Введение
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.
Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Маркетинг зародился в производственной сфере и долгое время не находил применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристических предприятий. Об одном из таких элементов и пойдет речь в данной работе.
Любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности порой противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, будет разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.
Более подробно об этом и пойдет речь в данной работе: общая характеристика сегментирования, уровни и признаки. А также будет исследована тема выездного туристского рынка.
1. Сущность сегментирования и основные признаки
1.1. Общая характеристика сегментирования рынка
Сегментирование рынка (сегментация) – разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары и/или услуги.
Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации – обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на “направлении главного удара” (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Таким образом, с одной стороны, сегментация – прием для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направляется маркетинговая деятельность. А с другой стороны, — это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.
Практика маркетинга в туризме свидетельствует, что сегментация рынка:
является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;
позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;
помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию;
способствует установлению достижимых и реальных целей;
дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке;
обеспечивает повышение конкурентоспособности, как предлагаемых услуг, так и предприятия в целом;
предполагает оптимизацию маркетинговых затрат туристского предприятия;
позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем освоения незанятого сегмента.
Сегмент рынка – большая, идентифицированная по каким-либо признакам группа покупателей внутри рынка. Компании, использующие приемы маркетинга сегмента, признают, что нецелесообразно разрабатывать пакет предложений товаров и услуг для каждого отдельного покупателя. Они стараются выделить несколько больших сегментов рынка, концентрируя на них свое внимание.
Ниша – более узкая группа покупателей, потребности которых удовлетворяются конкурентами компании в недостаточной степени. Для того чтобы выделить нишу, нужно разделить сегмент на более мелкие составляющие и определить группу покупателей, которых объединяет желание получить особое сочетание благ.
Сегменты рынка достаточно обширны, поэтому их легко идентифицируют конкурирующие компании; а ниши значительно меньше их, и значит, интенсивность конкуренции на них ниже.
Компании, обслуживающие ниши, обычно прекрасно понимают запросы покупателей и стремятся полнее удовлетворить их, зная, что за это “понимание” потребители охотно заплатят немалые деньги. Например, Ferrari, имея определенный круг покупателей, устанавливает очень высокие цены на свои автомобили, так как уверена, что никто иной не в состоянии
предложить им такое сочетание благ в виде товара, обслуживания, членства в клубе Ferrari и т.п.
Нишу можно описать следующим образом:
Покупатели имеют определенный набор потребностей
Они готовы заплатить высокую цену той компании, которая лучше других способна удовлетворить их потребности
Компания, обслуживающая нишу, должна иметь высокую квалификацию
Вследствие узкой специализации фирма получает определенную экономию средств
Невелика вероятность того, что конкуренты обратят внимание именно на эту нишу
Ниша, имеющая достаточный размер и перспективы роста, приносит неплохую прибыль.
Нельзя ни в коем случае недооценивать возможности ниши. Сегодня завоевание ниши на рынке становится престижным занятием.
1.2 Признаки сегментации
С целью наибольшей эффективности, сегментация должна проводиться по определенным признакам. Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:
Географические;
Демографические;
Социально-демографические;
Психографические;
Поведенческие.
При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность.
Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.
Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.
Психографическая сегментация объединяет целый ряд характеристик потребителей. В целом он выражается “образом жизни”. Т.е. это модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.
Поведенческие признаки связаны и во многом определяются психографическими. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как: мотивы поездок, искомые
выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур продукт и т.д.
Рассмотренные выше признаки – это лишь основа для первичной сегментации. Задача маркетинга, чтобы подобрать для конкретного предприятия свою комбинацию, позволяющую максимально точно установить, какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает степеням и возможностям фирмы. И лучше использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туристского рынка.[4]
1.3 Основные сегменты туристского рынка
В туризме существует тенденция выделения относительно однородных сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:
Молодежный туризм;
Туризм среднего возраста;
Туризм третьего возраста.
Молодежный туризм (до 30 лет) – это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию, развлечению и наличия свободного времени (во время каникул).
