи в образовательной экскурсии также зависят от многих факторов:

1)      ориентация на определенную возрастную и социальную категорию зрителей в выборе методики и уровня сложности материала;

2)      учет специфики подачи материала для экскурсионных групп, смешанных как в социальном, так и в возрастном отношении.

Продолжительность образовательной экскурсии в зависимости от ее цели, возраста зрителей и образовательных задач, может быть различна. Однако, в любом случае, установка на расширенное  и глубокое знание требует и большей продолжительности экскурсии. Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь традиционной и весьма распространенной формой музейной экскурсии, решает познавательные задачи углубленного характера и предполагает систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.

В основе экскурсии развивающего типа лежит развивающая функция обучения. Развивающая экскурсия не является столь распространенной как экскурсия ознакомительного и образовательного характера. Тем не менее, она имеет прочные исторические традиции, и ее появление практически совпадает с периодом появления и распространения первых идей в сфере эстетического и художественного воспитания.

Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие способностей, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников. Успешное решение задач развивающей экскурсии обеспечивает и большую эффективность учебного процесса на экскурсии образовательного типа. Экскурсия развивающего типа призвана развивать и формировать такие качества и способности личности как наблюдательность, эмоциональную и сенсорную восприимчивость, творческое мышление, а также умение выражать словесно свои эмоции, мысли и наблюдения. Она имеет сугубо педагогическую направленность, особенно на первоначальном этапе обучения, и ее конкретные задачи связаны с формированием и развитием определенных психических качеств и способностей личности.

Основные задачи развивающей экскурсии:

1)      формирование эмоциональной отзывчивости на содержание части;

2)      формирование способности размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные впечатления, наблюдения, мысли;

3)      развитие творческого воображения;

4)      развитие сенсорных способностей.

Успешная реализация перечисленных задач в экскурсии развивающего типа возможна лишь при условии принципиально иной методики, в отличие от методики экскурсий ознакомительного и образовательного характера.

К методикам музейных экскурсий развивающего типа относятся:

1)      метод диалога, живой беседы;

2)      дидактические игры и развивающие упражнения

Зрительный ряд экскурсии развивающего типа нельзя перегружать, но он должен позволить с наибольшей полнотой и убедительностью решить поставленную перед экскурсией задачу. Например, если таковой задачей является развитие цветового видения учащихся, значит, в зрительный ряд экскурсии должны быть включены живописные произведения с выразительной цветовой характеристикой; если развитие чувства ритма, фактуры, значит, соответственно, — выразительные по ритмической организации, фактуре и т. п.

Продолжительность экскурсии развивающего типа составляет не более 45-50 минут. Развивающая направленность экскурсии требует индивидуальной работы с каждым членом группы, а следовательно ее численность не должна превышать 15 человек.

Целью воспитательных экскурсийявляется формирование познавательной активности, а также ценностных ориентации личности.

Задачи воспитательной экскурсии:

1)      формирование познавательной активности экскурсантов;

2)      формирование их коммуникативных навыков;

3)      воспитание внимания;

4)      воспитание общей культуры.

В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и воспитательные задачи являются ведущими.

Анализ экскурсионного объекта в музейной экскурсии значительно отличается от анализа на традиционной городской экскурсии. Основные формы анализа музейного памятника:

1)      общий, или развернутый анализ (всестороннее рассмотрение экспоната, с целью раскрытия его структуры, идеи и содержания);

2)      сравнительный анализ(одновременный анализ двух и более объектов);

3)      комплексный анализ (предполагает показ экспозиции музея крупным планом, детальное рассмотрение наиболее характерных экспонатов);

4)      «фрагментарный» анализ (предполагает выделение из музейной экспозиции или из отдельного экспоната определенного элемента, который становится объектом анализа).

Вариативность анализа музейного памятника во многом зависит от опыта работы экскурсовода, его интуиции, творческих способностей, а так же грамотности, ассоциативности и выразительности речи определяющей уровень контакта между ним и зрителем и создающей определенное эмоциональное состояние способствующее восприятию памятника.

Очень важным качеством экскурсовода в музее является его способность к импровизации, которая создает у зрителя чувство сопричастности.

Для музейных экскурсий принята своя классификация, учитывающая специфику музейной работы.

По месту проведения и объектам показа:

1)Экскурсии по музейным экспозициям;

2)Экскурсии по фондохранилищам и открытому хранению фондов;

3)Комплексные экскурсии: по музейным экспозициям и городским и загородным памятникам, по музеям-заповедникам, по музеям под открытым небом.

По тематике:

1)       Исторические экскурсии: общеисторические (по эпохам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические; историко-культурные; монографические (по истории отдельных учреждений или посвященные историческим деятелям) и др;

2)       Естественнонаучные экскурсии: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические и др.

3)       Искусствоведческие экскурсии: художественные;  музыковедческие, театроведческие и др.

4)       Архитектурные экскурсии: историко-архитектурные; по истории городов; по архитектурному музею-памятнику; по архитектурному ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др;

5)        Литературные экскурсии:  историко-литературные;  литературно-монографические;

6)       Технические экскурсии: по истории техники; научно-технические; производственные и др.

