Реферат по предмету "Социология"


Элементы профессионализма в социальной работе

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Системаценностей и этика
2. Функции социальнойработы
3. Методысоциальной работы и практические умения их применения
4.Человеческиеотношения как основной элемент практики
5.Модели структуры организации социальной работы
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии связанс реализацией таких ценностей, как возможность для творчества,квалифицированного и карьерного роста, получения материального вознаграждения,включения в определенную сферу трудовой деятельности, общественногопроизводства.
Профессия – от лат. специальность –это определенный вид трудовой деятельности в рамках структуры потребностейконкретных предприятий в кадрах, сложившейся на основе разделения труда.
В разных странах мирастановление социальной работы как отдельной профессии произошло в середине – второй половине ХХ века. Предпосылками выделенияпрофессии социального работника стали различные допрофессиональные формысоциальной работы (благотворительность, церковно-приходская и общинная помощь,деятельность различных общественно-политических движений и филантропическихобществ, идеи гуманизма и просвещения и т.п.)
Профессиональнаясоциальная работа несет в себе определенные ключевые элементы независимо оттого, в какой стране или культуре она проводится. Это следующие элементы:
1) система ценностей ипрофессиональная этика, основанная на этих ценностях;
2) функции социальнойработы;
3) базовые знания;
4) методика ипрактические умения по ее применению;
5) человеческиеотношения как основной элемент практики социальной работы.

1.СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ЭТИКА
Система ценностей и этика.Основная ценность социальной работы – эторавнозначная ценность каждого человека. Равенство и справедливость являютсядвумя жизненно важными принципами социальной работы.
Право людей насамоопределение – это еще одна основнаяценность, которая должна максимально возможно учитываться в практическойработе. Не всегда имеется возможность следовать этому принципу, так каксамоопределение отдельных людей может нарушать права и благополучие других.Например, в соответствии со своими этическими нормами социальные работникинесут профессиональную ответственность за защиту и охрану наиболее незащищенныхгрупп населения, неспособных защитить себя (дети, пожилые, инвалиды, т.п.).
Социальные работникипризваны поддерживать независимость своих клиентов. Этот принцип означает, чтоспециалисты не должны контролировать своих клиентов в большей степени, чем этонеобходимо для обеспечения самостоятельности функционирования социальнонезащищенных категорий граждан. Именно достижение субъективной независимости, ане поддержание зависимости или созависимости является целью социальной работы.В случаях, когда у клиента слабо развита способность лично контролировать своидействия, общество наделяет социальных работников полномочиями осуществлятьконтролирующие функции. В качестве примера можно упомянуть работу снесовершеннолетними преступниками. Контроль, осуществляемый социальнымиработниками, нацелен на помощь клиенту в развитии способности самостоятельноконтролировать свою жизнь и деятельность.
Действия социальныхработников направлены на предотвращение социальной изоляции (исключения) иограничения в социальных правах. Они способствуют интеграции различныхизолированных групп и меньшинств в нормальную жизнь общества, соблюдаяравенство людей независимо от их расы, пола, национальности, политическойидеологии, возраста, религии, умственных и физических способностей и прочихфакторов. Социальные работники должны предотвращать возможность сегрегациилюбой группы населения. Это называется принципом включения в противоположностьсоциальному исключению (изоляции) групп населения и отдельных людей изотдельных сфер жизнедеятельности.
Социальные работникиобязаны предотвращать возможность проявления насилия в любой его форме.
Социальные работникидолжны соблюдать право своих клиентов на конфиденциальность. Очень частовопросы, обсуждаемые с социальным работником, носят интимный характер исодержат сведения, не предназначенные для огласки. Поэтому важно, чтобы клиентмог доверять социальному работнику и быть уверенным в соблюдении тайныпереговоров или предоставленной информации. Если возникает необходимостьподелиться информацией с еще каким-либо заинтересованным лицом, всегда следуетпредварительно обсудить подобную возможность с самим клиентом.
При работе с клиентамисоциальный работник должен поощрять и ценить участие и вовлеченность самихклиентов в процесс оказания помощи и поддержки.
Социальный работникнесет личную ответственность за соблюдение профессионального кодекса этики. Онберет на себя ответственность за свои профессиональные решения, а такжеморальные и политические обоснования подобных решений. Он также несетпрофессиональную ответственность за изучение и обсуждение своихпрофессиональных действий и используемых им методов, а также за цели ирезультаты своей работы.

