--PAGE_BREAK--
1.3 Краткая организационно-экономическая характеристика
Предприятия
Гостиница – сооружение, используемое, прежде всего для предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением населению услуг размещения в помещениях, оснащенных необходимых количеством мебели, в котором предоставляется одна или несколько гостиничных услуг.
Гостиница «ДРУЖБА» отель бизнес класса с развернутой инфраструктурой и широким перечнем услуг. Гостиница располагает 95 просторных номера (от 30 квадратных метров каждый), среди которых представлены все категории – от апартаментов и люксов до стандартных номеров, в том числе предназначенных для людей с ограниченными возможностями.
Гостиница располагает 56 стандартных двухместных номера по цене 5200 руб., 17 номеров категории Люкс по цене 7500 руб., 8 номера –Апартаменты по цене 10800 руб. и 14 стандартных одноместных номера по цене 5500 руб.
Все номера оборудованы комфортабельной мебелью, мини-барами, спутниковым телевидением, высокоскоростным выходом в Интернет и др.
Анализируемое предприятие функционирует в форме открытого акционерного общества в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ и ФЗ РФ «Об акционерных обществах» № 208 – ФЗ от 26.12.1995г.
Юридический адрес: г. Москва, ул. Сопротивления, дом 10.
Номерной фонд гостиницы «ДРУЖБА»составляет 95 номеров. Характеристика номерного фонда представлена в табл.2.1.
Таблица 2.1
— Характеристика номерного фонда гостиницы «ДРУЖБА»
Категория номера
Краткая характеристика
Однокомнатный одноместный стандартный
Ванна, телефон, телевизор, мини-бар, холодильник
Двухместный
Санузел на два номера в блоке с 2-х местным номером (ванна, телефон, телевизор, мини-бар, холодильник
Одноместный улучшенный
Санузел на два номера в блоке с 2-х местным номером (ванна, телефон, телевизор, мини-бар, холодильник
Люкс
Номер оборудован ванной-джакузи, душевой кабиной, полами с подогревом (в ванной комнате), кондиционером, видеомагнитофоном, феном, сейфом.
Помимо жилых номеров, в гостинице «ДРУЖБА» часть этажей занята под офисные помещения, оборудованные кондиционерами, цифровыми телефонными аппаратами.
Кроме того, гостиница «ДРУЖБА»располагает конференц-залом на 120 человек и конференц — холлом на 60 человек. И зал и холл оснащены телевизором, проектором, видеомагнитофоном, музыкальным центром, микрофоном и кондиционером.
К услугам гостей гостиницы бизнес-центр. В нем посетители и гости могут принять и отправить факс, сделать ксерокопию, поработать на компьютере.
Стратегические цели (на период до 2012 г.):
1. Строительство нового корпуса гостиницы на 160 мест для приема
и обслуживания отечественных и зарубежных туристов, что
позволит значительно увеличить капитализированную стоимость
гостиницы и следовательно, доходы предприятия.
Текущие цели (на 2009 г.)
1. Расширение ассортимента услуг для проживающих в гостинице,
что позволит на 15% увеличить выручку предприятия.
Организационная структура гостиницыпредставлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура гостиницы «ДРУЖБА»
Руководство текущей деятельностью гостиницы «ДРУЖБА»осуществляется генеральным директором (единоличным исполнительным органом Общества) и правлением (коллегиальным исполнительным органом Общества).
К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров.
Генеральный директор избирается Советом директоров сроком на три года.
Правление действует под руководством директора на основании Устава, а также утверждаемого Советом директоров Положения о правлении и иных внутренних документов Общества.
В организационной структуре гостиницы «ДРУЖБА»(рис. 1.2.) выделяются подразделения, выполняющие определенный круг функций. Каждое подразделение выделено и в организационном плане, обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью.
