--PAGE_BREAK--
Возникновение экскурсионной теории — результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов иметодистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела. Определились три основные части экскурсионного дела теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение[9]
Основа экскурсоведения — экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека)
Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.
Предмет экскурсионной методики — целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.
Глава 2 Экскурсия как вид деятельности.
Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.
Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.
Информационно-познавательнаяфункция.Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.
Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.
Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.
Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.[10]
Воспитательная функция.Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.
Несмотря на то, что понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.
Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.[10]
Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.
Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.
Развлекательно-досуговаяфункция
.Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.[7]
Перечисленные выше функции экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.
Эстетическая функция.Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т. д.
Коммуникативная функция.Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.
Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.[4]
Глава 2.1 Классификация экскурсий.
Экскурсии имеют свою классификацию. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.
Наиболее актуальной нам представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3)по месту проведения;
4) по способу передвижения;
5) по продолжительности;
6) форме проведения.
1. По содержаниюэкскурсии делятся на: обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.
Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте.
Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п.
Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем – сложная задача для экскурсовода, они должны логически дополнять друг друга.[10]
Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.
Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии.
Тематические экскурсиипосвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии. Ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.[1]
Архитектурно-градостроительные
экскурсииделятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.
Искусствоведческие экскурсииимеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсииподразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
Природоведческие экскурсииделятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.
Производственные экскурсиимогут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.
2. По составу участниковв первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.
Группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков.
В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения.
3.По месту проведенияэкскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
4.По способу передвиженияразличают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.
В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.
5. По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.
Экскурсия–концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.
Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:
– экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
–экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;
–пробная экскурсияпроводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.[4]
Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.
Глава 3. Особенности методики подготовки специалистов в сфере туризма в высших учебных заведениях.
Туристский рынок в России является рынком с большим числом участников. Учитывая то, что лидеры на рынке определены достаточно давно, можно даже сказать, что рынок переполнен. То, что рынок переполнен, с одной стороны, является причиной высокой конкуренции. С другой стороны большое количество потенциальных агентов дает ряд возможностей для туроператоров. Одна из них — это возможность построить обширную сбытовую сеть. Однако для успешного функционирования канала сбыта, необходимо выработать стратегию управления этим каналом.
Необходимо признать, что туристский рынок сформировался настолько, что в основном он может быть охарактеризован, как рынок потребителя. Произошел перенос акцента с проблем производства туристских услуг на потребителя, и все больше компаний руководствуется маркетинговой концепцией при реализации бизнеса.[9]
Особое внимание нужно уделить на закономерность и сущность туристского образования в Российской Федерации, и особенно в рамках подготовки квалифицированных кадров в области организации въездного и внутреннего туризма, т.е. подготовки специалистов в тур. сфере.
Мир вступил на порог нового тысячелетия. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье и развитие, проявление своих физических и духовных сил, — становится обобщенной системой взглядов, убеждений и идеалов педагогов XXIвека. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений педагогов с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются:
• реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;
• постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным;
• педагогические требования к учащимся от прямых все больше вовлекается в форму косвенных (совета, просьбы, предложения);
• деловые отношения с учащимися эмоционально окрашены;
• деловая коммуникативная деятельность сопровождается постоянным контролем;
• оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.
Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является компьютеризация всех сфер жизни общества, что влечет за собой кардинальные изменения в структуре профессиональной, в том число и туристской, деятельности. Информатизация образования, включающая использование информационных технологий во всех звеньях системы образования, становится насущной потребностью. Как считают некоторые ученые (В.А. Сластенин, В.М. Нестеренко), «информационные умения начинают постепенно отодвигать на задний план традиционные «трудовые навыки», что в свою очередь требует с самого начала обучения будущего специалиста в туристской сфере стремиться к выработке навыков ориентации в новой информационной среде.
Готовясь к профессионально-туристской деятельности в новом тысячелетии, необходимо опираться на мировой опыт развития образования, учитывая при этом свои национальные особенности.
Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляет идея непрерывности.
Образование и развитие систем непрерывного (пожизненного) образования вызывает заметные изменения в туристской профессии. Число специалистов, выпускаемых различными вузами страны, непрерывно растет.
При этом наблюдается не только бурный количественный рост, но и усиление разнообразия в туристской профессии. Так, в Российской
Федерации в соответствии с Законом «Об образовании» получили право на жизнь нетрадиционные формы и виды образования: экстернат, семейное образование, очно-заочные формы обучении и др., что диктует спрос на образовательные услуги в сфере туризма и порождает новые туристские специальности.
Среди растущего разнообразия специальностей, представленных на рынке образования, немаловажная роль отведена туристским специальностям, которые широко представлены на рынке в свете повышенного интереса к туристской индустрии в целом. Опыт подготовки кадров туристского профиля в зарубежных странах показывает, что все государства с развитой индустрией туризма и гостеприимства прошли определенные этапы в становлении национальной системы туристского образования. Развитие этого процесса начиналось с открытия курсов туристских профессий, формирования центров туристского образования на базе существующих колледжей, институтов и университетов.
Следующим этапом стала разработка специализированных учебных программ по туризму с одновременным определением общей концепции и принципов обучения туризму. В дальнейшем были определены и развиты комплексы и структура общих, специальных, смежных и элективных курсов, теоретических и прикладных, основных и вспомогательных дисциплин по уровням подготовки, определенные также государственным образовательным стандартом:
• первый уровень (2 года) — неполное, в основном гуманитарное, высшее образование;
• второй (4 года) — базовое высшее образование по программе «Бакалавр».
На этом уровне совершенствование подготовки производится за счет углубления и расширения профессионально-образовательной программы;
• третий (5-6 лет) — углубленная научно-педагогическая и специальная подготовка по программам «Специалист» и «Магистр».
В настоящее время система и методики образования в России соответствуют международным стандартам.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «специалиста, магистра потуризму»при очной форме обучения составляет5-6 лет.
Специалист удовлетворяет потребность клиентов в услугах туристской индустрии, таких как:
· гостиничная деятельность (гостиничные услуги);
· ресторанная деятельность (услуги общественного питания);
· экскурсионная деятельность (экскурсионные услуги);
· транспортное обслуживание;
· иные услуги в сфере туристской индустрии.
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста должнапредусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
· общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
· общие математические и естественнонаучные дисциплины;
· общепрофессиональные дисциплины;
· дисциплины специализации
· итоговая государственная аттестация.
Основной минимум образовательной программы предполагает дисциплины:
продолжение
--PAGE_BREAK--