Реферат по предмету "Спорт"


Анализ спортивный походов на основании информации деятельности федерации спортивного туризма

--PAGE_BREAK--К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительного туризма относятся: адаптация и интеграция индивидуумов в «социальную ткань» общества, их подготовка к многочисленным культурным, социальным и экономическим переменам, происходящим в обществе; рекреационные аспекты организации досуга. Промышленно развитое общество несовместимо с неорганизованностью даже в свободное время. Оно берет на себя ответственность за отдых и организацию досуга граждан, чаще всего, используя в этих целях соответствующие социальные и культурные ресурсы, специалистов в этой области; образовательная (параллельная и дополнительная) школы. Положения, определяющие социальную значимость спортивно-оздоровительного туризма в обществе, имеют конкретные цели.
Возрождение спортивно-оздоровительного туризма как социального явления и становление туристской индустрии в качестве доходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение потребностей населения в услугах спорта, досуга и рекреации, занимающих второе место после потребности в жилье;
Расширение социальной базы спортивно — оздоровительного туризма (массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения и т.п.), возвращением на туристский рынок отечественных предприятий социального, активного туризма, что позволит создать тысячи рабочих мест; привлечением инвестиций для развития туристско-спортивной инфраструктуры, модернизацией существующей материальной базы спортивно — оздоровительного туризма, активизацией строительства новых объектов;
Сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, обустройство рекреационных ресурсов; нормативно-правовое обеспечение эффективной работы туристско-спортивной индустрии, социальное страхование, предусматривающее как принятие новых, так и внесение поправок в действующие законы, нормативных актов.
Эти положения состоят в следующем:
спортивно-оздоровительный туризм — это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления;
увлечение спортивно-оздоровительным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия — это полная аналогия традиций и устремлений русских путешественников-землепроходцев; [1, стр.57]
спортивно-оздоровительный туризм — явление комплексное. Оно развивает человека в таких направлениях, как: духовная сфера — развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни; познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека; самоутверждение и иные достижения; оздоровительный эффект — естественное благотворное влияние природной среды;
многообразные формы общественно-полезной деятельности практически всегда сопутствующей путешествию;
спортивно-оздоровительный туризм — это источник создания интеллектуального продукта в сфере разработки теории и практики туризма, создания новейших туристских маршрутов (в том числе и коммерческих), современного снаряжения и квалифицированных кадров. Все это есть истоки и одна из основ формирования коммерческого продукта, о чем довольно часто забывают организаторы коммерческого туризма;
спортивно-оздоровительный туризм охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, инвалидов и т.д., а также всю семью в целом; [1, стр.74]
Вся деятельность человека в спортивно-оздоровительном туризме естественна и натуральна, т.к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время спортивно-оздоровительный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания; — в условиях современного стрессового пространства, спортивно-оздоровительный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживаемости населения.
Таким образом, спортивно — оздоровительный туризм по своему предназначению является школой адаптации населения к стрессовым ситуациям в жизни современного общества. Государством должны быть предусмотрены финансовые средства для поощрения и развития движения спортивно-оздоровительного туризма. Да и сам человек на туризм тратит минимальные финансовые средства (не нужны дорогостоящие стадионы, бассейны и другая материально-техническая база) — необходимы лишь туристские клубы в городе, как организационно — методические и просветительские центры, дешевое туристское снаряжение и система туристских приютов.

1.3 Проблемы современного спортивного туризма Созданная в течение десятилетий система спортивного туризма минимально ограничивает инициативу путешественников. В настоящее время спортивное путешествие можно оформить к любой точке земного шара, при этом каждый может стать руководителем группы, лишь бы он обладал опытом участия в путешествии той же категории сложности и опытом руководства в путешествии, которое на одну категорию проще. Остальные члены команды обязаны иметь опыт участия в более простом (на одну категорию) путешествии. Помимо этого основного принципа Правилами оговорены исключения, позволяющие более полно учесть фактический опыт путешественников (например, альпинистский опыт или опыт в других видах спортивного туризма). Мастерский уровень в спортивном туризме связан с руководством в путешествиях высших (5-й и 6-й) категорий сложности. Поэтому, совершая по два путешествия в год, одаренный спортсмен достигает этого уровня за 5 — 6 лет.
В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме — речные пороги. Классифицированные препятствия составляют основу методики сравнения путешествий по их сложности. Это похоже на оценку сложности программ по гимнастике или фигурному катанию. С блеском исполненные наиболее сложные путешествия выдвигаются на первенство Москвы и на чемпионат России.
Организация и проведение спортивных путешествий подчиняются Правилам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. В этих Правилах аккумулируется опыт многих поколений путешественников. Поэтому при их выполнении гарантируется достигнутый в спортивном туризме уровень безопасности. Контролирует это система маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). В частности, МКК проверяет подготовленность группы к выходу на маршрут и соответствие опыта участников путешествия его сложности. [7, стр.78]
В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности. Если путешествия первой категории сложности посильны для новичков, то путешествия шестой категории экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные «шестерки» на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные «шестерки» это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные «шестерки» это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.
Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя — первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.
При возрастающем общем интересе народа к горам, прогулкам на природе, походам, экстремальным видам спорта — в последние 10-15 лет наблюдается заметный спад именно спортивного туризма, то есть официально зарегистрированных категорийных походов. Даже «единичек» стало недопустимо мало для такого большого города, как Краснодар.
