--PAGE_BREAK--
Рисунок 2 – Количество фестивалей с 2001-2007 гг
.
Рисунок 2 – Количество выставок с 2001-2007 гг.
Современный петербургский балет — это не только традиционная русская классическая школа, но и балет Бориса Эйфмана, который расширил жесткие классические рамки русского балета почти до немыслимых пределов. Оставаясь верным классической основе (не случайно же он 7 лет был хореографом Вагановской академии танца), он соединил классический балет с авангардным, а их, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом, и, наконец, словом. Оковы традиционных схем разорвал и известный петербургский танцовщик и балетмейстер Валерий Михайловский. Этот мужской коллектив танцовщиков исполняет репертуар из знаменитых женских номеров классических балетов — и все это на пуантах.[24]
Постоянное расширение включаемых в сферу культурного туризма объектов Всемирного культурного наследия, интенсивное расширение спектра предлагаемых маршрутов и объектов показа, насыщенность событийного календаря культурной жизни — все это — в сочетании с развивающейся туристской инфраструктурой позволило Санкт-Петербургу войти в ряд ведущих мировых центров культуры и туризма.
С древних времён здесь, по Неве, проходил путь «из варяг в греки», стратегически эта территория имела чрезвычайно выгодное положение. В XVII веке Россия потеряла эти земли, по мирному договору 1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией, отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I «прорубил окно в Европу», страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости «Санкт-Петербург», называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти.
С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.
Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного Штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I («Медный всадник»), Смольный собор. В советское время таким же узнаваемым символом стал и крейсер «Аврора». Широко известны «белые» ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой.[20]
В 1914 году Санкт-Петербург переименовали в Петроград. С 1918 года Санкт-Петербург лишился столичного статуса, с 1924 года город стал называться Ленинградом.
Самый тяжёлый период за всё время существования города — блокада Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год велась битва за город. Только благодаря огромным жертвам защитников города, их мужеству и отваге, Ленинград продолжил своё существование, не сдался фашистким войскам.
После Великой Отечественной Войны, когда стало необходимо в массовом порядке строить жильё, город заметно увеличил свои размеры. Появились не просто новые кварталы, а целые районы, такие как Гражданка, Ржевка-Пороховые, Весёлый Посёлок, Купчино, Автово. В 1991 году городу было возвращено историческое название.
Города всё больше рассматриваются как своеобразный, уникальный товар, обладающий конкретными, ему присущими свойствами, требующий продвижения с целью получения тех или иных выгод. Санкт-Петербург — этовеликолепный туристский проект, обладающий значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
2.2 Характеристика туристской инфраструктуры и туристского рынка Санкт-Петербурга
Принятая в октябре 2005 года Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра официально признала туризм стратегическим сектором экономики города. В программу включен комплекс мероприятий, направленных на решение амбициозной задачи – к 2010 году войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы с ежегодным посещением не менее 5 миллионов туристов.
В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10 процентов и составило 2, 18 миллионов человек (в 2005 году – 1, 89 миллионов человек). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2006 году, составило более 4, 5 миллионов человек. По итогам 2005 года мы наблюдали сокращение зарубежных турпотоков на 25 процентов по отношению к 2004 году.[16]
По данным пилотного статистического исследования 2006 года, половина посетителей Санкт-Петербурга приезжают с целью отдыха. Доли бизнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25%.
Суммы общих расходов на визит варьировались от 300 до 48600 рублей, средняя сумма составила 24450 рублей, наиболее часто упоминаемая сумма – 15000 рублей (Таблица 6).
В российском потоке, средняя общая сумма составила 13100 рублей. В иностранном потоке 38900 рублям.
В среднем иногородние туристы находятся в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные – 3-5 дней.
Таблица 6 – Средние расходы на туристские услуги в 2006 г.
Услуга
Средняя сумма по турпотоку
Иногородние посетители
Иностранные посетители
Проживание в гостинице, мотеле
В день
2530
1100
3130
Междугородный/ международный автобус
1321
410
2750
Проезд в метро
В день
160
190
80
Питание в ресторанах, кафе
В день
730
170
980
Посещение музеев, выставок
1270
520
2220
Приобретение лекарств
490
610
200
Приобретение сувениров
2230
1070
3300
Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем в структуре расходов занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9% (Таблица 7).
Основные расходы российских посетителей приходятся на приобретение товаров и питание. В структуре расходов иностранных посетителей лидируют международный транспорт (16%) и питание (15%).[23]
Таблица 7 – Расходы российских туристов в Санкт-Петербурге
Приобретение товаров
23%
Питание
22%
Транспорт
13%
Проживание
12%
Достопримечательности и развлечения
9%
Практически все опрошенные посетители выразили желание посетить Санкт-Петербург в будущем, что свидетельствует о высокой итоговой удовлетворенности совершенным визитом – таким, что даже при возможном наличии дискомфортных моментов, впечатление от визита полностью компенсирует любые негативные эмоции.
В январе 2006 года в составе СПБГУ «Городской туристско-информационный центр» создано Агентство городского маркетинга. Агентство разрабатывает и реализует маркетинговую стратегию развития Санкт-Петербурга как туристского центра.
В 2006 году проведена работа по созданию туристской символики Санкт-Петербурга; разработана концепция размещения наружной рекламы Санкт-Петербурга за рубежом. Впервые в истории Санкт-Петербурга имиджевая реклама города была размещена в аэропортах и на центральных улицах Лондона, Парижа, Амстердама. В 2007 году акция продолжилась и включила в себя Франкфурт, Прагу, Рим, Берлин, Токио.
