Курсовойпроект
Функции ипринципы социокультурной деятельности
Содержание
Введение
1. Основные понятия функций и принциповсоциокультурной деятельности
1.1 Классификация функцийсоциокультурной деятельности
1.2 Принципысоциокультурной деятельности и важнейшая категория
1.3 Содержание принциповсоциокультурной деятельности
2. Реализация принципов социокультурнойдеятельности на примере МУ «Городской дворец культуры»
2.1 Анализ деятельностикультурного учреждения МУ «Городской дворец культуры» проблемы приосуществлении социокультурной деятельности
2.2 Решение проблем ипути выхода в реализации социокультурной деятельности
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Актуальностьисследования обусловленасовременным значением социокультурной деятельности дворцов культуры, которуюданные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования вгородском образовательном пространстве. Дворец культуры – социопедагогическаясистема, сформированная в соответствии с действующим нормативно-правовым полемкак учреждение дополнительного образования детей в сфере культуры. Какструктурный элемент общей социокультурной системы города, она занимаетспецифическое место, формируя одновременно подсистемы «культура» и«образование». В основе деятельности ДК лежат веками отработанные российскойсистемой художественного образования и социально-культурной сферой принципы,формы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, опытатворческого восприятия и создания новых предметов и явлений в различных видахискусства, организации духовно-нравственного, эстетически-насыщенного досуга,включения в гуманитарную профессиональную сферу. Как любой социальный институтДК может эффективно действовать и развиваться адекватно социокультурной исоциально-экономической ситуации с учетом её динамичной изменчивости,участвовать в реализации федеральных, региональных и муниципальныхобразовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению социальныхзадач. Социально-экономический потенциал города также оказывает противоречивоевоздействие на положение ДК в городском пространстве, задачи и направлениядеятельности. С одной стороны, постепенно улучшается экономическое положениеучреждений культуры и образования за счет внедрения программно-целевогофинансирования, хозрасчета, устойчивой социальной политики. Широко развитаясеть социально-культурных институтов создают условия для развертыванияадминистрацией и коллективом ДК многоплановой социокультурной активности вгородском образовательном пространстве, выхода на межрегиональный,межнациональный и международный уровни общественных отношений.
Сдругой стороны, в таком крупном городе как Уфа интенсивно развиваютсянегативные социальные процессы, формируются межличностные и институциональныепротиворечия. На демографическом уровне возникают различные асоциальныеявления, девиантные проявления некоторых групп населения, которые препятствуютполноценной реализации образовательных и социокультурных проектов, приводят кискажению общей социально-экономической и социокультурной характеристикигородского пространства. ДК постоянно сталкиваются с необходимостью решениясоциокультурных проблем (социально-демографического, этнокультурного,личностно-психологического, коллективно-коммуникативного характера), которыепоражают городское образовательное пространство. Однако при традиционномсодержании деятельности ДК оказываются бессильными перед потребностями,интересами и проблемами современного общества.
Объектисследования:социокультурная деятельность.
Предметисследования: функции ипринципы социокультурной деятельности.
Цельисследования:исследовать функции и принципы социокультурной деятельности на примерекультурного учреждения «Дворца Культуры».
Задачиисследования:
— проанализировать основные функции и принципы социокультурной деятельности и ихклассификацию;
— проанализировать деятельность культурного учреждения ДК, выявить существующеепроблемы;
— сформулировать возможные пути решения проблем.
Структуракурсового проекта состоит из введения, двух глав (четырех параграфов),заключения и списка используемой литературы.
1.Основные понятий функции и принципов социокультурной деятельности
1.1Классификация функций и принципов социокультурной деятельности
Социокультурнаядеятельность человека включает в себя экономическую, политическую,художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую,технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д.
Эти виды деятельностиприсущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурнойдеятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (техническийуровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности;виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды ит.д.).
Технологический аспекткультуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, насоздание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, напродуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физическиеобъекты и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.
В ходе совершенствованияспособов деятельности идет становление, функционирование и развитиечеловеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых,объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своейдеятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той илииной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личностьявляется носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку еежизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.
Материальные и духовныерезультаты социокультурной деятельности выступают не только как определенныедостижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности(экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры— это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены какпрогрессивные, так и реакционные явления.
Результаты человеческойдеятельности проявляются как в специализированных областях культуры, гдеаккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденнойкультуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя вединстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующихсегодня культур обусловлено, в частности, пространственно-временнымихарактеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельныйнародов.
Понятие культуры можетупотребляться в нескольких значениях.
Во-первых, оно можетслужить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,-характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами(первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культураСредней Азии и т.п.).
Во-вторых, терминкультура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельныхнародов (этнические культуры).
В-третьих, под культуройможет пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенномупринципу. Они часто применяются при классификации культур. В таком смыслетермин культура использовался Я. Бахофеном, Н.Я. Данилевским, О. Шленглером, М.Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого,но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура,художественная культура, профессиональная культура и т.п.