Для туризма среднего возраста (30-50 лет) – характерно преобладание семейного туризма. В связи с этим необходимо предусматривать возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Это особенно важно при создании тур комплексов в курортной местности.
Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Туризм третьего возраста (старше 50 лет) – требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в таких местах.
Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского
сезона (июль, август), поскольку он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают “бархатный сезон” с мягким климатом.
Также сегментация рынка туризма осуществляется и по уровню доходов потребителей туристских услуг. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов. С другой стороны, спрос на туристские продукты продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Поэтому предложение тур продукта для этих двух сегментов должно быть различным.
Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним и относительно низким уровнем доходов. Основная цель путешествия -отдых на море, выбор места определяется по цене. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.
В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия, в основном, до ближайшего моря.
Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего.
Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основная цель путешествий – отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом акцент падает на второй мотив. Отдых, имеется в виду активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты. Эти туристы — любители дальних путешествий (в отличие от предыдущих), проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Как правило, эти туристы
предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. Продолжительность поездок – 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Иногда это очень дорогие сувениры, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.
Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие они готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений. Этот сегмент не многочислен, однако в последние годы значительно вырос и имеет тенденцию к дальнейшему росту.[1]
К числу наиболее распространенных относится сегментация туристского рынка по побудительным мотивам клиентов, которые обуславливают цели путешествий. Именно целью путешествия определяется вид туризма.
Различают следующие виды туризма:
Маршрутно-познавательный;
Спортивно-оздоровительный;
Деловой и конгресс-туризм;
Курортный, лечебный;
Фестивальный;
Охотничий;
Экологический;
Шоп-туризм;
Религиозный;
Учебный;
Этнический и др.
Сегментирование выездного туристского рынка
В этом разделе приведен анализ сегментирования выездного туристского рынка по наиболее популярным направлениям.
США — Годовой заработок на туристах — $110 млрд. Ежегодно по Тайм-сквер прогуливается 35 миллионов туристов, 11 миллион отправляется тратить деньги в Лас-Вегас, а еще 24 миллиона любуются на мемориал Джорджа Вашингтона.
Страна предлагает несколько вариантов отдыха: экскурсионные поездки по стране, пляжный отдых в пятидесятом штате — Гавайях, и горнолыжные туры на курорты Колорадо и Калифорнии. Недешёвый трансатлантический перелёт, отсутствие чартерных рейсов и немаленькая, как правило, стоимость размещения делают Штаты весьма дорогим и, как следствие, немассовым направлением.
В США в основном едут уже искушённые туристы, которые успели посмотреть множество стран. Это люди разного возраста с уровнем дохода выше среднего. Маршруты семей с детьми чаще всего пролегают через крупнейшие парки развлечений: Disney World, Universal Studios, Sea World и другие. Состоятельные российские туристы все чаще выбирают горнолыжный отдых в США и, в частности, в Аспене. Местная пресса с удивлением отмечает, что этот небольшой горнолыжный курорт буквально накрыла волна обеспеченных русских, предпочитающих покупать изготовленные на заказ спортивные костюмы и жить исключительно в люксах. Наши соотечественники стали ключевыми действующими лицами индустрии горнолыжного туризма Колорадо, которая оценивается в $2,5 млрд. Также США предлагают своим посетителям такие виды туризма, как природно-географические (многочисленные национальные парки и заповедники), культурно-исторические (городской туризм, музеи, наследие индейцев и т.д.), «3S – туризм» (Флорида, Гавайи).
Деловые поездки в Штаты становятся все более популярными среди российских туристов. В 2008 году США посетили почти 143 тыс. туристов из России, что превысило результаты предыдущего года на 25%. По итогам 2009 года число россиян выросло почти на 29%.
По прогнозу на 2010-2014 годы в течение каждого из них будет побит рекорд общего числа приезжих туристов. Количество иностранных туристов должно достичь 72 млн. человек, что составит рост в 31% за период с 2009 по 2014 годы. В 2010 году будет наблюдаться увеличение числа туристов из всех 25 стран, откуда туристы приезжают в США, в особенности из первых трех из них. В нынешнем году наибольший рост числа туристов будет из Бразилии (22%), Китая (22%), Кореи (18%), Аргентины (13%), Австралии (12%) и Индии (12%).
