Реферат по предмету "Социология"


Ценностные ориентации личности

Содержание
 
Введение
1. Структурный уровень ценностныхориентаций личности
2. Особенности структурного строенияцелей и ценностных ориентаций личности
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность проблемывлияния включенности группы на формирование ценностных ориентаций личностисвязана с решением задач по формированию личности как носителя ценностей всовременном образовании. Эффективное обучение и воспитание немыслимо безпсихологических знаний о закономерностях развития личности, об особенностяхперехода ценностей общества в индивидуальные ценности.
Уже известныеисследования включенности во внешнюю социальную среду в основном посвященыанализу проблемы включенности индивида, его функциональных состояний и влияниявключенности на те или иные психологические феномены связанные с личностью.Представляется необходимым углубление изучения психологии группы, связанной сее включением в окружающую социальную среду. Научный анализ включенности группыи ее влияния на личность, на формирование ее ценностных ориентаций, а такжеценностных ориентаций группы дает возможность углубить понимание групповыхфеноменов, раскрыть групповые потенциалы, позволит углубить изучение одной изважнейших проблем современной социальной психологии — проблемусоциально-психологической детерминации психологического склада личности.
Как известно, одним изважнейших образований в структуре направленности личности, определяющим ееотношение к объектам социального окружения являются ценностные ориентации.Исследование сущности и функций ценностных ориентаций является частью болееширокой проблемы, описываемой понятием диспозиционной системы личности, котораяявляется одним из существенных регуляторов поведения личности и котораяформируется в процессе ее деятельности посредством отражения и присвоениясоциальных ценностей.
До настоящего времени несуществует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и всовременной психологической литературе выделяются два основных подхода. Впервом под понятием «ценность» обозначаются социально одобряемые или порицаемыесредства организации и регуляции поведения человека, выступающие как внешнееусловие или совокупность социально заданных самообоснований собственнойактивности, а во втором «ценность» понимается как идеальное отражениесоциальных отношений людей, как частный случай процесса опредмечиванияобщественных отношений в социальных институтах и структурах. С точки зрениягенезиса и выполняемых функций ценности имеют социальную природу.Индивидуальная система ценностей имеет иерархическую структуру. Наряду сдругими факторами, ценности предопределяют становление диспозиционной системыличности.
В исследованияхзарубежных и отечественных авторов, занимающихся проблемой диспозиций, восновном рассматриваются характеристики социальной установки. В меньшей степениисследуются образования высших уровней — направленность личности и другиеэлементы диспозиционной системы, имеющие схожие характеристики с социальнойустановкой личности.

1.Структурный уровень ценностных ориентаций личности
Структурный уровень, функциональный аспект процесса ориентации теоретическиопределялся на основе ведущих психолого-педагогических положений о личности каксубъекте ценностного освоения действительности.
Ориентация — это процессличностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция еекомпонентов ведет к более высокой цельности поэтапно. Накопление компонентовразвития, их сохранение, обогащение и реорганизация, расчленение их функций,иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образованийи новых функций ценностного Образа мира, Образа «Я», Образа будущего.
Процесс ориентации можетбыть рассмотрен как восхождение личности к ценностям общества на основедиалектического закона возвышения потребностей. Педагогическая проекция законавозвышения потребностей позволяет охарактеризовать сущность процесса ориентациишкольников в мире ценностей как самостоятельное, адекватное ведущим ценностямобщества движение личности, определить ценностную функцию воспитания какнеобходимость трансформации ценностей в жизнедеятельность школы и актуализациюличностных потребностей школьников с учетом их возраста и социальной ситуацииих развития, освоенных ценностей.
Принципиальное значениедля исследования процесса ориентации имеют выводы комплексных психологическихисследований, дающих ответ на вопрос о том, что в структуре личности являетсянеизменным, а что относительно изменяемым. Практическое значение этого вопросаочевидно. Оно состоит в том, что, лишь воздействуя на относительно изменяемыеличностные образования, можно эффективно решать задачи воспитания,формирования, развития и саморазвития личности.
При анализе понятияразвития в отличие от простого изменения подчеркивается необходимость наличиянеобратимости, направленности в закономерности происходящих изменений.
Проблема личностныхизменений разрабатывается в рамках психологии личности, жизненного путиличности.