При директоре гостиницы «ДРУЖБА»создан аппарат из его заместителей (руководителей отделов и служб), подготавливающих проекты решений, что требует от генерального директора высокого профессионализма при процессе принятия решения. Директор во избежание негативных последствий излагает концентрации права принятия решений, делегирует значительную часть полномочий нижестоящим руководителям подразделений предприятия (сохраняя при этом за собой право контроля и оценки качества, принимаемых низшим звеном, управленческих решений, что сохраняет в структуре управления предприятия основные черты линейной структуры).
Таким образом, очевидно, что представленная организационная структура характеризуется линейно – функциональным характером связей. Все управленческие решения замкнуты на высшем руководстве.
Линейно – функциональная организация эффективна при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Она обеспечивает стабильность организации, создает наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий, ответственности и характера взаимодействия руководителей подразделений и отдельных работников.
В табл. 2.2. представлено закрепление отдельных функций управления за сотрудниками гостиницы.
Служба приема и размещения выполняет функции бронирования и размещения, оформления при въезде и выезде, расчетов с клиентами.
Основной технологией этой службы является работа с информацией, которая направляется по двум каналам: к гостям и в администрацию.
Процесс обслуживания гостей в гостинице «ДРУЖБА»состоит из следующих этапов:
1. предварительный заказ мест в гостинице (бронирование);
2. прием, регистрация и размещение гостей;
3. предоставление услуг проживания и питания (уборка номера);
4. предоставление дополнительных услуг проживающим;
5. окончательный расчет и оформление выезда.
Основными функциями службы приема и размещения являются:
а) бронирование мест в гостинице;
б) регистрация и размещение туристов;
в) оформление расчетов при выезде гостя;
г) предоставление различной информации.
Анализ закрепления функций управления за сотрудниками предприятия, отраженного в табл. 2.2. показал, что реализация значительного числа функций управления имеет существенные недостатки. Функции управления персоналом закреплены за экономистом по труду, что весьма нецелесообразно при столь большой численности штата; функция финансового анализа хоть и закреплена за главным бухгалтером,
Таблица 2.2
Функции управления сотрудниками
№
Функция управления
Исполнитель
Степень реализации функции
1
Стратегическое планирование процесса предоставления услуг
Генеральный директор
Функция реализуется слабо. Не составляет документированный стратегический план. Стратегические цели и задачи четко не определены.
2
Анализ внешней и внутренней среды
Зам. директора по коммерческим вопросам
Функция реализуется слабо, анализ среды производится бессистемно и ограничивается хаотично поступающей информацией
3
Разработка организационной структуры управления
Директор, начальники подразделений, экономист по труду
Функция реализуется эффективно, но коэффициент обновления и пересмотра структуры с развитием рыночных условий достаточно низки
4
Разработка маркетинговых стратегий,
Отдел маркетинга
Функция реализуется методом «по интуиции»
5
Управление трудовыми ресурсами
Экономист по труду (бухгалтерская служба)
Функция реализуется слабо. На данном этапе причин для нововведений нет.
6
Финансовый анализ и контроль
Главный бухгалтер
Функция реализуется сепаративно, отсутствует рабочее взаимодействие с коммерческой службой
7
Прием и размещение гостей
Служба приема и размещения
Функция реализуется весьма эффективно
8
Формирование ассортимента услуг
Коммерческая служба, но документально функция не закреплена ни в одной должностной инструкции
Функция практически не реализуется.
9
Разработка и планирование комплекса маркетинга
Отдел маркетинга
Функция практически не реализуется.
10
Управление материально – техническим снабжением
Отдел закупок
Функция реализуется недостаточно эффективно, имеется сверхнормативные материальные запасы.
11
Обеспечение
Служба
обслуживания номерного фонда
Функция реализуется весьма эффективно
реализуется как дополнительная, соответствующая система финансового анализа и планирования отсутствует.
Таким образом, с учетом выявленных недостатков, руководству гостиницы «ДРУЖБА»рекомендуется провести ряд мероприятий по их оперативному устранению.