По широте охвата тематики:

1)       Тематические (однотемные);

2)       Обзорные (многотемные);

3)       Циклы экскурсий.

По целевой направленности:

1)       Научно-просветительные экскурсии;

2)       Учебные экскурсии: для учащихся; учебно-методические; специальные.

По составу экскурсантов:

1)       По возрасту: 

·          Экскурсии для взрослых;

·        Экскурсии для молодежи;

·        Экскурсии для детей и подростков: дошкольники, дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

2) По социальному составу: 

·   Экскурсии для рабочих;

·   Экскурсии для служащих;

·   Экскурсии для учащихся;

·   Экскурсии для пенсионеров.

         3) По  месту жительства: 

·          Экскурсии для  местного  населения:  для  жителей города, для жителей села;

·           Экскурсии для советских туристов и отдыхающих, для иностранных туристов.

4) По характеру экскурсионной  группы:

·        Группа однородного состава;

·        Группа неоднородного (смешанного) состава (по возрасту, со­циальному признаку и т. д.).

Исторические экскурсииосновываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они проводятся по коллекциям, экспозициям и памятникам музеев исторического профиля: в общеисторических музеях республик, городов, в исторических отделах краеведческих музеев, военно-исторических; в музеях, связанных с отдельными историческими дисциплинами.

При этом общеисторические экскурсии освещающие весь процесс исторического развития страны или края с самых древнейших времен до сегодняшнего дня, либо какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом процессе или местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях.

Археологические экскурсиипроводятся в  археологических музеях и археологических отделах истории краеведческих музеев, по отдельным археологическим памятникам, находящимся в естественных условиях, а также по местам археологических раскопок. Основой этих экскурсий являются памятники материальной культуры, характеризующие древнюю историю человечества. Экскурсии могут освещать весь археологический период историче­ского развития или отдельные археологические культуры, а также могут быть посвящены вопросам хозяйства, бы­та, религии, искусства первобытных народов.

Этнографические экскурсиипроводятся по этнографическим музеям и этнографическим отделам и коллек­циям исторических и краеведческих музеев. Они характе­ризуют хозяйство, быт, социальные отношения, общест­венный строй, культуру различных народов нашей стра­ны, отдельных национальных районов.

Естественнонаучные экскурсиипроводятся в природоведческих музеях общего типа, а также в музеях, посвященных отдельным отраслям естественных наук — антропологических, биологических, ботанических, геоло­гических, минералогических, зоологических, палеонтоло­гических, почвенно-агрономических и др. Естественно­научные экскурсии проводятся также по отделам приро­ды краеведческих музеев. В музеях-заповедниках естественнонаучного профиля (типичные или редкие ландшафтные образования, места обитания редких животных или произрастания редких растений, уникальные месторожде­ния горных пород, минералов, палеонтологические объекты и т. д.) проводятся комплексные экскурсии по экспозиции и по объектам природы.

Из природоведческих экскурсий можно выделить:

1)       естественноисторические экскурсии, в которых осве­щается развитие отраслей естественных наук в историче­ском плане;

2)       антропологические экскурсии характеризуют проис­хождение и эволюцию человека;

3)       геологические экскурсии на основе геологических и минералогических коллекций раскрывают процессы, про­исходящие в земной коре;

4)       ботанические экскурсии характеризуют жизнь и развитие растений в различных условиях окружающей среды, их распространение, систематику и хозяйственное использование;

5)       зоологические экскурсии характеризуют строение, жизнь, развитие, распространение и систематику животных;

6)       монографические экскурсии о жизни, деятельности и научных достижениях выдающихся ученых в основном проводятся в мемориальных музеях (музеи И. В. Мичурина, Н. И. Пирогова, К. А. Тимирязева и др.).

Искусствоведческие экскурсиипроводятся по экспозициям художественных, театральных, музыкальных музеев, а также художественных отделов краеведческих музеев.

В зависимости от профиля музея искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам искусства.

Художественные экскурсии– это экскурсии по му­зейным экспозициям, в которых представлены произведе­ния живописи, графики, декоративно-прикладного ис­кусства. Они могут подразделяться на экскурсии, харак­теризующие школы, направления или отдельные жанры искусства; экскурсии, посвященные отдельным художест­венным произведениям, а также экскурсии по творчеству отдельных художников.

Театроведческие экскурсиивключают музейные ма­териалы, характеризующие театральное искусство, исто­рию отдельных театров, спектаклей, а также творческие биографии актеров и режиссеров.

Музыковедческие экскурсииохватывают музейные материалы, характеризующие музыкальную культуру и освещающие историю ее развития, историю музыкальных театров, филармоний, отдельных спектаклей, отдельных деятелей музыкальной культуры — композиторов, исполнителей, показывают историю музыкальных инструментов и т.

В классификационной группе искусствоведческих экс­курсий можно выделить экскурсии, которые освещают историю различных видов искусств по эпохам, периодам, школам, направлениям, стилям.

