Содержание
Ф. Теннис о предмете и структуре социологии
Чистая (теоретическая) социология Тенниса
Прикладная социология Тенниса
Эмпирическая социология, или социография Тенниса. Особенностиее метода и предмета
Теоретическое значение работы тенниса «Общность и общество»
Понятия «общность» как форма социальных связей, «общество»;дихотомия «общности» и «общества» как двух типов социальности; обычай какрегулятор социальных связей в «общности»
Политические взгляды Тенниса. Социально-критическая,антикапиталистическая направленность концепции Тенниса. Влияние идей Маркса на творчествоТенниса
Социологическая концепция тенниса и политика социальныхреформ
Работы Зиммеля: «О социальной дифференциации», «Философияденег»
Философские и методологические предпосылки социологическойконцепции Г. Зиммеля
Г. Зиммель о природе социального факта. Понятие «чистый фактсоциации»
Типология форм социации господства и подчинения, иерархии,корпорации, конкуренции, брака и др.
Список литературы
/>Ф. Теннис о предмете и структуресоциологии
эмпирическийсоциология теннис
Ф. Теннис развиваетпроблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальныйдух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первымзвеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное вниманиеон уделяет социальной группе как целому (гельштат), чья сила определяетсявзаимосвязью частей (отдельных членов). Чем сильнее гельштат, тем большеположение и поведение его членов зависит от внутригрупповых отношений. Так, впримитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группойведет к смерти. Теннис особо подчеркивает, что кардинальным пунктом его теорииявляется субъективное обоснование взаимодействий в обществе: человеческий духкак воля и разум формирует исторические процессы. Образующиеся в ходемежличностных взаимодействий «социальные сущности», которые непосредственнопереживаются, носят социально-психологический характер.
По Теннису, предметсоциологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основусоставляют взаимодействия людей, движимых волей.
Концепция социологииТенниса опирается на различно ориентированные методологии при решенииконкретных задач, а предложенная им модель предопределила не потерявшие своейактуальности и в наши дни дискуссии о структуре социологии.
Теннис подразделяетсоциологию на общую и специальную.
Общая социология, помысли Тенниса, должна рассматривать все формы существования людей (включающие ивзаимоотрицания), включая биоантропологические, демографические и др. аспекты,в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он еене рассматривает.
Специальная социологияимеет только ей присущий предмет – социальное, которое образуется за счетвзаимодействия людей. Специальная социология подразделяется на «чистую»(теоретическую), «прикладную» и «эмпирическую» (социографию).
/>Чистая (теоретическая) социология Тенниса
Как целое, общество иобщность представляют собой формы, которые не зависят от конкретных субъектов,составляющих преходящую материю (содержание) формы. В этом качестве общность иобщество являются предметом чистой социологии.
Основуисторико-социальной концепции Тенниса составляет установка, что в ходе развитиякультуры противостоят друг другу две эпохи: эпоха общества приходит на сменуэпохи общности.
Чистая (теоретическая)социология разрабатывает формализованную систему внеисторических – «чистых»категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и«общества».
У Тенниса чистаясоциология – это абстрактная, теоретическая дисциплина, которая в пониманиисоциального мира ослабляет историзм (немецкую историческую школу) в пользурационального мышления – абстрактно-дедуктивных методов. Он выстраиваетразветвленную систему «чистых» – внеисторических (идеальная конструкция)социологических понятий, с помощью которых конструирует схему социальнойэволюции. Понятиям «общности» и «общества» он придал базисный характер (статус)и с их помощью типологизировал традиционную, интимную, «лицом к лицу» групповуюорганизацию деревни и «эмансипированную», неличную групповую организациюгорода.
Данная проблематикаразработана Теннисом в основной работе «Общность и общество» (1887), в которуюво втором издании (1912) был внесен подзаголовок «Основные понятия чистойсоциологии». Сама работа над «чистыми понятиями» вошла разделом«Операционализация понятий»: значение любого понятия определяется операциями,применяемыми для его измерения. Если же таких операций нет, то понятие не имеетсмысла.