Испания — Годовой заработок на туристах — $61,6 млрд. Практически бесконечные роскошные пляжи, смешение культур и религий в средиземноморских городах, музеи Барселоны и андалусийские школы фламенко не могли остаться без внимания туристов. Туризм является здесь самой крупной отраслью экономики, генерируя 12 процентов ВНП.
Испания принимает более чем 42 миллиона туристов со всего света ежегодно. Такая популярность легко объясняется тем, что из всех европейских курортов, курорты Испании самые дешевые, но качество от этого не страдает. В среднем за время отдыха в Испании каждый турист потратил 930 евро, что на 0,3% больше в сравнении с 2009 годом. Среднесуточные расходы путешественников — 98 евро.
Контингент туристов очень разнообразный — от молодежи до пенсионеров, любящие экскурсии и пляжный отдых. Курорты на разные вкусы и кошельки, от тех, что подешевле до фешенебельных. Исторически сложилось, что турпакеты на побережье Каталонии (севернее и южнее Барселоны) дешевле, чем на другие курорты Испании. (Побережье Коста Брава раньше других стало продаваться в России.) Большая часть русских и
сейчас едет на замечательные пляжи севера Испании, здесь много семей с детьми, т.к. рядом «Порт Авентура» -испанский «Диснейленд». В Испании наиболее развиты виды туризма: экскурсионный; пляжный отдых, горнолыжный туризм; лечебно-оздоровительный.
Согласно последним данным, общее число туристов, приезжающих в Испанию, снизилось в 2009 году на 8,7 % в и составило 52,2 миллионов. Однако, согласно исследованию, проведенному Институтом Туризма при Министерстве Промышленности, Туризма и Торговли Испании, это падение оказалось меньше прогнозируемых ранее 10%, факт, который Министерство оценило как позитивную тенденцию в сложившейся ситуации экономического кризиса.
Каждый четвертый турист, который посетил Испанию в прошлом году, был британским подданным. Англия продолжает оставаться первым поставщиком туристов в Испанию, хотя было зарегистрировано падение на 15,5% относительно 13,3 миллионов туристов предыдущего года, вследствие сложившейся в стране экономической ситуации, а также падения английского фунта относительно евро. На втором месте по числу туристов, отдыхающих в Испании, находится немецкий рынок, предоставивший в 2009 году 8,9 миллионов туристов из Германии, падение на котором составило 11,3%. С меньшими показателями падения в прошлом году была зарегистрирована Франция, откуда в Испанию приехало в 2009 году 7,9 миллионами туристов, что на 2,9 % меньше, чем в 2008, далее идут Скандинавские страны и Италия, с 3,3 миллионами (-7,1 %) и 3,1 миллионами (-5,1 %) туристов соответственно.
Франция — Годовой заработок на туристах — $55,6 млрд. Неважно, что вы ищете — во Франции найдется все. Миллионы туристов, приезжающих сюда, отлично знают, что обнаружат в стране великолепные альпийские горнолыжные склоны, отличный серфинг в Биаррице, сумасшедшие тусовки в Париже или же тишину и уединение в Бургундии. Если прибавить к этому
лучшие в мире вина, изысканную кухню и романтическую ауру «города любви», то становится понятно, почему сюда ежегодно приезжают 79 миллионов человек. Франция — самая посещаемая страна Европы и мира. С 1950 по 2005 г. объем въездного туристского потока в эту страну возрос в 25 раз, с 3 млн. до 76. Больше всего туристов приезжает из Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Испании и Нидерландов. Значительными источниками доходов являются также японский и американский рынки. Одним из основных рынков, генерирующих туристские потоки, является Великобритания. Ее доля в структуре прибытий во Францию неуклонно растет: 18,6% — в 1995 г. и 19,5% — в 2004 г. Значительная часть англичан отправляется во Францию для отдыха по модели «3S» («море — солнце — пляж»).
