Реферат по предмету "Спорт"


Сравнительный анализ разных типов классификации потребностей. Их преимущество и ограничение

--PAGE_BREAK--1.2    Типы классификации потребностей.
В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону.

В наше время существует множество различных типов классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.

В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.

По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат ( например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).

Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие.

Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.

Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать», – перечисляет четыре основные потребности человека:

1.     потребность безопасности,

2.     потребность признания,

3.     потребность дружбы

4.     потребность нового опыта.

Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:

1. Физиологические потребности – потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.

2. Потребность самосохранения – уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.

3. Потребность в обществе и любви – потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.

4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства – желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.

5. Потребность в самовыражении, в самоуважении – как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь
на 10 %.

У К. Обуховского общие потребности разделены:

I. Потребности самосохранения:

1) физиологические,

2) ориентировочные.

II. Потребность размножения (сохранение вида).

Физиологические потребности – понимаются как состояние здоровья ( пищеварения, сон и т. п.).

«Ориентировочные» – означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.

1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными … способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского) человека.

2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.

3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Культуру, таким образом, усваивают в результате социального взаимодействия, а не получают на генетическом уровне. Культура «является обширной системой, которая предоставляет человеку лучшие возможности решения конкретных проблем, возникающих в ходе приспособления к окружающей среде и удовлетворения потребностей».

Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1.     Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2.     Потребности познания.

3.     Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

1.     Физические потребности.

2.     Потребности права, законов.

3.     Религиозные потребности.

4.     Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, — потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, — идеальными.

Бережной Н.М. в свой книге  «Человек и его потребности» выделяет следующие большие группы потребностей:

1.     Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

2.     Группа ценностно-ориентированных потребностей. В них можно выделить: разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.

Материальные потребности

Материальными называют потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая — для предпринимателя и бизнесмена, третья — для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества — центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1.     потребности для других;

2.     потребности для себя;

3.     потребности вместе с другими.

1.     Потребности для других — это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это — потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя».

2.     Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей — потребностей «для себя» и потребностей «для других» — так пишет П. М. Ершов: «Существование и даже „сотрудничество“ в одном человеке противоположных тенденций „для себя“ и „для других“ возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место „для себя“ легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация „для других“ -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим...»

3.     Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Бездуховность — одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма — всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

Извращенными (вредоносными) можно назвать те потребности, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».

Это — чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге «Одномерный человек»: «Ложными» являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате -эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей".

Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? «Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, — пишет Г. Маркузе, — питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных». И дальше: «Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения».

Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:

1.     доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2.     агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3.     поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

4.     отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;

5.     автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

6.     пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

7.     потребность в уважении и поддержке;

8.     потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

9.     потребность быть в центре внимания;

10.потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

11.эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

12.социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

13.потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

14.потребность оказания помощи;

15.потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

16.потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

17.потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

18.потребность избегания опасности;

19.потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

20.потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

В свободной энциклопедии «Википедия» приведена следующая классификация потребностей:

Потребности различают:

по сферам:

·       биологические,

·       трудовые,

·       познания,

·       общения,

·       отдыха;     

по объекту потребностей:

·       материальные,

·       духовные,

·       этические,

·       эстетические,

·       другие;      

по функциональной роли:

·       доминирующие/второстепенные,

·       центральные/периферические,

·       устойчивые/ситуативные;    

по происхождению:

·       врожденные,

·       простые приобретенные

·       сложные приобретенный     

по субъекту потребностей:

·       групповые,

·       индивидуальные,

·       коллективные,

·       общественные.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков — три группы: обеспечения, призвания и престижа.





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформи в Російській імперії Олександром ІІ
Реферат Пользование жилыми помещениями
Реферат Проектирование датчика
Реферат Понятие доверенности в гражданском законодательстве
Реферат 3 3 Новые технологии в организации медицинской помощи в "црб читинского района". Стационаро-замещающие технологии Глава 4
Реферат Ефективність спрямовуючих факторів в адаптуванні підлітків у соціум в умовах загальноосвітньої школи
Реферат Александер Грейам Белл
Реферат Монополия и конкуренция в условиях рыночного хозяйства. Антимонопольное регулирование: проблемы и опыт реализации в России.
Реферат Белобородов, Александр Георгиевич
Реферат Древнекитайское право – основа дальневосточного права
Реферат Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности пути е становления и развития
Реферат Организационно-правовые основы деятельности российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Реферат Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой 3
Реферат Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности
Реферат Личность как субъект и объект общественных отношений