Разработанную систему«чистых» понятий Теннис переносит в прикладную и эмпирическую социологию вкачестве общих установок.
Социология Тенниса – одиниз первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии,позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, атакже тенденции социальных изменений.
/>Прикладная социология Тенниса
Прикладная социология,близкая по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываютсяпроцессы исторических изменений, социального развития.
Назначением прикладнойсоциологии Теннис считал анализ динамики исторического развития, в ходекоторого он наполняет «чистое» понятие (форма) фактическим материалом(конкретное содержание). В прикладной социологии демонстрируется процессисторических изменений как вытеснение общности (народности и культуры)нарастающей социальностью – обществом (цивилизацией и государственностью). Онрассматривает как воля и разум в конкретных исторических мирах движутисторические процессы (семья, нравы, право, хозяйствование, общественное мнениеи др.) в сторону возрастающей рациональности, соотнося ее с договором. Даннаяидея противоречит распространенным основным установкам философии жизни.
В прикладной социологииважным аспектом выступает вопрос минимизации роли традиций при формированииобщества, где все как бы создается заново и имеет место максимализация ролирациональности. В социальной мысли XIX века имеет место склонность трактовать термин «традиция» как означающийтрадиции феодального общества: сословность, натуральное хозяйство, социальная иерархия,отсутствие социальной мобильности. Отсюда и вытекает видение прогресса какпроцесса детрадиционализации, а в качестве разрушителя традиций предстаеткапитализм. Не избежал ее и Теннис.
/>Эмпирическая социология, или социография Тенниса. Особенностиее метода и предмета
Эмпирическая социология(социография), представляет собой наблюдение и изучение социальной жизни вопределенной стране (районе страны) с применением статистических методов.
Данная модель социологии носитэлектрический и полупозитивистский характер, что усложняет ее понимание, но неумаляет новационные тенденции. В частности, Теннис является одним из первых,кто пытался соединить теоретическую и прикладную социологию, а также придать ейэмпирический характер, отграничивающий социологию от философии. Он был одним изпионеров эмпирических исседований социально-экономических условий жизнигамбургских портовых рабочих, состояния преступности, тенденций в областисамоубийств. Его эмпирическая социология выступает как описательная наука,ориентированная на позитивистский идеал объективности и свободы от ценностныхвлияний, а также независимости от практической социальной деятельности –политики. Теннис считает, что ученый не может исходить из желаемого научногорезультата, он хочет только знать (быть беспристрастным). Практик же, наоборот,начинает с желания чего-то конкретного. Вместе с тем, разделяя науку исоциальную практику, он видит задачу первой в том, чтобы наука была полезнойдля практической – политической – деятельности.
/>Теоретическое значение работы тенниса«Общность и общество»
В классической работезападной социологии «Общность и общество» Теннис определил содержание понятий,вынесенных в заголовок, и по существу придал им статус базисных категорийсоциологической науки.
Работа Тенниса«Общность и общество» составила основание его социологической концепции.
Теннис уделил большоевнимание исследованию природы социальных групп и сущности процессов,способствующих организации и функционированию человеческих сообществ.
Согласно концепцииТенниса, исторический процесс в целом складывается из двух противостоящих эпохсовременной жизни людей – общности и общества.
По мысли Тенниса,различные объединения людей отражают разнообразные проявления двух доминирующихтипов общественных связей: связей общности и связей общества.
Одним из важных моментовсоциологии Тенниса стал подход к пониманию и анализу социальных явлений какотражению межличностных связей. Это было шагом вперед, поскольку тем самымподчеркивалась неразрывность связей личности с социальной средой.
Главным, чтооставил Теннис современной социологии Запада, стала идея выделения двух типовсоциальных связей и отношений, воплощенных в понятиях общины и общества. Этаидея была подхвачена Э. Дюркгеймом, выделившим общество с «органической» и«механической» солидарностью. В соответствующим образом переработанном виде этатипология применялась и продолжает применяться ныне многими западнымисоциологами, философами и историками для объяснения основного конфликтаисторического развития современности.