2.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
Функции социальнойработы. Социальная работа как профессиональная деятельность развивалась длявыполнения определенных функций в обществе. Функция социальной работы какпрофессии в обществе — предотвращать и исправлять негативные социальные условияи способствовать смягчению трудных жизненных ситуаций. Ее функция такжезаключается в предоставлении возможностей гражданам и категориям населения,уровень доходов которых ниже установленного прожиточного минимума, путемсоздания условий для их функциональной дееспособности, поощряя их участие вобщественной жизни и поддерживая их рост к повышению контроля над своей жизньюи поступками.
Функции социальнойработы могут быть описаны как функции в отношении клиента, организации,собственной профессии, общества в целом.
Функции социальнойработы в отношении клиентов. В ситуацию нарушения социального функционированияклиента вовлекаются социальные и социально-психологические (включаяэмоциональные, интеллектуальные, религиозные и прочие) факторы. Всестороннийанализ социальных потребностей и ресурсов клиента в социальной работе являетсяосновой деятельности при:
1) изученииситуации и условий клиента;
2) планированиисодержания работы;
3) выполненииплана работы и вмешательстве в социальную ситуацию;
4) взаимодействиии сотрудничестве с различными специалистами.
Функции социальнойработы в отношении организации. Ответственность социальных работников передорганизацией, в которой они работают, заключается в отслеживании и анализеработы организации с точки зрения интересов клиента. В некоторых учрежденияхсоциальные работники играют роль своего рода адвокатов– общественных представителей и защитников. Социальные работники могуттакже внести свой вклад в развитие организации, передавая свои знания и опыт вобласти влияния на социальные процессы и явления.
Функции социальнойработы в отношении профессиональной деятельности. Согласнопрофессионально-этическому кодексу, социальные работники должны повышать своипрофессиональные знания и навыки. Это означает, что подготовка,исследовательская работа и развитие являются неотъемлемыми элементамипрофессиональной деятельности. Социальный работник должен заниматьсяисследованиями своей работы и усиливать свои практические достиженияпосредством формулирования собственного опыта в письменном виде для последующейпередачи его новому поколению специалистов.
Очень часто социальнаяработа преподается и изучается людьми, которые не являются социальнымиработниками. Даже не смотря на то, что они могут обладать ценными знаниями ивзглядом извне, этого явно недостаточно. Лишь немногие из тех, кто преподаетили осуществляет исследовательскую работу в области социальной работы, самиимеют опыт практической работы в качестве социальных работников. Это являетсяодним из препятствий на пути развития профессиональных методов и методики.
Функции социальнойработы в отношении общества. Очень часто социальные работники осуществляю воюдеятельность в ситуациях, когда люди предпочитают не признаваться в своихпроблемах. Это работа с людьми, которые не могут защитить себя сами или не способны адаптироваться к любого родапеременам в своем социальном и экономическом окружении. Обязанность социальныхработников – информировать о подобных вопросахне только свои собственные организации, но и общество в целом. Они могутвыступать в качестве своего рода системы обратной связи для тех, ктопроектирует жизненно важные функции общества. Это относится не только ксоциальным услугам и пособиям, но также и к образованию, самореализации граждани формированию жизненно важных предпосылок человеческой жизнедеятельности ифункционирования в обществе.
3МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ.УМЕНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Методы социальнойработы можно рассматривать с нескольких сторон. Раньше общепринятой точкойзрения было определение в качестве методов тех подходов в социальной работе,которые имели определенные области применения:
социальная работа поотдельным случаям, которая применялась как работа с личностью и семьями;
социальная групповая работавключала в себя различные подходы работы с группой, например, с людьми сосхожими социальными трудностями;
семейная социальнаяработа частично разработала свои собственные подходы;
работа ссообществом/общиной включала в себя различные способы работы с соседями ипрочими сообществами;
организационноеразвитие.
Тем не менее, в рамкахкаждой из подобной области применения имеются свои отдельные методологическиеподходы. Поэтому, в настоящее время их называют не методами социальной работы,а уровнями или целями социальной работы.
Наиболеераспространенными ориентирами в определении методов социальной работы можноназвать следующие.
Консультированиевключает в себя различные элементы: совместное изучение возникшей у клиентаситуации – проблемы и перспективы,предоставление информации и консультирование, поддержка через обсуждение иосознание, оказание помощи в получении требуемых услуг и пособий,взаимодействие с другими лицами и организациями, оказывающими помощь исодействие данным лицам. При консультировании социальный работник можетприменять различные теоретические разработки и отдельные методы/методики.