Можно говорить оцелостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, тоесть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди,именно потому, что они люди, во все времена и при всех различияхприродно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаютсярешить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайнприроды, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармониичеловеческих взаимоотношений, общие для всех времен и народов, — вот далеко неполный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры
Социокультурнуюдеятельность можно разделить на пять основных видов: преобразовательную,познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественноетворчество как особый вид деятельности. С этой точки зрениясоциально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческаядеятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается «в социокультурнойдеятельности человека как общественного существа»[1].Н.Н. Ярошенко утверждает, что «социально-культурная деятельность должна бытьпонята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечиваютпревращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, атакже технологично определяют социализирующие воспитательные процессы»[2].
Мы в своем исследованииопределяем социально-культурную деятельность как целенаправленный, специальноорганизуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурнымценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс.
В обществе коллективногоинтеллекта, активно развивающихся и внедряющихся информационных технологийформирование культуры личности происходит в процессе социализации посредствомобразования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество,физкультуру, спорт и другие виды социально-культурной активности.
Механизм овладенияценностями культуры носит избирательный характер и зависит от способностейконкретной личности. Процесс приобщения к культурным ценностям идет от личностик ценностям культуры, и задача социально-культурных институтов состоит в том,чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом социально-культурныхзнаний, умений и навыков и содержанием творческой деятельности личности,связанной с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации,саморазвитии, реализации своих способностей.
В современных условияходной из главных функций социокультурной деятельности, в том числе и ДК,является создание культурной пространственно-временной развивающей среды,организованной особым образом и предназначенной для включения личности вреальную жизнь, формирования ее социальной активности.
Большинство ученыхвыделяют следующие общие функции социокультурной деятельности:
· производство новых знаний, норм,ценностей;
· накопление, хранение ираспространение (трансляция) знаний, норм, ценностей;
· воспроизводство духовного процессачерез поддержание его преемственности;
· коммуникативная функция,обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, ихдифференциацию и единство;
· социализирующая, обеспечивающая черезсоздание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами,социализацию общества;
· рекреационная, или игровая, культура,действующая в отведенной для нее сфере.
Социокультурнаядеятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует иобеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей.Названные функции социокультурной деятельности находятся в тесной взаимосвязидруг с другом.
Социальный институт ДКотражает и выражает количественно-качественные характеристики не толькоинтеллектуальных элит конкретно-исторического времени, но и бытие социума.
Их совокупность нацеленана совершенство человека, становление его как нравственной и разумной личности,способной к сотрудничеству и единению с другими людьми и окружающим миром,социально-культурной деятельности.
Содержательный аспектсоциальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости отреального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованностиосуществления им взаимодействия с окружающей средой.
1.2 Принципысоциокультурной деятельности и важнейшая категория
В ходе этого процессапроисходят изменения в самой культуре. Ее ценностная основа обновляется,становится более гибкой, формируются новые смыслы и образы, развивается язык ит.п. С течением времени изменяются источники культуры, они осознаются каждымновым поколением как более глубокие и древние.
Кроме того, с течениемвремени внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают ееотдельные сферы, требующие новых средств самовыражения, нового духовного ипрактического опыта. Так родилась живопись, музыка, театр, архитектура,философия, наука. Сегодня мы тоже становимся свидетелями дифференциации культуры:рождаются новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика;появляются новые отрасли научного знания.
В этом смысле культуравыступает в качестве механизма последовательной выработки, закрепления итрансляции ценностей.
Культура — это явление,органичное жизни человечества, ее смысл определяется творческими усилиямичеловека по созданию «нового мира», «второй природы», или, как считал русскийученый Владимир Иванович Вернадский (1863 —1945), «ноосферы», то есть сферычеловеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.
Современнаясоциально-культурная деятельность по своему внутреннему содержанию давноперешагнула объем и рамки прежней культурно-просветительной работы. Существеннотрансформировались функции социокультурного менеджмента, все более важную рольначинают играть, наряду с просвещением, культурно-творческая,рекреационно-оздоровительная, развлекательная и социоинтеграционная функции.
В настоящее время в числоактивно действующих субъектов социально-культурной сферы входят не толькотрадиционные культурно-просветительные учреждения, но и новые учебные центры,учреждения системы дополнительного образования, разнообразные структурысоциально-защитного и социально-педагогического профилей,оздоровительно-рекреационные объекты, социокультурные ассоциации, движения,сообщества и т. д.