Архитектурные экскурсиипроводятся по специальным музеям архитектуры, а также по историческим, кра­еведческим музеям, архитектурно-историческим музеям-заповедникам, музеям под открытым небом, музеям-па­мятникам и ансамблям, а также архитектурным и градо­строительным памятникам, находящимся в городе и за его пределами.

Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, градостроительства (исторические и современные), а также музейные материалы о них (документы, фотоизобразительный материал, эскизы, проекты, макеты и т. д.). Экскурсии построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находя­щимся в естественных условиях. Таким образом, значи­тельная часть архитектурных экскурсий имеет комплекс­ный характер.

Архитектурные экскурсии могут иметь как историче­ский характер, так и показывать современный уровень развития архитектуры и городского строительства.

Из архитектурных экскурсий можно выделить:

1)       экскурсии по истории городов, в которых освеща­ется история и современное состояние города, его плани­ровка, застройка. Экскурсантам показывают жилые и об­щественные здания, промышленные и транспортные соору­жения, улицы, площади, жилые массивы, парни, сады, зоны отдыха, а также музейные материалы, раскрываю­щие перспективы реконструкции и застройки города;

2)       экскурсии по истории архитектуры, в которых ос­вещается история развития архитектуры за определенный период, развитие и смена стилей в архитектуре, архитек­тура определенного города, района. Это экскурсии по архитектурному музею-памятнику (собору, дворцу, особняку, театру и т. д.) и экскурсии по архитектурному ан­самблю-музею (кремлю, крепости, монастырю, усадьбе, дворцовому комплексу и т. д.), по музеям-заповедникам.

Все более широкую популярность приобретают экскурсии по музеям под открытым небом, т. е. комплексам архитектурных сооружений, вывезенных из места их обетования на специально отведенную территорию (жилые, производственные, культовые сооружения). В некоторых памятниках сохраняются или восстанавливаются интерьеры, в других – создаются экспозиции.

Монографические экскурсиио жизни и творчестве знаменитых архитекторов проводятся в музеях, а также по памятникам архитектуры и экспонируемым в них.

Литературные экскурсиихарактерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также дл исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни итворчестве писателей, поэтов.

Технические экскурсиипроводятся в политехнических музеях, на постоянных и временных технических выставках в музеях. В историко-технических экскурсиях освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, электростанции, в порты и т. д.

При освоении методики музейной экскурсии очень существенно понять, что такое целевое назначение, целевая направленность экскурсии.

Научно-просветительные экскурсииявляются не только формой получения общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Большую роль в этих экскурсиях играет занимательность, живость изложения материала, однако это не сни­мает вопрос о научности такой экскурсии.

Особенность учебных экскурсий в их учебно-образовательной направленности, в их тесной связи с учебными программами школ, средних и высших учебных заведе­ний, различных кружков, курсов и т. п. Цель учебных экскурсий – расширение, дополнение, повторение, конкретизация тех знаний, которые учащиеся получают в учебных заведениях. Экскурсии, построенные на музейных материалах, на подлинных памятниках истории, культу­ры, природы, способствуют усилению наглядности, убедительности, раскрывают общие теоретические положения по истории, литературе, естествознанию, искусствоведению на конкретном музейном материале. Такие возможности имеются в музеях всех профилей и типов.

В учебных экскурсиях особенно важен дифференцированный подход к группе в зависимости от возраста уча­щихся и уровня их подготовки, знаний. Необходима опре­деленная подготовка в области основ педагогики — школьной, вузовской, педагогики взрослых, основ психологии.

В учебных экскурсиях чаще, чем в других классификационных группах, используется вопросно-ответный метод. Именно путем вопросов повторяется пройденный ма­териал, мобилизуются знания, полученные учащимися на занятиях, лекциях, проверяется понимание, усвоение учащимися содержания экскурсий.

В ходе учебной экскурсии слушателей необходимо учить анализировать музейный материал, обобщать, де­лать выводы на основе наблюдений.

По своей форме учебные экскурсии могут быть типичными тематическими экскурсиями со всеми присущими им особенностями. Получили распространение и такие виды учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем часто их проводит учитель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового ма­териала слушателям с использованием музейной экспо­зиции) и особенности урока (опрос, повторение).

Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. При недостатке музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным путем (иногда с диапозитивами и диафильмами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции. Эта форма учебной экскурсии получила распространение в небольших художественных музеях, например, в темах о творчестве отдельных художников, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы только на экспозиционном материале невозможно. В таких случаях жизнь и творчество мастера характеризуется в лек­ции, а затем иллюстрируется имеющимися в музее кар­тинами.

Специальные учебные и учебно-методические экскурсии могут быть весьма разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей.  Их  особенность  заключается в том, что они предназначены для узких специалистов и проводятся по специальной программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов. Каждая специальная экскурсия индивидуальна, своеобразна и проводится, как   правило, один раз. В большинстве случаев такие экскурсии проводятся для специа­листов, изучающих музейные материалы. Например, экскурсии специалистов в фонды или по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг или рукописей и т. п. или экскурсии искусствоведов, художников в запасники художественных музеев. Специальной учебной может быть экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – показать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.

