Человек.Цивилизация. Общество
Кто-тоостроумный заметил однажды: «Богу – богово, кесарю – кесарево, а что же людям?»Что ж, справедливо. Исходя из этой аналогии, рискну предположить, что людямдолжно достаться людское, человеческое. Но откуда человечествузнать, что есть «человеческое»? Что принадлежит им по праву? Ответ на этотвопрос уже много лет дает нам социология – наука, изучающая человека иобщество. Отсюда прост и понятен девиз этой науки: «de te fabula narratur» – «о тебе сказкасказывается, о тебе речь идет». Это означает, что социология касается каждогоиз нас, она помогает нам ориентироваться в этом огромном мире, делатьправильный выбор из множества вариантов поведения. Одним из таких ориентировявляется сборник работ известного русского классика социологии, в свое время эмигрировавшегов США, П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».
Сборниксостоит из 5-ти тематически связанных трудов социолога: «Общая социология»,«Революция и социология», «Социальная стратификация и мобильность»,«Социокультурная динамика» и «Из рукописного наследия».
Книгаоткрывается словами: «Адресуется всем интересующимся историей, философией исоциальной мыслью XXвека». Составители сборника «Человек. Цивилизация.Общество» не лукавили: и в самом деле, в книге найдет над чем подумать и историк,и философ, и социолог, и простой обыватель. Сам П.А. Сорокин, хоть исчитался «чистым» социологом, стремился объединить свои гуманитарные знания вединую систему, поэтому в предложенных составителями на суд читателю работахможно обнаружить исторические хроники, философские заметки о ходе истории и еесущности и даже отрывок из воспоминаний о «бойне 1917 года», являющийсяреальным документом и источником и дающий возможность окунуться в эпохуреволюций, взглянуть на хаос, царивший в России в те времена глазамисовременника революции – П.А. Сорокина.
Социолог смогтакже «забраться» в, на первый взгляд, неподвластную ему область – психологию,тем самым бросив вызов классическим социологам (Дюркгейму, Спенсеру) и доказав,что природа социальных явлений носит самый что ни на есть психический характер.В общем, в сборнике найдется материал на любой вкус, каждый читатель непременноотыщет в нем то, что его заинтересует, будь то революция, ее характер и корни,или же рассуждения на вечный вопрос: «Что есть истина?», а также проблема ироль «принципа счастья» в ходе социологического процесса и ответ на вопрос, кемже быть предпочтительнее: «недовольным Сократом или довольным дураком»? Темы,прямо скажем, и вечные, и злободневные.
Несомненно,для того, чтобы в полной мере раскрыть многогранный талант Сорокина, однойкниги мало. Но даже эти 500 с лишним страниц дают понять, какой незауряднойличностью был этот человек. Сорокин смело вступает в полемику с такими грандамимировой общественной мысли, как О. Шпенглер или К. Маркс, опровергаяпостулаты их теорий и приводя свои аргументированные доводы. Практически всекомпозиционное пространство сборника занято спорами с крупнейшими социологами XIX–XX века, и конфронтация этапридает книге особую привлекательность. Читатель, будучи втянутым в этотконфликт, вне всяких сомнений, с увлечением станет следить за ходом событий,причем, склоняясь скорее к мнению Сорокина, нежели других мыслителей. Умениезаинтересовать и убедить – еще одно немаловажное качество этого «русского американца».
Итак, среди 5-типредставленных в сборнике сочинений особого внимания, на мой взгляд,заслуживают 3 крупных, тематически завершенных фрагмента: «Преступление и кара,подвиг и награда» (русский период творчества), «Социология и революция» и«Кризис нашего времени» (американский период творчества).
«Преступлениеи кара, подвиг и награда» – отрывок из крупного раздела книги «Общаясоциология». Сорокин именует его «социологическим этюдом об основных формахобщественного поведения и морали». Особый интерес представляет тот факт, что когда-тоэтот труд был защищен Сорокиным в качестве дипломной работы. На первый взглядможет показаться, что Сорокин рассуждает о старых, как мир, вещах, не сообщаяничего нового. Однако это далеко не так. Сорокин сумел раскрыть сущность этихкомпонентов общественной жизни шире, чем кто бы то ни было до него. Ксожалению, в современном обществе не каждое опасное деяние считаетсяпреступлением, не за каждым преступлением следует наказание и не каждый подвиг,хоть и есть ему место в жизни, знаменуется наградой. В схеме преступление-кара,награда-подвиг читатель встретит множество различных комбинаций: ведь внаши дни за преступлением может последовать и награда, а за подвигом – кара. Всезависит от того, как общество встретит и оценит действия индивида, совершившегопреступление или подвиг. А опыт показывает, что варианты бывают разные…
Сорокинанализирует не только функции наград и кары, но и их влияние на жизнь людей.Это влияние, конечно же, испытывал на себе каждый из нас: за определенныеблага, обещанные кем-либо, человек всегда предпринимает определенные действия,либо бездействует. Но, опять-таки, маячащая на горизонте кара обычновоздерживается от каких-либо противоправных действий. И награды, и карымотивируют действия любого из нас. И примеров здесь можно привести бесконечноемножество. Но только от психических особенностей индивида и его разума зависит,пойдет ли он ради награды на подвиг или на преступление.
Раздел«Революция и социология», а точнее 2 его отрывка: «Бойня: революция 1917 г.»и «Социология революции» также вызывают повышенный интерес. «Бойня…» являетсобой фрагмент воспоминаний П.А. Сорокина («Долгое путешествие») иповествует о хаосе, царящем в России, а именно в Петрограде, в 1917 г. «Разсвобода-то все дозволено» – вот девиз толпы, бушевавшей и зверствовавшей наулицах города в дни революции. Сорокин не одобряет беснований толпы, неодобряет он и действия правительства. «Агония-трагедия-пучина» – такхарактеризует социолог этапы революции 1917 г. В те неспокойные дниСорокин в своих статьях клеймит позором большевиков, варварским образомзахвативших власть, и, в конце концов, попадает под арест.