Соглашаясь с Н.Н.Ярошенко, к традиционным видам просветительной деятельности в настоящее времяможно добавить виды, имеющие ярко выраженный социальный исоциально-педагогический характер[3]. Понятиесоциально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум,культура и деятельность. Как отмечают А.П. Марков и Г.М. Бирженюк, «в точкепересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество,которое не содержится в каждом из этих понятий и явлений, рассматриваемыхизолированно друг от друга. Культура в контексте социума понимается не толькокак объективность «исторически застывшего», но и субъективность актуальновоспринимаемого и практически осуществляемого, т. е. как персоналистическаяреальность»[4].
Полностью соглашаясь смнением Э.С. Маркаряна, который видит в культуре «внебиологически выработанный,особый, лишь человеку присущий способ деятельности и соответствующим образомобъективированный результат этой деятельности», считаем, что концепция культуры«должна базироваться на анализе самой человеческой деятельности»[5].Как отмечает М.С. Каган, основанием для такого вывода служит пониманиечеловеческой деятельности как системы, элементами которой являются субъекты,объекты, продукты, средства и способы совершаемых действий, которая меняется,совершенствуется вместе с развитием социальных отношений[6].
Исследование сущностипонятия социально-культурная деятельность началось в 50-х гг. XX столетия.Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил ее как «сознательную, преднамеренную,организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой ианархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средствовоспитания 5. Основной целью социально-культурной деятельности было созданиеусловий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническимизменениям.
В российскую науку терминсоциально-культурная деятельность введен М.С. Каганом, который, рассматриваячеловеческую деятельность «как двухуровневую биосоциальную систему,складывающуюся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезежизнедеятельности живых существ — в социокультурную деятельность человека какобщественного существа», считал, что первым уровнем этой системы являетсябиологическая жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, специфическичеловеческая деятельность (социокультурная): «…У человека биологическаяжизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается зданиесоциокультурной деятельности, но это последнее вбирает в себя свойбиологический фундамент, не позволяя ему функционировать в чистом виде».
Социокультурнаядеятельность как процесс, отражая логику педагогического взаимодействия,выступает как связь субъектов этого взаимодействия.
В этом смысле системасоциокультурной деятельности состоит из следующих компонентов: субъект, объект,цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база,финансовое обеспечение процесса.
Стоит пренебречь хотя быодним из компонентов, как система перестает функционировать и распадается. Мыпредполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названныекомпоненты как единый технологический процесс.
В связи с активнымисоциально-культурными изменениями меняются место и роль социокультурнойдеятельности в обществе.
Социально-культурнаядеятельность развивается в контексте социального прогресса, суть которогосформулирована в следующей идее Г. Спенсера: «…Прогресс может совершатьсятолько путем улучшения индивидов вследствие улучшений общественных отношений ипутем дальнейшего улучшения общественных отношений вследствие улучшенияиндивидов»[7].
Висследованиях Н.И. Лапина определены основные принципы социокультурногоподхода, к которым относятся:
Принципчеловека активного (homo activus) является исходным в социокультурном подходе;он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, чтоакцентирует внимание на многомерности человека как биосоциокультурного существапо отношению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым принцип homo activusодновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего,или родового, социокультурного явления.
Принципвзаимопроникновения культуры и социальности утверждает наличие этих двух измеренийв любой человеческой общности, постоянную их взаимосвязь и взаимовлияние, нопри этом ни одно из них не сводится к другому и не выводится из него. Принципантропосоциетального соответствия означает совместимость личностноповеденческиххарактеристик этого общества (как единства культуры и социальности), инициативиндивида (принцип открытости).
Принципсоциокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными исоциальными компонентами как условие устойчивости общества; иными словами,функции, структуры и процессы общества обеспечивают балансируемоеудовлетворение противоречивых потребностей, ценностей, интересов субъектовдеятельности, входящих в это общество.
Принципсимметрии и взаимообратимости социальных процессов означает, что каждомупроцессу, воплощающему динамику общества как целостной системы и имеющемуопределенную направленность, соответствует противоположно направленный(симметричный, парный) процесс, а при переходе процесса из одной стадии вдругую он может превращаться в свою противоположность (интеграция – вдезинтеграцию и обратно). Эта попарность процессов имеет функциональнуюприроду: одни из парных процессов обеспечивают воспроизводство соответствующихструктур, другие – их изменение.
Принципнеобратимости эволюции социокультурной системы как целого означает, что по мереудаления системы от точки равновесия нарушается симметрия процессов и структур,повышается вероятность бифуркации и перехода к новому, необратимому состояниюсистемы как целого»[8].
Опираясьна эти принципы, можно представить современный город как большуюсамодостаточную социокультурную систему, трансформирующуюся в результатедействий и взаимодействий человека.
1.3Содержание принципов социокультурной деятельности
Такимобразом, содержанием «социокультурных функций ДК является совокупность видов,форм, способов профессиональной общественно значимой деятельности данногоучреждения совместно с отдельными индивидами, социальными и этническимигруппами, государственными, коммерческими, общественными структурами, объединеннымиобщими целями. Достижение общих целей позволяет совершенствовать окружающуюдействительность, сохранять и преумножать историко-культурные ценности,традиции, формировать благоприятный климат в образовательной,рекреационно-досуговой, культуротворческой среде.