Отдых во Франции подходит людям с различным доходом, так что даже не самые богатые туристы могут позволить себе посетить, например, столицу романтики. В Париж едут все «категории» туристов, независимо от уровня обеспеченности. Те, кто финансово недостаточно состоятелен, едут автобусом, другие выбирают самолет. Конечно, в первую очередь это любители истории и достопримечательностей. Очень многие едут во Францию повторно, поскольку за одну поездку все, заслуживающее внимания в этой стране, не посмотришь. На отдых едет в основном «средний класс», в возрасте около 35 лет. Туристы с детьми выбирают программы с посещением Диснейленда. На «пляжном секторе» детских развлечений мало, как мало и отелей, стоящих непосредственно на пляже, поэтому на Лазурный берег с детьми едут немногие.
Италия — Годовой заработок на туристах — $45,7 млрд. Благодаря своей истории и культуре, великолепной национальной кухне, высокой моде, теплым морям и золотым пляжам, Италия всегда была обречена на туристический успех. В стране находится 44 объекта Всемирного наследия — больше чем в любом другом государстве мира. Во многом высокий уровень
развития туризма в Италии объясняется высоким качеством сервиса и обслуживания.
В Италии развиты все виды туризма: экскурсионный; отдых на море, озерах, в горах; горнолыжный туризм; лечебно-оздоровительный; детский; событийный; деловой; агротуризм; гастрономический; спортивный; религиозно-паломнический.
Италия предоставляет отличную возможность за неделю посмотреть основные свои достопримечательности, заказав экскурсионную поездку. Многих привлекает возможность скомбинировать отдых и экскурсии. В стране очень богатая «экскурсионка» и красивая природа, много отелей, развита инфраструктура: много ресторанов, баров, дискотек, хорошие возможности для лечения и шопинга.
На экскурсии едут туристы, интересующиеся искусством или просто желающие посмотреть страну, студенты-гуманитарии (для них посещение страны – хорошее дополнение к образованию). На пляжи Италии едет самая разнообразная публика: от школьников до пенсионеров. Бизнесмены едут на выставки, а «VIP-туристы» — на острова, где отдых дороже, чем на материке.
Туристический поток в Италию оставляет желать лучшего. При этом роста интереса к стране не стоит ожидать и в 2011 году. К таким выводам пришли итальянские эксперты, опираясь на данные национального статистического бюро. Выйти на докризисный уровень, по их оценкам, Италия сможет не раньше 2012 года. Интересно, что в то время как итальянские представители туриндустрии подсчитывают убытки, российские туроператоры наблюдают исключительно рост туристического потока в Италию. Согласно последним национальным статистическим данным, количество туристов в Италии, как внутренних, так и иностранных, значительно сократилось. Так, два года назад Италию посетило более 43 млн. иностранцев, а в 2010 году только 38 млн. туристов прибыли, что на 12% меньше. Количество ночевок приезжих сократилось на 8%. Тем не менее, в то, что в этом году ситуация изменится,
итальянцы не верят: местные эксперты предполагают, что интерес к стране у туристов опять начнет расти только в 2012 году.[9]
Количество прибывших туристов в Италию за 2009 год
Таблица 1
Страна
Млн. чел
% от общего числа
Германия
9.085.679
22,1%
США
3.928.677
9,6%
Франция
3.332.807
8.1%
Великобритания
2.684.392
6,5%
Австрия
1.948.791
4,7%
Нидерланды
1.836.907
4,5%
Испания
1.760.924
4,3%
Швейцария
1.717.083
4,2%
Япония
1.298.068
3,2%
Бельгия
994.999
2,4%
Россия
894.659
2,2%
Польша
811.024
2,0%
Китай
727.570
1,8%
Австралия
613.799
1,5%
Канада
588.776
1,4
Китай — Годовой заработок на туристах — $40,8 млрд. Туристические возможности Китая до сих пор до конца не разведаны. Уникальные объекты можно найти повсеместно, но большинство туристов предпочитают приезжать в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу, оставляя без внимания остальную часть огромной страны. Китай – одна из величайших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня
Китай еще и самая динамично развивающаяся страна мира, где гармонично уживаются рядом друг с другом древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и современный менеджмент.
