Реферат по предмету "Социология"


Характеристика семьи и ее основных проблем

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Определение семьи и семейных отношений
1.1 Определение семьи
1.2 Структура, функции и типы семейных взаимоотношений
2 Основные проблемы семьи
2.1 Перспектива отмирания семьи и ее кризис
2.2 Порнократия
2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Брак исемья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементамисоциальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальнымисоциальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивостьчеловеческого общества.
Последствиямидурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большойсоциальный вред обществу, влекут за собой различные социальные преступления.Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, обществопрямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи отобщества.
Объектданной работы – семья, ее структура, функции и типы.
Предмет –социальные проблемы семьи.
Цель –понимание феномена семьи и проблем ее существования.
Задачи:
— датьопределение семьи и описать ее структуру, функции и типы;
— раскрытьосновные проблемы и кратко описать инструментарий по их разрешению.

1ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
1.1Определение семьи
 
Семья –основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семьявключена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению,развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена ипреемственность поколений /8, с.6/.
Семья естьисторически конкретная система взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностьюи социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическоми духовном воспроизводстве населения /1, с.44/.
Семья каксоциальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихсяустойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующихотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.Социальная потребность появления института семьи обусловлена необходимостьюпродолжения человеческого рода, производства самого человека. Свидетельствомстабильности, устойчивости семьи как элемента социальной структуры являетсямноговековое воспроизводство всего многообразия культур и социумов в мире.Кроме того, международная статистика, данные многочисленных переписей населенияпоказывают, что число семей постоянно растет, причем относительный приростчисла семей, брачных пар во многих странах, в том числе и в России, опережаетотносительный прирост численности населения /4, с.9-10/.
Семья оченьбыстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящиев обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществепроцессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как частьобщества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в своюочередь может влиять на ход его развития.
 
1.2Структура, функции и типы семейных взаимоотношений
Структура –размер, состав семьи – зависит от способа организации и обеспечения единства ееосновных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характерструктуры семьи определяется характером социально-исторических условий:неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье.Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье.
Семейнаявласть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете:от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружескихсоветов) и в традиционном представлении структуры можно выделить два типасемейных отношений.
Первый –авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функцийсосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную властьв семье.
Второй –демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределениеобязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, болеепрогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношениймежду супругами.
Соструктурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции,взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структурысемьи приводит к нарушению ее функций.
Функциисемьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная судовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столькофункций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме онаудовлетворяет.
Специфическиефункции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция),содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функциясоциализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи междусемьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческоеобщество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегдаостается социальная необходимость в семье как социальной форме организациирождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когдареализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированностииндивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения идавления /1, с.46/.
Для молодойсемьи важна биологическая – репродуктивная функция, для пожилой – эмоциональная.Репродуктивная (генеративная) функция – биологическое воспроизводство жизни,поддержание непрерывности благодаря рождению детей. Она необходима дляпродолжения человеческого рода. Функция социальная – общество глубокозаинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно большепредыдущего. Это и нравственно-эмоциональная потребность человека. Семья безребенка ущербна. Функция первичной социализации детей – постепенное введениеребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществузаконами.
Медицинскаяфункция или поддержание физического здоровья членов семьи, прежде всего, носитпрофилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни,отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков,проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагатьинформацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам засоветами и помощью, выполнять их назначения.
Неблагоприятныйпсихологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психическойнапряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятсяизменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становитсяпроблематичным.
К началу XX века социальные институтывсе более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания(школа и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания,обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния ипередачи социального статуса (индустриальный наемный труд) /1, с.48/.
Наиболеераспространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus — ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей.Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Таких семейоколо 13%. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки,либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной,крупной семьей, их всего 3,4%. 58,4% всех семей имеют детей до 18 лет. Долямалодетных семей (один, два ребенка) в общей численности 58 %, а многодетных —9,8% (три и более детей).
Разделениесемей по семейно-жизненному циклу:
1) побрачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можнопредставить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированныйбрак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак,вдовствующие);
2) посемейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет),семья среднего возраста, пожилых и престарелых.
Разделениесемей по региональному признаку (городская, сельская). В городах преобладаютнеполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетныхмногопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства,жилищными условиями, этническим составом и т.д.
Разделениесемей по уровню доходов. Семьей с высоким доходом считается та, которая можетпозволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере. Уровеньблагосостояния благополучной семьи на 15 — 20 % выше среднего; такая семьярешает свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