К. А.Абульханова-Славская предприняла специальную попытку различения личностныхизменений и развития личности. Рассматривая личность как устойчивую системухарактерных для нее отношений, она считает, что развитие личности связано сосновными личностными отношениями; эти отношения относительно стабильны,составляют «ядро» личности; изменение этих отношений не парциальное, как привнешних, случайных изменениях, а осуществляется системным образом. Изменениеличности в процессе ее жизнедеятельности происходит как под влиянием времени,обстоятельств и «критических», «поворотных» событий в жизни человека, так и подвлиянием развивающихся сущностных сил самого субъекта.
Процесс ориентации можетбыть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие,состоящее из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие;объективной стороны, т. е. способа (метода) совершения действия; субъективнойстороны, т. е. отношения субъекта к действию и его результату, и самогосубъекта, совершающего действие. Для педагогики, на наш взгляд, продуктивендинамический подход, позволяющий изучать поведение и деятельность человека вразвитии. С этой точки зрения, ориентация есть процесс, развертывающийся как впространстве, так и во времени. Можно предположить, что процесс ориентации — сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «поспирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующегоразвития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта и опыта учителей позволилипредположить, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз.
1 фаза — присвоениеценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образамира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениямокружающей действительности, происходит становление и развитие ценностныхориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Теоретическимобоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования попроблеме формирования убеждений.
2 фаза — преобразованиеличности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процессаориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе, происходитсамопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии впроцессе развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процессприобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большаядифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснованияэтой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции».
3 фаза — прогноз,целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего».На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование,систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системыценностных ориентаций личности. Углубление ценностного отношения к окружающейдействительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики — пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознаниеустремляются в будущее — формируется жизненная перспектива. Теоретическойосновой для выдвижения этого положения является теория прогнозирования.
Важно отметить, что навсех этапах развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно.Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностногоосвоения действительности, приятие школьником себя как самоценности и увидетьслагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.
Наполняемость фазпроцесса ориентации зависит от множества факторов: от диапазона ценностногопознания, от способности к прогнозированию, глубины самосознания, рефлексии.Причем наиболее осязаемыми являются возрастные проявления (возрастныевозможности) школьника. В связи с этим следует сказать, что наиболеесовершенными, открытыми для наблюдения являются такие характеристики фазы,которые проявляются совпадая, резонируя в процессе ориентации с сензитивныминовообразованиями возраста. Так, фаза присвоения ценностей наиболее ярко, четконаблюдаема в младшем школьном возрасте, фаза преобразования — в подростковом, апрогноз — в юношеском.
Полагаем, что на всехуровнях развития процесса ориентации личности функционируют одни и те жеценностные механизмы: поиск — оценка — выбор — проекция, однако на разных фазахмы можем увидеть различную степень загруженности отдельных механизмов:присвоение ценностей обеспечивается в большей мере поиском и оценкой, напоследующих стадиях — это выбор и проекция. Определяя концептуальную сущностьтермина механизма, мы подчеркиваем как психологическую его основу, так ипедагогическую их сущность, а, следовательно, и реальную возможность воздействоватьна развитие этих личностных механизмов в специально организуемых ситуацияхжизнедеятельности школьника.
Считаю, что особенностиразвития процесса ориентации обусловлены как индивидуальными условиями развитияличности, характером ее жизнедеятельности, так и возрастными закономерностями.Однако этапы процесса ориентации могут приближаться, а могут и значительноотстоять от этапов возрастного развития школьника, именно поэтому педагогикенеобходимо специальное изучение особенностей, противоречий, тенденцийориентации школьников на социально значимые ценности в учебно-воспитательномпроцессе.
В самом общем видепроцесс ориентации может быть представлен как расширяющееся во временижизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную«траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира иценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов,перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя,постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь впрошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентацииличности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, котораяуравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или инуюсторону от общего стержня, линии, направленности (см. схему).
Этот процесс — неодномоментное обретение качества, он растянут во времени, имеет свои этапы,последовательно соотносимые с общим ростом и возрастным развитием человека,формированием его личностных свойств.
/>
Рис. 1
1-я фаза процесса — присвоение ценностей личностью, формирование Образа Мира. 2-я фаза процесса — преобразование личности на основе ценностей, формирование Образа «Я». 3-я фазапроцесса — проектирование — самопроектирование, формирование образа будущего.