Перед каждым путешественником Поднебесная предстает как удивительная, самобытная страна с древнейшей культурой, традициями, философией и образом жизни, уходящими корнями глубоко в прошлое.
В Китай едут туристы пяти «категорий». Первая – те, кто объехал всю Европу, побывал в остальных странах и теперь хочет экзотики. Вторая – люди, давно интересующиеся китайской историей и культурой. Третья – те, кто глубоко знает Китай и выбирает специальные индивидуальные туры с посещением даосских храмов, ландшафтных парков, чайных плантаций, районов проживания малых народностей. Четвёртая — те, кто совмещает экскурсии с отдыхом на тропическом острове Хайнань и оздоровлением в центрах традиционной китайской медицины. Наконец, пятая «категория» туристов — люди, которые регулярно ездят в страны Азии по вопросам бизнеса.
В Китай в основном едут состоятельные люди от 25 лет и старше. Семьи (нередко с детьми) едут на экскурсионные программы в Пекин, на отдых на остров Хайнань и в «Гранд-тур» по всему Китаю. Много представителей интеллигенции — врачей, преподавателей. В последнее время обозначилась тенденция изменения возрастной категории — в Поднебесную всё чаще едут пожилые люди. Виды туризма: шоп-туры, экотуризм, пляжный отдых, лечебный отдых, серфинг, дайвинг.
С 2000 года Китаю удалось увеличить показатель туристских расходов в четыре раза, благодаря чему он достиг самых высоких темпов роста в этой категории за последнее десятилетие. Китай также укрепил свои позиции в рейтинге первой десятки турнаправлений по объему международных туристских прибытий и доходов. По количеству прибытий Китай обогнал Испанию и сейчас занимает третье место после Франции и США, а по объему поступлений он вышел на четвертую позицию, обойдя Италию.
Китай вышел по итогам 2010 года на третье место в списке стран, наиболее привлекательных для зарубежных туристов. Количество иностранных туристов, побывавших в КНР в 2010 году, достигло 55,66 млн, что на 9,4% превышает показатель предыдущего года. Таким образом, Китай опередил по этому показателю Испанию, которая ранее замыкала тройку ведущих стран.
Германия — Годовой заработок на туристах — $40 млрд. Несмотря на кажущуюся педантичность, немцы креативны и предприимчивы. Не имея в своем распоряжении ни Эйфелевой башни, ни бесконечных золотых пляжей, ни архитектуры Гауди, они ухитряются сделать продаваемый туристический продукт буквально из всего. Будь то знаменитые немецкие колбаски, либеральная берлинская атмосфера, нюрнбергская рождественская ярмарка или старинные замки. Ежегодно в страну приезжает около 25 миллионов человек, каждый из которых проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города — Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден.
В Германии много исторических «средневековых» городов, следовательно — широкие экскурсионные возможности. Не нужна акклиматизация. Кроме того, для многих поездка в Германию — это еще и возможность неплохого шопинга. Часть туристов едет заодно повидать знакомых и родственников: в Германии живёт более двух миллионов бывших россиян.
Туристы представляют собой средний класс и выше, от 30 и старше. Родители берут с собой детей, так как в Германии последним есть, чем заняться. Виды туризма: горные лыжи, шоп-туры, образовательные туры, отдых на озерах, лечебный и оздоровительный отдых.
В 2010 году в Германии было зафиксировано рекордное число туристов, отмечается в официальном сообщении Федеральной статистической службы.
Число ночевок в гостиницах возросло по сравнению с 2009 годом на 3 % до 380,3 миллиона, что является наивысшим показателем с момента объединения страны.
