Реферат по предмету "Социология"


Функции социологического знания

Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
                                                    студент:    Заболотный
                                                    Александр  Эдуардович
                                                     адрес:   г. Запорожье,
                                                    ул. Мира,  д. 10, кв. 18
                                                    телефон: 33 – 16 – 77
                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
      подисциплине:   социология
      факультет: дистанционное обучение
      специальность:     БУБ
      отделение:       бакалаврат
      Преподаватель консультант:  Казаченко Н. П.
                               МАУП                   2000.Тема: Функции социологического знания
                                      ПЛАН
Введение………………………………………………………………………………3
1.  
1.1     
1.2     
1.3     
1.4     
1.5     
1.6     
2.  
 
Заключение…………………………………………………………………………15
Списокиспользованной литературы…………………………………………16Введение
Современная социология – одно из самых важныхдостижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности,без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, всовременных условиях судьба каждого зависит от уровня функционированияполитических, властных структур, институтов, государственных механизмов,действенности и обоснованности политических решений. Политические и социологическиезнания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются напреодолении острого кризиса всей социальной системы.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологиипроизошел в начале 90-х годов. Социология пришла в высшую школу – одной изсамостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызываетинтерес у молодежи.
Социология – относительно молодая наука, но закороткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу наВостоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней пооперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формированияобщества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения.Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и егобудущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочьразобраться, и такой сферой знаний и есть социология.
Действенность социологии обеспечивается широкимрезонансом её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневнойжизни. Труд социологов создал им ореол «людей с высокой социальнойответственностью». И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада иВостока часто сталкивается с выводами социологической науки, с обсуждениемсоциологами вместе с политиками, экономистами острых проблем, ведь дляобъяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока, склонновыбирать социологию, а не философию как бывало.
Давно подмечено, что рабу не следует разбираться всправедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что он о нихоповещен. Люди, лишенные политических знаний, обречены на бессловесность.Коллективное, бессознательное при всех красивых словах о стимулированиигражданского общества, политической культуре продолжает процветать на просторахУкраины – от Карпат до Северского Донца. Политическое образование – одно изусловий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляции властей иконфликтующей с ними оппозиции в коллективный субъект политики. ПерефразируяАнри Барбюса, можно сказать, что политическое образование поможет каждомугражданину «перевести» идеи и действия политиков с «государственного языка» начеловеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей функциями.
В силуопределенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителяопределенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь офункциях социологического знания, то должны представлять себе их не только вобщем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровнедеятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе,окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будутвытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социологасопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности,которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любойдругой.
Цель настоящей работы – раскрыть содержание основных функцийсоциологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшемразвитии социологического знания.
1. Функции социологии
1.1     Теоретико-познавательная,критическая функция
Социология как самостоятельная отрасль знанийреализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарныхнаук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные исобственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются внаиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни.Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют идействуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая.Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуякритическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности.С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить –ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, чтодействительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная,критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливаетзнания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картинусоциальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательнойфункции социологии относятся объективные знания об основных социальныхпроблемах развития современного общества. Что же касается прикладнойсоциологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различныхпроцессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, обизменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно,что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальныхобщностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управлениеневозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяетэффективность реализации ее социальной функции.
1.2 Описательная функция
Описательнаяфункция социологии – это систематизация, описание исследований в видеаналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. Вних имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, егодействие, взаимосвязи и т.п.
При исследовании социального объекта требуетсявысокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных,фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческиерешения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущихпоколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяетчеловеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, чтопреобразование общества – не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когдасоответствуют потребности ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния иобщества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальнаяинформация, она автоматически превращается в решения, рекомендации, прогнозы.Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательнойфункции.
1.3 Прогностическая функция
Прогностическаяфункция социологии – это выдача социальных прогнозов. Обычносоциологические исследования завершаются образованием краткосрочного илидолгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается навскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированнуюзакономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемыйобъект. Открытие такого фактора – сложный вид научного исследования. Поэтому всоциологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Всовременных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальныхпроблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место висследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальнуюпроблему и стремится выявить оптимальные пути её решения, естественно, движимжеланием показать перспективу им конечный результат, который за ней стоит.Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.
1.4 Преобразовательная функция
Суть преобразовательнойфункции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога,его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки ипринятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерныхпроектов требуется не только технико-экономическое, но исоциально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Носоциология лишь наука, её функция – разработка практических рекомендаций. Чтоже касается их внедрения, реализации – это прерогатива органов управления,конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, чтомногие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованиюсовременного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводитк тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основныенаправления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизованногоразвития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация обществасостоит в создании условий и возможностей для сознательной и целенаправленной деятельности личности социальныхобщностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональнойдеятельности, в оптимизации и качественном повышении её эффективности. Задачасоциологии – теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации идемократизации общественной жизни в Украине. Процесс трансформации общества вУкраине идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи ссознательным превращением людей в результат, а результатов в предпосылки,условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизацииобщества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не стольконедостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, посколькупрофессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад),сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности всоциологическом обосновании управленческих решений.