/>Понятия «общность» как форма социальных связей,«общество»; дихотомия «общности» и «общества» как двух типов социальности;обычай как регулятор социальных связей в «общности»
Теннис разделяет идеюразграничения «культуры» (присущей общности) и «цивилизации» (присущейобществу). В рамках данной дихотомии общество подавляет (вытесняет) общность:первое есть вырождение второго, а общность есть «анти-общество». В основудихотомии двух типологических общественных устройств он положил характергосподствующих в них общественных (межличностных отношений).
Категория «общность» уТенниса подчеркивает исторический тип отношений, характерный для людей«органической» общности и тем отличается от понятия «община», подчеркивающегоисторический прообраз этого типа отношений – древнюю общину.
Общность – это сообщество(единство), которое порождается естественной волей. Она является историческипервичным образованием и существует в семье, соседстве, дружбе и народе. Дляобщности характерны обычаи, религия, согласие, которые лежат в основеэмоционально-органических отношений. Связи общности базируются на чувствеблизости и отличаются стабильностью контактов, длительностью и поддержкойтрадиций и стремлением людей к сохранению собственной самотождественности. Ониспособствуют сохранению собственной самотождественности.
Общность также способнавключать в себя и другие, меньшие органические единства или, соотносясь сравными себе единствами, конституировать целое (гештальт).
Социальные отношения вобществе как бы получаются в наследство: в них вступают в момент рождения, ихне выбирают, а получают от предков. В этом проявляется их консерватизм – традиционализм.
Общество – этоискусственное (вторичное) образование, порождаемое рассудочной волей. Для негохарактерна разделенность, обуславливающая ситуацию обмена и создающая фиктивноеединство. В обществе люди взаимодействуют в расчете на выгоду. При этом дляудовлетворения своеволия, эгоизма и улаживания раздоров используются такиесредства, как договор, политика, общественное мнение, которые лежат в основерационально-избирательных отношений. Договорно-обменные связи основываются на рациональныхцелях и отличаются целесообразностью, расчетом, ограниченные участием, договоренностьюи относительным постоянством.
Социальные отношения вобществе создаются каждый раз как бы заново – рационалистическое обществообщественного договора. В этом проявляется антитрадиционализм: в обществовступают «как на чужую землю». Само же видение нового общества было у Теннисакрайне абстрактным. Он лишь прочеркивает линию социальной эволюции как процессарационализации социальных отношений: из культуры народности (общность) – вцивилизацию государственности (общество), которая в пределе должна вырасти в«мировое государство», являющееся делом торгового класса. При этом будутпреображаться духовная жизнь и способ мышления, когда религия, опирающаяся наглубины народной жизни, уступит место науке, опирающейся на разум ирациональность. Именно данный путь «естественного развития» как смены культурыцивилизаций вызывал алармистские настроения и критику существующего статус-кво.
Трактуя историю какнеобходимый процесс развития человеческого духа (воли), Теннис утверждал, чтовзаимодействие людей и их сообществ обуславливается волевыми факторами.Согласно его учению, в истории реализуются два основных типа воли: воляестественная, инстинктивная, и воля рассудочная.
В естественной(инстинктивной) воле, по Теннису, обнаруживаются унаследованные от предшествующихпоколений бессознательные мотивы, способы мышления и восприятия, проявляющиесяво взглядах, нравах и совести, а в воле рассудочной – только рациональные иосознанные компоненты. Эта воля целенаправленно выбирает средства длядостижения определенной цели.
Теннис считал, чтоестественная воля порождает общность, рассудочная – общество. С течениемвремени инстинктивная воля все более уступает место воле рассудочной, поскольку«воля к существованию несет в себе условия для общения, в то время как воля квыбору создает общество».
Дихотомия общности иобщества открывает Теннису возможность привлекать в систему чистой социологииполитико-правовые и экономико-правовые формальные категории как досовременной,так и современной эпохи.