В 2010 году число ночевок немецких туристов возросло по сравнению с предыдущим годом на 2 % до 320 миллионов. Однако куда больший рост наблюдался среди иностранных туристов: в 2010 году число ночевок туристов из-за рубежа возросло на 10 % до 60,3 миллиона. В основном туристический бум пришелся на крупные города. Число ночевок в населенных пунктах, насчитывающих более 100 тысяч человек, возросло на 9 процентов, в то время как в маленьких городах — всего на 1 %.[8]
Количество ночёвок в Германии за 2009 год отображено в виде диаграммы
(рис. 1)
Великобритания — Годовой заработок на туристах — $36 млрд. Каждый уважающий себя турист считает своим долгом обязательно когда-нибудь посетить Лондон и поглазеть в графстве Уилкшир на Стоун Хэндж — удивительное каменное сооружение, которое было построено в бронзовом веке. Английская столица уже не первый год занимает вторую строчку в рейтинге самых посещаемых городов мира, принимая около 15 миллионов человек ежегодно. Великобритания — родина современного туризма как формы проведения культурного досуга. Недельная туристская поездка в Великобританию обходится иностранным туристам на 30—35% дороже, чем, например, во Францию, не говоря уже об Испании или Германии. Великобритания — одна из самых экономически развитых стран мира, и в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известные научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург) — отсюда большое значение делового и конгрессового туризма. Преобладающее количество иностранных туристов приезжает в Великобританию из ближних европейских стран: Ирландии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Германии, скандинавских стран, а также из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской республики. В последние годы доля внеевропейских стран, особенно США, во въездном туризме выросла. Новым является и приезд в страну ежегодно значительного числа японских туристов. Из России приезжает очень мало туристов — порядка 20 тыс. В своем большинстве — это люди, имеющие частные приглашения.
Великобританию очень любят посещать туристы среднего и старшего возраста. И не только потому, что «туманный Альбион» под завязку набит всяческими достопримечательностями, музеями и прочим. Здесь отчетливо чувствуется притягательная аура достойной размеренной жизни, в которой принято неизменно уважать права человеческой личности. Едут в основном обеспеченные туристы возраста от 30 лет, часты повторные поездки. Как правило, это семейные пары с высшим образованием. В последнее время
поток туристов в эту страну увеличился, особенно возросло количество экскурсионных групповых туров.
Австралия -Годовой заработок на туристах — $24,7 млрд. До Австралии тяжело добраться, но попав туда, невозможно ее не полюбить. И неважно, приезжают ли сюда с экскурсионными целями, по делам или просто, чтобы отведать лучший кофе-латте в мире — все побывавшие здесь готовы возвращаться еще и еще. Океан, золотые пляжи, футуристическая архитектура городов и их космополитическая атмосфера притягивают немало туристов, оставляющих в стране по 25 миллиардов долларов в год.
Австралия — это экзотика, которой больше нигде не увидеть, страна с совершенно непривычной, ни на что не похожей флорой и — особенно — фауной. И, разумеется, мало кто летит из России на противоположную точку земного шара только для того, чтобы две недели валяться на пляже. Среди российских туристов чисто «пляжные» туры в Австралию составляют около 10%, в основном же продаются «комбо»: экскурсии плюс отдых на море. Например, 3-4 дня в Сиднее, далее — неделя на пляже. Впрочем, Австралия, где почти вся цивилизация расположена вдоль побережья, позволяет совмещать экскурсии и пляжный отдых в одном городе. Группы, отправляющиеся в страну на деловые встречи или семинары, тоже нередко совмещают приятное с полезным таким же образом.
Кто едет? Средний класс и выше, туристы всех возрастов (большая часть — обеспеченные люди от 30 до 45 лет). Золотое Побережье выбирают любители тусовок и развлечений и, разумеется, серфингисты. На Большой Барьерный Риф едут эко-туристы за качественным, тихим отдыхом.