Природуреволюции, ее особенности и значение Сорокин раскрывает в работе «Социологияреволюции». Социолог уверен, что причина всех революций кроется в недовольственарода, в «подавлении его базовых инстинктов и невозможности их дажеминимального удовлетворения». Причем ВСЕХ инстинктов, начиная с инстинктасамосохранения и заканчивая инстинктом самовыражения. Таким образом, народвидит в революции надежду на улучшение экономико-культурного положения. Вотпочему солдат, уставший от войны, идет в Советы, вот почему поэт, задавленныйцензурой, воспевает революцию…
На примеререволюции в нашей стране Сорокин показывает, что улучшение условий жизнинаселения, освобождение от государственного гнета после переворота – лишьвидимость. Народ ищет в революции спасение, но не находит его, а напротив,положение его только ухудшается. Революция, по мнению Сорокина, есть «худший способулучшения материальной и духовной составляющих жизни масс». Человечествонуждается в порядке, спокойствии. Поэтому, если общество способно своевременновозвратиться к своим истокам, традициям, созидательному труду и сотрудничествувсех социальных групп, революция постепенно подойдет к своему логическомузавершению, сойдет на нет.
Ну и наконец,3-ий заслуживающий, на мой взгляд, особого внимания фрагмент сборника «Человек.Цивилизация. Общество» – «Кризис нашего времени». Тема, так сказать, на злобудня. Кризис современности в наши дни ощущается всеми трезвомыслящими людьми.Существует множество концепций и мнений, касающихся кризиса современнойцивилизации. Н.Я. Данилевский, например, считал, что «гниющую» культуруведущей цивилизации мира – западной – оздоровит вливание славянской культуры (см.Рецензия: Н.Я. Данилевский Россия и Европа). О. Шпенглер и вовсепредписывал Западу мучительную смерть. Сорокин опровергает эти теории, полагая,что мир пережил уже не один цивилизационный кризис, но в итоге постоянноперерождался заново. Социолог не отрицает факт наличия кризисных явлений вовсех сферах общественной жизни и кризис этот он видит, прежде всего, в упадкеосновополагающих форм культуры: изящных искусств, права и этики. Сорокин непризнает «заката» Запада, он выделяет 3 системы, которые сменяют друг друга вслучае упадка одной из них: идеациональную (основанную на сверхчувственномцарстве Бога), чувствительную (основанную на реальности, эмпирических чувствах)и идеалистическую (нечто среднее между идеациональной и чувственной).
Наш век – векчувственной этики. Мы (в большинстве своем) далеки от Бога и главнымипринципами жизни современного человека являются такие лозунги, как: «Максимумсчастья для максимального количества людей», «Лови день», «Жизнь коротка, такдавайте же насладимся ею». Цель чувственной системы – достижениеудовольствия, счастья. Принцип «Купи автомобиль и будь счастлив» в нашейжизни куда весомее, чем принцип «материальные блага не приносят счастья».Кризис современности заключается, в первую очередь, в том, что противостояниеидеациональной (с верой в Бога в качестве центральной идеи) и чувственной (безБога) систем ведет к конфликтам и ненависти человека к человеку, класса кклассу, нации к нации, расы к расе. В подобном хаосе моральные ценностипревращаются в прах. И, хоть и горько это признавать, человечество, сделав выборв пользу получения чувственных приоритетов, деградирует, утрачивая мораль, живяради удовольствия, бессовестно борясь за богатство и превращая получение наживыв жизненное кредо… Несомненно, кризис чувственной системы очевиден, и многиелюди с ужасом задумываются о том, что же будет дальше. Но Сорокин уверен, чтодоминирование чувственной этики не приведет человечество к гибели. Это не конеццивилизации, считает он. Человечество, по мнению социолога, вскоре естественнымпутем перейдет к другой системе (идеациональной или идеалистической) и выйдетиз нравственного тупика. Об этом свидетельствует и исторический опыт.
П.А. Сорокин,по свидетельствам современников, «тонко чувствовал конфликты времени и находилдля них достойное выражение». Выступал Сорокин и в роли пророка, еще в XIX веке предсказав грядущиевойны, революции и кризис западной культуры. Тем не менее, его труды не былиоценены по достоинству современниками, не до конца поняты они и по сей день. Вдвойнепечально, что такой выдающийся человек работал и мыслил не на родине, а заграницей, где его поставили в один ряд с ведущими социологами и где он по правусчитался «своим». Однако составители сборника выразили надежду, что с выходом«Человека. Цивилизации. Общества» «долгое путешествие» Сорокина завершилось ион, наконец-то, вернулся в Россию.
В заключениихотелось бы выразить общее впечатление о прочтении этой книги. Нет нуждыотрицать, что труд Сорокина содержит множество нелицеприятных фактов,касающихся современного общества и каждого из нас. Сорокин клеймит многиепороки современности, он и не стремится скрывать их наличие, равно как и своеотношение к ним. Однако его работы все же оставляют нам, простым людям, шанс. Шансна то, что все еще можно изменить. Шанс, что современная цивилизация непогибнет, а напротив, вновь омолодится и будет продолжать жить, зиждясь уже насовершенно новых основах. Другими словами, он оставляет читателям –обыкновенным людям – некую спасительную нишу, то самое, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, чтопринадлежит им по праву, и только от них зависит, как они этим человеческимраспорядятся…