Предложенная схемапроцесса ориентации, во-первых, иллюстрирует такую особенность ориентации какналичие объектно-субъектной взаимосвязи личности и общества, опосредованнойналичием потребностей личности и ценностями общества. Располагающиеся нагоризонтальной плоскости потребности личности могут иметь тенденцию квозвышению на основе их приближения к ценностям, формируя у личности некоторуюценностную «ось сознания» (термин Ядова и Здравомыслова) — ценностныеориентации. Развитие ценностных ориентаций личности на основе присвоенияценностей, их гармонизации с возвышающимися потребностями в свою очередьопределяют направленность сознания, самосознания, а, следовательно, и жизненнойперспективы, являющейся ценностным вектором развития личности, переведенным вцель жизни, которая завершает личностное самоопределение человека в сферетруда, общения, искусства, познания — в окружающей действительности и самомсебе.
Во-вторых, предложеннаясхема позволяет увидеть в процессе ориентации множественность вариантоввзаимодействия потребностей и ценностей личности. Подтверждает, что хаотичностьстремлений личности сдерживается границей их взаимодействия с ценностями.Ценность в определенной мере стабилизирует потребность или придает ейнаправление развития.
В-третьих, схема даетвозможность зафиксировать такую характеристику ориентации как процессуальность.Вбирая фактор времени, обозначая протяженность развития, она определяет ипространственную, и временную линии развития ориентации. В данном случаевременная протяженность ориентации согласуется с возрастными изменениямиличности школьника. Однако, как мы полагаем, степень с ориентированностичеловека в окружающей действительности, в познании самого себя в будущем независит целиком от возраста человека.
Наличие ориентации насоциально значимые ценности характеризует личностную зрелость,самостоятельность, которая может не состояться не только в школьные годы, но ипозднее.
Мы считаем, чтоопределяющим в данном случае является взаимодействие потребностей и ценностей,причем, чем меньше поднимаются они по вертикальной линии, тем в меньшей мерезависят от ценностей, тем менее продолжительна перспектива. Вместе с тем,вбирая фактор времени, определяем протяженность развития личности.
В-четвертых, на схемераскрывается такая особенность процесса ориентации, как расширение пространстважизнедеятельности, а, следовательно, более широкий диапазон взаимодействияпотребностей и ценностей, что подразумевает и расширение диапазона, свободы поискавыбора, оценки, проекции — всех механизмов ориентации.
В-пятых, отражая динамикуориентации, схема позволяет увидеть, что возвышение потребностей личности кценностям идет не линейно, по прямой, а спиралеобразно — имеет спады, повороты,возвышения.
В-шестых, схема даетвизуальное представление о фазах, присущих каждому витку спирали (этапуориентации): фазы присвоения, преобразования и проектирования, а в целом — постепенноговосхождения личности к ценностям — как бы обусловливают процессуальнуюпреемственность в развитии ориентации. Каждый этап — определенный завершенныйцикл ориентации, определенное качественное своеобразие всех компонентов,изменяющихся в ориентации: ценностей, потребностей, личностных механизмов,характера взаимодействия, личностных новообразований. И, наконец, схематическоепредставление ориентации в таком виде позволяет считать, что процесснепрерывен, он не заканчивается, не обрывается на каком-то своем витке, равнокак не имеют своего насыщения духовные потребности по мере их развития ивозвышения к ценностям. Следовательно, нельзя считать, что к моменту окончанияшколы у школьника должен завершиться процесс ориентации. Правильнее будет считать,что за время школьной жизнедеятельности каждый ученик может в процессеориентации «взять свою высоту» — подняться на определенный уровень сориентированности в ценностном освоении действительности.
Предложенныйабстрагированный вариант визуального представления процесса ориентации отражаетлишь самые общие его характеристики, не раскрывающие факторов, влияющих наориентацию.
Среди факторов, внаибольшей мере влияющих на ценностное освоение окружающей действительностишкольниками, ведущим выступает содержание. Мы полагаем, содержание ориентациишкольников всегда детерминировано (согласно всеобщему закону педагогики) социокультурнойситуацией развития общества. В настоящее время совокупность социально значимыхценностей определяется приоритетом общечеловеческих ценностей и включает в себяценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах — истину,добро (гуманизм) и красоту; глобально и личностно значимую ценность — жизнь; особоактуальную для нынешнего этапа развития общества — Отечество; приоритетную,обеспечивающую прогресс и процветание общества и личности ценность — труд.