Турция — Годовой заработок на туристах — $22 млрд. Страна победившего «оллинклюзива» может похвастаться не только отельными удовольствиями. Масса археологических, исторических и природных объектов, расположенных в Турции, заставляют туристов раскошеливаться не только
на еду и проживание, но и на экскурсии. Ежегодно страну посещает около 9-10 млн. туристов почти из 80 стран. В первую очередь едут туристы из стран ЕС, на втором месте — туристы из СНГ. Несколько последних лет лидируют Германия, Россия и Великобритания. За Турцией устойчиво закрепилась репутация направления для дешевого отдыха без особенных изысков. Самыми популярными туристическими районами здесь уже несколько лет остаются Анталья, Стамбул, Измир, Сиде и Аланья. Однако на самом деле Турция способна предложить гораздо больше, и многие из ее чудных уголков нашим туристам еще предстоит открыть. Турция сейчас работает на обновление своего туристического имиджа и все больше начинает ориентироваться на обслуживание взыскательных туристов. Но основное, зачем туристы едут в Турцию, – это пляжный отдых по системе “все включено”. Самым крупным пляжным курортом Турции является Анталия. Кроме пляжного отдыха, Турция предлагает и горнолыжный, на курортах Паландокен, Улудаг и Эрзурум.
По итогам семи месяцев 2010 года, поток российских граждан в Турцию увеличился почти на 22% по сравнению с 2009 годом и на 9% по сравнению с 2008, составив в итоге 1 млн. 793 тыс. человек. Таковы данные Министерства туризма и культуры Турции. При этом, российские туроператоры также отмечают, что в этом году Турция как и раньше пользуется огромным спросом.
По количеству туристов, въехавших в Турцию с января по июль 2010 года, россияне, как и в прошлом году, занимают второе место с долей 11,3%, уступив 3% Германии (14,7%). Кроме того, в ТОП-10 по инкамингу в Турцию вошли Великобритания (9%), Иран(7%), Болгария (5%), Нидерланды (4%), Грузия (3,6%), Франция (3,3%), Сирия (3%). Что касается динамики прироста количества туристов, Россия занимает третье место с показателем 21,5%. Больше всего по итогам семи месяцев 2010 года вырос поток из Сирии (более чем 2 раза), а также из соседнего Ирана (на 60%).[5]
Австрия — Годовой заработок на туристах — $21,8 млрд. Тонны белого пушистого снега, великолепные озера, красота Альп, где можно не только 1кататься на лыжах, но и с удовольствием гулять, знаменитые во всем мире венские кафе и шоколадные бутики, многочисленные музыкальные фестивали… Австрийцы знают, как использовать свою родную страну на полную катушку — доходы от туризма составляют 9 процентов от австрийского ВВП.
Австрия — страна с богатой историей, традициями, архитектурой и чудесной национальной кухней. Здесь можно удачно совместить отдых и «экскурсионку». На экскурсии в основном едут туристы с доходом чуть выше среднего: интллигенция, люди, интересующиеся историей.
Среди видов туризма в Австрии наиболее развиты горные лыжи, лечение, экотуризм и пеший туризм.
Уходящий 2010 год продемонстрировал хорошие показатели по Австрии. Так, российский турпоток в страну за девять месяцев текущего года почти на треть превысил соответствующие показатели аналогичного периода 2009 года. При этом по динамике прироста российский рынок является лучшим среди всех стран, образующих основной въездной поток в Австрию. Количество прибытий российских граждан в Австрию по итогам девяти месяцев 2010 составило почти 236 тыс. человек, что на 29,5% больше показателя аналогичного периода прошлого года и на 11,6% превосходит показатель лучшего для россиян 2008 года. Количество же ночёвок российских граждан по итогам 9 месяцев 2010 года также стало рекордным за последние несколько лет и составило более 974,4 тыс., что на 20,9% (лучший показатель среди всех стран, образующих основной въездной поток в Австрию) больше показателя прошлого года и на 3,7% больше показателя 2008 года.[11]
Количественные показатели туристов за 2008-2010 г.
Таблица 2
Страна
2008 год,
млн. чел.
2009 год,
млн. чел.
2010 год,
млн. чел.