/>Политические взгляды Тенниса. Социально-критическая,антикапиталистическая направленность концепции тенниса. Влияние идей Маркса на />творчество Тенниса
Следует отметить,что Теннис был хорошо знаком с трудами Маркса, посвященными анализукапиталистического способа производства. Более того, его интерес к марксизмуносил устойчивый и постоянный характер. По его собственному признанию, интереск проблематике «кризиса культуры» был разбужен в нем не в последнюю очередьчтением «достойной восхищения работы Карла Маркса» (имеется в виду первый том«Капитала»), хотя, как добавляет Теннис, марксизм не оказал прямого влияния навыработку его собственных идей.
Действительно, нетолько принципиальные выводы, но и сама марксистская постановка проблемоказалась чужда Теннису.
Теннис пришел к оценкемарксизма как «безусловно, ложного учения».
Несмотря на некотороеувлечение Марксом, он в своей концепции игнорирует учение общественных формаций,основанное на определяющей роли в их смене форм собственности на орудие исредства производства. Конструируя свою линию социальной эволюции не с точкизрения экономических структур, а с позиции «общности» и «общества»,возвышающихся над ними, Теннис сближает капитализм и социализм и, напротив,отграничивает феодализм и капитализм. Поэтому он считает, что переломныммоментом всемирной истории является переход от феодализма (традиции) к капитализму(современность), а не от капитализма к социализму и к идее социалистическойреволюции относится негативно.
Проводя критикунегативных сторон капитализма, Теннис способствует формированиюсоциально-критической функции социологии, которая во второй половине XX века оформилась в направлениекритической социологии.
Теннис рассматриваетгражданское (буржуазное) общество как институт равных эгоистических индивидов,стремящихся к выгоде и переменам. Данное общество нуждается в государственнойволе, опирающейся на естественное право – закон, которое является продуктом политики.
Проблема дихотомии«гражданское общество – политическое государство», связанная с вопросамивзаимодействия неполитической и политической сфер социальной жизни, обрелаострую актуальность в реформируемом российском обществе. В нем отсутствуюттрадиции гражданского общества (добровольная самореализация «снизу») иукоренились традиции государственной принудительной организации жизни общества«сверху».
Соответствующее данномуправу общественное (политическое) государство выступает как машина упорядочениясоциальных отношений рациональных расчетливых индивидов.
В работе «Введение всоциологию» (1931) Теннис усложнил схему анализа в прикладной социологии,выделив три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы(совокупности) и корпорации (ассоциации). Соответственно, он включил в неетакие типы связи, как общинно-товарищеские (господства и подчинения), душевныеи социальные, союз, различающиеся по количеству участников, плотности,характеру и др.
Состояниедоговорно-обменных отношений в гражданском обществе отвечает потребностямвсемирного рынка. Следовательно, соответствующее ему политическое государстводолжно быть «мировым государством».
Необходимо такжеотметить, что культурно-пессимистические идеи не вызывали у Тенниса паники,боязни неведомого будущего, что нес в себе XX век, но заставляли его анализировать, думать и искать.Честный анализ социальной данности, демократические установки обусловливалиотстаивание Теннисом антифашисткой правды в условиях пикового проявленияфашизма в Германии.
Ф.Теннис был одним изнаиболее ярких представителей рационалистической ориентации, признававшейестественные права человека и самовластие народа, его право на установлениеразумных законов и разумного общественного устройства, соответствующегочеловеческой природе.
Социологическаяконцепция тенниса и политика социальных реформ
Свобода науки впозитивистском ее понимании предполагала свободу от политики. Вопрос овзаимоотношении социологии и политики вообще ставился Теннисом предельношироко: как вопрос о соотношении социальной теории и социальной практики.Избегание ценностных сведений не есть, по Теннису, отказ от исследованиясоциальных ценностей, наоборот, только социологическое, научное, объективное изучениеценностей может дать политике надежное основание и выработать научнообоснованные формы политической деятельности.