2.Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности
 
Одной из важнейших проблем современной философии, социологических ипсихологических исследований является проблема структурного строения и регуляционныхфункций ценностных ориентаций.
Анализ их структурывключает соотношение смыслообразующей и стимулирующей функций, содержательной идинамической сторон, текущих и перспективных смысловых образований.
Проблема личностныхсмыслов, их образования, взаимодействия между собой — одна из наиболееинтересных в психологии и привлекающих внимание исследователей самых разныхшкол и направлений, где личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляциисубъекта, активно относящегося к внешнему и внутреннему миру. Обращаясь ксмыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга — личностнымценностям, В.В. Столин (1983) включает эмоционально-ценностное отношение в плансамосознания личности. Смысловые образования существуют не только восознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С.Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или иногоотношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфическойвнутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи насмысл», возникающей только на известной ступени развития сознания (А.Н.Леонтьев, 1971).
В отечественнойпсихологии поддерживается традиция понимания личности исходя из онтологическихоснований ее жизнедеятельности: внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественноепонимаются в их неразрывности и единстве (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев и др.).
Итак, ценности, являясьпродуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое местов структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными поотношению к потребностям (по психологическим законам, формированию ифеноменологии) источниками смыслообразования, они «подключают» индивидуальнуюжизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смыслобъектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересовразвития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качествеценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного,задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразованийдействительности» (Д.А. Леонтьев 1987; стр.182).
Все предметы природыобладают как бы двойным бытием — природным, вещественным и ценностным, аксиогенным.Отсюда и различные подходы к их освоению. Если при научно-теоретическомосвоении объект рассматривается таковым, каков он вне и независимо от сознаниясубъекта, то при ценностном освоении — каково его значение для удовлетворения потребностейи интересов человека.
Сложность определениясущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с егообъективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиницийпонятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрениюразнообразные подходы и стороны данной проблемы.
В сущности ценности, понашему мнению, необходимо выделить два момента:
— связь с индивидом какоценивающим субъектом;
— санкционированиеценности обществом или группой (при выполнении этого условия ценностиразвертываются как нормы и идеалы).
Для ряда отечественныхавторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает вкачестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. По О.М.Бакурадзе, «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает насостояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должнобыть». Близки к названной также позиции И.С. Барского, который отмечает, что«ценности — это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе иличной деятельности»; А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный поотношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный вискусственных формах специфической предметности».
Процесс трансформациисоциальных ценностей в личностные осуществляется через момент практическойвключенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» — социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества. С однойстороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективнуюдеятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества,т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности всоответствии с ценностями и целями развития общества и функционированиясоциальных групп (Л.П. Буева, 1968; Г.А. Погосян, 1979 и др.). С другойстороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (А.И.Донцов, 1974; Э.А. Арутюнян, 1979 и др.) или, по крайней мере, социальнойадаптации, — например, защитного отождествления с группой, что особенноактуально в условиях социального кризиса (В.А. Ядов, 1993).
Механизмом личностногоосвоения групповых ценностей является социальная идентификация как процессстановления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой(ролевой) идентичности (см., напр., Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко, 1993). Социальнаяидентичность — один из механизмов субъективно-личностного освоения социальнойдействительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностныхсмыслов, устойчивой структуры отношений с миром (Леонтьев А.Н., 1975).
Ценность как свойствопредмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структурыобъекта, а потому, что он является носителем определенных социальных отношений,будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, даннаяпредмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценокодного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающихсубъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенностиоценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же времяоценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиесяоценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп,общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в ихвоздействии на поведение человека. Они имеют огромный «личностный смысл» длясубъекта, поскольку «Психологическое значение — это ставшее достоянием моегосознания: обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством изафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного«образа действия», нормы поведения и т.п. Человек находит уже готовую,исторически сложившуюся систему значений и овладевает ею: «Собственнопсихологическим фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваюданным значением, усваиваю или не усваиваю его, и то, насколько я им овладею ичем оно становится для меня, для моей личности, последнее же зависит от того,какой субъективный личностный смысл оно для меня имеет» (Леонтьев,1972, с.290).