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Предварительный анализ финансового состояния по данным
бухгалтерского баланса
Сводный анализ основных результатов хозяйственной деятельности гостиницы «ДРУЖБА» представлены в табл.2.3.-2.6.
Таблица 2.3
Основные технико – экономические показатели гостиницы «ДРУЖБА»
Наименование показателей
Ед. изм.
Величина показателя
Отклонение
2008 г.
2009 г.
Абсол.
+, -
%
1
2
3
4
5
6
1. Объем реализации услуг
тыс. руб.
142600
176420
33820
23,7
2. Численность работников
чел.
88
95
7
7,9
3. Производительность труда
тыс. руб.
1620,4
1857,0
236,6
14,6
4. Фонд заработной платы персонала
тыс. руб.
10560
12160
1600
15,1
5. Среднегодовая заработная плата 1 работающего
тыс. руб.
120
128
8,0
6,6
6. Себестоимость услуг
тыс. руб.
114880
137290
22410
19,5
7. Затраты на 1 рубль реализации
коп.
80,5
78,16
-2,34
-2,9
8. Прибыль от реализации услуг
тыс. руб.
27720
39130
11410
41,6
9. Рентабельность продаж
%
19,4
22,2
2,8
Х
10. Рентабельность деятельности
%
24,1
28,5
4,4
Х
11. Коэффициент загрузки
коэфф.
0,83
0,85
0,02
Х
Анализ данных табл.2.3. показывает, что за отчетный 2009 год объем реализации услуг гостиницы «ДРУЖБА»увеличился на 33820 тыс. руб. в денежном выражении, что составило 23,7 % прироста.
Далее, численность персонала в 2009 году увеличилась на 7 чел. и составила 95 чел. Однако, в относительном выражении темп прироста численности составляет 7,9% и не превышает темп прироста объема реализации, в результате чего средняя производительность персонала в отчетном году возросла по сравнению с 2005 годом на 14,6 %, что составило 1857 тыс. руб. / 1 чел. В 2009 году.
Фонд заработной платы на конец 2009 года составил 12160 тыс. руб., увеличившись на 15,1 % или на 1600 тыс. руб.
В результате среднегодовая заработная плата 1 работника возросла в 2006 году 6,6%, что оценивается положительно. Причина повышения заработной платы – это повышение производительности труда. Также можно предположить, что прирост заработной планы не позволяет нивелировать индекс инфляции, характерный для условий функционирования в условиях российской экономической среди.
Полная себестоимость услуг гостиницы «ДРУЖБА» увеличилась на 22410 тыс. руб. или на 19,5%, что ниже темпа роста объема реализации услуг, который составил 27,7% и оценивается положительно. Это позволяет заключить, что эффективность деятельности гостиницы повысилась.
Из-за этого фактора прибыль от реализации услуг в отчетном году выросла на 11410 тыс. руб. или на 41,6%.
Повышение эффективности деятельности гостиницы свидетельствует повышение рентабельности продаж и деятельности. Рентабельность продаж возросла с 19,4% до 22,2%, а рентабельность деятельности возросла с 24,1% до 28,5%.
Информационную базу анализа составляют данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках» (табл. 1- 2). Приложение 1.
По результатам анализа табл. 2 «Отчет о прибылях и убытках» можно сделать вывод, что чистая прибыль за анализируемый период увеличился на 8528 тыс. руб., или на 41,7% при роста выручки на 23,7%. Это свидетельствует о том, что гостиница за данный период смогло повысить цену за оказанные услуги и расширить ассортимента предложенных услуг. Результаты построения сравнительного аналитического баланса представлены в таблице 2.4.
2.2. Анализ динамики состава и структуры имущества предприятия
и источников финансовых ресурсов
Табл. 2.4
Сравнительный аналитический баланс
Наименование статей
Абсолютные величины
Относительные величины
Изменения
2008г.