социокультурный досуговый молодежный программа
2.Реализация принципов социально-культурной деятельности культурными учреждениямина примере МУ «Городской дворец культуры»
2.1Анализ деятельности МУ «Городской дворец культуры», проблемы
В силу историческисложившейся ситуации и благодаря усилиям руководства Республики Башкортостан посохранению и развитию достижений культуры в переходный период, городской округгород Уфа как столица Башкортостана обладает развитой инфраструктурой в сферепрофессионального искусства и культуры.
В городском округе городУфа РБ активно действуют шесть театров, Башкирская государственная филармония,Национальный симфонический оркестр, Государственный академический ансамбльнародного танца им. Ф. Гаскарова, Национальный музей РБ, Национальныйлитературный музей, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Республиканский музей Боевой Славы, Музей археологии и этнографииЦентра научного исследования Уфимского научного центра Российской академии наук,Национальная библиотека имени А.З. Валиди.
Являясь учреждениямикультуры и искусства республиканского подчинения и осуществляя своюдеятельность в основном на территории городского округа город Уфа РБ, этиучреждения в большей мере доступны, прежде всего, жителям столицыБашкортостана. В силу этих обстоятельств можно в полной мере считать этиучреждения краеугольным камнем культурной жизни городского округа город Уфа РБ[9].
За последние десятилетия город Уфа стал крупнымцентром российского и международного искусства. Именно в столице РеспубликиБашкортостан реализуются такие значимые проекты, как Международный фестивальоперного искусства «Шаляпинские вечера», Международный фестиваль балетногоискусства им. Р. Нуреева, Международный фестиваль тюркоязычных театров«Туганлык», Международная триеннале печатной графики.
Получили постоянную прописку в Уфе многиемежрегиональные и республиканские мероприятия: Фестиваль музыки тюркскоймолодёжи «Урал моно», Аксаковский праздник, Фестиваль современной и эстраднойхореографии «Ветер перемен», Республиканский молодёжный фестиваль «Йэшлек-шоу»,Республиканский конкурс вокалистов им.Г.Альмухаметова, Республиканскийфестиваль камерной музыки, Республиканский фестиваль симфонической и хоровоймузыки.
На территории городарасполагаются пять ведомственных Дворцов культуры: Дворец культуры«Моторостроитель» ОАО «УМПО», Дворец культуры «Нефтяник» филиал ООО«Соцсервис», Дворец культуры и техники ОАО УЗЭМИК, Дворец культурыжелезнодорожников, Дворец культуры «Юбилейный», которые ведут большую работу поорганизации досуга и культурного обслуживания горожан.
Значительная долякультурно-массовой деятельности в области эстетического воспитания, пропагандыздорового образа жизни, истинных духовных ценностей в столице республикипринадлежит муниципальным учреждениям культуры.
В Уфе активно работает МУГородской дворец культуры. Дополнительное образование получают 7900 юныхгорожан в 12-ти музыкальных, 2-х художественных и 3-х школах искусств[10].
В целом, в городе, включаяведомственные дворцы и дома культуры, работают 500 коллективов художественнойсамодеятельности с численностью 10 тыс. человек. Почетные звания «Народный» и«Образцовый» имеют 72 коллектива.
Созданы условия длясохранения культурных традиций и самодеятельного творчества народов,проживающих в Уфе. В городе организованы около 30 национально-культурныхцентров, в которых проводятся различные национальные праздники. Ряд центровимеют творческие коллективы, такие как, украинский вокальный ансамбль «Кобзарь»,Народный фольклорно-этнографический марийский ансамбль «Ош Виче сем», Народныйфольклорно-этнографический чувашский ансамбль «Нарспи».
Комитетом по культуре иискусству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостанпроводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие лучших традиций,благодаря которым культурная жизнь Уфы является яркой и насыщенной.
Кобщественно-политическим относятся мероприятия, посвященные Дню Победы, Днюпринятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, ДнюКонституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, Международномуженскому дню – 8 Марта, Дню защитников Отечества, Международному дню защитыдетей.
Традиционными сталимассовые праздники: Дни славянской письменности, Аксаковский праздник,Городской фестиваль «Белая куница», Городской детский сабантуй, Городскойпраздник «Масленица», Городской праздник – День цветов, Рождественские гуляния,мероприятия по встрече Нового года, новогодний фестиваль «Вьюговей».
Особое внимание отводитсяработе с одаренными детьми. Большую популярность приобрели Межрегиональныйконкурс юных вокалистов «Дебют» им. Ф.И.Шаляпина, Уфимский региональный конкурсюных пианистов им. В. Тимановой, Городской конкурс юных музыкантов. Особоодаренные юные музыканты и художники поддерживаются специальными стипендиямиглавы Администрации городского округа город Уфа РБ.