Если А.Н. Леонтьев всвоей теории использует понятие «личностный смысл» как сходное с понятием«установка» (Д.Н. Узнадзе) или «диспозиция» (В.А. Ядов), Л.И. Божович (1968)выдвинула положение о том, что системообразующим признаком структуры личностивыступает «внутренняя позиция личности», иначе ее направленность, являющаясяглавным образом эмоциональным феноменом. Б.Д. Парыгин (1971) разработалконцепцию умонастроения, объединив в более общую категорию сознательные иэмоциональные компоненты целостной направленности личности.
Направленность — этоважнейшая сторона личности, определяющая ее социальную и нравственную ценность.Это тот интегральный феномен, который раскрывает тенденциозность поведения,характеризует личность как субъекта отношений.
Свое проявлениенаправленность находит во внутренних элементах личности: в потребностях,установках, ценностных ориентациях, интересах, целях, идеалах. Все это относитсяк мотивационной сфере личности, то есть может побуждать ее к деятельности.
Существенно, чтоповедение личности определяется не каким-либо одним мотивом, а их сложнойиерархической системой, обобщенной социальной характеристикой которой и являетсяее направленность. Она, по определению Г.Л. Смирнова, «есть некоегенерализующее начало, охватывающее все сферы, все «этажи» человеческой психики- от потребностей до идеалов» (Г.Л. Смирнов,1980).
Подход к ценностямличности с точки зрения анализа отношений был разработан В.Н. Мясищевым.Согласно ему, предметы и явления действительности, связанные с личностьюобщественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненныймир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость,ценность.
Понятие ценностнойориентации личности возникает для объяснения социально-значимого поведения. Новопрос об истоках данного понятия не решается однозначно среди психологов. Помнению ряда авторов (Колб У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современнойсоциологической теории // Беккер Г., Босков А. Современная социологическаятеория. — М., 1961. С. 113-157) история категории «ценностная ориентациятождественная истории «аттитюда» (социальных установок). Любимова Т.Б. и С.И.Попов связывают введение понятия «ценностной ориентации» всоциально-психологические науки с теорией Т. Парсонса.
В мировой психологиисуществует огромное количество работ, посвященных ценностям и ценностнымориентациям, изучается их иерархия (Сantril,1965; Kluckhohn 1951; Rokeach1973). Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то жевремя является и средством реализации определенных общественных целей.Нормативно-ценностный подход изучения социально-политического менталитетаобщества идет от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето.Много лет этой проблематикой занимались американские ученые: У. Томас, Ф.Знанецкий, Дж. Мид. В их основе лежит представление о том, что определяющейсилой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересовлюдей или определенных соответствующих групп. В рамках этого подходаисследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и о способеосознания их действующим субъектом. Э. Дюркгейм (1900,1912, 1914) считал, чтоосновой общества, которая интегрирует его, является общественное сознание:общие верования, ценности и нормы. Ослабление общих верований и чувств грозитдезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействиена индивида Дюркгейм представил в виде важнейшего средства обеспечениястабильности социальной системы и ее нормального функционирования.
В большинстве современныхисследований ценности рассматриваются под социально-психологическим угломзрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельностиобщества и социальных групп. (А.И.Донцов 1975, Д.А. Леонтьев 1988, Аjzen,Fishbein 1975,1980; Rokeach 1968,1973).
Так, согласно Рокич,ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения илисуществования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, илинаряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичнойситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя тритипа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относитценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться вжелательности-нежелательности способа поведения (операциональные,инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности).
Соотнесем понятие ЦОличности с понятием установка. Под этим термином понимается чаще всего«динамическое состояние готовности к определенной форме реагирования (Асмолов«Деятельность и установка»). Механизм же действия ценностных компонентовсознания на поведение личности не вписывается в жесткую схемупричинно-следственных отношений. Кроме того, характеризуя установку,исследователи чаще выделяют ее динамические характеристики: энергетические инаправляющие деятельность начала, «стабилизатор деятельности». ЦО относитсяскорее к когнитивным структурам сознания и влияют на поведение опосредованно.
