Министерствообразования и науки Республики Татарстан
ЦентрОбразования №178
Тема
Экстремизм всовременной России
Выполнил
ученик 11 «А» класса
Ильин Алексей
Казань, 2011г.
Введение
Актуальность. Одна изособенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи.Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит впостперестроечной России.
Общий системный кризис,затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийсяв связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел ксмене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция науровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных»ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, повлиявшеена ценностный мир молодежи.
Попытки реализациицелостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе неувенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практическиотсутствует. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненнымитиповыми образцами массовой культуры.
Современная молодежьпроходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей иформирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм,неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм икриминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежныйэкстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.
В моменты значительныхпотрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любогообщества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей,внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей,неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий,экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасныххарактеристик общественного бытия.
Опыт развития событий всовременной России и ряде республик бывшего Советского Союза показал, что роль,и значение экстремизма оказались явно недооцененными и это во многомспособствовало целой серии трагических событий, непременными участниками ижертвами которых были и молодые люди.
У отставленной, такимобразом, от «большой жизни» современной молодежи (которая «выбирает пепси»...)на первых местах в структуре ценностей оказались благополучие в любви исемейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт,духовно и культурно богатая жизнь, а политика—лишь на 15-м месте (последнем местев анкете).Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и неочень развитого Востока. И если бы сейчас представилась возможность уехать туданасовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал опрос, уже 32,5%,т. е. каждый третий!
1. Понятие и видыэкстремизма
1.1 Истоки экстремизмав российском обществе
Понятие экстремизм —приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение,террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикальнонастроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы,переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют:социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основноймассы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властямиоппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могутстать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиятьна ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государствоохвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденномэкстремизме».
Молодежный экстремизмкак массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся впренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или вотрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправеисследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобыохарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях,классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менееважным является и установление связи между политико-экономическим состояниемобщества и ростом экстремизма в молодежной среде.
Наблюдения показывают,что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям ипрямо зависит от развитости чувства целого, от крепости духа.
У молодежи, воспитаннойв традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальномуровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятияи осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточномразвитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение сосмысленной целостной картиной мира.
Для молодежи, растущей,в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликтна поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем,абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которыхвходят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают уних высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования впостоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведенияслишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика новогопоколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы неустановлены.
На наших глазах напротяжении одного поколения сверхактивно развивается, представленная вомножестве направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банднеофашистов.
Воздействуя сразу нанесколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явленияантикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию,благодаря чему ловко производится подмена реальной целостности крепкосработанным суррогатом.
Возможность и легкостьтакой подмены объясняются не только детской неразвитостью чувства целого умолодежи, но и чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда длястаршего поколения в большинстве своем духовность представляется частьюкультуры и на нее переносятся познанные рационально закономерности развитияпоследней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежьпоставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.
Вероятно это и сталопричиной возникновения и широкого распространения так называемой «субкультуры».
Элементы каксубкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежив России.
Под молодежнойсубкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающегообщностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Ее определяющейхарактеристикой в России является феномен субъективной «размытости»,неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностейбольшинства).
Так, у немалого числамолодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильныповеденческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позицияотчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношениик социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленностимолодежного досуга.
Социальное отчуждениепроявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества,образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификациипроявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе стем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодыхлюдей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Противопоставлениеобраза «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийныйроман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Особенно явственно это противопоставлениепрослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотиповмолодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общении.
Именно на этом уровнесубкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы:досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности,и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодогочеловека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента какбы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатыватьденьги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
Ценности национальнойкультуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированнымистереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрениеценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченномвоспроизведении.
Любимыми героями и вопределенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов,героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо(для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкуюсферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень групповогои индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертахсоциального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальномублагополучию в ущерб профессиональной самореализации.
Групповые стереотипы ипрестижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнемобразования, в определенной мере местожительством и национальностью.
Возникновение такой, ане иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целымрядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет вобщем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и егоосновных институтов не мог не отразиться на содержании и направленностимолодежной субкультуры.
2. Кризис институтасемьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативностиребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так ипедагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с однойстороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму исоциальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и кпроявлениям противоправного или экстремистского характера.
3. Коммерциализациясредств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры,формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основныеагенты социализации—семья и система образования.