На пропагандудеятельности учреждений культуры направлены проведение профессиональныхконкурсов и праздников среди работников библиотечной системы, работниковдворцов культуры.
Муниципальноеучреждение «Городской Дворец культуры» занимает особое место в жизни города иреспублики, являясь центром культуры, развитие народного творчества ипропаганды здорового образа жизни жителей многонационального Башкортостана.
Одним изосновных направлений деятельности Дворца является культурно-массовая работа снаселением. В нем успешно функционируют десятки кружков, спортивных секций,творческих обьединений по интересам.
Материально-техническаябаза Дворца позволяет организовывать и проводить театрально-концертную,выставочную, спортивно-массовую деятельности.
Дворецкультуры располагает зрительным залом на 1124 мест, малым залом, современныспортивным комплексом и площадями для организации и проведения выставок.
Дворецкультуры профкома Уфимского завода синтетического спирта им. 40 летия ВЛКСМ какновое юридическое лицо было зарегистрированно в Министерстве Юстиции РСФСР 25сентября 1981 года, регистрационный номер 298, адрес: 450075, г. Уфа, Проспект Октября, 137. По завершению строительства и сдачи в эксплуатацию церемонияоткрытия Дворца культуры состоялась 27 апреля 1982 года.
В связи сакционированием арендного предприятия УЗСС и образованием нового юридическоголица — ОАО «Уфаоргсинтез» Постановлением Администрации Орджникидзевского районаг. Уфы № 1483 от 13 июля 1994 года проведена перерегистрация ДК УЗСС спреобразованием во Дворец культуры профкома ОАО «Уфаоргсинтез».
В этот периодво Дворце культуры начали работать такие самодеятельные коллективы как:коллектив бального танца «Пируэт» под руководством Идрисовой Н.Г.; фольклорныйансамбль «Дуслык» под руководством Саттарова; шоу-балет «Дизайн-шоу» подруководством Чухланцева Н.В… В последствии участники ансамблей явилисьдостойной заменой заслуженых руководителей этих коллективов. А это ВалясЛюдмила Геннадьевна, Петрук Наталья Филиповна, Игнатьева Марина Валентиновна.
В помещенияхДворца проводились юбилеи, заседания акционерных обществ, концерты зарубежнойэстрады, а также художественной самодеятельности.
30 декабря1999 года Указом Президента РБ № УП — 833 помещения Дворца культуры«Синтезспирт» АНО «Башнефтехим» переданно в муниципальную собственность г. Уфы.На основании Постановления главы Администрации г. Уфы № 459 от 14 февраля 2000года.
Подруководством Маркарян В.Г. была воссоздана работа Дворца как центра культурыгорода. С 21 января 2003г. директором Муниципального учреждения «ГородскойДворец культуры» назначен Ларионов Борис Андреевич.
Под егоруководством расширена самодеятельная и профессиональная деятельность Дворца.При дворце появились ФАТ «Мирас», самодеятельные клубы «Соцветие», хорветеранов войны и труда, клуб «СемьЯ», компьютерный салон «Столица»,арт-галерея «Лимузин», духовой оркестр. клуб любителей литературы и искусства«Лира», клуб выходного дня, диско-клуб национальной молодежи студии «Аманат».
В настоящеевремя производится реконструкция и техническое переоснащение дворца в целяхусовершенствования и улучшения обслуживания населения.
Многие изколлективов ГДК удостоены наград, и вышли на мировой уровень.
УфимскийГосударственный ансамбль танца «Мирас», что переводе с башкирского языкаозначает «наследие» был создан в 1992 г.
За времясвоей творческой деятельности коллективом подготовлено более 20 концертныхпрограмм хореографического характера, а также программ популярных артистов.
В репертуареансамбля сочетаются варианты фольклорных танцев и обычаев народов, населяющихнашу многонациональную республику: башкир, татар, русских, чувашей, мари,немцев, молдаван, белорусов и других народов.
«Мирас» — неоднократный участник международных фольклорных фестивалей во Франции,Испании, Люксембурге, Болгарии, Венгрии, Лаосе и Вьетнаме.
Благодарявысокому исполнительскому мастерству, самобытности и широкому репертуару,ансамбль не раз становился лауреатом и обладателем Гран-При и кубковзрительских симпатии Международных фестивалей и конкурсов.
В настоящеевремя ансамбль является одним из ведущих фольклорных коллективов Башкортостанаи России. В нем профессиональные танцоры, музыканты, вокалисты.
Художественныйруководитель ансамбля — заслуженный работник России и Башкортостана В.Степанов.
Ансамбльбального танца «Радость» был основан в 1980 году. Рождению нового ансамбля предшествовалабольшая творческая и организационная работа его художественного руководителяЛюдмилы Валяс.
