--PAGE_BREAK--
Топлякомназывают затонувшие деревья. Они особенно опасны, так как их сучья порою торчат против течения. Топляки лучше обойти. Если случилось, что топляк уже под лодкой, то можно, дав крен на другой борт, пройти препятствие на малом ходу.
Заломомназывается скопление бревен молевого сплава, движение которого приостановилось. Заломы чаще всего образуются на поворотах русла, между островами. Длина заломов достигает иногда нескольких километров. Разобрать такие заломы не просто, и не всякая группа сможет это сделать. Преодолеть их можно, лишь обнося байдарки или волоком протаскивая лодки, а при сплаве на плоту можно сделать попытку разобрать залом либо придется бросать плот. Следует также иметь в виду, что на лесосплавных реках постоянно следят за движением молевого леса, и бригады сплавщиков разбирают такие заломы. Сплавляясь на плоту, имея резерв времени, можно сделать дневку и, дождавшись сплавщиков, помочь им разобрать залом.
Отдельные подводные камни или камень-одинец встречаются в руслах как равнинных, так и горных рек и представляют собою известную опасность. Лодка или байдарка при посадке на камень могут перевернуться, может быть повреждена обшивка и оболочка, а у байдарок случается и поломка частей корпуса. Плот может сильно накрениться, часть его окажется под водой.
Первым признаком подводного камня являются неисчезающие круги над ним. Такой камень располагается глубоко и над ним при небольшой осадке можно пройти. Другим признаком является бурун, поднимающийся всегда ниже камня, а водный поток, проходя над камнем, выглядит как бы приглаженным, поверхность остается чистой и ровной. За большими камнями можно заметить имеющуюся перед гребнем впадину у поверхности воды. Если подводный камень расположен близко к поверхности, то над ним видна вершина треугольника, образуемого двумя струями потока. Такие камни нужно обходить. Надо помнить, что опасность не в гребне, а перед ним, и соответствующим образом направлять лодку. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы судно двигалось лагом, т. е. бортом на камень. Это верный способ перевернуть лодку.
Если одинокий подводный камень заметен издалека, то даже опытному воднику лучше заранее изменить направление. Если же камень просмотрели и он сказался почти под несом лодки, то нужно попытаться принять камень хотя бы подводным бортом, а не килем. Для этого следует резко затабанить одним-двумя гребками с борта, противоположного тому, которым готовы встретить камень, а затем также резко развернуться на прежний курс и снова направить лодку вниз по течению. Проходя над камнем, можно дать небольшой крен на наружный по отношению к препятствию борт. При посадке на камень необходимо немедля попытаться столкнуть лодку, упираясь веслами в камень или дно. Иногда бывает достаточно, опираясь на весла, немного выжаться и тем самым разгрузить лодку. Если позволяет глубина, — лучше всего выскочить из лодки и столкнуть ее с камня. Нельзя допускать, чтобы лодка развернулась лагом на камне.
Сложнее проходить по руслу, в котором подводные камни встречаются часто и расположены так близко, что заранее наметить линию движения судна трудно и приходится все время маневрировать. Рассмотрим здесь технику прохождения в нескольких наиболее характерных случаях при условии, что обход любой группы камней исключен.
Два подводных камня расположены на одной линии поперек русла. Если расстояние между камнями (между бурунами) немного меньше ширины лодки по миделю (среднему шпангоуту), то все же можно пройти на плаву. Подводная часть лодки уже, и надводные борта пройдут над камнями. Подходя к проходу, нужно сбавить ход, несколько потабанить и плавно, с малой скоростью, войти в пространство между камнями. Такой осторожный вход обезопасит оболочку от повреждений при возможном ударе подводной части о препятствие. Если впереди, за камнями, пространство чистое — нужно смело набирать собственную скорость.
Два камня расположены один ниже другого, а расстояние между камнями по фронту меньше ширины судна.
При подходе к камню лодку следует провести в непосредственной близости к нему. Пройдя на треть корпуса ниже буруна, сразу же за камнем резко подтабанить слева, направить лодку между камнями, и как только рулевой поровняется с буруном, можно снова направить лодку строго по течению (рис. 26, а).
В случае если два камня расположены один за другим на одной линии, приходится начинать тот же маневр при прохождении около первого и лишь позднее поворачивать по течению. В этом случае, поровнявщись скулой судна с камнем, надо «прижиматься» к нему, т. е. проходить возможно ближе (рис. 26, б).