Создан Интернет-портал для туристов (www.visit-peterburg.com) с использованием новейших идей и технологий и учетом опыта мировых лидеров в этой области. На базе портала появился первый в России телевизионный интернет-канал, доступный в любой точке мира и отражающий образ Санкт-Петербурга как живого, развивающегося, современного города. В Европе подобный проект реализовал пока только Лондон.
Совместно со шведской компанией «Сити брэйк» — оператором on-line бронирования многих европейских городов – создается интегрированная система on-line бронирования гостиниц, билетов в театры, музеи и т.д.
В сотрудничестве с английской компанией «Лэжер пасс групп» ведется работа над проектом «Карта гостя» — единым льготным билетом для посещения музеев и театров, пользования общественным транспортом и т.д.
Санкт-Петербург традиционно представлен на 12 крупнейших туристских выставках, включая такие известные, как Берлинская ITB и Лондонская WTM.
Создана мобильная туристско-информационная «Служба ангелов». Основные функции «ангелов» — помощь туристам в ориентировании по городу и выборе мест досуга, а также распространение рекламно-информационных материалов. В 2006 году их будет уже 80. В период проведения Петербургского экономического форума будут работать более 200 «ангелов».
Ведется работа по созданию Контакт-центра – «горячей» многоканальной телефонной лини для туристов. В этом проекте предполагается круглосуточный режим работы операторов, владеющих иностранными языками и осуществляющих полную информационную поддержку гостей города. Контакт-центр предоставляет широкий комплекс услуг: резервирование мест в гостиницах, ресторанах, театрах, музеях и т.д., а также будет заниматься систематическим анализом и обобщением обращений туристов.
Администрация Санкт-Петербурга считает, что городу как международному туристскому центру надо увеличить количество мест, как минимум, вдвое. Это подтверждает, статистика: по результатам прошлого года город посетило около 2,6 млн. человек — на 5,4 % больше, чем в 1996. Цели поездок были совершенно разные, так 33 % от общего числа гостей города приезжало в служебные командировки, несколько меньше по туристическим визам (27 %).
Обслуживающий персонал составлял примерно одну пятую от состава групп, посетивших Петербург. С частными целями в городе побывало около 440 тыс. человек (17 %).
Разумеется, все (или почти все) приезжие нуждались в гостиничных услугах. Однако далеко не все остались довольны качеством обслуживания, и особенно ценами в петербургских гостиницах. Как видно из приведенных выше данных, сегодня в Петербург в основном приезжают деловые люди. Обычно им нужны не роскошные апартаменты, а обыкновенная обстановка и нормальное питание.
В рамках создания эффективно работающей гостиничной инфраструктуры городские власти предусматривают не только развитие и реконструкцию действующих отелей, но и строительство новых (в том числе гостиниц низкого тарифа). Кроме того, существует программа развития специальных объектов типа townhousesи hostels.
Сегодня в различной степени готовности находятся восемь проектов петербургских гостиниц. Завершение реализации только этих проектов позволит довести число мест в гостиницах первого класса до 2024, а в отелях среднего класса до 5885.
Программа развития отельного бизнеса позволила привлечь в Петербург известные международные компании: «Хилтон Интернэшнл», «Аккор», »Интерконтинентал», «Radisson– SAS» и др.
Важно и то обстоятельство, что эффективная эксплуатация гостиниц способна существенно пополнить городскую казну. Общая сумма налогов по гостиничному сектору (с учетом налога дорожного фонда), поступивших в бюджет Петербурга в прошлом году, составила $ 14,9 млн.
Подавляющая часть этой суммы – налоги гостиниц первого класса (75%). Трехзвездные отели принесли 21%, а гостиницы низкого тарифа всего лишь 4% налогов.
Еще несколько лет назад город получал весьма солидные поступления в бюджет от туристов из Финляндии. Сегодня почти все финские группы предпочитают посещать Эстонию. Объясняется это тем, что пакет туруслуг там гораздо качественнее и дешевле. Для среднестатистического туриста из Финляндии сегодня очень накладно останавливаться даже на 1-2 дня в «Невском Паласе» или в «Европе». Но и в гостиницах среднего класса они жить не могут: качество сервиса не выдерживает критики.
В настоящее время гостиничный комплекс города включает в себя около 100 гостиниц на 27,8 тыс. мест. Три из них («Астория», «Невский Палас», «Европа») – первоклассные, остальные среднего класса (наиболее значимыми считаются «Прибалтийская», «Пулковская», «Москва» и «Санкт-Петербург»), а также гостиницы низкого тарифа либо ведомственные.
Заполняемость гостиниц в течении года подвержена сильным сезонным колебаниям (от 35 до 95 %). При этом спрос на гостиницы первого и среднего класса формируется в основном за счет приезжающих из западных стран, а гостиницы низкого тарифа используются гражданами России и СНГ.
На рынке Санкт-Петербурга присутствуют крупнейшие международные гостиничные операторы, такие как: BestWestern, Marriott, OrientExpress, Kempinski, RadissonSAS, Accor, RoccoForteHotels, Corinthia, ParkInn. Ожидаетсяоткрытиеподбрэндами: Missoni, Le Meridien, Four Seasons, Sokos, Holiday Inn, Sheraton, Courtyard by Marriott, Domina Hoteles&Resorts, Vienna International, Best Western Premier, Holiday Club (Таблица 7).[25]
В качестве средств размещения в Санкт-Петербурге наиболее популярны гостиницы. Предприятий, предполагающих гостиничный сервис, на данный момент насчитывается около 150. Практика показала, что такое количество недостаточно для Петербурга.