Некоторые отечественныеработы (см. например, Попова, 1984) опиравшиеся на марксистскую методологию,считали, что внутренняя предрасположенность субъекта к принятию или отвержениюценностных ориентаций определяется в первую очередь экономическими и классовымидиспозициями. Исследовались, главным образом, отношение к учебе,профессиональной деятельности, родине, материальному благополучию, моральныеценности.
Таким образом, ценностныеориентации личности формируются при интериоризации личностью групповых(общественных) идеалов и принципов, в процессе социализации. Рассмотренные Л.С.Выготским (1983) взаимопереходы планов внешней речи как речи для других,внутренней речи как речи для себя и мышления, как предполагающего зарождение мыслииз мотивирующей сферы сознания, позволили говорить о том, что планыкоммуникации не должны пониматься только как внешние формы речевого отражения,выражения, называния или сообщения мысли. Коммуникация помогает осмыслитьсобственные личностные смыслы, что не может быть представлено как их«сообщение» или «называние». Перевод плана индивидуальной представленностизначений в план внешней речи предполагает также подключение к личностнымсмысловым структурам планов надиндивидуальных значений, в том численормативно-ценностных шкал, бывших до этого только «знаемыми». Являясь функциейсоциальной среды, ценностные ориентации — это в то же время и целостная характеристика,составляющая сущность личности и открывающая внутренние тенденции к еесуществованию и формированию (Донцов 1975), в противоположность утверждению, например,Д. Герни, что «цена социального принятия есть конформизм и потеря самостоятельности»(Чудновский 1971). Личностные ценности, определяющие поведение в случаях, когдаиндивид имеет веер возможностей, выступают функционально автономными, поотношению к потребностям источникам смыслообразования. Ценности формируются какидеалы, то есть модели должного, задающие спектр инвариантных предельныхпараметров желательных преобразований действительности.
Связь ценностныхориентаций с социальными установками (аттитюдами) имеет большую историю ипроработана очень подробно (Шихирев 1973, Ядов 1974, Асмолов, Ковальчук 1977;Надирашвили 1978; Thomas, Znaniecki 1918-1920; Thurstone 1930; Ostrom, Unpshaw1968; Allport 1935; Sarnoff 1960; Sherif, Hovland 1961; McGuire 1969; Kelman1974; Pratkanis et al. 1989; Baron, Byrne 1991). Их динамичность: способностьактуализироваться и изменять свою напряженность, способности угасать ивоспроизводиться вновь исследуется в работах В.Г. Асеева.
Отмечается ведущая рольценностных ориентаций при формировании и развитии динамических процессовсознания (Анцыферова 1992; Кравченко). Важные идеи о динамике сознанияразработаны в трудах А. Бергсона (1914). Основой психической жизни он считаетживую, непрерывную, постоянно изменяющуюся текучесть психической реальности.Эта текучесть выступает как поток «тесно проникающих друг в друга образов», каксмена чувств, образующая «несмолкаемую мелодию нашей внутренней жизни», какпереход друг в друга психических состояний, из которых каждое содержит в себепредшествующее ему и подготавливает следующее за ним (с.179). По аналогии с А.Бергсоном, утверждавшим, что в форме текучести психических состояний совершаетсянепрерывное изменение личности, ибо «всякое психическое состояние отражаетличность в целом», можно говорить об отражении в психическом состоянии сознанияи, следовательно, о непрерывном, текучем изменении сознания, «потоке сознания»(Джемс, 1991). Выдвигая положение о непрерывности сознания, о «сплошности»личности, которая все время сознает свою непрерывность с некоторыми частямипрошедшего, в качестве «единственно правильного психологического метода Джемспредлагал анализ цельных, конкретных состояний сознания, сменяющих друг друга».
Процессуальный подход канализу психики и сознания, разработанный С.Л. Рубинштейном и егопоследователями, оказался достаточно плодотворным для изучения не толькоосознаваемых в явном виде механизмов (например, решение интеллектуальныхзадач), но и более глубинных личностных структур, развития мотивации,самооценки и прочих «тонких движений души» (Рубинштейн 1946; Брушлинский 1983;1988; Абульханова-Славская, Брушлинский 1989).