Разобраться в чём же причина, не особо вдаваясь в философию, довольно непросто, потому как, тут все в одной куче — и «разрыв поколений», и крайне пассивная (если не сказать более) политика «высшей власти» в лице ЦМКК (Москва), и присутствующий в обществе «менталитет» всеобщего равнодушия, разобщенности, крайне неэффективная работа клубов и т.д. [29, стр.215]
Хотя потребность в спортивном туризме у молодежи — есть. И это наглядно видно по тому, что в федерацию (маршрутно-квалификационную комиссию) постоянно приходят молодые люди и просят определить их в поход или помочь начать заниматься в секции или клубе.
Казалось бы — власти, разные комитеты и департаменты, должны быть в первую очередь заинтересованы хоть в поддержке спортивного туризма, потому что это действительно сильное реальное средство для направления буйной энергии молодежи в «мирное русло», эффективный способ оздоровления (касаемо туризма в его «легкой форме», до тройки) народонаселения, это не требующих больших затрат способ пропаганды здорового образа жизни, обучения населения элементарным навыкам грамотного поведения в природной среде и многое, многое другое.
Но — никакой помощи нет. Даже самых скудных средств на проведение школ и семинаров — нет, федерация спортивного туризма края, работает на голом энтузиазме, энтузиазма и «боевого задора» у ее руководства хватает, но некоторые вещи — например, семинары, школы, соревнования и слеты на нормальном уровне — совсем нет финансовых средств.
Как следствие — понижение общей грамотности руководителей и участников, разобщенность, отсутствие стимулов к росту организованного туристского движения в крае.
Подобное положение вещей, в первую очередь, отражается на безопасности походов и путешествий. И определенные «горькие плоды» — мы уже начинаем пожинать.
Таким образом, клубы начали превращаться в некое подобие «закрытых обществ», которые варятся в собственном соку и кроме отстаивания «корпоративных интересов в Интернет-склоках», не проявляют особого рвения ни к большому спорту (классу четверок-пятерок-шестерок на уровне чемпионата России), ни к толковому воспитанию молодежи, ни к пропаганде спортивного туризма. На предложение взять в единичку какого-нибудь пришедшего нового желающего, клубы не охотно за это берутся.
Сложившаяся тенденция неминуемо ведет к деградации и умиранию всего дела спортивного туризма.
А дело это (спортивный туризм) — уникальное и существует только у нас, в России и надо не только не дать ему угаснуть, но постараться поднять на былые высоты.
Одна из главных причин, которая лежит на поверхности — низкий уровень понимания того, что такое официальный, спортивный туризм, зачем он вообще нужен и что делать, если ты вдруг захотел пойти (повести) категорию.
Если с многими другими причинами бороться сложно по причине их скрытости и маловнятности, то с этой — вполне посильно.
Хотя бы активной пропагандой спортивного туризма, как явления, повысить информированность «народных масс».
Для решения данных проблем, по мнению автора, следует принять следующие меры:
Если в городе и крае еще остались туристы, которым не безразлично состояние спортивного туризма — нужно вести разъяснительную работу на местном уровне, в своем кругу общения. А круг общения у многих весьма велик.
Стараться «продвигать» статьи или сюжеты нужного направления в СМИ.
Весьма эффективно на наш взгляд может быть деятельность добровольных «турорганизаторов» в рабочих коллективах и особенно в студенческих.
Интерес у людей есть, а от турорганизатора не требуется каких-то сверхъестественных способностей, кроме здорового энтузиазма — по большому счету даже туристических навыков не требуется. Не путать с руководителем туристской секции.
В задачи турорганизатора входит:
1. Заинтересовать своих сотрудников (*сокурсников) горами и «зажечь идеей» куда-нибудь сходить.
2. Разъяснить отличия между спортивным походом и пикником
3. Прийти в федерацию спортивного туризма своего края и объявить о своем желании сходить в горы. Они всегда смогут помочь и подсказать маршрут, найти руководителя согласно вашим целям, задачам и возможностям.
Спортивный поход состоит из трех важных составляющих:
1. Выпуск. Нужно прийти в маршрутно-квалификационную комиссию (далее МКК), заполнить документы (маршрутную книжку на категорийный поход, маршрутный лист на некатегорийный). После чего члены МКК рассмотрят ваш маршрут с целью — помочь вам безопаснее и эффективнее построить нитку маршрута, проконсультируют по всем интересующим вопросам и вынесут вердикт: выпустить. После этого МКК контролирует контрольные сроки (срок возвращения) и в случае чрезвычайного происшествия, немедленно начинает волноваться и принимать меры по вашему розыску.
2. Непосредственно сам поход. О вашем походе должны быть проинформированы спасательные формирования в зоне, чьей ответственности проходит нитка маршрута. Поэтому святая святых — отметка и снятие с учета в спас. отряде.
3. Защита похода. Вернувшись домой, руководитель и участники начинают заниматься составлением отчета о путешествии согласно образцу и нормативным требованиям. Когда отчет готов — руководитель приносит его в МКК, МКК рассматривает и если никаких вопросов нет — поход считается защищенным и участникам выдаются справки о присвоенной категории.
Необходимость данной регистрации связанны с тем, что подобные неорганизованные группы являются наиболее частыми «клиентами» МЧС.