Препятствие из трех подводных камней.Возьмем тот случай, когда камни образуют треугольник. Здесь приходится применять и комбинировать технику прохождения, описанную выше (рис. 27).
В точке 1, в нескольких метрах от камня или рядом с ним — это зависит от скорости течения, слегка табанят справа. Когда кормовой гребец пройдет камень — точка 2, лодку направляют по течению, потабанив слева. В точке 3 — передний гребец вышел на траверс камня — табанят слева и делают справа сильные гребки. В точке 4, как только примерно второй шпангоут (у байдарки) выйдет за камень, резко табанят справа и направляют лодку вниз по течению.
Маневрируя около камней, нужно помнить, что скорость течения в непосредственной близости у камня всегда несколько больше, чем рядом, на плесе. Это обязывает работать интенсивнее, гребки должны быть короткими, резкими и сильными, научиться проходить между камнями значит на 50% освоить технику прохождения порогов.
Наибольшую трудность и одновременно наибольший спортивный интерес представляют собою естественные препятствия — пороги. Порогами называются короткий участок реки, сложенный из камней и других плохо размываемых пород, на котором река имеет значительно большее падение, чем на обоих соседних плесах. Водный поток, стесненный в своем русле, резко увеличивает свою скорость и образует буруны над камнями и стоячие волны от сходящихся струй. Большая скорость, камни и стоячие волны создают, трудность прохождения порогов. Основные опасности порогов следующие: столкновение с подводным или надводным камнем; положение «лагом» по отношению к течению, что чаще всего ведет к опрокидыванию; опасность быть залитым стоячей волной.
Степень трудности прохождения порогов определяется устройством русла порожистого участка реки. Прохождение усложняется в тех случаях, когда русло имеет изгибы или делает крутой поворот. Для сопоставления сложности порогов имеется их спортивная классификация по категориям трудности прохождения. Установлено пять категорий трудности прохождения — легко проходимые (I), проходимые (II), трудно проходимые (III), опасно проходимые (IV) и непроходимые (V).
Наиболее простые пороги представляют собою участок расчищенного русла. Порог напоминает быстрину с той лишь разницей, что река здесь идет с заметно большим уклоном, чем на обоих соседних плесах. Это означает, что сидящему в лодке видна лишь верхняя часть порога и не просматривается весь треугольник, буруны и его нижняя часть. Такие пороги образуются на участках реки, где на большом протяжении естественные препятствия редки.
Первая категория трудности — прямое русло порожистого участка и высота стоячих волн около 0,5 м; вторая категория — русло делает поворот; третья категория — появляются стоячие волны в один и более метров высотой.
Сложнее пороги, в русле которых имеются отдельные подводные и надводные камни, но все же есть проходы достаточной ширины между ними различимые по треугольникам сходящихся струй. Такие пороги с уклоном 4—6 м на километр сравнительно коротки, не более 100 м, путь движения по ним можно просмотреть и легко запомнить — есть хорошие ориентиры на берегу, при прохождении надо будет сделать — самое большее —3—4 поворота. Эти пороги классифицируются по II и III категории трудности. Принимается во внимание прямолинейность или извилистость русла, высота стоячих волн. Короткие, с большим перепадом пороги образуются часто на поворотах русла рек, около обнажений коренных пород, которые резко сокращают ширину потока.
На крутых поворотах русел рек, в теснинах, на подводных грядах, идущих под острым углом к потоку, образуются наиболее сложные пороги. Эти пороги возможны для прохождения после тщательного просмотра.
Техника прохождения порогов на малых и больших реках различна, хотя до сих пор было довольно широко распространено мнение, что на пороге всегда нужно идти в вершину треугольника, образуемого сходящимися струями потока. Опыт показал, что это правило верно для малых рек и непригодно для рек больших — таежных и горных. Причины этого в том, что слишком велики различия в силах водного потока.
На порогах больших рек, а главное на порогах с прямолинейным руслом возникает реальная опасность быть залитым стоячей волной. Замечено, что при высоте стоячих волн около 1 м байдарка и гребцы покрываются волной полностью, и только на короткие промежутки времени можно видеть отдельные части лодки и людей. Дальнее плавание с наглухо задраенным фартуком опасно, так как фартук мешает оставить байдарку в случае необходимости. Пройдя по бурунам 100—150 м, приходится подходить к берегу и откачивать 1—1,5 ведра воды.
На порогах больших рек нет серьезной опасности налететь на подводные камни, расположенные в стороне расчищенного русла главного потока. Как правило, большие камни можно заметить, а мелкие убраны с дороги силами воды. Выйдя из главной струи, приходится пробираться между отдельными камнями (рис. 28).