Кризисноевмешательство. Это, как можно увидеть из самого название, вмешательство,которое применяется в некоторых внезапных кризисных ситуациях независимо отпричины кризиса (аварии, заболевания, распад семьи, потеря близкого человека).Кризисное вмешательство основывается на теории общего направлениятравматических процессов, хотя возможны существенные индивидуальные вариации.Вмешательство приводится в соответствие данному процессу. Весьма часто цельюявляется помощь клиенту в выражении и управлении эмоциями, связанными скризисом таким образом, чтобы психическая энергия не оставалась заблокированнойотторжением и защитными стопорами, возникающими для предотвращения болевыхощущений. Кризисные вмешательства обычно осуществляются в течение довольнокороткого отрезка времени.
Социально-психологическаяработа. Это направление для работы с личностью и семьями при как можно болеетщательном учете их личного жизненного опыта и текущих социальных условий.Данное направление также позволяет сфокусироваться на повышении индивидуальныхи социальных ресурсов клиента. Клиенту дается время для того, чтобы онрассказал о своем опыте и ощущениях. Человеческие взаимоотношения междуклиентом и социальным работником являются неотъемлемым элементом данногопроцесса и именно посредством подобных взаимоотношений можно помочь клиентуприобрести большее влияние на свою жизнь. Часто в рабочий процесс включаетсямодификация/изменение социальных обстоятельств. Социально-психологическаяработа может иметь различные вариации в зависимости от теоретической ориентациисоциального работника.
Структурнаяглобализация социальной работы. Такие модели все более и более частоиспользуются в ситуациях, когда в процесс вовлечено несколько сторон, или когдаизменение ситуации клиента (личности или семьи) требует поддержки несколькихдействующих лиц: членов семьи, родственников, школьных учителей, соседей,коллег по работе и т.д.
Управление конкретнымслучаем. Управление конкретным случаем – этообщее понятие в отношении практической социальной работы, когда один социальныйработник координирует различные виды услуг, мероприятий и пособий с цельюобеспечения клиенту разносторонние услуги. Когда во главе всего процессаработы, а также организации финансирования услуг стоит один человек, то можноизбежать риска нарушений и задержек в процессе оказания помощи. При переводеклиента из одной организации в другую, и от одного работника к соответственнодругому, процесс оказания помощи может начать повторяться, ценная информацияможет оказаться не переданной, а сам клиент может начать чувствовать себяпотерянным между различными организациями. Управление конкретным случаем какраз и является одним из способов гарантировать целостность и всесторонность.
Экосоциальная работа.Этот подход делает акцент на экологическом измерении трудных ситуаций путемфокусирования внимания на социальном окружении клиента и людей в целом.Экосоциальная работа определяет контекст проблемной ситуации или прогнозируетсоциальные риски, имеющиеся в планах и действиях частного или государственногосектора. Она часто взаимосвязана с многими действующим лицами, организациями,группами и т.д. Иногда экосоциальная работа может применяться в анализесоциального воздействия муниципального планирования или прочих основных планахгорода, района (любого муниципального образования). Добровольные ассоциациичасто выступают партнерами социальных работников, использующих экосоциальныеподходы. Создание сетей и взаимосвязей часто применяется в экосоциальнойработе.

4.ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИКИ
Социальная работа – эторабота с людьми. Человеческие отношения в социальной работе выполняют многофункций. Если человечное отношение содержит искреннюю заинтересованность вположении другого человека, подлинную оценку его уникальной индивидуальности ижелание поддержать человека в его трудностях, то это может оказатьположительное влияние на личную уверенность и на его видение и восприятиеситуации как таковой. Практика социальной работы подтверждает, что человечноеотношение в социальной работе играет важную роль с самого первого контактамежду социальным работником и клиентом. Очень часто клиент формирует своемнение о работающем с ним профессионале непосредственно в самом началеконтакта. Он – сознательно или подсознательно – или доверяется социальномуработнику или нет. Вопросы, требующие привлечения социальной работы частоглубоко личные и могут вызвать чувство неопределенности. Клиент можетиспытывать чувство настороженности по отношению к властям и специалистам ибояться, что его просьбы будут отклонены. В подобного рода ситуацииуспокаивающее и принимающее отношение может способствовать облегчению положенияклиента и поощрять его к разговору о возникших проблемах.
В дополнение к даннойобщей базовой основе для сотрудничества, человечное отношение может помочьсоциальному работнику получать достоверную и уместную информацию о трудностяхклиента. Если клиент может довериться профессионалу и быть уверенным вконфиденциальности, это облегчит процесс осознания его личных волнений ипроблем.