Содержание и мето­дика проведения экскурсии зависят от уровня образова­ния, интересов, запросов, целей посетителей, что в конечном итоге определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Каждая классификационная группа будет иметь свои возрастные, психологические, социально-профессиональные особенности.

По возрасту экскурсантов можно выделить:

1)      группы взрослых,

2)      молодежные группы,

3)      группы детей и подростков,

4)      группы дошкольников,

5)      группы смешанного возраста.

По социальному составу экскурсантов разделяют обычно по следующим группам: рабочие, служащие,  учащиеся, пенсионеры, студенты вузов.

Дифференциация экскурсантов может идти и по линии «местные жители — туристы», так как цели и запросы этих двух категорий экскурсантов будут различ­ными, что должно найти отражение в содержании экскурсий.

Туристы приходят в музеи, чтобы получить общее представление, общие сведения, интересную информацию о музее, о городе и крае, куда они приехали. Их интересы ограничиваются, как правило, общим знакомством, им нужна широта охвата материала, ознакомление с впечатляющими аттрактивными экспонатами, знаменитыми памятниками.
ЛЕЦИЯ № 7. СПЕЦИФИКА ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Главными элементами любой экскурсии являются показ объектов и рассказ о них. Необходимо отметить, что важнейшее место занимает именно показ объектов, на основании которого строится рассказ. Соотношение показа и рассказа в экскурсии может меняться, в зависимости от числа объектов по теме (памятники истории и культуры, здания, сооружения, достопримечательные места), фактического материала экскурсовода, характеризующего их, и  т.д.

От того как экскурсовод организует подготовку и проведение экскурсии зависит комплексное впечатление экскурсанта от объектов экскурсии – памятников истории и культуры, памятных мест и достопримечательностей. Квалифицированная экскурсия позволяет не только увидеть объект, но и узнать историко-культурную характеристику данного объекта, его значение для истории и культуры края.

Каждая подтема экскурсии строится на показе конкретного объекта и рассказе  о событии, связанном с ним. Осмотр объектов и их показ не одно и то же.

Осмотр– это поверхностное, чаще всего безкомплексное, самостоятельное знакомство с тем или иным объектом. При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника.

Показ– это более глубокое ознакомление с объектами, связанный с наблюдением объекта в естественной обстановке под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). Показ – действие экскурсо­вода, направленное на выявление сущности экскурсионного объекта, способ ознакомления с экскурсионным объектом, процесс извлечения зрительной информации из объекта, во время кото­рого действия экскурсантов производятся в определенной пос­ледовательности, с конкретной целью.

Экскурсионный показ включает ряд составляющих:

1)      собственно наблюдение объекта;

2)      осмотр экспонатов и дополнительных материалов («портфель экскурсовода»);

3)      использование приема зрительной реконструкции.

Кроме того, показ на экскурсии имеет ряд специфических характеристик:

1)      активность показа (анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью приемов экскурсионной методики);

2)       логическая последовательность показа (связь экскурсионных объектов единой логической системой показа и рассказа);

3)      опережающая роль показа(показ предшествует рассказу, поскольку основой экскурсии являются зрительные восприятия).

Выделяют несколько уровней показа:

1)      предварительный обзор объекта (ориентация экскурсантов в пространстве);

2)      работа с отдельным экскурсионным объектом;

3)      подробное изучение объекта.

Особое значение для экскурсии имеет принцип наглядности, который построен на чувственном восприятии действительности. Принцип наглядности лежит в основе познавательной деятельности экскурсантов. Основное назначение наглядности – активизация чувств и представлений человека, участвующего в экскурсии. Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и явлений у людей возникают представления, правильно отображающие объективную действительность. В настоящее время в большинстве экскурсий наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия.

Средства наглядности в экскурсионной практике делят на два основных вида:

1)      предметные, подлинные средства – памятники истории и культуры, объекты, которые являются основой показа;

2)      дополнительные средства – иллюстрационный материал по теме экскурсии, являющийся основой «портфеля экскурсовода».

Важная роль в экскурсии отводится дополнительным средствам наглядности.

«Портфель экскурсовода»– комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Важнейшая задача «портфеля экскурсовода» в восстановлении недостающих зрительных элементов при показе. Иногда состояние исторического объекта предопределяет необходимость сформировать представление о его первоначальном виде. Для этого и используются фотографии, проекты зданий, сооружений,  памятников. Часто возникает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным. Более компетентной экскурсию делает демонстрация копий документов, рукописей, относящимся к событиям, о которых рассказывает экскурсовод. Задача наглядных пособий на экскурсии – дать представление о растениях, минералах, механизмах с помощью показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей.

«Портфель экскурсовода» создается по каждой теме, если этого требует зрительный ряд. Количество предметов, включенных в «портфель экскурсовода» не должно быть велико, так как в этом случае они будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, и рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладываются пояснения и справочный материал. Аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе того или иного экспоната экскурсантам.

«Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, являются активными участниками процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, а лишь дополняли показ.