Политика как раз иесть одно из таких ремесел, использующих данные, добываемые науками. Различиеих в том, что наука делает ценности предметами исследования, а политика —основанием деятельности.
Тезис свободынауки от политики также был направлен против политической философии романтизма,сознательно и целенаправленно ориентированной на оправдание политических акцийреакционных режимов Европы.
Но, отделяя наукуот политики, Теннис, однако, не ставил целью отделить политику от науки. Онстремился «научить» политику, а не желал возводить непроходимую стену междуэтими двумя родами деятельности. Описание Теннисом познавательных позиций ученогои практического деятеля есть фактически описание двух различных познавательныхустановок, практикуемых одним и тем же человеком, который выступает то как политик,то как социолог. Такая форма описания не случайна, и описание это легко можетбыть отнесено к самому Теннису, который, по свидетельствам его современников,соединял в себе черты бесстрастного ученого со страстьюполитика-конституционалиста, социал-реформиста и демократа.
Практическаядеятельность Тенниса как политика, избираемые им направления, цели и средствасоциальной работы действительно соответствовали основным положениям егосоциологического учения.
Сформулированное врамках прикладной социологии положение о возрастании рациональности в ходеобщественного развития естественным образом вело к необходимости борьбы задемократизацию, против сословных и феодальных предрассудков. Считая просвещениепролетариата этапом, необходимо следующим за буржуазным просвещением XVII—XVIIIвв., Теннис активно участвовал в социал-демократическом и рабочем движении,отстаивал свободу слова и права на образование профессиональных союзов, выступална стороне бастующих во время знаменитой Кильской стачки 1896—1897 гг.
РаботыЗиммеля: «О социальной дифференциации», «Философия денег»
В работе «Социальнаядифференциация» Зиммель описывает взаимодействие на основе релятивизма какнабор альтернатив (форм) по типу «если…, то…». «Все находится со всем вкаком-либо взаимодействии, что существуют силы и переходящие туда и обратноотношения между каждой точкой и каждой иной точкой мира…». Динамическоевзаимодействие частей (эмпирических атомов) является основанием, котороепридает сочленение и единство обществу. В этом смысле общество – это продуктвзаимодействующих единичных атомов.
По Зиммелю, границысоциального существа проявляются в различных формах взаимодействия личностей.Оно заключает в себе не только их субъективные состояния или поступки, но иобъективные образования, которые обладают известной независимостью от отдельныхучаствующих во взаимодействии личностей. Поэтому основную задачу социологии онвидит в описании форм современного бытия людей и нахождении правил, лежащих восновании взаимодействия как индивидов, которые также являются членами группы,так и групп между собой.
Размер группы прямопропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа,тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защитысобственной целостности от враждебных воздействий внешней среды.
Зиммель отмечал, что помере количественного роста группы возрастает степень индивидуальной свободы. Развитиеиндивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности иединства. По мере роста численности групп члены ее становятся все менее похожидруг на друга. По Зиммелю, исторический процесс развивается в сторону усиленияиндивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.
Расширение группыприводит к реализации пространственного аспекта обобществления, в свою очередь ведущегок появлению способности абстрагирования; увеличение численности индивидов вгруппе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает способность кассоциациям. Так рождается интеллект, способность сознания.
Так, большаяпатриархальная семья сменяется самостоятельными и полноправными индивидами инуклеарной семьей; цеховая и кровнородственная организация – гражданскимобществом с характерной для него высокой индивидуальной ответственностью.
В основе зиммелевскойконцепции социальной дифференциации лежит идея Спенсера о механизме природной исоциальной эволюции, заключающейся в структурной дифференциации, приодновременной интеграции дифференцированных и гетерогенных элементов. Зиммельрассматривал социальную дифференциацию как способ разрешения конфликтов иэкономии энергии индивидов, составляющих общественные образования. В работерешалась глобальная социальная проблема – интеграция индивидов в единое целое.
В работе «Философияденег» Зиммель развивает идею, что каждое взаимодействие выступает у людей вформе обмена, являющегося изначальной функцией межиндивидуальной жизни, гдеприбылью является также возможность отдавать.