Движение по линии главного потока всех порогов больших рек имеет смысл лишь как спортивное прохождение дистанции на время и допустимо в туристском походе в том случае, если судовой ход возможен лишь по главной струе.
Большую опасность представляют «кружала». Они образуются тогда, когда конфигурация берега сообщает вращательное движение потоку вокруг вертикальной оси. Такие места лучше просмотреть при подходе. На «кружалах» поток устремляется на вогнутый берег и какая-то масса воды получает вращательное движение. Часть потока течет с замедленной скоростью вдоль другого берега. Туда и надо направлять судно. Иногда вращение захватывает верхние слои потока по всей его ширине. В этом случае лодка направляется вдоль того берега, где встречная скорость меньше. Это чаще всего бывает у берегов, где меньше глубины.
При прохождении порогов прыжком они предварительно просматриваются с берега, определяется путь, намечаются и запоминаются ориентиры. Прыгать на лодке можно лишь на порогах, у которых нижняя часть русла чиста, в ней не видно камней. Целесообразнее для прыжка выбирать ту часть слива, которая идет более полого. Особенности русла на водоскатах и водопадах в том, что обычно подпорожье представляет собою глубокую воронку, в которой вода совершает вращательное движение в вертикальной плоскости. Опасность заключается в том, что кормовая часть судна может оказаться под ударом мощного, почти вертикального потока. Единственный выход — большая скорость. Подходя к порогу, обычно плывут несколько замедленно, проверяя курс. Но как только гребцы замечают, что их с силой втягивает в перепад порога, они усиливают гребки и работают веслами во всю силу до выхода из бурунов.
На порогах IV и V категории трудности часто применяется проводка или обнос судов (волок лодок). Нередко сложный V категории трудности порог можно преодолеть, сделав проводку в его верхней части. Простейший случай — проводка лодки вдоль берега, придерживая ее руками. Группу байдарок можно проводить следующим образом; впереди у носа идет один участник похода, корму первой и нос второй байдарки держит другой и т.д., в конце идет замыкающий. Если глубина, обрывистый берег, большие скалы не позволяют таким образом вести лодки, то проводку можно делать с помощью 2 длинных веревок. Одна из них крепится к носовой части, вторая — к кормовой. Маневрируя длиной веревок, можно проводить лодки. С байдаркой может справиться один человек. Отметим попутно, как нужно крепить веревки. Ни в коем случае нельзя крепить за кольцо в штевне — это очень ненадежно. Крепление делается в виде петли, составляющей часть беседки (беседочный узел), надевается на носовую часть примерно в 20—25 см от штевня. Коренную веревку пропускают через волнорез и, натягивая, закрепляют на бимсе второго шпангоута. Ходовой конец веревки, длиною примерно 15 м, укладывается в бухту и лежит в треугольнике волнореза. При необходимости ее всегда легко взять. Если прохождение и проводка невозможны или слишком опасны, остается обнос или волок. Лодки разгружаются и поочередно переносятся.
Просматривая пороги длинные и каменистые, пороги на поворотах и в теснинах, нужно запоминать не только трассу, но и места для подхода к берегу в случае аварии или необходимости просмотра дальнейшего пути.
Всегда ли нужно просматривать путь, можно ли проходить пороги «с ходу»? Опыт показывает, что без предварительного изучения можно проходить пороги I и II категории трудности. Но это допустимо лишь для тех групп, в составе которых имеются гребцы с большим опытом прохождения порогов. Важным условием для прохождения порога «с ходу» является характер реки. Если русло хорошо разработано, имеет заметный, непрерывный уклон, т. е. не идет террасами, что было известно при подготовке похода и подтвердилось на месте, то преодоление порога «с ходу» возможно. Подробнее об этом говорится в тактике плавания по таежным и горным рекам.
Успешность прохождения порога также зависит от уверенности гребцов в своих силах и знаниях, от энергичной работы веслами; гребки на пороге должны быть короткими, резкими и сильными; смотреть нужно перед собой, не оглядываться; команды следует выполнять без промедления, без обсуждения и голосования; войдя в порог, придерживаться намеченного направления; в групповом плавании первым входит в порог старший группы, и только когда он прошел его, порог преодолевает следующая лодка; пройдя порог, старший должен оглянуться и посмотреть, как идут остальные.
Искусственными препятствиямиявляются плотины, шлюзы, мосты, паромы, запани, рыболовные сооружения, молевой сплав.