Качество подготовки их «условных руководителей и участников» и соответствие их опыта маршруту путешествия — никто не проверяет, следовательно несерьезное отношение к своей группе — несерьезное отношение к своему походу — несерьезное отношение к горе — несчастный случай. Серьезный поход или восхождение требует серьезного к нему отношения и серьезной подготовки. Маршрутная книжка — дисциплинирует и участников и руководителя, подчеркивает серьезность задуманных планов и ответственное отношение.
Таким образом, проблемы спортивного туризма связанны в основном с отсутствием должного финансирования, низкой квалификацией новых мастеров, а также потерей общего интереса к профессиональному спортивному туризму. Современная тенденция диктует массовость туризма, но не профессиональность.

Глава II. Анализ спортивных походов на основании информации федерации спортивного туризма 2.1 Анализ результатов спортивных походов, основанных на выводах обработки паспортов-отчетов, представленных региональными федерациями спортивного туризма в 2007 г. На основании информации ФСТ был произведен анализ статистической информации о количестве совершенных походов и путешествий в России в 2007 году, полученной из паспортов-отчетов коллективных членов ТССР — региональных федераций спортивного туризма. Такой анализ выполнялся как в рамках судейства Чемпионата России по спортивному туризму (по спортивным походам, путешествиям и турам) 2006 года в рамках подведения итогов регионального зачета, так и был дополнен данными паспортов — отчетов, сданных после апреля 2007.
При обработке паспортов-отчетов в том числе для регионального зачета судейской коллегии пришлось столкнуться как с обычными недоработками: недозаполненностью таблицы 12 в части количества участников походов по конкретным видам туризма и категориям сложности, отсутствием суммы походов (участников) по столбцам, несвоевременным предоставлением паспортов-отчетов, так и со сложностью анализа, связанного с предоставлением сведений о спортивных турах совместно со спортивными походами, предоставлением паспортов-отчетов не от региональных МКК, а от зональных или от подведомственных региональным и др.
В общей сложности было получено 29 паспортов-отчетов из регионов, где проживает 69 505 тыс. чел., которые можно было подвергать обработке. Из них только 16 регионов с численностью населения 47 684 тыс чел., содержали сведения и о количестве походов, и о количестве участников походов, остальные содержали сведения только о количестве походов.
На основании обработки паспортов-отчетов было получено несколько косвенных результатов, важных для понимания процессов и тенденций, идущих в современном спортивном туризме. Основные результаты обработки поступившей информации в виде паспортов-отчетов для подведения регионального зачета 2007 г. говорят о следующем:
а) аппроксимированное количество категорийных туристских походов в России по видам туризма и категориям сложности, рассчитанное на основании присланных паспортов-отчетов за 2007 г., приведено в табл.1:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1
Виды
туризма
Количество походов по видам туризма и кат. Сложности
Ито
го
1
2
3
4
5
6
водный
815
495
414
315
130
52
2221
пешеходный
1328
416
146
61
31
10
1992
горный
382
238
92
69
31
19
831
лыжный
332
205
100
31
19
12
699
спелео
175
84
67
25
25
0
376
Вело
71
40
38
15
10
0
174
другие
48
19
40
27
2
0
136
авто-мото
31
27
6
6
6
0
76
Итого
3182
1524
903
549
254
93
6505
Примечания:
1. Исходный обсчет велся по 29 регионам с численностью населения 69505 т. чел.
2. Коэффициент аппроксимации составляет 2,0885403.
б) аппроксимированное количество участников категорийных туристских походов в России по видам туризма и категориям сложности, рассчитанное на основании присланных паспортов-отчетов за 2007 г., приведено в табл.2:

Таблица 2
Виды
туризма
Количество участников категорийных походов по к. с.
Итого
1
2
3
4
5
6
водный
8585
6262
4673
3556
1193
645
24914
пешеходный
15100
4280
1598
539
286
116
21919
горный
3869
2411
825
569
326
167
8167
лыжный
3346
1930
1083
350
170
100
6979
спелеотуризм
1403
1114
956
362
390
0
4225
велотуризм
472
256
262
131
61
0
1182
авто-мототуризм
231
347
91
64
76
0
809
другие
782
380
533
469
12
0
2176
Итого
33788
16980
10021
6040
2514
1028
70371
Примечания:
1. Исходный обсчет велся по 16 регионам с численностью населения 47684 т. чел.
2. Коэффициент аппроксимации составляет 3,0442915.
3. По данным подобных расчетов количество участников категорийных походов составляло в 2001 г. — 50,7 т. чел, в 2002 г. — 58 т. чел.
 в) средний размер туристских групп по видам туризма и по категориям сложности приведен в табл.3:
Таблица 3
Виды
туризма
Размер тургрупп по видам туризма и категориям сложности 
Итого
1
2
3
4
5
6
водный
10,5
12,6
11,3
11,3
9,2
12,4
11,2
пешеходный
11,4
10,3
10,9
8,8
9,2
11,6
9,9
горный
10,1
10,1
9
8,2
10,5
8,8
9,8
лыжный
10,1
9,4
10,8
11,3
8,9
8,3
10
спелео
8
13,3
14,3
14,5
15,6
0
11,2
Вело
6,6
6,4
6,9
8,7
6,1
0
6,8
другие
16,3
20
13,3
17,4
6
0
16
авто-мото
7,5
12,8
15,2
10,7
12,7
0
10,8
Итого
10,6
11,1
11,1
11
9,9
11
10,8
Примечания:
1. Обсчет велся путем деления аппроксимированного количества участников категорийных походов в стране на аппроксимированное количество тур. групп в стране.