В городе наблюдается явный дефицит гостиниц категории 2-3 звезды, популярных среди российских туристов, данный сектор рынка гостиниц не является достаточно развитым. В период туристского сезона спрос на гостиничные номера превышает предложение, поэтому разрабатываются проекты по развитию и реконструкции гостиниц среднего класса, а так же проекты строительства новых гостиниц этой категории, а так же малых гостиниц и семейных отелей. Ведется разработка проектов недорогих гостиниц в центре города, с комфортными номерами и с предоставлением всех необходимых услуг. Их обитатели могут изучать город и его достопримечательности, передвигаясь пешком
В городе имеется небольшое количество гостиниц высокого класса, а средней категории мало. Проблема гостиничного сектора является проблемой для развития всего туризма, решение их зависит от успешного привлечения инвестиций. Срок окупаемости достаточно велик. По этой причине, российские инвесторы неохотно вкладывают средства в реализацию таких проектов, так как привыкли работать с большой рентабельностью.
Таблица 7 – Гостиничная инфраструктура
Уровень гостиницы
Количество гостиниц
Номерной фонд
Название гостиниц
5 звёзд
9
1494
Астория, Балтийская Звезда, Гранд Отель Европа, Елисеев Палас Отель, Коринтия Невский Палас, Ренессанс Балтик Отель – Мариотт, Рэдиссон САС Ройял, Мойка 22 Кемпински.
4 звезды
20
3410
Англетер, Гайот, Гельвеция Отель, Нептун, Прибалтийская, Пулковская, Антарес, Петропалас Отель, Амбассадор, Новотель.
3 звезды
94
8690
Москва, Октябрьская, Десон-Ладога, Выборгская, Достоевский, Бизнес-отель Карелия и др.
Эконом-класс
218
4674
Привлечение частного капитала в гостиничный бизнес необходимо не только на реконструкцию, но и на строительство новых отелей среднего класса. Именно трех–звездочных, сравнительно дешевых, но предоставляющих достаточно высокий по западным меркам сервис гостиниц катастрофически не хватает Петербургу. У тех, что сегодня имеются в городе, инфраструктура и оборудование настолько изношены, что не подлежат обновлению. Следовательно, речь идет только об их полной замене. Видимо, до тех пор, пока городские власти не приступят к решению этой проблемы, не стоит говорить о превращении города в международный туристский центр
Даже если в городе появятся фирмы (скорее всего западные), расположенные инвестировать в гостиничный бизнес, их деньги потекут, в первую очередь, не на новое строительство, а на реконструкцию, считают специалисты.
Как свидетельствует практика, немногочисленных инвесторов продолжают интересовать пока лишь элитные отели. Объяснение этому явлению лежит на поверхности: по сегоднешний день пятизвездные отели продолжают собирать те доходы, которые могли бы получать гостиницы среднего класса, если бы они были представлены на рынке Петербурга. Западные туристы и предприниматели, как правило, останавливаются в одном из трех лучших отелей города и лишь в пик сезона соглашаются на весьма посредственные услуги.
При привлечении иностранных инвесторов в гостиничный сектор России и Санкт-Петербурга в частности, наблюдается выстраивание ими гостиничных сетей, в развитии которых действует единая маркетинговая политика, проведение различных мероприятии и т.д. Таким образом, для развития индустрии туризма такими темпами, которые необходимы, следует продвигать имидж города и создавать все необходимые для этого условия.
Дефицит средств размещения приводит к завышению стоимости на уже существующие услуги. Кроме того, цены в Санкт-Петербурге в отелях бизнес-класса выше, чем в Москве. На московском рынке имеет место конкуренция, заставляющая поддерживать марку, в Петербурге же это явление практически отсутствует, из-за недостаточного числа гостиниц и высококлассных номеров.
Что касается распределения потока туристов по времени года, то, естественно большинство туристов предпочитают посетить город во время “белых ночей”. То есть турресурсы востребованы очень короткий промежуток времени. Опыт показывает, что с сентября по апрель гостиницы заполнены в среднем на 30%, в то время как в период с мая по сентябрь – на все 100%. Найти в Санкт-Петербурге свободные номера во время “белых ночей” практически невозможно. Спрос на гостиничные номера превышает предложение, так как нет требуемого количества мест. Данная проблема была особенно актуальна во время празднования трёхсотлетия города.
В настоящее время готовится программа “Санкт-Петербург – “белые ночи”, целью которой станет развитие туристского бизнеса.
В зависимости от транспортных средств, используемых на туристском рынке, выделяют следующие виды туризма:
· Туристы на собственном транспорте турфирмы
· Транстуры на арендованном турфирмой транспорте
· Туры на личном транспорте
Все три вида имеют место быть в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что большинство туристов прибывают в северную столицу на поездах. Вокзалов в городе 6 (не считая Варшавского). Дальше до места размещения можно доехать на метро, либо на такси. Из аэропорта же на автобусе или маршрутке. В последнее время меняется облик главных ворот города – аэропорта. Появились новые посадочные полосы, парковки для туристских автобусов.
В городе реализуются программы строительства пешеходных зон и зон повышенной комфортности, подключения улично-дорожной сети Санкт-Петербурга к КАД. В рамках программы «Светлый город» ведется создание художественной подсветки мостов.
Воздушными воротами Санкт-Петербурга является расположенный в 15 км от города аэропорт «Пулково», который расположен на юге Санкт-Петербурга. Он имеет две взлетно-посадочные полосы, которые предназначены для посадки по категории ICAO без ограничений по взлетной массе. Аэродром соответствует сертификационным требованиям и пригоден для международных полетов. На стоянках может разместиться до 100 лайнеров. Инфраструктура аэропорта «Пулково» включает также грузовой терминал, топливозаправочный комплекс, парковочный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Полеты в аэропорт «Пулково» на регулярных и нерегулярных рейсах осуществляют более 200 российских и иностранных авиакомпаний.