При подходе к плотинам с воды осматриваются оба берега и выбирается тот, к которому проще подойти, высадиться, разгрузить лодку и сделать волок. Нельзя близко подходить к самой плотине, так как течение может увлечь через нее лодку. Высадившись, осматривают берега ниже плотины, определяют ее высоту, толщину слоя воды, текущей через плотину, и чистоту русла под плотиной. В отдельных случаях, когда указанная толщина слоя воды достаточна, русло чистое, высота падения не превышает 1,5 м, — можно прыгать, предварительно разгрузив лодки. Однако чаще всего приходится их обносить.
В шлюзах, на прохождение которых нужно иметь разрешение, нельзя стоять близко к большим судам или между судов, к стенкам и воротам шлюзов. Лучше оставаться на свободных пространствах, ближе к середине. Весла следует держать наготове.
Мосты, по трудности прохождения, можно разделить на три вида: мосты, перекрывающие одним пролетом всю реку, мосты, имеющие опоры на быках, и мосты наплавные.
В первом случае мосты не представляют опасности и нужно лишь определить, позволяет ли высота моста проплыть под ним на судне. Если мост невысок, но все же высота позволяет провести лодку, можно, подойдя к мосту, лечь на дно судна и пройти под мостом, опираясь руками о его балки. Весла убираются на деку или протягиваются вдоль берега. Такой прием возможен лишь при скорости течения до 5—6 км/час. При большой скорости течения низкий мост лучше обнести.
Протоки около мостов с опорами в реке представляют собою известную трудность для прохождения. Кроме высоты моста, имеют значение ширина пролетов и чистота русла протока. Проток, стесненный опорами, превращается в быстрину. Если есть сомнение относительно чистоты русла, то лучше осмотреть протоки. В протоках под мостами могут оказаться спиленные сваи, остатки материалов и Приспособлений, которыми пользовались при строительстве моста. Такие предметы выявляются так же, как и подводные камни. Проходи под Мостом, необходимо так же, как и на быстрине, иметь собственную скорость судна.
Наплавные мосты преодолеваются двумя способами: лодки обносят или временно разводят мост для пропуска судов. Не представляет особой трудности перенос лодки через узкий пешеходный мостик. В таких случаях можно весом нескольких человек немного «утопить» мост и провести суда, приподнимая их руками. На малых реках мост из нескольких бревен иногда удается отвести около берега и образовать достаточное пространство для проводки судов. Наибольшую трудность представляют наплавные мосты, опирающиеся на целую цепь судов — барж, лодок. Как правило, суда занимают значительную часть всей ширины реки, и поэтому вода с большой скоростью устремляется между ними, образуются быстрины. Расстояние между опорами наплавного моста часто настолько ограничено, что трудно пройти, работая веслами. Кроме того, высота самого моста также затрудняет движение. К таким наплавным мостам не следует подходить близко, чтобы иметь возможность пройти на веслах к любому из берегов, не будучи втянутым в быстрины. Проходить под подобными мостами можно лишь в том случае, если расстояние между судами-опорами позволяет работать веслами, а высота достаточна для сидящих гребцов.
Паром сам по себе не является большой помехой для движения на лодке, плаванию мешает канат парома, который протягивают через всю реку. На лодке можно пройти вдоль берега под канатом или над ним в середине реки.
Запани сооружаются на реках для задержки молевого сплава и его переработки. Препятствием для водника является лесоудерживающий бон, состоящий из цепочки бревен, которая тянется через реку. Чаще всего запани располагаются под острым углом к потоку, и в нижней части находится либо устройство для выемки леса из воды, либо, ворота для пропуска бревен в кошели или плоты. Подходя к запани, заполненной лесом, нужно найти ее верхний (по отношению к течению) конец и там либо обносить лодки, либо переваливать их, как через пешеходный наплавной мост.
Рыболовные сооружения делаются в виде язов или сежей и чаще всего перегораживают реку во всю ее ширину, хотя это и запрещается законом. Яз — это забор из камней или кольев с подвешенными за них деревянными решетками или ветками. В язах всегда имеется узкий проход, в который помещается верша. Преодолевая яз, приходится разбирать кладку из камней, раздвигать колья или временно убирать вершу. Сеж — это забор, заканчивающийся сетью, поставленной между берегом и каменной кладкой. Ширина такого пространства обычно около 2 м, что вполне достаточно для прохождения судна. Помехой являются мостки, которые часто кладутся над сетью. Пройти можно, лишь разобрав мостки и убрав сеть.