2. При аппроксимации небольших значений погрешность определения резко возрастает, что следует иметь в виду при рассмотрении конкретных значений для слабо развитых видов туризма, а также для походов 5-6 к. с.
е) сведения об уменьшении количества туристских групп по мере возрастания категорий сложности по разным видам туризма приведено в табл.4:
Таблица 4
Примечания:
1. Идеальным соотношением между количеством тургрупп при данном обсчете должно являться 100: 50: 25: 12,5: 6,2: 3,1. Нарушение соотношений в некоторых видах туризма свидетельствует, в первую очередь, об ощутимом несоблюдении правил выпуска групп на маршруты во многих МКК либо несовершенстве принимаемых решений по правилам. Так, включение спортивных туров в один ряд со спортивными походами, которые резко различаются по своим закономерностям образования, заметно повлияло на общую картину статистического распределения спортивных походов.

д) процентное соотношение между количеством участников категорийных туристских походов по видам туризма и по категориям сложности приведено в табл. 5.
Таблица 5
Виды
туризма
Доля туристов,%, по походам к. с.
Итого
1
2
3
4
5
6
пешеходный
68,9
19,5
7,3
2,5
1,3
0,5
100
водный
34,4
25,1
18,8
14,3
4,8
2,6
100
горный
47,4
29,5
10,1
7
4
2
100
лыжный
48
27,7
15,5
5
2,4
1,4
100
велотуризм
39,9
21,7
22,2
11,1
5,1
0
100
авто-мототуризм
28,6
42,9
11,2
7,9
9,4
0
100
спелеотуризм
33,2
26,4
22,6
8,6
9,2
0
100
другие
35,9
17,5
24,5
21,6
0,5
0
100
Итого
48
24,1
14,2
8,6
3,6
1,5
100
Примечания:
1. Идеальным соотношением между количеством участников в походах разных к. с. является 50,8: 25,4: 12,7: 6,3: 3,2: 1,6. Наиболее близким к этому соотношению является обстановка в горном и лыжном туризме. Заниженные значения доли участников в походах 1 к. с. говорят о том, что при выпуске групп в походы 2 и более высоких к. с. идет весьма заметное превышение доли «30-процентников». Нарушение соотношения в водном туризме на уровне 3 и 4 к. с. может быть частично объяснено появлением заметного количества туристских групп, проходящих маршруты в виде спортивных туров. Аномально высокое значение доли участников 1 к. с. в пешеходном туризме может быть объяснено влиянием школьного туризма, где в отличие от «любительского» спортивного туризма действуют более жесткие организационные формы.
2. Для сравнения с нижней строкой приведем имеющиеся аналогичные данные за 2001 год:
51,3 — 23,8 — 13,5 — 6,6 — 3,4 — 1,4. Хорошая сходимость результатов говорит о достаточно высокой объективности получаемых сведений.

Выводы и предложения:
1. Отмечен рост количества участников категорийных походов в 2007 году на 21% по сравнению с 2006 годом. Зафиксировано проведение 6,5 тысячи категорийных походов и участие в походах 70 тысяч человек.
2. Зафиксирован выход туристов-водников на первое место в России по отношению к другим видам туризма как по количеству походов, так и по количеству участников.
3. Подтверждена замеченная ранее закономерность о том, что количество участников категорийных спортивных походов в зависимости от категорий сложности походов подчиняется закону геометрической прогрессии со знаменателем 0,5.
4. Выявлена на базе табл.5 перспективная форма анализа видов туризма по процентному соотношению количества участников в походах различных категорий сложности.
5. Показана перспективность ведения в течение нескольких лет сведений, содержащихся в табл.1 и 2, которая позволяет выявлять некоторые тенденции развития спортивного туризма.
2.2 Анализ причин трагедий в спортивных походах Обычно все причины события тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Нередко их даже трудно выяснить и разграничить, потому что в каждом конкретном примере одни и те же обстоятельства могут выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая закономерность и случайность события. Так, повышенно опасный участок маршрута создает объективные условия для травматизма туристов, а кто пострадает на нем — будет в значительной степени делом случая. И наоборот, травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека есть закономерное явление, а место несчастья определится случаем.
Подобная сложность, взаимозависимость и комплексность факторов возникновения несчастных случаев позволяет считать далеко не исчерпывающим традиционное деление опасностей в туристском путешествии на две большие группы: опасности, вызванные недостаточной физической, технической и моральной подготовкой — людей и их неправильным поведением, и опасности, обусловленные рельефом и климатическими факторами. Трудно согласиться и с утверждениями, что главной опасностью туризма являются только сложные маршруты и опасные участки пути (т.е. объективные причины). Вместе с тем нельзя признать виновниками всех несчастных случаев в туризме одних людей (субъективный фактор). [28, стр42]
Подавляющее большинство несчастных случаев в туризме непосредственно не связано с высокой сложностью походов, маршрутами в отдаленных районах, опасными препятствиями. Не оказывают решающего влияния на вероятность травматизма, как правило, ни погодные условия, ни плохая видимость, ни время суток. Определенное увеличение риска отмечается при некоторых видах передвижения, категориях сложности и в отдельные сезоны.