2 ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
 
2.1Перспектива отмирания семьи и ее кризис
 
Признакиослабления семейных связей усматривается в следующих фактах: 1) все быстрее ибыстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа», 2) уменьшениесамого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и большестановится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законногобрака», 3) рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины, 4) рост проституции, 5)падение рождаемости детей, 6) освобождение женщины из-под опеки мужа иизменение их взаимных отношений, 7) уничтожение религиозной основы брака и 8)все более и более слабая охрана супружеской верности и самого бракагосударством /6, с.7/.
Тенденциикризиса семьи можно выразить в следующих показателях. Резкое падение количествазаключаемых браков. Так, в настоящее время во Франции только 25% женщин до 35лет состоит в зарегистрированном браке. Снижение брачности связано, в первуюочередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождаетсяоткладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением сексуальных добрачныхконтактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первойбеременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачныхрождений и отказов от рожденных детей.
Увеличениечисла одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких семей (одинвзрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к увеличениюколичества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве,и женщин, которые должны хотят одни воспитывать детей. Общественное содействиеи предоставление различных пособий на малолетних детей позволяет жить одномуили в одиночку воспитывать детей.
Снижениедетности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужеми не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Изостальных подавляющее большинство — однодетные семьи. Формируется культурабездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный” образ жизни.Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к семьям,“сосредоточенным на взрослых”.
Такимобразом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают отдельныеэлементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой семьиподвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский имужской вопросы /6, с.8/.
 
2.2 Порнократия
Замужняяженщина не желает уже более иметь детей. Незамужняя — не хочет более брака.Причина в том, что мужчина стоит дороже, чем он зарабатывает. В своем трактате«Порнократия, или женщины в настоящее время» знаменитый французский анархистП.Ж. Прудон высказал ряд мыслей, касающихся современного ему брака и возможногоустройства семейной жизни. Порнократией он называл господство всеобщейизнеженности, поголовное сладострастие. Возвращаются к любви, переменчивой исладострастной. Союзы становятся временными и длятся недолго. Наступает конецобществу.
Прудонубежден, что нужно восстановить брак, иначе обществу угрожает смерть. Брак составляетоснову общества; он дает свободу. Социальный прогресс, писал Прудон, отнюдь нена стороне свободной любви. Моногамный брак — высшее достижение человечества,пришедшее на смену промискуитету, полигамии и конкубинату. Прудон определяетбрак как союз силы и красоты. «Соединяясь узами брака при условии взаимнойпреданности и самоотвержения, мужчина и женщина, каждый в свою очередь,отдаются первый — культу красоты, олицетворяемого его женой, вторая же — кульутсилы в лице ее мужа, оба — развитию силы и красоты в своих детях». на коренноеразличие в качествах между полами опирается закон преданности и самоотвержения:«Преданность за преданность — таковы должны быть результаты взаимногопритяжения силы и красоты; таков, в конце концов, должен быть супружеский союз- союз возвышенный, святой, по образцу которого будут позднее заключаться всерыцарские союзы». В силу возрастающей дифференциации все неразрывнее будетстановиться их связь, интегрирующая в неделимое целое моногамную семью /6, с.9– 10/.
 
2.3 Брачное,бракоразводное и самосохранительное поведение
Брачноеповедение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают системудействий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид –собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам,вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть – это такаяхарактеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводуили разъединению. Движущей силой брачного поведения становится потребность вбраке и брачном партнере, и доминирование последней над первой означаетснижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценностьпартнерства или партнерского сожительства.
С другойстороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная вышеособенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению бракаиз-за ослабления установок на продление супружества. В условиях кризисногопадения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологическии в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призмусвойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается впоявлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость отиндивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки средисоциальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихсясупругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.
Всоциологии самосохранительное поведение определяется как система действий иотношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненногоцикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изученияиндивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье ипродолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционнойрегуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечныерезультаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены(разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений испецификой определения ситуаций образа жизни.
Приисследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так какв принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этихориентации по главному результату самосохранительного поведения –продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить обэтом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представитьвсе необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки итрудоемкость исследования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная сисследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером,классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженнуюструктурным и функциональным изменениям.
Контовскаясоциология рассматривала семью как универсальный социологический элемент.Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи –обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские идеи Конта,Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика роль семьи всистеме общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейнойсолидарности и грозит нарушением целостности института семьи. МетодологияВебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представлениео внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательноразработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.
Важнейшиефункции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая,социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы вблагополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны иоказывают взаимное влияние друг на друга.
Проанализировавфеномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемысемьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; впостоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной игеографической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровьянаселения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся вестественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролейчленов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышениикоэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многомдругом.
Решаясоциальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник должен нетолько помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителейили наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики,но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чемсамые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственныйзаработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднегосемейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволитьмногим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.
Необходимопомнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемыклиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы инаходит в себе силы их разрешать.
Акцент вработе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребеноки семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивноговоздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимообеспечение сосредоточенности действий совместно государственными инегосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию иукреплению, а детей – к формированию полноценной, самостоятельной личности и вдальнейшем к самореализации.
Кризиссемьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни:ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраставступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периодадеторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетностии социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новыхпоколений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-еизд., — М.: 2005. – 640 с.
2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. –368с.
3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основамисемейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.
5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года //Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебноепособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2006. – 194 с.
7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М, 2004. – 427 с.
8 Черняк Е.М. Социология семьи: Учебноепособие /Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2003. – 238 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.