С тех порпрошло 24 года. За это время коллектив ансамбля принимал активное участие вкультурной жизни г. Уфы и республики.
Ансамбльвыезжает с обменными концертами по всем городам РФ.
Коллективдостиг творческой стабильности благодаря слаженному и неустанному труду всехего участников. В ансамбле занимается 110 человек: основная, средняя, младшая иподготовительная группы. Каждая из них ведет активную концертную и фестивальнуюдеятельность. У ансамбля есть спутник школа-студия «Радость» для всех желающихнаучиться танцевать в возрасте от 4-х до 50-ти лет.
Можноотметить, что в ансамбле выросло не одно поколение ребят и некоторые из нихпродолжают нести бальные танцы в массы, организовывая свои самостоятельныеколлективы.
Основнаяформа работы сотрудников ГДК с людьми — это клубы по интересам. В них никогосилком не затаскивают, люди там занимаются сами, и занимаются с душой.
Они работаюттакже с теми, кто сидит на лавочках возле каждого дома, кто ушел на пенсию иоказался немного забыт. Для них в ГДК проводятся вечера отдыха, по воскресеньямони танцуют под духовой оркестр, смотрят концерты детской художественнойсамодеятельности, на внуков любуются.
Городской хорветеранов войны и труда — тоже большое подспорье. В нем занято 47 человек. ВГДК сохранен зимний сад, вокруг которого объединились любители комнатныхрастений.
Клубветеранов сцены собирается регулярно. Это те, кто всю жизнь участвовал вхудожественной самодеятельности и теперь не хочет отставать от жизни.
Нашфольклорно-танцевальный ансамбль «Мирас» отмечен на целом ряде конкурсов,выступал и в Испании, и в Португалии, так что не только у нас, но и во всеммире пропагандирует самобытное искусство народов нашей республики.
Духовойоркестр ГДК входит в элиту духовых оркестров республики, работает фирменно.
Вот малыйперечень того, что делается в Городском Дворце культуры.
Из всего перечисленноговидно, что в целом в сложных условиях социально-экономических преобразований вгороде Уфе удалось сохранить и укрепить духовно-культурный потенциал.
Вместе с тем, ворганизации социокультурной деятельности ГДК существуют проблемы.
Так, например, в особомвнимании нуждаются материально — технические базы учреждений культуры,обеспеченность инструментами, материалами, современными техническимисредствами, аппаратурой.
Особое положениесложилось в коллективах дополнительного образования. Уменьшается количественныйи качественный показатель выпуска учеников, отсутствует стабильноефинансирование по поддержке новых проектов, низкая материально-техническая базане дает развития как учебной, так и просветительской и творческой деятельности.
Нет финансовыхвозможностей по организации гастрольных поездок коллективов, участия вразличных фестивалях и конкурсах, проходящих за пределами столицы.
Долгое время не былиорганизованы курсы повышения квалификации для работников культуры.
Не разработана системаобеспеченности молодыми специалистами городских учреждений культуры.
МУ «Городской дворецкультуры» требует поддержки на проведение капитального ремонта, реконструкции,оснащению, а также на организацию и проведение культурно-массовых мероприятийдля горожан.
Недостаточное вниманиеуделено национальной культуре народов, проживающих в столице. Созданные идействующие творческие коллективы не обеспечены техническими средствами,аппаратурой, костюмами в полной мере. В тоже время они участники всехобщегородских праздников и фестивалей, частые гости и за пределами.
Ряд коллективов(украинский ансамбль «Кобзарь», Народный фольклорно-этнографический марийскийансамбль «Ош Виче сем», Народный фольклорно — этнографический чувашскийансамбль «Нарспи») нуждаются в помещении для работы.
Такимобразом, социокульнурная деятельность также должна быть ориентирована напоследовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач культурногоразвития.
2.2 Решениепроблем и пути выхода в реализации социокультурной деятельности
Проанализировавопыт работы МУ ГДК, мы выявили, что деятельность этого учреждения поорганизации досуга молодежи ведется в различных направлениях.
Предложенныемероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-досуговойдеятельности и способствовать ее совершенствованию, в данной программепредложены новые формы работы, которые ранее не использовались в практике МУГДК, что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.
Цель — совершенствование и повышение эффективности деятельности МУ ГДК по организациимолодежного досуга, удовлетворение духовный потребностей, формирование умолодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методоворганизации досуга молодежи.
Задачи:
1. Содействие духовному, культурному,интеллектуальному и физическому развитию молодежи
2. Создание условий для развитиямолодежного творчества, организации их досуга.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Создание условий для эффективногоиспользования досуга молодежью
5. Осуществление мер по поддержкемолодой семьи, в сфере образования, культуры, науки, спорта
6. Объединение усилий, материальныхсредств различных ведомств и организаций: учреждений образования, культуры,здравоохранения, правопорядка, используя формы спонсорства и меценатства.