Существует несколько видов показа экскурсионных объектов:

1)        демонстрация объекта из окон движущегося экскурсионного автобуса (в процессе экскурсовод озвучивает путевую информацию);

2)        наблюдение объектов без выхода группы из автобуса, на его стоянке (экскурсовод осуществляет подробный анализ экскурсионного объекта);

3)        осмотр объектов на остановке с выходом экскурсантов из автобуса (осуществляетсяглубокий показ, многоплановый анализ объекта).

В основе проведения экскурсии лежит правило «от показа к рассказу», которое является основой экскурсионного дела.

В рамках экскурсионной работы экскурсовод, в зависимость от ситуации, объекта, группы – ее состава, использует те или иные способы демонстрации объекта – приемы показа. Методические приемы показа делятся на: общие, характерные для всех экскурсий, частные, и единичные приемы, используемые при осмотре и изучении одного объекта. Смысл использования приемов экскурсионного показа — это интенсификация наблюдения и изучения объекта.

Выделяют несколько методических приемов экскурсионного показа:

1)        прием предварительного осмотра;

2)        прием зрительного анализа;

3)        прием зрительной реконструкции;

4)        прием локализации событий;

5)        прием зрительного сравнения;

6)        прием панорамного показа;

7)        прием восполнения;

8)        прием переноса внимания

Прием предварительного осмотра– используется в ситуации, когда туристы находятся на месте расположения памятника, в пределах видимости. Экскурсовод рассказывает о памятнике, мотивируя туристов провести самостоятельное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, выделить наиболее интересные детали. Рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, осуществляется только после самостоятельного предварительного осмотра. Данный прием занимает не более полутора-двух минут.


Прием зрительного анализа– осуществляется с помощью изучения объекта путем его разделения на составные части с выделением различных частей и признаков. Данный прием необходим для лучшего восприятия и понимания объекта участниками экскурсии

В основе экскурсионного анализа лежат различные признаки объекта – памятника истории и культуры.

Основными видами экскурсионного анализа называют:

1)        искусствоведческий (показ произведений изобразительного искусства и архитектуры);

2)        исторический (показ зданий, связанных с определенными историческими событиями);

3)        естественнонаучный (используется при показе природоведческих объектов);

4)        производственно-технический (используется при экскурсиях на промышленных предприятиях).

Данные виды анализа могут быть использованы отдельно – при показе  одного объекта, и вместе – при анализе комплекса объектов. При этом экскурсионный объект или комплекс объектов расчленяется на составные части, каждый из которых вычленяется из общей среды и подвергается анализу.

Одна из задач зрительного анализа объекта, проводимого  экскурсоводом, состоит в том, чтобы привить экскурсантам навыки самостоятельного анализа и на основе этого полнее уяснить сущность объекта.

Прием зрительной реконструкции– прием реконструкции словесным путем образа несохранившегося здания, с опорой на зрительные впечатления. Задача данного приема – сформировать у экскурсантов представление об объекте, который в предстает в ином виде, отличном от первоначального.

Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте, который подвергается мысленному восстановлению или изменению. Объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первозданном виде. Экскурсовод в ходе подготовки к экскурсии должен провести зрительную реконструкцию зданий, памятников, местности. Тогда данный прием поможет экскурсантам увидеть все в нужном виде.

Для того чтобы дать группе представление о конкретном событии, экскурсовод должен четко представить его зрительно. На экскурсии используются различные способы воспроизведения картин исторического прошлого. Для более убедительного изложения материала необходимо, чтобы каждый экскурсовод имел карту-схему с обозначением наиболее важных подробностей исторического события. Когда постройка, о которой идет речь, не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода».

Успех применения такого сложного методического приема, как зрительная реконструкция, во многом зависит от подготовительной работы. Компетентность    экскурсовода, его знания, владение методикой позволяют ему убедительно рассказать участникам экскурсии о событии. Использование приема зрительной реконструкции предполагает наличие знаний, профессионального мастерства. В ходе зрительной реконструкции некоторых объектов экскурсанты получают 5 – 6 подобных указаний, которые подкрепляются наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода», ссылками на ранее виденные ими объекты, чтением письменных источников (описаний объектов в их первоначальном виде).

Прием зрительного монтажа– является одним из вариантов методического  приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения для экскурсантов.

Прием локализации событий– дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, привязать внимание к конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. Этот прием предусматривает переход от общего к частному.

Задачи, стоящие перед приемом локализации:

1)      отграничить рассматриваемое событие от общего процесса;

2)      показать, что событие, о котором идет речь на экскурсии, произошло именно здесь.

Прием локализации помогает зрительно воссоздать конкретное событие или отдельный исторический эпизод. Этот прием способствует формированию у экскурсантов чувства сопричастности к историческим событиям, позволяет им стать участниками исторического события.

Прием зрительного сравнения– методический прием построен на сравнении явлений, предметов, объектов или сопоставлении разных признаков, элементов одного объекта. В экскурсиях широко используются несколько видов сравнения: сравнение демонстрируемого объекта с объектом, известнымэкскурсантам, но находящимся в другом городе, или с объектом, показанным в начале экскурсии.