Аэровокзальный комплекс «Пулково-1» предназначен для обслуживания пассажиров внутренних рейсов и рейсов, вылетающих за пределы Российской Федерации (страны СНГ и дальнего зарубежья). На сегодняшний день пропускная способность терминала составляет около 1900 пассажиров в час, а за 2006 год через него прошло 3,4 млн пассажиров. В аэровокзальном комплексе «Пулково-2» обслуживаются международные рейсы. Он является одним из крупнейших международных терминалов в России и имеет пропускную способность 1200 человек в час. В 2006 году в «Пулково-2» было обслужено 1,7 млн пассажиров.
За I полугодие 2007 года пассажирообмен аэропорта «Пулково» составил 2,6 млн человек, что на 17 процентов больше показателей за тот же период 2006 года. Чуть больше половины пассажиров (1,3 млн. человек) прилетало или улетало в страны дальнего зарубежья и по направлениям в страны СНГ. За год этот показатель увеличился на 20,4 процента. Пассажирообмен на внутренних воздушных линиях составил 1,2 млн. человек. За январь-июнь 2007 года было произведено почти 38 тысяч взлетно-посадочных операций.
В июне 2007 года в аэропорту «Пулково» начала работу Служба деловой авиации, предоставляющая наземное обслуживание пассажиров, экипажей и воздушных судов авиакомпаний, выполняющих нерегулярные чартерные и бизнес-рейсы в Санкт-Петербург. Спецификой таких рейсов является срочность, многочисленные изменения маршрута, переносы и задержки. Вместе с этим пассажиры и экипажи бизнес-рейсов требуют особого внимания и высокого уровня сервиса. Ежемесячно обслуживается до 600 рейсов.
В городе существует 2 аэровокзальных комплекса: «Пулково-2» и «Пулково-1», расположенные в 16 километрах на юг от центра города, площадь аэропорта 1479 га и площадью грузового комплекса 6 га.
Оснащение:
— 2 взлетно-посадочные полосы
— систему магистральных, соединительных и вспомогательных рулежных дорожек
— 3 пассажирских перрона
— 2 грузовых перрона
Аэровокзал «Пулково-1» предназначен для обслуживания внутренних (российских) рейсов и рейсов в страны СНГ. Площадь аэровокзала — 40640м. Пропускная способность — 2500 пас/час.
Аэровокзал «Пулково-2» предназначен для обслуживания пассажиров международных рейсов. Площадь аэровокзала — 19740 м, пропускная способность — 1200 пас/час.
Октябрьская железная дорога. Сеть железной дороги насчитывает около 100 вокзалов, станций и платформ (в черте административных границ Санкт-Петербурга); 568 км железнодорожных линий, 12 пересадочных узлов и вокзалов. В среднем в год перевозится около 100,1 млн. пассажиров.
Большой порт Санкт-Петербурга:
— ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
— Лесной порт
— причальные комплексы судостроительных и судоремонтных предприятий
— речные порты на Васильевском острове и в Невском грузовом районе
— портовые комплексы Ломоносова и Кронштадта
Оснащение:
— 75 причалов общей длиной более 11 км (в т.ч. пассажирские причалы — более 1,7 км)
— возможность принятия судов с осадкой до 11 м и длиной до 260 м
Речной — «Северо-Западное пароходство» включает ряд объектов, расположенных в Ленинградской, Вологодской и Новгородской областях, в том числе 7 портов, 3 судостроительно-судоремонтных завода и ремонтно-эксплуатационную базу.
Морские и речные круизы – это один из наиболее динамично развивающихся сегментов мировой туристской индустрии.
На сегодняшний день регион Балтийского моря (Северная Европа) занимает 2-е место по количеству приема и обслуживания круизных пассажиров и судов среди мировых круизных регионов. Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров.
Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по количеству судозаходов на Балтике: за сезон 2006 года морские круизные суда заходили в Санкт-Петербург 299 раз и доставили на борту 306 тысяч иностранных туристов. Зафиксирован рост доли крупнотоннажных судов, благодаря чему с 2000 по 2006 год количество посетивших город «круизных» туристов более чем удвоилось. Введение в эксплуатацию Морского пассажирского терминала с 7 причалами будет способствовать ещё большему притоку туристов, т.к. город сможет принимать суда мега-класса вместимостью от 2,5 тысяч до 5 тысяч человек, которые появятся на Балтике с 2008-2009 годов.
Структура перевозок пассажиров внутригородским транспортом Санкт-Петербурга в январе-сентябре 2005 г.
· метрополитен (25%)
· автобусы (30%)
· трамваи (27%)
· троллейбусы (18%)
Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта (по данным на 2003 г.):
· 4 линии метро (99 км, 1376 вагонов метро)
· 49 трамвайных маршрутов (268 км, 1091 трамвайных вагонов)
· 45 троллейбусных маршрутов (324 км, 723 троллейбуса)
· 406 социальных автобусных маршрутов
· сеть железной дороги
В соответствии с «Программой развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года», которая была одобрена Правительством Санкт-Петербурга, на период 2002-2015 г.г. предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию 41,5 км новых линий метрополитена и 21 новых станций.
Санкт-Петербург является местом проведения встреч, как на самом высоком межгосударственном уровне, так и на уровне бизнеса разных стран. При этом даже Санкт-Петербург нуждается в презентации за рубежом. С 2005 года городское правительство с особым вниманием относится и к вопросу представления Санкт-Петербурга во внешнем мире – как в других городах Российской Федерации, так и на зарубежных мероприятиях.