2009г.
2008г.
2009г.
в абсолют-ных величии-нах
в струк-туре
в % к величии-не в 2006г.
в % к измене-нию итога баланса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
АКТИВ
1. Внеоборотные активы
361665
328261
89,3
88,4
43181
-0,9
23,0
16,6
1.1. Нематериальные активы
4699
4763
2,1
1,7
-0,4
0
0
1.2. Основные средства
182081
195457
87,2
86,7
43181
-0,5
23,0
16,6
1.3. Долгосрочные финансовые вложения
0
2. Оборотные активы
12696
15332
10,7
11,6
2636
0,9
17,2
1,0
2.1. Запасы и затраты
7681
8694
3,7
3,3
1013
-0,4
11,6
0,4
2.2. Дебиторская задолженность
170
460
0,1
0,9
290
0,8
63,0
0,1
2.3. Денежные средства и КФВ
12986
19322
6,2
7,4
6336
1,2
32,8
2,4
БАЛАНС
209415
260522
100
100
51107
19,6
ПАССИВ
1. Капитал и резервы
155023
176494
74,0
67,7
21471
-6,3
12,1
8,2
1.1. Уставный капитал
5000
5000
2,4
1,9
-0,5
1.2. Резервный капитал
1507
1507
0,7
0,6
-0,1
1.3.Добавочный капитал
146420
166770
69,9
64,0
20350
-5,9
12,2
7,8
1.4. Нераспределенная прибыль
2096
3217
1,0
1,2
1121
0,2
34,8
0,4
2. Долгосрочные пассивы
36186
54896
17,3
21,0
18710
3,7
34,0
7,2
3. Краткосрочные пассивы
18206
29132
8,7
11,2
10926
2,5
37,5
4,2
3.1. Заемные средства
1400
3099
0,6
1,2
1699
0,6
54,8
0,6
3.2. Кредиторская задолженность
16806
26033
8,0
10,0
9227
2,0
35,4
0,3
3.3. Прочие пассивы
БАЛАНС
209415
260522
100
100
51107
19,6
По результатам анализа (табл. 2.4) сравнительного аналитического баланса можно сделать вывод.
Состояние активов предприятия. На конец отчетного периода наблюдается прирост суммы активов с 209415 тыс. руб. до 260522 тыс. руб., то есть на 51107 тыс. руб., что составило 19,6% прироста.
Данная динамика обусловлена в различной степени абсолютным приростом внеоборотных и оборотных активов.
Оборотные активы возросли на 2636 тыс. руб., то есть на 20,7%. Внеоборотные активы увеличились на 23% до 43181 тыс. руб. Однако, наибольший удельный вес в приросте имущества приходится на основные средства, абсолютный прирост по данной статье также отличается наибольшей величиной.
В активе баланса наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы, что соответствует специфике деятельности предприятия – предоставление гостиничных услуг. Однако, наблюдается динамика сокращения удельного веса внеоборотных активов: в 2005 году удельный вес внеоборотных активов в составе имущества составлял 89,3%, а в 2006 году – 88,4%. В составе внеоборотных активов, как уже отмечалось, доминирующую роль играют основные средства.
Собственный капитал предприятия за анализируемый период увеличился на 21471 тыс. руб., или на 12,1%, в основном за счет увеличения добавочного капитала и что особенно важно, за счет увеличения нераспределенной прибыли – на 1121 тыс. руб., или на 34,8%.
Долгосрочные и краткосрочные обязательства увеличились за анализируемый период на 18710 тыс. руб. и на 10926 тыс. руб. соответственно, что свидетельствует о повышении финансовой зависимости гостиницы от внешних кредиторов.
Кредиторская задолженность гостиницы увеличилась существенно – на 9227 тыс. руб. или на 34,0%, что свидетельствует о неэффективности использования производственных ресурсов гостиницы.