Из всех искусственных препятствий молевой сплав представляет наибольшую трудность. Свободно плывущие бревна могут затереть лодку, раздавить байдарку. Опасно оказаться в центре большого скопления молевого леса. Лодку, выскочившую штевнем на бревно, бывает очень трудно снять, управляемость при этом теряется. Плывя вниз по реке, можно сделать попытку обогнать. плывущий лес, удлиняя для этого дневные переходы. Проходя среди бревен молевого сплава, следует придерживаться той части потока, где имеется наибольшее течение. Здесь реже образуются скопления бревен. Идти нужно, отталкивая бревна шестом, веслом или руками. Двигаясь против течения, можно идти лишь в том случае, если по реке плывут отдельные бревна. Если же молевой лес идет густой, большой массой, то лучше переждать.
2.3 Снаряжение
Условия и характер туристских путешествий предъявляют к снаряжению целый ряд требований. Оно должно быть легким, прочным, надежным, отличаться простотой в употреблении, небольшими габаритами, возможностью использования в условиях холода, жары и повышенной влажности. Желательно, чтобы зимняя одежда туриста была теплой, защищала от ветра, не стесняла движений, сохраняла теплоизоляционные свойства в увлажненном состоянии. Туристская палатка должна быть непромокаемой, быстро устанавливаться и разбираться, защищать от комаров и мошки, обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Туристское снаряжение подразделяется на личное и групповое, а также на снаряжение для пешеходных, водных, горных и других путешествий.
Личное снаряжение
Общий перечень
Наименование
Количество — штук (пар) в путешествиях
пеших
горных
водных
лыжных
Рюкзак большой с непромокаемым вкладышем
1
1
1
1
Спальный мешок с вкладышем
1
1
1
1
Циновка пенопластовая (поролоновый коврик, надувной матрац)
1
1
1
1
Обувь основная
1
1
1
1
Кеды, кроссовки
1
1
1
-
Чулки меховые (меховые тапочки, чуни и т. п.)
-
-
-
1
Костюм штормовой
1
1
1
1
Костюм тренировочный
1
1
1
1
Куртка пуховая, меховая или ватная
-
-
-
1
Плащ-накидка
1
1
1
-
Свитер шерстяной
1
2
1
2
Брюки
1
1
1
1
Шорты
1
1
1
-
Рейтузы шерстяные
-
-
-
1
Ковбойка
1
1
1
1
Нижнее белье
2
2
2
2
Носки шерстяные
2-3
3-4
2-3
3-4
Носки х/б и капроновые
2-3
2-3
2-3
1-2
Головной убор теплый
-
1
-
1
Головной убор легкий
1
1
1
-
Плавки
1
1
1
1
Рукавицы брезентовые
1*
1
1*
1
Варежки меховые, шерстяные
-
-
-
1-2
Перчатки
-
1*
1*
1
Полотенце
1
1
1
1
Платки носовые
2
2
2
2
Миска, кружка, ложка, нож
компл.
компл.
компл.
компл.
Мешочки (для посуды, белья, мелочей)
3-4
3-4
3-4
3-4
Полевой дневник, карандаш
компл.
компл.
компл.
компл.
Компас системы Андрианова
1
1
1
1
Часы с секундной стрелкой
1
1
1
1
Очки защитные в жестком футляре
1*
1
1
1
Туалетные принадлежности
компл.
компл.
компл.
компл.
Индивидуальный медицинский пакет
1
1
1
1
Маска защитная
-
1*
-
1
Спички в непромокаемой упаковке
1
1
1
1
Мешочек из пластика для документов
1
1
1
1
Ледоруб (альпеншток)
-
1
-
-
Репшнур
-
1
-
1
Моток шпагата
1
1
1
1
Карабин альпинистский
-
1
-
-
Лыжи туристские
-
-
-
1
Крепления лыжные
-
-
-
1
Палки лыжные
-
-
-
1
Спасательные жилет, круги
-
-
1
-
Шнур лавинный
-
1*
-
-
Бахилы
-
-
-
1
Сетка Павловского, накомарник
1*
-
1*
-
Трубка для питья воды
-
1
-
-
Стельки запасные
1
2
1
2
* Берется в зависимости от конкретных условий путешествия. продолжение
--PAGE_BREAK--
Одежда. В летнем путешествии, если оно проходит не по северным районам, из шерстяных вещей достаточно иметь длинный свитер (желательно с высоким, но расстегивающимся воротником) и носки, которые должны быть мягкими и хорошо облегать ногу, не образовывая складок, поскольку рубцы, утолщения, небрежная штопка легко становятся причиной наминов и потертостей.