1.5 Информационная функция
Информационнаяфункция социологии представляет сбор, систематизацию и накоплениеинформации, полученной в результате исследований. Социологическая информация –самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрахона концентрируется в памяти ЭВМ. Её могу использовать социологи, руководителиобъектов, где проводились исследования. В установленном порядке информациюполучают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
1.6 Мировоззренческая функция
Мировоззренческаяфункция социологии вытекает из того, что объективно, участвует всоциально-политической жизни общества, Мировоззренческая функция социологиивыражается в использовании действительно корректных выверенных количественныхданных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, системаидей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя,социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальныхреволюций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологическиеконцепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологическиевзгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлениилиберально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан ЖакаРуссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п.Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальнымнаправлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча итретьего рейха в Германии.
Таким образом, социологическое знание является мощными эффективным инструментом применяемом в социально-политической жизни общества.И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи –носители социологического знания, представители науки социологии в еёпрактическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.
2. Функции социолога
В литературе, какотечественной, так и зарубежной — чаще всего рассматривается вопрос о функцияхсоциологии как науки. В них авторы видят отражение общественной потребности втом или ином направлении деятельности социологии, ее связи с практикой. Гораздореже говорят о функциях социолога как представителя определеннойсоциально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функцияхсоциологии, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде,но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретногосоциолога. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциямисоциологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь ввиду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием еготруда, той специфической деятельности, которая позволяет отличатьсоциально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Из предшествующихрассуждений можно заключить, что труд социологов имеет преимущественнотеоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, посколькусвязан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социологДжон Машоунис дал “фундаментальное” определение социологии “как систематическогоизучения общества и социальной активности человеческого бытия”.
В значительноймере труд социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного,даже странного в обыденном, знакомом, повседневном (3).
Основная задачасоциолога — познание социальных процессов с помощью общетеоретических испецифических для социологии методов, средств и путей исследования с цельюпреобразования их в нужном обществу и конкретным социальным группамнаправлении.
Поэтому трудсоциолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначедолжен быть связан с практической, преобразовательной, управленческойдеятельностью. Если не будет такой связи, невозможным окажется определениеэффективности этого труда. Конечное подтверждение его значимости — практическоевоплощение результатов.
Более глубокотруд социолога, его характер и содержание опишем через функции, которые чистоусловно можно разделить на теоретико-познавательные иуправленческо-преобразовательные. В основе такого деления — различные формысоциологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп функций.
Теоретико-познавательная функция.
Как и любойинтеллектуальный, труд социолога “начинается” с познания. Поэтому перваяфункция социолога — познавательная. Она направлена на изучение, анализсоциальной реальности, выступающей в виде одного или целой группывзаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее по целям и проблемамисследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большимколичеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функцииего задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними кактенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции,выделенной авторами книги “Начало пути: поколение со средним образованием”.Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностныхсоциально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том,что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страныодинакова: ”Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональнуюфункцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальныеаспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамкахпредложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживаетсяименно в значимости социального аспекта образованием”. Именно она подвергаетсянаибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды”. Реализациясоциологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой поинтересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут бытьсерьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть многоили мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редковозникает исследовательская ситуация, когда литератypы, нет вообще, например, втом случае, если проблема является действительно новой. Но и такоеобстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом” стоящиевопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательнаяфункция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующихисследований и публикаций.
Знакомство с ними- “стартовая площадка” для главного в познавательной деятельности. Это главное- разработка программы исследования: от формулировки целей и задач,противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатовдо определения методов и средств изучения проблемы.
В познавательномпроцессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализсоциальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногдаотождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следуетобратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытиесущества проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением вдеятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструментапознания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирическогоанализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферыэкономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку иих методы ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательнойфункции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции.Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, истремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желаниемпоказать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит.Следовательно, так или иначе он вынужден прогнозировать ход развитиясоциального процесса.
Некоторыеобщественные проблемы могут анализироваться как бы в двух измерениях — настоящем и будущем. Именно такой является, к примеру, проблема текучестикадров. Социологи изучают как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Впервом случае они фиксируют процесс текучести, его причины, размеры, и еслипоследние выходят за пределы допустимых, то стремятся обосновать факторыпротиводействия этому процессу. Во втором случае они прогнозируют, отвечают навопрос о том, что произойдет с текучестью кадров, если не будут соблюденыопределенные условия и не осуществлены рекомендуемые ими действия. Дляпредприятий и служб занятости такие исследования могут оказаться очень важными,поскольку будут способствовать определению как стратегии, так и тактики вотношении различных категорий трудящихся.