В частности, в Перечень приоритетных выставок на 2006-2008 гг., проводимых при поддержке и участии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1793 от 22.11.2005 г. вошли 83 выставки. Экономический потенциал города представляют на 21 российской и зарубежной выставке, а на 16 выставках активно продвигается продукция петербургских производителей (место проведения: Санкт-Петербург, Москва, зарубежные выставочные центры). При этом участие петербургских производителей в выставках субсидируется за счет бюджета Санкт-Петербурга.
С государственным заказом по выставочной и конгрессной тематике работают фирмы, специализирующиеся в секторе делового туризма под названием «MICE-индустрия» (Meetings – деловые встречи, Incentives – инсентив-туризм (тематический, событийный, поощрительный, корпоративный), Conferences – конференции, Exhibitions – выстаки). В рамках VII Международной туристской выставки Северо-Запада России «INWETEX-CIS TRAVEL MARKET`2007», которая традиционно проходит в городе в октябре, в этом году во второй раз состоялась конференция «Индустрия конгрессов и делового туризма».
MICE – индустрия конгрессов и делового туризма становится активным сегментом туристического рынка, который играет важную роль в продвижении и позиционировании Санкт-Петербурга на международной арене. Помимо дополнительной загрузки гостиничных комплексов и увеличения доходов компаний, задействованных в обслуживании мероприятий MICE индустрии, проведение в Санкт-Петербурге конгрессов, конференций, выставок, способствует развитию экономики региона через развитие бизнеса, политических и культурных отношений между участниками во время проведения мероприятий. Динамика развития этого направления туристической отрасли в России создает необходимость координации действий лидеров и создания условий для обмена опытом и эффективного диалога.
Настоящей платформой для обсуждения проблем развития MICE индустрии Северо-Западного региона РФ, обмена опытом и знакомства с новыми конгрессными технологиями стала II международная конференция «Индустрия конгрессов и делового туризма». Главной темой обсуждений на конференции стала специфика развития одного из ключевых сегментов современной MICE – индустрии — событийного туризма. И это не случайно, культурный центр России — Санкт-Петербург — насыщен крупными событиями национального и международного масштаба, поэтому событийный туризм может быть особенно востребован в нашем городе.
В рамках конференции были проведены различные мероприятия: пленарное заседание, тематические сессии, семинары и круглые столы, в работе которых приняло участие более 300 представителей академических кругов, профессиональных и общественных организации, средств массовой информации, официальные делегации Мурманской, Калининградской Новгородской, Вологодской, Самарской, Тверской областей. С докладами выступили представители журнала Государственный заказ Санкт-Петербург, ГУП «Петроцентр», СПБГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, Института Культурных Программ Санкт-Петербург, Агентства Социальной Информации Санкт-Петербурга, Представительства региона Стокгольма в Санкт-Петербурге и другие российские и международные эксперты.
Особый интерес участников конференции вызвали:
— Ознакомительная экскурсия по гостиницам и отелям Санкт-Петербурга, предлагающим новые конгресс-возможности для туризма. В этом году участники экскурсии имели возможность посетить Мариотт Гранд Отель, Наш Отель, Шелфорт, SOKOS.
— Проектно-аналитический семинар проекта TEMPUS ЕС «MICE-tou-rism training center». Цель проекта заключается в том, чтобы в течение 2007-2009 гг. разработать краткосрочные программы обучения, а так же программы специализации для магистратуры по направлению делового и конгрессного туризма. По итогам проекта на базе СПБГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича в консорциуме с европейскими вузами и российскими профессионалами туриндустрии будет создан образовательный центр «Балтийская школа MICE-туризма». В рамках семинара состоялась презентация программы и рабочих планов для участников проекта на 2006-2007 год, прошел круглый стол «Проблемы подготовки кадров на рынке индустрии встреч»
— Образовательный тур для представителей туриндустрии из регио-нов Северо-Запада РФ по теме «Конференц-возможности Финляндии и Швеции». Программа тура подготовлена при информационной поддержке Представительства региона Стокгольма в Санкт-Петербурге (Stockholm Region Office in St.Petersburg) и Finnish Tourist Board in Moscow в сот-рудничестве с компанией Балтик Турс. В рамках обучающей поездки состоялась презентация проекта ЕС TEMPUS-TACIS “Baltic MICE -Tourism Training Center”, прошли профессиональные встречи с представителями Helsinki City Tourist & Convention Bureau, конгресс-холла Finlandia Hall и Стокгольмского центра по развитию въезного туризма (Stockholm Visitors Board) и выставочного комплекса Стокгольмские международные выставки (Stockholmsmässan). Участники поездки смогли познакомиться с работой конгрессного центра гостиницы Scandic Hotel Grand Marina (Хельсинки) и отеля Rica Talk (Стокгольм), а так же конференц-возможностями круизных судов компании Tallink Silja Line.
Туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. Санкт-Петербург является частью совокупного туристского рынка России. Поэтому все основные черты, присущие отрасли в целом, присущи и Северной столице. В послеперестроичный период и после распада СССР, количество отдыхающих в регионе резко снизилось. Для большей части населения турпутевки стали дорогими, для другой категории граждан уровень сервиса уже не удовлетворял их потребности. В результате этого уровень отдыхающих в регионе за период с 1990 по 1995 год снизился в 4 раза. Как следствие — убыточность, недостаточная развитость инфраструктуры региона. Негативное влияние оказало и отсутствие государственной поддержки региона (недостаточное финансирование реставрационных работ, например). Тем не менее, количество гостей, начиная с 1998 года увеличивается. Так, например, в 1999 году по сравнению с предыдущем годом уровень посещаемости вырос на 43,6 %. Что касается туристского комплекса, то туризм в чистом виде, как отрасль народного хозяйства в регионе, стал одним из приоритетных направлений.