Брюки должны быть из плотной материи. Не желательна байка или ткань с начесом: одежда, сшитая из такого материала, тяжела, быстро намокает и долго высыхает. Важно, чтобы брюки не сжимали ноги в коленях и не мешали широкому шагу. Особенно удобны с этой точки зрения легкие тренировочные костюмы. Рубашка-ковбойка должна быть достаточно длинной, чтобы прикрывать поясницу, и расстегиваться сверху донизу. Для жаркого времени желательны шорты, купальный костюм, из белья — пара трусов и пара маек с коротким рукавом.
На случай непогоды обязателен плащ-накидка, который должен полностью укрывать от дождя туриста вместе с его рюкзаком. Необходим и головной убор — не столько для защиты от дождя, сколько от солнечных лучей. Особенно нужен он в начале сезона, когда после зимнего солнечного «голодания» организм человека весьма чувствителен к тепловым нагрузкам. Наиболее удобны легкие шапочки светлых тонов с козырьками. Шляпы с широкими полями или, наоборот, головные уборы без полей (береты, тюбетейки, сванки) менее желательны.
Обувь. Наиболее удобны так называемые туристские ботинки на профилированной подошве типа «вибрам». Выбирая обувь по ноге, надо стараться, чтобы кожа ботинка не давила сверху на пальцы и они могли свободно шевелиться. Ботинки должны быть настолько просторны, чтобы в них можно было вложить дополнительную стельку, и надеть на ногу толстый носок, а при затянутой шнуровке они бы плотно облегали голеностопный сустав. В качестве основной обуви туристы-водники вместо ботинок часто используют кроссовки и кеды. С собой рекомендуется иметь также резиновые сапоги. Удачным вариантом облегченных сапог являются самостоятельна сшитые из прорезиненной ткани «брюки-сапоги» типа колготок.
Для предупреждения потертостей рук при работе с веслами или на постройке плота полезно иметь перчатки и брезентовые рукавицы. Обязательны индивидуальные спасательные средства: надувной или пробковый жилет, спасательный пояс. Изготовить самостоятельно спасательный жилет несложно из двух медицинских подкладных кругов, соединяемых широким брезентовым поясом.
На несложных маршрутах можно носить и другую крепкую, но разношенную обувь на низком каблуке и рифленой подошве. В период весенней распутицы и осенних дождей туристы берут с собой резиновые сапоги.
Рюкзак. Из многочисленных разновидностей вещевых мешков и спортивных сумок, выпускаемых сейчас промышленностью, предпочтение следует отдать большим рюкзакам, которые изготовлены из плотной крепкой ткани, имеют вшитое дно прямоугольной или овальной формы, надежно прикрепленные широкие заплечные ремни, емкие карманы и сравнительно небольшой вес. Очень удобны для переноски, но не универсальны (не годятся для водных и некоторых горных походов) станковые рюкзаки.
Купив рюкзак, проверьте, достаточно ли широки у него лямки и длинны ли ремни, пришейте под лямками дополнительную прокладку, надставьте ремни (фитили) и сделайте непромокаемый вкладыш — мешок из пластика большего, чем рюкзак, объема. Последний нужен на случай, если рюкзак попадет под дождь, в воду или будет положен на сырую почву.
Спальные принадлежности. В несложных путешествиях хорошо зарекомендовал себя спальный мешок-одеяло. Особенно удобен этот легкий, раскладывающийся, как одеяло, спальный мешок, на застежке «молния» (с прокладкой из ватина или очесов искусственных материалов) в сочетании с надувным матрацем. Спальный мешок можно сделать и самостоятельно из широкого шерстяного одеяла (сложив его пополам и прошив по двум краям), а вместо матраца использовать пенопластовую циновку или поролоновый коврик. Такая подстилка смягчает неровности почвы под дном палатки и избавляет от искушения ломать хвойный лапник.
Начинающие путешественники, боясь ночного холода, иногда спят в спальном мешке одетыми. Это негигиенично и к тому же не приносит желаемого тепла. В мешке надо спать раздетым, сшив вкладыш из простыни. В прохладные ночи на себя надевают тельняшку, тренировочный костюм, а другой одеждой накрывают мешок. При переноске в рюкзаке спальный мешок должен находиться в водонепроницаемой упаковке (например, в полиэтиленовом мешке).