Все это говорит о том, что нельзя снизить туристский травматизм, например, с помощью рекомендаций о замене сложных путешествий походами по легкодоступным маршрутам. Подобный путь отталкивает от организованного туризма наиболее опытных, проводящих большую общественную работу активистов-спортсменов и лишает новичков инструкторских кадров.
Отказ от сложных маршрутов одновременно означал бы и отказ от маршрутов наиболее интересных, пролегающих по самым живописным и экзотическим районам страны, куда имеется естественная тяга всех увлекающихся туризмом. Заменить же в этих районах сложные маршруты простыми, с сохранением того же объема получаемой людьми полезной информации, тех же положительных эмоций сейчас не представляется возможным. Главным направлением для «обезвреживания» маршрутов (речь об «обезвреживании» туристов пойдет дальше) в настоящее время, очевидно, могут быть: последовательное и планомерное (но не ломающее ландшафта и не лишающее его основных достоинств для путешественников) благоустройство наиболее популярных трасс походов; сооружение простейших приютов или опорных пунктов, располагающих набором продуктов для туристов, средствами медицинской помощи, фондами спасательного снаряжения, радиопередающими устройствами для связи с туристской контрольно-спасательной службой. Все это, несомненно, поможет устранить источники опасности, зависящие от самих маршрутов.
В будущем, по мере развития технического прогресса, вероятно, будут сооружаться устройства, почти полностью исключающие риск на маршруте «по вине природы [32, стр.54]
На маршруты, отличающиеся повышенной опасностью способа передвижения и сезона (например, в весеннее время по порожистым рекам, когда обычно стоит неустойчивая погода, часто мало известен характер естественных препятствий, а туристы еще не успели войти в надлежащую спортивную форму), целесообразно допускать только группы, имеющие повышенный „запас прочности“.
Применение ограничений к маршрутам требует вдумчивого подхода. Автотранспорт принес с собой жертв в тысячи раз больше, чем туризм, но никто не ставит вопрос об уменьшении скорости автомашины до скорости пешехода. Хотя одно это могло бы, вероятно, приблизить к нулю число несчастных случаев на транспорте со смертельным исходом. Очевидно, что такая цена безопасности была бы чрезмерной. Вместе с тем с успехом применяются ограничения скорости до 40 или 60 км в зависимости от конкретной опасности возникновения аварийной ситуации.
Такой же подход целесообразен и по отношению к сложным, не лишенным опасности, спортивным маршрутам — маршрутам, приносящим несомненную пользу тем, что они воспитывают мужество, упорство, решительность, дают важные прикладные навыки, оттачивают чувство коллективизма и взаимовыручки, формируют настойчивость в достижении поставленной цели. [26, стр.41]
Необходимо отметить, что при определении их опасности нельзя исходить из одних объективных условий местности, сезона или вида туризма. Характерная особенность организованного спортивного туризма как раз и состоит в том, что для каждой категории людей устанавливается свой предел допустимой сложности путешествия (в определенном виде передвижения), выше которого, при данном уровне их опыта, им дороги нет. Иными словами, чем меньше опыт путешественника, тем объективно безопаснее разрешаемый ему маршрут. Подобная строгая регламентация ставит начинающего туриста в более выгодное положение по сравнению, например, с молодым мотоциклистом или геологом. И она же позволяет по-иному относиться к объективным показателям опасности маршрута.
Так, владелец мотоцикла, едва получив права, вливается в общий поток интенсивного уличного движения. Для него открыты самые сложные маршруты по городу, самые опасные перекрестки. А затем приходится отмечать, что мотоциклисты, опыт вождения которых составил менее 6 месяцев, имеют на своем счету по сравнению со средним показателем в 2 раза больше дорожных происшествий.
Выпускник геологоразведочного факультета, направленный на работу в отдаленную партию, за несколько „полевых“ месяцев пройдет десятки маршрутов, хотя и без установленной категории сложности, но тем не менее не лишенных ни трудности, ни опасности. Пройдет, руководствуясь производственной необходимостью, а не обязательным соблюдением правил „от простого к сложному“. Возможно, поднимется по крутому камнепадоопасному склону или сплавится по малоизвестной реке. И, конечно, на первых порах будет подвергаться большей опасности несчастного случая.
В этих примерах правомочно говорить о том, что существуют занятия, работа, маршруты потенциально опасные и степень их опасности меняется от минимума — для людей опытных — до максимума — для новичков.
По отношению к правильно организованному туризму можно утверждать другое: есть маршруты и виды путешествий потенциально опасные, но степень их опасности минимальна для людей, имеющих право на их прохождение. Иные категории людей на этих маршрутах должны быть исключены. [29, стр.82]
В одной трети актов разбора несчастных случаев в разной мере, но отмечаются ошибки пострадавших или их товарищей в использовании предметов снаряжения. Важно и другое: как экстремальные погодные условия практически никогда не бывают главной причиной несчастного случая, а лишь выявляют допущенные туристами недочеты в проведении путешествия, так и снаряжение служит лишь индикатором их готовности к встрече с опасностями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Итак, нельзя одни виды снаряжения считать опасными, а другие — безопасными, поскольку эти качества находятся в прямой зависимости от правильности использования снаряжения. Кроме того, опасность надо понимать не только как возможность прямого отрицательного воздействия предмета (например, взрыв примуса), но и как увеличение риска путешествия при отсутствии или порче снаряжения (опасность обморожения, если нет теплой одежды, опасность потери ориентировки, когда испорчен компас).