На телевизионном экраневсе чаще также демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи сраспространением негосударственного местного и кабельного телевидения, покоторому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.
С социально-психологическойточки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свойвклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков имолодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Какизвестно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно вразвитых западных странах общественностью созданы организации типаМеждународной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяютсявсевозможные возрастные ограничения.
1.2 Левый экстремизм
Классическими формамилевого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX —начале XX в. (народники, эсэры, анархисты), а также левый экстремизм на Западе,получивший особое развитие в 70—80-х гг. XX столетия. Среди наиболее известныхего форм называют “красные бригады” и “прима линеа” в Италии, РАФ в Германии,«аксион директ» во Франции и др. При всей эклектичности левоэкстремистскойидеологии в целом она делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Так,западногерманская РАФ (Фракция красной армии) считала своим идеаломпобедоносные красные армии России, Китая и Кубы.
Анархизм — политическаяфилософия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидациюлюбого принудительного управления и власти человека над человеком.
Основные направления ванархизме:
Анархо-индивидуализм
Анархо-индивидуализмподдерживает идею собственности, которая удерживается индивидом для себя,является частной. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистовколлективистов коммунистов коммунитаристов, которые выступают против данногоподхода, причём одни из которых выступают за коллективное владениесобственностью (как правило, противопоставляя понятия личной и частнойсобственности), а другие-и вовсе отрицают понятие собственности, утверждая, что«все принадлежит всем»
Эгоизм Макса Штирнера
Самой крайней формойанархистского индивидуализма называют «эгоизм», — учение, разработанное одним изсамых ранних и самых известных сторонников индивидуалистического анархизма (хотя,как и Уильям Годвин, и не называвшим себя анархистом) Максом Штирнером. Книга Штирнера«Единственный и его собственность» («Der Einzige und sein Eigentum») была изданав 1844 году, и является основополагающим текстом данной философской традиции. Всоответствии с концепцией Штирнера, единственное ограничение прав человека — этоего сила, ограничиваемая силой других.
Штирнер исходил из правасилы. Согласно его концепции общество — это иллюзия, его не существует, зато людиявляются реальностью. Он выступал защитником собственности, приобретенной физическойсилой, властью, но не моральным правом.
В России анархистский индивидуализм,разработанный Штирнером, соединенный с идеями Фридриха Ницше, привлек небольшоеколичество богемных художников и интеллектуалов, таких как Лев Чёрный, и ряд другиходиночек, которые находили самовыражение в преступлениях и насилии. Они отрицалинеобходимость создания организаций, считая, что только неорганизованные, спонтаннодействующие люди обезопасены от принуждения и власти, и именно это делало их вернымипоследователями идеалов анархизма. Такой тип анархистского индивидуализма вдохновлял,в частности, анархо-феминистку Эмму Гольдман. Хотя эгоизм Штирнера и индивидуалистичен,тем не менее он оказывал влияние и на определённую часть анархо-коммунистов. Формылибертарного коммунизма, подобные этой, развивались Ситуационистским Интернационалом,чрезвычайно, по своей природе, эгоистичным.
Американская традиция
Другая форма анархо-индивидуализмаотстаивалась «Бостонскими анархистами», американскими индивидуалистами, которыеподдерживали частную собственность, обмениваемую на свободном рынке. Они отстаивалисвободу и собственность частных организаций и выступали за сохранение системы наемноготруда. То что одни люди нанимают других, эксплуатируют чужой труд, для них не былопроблемой, однако они требовали, чтобы:
«все естественное необходимоедля производства богатств было доступно для всех на равных [ условиях] и что монополии,являющиеся результатом специальных привилегий, должны были быть отмененными законом».
Они полагали, что государственно-монополистическийкапитализм (определённый как спонсируемая государством монополия) препятствует тому,чтобы труд был полноценно вознагражден.
При этом стоит отметить,что, даже среди американских индивидуалистов 19-го века, не было монолитной доктрины,поскольку они не соглашались друг с другом по различным проблемам, включая правана интеллектуальную собственность и владение правом собственности на землю Главноерасхождение имело место позже в 19-м столетии, когда Таккер и ряд других отказалисьот концепции естественного права и перешли в «эгоисты», в духе штирнеровской философии.Некоторые «Бостонские анархисты», такие как Таккер, идентифицировали себя в качестве«социалистов» — термин, который в то время имел широкое и несколько неопределенноезначение, подразумевавшее приверженность идеям решения «рабочей проблемы» посредствомрадикальной экономической реформы.