«Мелочи» личного снаряжения. В туалетные принадлежности полезно включить небольшую жесткую щетку для рук и одежды. Чтобы мелкие вещи не рассыпались в рюкзаке, сшейте заранее несколько мешочков разных размеров. Такие же чехлы пригодятся для белья и посуды.
Беря с собой документы, деньги, картосхему, позаботьтесь об их герметичной упаковке. Для этого можно использовать мешочки из полиэтилена или прорезиненного капрона.
В путешествии никогда не помешает запасливо прибереженная сухая растопка, необходимы аварийные спички во влагонепроницаемой упаковке. Такой упаковкой может служить закрытая пробкой гильза из-под охотничьего патрона, алюминиевый патрон от фотопленки или лекарства, заклеенный пластырем, изоляционной лентой, тонкой резиной, слоем расплавленного парафина.
Из спичек наиболее удобны ветростойкие, известные в продаже как «охотничьи». Они горят даже в сильный ветер и дождь.
В качестве шнурков лучше использовать тонкий капроновый шнур: он не рвется, а заплавленные над свечой концы отлично входят в отверстия шнуровки на обуви.
Не берите с собой алюминиевую миску и кружку — из них трудно есть в походных условиях горячую пищу. Лучше, если посуда будет эмалированной или из полиэтилена. Исключение можно сделать для миски, в которой рассчитывают поджаривать еду на костре, и плоского котелка с крышкой, снабженной ручкой. Из ложек удобны деревянные, но надо помнить, что при небрежном отношении они легко колятся.
Не забудьте взять складной нож, привязав его за шнурок к поясному ремню. Для путевых записей рекомендуется иметь записную книжку (полевой дневник) в твердом переплете и простой карандаш.
Групповое снаряжение
Общий перечень (из расчета на группу в 6 — 8 человек)
Наименование
Количество штук в путешествиях
пеших
горных
водных
лыжных
Палатка двускатная
2
2
2
-
Палатка утепленная
1
Тент, полиэтиленовая пленка
2
2
2
-1
Комплект из трех ведер (кастрюль) от 5 до 8 л, в чехле
1
1
1
1
Топор средний в чехле
1-2
1
2-3*
2
Топор малый в чехле
1
1
1
«1
Пила двуручная в чехле
1*
-
1
1*
Металлические рогульки, тросик, крючья для подвески посуды и т. п.
компл.
компл.
компл.
компл.
Рукавицы костровые
1
-
1
1
Сковорода
1
-
1
-
Разливательная ложка
1
1
1
1
Нож консервный
1
1
1
1
Фляга
2-3
2-3
2-3
2-3
Термос
-
-
1 — 2*
2-3
Клеенка обеденная (полиэтиленовая)
1
-
1
-
Мочалка капроновая
2
2
2
2
Безмен
1*
-
1*
-
Тара для продуктов (мешочку с тесемками)
компл.
компл.
компл.
компл.
Мыло хозяйственное
1
1
1
1
Спички в непромокаемой упаковке
3
3
3
3
Планшет (с бумагой, калькой, карандашом)
1
1
1
1
Карты, кроки, выкопировки (комплект)
2
2
2
2
Свисток сигнальный
2-3
2-3
2-3
2-3
Фонарь карманный с батарейками
3
3
3
3
Запасной комплект батареек
3
3
3
3
Запасная лампочка к фонарям
3-5
3-5
3-5
3-5
Свеча стеариновая
3-4
3-4
5
5
Подсвечник к свечам
2
2
2
1
Бритвенный прибор с комплектом лезвий и зеркальцем
1
1
1
1
Очки защитные запасные
-
2
-
1
Медицинская аптечка
по списку
Ремонтный набор
по списку
Рыболовные снасти (комплект)
1
-
2-3
-
Фото- и киноаппараты, принадлежности к ним и материалы
по списку
Бинокль с дальномером
-
1
1*
-
Лодка, байдарка, плот (со спасательнымисредствами и запчастями)
-
-
2-4
-
Веревка oсновная (30-40 м)
1*
1-2
1*
-
Веревка вспомогательная (30-40 м)
1
1
1
1
Репшнур (пояс Абалакова)
2-3
2-3
2-3*
-
Карабин альпинистский
2-3
2-3
2-3*
1
Кошки с фитилями в чехле
-
2-3*
-
-
Крючья
-
4-8*
-
-
Молоток скальный
-
1*
-
-
Примус туристский (бензиновая плитка) с и комплектом иголок, ключей, прокладок т. п.