Вместе с тем можно выделить те виды снаряжения, которые при неумении туриста приносят наиболее тяжелые травмы. К ним в первую очередь относятся средства передвижения: автомашины, мотоциклы, велосипеды, байдарки, плоты. Более правильному использованию и дооборудованию их предохранительными устройствами должно быть уделено особое внимание. Статистика дорожных происшествий отмечает, что в местах принудительного внедрения предохранительных поясов и защитных шлемов число повреждений снизилось более чем вдвое.
Улучшение туристского снаряжения, применение страхующих и защитных устройств, конечно, уменьшит травматизм. Однако ясно и то, что процент несчастных случаев, где плохое состояние и неправильный подбор снаряжения служили бы основной причиной травматизма путешественников, невелик. Значительно чаще снаряжение должно фигурировать лишь как одно из второстепенных обстоятельств, способствующих созданию небезопасной обстановки на маршруте.
Повсеместное введение единых, конкретизированных по видам передвижения и категориям сложности, контрольных нормативов позволило бы определять до путешествия степень развития основных физических качеств туристов (силу, выносливость, ловкость, равновесие), их техническую подготовку.
В настоящее время при выпуске группы на маршрут у ее членов чаще всего проверяют лишь степень теоретических познаний, знакомство по литературе с намеченным районом путешествия, соответствие предыдущего опыта (по предъявляемым справкам) намечаемому маршруту. Но объективно судить о физической и технической подготовке этих людей в данный конкретный момент никто не может; даже они сами, несмотря на то, что провели перед путешествием несколько тренировочных выходов. Количественные показатели нормативов были бы здесь очень кстати.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что недостаточный уровень опытности туристов и особенно случаи несоответствия между подготовленностью путешественников и сложностью маршрутов являются одной из самых распространенных причин травматизма. [28, стр.157]
Повышение опытности позволит сократить до минимума отрицательное воздействие многих факторов, которые временно повышают подверженность туристов несчастному случаю. Именно опыт, как говорят специалисты, формирует в мозговой системе людей своеобразный «блок», предназначенный для страховки от всяких неожиданностей. Поддерживая этот блок в дежурном состоянии, путешественник при опасной ситуации автоматически включает необходимые двигательные системы. Таким образом, опытность предостерегает от неправильных поступков и помогает легко переносить трудности походов, она же формирует у человека на опасных участках бдительность и готовность к экстренному действию.
Таким образом, достигнуть заметного снижения несчастных случаев в туризме какой-либо одной воспитательной кампанией. Только постоянное и систематическое применение многих воспитательных средств, причем не столько для исправления уже «готовых» нарушителей, сколько для профилактической работы с подрастающими поколениями путешественников и с вливающимися в туризм новыми кадрами, может обеспечить определенный успех.
2.3 Анализ конкретной трагедии. Эльбрус очередная массовая трагедия 8-9 мая 2006 г.8 мая 2006 года 12 альпинистов из двух групп г. Москвы (8 чел) и г. Киева (4 чел) не вышли на очередную связь. После восхождения обе группы пошли на спуск и в сложных погодных условиях сбились с пути. Четверо киевлян на ночь укрылись от непогоды ниже его западной вершины. Сбилась с пути спуска и группа из 8 человек из альпклуба ЦСКА (Москва). До места базирования спасателей 10 мая добрался только один москвич Николай Антонов, получивший при спуске травмы и отморожение. Позже семь тел альпинистов были обнаружены поисково-спасательным подразделением.
В Поисково-спасательной операции был задействован вертолёт Ми-8 «ЭльбрусАвиа». Затем были обнаружены тела ещё двух погибших альпинистов, все они опознаны. 19 мая поисковые работы на Эльбрусе продолжили 2 группы спасателей, которые продолжают обследовать юго-восточный и восточный склоны Эльбруса в поисках двух оставшихся альпинистов. Задействованы 50 спасателей и семь единиц спецтехники. Облёт района в это время был не возможен, из-за неблагоприятных погодных условий и спасатели признавали, что шансы на то, что они живы, ничтожно малы. Из 12 альпинистов, пропавших 8 мая выжил только один. Он самостоятельно 10 мая вышел на место базирования спасателей.
Эльбрус с не определенной регулярностью приносит массовые случаи гибели альпинистов и туристов. Что говорит о необходимости тщательной подготовки и серьезному отношению к этой вершине, а также о необходимости установки стационарного приюта и восстановления «Приюта одиннадцати».
Горы открывают двери в небытие и не дают скучать спасателям. (Собрано по материалам различной прессы с подачи ГО ЧС МЧС). В середине мая стало известно об исчезновении группы туристов из г. Ярославля, отправившихся в поход в горы Адыгеи. Группа из пяти человек, 4 мужчины и 1 женщина, в возрасте от 31 до 43 лет, должны были вернуться, в г. Ярославль 13 мая, но ни один из них не вышел на связь, при этом с 6 мая от них не было никаких известий.