С началом двадцатого столетияпопулярность индивидуалистического анархизма падает, хотя позже эти идеи и былипересмотрены и модифицированы Мюрреем Ротбардом и анархо-капиталистами в серединедвадцатого столетия, в потоке более широкого либертарианского движения
1.3 Правый экстремизм
Правый экстремизм в отличиеот левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы,сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями.Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозныйфундаментализм, а также фашизм.
Главным и определяющим всуществовании молодёжных экстремистских организаций является идеология. В этой центральнойидее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различногорода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства,взятые из идеологии классического нацизма.
Неонацизм — следование национал-социалистическойидеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версиюантиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперскойидеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменятьсяили немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров,а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходныхнационал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант«белого наследия», восходящего к античности).
Лозунги и символика
«Зиг хайль!» (нем. SiegHeil! — «Да здравствует победа!» или «Слава победе!») — лозунг, употреблявшийсяна собраниях и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождалсяприветственным жестом, совершаемым поднятой прямой правой рукой, с раскрытой ладонью(так называемое «римское приветствие»). Адольф Гитлер и другие вожди партии чащевсего повторяли эти слова в конце своих речей трижды: «Зиг… Хайль! Зиг… Хайль! Зиг…Хайль!», что запечатлено в «Триумфе воли» и других документальных источниках.
В настоящее время это приветствиеактивно используется неонацистами, в связи с чем, оно запрещено законом в Германиии, фактически, попадает под общие запрещения «оскорбительных» выступлений в рядедругих стран.
Также от неонацистов можночасто услышать (или прочитать) приветствие «Heil Hitler!» (в цифровом варианте —88). Как вариант — 14/88.
14/88. Число 14 означаетчетырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existenceof our people and a future for White children» (в переводе с английского, «Мы должныобезопасить существование нашего народа и будущее для Белых детей»). Также возможно,что это числовая аббревиатура. Число 88 одновременно является закодированным приветствием«Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стоит в латинском алфавитевосьмой, и в тоже время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна. В день рождения Гитлера,20 апреля 1902 — супругами Кюри впервые получен чистый радий — его номер 88.
Многие неонацисты используютсимволику в виде Кельтского креста или свастики. Так же к символике можно отнестиимперские флаги государств. В России в неонацистском движении пользуются имперскимфлагом России, который был государственным до 1917 года. Цвета флага –чёрный, жёлтый,белый. Так же существует вариант в виде перевёрнутого имперского флага, что символизируетс собой белый — белая раса (европейцы), жёлтый — «жёлтая раса» (азиаты) и чёрный— чёрная раса (арабы, африканцы).
RaHoWa — сокращение от англ.racial holy war (Священная расовая война), которая, по мнению ультраправых, должнаразразиться между расами планеты. Это будет попытка евреев получить мировое господство,которая перерастёт в войну мирового масштаба. В этой войне будет решаться судьбабелой расы, или она победит, или погибнет.
Существует ряд неонацистскихорганизаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды.
НС-скинхеды появились кконцу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver(которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) — Яна Стюарта Дональдсонаи Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест,в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев)— солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей— евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев,главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов,наркоманов и левой молодежи.
Этот образ оказался оченьпопулярен в неонацистском движении, и вскоре схожие течения появились в Европе,США. На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, когда национал-социалистическаяи близкие ей идеололии стали завоевывать популярность в Восточной Европе, субкультураНС-скинхедов проникла в Россию.
Появление первых НС-скинхедовв России относят к 1992—1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (пооценкам правозащитников) — около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам;между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Некоторые считают, чтоНС-скинхеды в России — популярный миф средств массовой информации, пустивший корнив массах.
НС-скинхедов поддерживаюторганизации ультраправой направленности — например: НТС, НСО, Славянский Союз, РОНС.В прошлом, людей причисляющих себя к НС-скинхедам, православной и монархистскойнаправленности с элементами национализма, поддерживали такие организации как РНЕи НПФ «Память», но большинство российских неонацистов не признавали и не признаютлиц, а так же организации подобного толка в качестве неонацистов. Российские НС-скинхедыпочитают Белое движение и русских коллаборационистов во Второй мировой войне.