Основныенаправления:
1. Развитие художественного творчествамолодежи.
2. Поддержка талантливой молодежи
3. Воспитание гражданственности ипатриотизма
4. Организация молодежных мероприятий иотдыха
Развитиехудожественного творчества молодежи
Длявоспитания у молодежи потребности в освоении национальной культуры; развитияэстетического вкуса, самодеятельного творчества через имеющиеся базы досуговыхцентровСистема мероприятий по реализации направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации 1. Скорректировать планы работы, определить первоочередные задачи, поиск средств финансирования. МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта 2. Оказание методической помощи центрам досуга и художественного творчества МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта
3. Изучить: культурно-досуговые потребности молодежи;
-количество свободного времени и приспособить режим работы учреждений культуры к досуговым потребностям молодежи МУ ГДК ЦВР «Ювента», Молодежный центр, клубы по месту жительства
4. Проведение областных конкурсов и фестивалей для молодежи: — фестиваль команд КВН
фестиваль эстрадного танца «Овация»
фестиваль бардовской песни «Открытие» и т.д.
— фестиваль творчества молодежи области и района МУ ГДК
Департамент культуры по делам молодежи,
Молодежный центр 5. Ориентировать КДУ на поиск новых форм работы с молодежью МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи и спорта 6. Использовать опыт семейных клубов и клубов по интересам других КДУ. МУ ГДК ЦВР «Ювента», Молодежный центр 7. Способствовать развитию досуговой самодеятельности молодежи, создавать условия, стимулирующие самодеятельность участников клубного объединения. МУ ГДК
ЦВР «Ювента», Молодежный центр, ПК «Романтик»,
ПК «7-Я»; 8. Проводить семейные праздники, дни рождения, юбилеи, смотры-выставки семейных реликвий. МУ ГДК
ЦВР «Ювента», Молодежный центр, ПК «Романтик»,
ПК «7-Я»;
Поддержкаталантливой молодежи
Дляреализации этой задачи необходимо создание единого банка данных талантливоймолодежи города, поддержка юных дарований с целью развития интеллектуального итворческого потенциала города, повышение индивидуального мастерства.Система мероприятий по реализации направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации 1. Организация и проведение научно-практических конференций учащихся и студенческой молодежи Департамент культуры по делам молодежи и спорту
Университеты, Колледжи, ПУ
Школы города
2. Присуждение и вручение стипендий за особые заслуги талантливой,
трудолюбивой молодежи Управление образования Департамент культуры по делам молодежи и спорту 3. Организация конкурса молодых поэтов и писателей города «Полет души» Департамент культуры по делам молодежи Управление образования 4. Организация и проведение конкурса молодых педагогов «Вдохновение» МУ ГДК Департамент культуры по делам молодежи
Воспитаниегражданственности и патриотизма
Формированиеусловий для гражданского становления духовно-нравственного и патриотическоговоспитания. Работа по созданию позитивного общественного и личностногоотношения к службе в армии и защите Отечества, приобретение военно-спортивныхнавыков и умений.Система мероприятий по реализации основных направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации 1. Методическое обеспечение работы по патриотическому становлению молодежи, поддержка общественных объединений, ведущих данную работу МУ ГДК Управление образования
2. Организация и проведение областных и городских мероприятий, посвященным памятным датам и
истории культуры Ярославского края МУ ГДК Департамент культуры молодежи и спорта, Молодежный центр 3. Организация и проведение конкурса патриотической песни МУ ГДК Молодежный центр 4. Организация и проведение «Звездных походов» студентов Учебные заведения Департамент культуры
Организациямолодежного отдыха и развлеченийСистема мероприятий по реализации основных направлений работы Ответственные исполнители Смежные организации 1. Проведение молодежных развлекательных программ и шоу ООО «Культурный центр» Молодежный центр 2. Проведение интеллектуальных игр Клуб интеллектуальной игры Управление образования 3. Организация встреч с интересными людьми Культурный центр Молодежный центр
Даннаяпрограмма позволит расширить сферы социокультурной деятельности МУ ГДК,привлечь дополнительное внимание потенциальных посетителей и инвесторов.
Формированиюпозитивного образа МУ ГДК, распространению знания о её образовательных исоциокультурных функциях могли бы помочь средства массовой информации. Однако вреальности СМИ мало заинтересованы образовательными проектами исоциокультурными мероприятиями культурных учреждений, если партнерами испонсорами не становятся крупные коммерческие организации, общественные фонды,государственные органы управления, видные деятели культуры, искусства,образования, политики и бизнеса. Здесь в первую очередь важно заручитьсяподдержкой крупных организаций, возможно использование возможности их рекламы взамен на спонсорскую поддержку во время проведения мероприятий.