Родственники пропавших туристов забили тревогу, после чего сотрудники адыгейского поисково-спасательного отряда начали активные поиски. Спасателям было известно, что группа выехала из г. Ярославля 1 мая в Сочи. Они собирались следовать по маршруту «верховье реки Белой — пос. Гузерипль — г. Майкоп», часть пути планировали пройти на катамаране по реке Белая, поэтому спасатели ведут поиск несколькими группами как вверх, так и вниз по течению реки Белая. Спасателям помогают сотрудники Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Первая группа спасателей, вышла из поселка Гузерипль вверх по течению реки Белая до устья ручья Федорова, в 10 км от пос. Гузерипля, однако никаких следов пребывания туристов не было обнаружено. Затем в район приюта «Фишт» вышла вторая и третья группы спасателей, которые поднялись на перевал «Гузерипльский». Четвёртая группа направлена в район «Фишт-Оштеновского» перевала для установки ретранслятора на вершине «Казачья». Ретранслятор призван обеспечить связь между всеми группами и базой отряда. К поисковым работам была привлечена дополнительная, пятая, группа спасателей, для того, «чтобы можно было с двух сторон прочесать берег реки Белая». Работу спасателей серьёзно затрудняла плохая погода, которая не позволила использовать для поиска авиацию. Перед походом в горы пропавшие туристы не зарегистрировались в спасательной службе. Установлены личности трёх туристов: среди пропавших — корреспондент представительства «Российской газеты» в г. Ярославле Марина Никитина, мужья журналистов ярославской телекомпании «Городской телеканал» Алексей Ануфриев и Андрей Смарагдов.18 мая одна из поисково-спасательных групп, занимающихся поиском ярославских туристов в районе реки Белой в Адыгеи, обнаружила весло, предположительно принадлежащее пропавшим туристам. Весло было найдено примерно в 3 километрах ниже по течению от обнаруженной ранее стоянки туристов. Группа, спасателей, обнаружившая весло, находилась на другом берегу реки, и разглядеть его вблизи не смогла. 19 мая это место было обследовано более тщательно. Всего в поисках к вечеру 18 мая было задействовано 6 групп, в их составе 23 спасателя. Дополнительно на место поисков готовы вылететь спасатели из г. Ярославля, однако адыгейские спасатели сообщили, что необходимости в этом нет. «Спасателями поисково-спасательного отряда в 10 километрах ниже приюта Фишт на левом берегу реки Белая обнаружен второй привал туристов, 4 весла, разобранная рама катамарана. Баллонов от катамарана на месте не обнаружено. К поискам подключена дополнительная седьмая группа спасателей. Неблагоприятные погодные условия — низкая облачность — не позволяют в поисках задействовать авиацию». Предполагалось, что путешественников подвела старая географическая карта, на которой обозначенной тропы не существует, а спуск по реке был невозможен из-за поднявшегося уровня воды в реке Белая. О камни сломали все весла, кроме того, спускаться в горах оказалось непросто. Иногда за день здесь удавалось пройти не больше 200 метров. Когда продукты подошли к концу, туристы варили суп из крапивы.18 мая, на четвёртый день поисков, туристы сами вышли в лагерь спасателей, находившийся в «пьяном лесу», на правом берегу реки Белая, 10 — 12 км от горного поселка Гузерипль и ночь с субботы на воскресенье 19 мая провели в лагере спасателей. Впервые за две недели они приняли душ, поели и выспались. Почти три недели туристы блуждали в горах. Этот участок один раз уже обследовали спасатели, но решили осмотреть еще раз. Данная местность считается одной из самых сложных мест в районе хребта Каланча. Спасатели называют её «пьяный лес» — это косо выросшие деревья в плотных зарослях густого кустарника. Здесь также очень много водопадов, отрогов и скал. Всё это могло стать причиной задержки туристов. Спасатели МЧС дважды разминулись с ними из-за тумана и проливного дождя. Поиски ярославских туристов вели шесть групп спасателей, в составе 29 человек и был задействован вертолёт (правда, не понятно когда), наверно для доставки из Гузерипля в Майкоп, ибо спасатели сопроводили их в этот горный поселок, а откуда отправили в Майкоп, где их встретили родственники и друзья. По мнению спасателей, поиски были осложнены из-за безответственности самих туристов. Комментарий: Если бы группа встала на учёт в ПСС, всё равно никакой новой информации о месте поиска они бы не получили, а работу спасателей затруднял не растаявший в горах снег, по которому было очень трудно передвигаться. К тому же, сильный дождь и плохая видимость в районе Фишт-Оштенского горного массива несколько дней не позволяли спасателям вести поиск с воздуха. Врачи говорят, что путешественники вне опасности, но сильно истощены. Состояние туристов удовлетворительное, медицинская помощь никому из них не понадобилась. Спасатели считают, что этот маршрут никогда не был туристским. Комментарий: Вот это квалификация! Маршрут плановым не был, но туристским может быть любой участок местности, даже кажущийся спасателям не проходимым. Именно сложность выбранного пути и неподготовленность группы считаются основной причиной ЧП. Комментарий: А большая вода в реке Белая не в счёт?