НС-скинхеды испытывают сильнуюненависть к марксизму-ленинизму и особенно к сталинизму, являются убежденными антикоммунистами,называя Революцию 1905—1907 годов в России, Февральскую революцию и особенно Октябрьскуюреволюцию — еврейским заговором, направленным против русской нации и Российскойимперии. Факт того, что почти все ключевые лица РСДРП были евреями, выделяется использованиемтермина жидобольшевизм, главным образом по отношению к Владимиру Ленину, Льву Троцкомуи Якову Свердлову.
Подобное отношение средироссийских НС-скинхедов также вызвано популярным мнением о том, что правительствоСССР, на протяжении всей его истории вело политику геноцида русского народа (Красныйтеррор, Политические репрессии 1920-х годов в СССР и т. д.), которая достигла своегопика в период правления Иосифа Сталина — сталинские репрессии. Однако при этом можноотметить незначительное явление существования НС-скинхедов, проявляющих интереск национал-большевизму и сочувствующих таким организациям как НБП или НБФ. Средиантифашистов, лиц похожих на НС-скинхедов и состоящих в национал-большевистскихорганизациях называют красно-коричневыми. Само собой почти все НС-скинхеды враждебноотносятся к национал-большевизму и сторонникам этой идеологии, не признают её вкачестве одного из течений национализма, а также отрицают принадлежность нацболовподражающих их внешнему виду к своему движению.
Праздник НС-скинхедов: 20апреля — день рождения Гитлера.
Скинхеды позиционируют себякак национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой»,арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваютсядалеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считалитакими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входятвосточные славяне). Скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противникинелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма.В Англии предмет их неприязни — пакистанцы и бангладешцы, в России — кавказцы, цыгане,евреи, негры и тюрки.
Скинхеды считают себя защитникамиинтересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимаютрабочие места. Этот пункт является далеко не самым важным в идеологии неонацистоввообще, и в частности НС-скинхедов, постепенно исчезая, так же как это было в НСДАП,где социалистическая часть идеологии постепенно отошла на второй план и позже полностьюутратила значимость.
Особый культ у НС-скинхедовсуществует вокруг личности Гитлера и некоторых других выдающихся нацистов.
Теперь следует взглянутьна проблему молодёжного экстремизма несколько шире, включив в поле нашего зренияне только экстремистскую деятельность лиц славянской национальности. Было абсолютноневерно рассматривать ситуацию с молодёжным экстремизмом однобоко, выбирая фактыэкстремистской деятельности с участием исключительно лиц славянской национальности,что и делается сегодня в средствах массовой информации. Проблема молодёжного экстремизмасо стороны выходцев из кавказских республик всячески замалчивается. На слайде можнопосмотреть краткую хронологию преступлений против русскоязычного населения тольков республике Ингушетия.
Ныне территория округа занимает3,5 процента территории России и составляет 589,2 тыс. кв. км, численность населенияболее 21,5 млн человек (14,3 % населения РФ). В состав Южного федерального округавходят 8 республик, 2 края и 3 области. Здесь проживают представители более станародов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии.Северный Кавказ является одним из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человекна кв. км), здесь население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло.Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшееэкономическое значение. Округ занимает одно из ведущих мест в РФ по культурно-образовательномуи научному потенциалу.
В то же время Северный Кавказ– самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществлениягосударственного управления, а также обеспечения национальной безопасности.
Сегодня среди ученых, политиковидут дискуссии о переосмыслении геополитической значимости Северного Кавказа в связис тем, что геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию.
На протяжении почти двухстолетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадомСоветского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум»,который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций.
Сегодня этнополитическаяситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростомпреступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д.
Несмотря на укрепление федеральнойвласти, в регионе продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.
К ним можно отнести:
— противостояние общественныхдвижений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международнаячеркесская ассоциация и межрегиональная общественная организация «Алан», объединяющаякарачаевцев, балкарцев и осетин, а также созданный 2 июля 2005г. «Конгресс карачаевскогонарода»);
— конфликт осетинских иингушских общественных движений;
— создание ваххабитскихобщин в республиках Северного Кавказа;
— радикализация отдельных(«коренных») национальных движений и казачества по отношению к общественным объединенияммигрантов из республик Северного Кавказа.
Министерство юстиции Россииобнародовало федеральные списки экстремистских материалов и перечень общественныхи религиозных объединений, деятельность которых прекращена или временно приостановленав связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Об этом сообщили в пресс-службеминистерства.
«В список экстремистскихматериалов вошли 218 наименований книг, брошюр, газет, журналов, публикаций, листовок,песен и фильмов, содержание которых признанных экстремистскими», — отметили в ведомстве.