Задача экскурсовода – вызвать в памяти экскурсантов зрительный образ аналогичного объекта, который они видели до этого на прежних экскурсиях или у себя в городе. Использование приема сравнения дает возможность экскурсантам представить величину объекта, количество выпускаемой предприятием продукции, скорость движения. Это позволяет дать сравнительную характеристику с опором на личный опыт экскурсантов.

Показ мемориальной доски.При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с рассказа о событиях, которые здесь произошли, людях, которым посвящена представленная информация. После этого внимание экскурсантов следует обратить на мемориальную доску, установленную в память о значительном событии. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам, экскурсоводу не следует озвучивать ее содержимое.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, памятнике), воздвигнутом на месте дома, где произошло историческое событие, т. е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Прием панорамного показа– применяетсяв процессе осмотра экскурсионного объекта или города в целом с возвышенности. Экскурсовод, организуя панорамный показ, активизируя восприятие экскурсантов, выделяет в комплексе объектов композиционный центр, раскрывающий тему экскурсии.

Прием восполнения— позволяет объединить части, стороны, детали, свойства экскурсионного объекта в единое целое. Прием связан с методом синтеза, используемым при показе архитектурных ансамблей.

Прием переноса внимания– предполагает перенос точки осмотра с объекта на объект. Контраста обогащает впечатления экскурсантов. Сравнение объектов позволяет интенсифицировать экскурсионный анализ.

    продолжение
--PAGE_BREAK--ЛЕКЦИЯ № 8. СПЕЦИФИКА РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ


Экскурсия – процесс, сочетающий средства наглядности (показ) и комментарии к ним (рассказ). Экскурсионный рассказ – составная часть экскурсии, комментарии анализ и пояснения экскурсовода к процессу наглядного ознакомления экскурсантов с ее материалом.

Соотношение показа и рассказа, его продолжительность, форма и объем зависят от темы экскурсии, количества и специфики экскурсионных объектов, от способа передвижения экскурсионной группы, состава ее участников. Рассказ вторичен по отношению к показу и должен быть подчинен ему, вне показа на экскурсии не используется. Специфика рассказа на экскурсии состоит в том, что он способствует формированию зрительных образов. Рассказ – часть экскурсионной программы когда он связан с показом зрительного ряда экскурсии. Рассказ доминирует, когда экскурсионные объекты плохо сохранились или совсем утрачены.

Важнейшие задачи экскурсионного рассказа:

1)      воссоздание картины определенного исторического события;

2)      характеристика экскурсионного объекта;

3)      создание у экскурсантов необходимого впечатления об объекте;

4)      систематизация наблюдений экскурсантов;

5)      привлечение их интереса к экскурсии;

6)      контроль над вниманием экскурсантов;

7)      формирование обобщающих выводов.

Можно выделить несколько особенностей экскурсионного рассказа:

1)      зависимость рассказа от скорости движения экскурсионной группы;

2)      зависимость рассказа от возрастной характеристики группы;

2) зависимость рассказа от экскурсионных объектов конкретного маршрута;

3) наличие в рассказе приема «зрительных доказательств» (зрительная реконструкция, «портфель экскурсовода»).

Задача методических приемов рассказа – представить экскурсионную информацию так, чтобы экскурсанты получили адекватное представление об историческом событии, архитектурном стиле, части биосферы, исторической личности и т.д.

В ходе проведения экскурсии используются нескольких приемов рассказа:

1)      экскурсионная справка;

2)      характеристика;

3)      объяснение;

4)      репортаж;

5)      комментирование;

6)      цитирование;

7)      описание;

8)      дискуссия;

9)      персонификация.

Экскурсионная справка– дается в процессе наблюдения объекта, используется при осмотре дополнительных экскурсионных объектов, в качестве путевой информации.Экскурсионная справка, как правило, содержит данные об объекте: размеры, назначение, дата возведения, авторы проекта и т.д.

Характеристика– определение характерных качеств и свойств объекта, изложение материала об объекте, его анализ. Характеристика используется при показе объекта в процессе транспортной экскурсии и во время остановок.

Объяснение– подробный рассказ об объекте, в ходе которого излагается материал, по данному объекту. Данный прием наиболее распространен и используется во всех экскурсиях.

Репортаж–описание и объяснение событий, происходящих в данный момент. Прием используется в производственных, природоведческих, событийных экскурсиях.

Комментирование– используется при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора экскурсионного объекта.


Цитирование– использование дословной выдержки из исторических текстов и литературных произведений, для создания у экскурсантов ярких зрительных ассоциаций.

Описание— отображает характерные черты объекта – форму, объем, материал, местоположение. Характерные черты описания – точность, конкретность. Прием относится и к объектам, и к историческим событиям. Зачастую прием описания подчиненный характер, объединяясь с приемом зрительной реконструкции.

Дискуссия– прием предполагает использование в рассказе спорного положения, вызывающего дискуссию. Это дает возможность привлечь в экскурсию диалог экскурсантов между собой, с экскурсоводом. В итоге дискуссии экскурсовод делает выводы.

Персонификация– предполагает привлечение биографической информации для создания образа исторической личности. Обращение к персональной проблематике в значительной степени обогатит экскурсию.