Такимобразом, нами были выявлены многоаспектные противоречия между потенциальнойготовностью МУ «Городской дворец культуры» к участию в социокультурной жизнигорода (региона) и традиционными результатами их деятельности в городскомобразовательном пространстве, отношением к ним руководящих органов,потенциальных партнеров и широкой общественности.
Заключение
Изучениесоциокультурной деятельности по организации досуга подтверждает, что внастоящее время они переживают достаточно сложный период, которыйхарактеризуется следующими негативными процессами: недостаточноефинансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговыхучреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговыхзанятий просто устарели и др.
Значительныесоциально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формированиигражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, котораяявляется доминирующим элементом молодежной культуры. Социально–педагогическаяценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способностиличности молодого человека саморегулировать эту деятельность.
При решенииэтой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, чтопозволило рассмотреть структуру социокультурной деятельности и раскрыть ееосновные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественногои бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность ктруду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможноусовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность,осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собойчеловек.
Усвоениекультурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт,путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободноевремя.
Прирассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга быловыявлено следующее:
1) Сферасоциокультурной деятельности имеет свои особенности. Досуг молодежи существенноотличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовныхи физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей.К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическуюподвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальнуювосприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Кспецифическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковойактивности. Таким образом, задачей культурно–досуговых центров являетсямаксимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основекоторых лежит принцип простаты организации, массовости, включениянезадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форммолодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческойсамореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательномувоздействию на большие группы молодежи.
2) Прианализе опыта деятельности культурных учреждений центров был изучен опыт работыМУ «Городской дворец культуры» города Уфы, который является базой исследования.Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурнойдеятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыкисамореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.
Положительнымна наш взгляд в организации работы Культурного центра является:
1. Участие молодежи в различныхколлективах и кружках художественной самодеятельности.
2. Создание и организация клубов поинтересам гостиных и любительских объединений.
3. Творческие достижения работымолодежного ФИА «Мирас».
И на основеизученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были предложены конкретныерекомендации, которые позволят улучшить деятельность МУ ГДК по организациимолодежного досуга по следующим разделам:
1. развитие художественного творчествамолодежи;
2. развитие творчества среди молодежи;
3. воспитание гражданственности ипатриотизма;
4. организация молодежного досуга.
Возможно,этот перечень не исчерпывает себя, но это наиболее значимые рубежи, которыедолжны достигнуть многие учреждения культуры, ведь они призваны создаватьусловия для творческой самореализации личности всех групп населения, но приэтом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.
Важно суметьорганизовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечьлюбого молодого человека.
Создание набазе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения,консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитациинуждающимся в общении, заботе, доброте.
Списокиспользуемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. – М.: Аспект пресс, 2008. – 352с.
2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И.Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2005-53с.
3. Демченко А. Некоторые проблемысовременного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества// Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф.,1996.-49с.
4. Дискин И.Е. Культура. Стратегиясоциально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990.-107с.
5. Ерасов Б.С. Социальнаякультурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 20067.-132с.
6. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговаядеятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.-32с.
7. Каган М.С. Человеческаядеятельность (Опыт системного анализа). М, 1974. С. 44.
7. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д.Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИздательствоМГУК, 1995.-136с.
Клуб: Культура досуга. – М.:Профиздат, 2001.-184с.
8. Комарова Л.Н.Социально-культурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы,поиски, перспективы: Учебное пособие. – М.: МГПУ, типография КГУКИ, 2009. — 128с. (8,0 п.л.).
9. Комарова Л.Н.Учебно-опытная программа деятельности учреждений дополнительного образования всфере культуры и искусств.- М.: МГПУ, типография КГУКИ, 2009. – 88 с. (5,5п.л.).
10. Коптяева М.В. Социокультурнаядеятельность библиотеки им. В.Г. Белинского / М.В. Коптяева // ИзвестияУральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 252-260.
11. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н.Возврастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебноепособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.
12. Культура досуга. – Киев: Высшаяшкола, 005.-112с.
13. Марков А.П., Бирженюк Г. М.Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 124с.
14. Маркарян Э.С. Очерки теориикультуры. Ереван, 1969. С. 37.
15. Николаева Т.Н. Демократизациядеятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук /МГИК.-М., 1991.-16с.
16. О защите духовных интересовнаселения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М.,1996.-№7.-С.10-13.
17. Социология: Учебное пособие./Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 2005.-291с.
18. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. Опредпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.
19. Туев В. В. Социально-культурнаядеятельность как понятие (включение в дискуссию) // Вестн. Моск. ун- такультуры и искусства. Вып. 23. М. 2006. С. 30.
20. Ярошенко Н.Н.Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качествсоциального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства. М.,2001. Вып. 23. С. 39–43.
21. www.journal-ufa.ru/index.php?num=31&id=400
22. www.minpromrb.ru/showactivity/
23.gdk.on.ufanet.ru/about.htm
24. ufa.regionz.ru/index.php?ds=15284