В этот список, в частности,вошли книги лидера Пензенских затворников Петра Кузнецова, песни столичной музыкальнойгруппы «Циклон», разные выпуски исламского журнала «Аль-Ваъй», различные листовкии брошюры националистического, исламско-радикального и антисемитского толка.
Также Минюст обнародовалперечень общественных и религиозных объединений, в отношении которых судом приняторешение о ликвидации или запрете их деятельности. Это межрегиональная общественнаяорганизация «Национал-большевистская партия»; религиозная группа Краснодарская православнаяславянская община «ВЕК РА» (Ведической культуры российских ариев) Скифской ВесиРассении; объединенная группа «Рада земли Кубанской духовно родовой державы Русь»;три организации, входящие в Славянскую общину духовного управления Асгардской ВесиБеловодья древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингови международная религиозная организация «Нурджулар».
В перечень общественныхи религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлениемими экстремистской деятельности, вошла одна организация — Кабардино-Балкарская региональнаяобщественная организация «Совет старейшин балкарского народа КБР».
Вывод
Экстремизм — это приверженностькрайним взглядам. Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейскойкультуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Классическими формамилевого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX начале XXв. (народники, эсеры, анархисты). Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатируетне столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические”идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями.
экстремизммолодежный общество
2. БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ
2.1 Основные принципы инаправления противодействия экстремистской деятельности
Специалисты выделяют в качествеосновных принципов борьбы с экстремизмом следующие:
— признание, соблюдениеи защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
— законность;
— гласность;
— приоритет обеспечениябезопасности Российской Федерации;
— приоритет мер, направленныхна предупреждение экстремистской деятельности;
— сотрудничество государствас общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами впротиводействии экстремистской деятельности;
— неотвратимость наказанияза осуществление экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистскойдеятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
принятие профилактическихмер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе навыявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлениюэкстремистской деятельности;
выявление, предупреждениеи пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений,иных организаций, физических лиц.
2.2 Субъекты противодействияэкстремистской деятельности
Федеральные органы государственнойвласти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределахсвоей компетенции.
В Российской Федерации вопросыпротиводействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департаментапо противодействию экстремизму МВД России
В целях противодействияэкстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределахсвоей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числевоспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистскойдеятельности.
2.3 Юридические противодействияпроявляются в следующих формах
В России юридическое определениетого, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 ФедеральногоЗакона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправкамиот 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
насильственное изменениеоснов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризмаи иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной,расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности,превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой,национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод изаконных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой,национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлениюгражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушениетайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законнойдеятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательныхкомиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенноес насилием либо угрозой его применения;
совершение преступленийпо мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации;
пропаганда и публичное демонстрированиенацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистскойатрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлениюуказанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов,а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложноеобвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственнуюдолжность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своихдолжностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовкауказанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанныхдеяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в томчисле путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы,телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Вывод: На сегодняшний деньсозданы субьективные и юридические противодействия, выявлены принципы и направленияборьбы с экстремистской деятельностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе сего растущими противоречиями все более актуальным становиться адекватное восприятиерадикальных проявлений молодежи и адекватное на них реагирование. Понятие экстремизм— приверженность крайним взглядам. Для молодежи, растущей, в основном, вне классическойевропейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Классическимиформами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX— начале XX в. (народники, эсэры, анархисты). Правый экстремизм в отличие от левогоэксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические”идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями.
На сегодняшний день созданысубьективные и юридические противодействия, выявлены принципы и направления борьбыс экстремистской деятельностью.
Литература
1. Башкатов И.П. Психология неформальныхподростковых групп, М., 2000.
2. Боряз В.Н. Молодёжь – Л., 1973
3. Дюркгейм Э. Метод социологии. – М., 1998.
4. Ильинский И. Молодёжная политика. – М.,2001
5. Костюев В.В. Молодёжные движения и субкультуры.- Санкт-Петербург, 1999
6. Левикова С.И. Молодёжная культура — М,,2002
7. Лисовский В.Т. Социология молодежи. — Санкт-Петербург, 2000
8. Ломейко В. Левее истины М.,1970.
9. Молодёжь большого города. Материалы студенческойконференции Нижний Новгород, 2003.
10. Пилкингтон Х. Глядя на Запад Санкт-Петербург,2004.