Осознание,эксплицирование базисных ценностных установок, объективация их в ценностныеориентации снимает барьеры между актуальным и потенциальным, способствуетрасширению, усложнению категориальной структуры сознания. На уровнях зрелогосознания эта динамика воплощается в упорядочивании и переупорядочивании своеговнутреннего мира.
Исторически понятие«ценностные ориентации» (ЦО) личности развивалось как понятие, раскрывающеесвязь «индивидуального» и «общественного» в сознании человека, как единствокогнитивных и аффективных процессов. Система ЦО образует содержательную основумотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности сдействительностью.
Ценностные ориентации — это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются какизбирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, ак их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те илииные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации не всегда реализуются вдеятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержаниюдеятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критериипринятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает, преждевсего, уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентацииразворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах,убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линиейжизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах иреальном поведении людей.
Система устойчивыхценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать отиндивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можносудить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какиеобъекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентациивыступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей,запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития
Для преодолениясуществующего противоречия между объективной необходимостью изученияпсихологического содержания ценностных ориентаций и недостаточностью адекватныхуказанной цели методик, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, болеестрого очертить предметную область ценностных ориентаций, различая их место ироль в структуре сознания от других регуляторов деятельности. Такой анализ снашей точки зрения позволит рассмотреть рядоположно используемые понятия, какфиксирующие содержательно и функционально различные структурные элементы единойсложноорганизованной системы мотивационно-ценностной регуляции деятельности человека.
Во-вторых, разработатьтакой инструментарий, который позволял бы раскрывать психологическое содержаниеи структуру ценностных ориентаций как отдельной личности, так и групповогосубъекта деятельности.
Контекстуальнаяразнородность содержания понятия «ценность» естественна для обыденногословоупотребления и житейского мировоззрения, однако она препятствуетдальнейшему развитию теоретических представлений, консервируя понятие вконтексте его употребления и концептуально изолируя различные научные подходы.Путь к выработке единого теоретического контекста, проблемного поля, которое быпозволило продуктивно использовать достижения различных изолированныхнаправлений, лежит через систематический анализ имеющихся в науке подходов.
Такой анализ не входит взадачи данной работы. Ценностные ориентации интересуют нас как категория,используемая для изучения мотивации деятельности. Краткий исторический обзорбыл необходим как некоторый фон для определения предметной области ценностныхориентаций. Как соотносятся ценностные и мотивационные компоненты сознания? Неописывают ли они одну и ту же реальность? Вот вопросы, на которые предстоитответить.
Анализ работ, в рамкахкоторых проводится различие между ценностными и мотивационными компонентамисознания, позволяет выделить два основных подхода.
Первый условно можноназвать «структурно-функциональным». Его авторы рассматривают мотивы иценностные ориентации как низший и высший уровни в структуре сознания. Причемкаждый из этих уровней играет значительную роль в регуляции поведения личности.
Второй подходосновывается на «сущностном признаке». Рассматривая мотивы и ЦО, прежде всегокак результаты психического отражения предметно-практической деятельностисубъекта, сторонники этого подхода выделяют разные сущностные основы ценностныхи мотивационных компонентов сознания.
Активным сторонникомпервого подхода является американский социолог Т. Парсонс. Согласно емузначение «мотивационных ориентаций» состоит в том, что они непосредственносвязывают ситуацию с деятелем. Механизм действия ЦО опосредован всемсоциально-культурным опытом индивида. «ЦО обращены на выполнение норм,стандартов, на критерии отбора. Это как бы ориентации второго порядка». Сходноепредставление о ЦО как о высшем уровне регуляции поведения высказывает философи социолог А.Г. Здравомыслов.
Раскрывая особенностивторого подхода, можно привести пример позиции социолога и философа И.М.Поповой: она различает ценности и ЦО. Ценности — обобщенные представления,выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного и индивидуальногосознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации личности иобщества. Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, то своеобразнымзаместителем выступают ЦО. Основу мотивации поведения составляютнепосредственные нужды индивида. Мотивационные компоненты сознания, в отличиеот ценностных, в большей мере опираются на подлинные потребности человека и характеризуютсябольшей индивидуальностью, прагматичностью и действенностью.