В составе оборотных активов значительную роль на начало года играют запасы, их удельный вес в составе имущества в 2005г. составлял 3,7%, а в 2006 г. 3,3%. Наблюдается тенденция сокращения запасов на 1013 тыс. руб., в структурном разрезе данная статья также сокращается на 0,4%. Тем не менее, удельный вес запасов остается достаточно высоким, что объективно является причиной снижения оборачиваемости активов и, как следствие, степени финансовой устойчивости гостиницы.
Доля краткосрочной дебиторской задолженности незначительные, что соответствует к спецификам данной отрасли. Удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности за анализируемый период увеличился от 0,1% до 0,9%.
Денежные средствазанимают самый значительный удельный вес, что характеризуется положительно. В течение года данный показатель увеличивается в абсолютном выражении на 6336 тыс. руб., или на 32,8%, доля денежных средств увеличилась с 6,2% до 7,4%.
Все это указывает на повышения степени ликвидности предприятия, так как данный элемент оборотного капитала относится к более ликвидным активам в сравнении с другими активами.
Анализ состояния источников формирования активов предприятия показал, что в составе источников формирования имущества предприятия наибольший удельный вес занимает собственный капитал – 74,0% в 2005 г. В 2006 г. данное явление сохраняется, хотя и отмечается тенденция сокращения указанного показателя до 67,7% в связи с ростом удельного веса кредиторской задолженности и долгосрочных обязательств, что характеризуется отрицательно.
Долгосрочные обязательства в составе заемных и привлеченных средств выросла с 17,3% до 21,0%, что повышает финансовую зависимость гостиницы. Доля краткосрочных пассивов также выросла с 8,7% до 11,2%, увеличившись на 10296 тыс. руб. Краткосрочные пассивы представлены главным образом кредиторской задолженностью.
Таким образом, в результате целесообразно сделать следующий вывод о финансовом состоянии предприятия.
Общий вывод по результатам анализа баланса.
На основании анализа технико-экономических показателей гостиницы «ДРУЖБА» можно сделать общий вывод, который заключается в следующем:
— надо обратить внимание причин увеличения кредиторской задолженности, в основном задолженностям по заработной плате и поставщикам;
— оценить эффективности использования кредитов и по возможности снизить финансовую зависимость предприятия.
В целом структура баланса удовлетворительная, хотя и имеются резервы ее улучшения посредством реализации следующих мероприятий:
— сокращение доли внеоборотных активов;
— оптимальное увеличение доли оборотных активов;
— оптимальное сокращение размера запасов при одновременном росте размера денежных средств;
— поддержание структуры источников на существующем уровне и по возможности наращивание объема собственного капитала в структурном разрезе.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Анализ финансовой устойчивости
Информационная база для проведения анализа является бухгалтерская отчетность гостиницы «ДРУЖБА» — Приложения 1.
На первоначальном этапе производится выборка исходных показателей, необходимых для расчета коэффициентов финансовой устойчивости – табл. 2.5.
Таблица 2.5
Исходные данные для анализа финансовой устойчивости
№ п/п
Наименование показателя
Обозначение
Источник – строка формы — 1
Значение показателя, тыс. руб.