Для социолога реализация прогностической функциинеобычайно значима. Без этого он теряет чувство нового, видение будущих результатовизменения социального процесса. Осуществление познавательной функции – этопроведение сложного вида научного исследования.
При осуществлениисоциологом данной функции он имеет дело с конструированием и проектированиеммоделей социальных объектов. Конструирование — понятие более широкое, чемпроектирование, оно не носит конкретного характера, представляет собой общее,мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретнозаданным параметрам, нормативам. Pечь идет лишь об образе будущего объекта, егомодели. Примером проектирования является создание различных математическихмоделей социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственныхмеханизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструированиев этом случае означает создание общей модели перехода к рынку.
Здесь нужноотметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни социальноепроектирование, ни социальное конструирование не относятся к труду чистосоциологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные сфункциями экономистов, математиков, специалистов по системному анализу и др.Зато сугубо социологической “разновидностью” прогностической функции являетсясоциальное планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов,плановиков, но есть где “разгуляться” и социологам. Тем более что переход крыночной экономике не отменяет необходимости социального планирования,интегрирующегося в систему новых общественных отношений.Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходимк следующей группе функций связанных с участием социолога вуправленческо-преобразовательных процессах.
Сутьуправленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложениясоциолога, его оценки состояния социального объекта служат основанием длявыработки и принятия решений. Там, где это имеет место – в масштабах общества,государств, регионов, предприятий, организаций, решения принятые на основаниисоциологического знания становятся более аргументированными, весомыми, их непросто оспорить.
Иногда этирешения носят весьма серьезный характер. Так, с использованием социологическогознания, вырабатываются решения по преобразованию нашего общества а такжеполитической и экономической системы нашего государства. Например, с помощьюсоциологического знания, в реформировании социально-экономической жизни современнойУкраины выработаны основные направления.
1. Создание в Украине демократического строя,ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия на развитии материальногопроизводства, на базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированное государство должно заботитьсяо благосостоянии не только избранной части населения, а всех членов общества.
2. Возрождениеи развитие гаранта социальной стабильности общества – среднего класса –создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированныхработников промышленного и аграрного секторов
3. С целью предотвращения массовой безработицы естьнеобходимость разработки долговременной поэтапной программы занятостинаселения, учитывая региональную специфику в составе трудовых ресурсов ихозяйственной структуры общества.Ошибочномнение, что безработица на уровне развитых стран Запада будет стимулироватьтрудовую активность занятых, а также облегчит структурную перестройку народногохозяйства. Но в современных условиях в Украине не хватит средств, чтобывыдержать бремя содержания безработных, а сами безработные, в отличие отзападных стран, не выдержат тягот безработицы.
Так, исходя из особенностей изменений происшедших кначалу XXI века вобщественном развитии определение социально-экономической модели развитияобщества должно осуществляться с учетом движения мирового сообщества к новомутипу цивилизации – формированию постиндустриальных социально-интегрирующих обществ,строящихся на основе равенства, свободы, справедливости, демократии, объективнорастущей взаимозависимости стран и становления целостного мира, в которомвзаимодействуют различные общества, используя достижения науки, техники исоциального прогресса (Николай Горлач). Прогрессивный вектор социально-экономическихпреобразований складывается под влиянием магистральных направлений: усилениеиндивидуальных личностных начал, всемирное развитие прав и свобод личности, воснове которого лежит частная собственность.
К сожалению, всвое время социологи были не готовы к “встрече” с этими и многими другимипроблемами. Только сейчас начались: поисковые работы, процесс созданияметодологии исследования социальной напряженности в обществе, на производстве;разработки  рекомендаций для структуруправления обществом и производством.
Таким образом,труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначесвязан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью.Конечное подтверждение его значимости – практическое воплощение результатов.Заключение
Современная социология – одно из самых важныхдостижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности,без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир,приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, всовременных условиях судьба каждого зависит от уровня функционированияполитических, властных структур, институтов, государственных механизмов,действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологическиезнания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются напреодолении острого кризиса всей социальной системы.
Социология как самостоятельная отрасль знанийреализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую,преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарныхнаук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные исобственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются внаиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни.Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют идействуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Социологическое знание является мощным и эффективныминструментом применяемом в социально-политической жизни общества. И находитьсяэтот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носителисоциологического знания, представители науки социологии в её практическомприменении, и их функции вытекают из функций данной науки.Список использованной литературы
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.