Кроме того, на экскурсиях зачастую используют и другие приемы рассказа, такие как:

1)      прием нарастания событий (накопления материала);

2)      прием аналогии;

3)      прием контраста;

4)      отступления от темы.

Методика экскурсионного дела предъявляет существенные требования к речи экскурсовода. Успех экскурсии зависит от языка, которым изложен текст, от вербальных способностей экскурсовода. Экскурсовод должен говорить кратко и локально. Речь экскурсовода, формы рассказа должны быть направлены на то, чтобы сформировать у экскурсанта яркие представления об объекте. Экскурсовод в процессе рассказа обращает внимание на детали, не доступные для экскурсантов. Важнейшее условие достижения успеха экскурсии – хороший литературный язык экскурсовода. Работа над языком – важный этап подготовки экскурсовода к ведению экскурсии. Речь экскурсовода должна быть содержательной, выразительной и понятной. Правильное построение речи экскурсовода оказывает большое влияние на эмоциональный уровень экскурсии.

Методика организации экскурсионного рассказа использует различные средства: построение рассказа, обращение экскурсовода к группе, выявление интересной детали в памятнике истории и культуры, для того чтобы сосредоточить внимание, сконцентрировать его на чем-то важном для раскрытия темы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой, с одного наблюдения на другое. Методика проведения экскурсии, уровень эмоциональности в рассказе, жесты, мимика, расстановка группы у объекта – все это должно быть направлено на нейтрализацию посторонних отвлекающих раздражителей.



ЛЕКЦИЯ № 9 ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ
В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности. В практике советского экскурсоведения требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации», разработанной и утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела. В настоящее время квалификационные требования определяются каждым экскурсионным предприятием самостоятельно на основе собственного опыта работы. Вместе с тем отдельные положения о навыках, умениях и качествах экскурсовода 70-х гг. XXвв. не устарели и используются и в настоящее время

«Должностная инструкция экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения» определяла основные обязанности экскурсовода:

1)    хорошее знание содержания проводимых им экскурсий и путевой экскурсионной информации;

2)    владение методикой их проведения;

3)    знание маршрутов и тематики экскурсий своего предприятия, порядка их проведения и обслуживания экскурсантов и туристов.

В «Должностной инструкции» была выработана концепция о профессиональных умениях, навыках, способностях экскурсовода

В частности, каждый экскурсовод должен уметь:

1)    подобрать необходимый фактический материал и составить текст экскурсии на определенную тему;

2)    составить методическую разработку экскурсии;

3)    прослушивать экскурсоводов на маршруте на экскурсиях своей тематики;

4)    применять методические приемы в ходе проведения экскурсии;

5)    использовать наглядные материалы, включенные в «портфель экскурсовода»;

6)    составить текст путевой экскурсионной информации и провести ее;

7)    соблюдать маршрут экскурсии, информирует экскурсантов  о правилах поведения во время экскурсии, принимает меры к обеспечению безопасности экскурсантов и туристов во время экскурсий;

8)    оформлять в установленном порядке документы на экскурсионное обслуживание, транспорт, питание и проживание при проведении экскурсий и сопровождении туристских групп.

Кроме того, экскурсовод во время проведения экскурсий или пребывания с туристской группой на транспортном маршруте имеет право давать необходимые указания водителю автобуса, если эти указания не ведут к нарушениям правил дорожного движения и не влекут за собой изменения утвержденного маршрута экскурсии (путешествия). Экскурсовод имеет право удалить с экскурсии или снять с маршрута тех экскурсантов или туристов, которые нарушают общественный порядок и правила поведения на маршруте.

Существует ряд общих требований к профессиональным навыкам экскурсовода:

1)        склонность к участию в социально-культурной работе;

2)        понимание значения экскурсии и своей роли в процессе туристического обслуживания;

3)        наличие хорошей дикции;

4)        определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам;

5)        пополнение и совершенствование знаний;

6)        инициатива и творческий поиск в работе;

7)        изучение интересов и запросов экскурсантов;

8)        дифференцированный подход к обслуживанию различных тур. групп;

9)        воспитанность, культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами;

10)     владение методикой проведения экскурсий.

При следовании по маршруту экскурсовод обязан:

1)      вести экскурсию применительно к особенностям контингента участников;

своевременно реагировать на запросы и пожелания экскурсантов, удовлетворять их, если они не выходят за рамки экскурсионной программы, предусмотренной на маршруте;

2) оказывать помощь водителю в случае его недостаточного знакомства с маршрутом, своевременно указывать места остановок, стоянок, поворотов, участки замедленного движения.

Экскурсовод принимает меры, которые обеспечивают безопасность экскурсантов на маршруте, в пути следования на автобусе, во время осмотра экскурсионных объектов, при пешеходных переходах от объекта к объекту. При этом продумываются выход из автобуса, порядок перехода улицы, выбор места для санитарных остановок.

В пути следования по маршруту экскурсовод выполняет следующие обязанности:

1) ведет экскурсию в четком соответствии с требованиями контрольного текста и методической разработки, с учетом особенностей экскурсионной группы;

2)    обеспечивает соблюдение экскурсантами правил пользования автобусом, порядка и чистоты в салоне, сохранности оборудования автобуса;

не допускает отвлечения водителя во время движения автобуса посторонними разговорами и вопросами;

3)    назначает дополнительные остановки, когда в составе группы имеются инвалиды и экскурсанты преклонного возраста, а также заболевшие в пути следования.

Экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Важно чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности– умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, внятно и убедительно преподнести его, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности– умение осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности– умение установить конструктивные отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем экскурсионной секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами экскурсий.

Аналитические способности– основание для анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов.

Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода – это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов, убедить их в ее правильности. Убежденность экскурсовода основана на его знаниях и активной жизненной позиции.

Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение, не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности.

Восприятие материала на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

В целом, от экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсовод-эрудит обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и может на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат по одному из вопросов, входящих в подтему.

Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов:

1)        факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»);

2)        факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки).

Важная черта мастерства экскурсовода — умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами.

Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам, по своему отношению к данной теме, настроению, уровню внимания. Это требует от него изменений темпа речи, содержания рассказа в зависимости от конкретного развития ситуации. Здесь на помощь ему приходит интуиция, выражающаяся в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов; использовать в рассказе интересные для них факты, быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики экскурсантов; умении найти правильный выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим у экскурсантов ассоциациям и т. д.

Опытный экскурсовод, опираясь на свою интуицию, может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме. Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический прием наиболее эффективен для данной аудитории.Важным направлением работы любого экскурсионного учреждения является совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели рекомендуют разные пути:

1) улучшение организации методической работы всех отделов тур предприятия;

2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута;

3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем;

4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов;

5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики.

Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер.

Одно из главных профессиональных требований к экс­курсоводу – высокая культура речи. Отсутствие вербальных навыков у экскурсовода не позволит провести экскурсию на высоком уровне. Культура речи – это использование языкового материала, которое обес­печивает наилучшее воздействие на аудиторию в кон­кретной обстановке в соответствии с поставленной задачей.

Для устного выступления более подходят короткие и несложные предложения, легче воспри­нимаемые на слух. В процессе подготовки экскурсии индивидуальный текст должен быть переработан по правилам устной речи, с учетом индивидуаль­ных особенностей экскурсовода. В устной речи многое дополняется обстановкой, реакцией слушателей.

Важнейшим показателем культуры речи экскурсовода яв­ляется правильность произношения слов.Ошибки в произношении и ударе­нии отвлекают внимание экскурсантов от озвучиваемой информации и демонстрируемых объектов.

Следует избегать речевых штампов и канцеляризмов– стандартизованных оборотов официально-деловой речи. Подобные речевые обороты обедняют речь экскурсовода и отвлекают внимание экскурсантов.

Необходи­мо просто и ясно объяснять смысл профес­сиональных терминов, используемых в прямой речи. Терминология может быть ясна не для всех групп слушателей.

Одно из важнейших качеств про­фессионального экскурсовода – умение кратко, образно, эмоцио­нально выражать свои мысли. При наличии на экскурсии более 10 объектов у экскурсовода не хватит времени на подробный рассказ о каждом. В этой связи профессиональных экскурсовод должен уметь в нескольких фразах рассказать о многом.

Сила голоса– важный показатель речевой техники экскурсовода. Его должна хорошо, слышать вся аудито­рия, при работе экскурсовода на разных объектах. Чтобы речь Экскурсовода была воспринята всеми экскурсантами, необходимо выбирать правильное место для экскурсии, грамотно располагать экскурсан­тов, определять собственное местоположение.

Важный компонент техники речи – ее темп(скорость произнесения слов). Темп речи должен меняться, в зависимости от содер­жания частей индивидуального текста, времени, отведенного на рассказ у объекта, настроя экскурсовода. Экскурсовод должен уметь изменять темп речи.

Экскурсовод должен следить за дик­цией, за отчетливым произ­ношением слов и слогов в речи. Хорошая дик­ция позволит сохранять активный темп речи, доносить до слушателей смысл высказывания.

Важной характеристикой речи экс­курсовода является эмоциональность – насыщенность речи эмоциями. Речь экскурсовода должна воздействовать на эмоциональную сторону сознания, на механизмы мыш­ления, памяти, внимания.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Релігія як сфера духовної культури, її елементи і структура
Реферат Составление и расчет схемы электрического освещения
Реферат Методы налогообложения
Реферат Учет и анализ эффективности использования основных средств ООО "Завод керамических материалов"
Реферат Dfgds Essay Research Paper Breast Cancer TreatmentOnly
Реферат Термическая обработка металлов
Реферат Организация спортивных мероприятий
Реферат Расчет налоговой нагрузки физических лиц
Реферат Хронология бокса
Реферат Hurricanes Essay Research Paper How a Hurricane
Реферат Использование полей и закладок для оформления и автоматизации редактирования и обработки экономической информации в документах Word
Реферат Договор аренды нежилых помещений 2 Понятие нежилого
Реферат Аналитическая записка «Проблемы интеграции информационных систем в образовании и науке высшей школы»
Реферат Биография Чехова
Реферат Електроустаткування підприємства