В книге «Философия денег»Зиммель дал новый анализ дифференциации, продемонстрировав ее негативноевоздействие на свободу и самоопределение индивида. В «философии денег» Зиммельна основе абстрактного анализа социальной дифференциации и более или менееабстрактного анализа чистых форм обобществления пришел к содержательнойконцепции современного общественного развития.
Развитие интеллекта идетодновременно с возникновением и развитием денежного хозяйства. Появление денегкак универсального средства обмена также обусловлено пространственнымрасширением и неизбежной дифференциацией хозяйственных единиц. Деньги, как иинтеллект, развиваются параллельно росту свободы и нарастающей (благодаряразделению труда) индивидуализации членов социальных групп.
Возникновение сознания ипоявление денег знаменуют вступление общества в его «исторический» период.История общества есть, по Зиммелю, история нарастающей интеллектуализациисоциальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Другимисловами, история общества отождествляется Зиммелем с историей становлениясовременного капитализма, в которой наиболее полно выразились характерные общиечерты денег и интеллекта.
Интеллектуализм иденежное хозяйство – основные понятия историко-социологической концепцииЗиммеля. Одновременно они рассматриваются как абстрактнейшие из формобобществления. Анализу этих форм Зиммель посвятил заключительную главу своей«Философии денег», представляющей собою феноменологию капиталистического образажизни.
Деньги «в себе и для себяесть чистое отображение ценностных отношений вещей, они равно доступны любойстороне, в денежных делах все люди равноценны, но не потому, что ценен каждый,а потому, что ни один не обладает ценностью, а только деньгами».
Зиммель исследуетсоциальную функцию денег и логического сознания во всех их многообразных итончайших опосредованиях и проявлениях. Во всех областях и сферах совместногочеловеческого существования он открывает «стилевое единство» современногообщества, обусловленное природой этих двух руководящих ею факторов.
Философскиеи методологические предпосылки социологической концепции Г. Зиммеля
Зиммель считал, чтосоциология должна утверждать свое право на существование не посредством выбораособого, «незанятого» другими науками предмета, а как метод. Социология, поЗиммелю, не является наукой, обладающей собственным содержанием, так как она ненаходит себе объекта, который не изучался бы какой-либо общественной наукой.Социология исследует не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, тообщее, что свойственно всем социальным явлениям.
Социология, по мнениюЗиммеля, не изучает содержание общественных явлений, а исследует общую для нихсоциальную форму, возникающую в процессе их взаимодействия.
Методологический принципЗиммеля иллюстрирует некоторые его рассуждения, которые в известной степенипроясняют смысл подхода и того, что связано с термином «формальная социология».По Зиммелю, в любом обществе можно отделить форму от содержания, а общество,как таковое, представляет собой взаимодействие индивидов. Само жевзаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений и радиопределенных целей. В результате взаимных взаимодействий на основе индивидуальныхпобудительных импульсов и целей образуется единство, которое он и называет«обществом».
Различают три этападуховной эволюции Зиммеля.
Первый этап – натуралистический– связан с воздействием на Зиммеля прагматизма, социал-дарвинизма испенсеровского эволюционизма с характерным для него принципом дифференциации,применявшимся в качестве универсального орудия при анализе развития в любойсфере природы, общества и культуры.
Второй этап –неокантианский, отличающийся отнесением ценностей и культуры к сфере, лежащейпо ту сторону природной казуальности, и пониманием деятельности гуманитария как«трансцендентального формотворчества». Источник творчества – личность с ееаприорно заданным способом видения. В соответствии с формами видения возникаютразличные «миры» культуры: религия, философия, наука, искусство и др. – каждыйсо своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной «логикой».