2005 год
2006 год
1
Внеоборотные активы
ВА
стр. 190
187209
230390
2
Оборотные активы
ОА
стр. 290
22206
30132
3
Собственный капитал
СК
стр. 490
155023
176494
4
Долгосрочные пассивы
ДП
стр. 590
36186
54896
5
Краткосрочные пассивы
КП
стр. 690
18206
29132
6
Заемный капитал
ЗК
стр. 590 + стр. 610
37586
57995
7
Валюта баланса
ВБ
стр. 300
209415
260522
Далее проводится расчет коэффициентов финансовой устойчивости в соответствии с методикой, изложенной в теоретической части курсовой работы. Расчет показателей финансовой устойчивости гостиницы приведен в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Расчет показателей финансовой устойчивости
№ п/п
Наименование показателя
Расчетная формула
Значение коэффициента
2008 год
2009 год
1
Коэффициент автономии
СК / ВБ
0,74
0,68
2
Коэффициент финансовой зависимости
ВБ / СК
1,35
1,47
3
Коэффициент маневренности чистого оборотного капитала
(ОА — КП) / СК
0,026
0,005
4
Коэффициент концентрации заемного капитала
ЗК / ВБ
0,18
0,22
5
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств
ДП / ВА
0,19
0,24
6
Коэффициентструктуры долгосрочных вложений
ДП / СК
0,23
0,31
7
Коэффициентструктуры заемного капитала
ДП / ЗК
0,96
0,94
8
Коэффициентсоотношения заемных и собственных средств
ЗК / СК
0,24
0,33
На основе данных (табл. 2.6) проводится анализ показателей динамики расчетных коэффициентов, результаты расчета приведены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Расчет показателей динамики коэффициентов финансовой устойчивости
№ п/п
Наименование показателя
2008 год
2009 год
Абсолютное отклонение
(столбец 4 – столбец 3)
Темп роста, %
(столбец 4/ столбец 3 * 100%)
Темп прироста, %
(столбец 6 – 100%)
1
2
3
4
5
6
7
1
Коэффициент автономии
0,74
0,68
-0,06
92,0
-8,0
2
Коэффициент финансовой зависимости
1,35
1,47
0,12
108,8
8,8
3
Коэффициент маневренности чистого оборотного капитала
0,026
0,005
-0,021
19,2
-80,8
Проведенные расчеты позволяют сделать выводы. Наблюдается достаточно неустойчивая динамика коэффициентов.
Так, коэффициент автономии, характеризующий долю собственного капитала в составе источников имущества, сокращается на 6,0%, то есть от 0,74% до 0,68%.
Коэффициент финансовой зависимости возрастает высокими темпами – на 8,8%, что свидетельствует о том, что доля заемных и привлеченных источников увеличивается.
Коэффициент маневренности чистого оборотного капитала уменьшился значительно – на 80,8%, в связи с увеличением краткосрочных пассивов на 60%, что также свидетельствует о недостаточности оборотных средств и повышении финансовой зависимости гостиницы.
Для формирования более обоснованного заключения проводится анализ финансовой устойчивости гостиницы с помощью абсолютных показателей (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Анализ финансовой устойчивости
(тыс. руб.)
Наименование показателя
2008 год
2009 год
Изменение, тыс. руб.
1. Источники собственных средств, стр. 490
155023
176494
21471
2. Внеоборотные активы, стр.190
187209
230390
43181
3. собственные оборотные средства (СОС, стр.1
– стр.2)
-32186
-53896
-21710
4. Долгосрочные обязательства, стр. 590
36186
54896
18710
5. СОС и долгосрочные обязательства (стр.3 +
стр.4)
4000
1000
-3000
6. Краткосрочные обязательства (за исключением
кредиторской задолженности)
1400
3099
1699
7. Общая сумма источников (стр.5 + стр.6)
5400
4099
-1301
8. Запасы и затраты, стр. 210
7681
8694
1013
9. Излишек/недостаток СОС (стр.3 – стр.8)
-24505
-45202
-20697
10. Излишек/недостаток СОС и долгосрочных
обязательств (стр.5 – стр.8)
-3681
-7694
-4013
11. Излишек/недостаток общей суммы средств
(стр.7 – стр.8)
-2281
-4595
-2314
12. Трехкомпонентный показатель фин.
устойчивости
0;0;0
0;0;0
Данные табл.2.17 позволяют заключить, что предприятие как в 2008 г., так и в 2009 г. находилось в крайне неудовлетворительном финансовом состоянии, так как имеющиеся мобилизационные оборотные средства не были обеспечены в полной мере источниками их формирования. При этом, имеется негативная динамика роста недостатка источников мобилизационных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--