«Этот район мы прочесываем второй раз». Комментарий: 2000 долларов (10 000 рублей) по мнению прессы, затрачивается на работу только одного спасателя в сутки.27 (29) спасателей были задействованы в поисках ярославских туристов и в последний день к поискам впервые подключили вертолёт. Собственно говоря, я почему привожу расчёт. Далее 10000 руб. х 4 дня х 29 =1160000 руб., если бы спасатели не состояли на госслужбе и не получали за это заработную плату и связь и машины, если бы брались в аренду, как вертолёт, на стороне, иначе так и так за их содержание будет уплачено. Разве такие поисковые работы не стоят одних учений, которые проводятся регулярно, или участие в соревнованиях спасателей, которые ГО ЧС всегда любит устраивать в разгар туристско-альпинистского сезона, то выходит, что эта арифметика совсем не корректна, по отношению к туристам, попавшим в сложное положение. Ведь это работа такая спасать людей, не запугивать сомнительной информацией из которой, кстати, осталось, не выяснено: дошли ли туристы до реки Белой, собирали или нет катамараны, и в какой момент решили отказаться от сплава. Вопросов больше, чем ответов. И если учесть, что по общепринятой в спортивном туризме практике, контрольные сроки назначаются на 2 — 3 дня позже, чем фактические, как раз на то самое время задержки из-за непогоды, пережидание паводка, и сложного маршрута. Получается, что вся эта суета была бурей в стакане с подогревом негативных настроений обывателя к путешествующим. А журналистам из этой группы надо знать, что есть маршрутно-квалификационные комиссии, которые рассмотрят Ваш запланированный маршрут, дадут рекомендации и выдадут маршрутные документы, если Ваш опыт соответствует заявленному маршруту. Если нет, то предложат другой маршрут, соответствующий Вашему опыту.

Заключение Таким образом, в настоящее время, когда, казалось бы, индустрия туризма находится на подъеме, профессиональная сфера как была узконаправленной, так и остается. Кроме того, наблюдается спад развития узко-профильного обучения и подготовки именно спортсменов туристов. В результате чего, можно сделать вывод о количественном, но не качественном развитии сектора туристкой деятельности.
Отсутствие четкой системы органов обеспечения и управления развитием спортивного туризма на местах, ставит под вопрос подготовку будущих мастеров спорта по туризму. В настоящее время данная область держится порой на голом энтузиазме, самостоятельные походы без должного оснащения и обеспечения безопасности нередко заканчиваются трагедией.
Как было уже сказано выше, индустрия развития туризма, сейчас находится на подъеме и приносит весьма неплохие дивиденды. Но туризм сейчас квалифицируется больше как рекреационная форма отдыха с элементами активного. Все более возрастает интерес к турам выходного дня, к оздоровительному, словом ко всему что приносит удовольствие и комфорт. Сейчас конкуренция ведется в отношении степени комфортабельности и доступности качественного отдыха. Такой момент ни как не совместим с областью спортивного туризма.

Список источников и литературы 1.           Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978.
2.           Аркин Я.Г., Вариксоо А., Захаров П.П., Тятте Я. Горный туризм. Таллин: Ээсти Раамат, 1981.
3.           Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: ФиС, 1977.
4.           Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС, 1968.
5.           Власов А.А. " Организация туризма", методические указания и рекомендации для слушателей ФПК, М.: МОГИФК, 1981 г. — 40 с.
6.           Водоходов А.А. Проведение учебно-тренировочных занятий по туризму: учебн. пособие. — А. — Ата., Б.И., 1985. — 79.
7.           Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР, М.: Профиздат, 1990 г. — 576 с.
8.           Герман Хубер. Альпинизм сегодня — М., 1980
9.           Гимнастика и методика преподавания (учебник для ВУЗов) — М,-1987
10.      Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Зеркало, 1996. — 320.
11.      Гостюшин А. В., Шубин С.И. Азбука выживания. — М., Знание, 1996. — 272.
12.      Гусев Э.Д. По туристским маршрутам. — М., Знание, 1991. — 64.
13.      Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях
14.      Гранильщиков Ю.В. От 1А до 3Б. — «Ветер странствий». М.: ФиС, 1976. Вып.11.
15.      Дихтярев В.Л. Вся жизнь поход. — М., ЦДЮТУР, 1999. — 300.
16.      Драгачев С.П. «Туризм и здоровье», М.: Знание, 1984 г. — 95 с.
17.      Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. М.: ФиС, 1985.
18.      Кузьмин Е.М. Туристу-лыжнику: Медико-гигиенические аспекты. Петрозаводск: Карелия, 1983.
19.      Кропф Ф.А. Спасательные работы в горах. М.: Профиздат, 1975.
20.      Методические рекомендации по подготовке отчетов о самодеятельных туристских путешествиях. М.: ЦРИБ «Турист», 1977.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Место и роль мероприятий проверки, проводимых на стадии доследственного производства
Реферат Ультрафиолетовое излучение
Реферат Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в
Реферат Разработка микропроцессорной системы на базе микроконтроллера для пожарной сигнализации
Реферат Нумизматика
Реферат Valves Essay Research Paper Valves The primary
Реферат Современные методы идентификации подлинности виноградных вин
Реферат Экономико-статистический анализ внешней торговли Красноярского края за 2009 год
Реферат Таможенный документ Грузовая таможенная декларация
Реферат Функционирование общественно-политической лексики в философских произведениях Монтескье перевод
Реферат Представление о самодержавной власти в переписке Грозного и Курбского
Реферат Разноцветная бабочка
Реферат Учет денежных средств 2 Правила составления
Реферат Educational Policy In Malaysia Essay Research Paper
Реферат А. Ф. Лосев философ культуры Вобширном наследии А. Ф. Лосева большинство текстов имеет прямое отношение к истории или теории культуры. Между тем нет ни одной работы, непосредственно посвященной теории в частности