Третий этап определяетсяразработкой идеи жизни. Жизнь реализуется в самоограничении посредством ею жесамою созидаемых форм. На витальном уровне эта форма и граница – смерть; смертьне приходит извне, жизнь несет ее в себе. На «трансвитальном» уровне жизньпревозмогает собственную самоограниченность, образуя «более-жизнь» и«более-чем-жизнь» – относительно устойчивые образования, порожденные жизнью ипротивостоящие ей в ее вечной текучести и изменчивости. «Более-жизнь» и «более-чем-жизнь»представляют собой формы культуры. На этом пути философия жизни превращается вфилософию культуры. Зиммель дает общую схему развития культуры: бесконечноепорождение жизнью новых культурных форм, которые окостеневают, становясьтормозом ее (жизни) дальнейшего развития, а потому «сносятся» ею и заменяютсяновыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощаетсяцелый ряд конфликтов: содержания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и«объективной» культур. В осознании неизбывности этих конфликтов состоит«трагедия культуры».
Г.Зиммель о природе социального факта. Понятие «чистый факт социации»
Представители ФормальнойШколы предложили многочисленные сложные классификации формальных структурвзаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и др.Образцы исследования подобных форм представлены в книге Зиммеля«Социология». Формальный анализ рассматривался им как исследование«грамматики» общественной жизни. Критики «формальногометода», понимания социологии как науки о «чистых формахсоциации», отмечали утопичность просто сведения всего богатства содержанияобщественной жизни к ее «грамматике». Понимал это и Зиммель, длякоторого формальная социология была лишь частью его социологической концепции.
Зиммель выявил всовокупном предмете социальных наук чистые формы «социации» илиобщения. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации –это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуютобщность для реализации этих интересов. Затем их необходимо систематизировать,обосновать психологически, описать в их историческом развитии. Чистая форма –это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретныхмотивов и других психологических актов.
Зиммель ввел понятие«социации», утверждая, что в ней заключена сущность социальных явлений: это то,что существует в индивидах, группах в форме влечения, цели, склонности,психического состояния, движения души – все, что имеет (или опосредует)воздействие на других или воспринимает таковое действие.
Многие идеи,рассмотренные Зиммелем в рамках чистых форм социации, были положены в основаниесоциологии религии, конфликта, культуры, города, экологии и др.
Наряду с «чистойсоциологией», Зиммель разработал «социологическую теорию познания'',то есть учение о природе социальных фактов, „социальную метафизику“,представляющую собой по существу философию истории и культуры.
Зиммель писал о двоякогорода границах, пролегающих там, где конкретно-научное мышление переходит вфилософское. Одна из этих границ обнаруживается тогда, когда встает вопрос опредпосылках познания.
Применительно ксоциологии проблема философского обоснования ставилась Зиммелем как проблемаразработки социологической теории познания и создания социальной философии или,как говорил сам Зиммель, социальной метафизики.
Специфической теориейпознания социальных явлений Зиммель считал теорию исторического понимания. Теорияэта рассматривалась Зиммелем как философская методология познания, служащаяруководством по применению в ходе социологического анализа общенаучных методов.Сами по себе эти методы, согласно Зиммелю, не позволяют выяснить смыслсоциально-исторических явлений. Требуется выяснение того, как связаноисследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы,которую он представляет.
В результате явлениеоказывается осмысленным, понятым с точки зрения социальной реальности, жизни.Понимание, таким образом, выступает как метод, характеризующий только иисключительно социальное познание, ибо на место формальных общенаучныхкритериев адекватности выдвигается новый, содержательный, социальный по самойсвоей природе критерий.
Понимание служилосоединительным звеном между чистой, или формальной, социологией и социальнойфилософией, будучи средством исторического осмысления данных, доставляемыхформальной социологией.
Зиммелевская теорияпонимания давала, таким образом, возможность сознательного и последовательноговключения в самый процесс социального исследования социально-практического,ценностного интереса, тенденции.
Идеи Зиммеля о природесоциального познания легче понять, рассмотрев их в свете общихтеоретико-познавательных суждений («метафизики познания»), сформулированных имв рамках философии жизни.
Типологияформ социации господства и подчинения, иерархии, корпорации, конкуренции, бракаи др.