Инфраструктуру Санкт-Петербурга в данное время ещё сложно назвать образцовой. Далеко не все туристы остаются довольны качеством обслуживания и уровнем цен в гостиницах города. Обычно приезжающим необходимы не роскошные апартаменты, а обыкновенная обстановка и нормальное питание, которое характерно для гостиниц категории 2-3 звезды, однако, этот сектор рынка гостиниц не является достаточно развитым. В рамках создания эффективно работающей гостиничной инфраструктуры городские власти предусматривают развитие и реконструкцию действующих отелей, и строительство новых. Воздушными воротами Санкт-Петербурга является аэропорт «Пулково», соответствующий всем сертификационным требованиям. Полёты в аэропорт осуществляют более 200 российских и иностранных компаний. Санкт-Петербург также занимает одно из первых мест среди портовых городов Северной Европы и лидирует по количеству судоходов на Балтике.
3 Анализ современного состояния и перспективы развития индустрии международного туризма
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие туризма в Санкт-Петербурге
В Петербург ежегодно приезжают в 10 раз меньше туристов, чем могли — по статистике, до 30 млн. иностранных туристов ежегодно хотят посетить город на Неве, однако в 2001 году приехали около 3,1 млн. человек. Это во многом вызвано тем, что в городе только 34 тысячи мест в гостиницах и общежитиях, чего явно недостаточно. Кроме того развитию туризма препятствуют транспортные проблемы. В частности, несоответствие аэропорта «Пулково-2» международным стандартам, отсутствие скоростной автомобильной трассы от аэропорта к историческому центру города.
Санкт-Петербург занимает восьмое место среди городов мира по посещаемости туристами, и главной проблемой в развитии городского туризма является расширение гостиничной базы. При этом особого внимания требует постройка гостиниц среднего класса, так как именно их в городе больше всего не хватает. Для этого необходимо заинтересованность инвестиционных, строительных, управляющих, консалтинговых, гостиничных компаний в выходе на рынок Санкт-Петербурга. Для повышения их заинтересованности администрацией города сейчас активно корректируются законодательные, налоговые, организационные условия, в том числе по передаче земли инвесторам, дополнительным льготам, бюджетной поддержке и преференциям. Кроме того, существуют другие проекты, относящиеся к инфраструктуре туризма. В частности, планируется строительство аквапарка, ипподрома и спортивного комплекса с бассейном. Возможно также использование пригородных и курортных зон Санкт-Петербурга для строительства малых отелей, кемпингов, пансионатов, конных и спортивных центров.[4]
В Петербурге был проведен опрос 42 руководителей турфирм. Выяснялось их мнение по поводу мер законодательного характера, необходимых для развития въездного туризма в Петербурге и их предложений к проекту Закона «О поддержке въездного и внутреннего туризма в Санкт-Петербурге». Ничего неожиданного опрос не показал, многие ответы можно было спрогнозировать — например, о том, что городу не хватает гостиниц среднего класса и хостелов. Тем не менее, есть любопытные моменты. Например, большинство руководителей турфирм считают, что Петербург должен иметь в глазах туристов имидж культурного центра России и города белых ночей. Также высокую оценку получил имидж конгрессного и научного центра. Имидж же пивной столицы совсем не подходит для города. 83% опрошенных ощущают нехватку в информации о мероприятиях городского масштаба, 81% — о законодательстве в области туризма. Чуть больше половины респондентов жалуются на недостаточность информации о туристских ресурсах города, маркетинговых исследованиях в области въездного туризма и о бухгалтерском учете в туризме. 67% турфирм нуждаются в консультационной поддержке по вопросам законодательства в туризме, а также налоговому законодательству, бухучету и продвижению турпродукта на рынок. Свыше половины руководителей турфирм считают, что для работы в гостиницах и турфирмах не хватает профессиональных кадров. Среди позиций, которые должны быть отражены в законопроекте, 83% директоров отметили необходимость упрощенной системы налогообложения для предприятий туризма и 69% выступили за регулирование проведения городских мероприятий, привлекающих туристов. Также 67% высказали пожелание о создании гибкой систему налогообложения в зависимости от сезонных колебаний, фонда для развития въездного туризма, попросили уделить больше внимания вопросам сотрудничества с субъектами РФ и международным рынком.
Неограниченные рекреационные возможности региона в настоящее время используются крайне недостаточно. В то же время поток туристов в регион постоянно растет. Ежегодно область с населением около 1700 тысяч человек посещают почти 2 миллиона гостей. Рекреационный спрос (в первую очередь интуристов) связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и его ближайших пригородов. Что же касается районов области, то здесь развитие туризма тормозит отсутствие необходимой рекреационной инфраструктуры и современного туристического оборудования.
На сегодняшний день гостиничный сервис, отвечающий требованиям туристов, относительно развит только на Карельском перешейке (Выборгский, Всеволожский, Приозерский районы), где расположены туристские базы, кемпинги, гостиницы, санатории, дома отдыха, автомагистрали, закусочные, кафе. Здесь же аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Главную природно-эстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожского озера и озерно-речная система Вуокса, продолжающая пейзажи и ландшафты соседней Финляндии.
В то же время практически все районы области обладают значительным рекреационным потенциалом как в плане развития экскурсионно-познавательного туризма, так и спортивного туризма. В первую очередь, это касается северо-востока области, где сохранились подлинные жемчужины культуры и истории русского Севера - такие как церковь Святого Георгия Х11 века в Старой Ладоге, памятники каменного и деревянного зодчества ХV -ХVIII веков в Посвирье и т.д.[21]
Богатейшие природные ресурсы региона создают необходимые предпосылки строительства больших туристических баз для охоты, рыболовства, водноспортивного туризма.