Франция
79,22
74,20
78,95
США
57,94
54,88
60,88
Китай
53,05
50,88
55,98
Испания
57,19
52,23
53,00
Италия
42,73
43,24
38
Великобритания
30,14
28,20
33,6
Турция
24,99
25,51
28
Германия
43,5
56,5
60
Австрия
32,6
36,7
37,4
Австралия
5,5
5,58
5,9
Согласно статистике Всемирной туристической организации (UNWTO), российские туристы входят в десятку наиболее щедрых путешественников. Однако они лишь замыкают рейтинг, находясь на девятом месте, между гражданами Канады и Нидерландов. В частности, в течение 2009 года россияне потратили за границей в общей сложности $20,8 млрд. А в первой пятерке — немцы ($80,8 млрд), американцы ($73,1 млрд), британцы ($48,5 млрд), китайцы ($43,7 млрд) и французы ($38,9 млрд). При этом рейтинг трат туристов не зависит от популярности страны. Больше всего денег путешественники оставляют в США ($94,2 млрд), а лидер по числу гостей,
Франция, находится в рейтинге доходов турбизнеса на третьем месте ($48,7 млрд). Чуть больше заработала Испания ($53,2 млрд). Также в списке стран с наиболее успешной туристической сферой — Германия ($43,7 млрд), Италия ($40,2 млрд), Китай ($39,7 млрд), Великобритания ($30,1 млрд), Австралия ($25,6 млрд) и Турция ($21,3 млрд).
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что в данной работе были рассмотрены многие вопросы: что такое сегментирование; его характеристика, уровни и признаки; освещались основные сегменты туристского рынка; индустрия транспорта, а также сегментирование выездного туризма. И в завершении работы хотелось бы сделать необходимые выводы.
И так, для определения для себя рынков сбыта многие компании обращаются к целевому маркетингу: сегментированию рынка, отбору и оценке сегментов.
В основе сегментирования потребительских рынков лежат характеристики потребителей и их реакция на предлагаемую туристскую продукцию. К основным переменным относят: географические (страна, штат, регион, округ, город, община), демографические (возраст, размер семьи, пол, уровень дохода, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса, поколение, национальность, социальный класс), психографические (образ жизни, особенности личности) и поведенческие (поводы для совершения путешествий).
При оценке сегментов рынка необходимо учитывать общую привлекательность сегмента и цели и ресурсы турфирмы.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма.
На сегодняшний день туризм является важным объектом изучения. Его можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.
Что касается непосредственно выездного туристского рынка, то в течение первых месяцев 2011 года число международных туристских прибытий возросло примерно на 5%, что свидетельствует об усилении начавшегося в
2010 г., когда был зарегистрирован 7%-ый прирост этого показателя, процесса восстановления. Согласно данным апрельского промежуточного выпуска Барометра международного туризма ЮНВТО, в январе и феврале 2011 г. позитивные темпы роста наблюдались во всех (суб)регионах мира, за исключением Ближнего Востока и Северной Африки. Лидерами по темпам роста стали Южная Америка и Южная Азия (+15% каждая), за которыми следуют Страны южнее Сахары (+13%) и Центральная и Восточная Европа (+12%).
В 2010 году сумма доходов от международного туризма во всем мире, согласно оценкам, достигла 919 млрд. долл. США (693 млрд. евро), что превышает показатель в 851 млрд. долл. США (610 млрд. евро) 2009 года. В реальном выражении, сумма доходов от международного туризма (скорректированная с учетом колебаний курса валют и инфляции) возросла на 5%, а объем прибытий — почти на 7%, что свидетельствует о тесной взаимосвязи между обоими показателями и подтверждает, что в период восстановления прибытия имеют тенденцию восстанавливаться быстрее чем поступления.[6]
Список литературы:
Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. — 167 с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука. 2006. 589 с.
4. Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост.: Е.Н. Ильина. — М.: Советский спорт, 2007.
5. avenutur.ru//tur/tur02_05.htm
6. media.unwto.org/ru/press-release/2011-05-12/mezhdunarodnyi-turizm-pervye-rezultaty-2011-goda-podtverzhdayut-usilenie-ro
7. www.ratanews.ru/news/news_19112008_21.stm
8. www.fontanka.ru/2011/02/09/140/
9. it.wikipedia.org/wiki/Turismo_in_Italia
10. www.atorus.ru/news/press-centre/new/9558.html
11. profi.travel.ru/stats/