Зиммель пытался показатьважность функций, выполняемых в обществе посредством участия людей в малыхгруппах, выявив характерные признаки, влияющие на процесс образования групп, ихсплоченность, дифференциацию, иерархию, уровень индивидуализации личности вгруппе и др. Эти формы выделялись путем абстрагирования основанного на анализереальных социальных явлений и базировались на большом эмпирическом материале.
Формы независимы от специальныхнамерений и в которых последние только и могут существовать. И наоборот,одинаковый по своему содержанию интерес может принимать различные социальныеформы. К таким формам Зиммель, к примеру, относил господство, подчинение,разделение труда, солидарность, образование партии, подразделение, образованиесоциальных классов и кругов, возникновение и роль иерархий, роль взаимнойвраждебности (конфликта) для сплоченности группы. Все эти формы воспроизводятсяи наполняются соответствующим содержанием в различного рода группах исоциальных организациях: в государстве, религиозном обществе, экономическомобъединении и др.
Множество социальных формЗиммель классифицирует на основе отделения некоторых аспектов (фрагментов)социальной жизни от их «живой» реальности: социальные процессы, социальные типыи модели развития. В результате у него складываются многоуровневые структурысоциальных форм.
Примером зиммелевскогоанализа социального процесса как формы обобществления может служить егоисследование моды. Мода, пишет Зиммель, одновременно предполагает и подражание,и индивидуализацию. Невозможность моды без стремления к индивидуализацииЗиммель доказывает тем, что в примитивных обществах, характеризующихсямаксимальной социальной однородностью и отсутствием стремления выделиться изобщей массы, отсутствует и мода.
Вторая категориясоциальных форм – социальный тип. Человек, включенный в определенного родаотношения, обретает некоторые характерные качества, которые являются для негосущностными, т. е. проявляющимися постоянно вне зависимости от природы того илииного конкретного взаимодействия.
Примером социальных форм,относящихся к третьей группе, именуемой моделью развития, может служитьуниверсальный процесс взаимосвязи расширения группы с усиление индивидуальности.
Приведенная трехзвенная(социальные процессы – социальные типы – модели развития) классификациясоциальных форм весьма несовершенна. Более содержательной может статьклассификация социальных форм пол степени их удаленности от непосредственногопотока жизни. Ближе всего к жизни, считает Зиммель, такие спонтанные формы, какэкономические и прочие формальные организации.
И наконец, наибольшуюдистанцию от непосредственности социальной жизни сохраняют формыобобществления, распределяющие между собой не мыслительную абстракцию, ареально существующие (точнее, реально встречающиеся) игровые формы. Они«чисты», ибо содержание, когда-то их «наполнявшее», исчезло.
Зиммель считал, чточистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект формальнойсоциологии лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формысоциальной жизни будут наполнены историческим содержанием, т. е. Будет ясно,как возникла та или иная форма, как она развивалась, какие изменения онапретерпела в зависимости от социальных объектов, которые наполняли эту форму.
Зиммель, структурируя(выделяя) различные социальные формы, таким образом выполнял важнейшуюметодологическую задачу, связанную с созданием системы понятий, котораянаправлена на познание окружающей действительности. Именно через созданиесистемы научно обоснованных понятий он видел путь к утверждению социологии каксамостоятельной науки.
Списоклитературы
1. Капитонов Э.А.История и теория социологии. Учебное пособие для вузов – М.: «ИздательствоПРИОР», 2000. – 368 с.
2. Современнаязападная социология: Словарь. – М.: Политиздит, 1990. – 432 с. Составители:доктор философских наук, профессор Давыдов Ю.Н. (руководитель), Ковалева М.С.,кандидат философских наук Филиппов А.Ф.
3. Историясоциологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А.Грицанов; Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. –Минск: Выш. Шк., 1997. – 381 с.
4. Воронцов А.В.,Громов И.А. История социологии XIX –начало XX века: в 2 ч. Ч. 1. Западнаясоциология: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС, 2005. – 423 с.