Человечное отношение всоциальной работе может также само по себе выступать в качестве инструментаоказания помощи. Подобного рода терапевтическое отношение порой требуется в техслучаях, когда у клиента не было возможности получать стимулирующее ростотношение в течение его предшествующей жизни, и его проблемы связаны струдностями в социальных отношениях. Иногда клиент мог подвергнуться жизненнымиспытаниям, которые привели к понижению его веры в свои силы или снижениюспособности управлять своей жизнью. Человечное отношение, направленное наоказание поддержки может поэтапно восстановить чувство собственного достоинстваклиента и его социальные способности.
В человеческихотношениях в общем, а также в профессиональных человеческих отношениях оченьважна непрерывность. Доверие и вера развиваются не в процессе разговоров, а сопытом. Поэтому очень важно, чтобы в складывающихся отношениях было перемен небольше, чем это необходимо. Например, очень часто люди жалуются на то, чтокаждый раз они встречаются с новым врачом или социальным работником. Каждый разим приходится заново начинать строить свое доверие. Важно понять, чтовзаимоотношения – это один из важнейших инструментов процесса лечения иоказания помощи. Когда мы прерываем подобные взаимоотношения без надлежащейпричины, мы лишаемся мощного элемента лечения и эффективного элемента,способствующего переменам.
5.МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
Существует две моделиструктуры организации социальной работы:
1) организация вокругимеющихся проблем (или секторов);
2) организация потерриториальному принципу.
Организация вокругимеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется всоответствии с имеющимися у клиентов проблемами: воспитание детей, оказаниецелевой социальной помощи, профилактика и лечение алкоголизма, реабилитацияинвалидов, поддержка престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычнобывает возможна только в городах, где местные власти могут взять на работунесколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работавсегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работникпредоставлять населению несколько видов услуг.
В некоторыхмуниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровнисоциальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например,социальные работники, оказывающие помощь на дому, могут иметь свой собственныйотдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальныхпедагогов и могут создать свою собственную административную сферу.
В течение 70-х годовмногие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социальной защитыв сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает,что группа специалистов из различных областей социальной работы начинаетсовместную работу по обслуживанию население определенной территории. Былоподсчитано, что оптимальной является территория, где проживает около 2000жителей. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на ихтерритории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получаютвозможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. Ктому же подобная модель позволяет усилить профилактическую работу, так какпоявляется возможность отслеживать проблемы на их ранней стадии. Очень часто потерриториальному принципу организовываются и медико-социальные услуги.
Таким образом,существуют различные тенденции организации профессиональной социальной работы.Независимо от конкретного теоретического подхода и методологическогообоснования, успешная социальная работа предусматривает различные видыорганизационно-управленческого воздействия отдельных социальных субъектов другна друга в процессе решения социальных проблем и улучшения социальногосамочувствия слабозащищенных групп населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный работникнесет личную ответственность за соблюдение профессионального кодекса этики. Онберет на себя ответственность за свои профессиональные решения, а такжеморальные и политические обоснования подобных решений. Он также несетпрофессиональную ответственность за изучение и обсуждение своихпрофессиональных действий и используемых им методов, а также за цели ирезультаты своей работы.
Социальная работа какпрофессиональная деятельность развивалась для выполнения определенных функций вобществе. Функция социальной работы как профессии в обществе — предотвращать иисправлять негативные социальные условия и способствовать смягчению трудныхжизненных ситуаций. Ее функция также заключается в предоставлении возможностейгражданам и категориям населения, уровень доходов которых ниже установленногопрожиточного минимума, путем создания условий для их функциональнойдееспособности, поощряя их участие в общественной жизни и поддерживая их рост кповышению контроля над своей жизнью и поступками.
Существуют различныетенденции организации профессиональной социальной работы. Независимо отконкретного теоретического подхода и методологического обоснования, успешнаясоциальная работа предусматривает различные виды организационно-управленческоговоздействия отдельных социальных субъектов друг на друга в процессе решениясоциальных проблем и улучшения социального самочувствия слабозащищенных группнаселения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Козлов А.А. Практикум социальногоработника / А.А.Козлов, Т.П. Иванова / Ростов Н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
2Литвак Б.П. Великие управленцы: мастер-класс /Б.П. Литвак. М: Экономика, 2003.– 528 с.
3 Румянцевой З.П. Менеджмент организации/ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. М: ИНФРА-М, 1995. – 254 с.
4 Слепенков И.М. Основы теориисоциального управления /И.М. Слеменков. М: Высшая школа, 1990. – 304 с.
5 Савинов А.Н. Организация работыорганов социальной защиты./ А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо /М: Мастерство: Высшаяшкола, 2001. – 192 с.
6 Ушакова Т.Н. Лидерство.Психологические проблемы в бизнесе /Т.Н. Ушакова. — Дубна: Издательский центр«Феникс», 1997. – 176 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.