Уже сейчас есть постоянно растущий спрос со стороны западных туристов на лицензионный отстрел лося, медведя, кабана, рыси, дичи и др. Однако сегодня данный спрос удовлетворяется в минимальном объеме. Инвестиции в развитие рекреационной сферы исключительно перспективны, так как в самое ближайшее будущее туризм обещает стать одной из главных доходных статей регионального бюджета. Наиболее перспективны в плане развития туризма Выборгский, Приозерский, Всеволожский, Волховский, Подпорожский и Лужский районы.
3.2 Рекомендации по развитию международного туризма в Санкт-Петербурге
Рекреационные ресурсы и относительно благоприятные климатические условия региона играют важную роль в создании зон отдыха и организации туризма, которые являются важной статьей доходной части бюджета Ленинградской области. Каждый год в регион приезжает около двух миллионов человек, которые посещают памятники культурно-исторического наследия. А вот туристические базы, санатории и дома отдыха, расположенные на Карельском перешейке, давно стали излюбленным местом не только гостей области. Особенно красивыми являются побережье Финского залива, Ладожского озера и озерно-речная система Вуокса. Северо-восток области также притягателен для туристов. Здесь находятся такие памятники культуры и истории русского Севера, как церковь Святого Георгия (XII век) в Старой Ладоге, а также памятники каменного и деревянного зодчества XV – XVIII веков в Посвирье и многие другие.
Природные ландшафты поражают своим разнообразием. Многочисленные туристы приезжают сюда, чтобы увидеть шхеры Выборгского залива и северной Ладоги, гранитные глыбы на Карельском перешейке, а также удивительные реки и водопады. Многие люди удивляются дивной красоте области – это лиственные и хвойные леса, гранитные скалы и пещеры, целебные подземные воды и источники, дюны и песчаные пляжи. Где еще можно встретить такое многообразие? Однако необходимо заметить, что рекреационные возможности региона не достаточно развиты Ленинградская область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха, туризма и спорта. Область обеспечивает потребности как себя самой, так и Санкт-Петербурга и Северо-Запада России. На территории области размещается свыше 600 учреждений отдыха и лечения, в том числе более 100 баз отдыха, принадлежащих предприятиям и учреждениям, туристические базы и гостиницы, базы 1 -2 х дневного пребывания, учреждения детского отдыха, санатории и пансионаты.[4]
Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (Таблица 8).
Таблица 8 – Туристские центры Европы
Город
Количество прибытий,
млн. чел. в год
Лондон
26,8
Париж
14,0
Рим
5,9
Амстердам
5,2
Берлин
5,0
Мадрид
4,8
Барселона
3,8
Вена
3,7
Санкт-Петербург
3,5
Прага
3,0
Москва
2,9
Копенгаген
1,9
Основным побуждающим фактором туристской поездки в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура Санкт-Петербурга.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки — увидеть дворцы, средний срок пребывания — 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).[22]
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга:
· туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;
· туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;
· европейский рынок туризма неуклонно растет;
Санкт-Петербург располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
К основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:
ü увеличение срока пребывания иностранных туристов;
ü стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
ü расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
ü увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
ü недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях;
ü существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.
Для определения стратегического направления (стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге была проведена сегментация путешествий по целям поездки. В целях эффективной концентрации усилий и ресурсов для анализа были выбраны три направления:
ü культурно-познавательный туризм;
ü бизнес-туризм;
ü конвенционный туризм;
ü специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления.
Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.
Стратегия развития Санкт-Петербурга как туристического центра должна обеспечивать решение задач Программы. Кроме того, ее реализация должна способствовать развитию сильных сторон Санкт-Петербурга и его пригородов, а также обеспечивать максимальный экономический эффект.
Проведенный анализ показал целесообразность выбора следующей стратегии развития: концентрация усилий и инвестиций на развитии культурно-познавательного туризма. Бизнес-туризм и специализированный туризм следует рассматривать как дополнительные направления развития.
В частности, развитие бизнес-туризма является одним из путей выравнивания сезонности. Специализированный туризм необходимо использовать для создания отдельных туристических продуктов. Некоторые виды специализированного туризма могут быть рассмотрены как стратегические направления для определенных пригородов.
Позиционирование Санкт-Петербурга на рынке культурно-познавательного туризма должно обеспечивать дифференциацию Санкт-Петербурга в совокупности европейских туристических направлений, соответствовать мотивации и ожиданиям потенциальных туристов, базироваться на существующих сильных сторонах Санкт-Петербурга и развивать их.
По результатам анализа мотивов совершения туристических поездок, отношения туристов к различным туристическим направлениям и существующего восприятия Санкт-Петербурга определены основы позиционирования:
ü на международном и внутреннем рынках культурно-познавательного туризма целесообразно использовать единый брэнд «Санкт-Петербург» для самого города и для его пригородов;
ü в совокупности туристических направлений в целом целесообразно развивать положение брэнда «Санкт-Петербург» в трех группах городов: «Прекрасная старая Европа» (города Будапешт, Прага, Вена); «Северные воды» (города Стокгольм, Копенгаген, Амстердам); «Восходящий Восток» (города Восточной Европы и стран Балтии);
ü для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для всех типов городских туристов брэнд «Санкт-Петербург» необходимо позиционировать как уникальный, единственный в своем роде, олицетворяющий строгость, чистоту и высокую культуру (условное описательное название — гений чистой красоты). Необходимым условием успеха является добавление к основе позиционирования характеристики «дружеская теплота».