Отношения же междукогнитивными элементами сознания (знания, представления, нормы) и ценностными(социальные ценности, ценностные ориентации личности) не являются однозначными.Сошлемся на рассуждения Любимовой Т.Б. «Общее между ценностными и когнитивнымиэлементами культуры то, что те и другие суть стандарты. Содержаниемкогнитивного стандарта или знания бывает какое-либо отношение между объектамиили в объекте. Субъект как бы вынесен за скобки когнитивного стандарта:Ценностный стандарт меняет направление внимания выполняющего его деятеля; онообращено уже не на отношения в объекте самом по себе, а на отношение объекта ксубъекту. Ценность — это то, ради чего что-то происходит или делается.Отношения в объекте и между объектами здесь присутствуют лишь в той мере, вкакой они могут быть существенными для действия. Они рассматриваются в ихвозможности быть включенными в цепи целей и средств».
Таким образом, проблемаструктуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическоми психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественнойи зарубежной науке, и перспективы их конструктивной разработки связаны срешением ряда философско-методологических и практических проблем детерминациичеловеческого поведения.

Заключение
Таким образом,осуществленный анализ психологических исследований по проблеме формированияценностных ориентаций позволяет сделать ряд заключений:
— не существует единого,общепринятого подхода к определению понятий «ценность» и «ценностныеориентации» в психологической науке в целом или в какой-либо из ее отраслей;
- однимиисследователями акцентируется внимание на генетическом аспекте данных понятий,другими — на функциональном, третьими — на структурном;
- как в зарубежной,так и в отечественной психологии проблема таких ценностных ориентаций, какэлемента диспозиционной системы, остается на периферии в связи с акцентуациейизучения социальной установки;
- практически всеисследователи отмечают комплексность и сложность формирования таких ценностныхориентаций, как психологического явления.
— большинствоисследователей психологических аспектов формирования ценностных ориентацийсвязывают формирование их с влиянием на группы членства больших социальныхгрупп, образованных первичными коллективами;
— социально-психологические механизмы формирования ценностных ориентаций изученынедостаточно.
В связи с тем, чтоформирование ценностных ориентаций личности зависит от взаимодействия основногоколлектива с группой членства, представляется важным вопрос осоциально-психологической связи между малой группой и основным коллективом.
Вопрос о влияниивключенности малой группы членства в более широкую социальную среду на характерформирования ценностных ориентаций ее членов является частью более широкоговопроса о взаимодействии индивида и социальной среды. Процесс социализацииличности в основном сводится к включению в ту или иную малую группу и через неев определенный общественный институт, являющийся «транслятором» социальногоопыта и в котором личность приобщается к системе норм и ценностей. Такимсоциальным институтом в период ранней юности является в основном школа, а такжеоздоровительные и спортивные лагеря, учебные центры и т.д. С точки зрениясоциальной психологии особенно интересным здесь является вопрос о том, какимобразом включение личности в различные социальные общности влияет на процесссоциализации.
Важность данного вопросасвязана с тем, что включенность человека в различные социальные общности,формирование у него непосредственной или опосредованной (через группу)включенности в те или иные социальные общности оказывается во многом важнымусловием воздействия на личность.

Списокиспользованной литературы
1. Абульханова-Славская К.А.Деятельность и психология личности. М.,1980.
2.Авдуевская Е.П.Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности. Дисс. канд. психол.наук. — М.,1988.
3. Агеев В.С. Межгрупповоевзаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990.
4. Ананьев Б.Г. Избранныепсихологические труды. В 2-х т. — М., 1980.
5. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. — М.,1994.
6. Божович Л.И. Психологическийанализ условий формирования и строения гармонической личности // Психологияформирования и развития личности. — М.,1981. — С.257-284.
7. Донцов А.И. Психологияколлектива. — М.,1984.
8. Дуберман Ю.Е. Роль сплоченностималых групп в функционировании первичного коллектива. Автореф. дисс. … канд.психол. наук. — М.,1973.
9. Елизаров С.Г. Эффективностьвлияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности.Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М.,1994.
10. Кон И.С. Психология юношескоговозраста. — М.,1979.
11. Лебедев Л.К. Кроневельд Н.И.Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности // Мотивацияжизнедеятельности студента. — М.,1971.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание, личность. — М.,1978.
13. Лунев Ю.А.Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповомвзаимодействии. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.