-
2-3*
-
-
Печка походная с чехлом
-
-
-
1*
Емкость для топлива (канистры, фляги)
-
1-3*
-
-
Топливо (бензин, сухой спирт в кг)
-
2-4*
-
1-2*
Лопата лавинная (лист дюраля)
-
1
1
Лопата саперная
1
-
-
-
Лыжа запасная
-
-
-
1-2
Крепления лыжные запасные
-
-
-
2-3
Валенки (для дежурных)
-
-
-
2
Набор лыжных мазей
-
-
-
компл.
Пробка для растирания мази
-
-
-
2
Мазь для пропитки обуви
-
1
-
1
Спринцовка большая (для байдарки)
-
-
3-4*
-
Песенник
1-2*
1-2*
1-2*
1-2*
Музыкальный инструмент
1*
1*
1*
1*
Волейбольный мяч
1*
-
1*
-
Бадминтон
1*
-
1*
-
Приборы для наблюдений (термометр, анемометр, снегомер и т. п.)
*
*
*
*
Определители (растений, минералов и т. п.)
*
*
*
*
Транспортир
1
1
1
1
Курвиметр
1
1
1
1
Шагомер
1*
1*
-
-
Визирная линейка
1
1
1
1
Измеритель (циркуль)
1*
1*
1*
1*
* Берется в зависимости от конкретных условия путешествия по усмотрению группы.
Основными предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки, лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако все они должны обладать определенными мореходными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью и т. п.
Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для путешествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под парусами и с бортовым мотором.
В путешествии на байдарках с собой необходимо взять несколько непромокаемых мешков для хранения снаряжения и продуктов, резиновую грушу-спринцовку для отсоса воды из байдарки и резиновые поплавки, обеспечивающие ее непотопляемость. Обычно поплавками служат заполненные воздухом баскетбольные или мотоциклетные камеры, которые вставляют в носовой и кормовой отсеки и располагают вдоль фальшбортов.
Планируя маршрут по мелким рекам с быстрым течением или каменистым дном, надо усилить оболочку байдарки наклейкой (по кильсонам и нижнему поясу стрингеров) резиновых протекторов шириной 4 — 6 см и толщиной 1 — 1,5 мм.
Если байдарка не имеет фартука, то он изготовляется самостоятельно из тонкой прорезиненной ткани. Целесообразно для зачаливапия привязать к байдарке линь — капроновый шнур диаметром 4 — 6 мм, длиной 3 — 5 м, на конце которого укрепить дюралевый колышек для установки судна на прикол. К бортам следует приделать проволочные держатели для весел.
В районах с частыми и сильными дождями целесообразно сделать для байдарки тент из непромокаемой ткани. Длина тента зависит от конструкции байдарки, а высота стоек должна быть больше сидящего в байдарке человека на 25 — 30 см. По концам тента можно выкроить клиновые «крылья», к ним пришить застежки «молнии», которые защитят от лобового или кормового дождя.
2.4 Особенности питание в сплаве.
Успешное решение спортивных и других задач туристского похода при обеспечении безопасности и достижении максимального оздоровительного эффекта возможно лишь при условии поддержания высокой физической работоспособности организма на протяжении всего похода. Главным фактором успешного восстановления работоспособности — и физической, и умственной — является сбалансированное питание. Сбалансированное питание — это правильное, удовлетворяющее потребности организма соотношение веществ, обеспечивающих не только жизнедеятельность организма и сохранение устойчивого равновесия внутренней среды (гомеостаз), но и высокую работоспособность. Важно не только верное соотношение основных компонентов питания — белков, жиров и углеводов, но также и обязательное наличие в пище минеральных веществ, в том числе и микроэлементов, витаминов и других биологически активных веществ.
Раскладка продуктов на одного человека в сутки:
1
Рис
300 г
12
Масло растительное
0,4 л
2
Спагетти
600 г
13
Сухари
160 г
3
Гречка
500 г
14
Чеснок
25 г
4
Гороховые хлопья
250 г
15
Шоколад
300 г
5
Картофельное пюре
350 г
16
Конфеты
250 г
6
Геркулес
200 г
17
Халва
100 г
7
Соевое мясо
125 г
18
Орехи
180 г
8
Сало
200 г
19
Курага
200 г
9
Печень трески
120 г
20
Изюм
100 г
10
Приправа (вегета)
120 г
21
сахар
350 г
11
лук
100 г
итого
4900 г
продолжение
--PAGE_BREAK--