Эмоциональные характеристики позиционирования Санкт-Петербурга:
ü бриллиант в дворцово-парковом ожерелье;
ü город высокой культуры и возвышающей красоты, величественный и строгий;
ü чувство собственного достоинства сочетается с открытой и дружественной атмосферой города;
ü приветливые и доброжелательные жители, активная уличная жизнь; живость и яркость неофициальной культуры;
ü значительное место в истории; большое количество важнейших культурных достопримечательностей; расположение города на воде (разводные мосты, каналы, водные прогулки), северная природа;
ü город с современной инфраструктурой и высокими стандартами туристического сервиса, где рады гостям.[19]
Исходя из поставленных целей, задач и выбранной стратегии был определен комплекс первоочередных мер по развитию Санкт-Петербурга как туристического центра (Таблица 9 – приложение В).
При расчете экономического эффекта за основу был взят культурно-познавательный туризм как основное направление развития туризма в Санкт-Петербурге.
К основным составляющим ожидаемого социально-экономического эффекта от реализации Программы могут быть отнесены следующие:
ü общий экономический эффект составит за 2005-2010 годы 125-130 млрд.руб.;
ü доходы экономических агентов (население, частный сектор, бюджеты всех уровней) оцениваются в 75-80 млрд.руб., начиная с 2010 года (по сравнению с 20-25 млрд.руб. в 2004 году);
ü поступления денежных средств от туризма в бюджет Санкт-Петербурга возрастут в 2,5 раза и составят к 2010 году около 6-7 млрд.руб. в год;
ü дополнительно будет создано 60 тыс. рабочих мест, и общее количество занятых в туристической сфере увеличится в два раза.
Первоочередная задача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в туристской сфере: учесть то, что люди становятся независимыми, все больше и больше путешествуют, хотят все больше увидеть и узнать. Важно отметить, что последнее время очень интенсивно развивается круизный туризм, Балтийское море уже превзошло Средиземное: все больше и больше круизных судов заходят именно в Балтийское море, и задача дальнейшего развития сферы круизного туризма также является сейчас одной из приоритетных. Если анализировать туристский бизнес и далее, то стоит отметить, что 22% (т.е. одна пятая всех туристов) это туристы, которые покупают ваучеры. У них все включено в эти поездки. Это означает, что необходимо более интенсивное внимание уделять именно этой сфере туризма.
Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристских центров Европы, ежегодно в него прибывают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Выделяются основные цели путешествий, такие как культурно-познавательный, деловой, конвенционный и специализированный туризм. Для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для туристов необходимо позиционировать его как уникальный, единственный в своем роде город, занимающий особое место в истории, обладающий большим количеством важнейших культурных достопримечательностей, имеющий богатую природу, современную инфраструктуру и высокие стандарты туристского сервиса.
Заключение
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Международный туризм оказывает влияние на развитие, как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Развитие туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга.
Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Приведение в соответствие цены и качества, предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение.
Города всё больше рассматриваются как своеобразный, уникальный товар, обладающий конкретными, ему присущими свойствами, требующий продвижения с целью получения тех или иных выгод. Санкт-Петербург с самого начала будто задумывался как великолепный туристский проект, обладающий значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
Санкт-Петербург – это город с динамично развивающейся туристской инфраструктурой. В Петербург ежегодно приезжают в 10 раз меньше туристов, чем могли — по статистике, до 30 млн. иностранных туристов ежегодно хотят посетить город на Неве, однако в 2001 году приехали около 3,1 млн. человек.
У российского туризма много проблем. Эти проблемы затрагивают не только Россию в целом, но они также являются проблемами Санкт-Петербурга. Часть из них удается решать, часть – пока не разрешены и мешают развитию индустрии. По словам специалистов, в последние годы динамика развития туристического рынка самая благоприятная и позитивная: количество туристов на въезд и выезд увеличивается. По прогнозам работников туриндустрии, поток въездных туристов может в течение 1,5-2 лет увеличиться примерно в 1,5 раза. Кстати, несовершенство визового режима на въезд продолжает оставаться одной из главных проблем развития туризма в нашей стране, что затрагивает и Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург занимает восьмое место среди городов мира по посещаемости туристами, и главной проблемой в развитии городского туризма на сегодня в Питере является расширение гостиничной базы. При этом особого внимания требует постройка гостиниц среднего класса, так как именно их в городе больше всего не хватает. Это необходимо для того, что бы заинтересованность инвестиционных, строительных, управляющих, консалтинговых, гостиничных компаний в выходе на рынок Санкт-Петербурга. Для повышения их заинтересованности администрацией города сейчас активно корректируются законодательные, налоговые, организационные условия, в том числе по передаче земли инвесторам, дополнительным льготам, бюджетной поддержке и преференциям. Кроме того, существуют другие проекты, относящиеся к инфраструктуре туризма. В частности, планируется строительство аквапарка, ипподрома и спортивного комплекса с бассейном. Возможно также использование пригородных и курортных зон Санкт-Петербурга для строительства малых отелей, кемпингов, пансионатов, конных и спортивных центров.
Учитывая популярность Санкт-Петербурга у иностранных граждан и на основе статистических данных, можно с уверенностью говорить о том, что культурная столица России никогда не останется в тени мирового туризма. Но город заслуживает большего внимания. Поэтому, при условии, что правительство приложит некоторые усилия для придания Петербургу имиджа города с европейским качеством обслуживания, город может по праву стать международным центром туризма.
Для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для туристов необходимо позиционировать его как уникальный, единственный в своем роде город, занимающий особое место в истории, обладающий большим количеством важнейших культурных достопримечательностей, имеющий богатую природу, современную инфраструктуру и высокие стандарты туристского сервиса.
продолжение
--PAGE_BREAK--