Реферат по предмету "Социология"


Ускорение НТР и её изменение в процессе развития

Министерствообразования и науки РК
Кокшетаускийколледж «Арна»
РЕФЕРАТ
на тему«Ускорение НТР и её изменение в процессе развития»
подготовиластудентка
группыНОО-12:
ЖарылгаповаД.А.
Проверила :
Кажмуратова А.К.
Кокшетау –2007

Предпосылки17-века
В последней трети 16-начало17 века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль вразвитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины17века (1640-1688) буржуазная революция развёртывается в Англии, наиболееразвитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазныереволюции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшегона смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому роступроизводительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперацииработников, каждый из которых выполнял определенную функцию в расчлененном намелкие частичные операции процессы производства.
Развитие нового — буржуазного — общества порождает изменения не только в экономике, политике исоциальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такогоизменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всегоэкспериментально-математическое естествознание, которое как раз в 17-18 векапереживает период своего становления: не случайно 17-18 века называют эпохой становлениянаучной революции. В эпоху Возрождения, как мы видели, средневековаясхоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Этакритика ещё более остро ведётся в 18-веке. Однако при этом общая задача всехнаук –в принесении пользы человеческому роду, в отличии от тех, кто видел внауке самоцель Ф.Бэкон подчёркивает, что наука служит жизни и практике и тольков этом находит оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человеканад природой.
Наука- средство, а нецель сама по себе; её миссия в том, чтобы создать причинную связь природныхявлений для блага людей.
Античная и средневековаяфизика, основы которой заложил Аристотель, не была математической наукой; онаопиралась с одной стороны на метафизику, с другой стороны на логику. Потому,что было убеждение, что математика не может изучать движение, составляющееглавную характеристику природных процессов. В17 веке усилиями Кеплера иТорричелли- развивается новый математический метод «бесконечно малых»,получивший в последствие название «дифференциального исчисления».Такими своегорода незначительными открытиям и 17 век был предпосылкой для развития новыхотраслей науки.
История ипонятие техники
Термин «техника»происходит от греческого «techne»- «искусство, умение».Техника – это совокупность различных устройств, созданныхчеловеком, предназначенных для создания различных веществ, энергии, информации,их преобразования, хранения и использования в целях развития производства иудовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника – это исредство производства, и его конечный продукт.
Техническая деятельность,особенно в условиях НТР, носит сложный противоречивый характер, значительнойстепенью обусловленный противоречивостью, внутренней диалектичностью самих артефактов.Эта противоречивость заметна даже в самых простых орудиях труда. Деревяннаяпалица, скребок, копьё, с одной стороны, приспособлены к взаимодействию свнешним миром, с определёнными природными объектами: сшиванию шкур животных.Обтёсыванию камня. Свалить ударами противника и др. С другой стороны: ониучитывают физиологические и психологические особенности человека:приспособленность к человеческой руке, к передвижению на задних конечностях, кгрупповой деятельности, к разделению труда. Как бы далеко современныекосмические корабли, компьютеры, лазеры не ушли от первых орудий труда, онитакже несут в себе, точнее, включают в себя печать изначальной диалектическойдвойственности: учёт свойств природных объектов и материальной среды, в которойони действуют и которую преобразуют; и учёт нейрофизиологических ипсихологических, социальных, культурных особенностей человека. Сегодня вусловиях НТР, человек, всё в большей мере передаёт артефактам функции, которыеранее он выполнял сам. Современная техника, не просто является «продолжением»руки человека, многократным «усилителем» его мускульной энергии, но исредством, позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый рядинтеллектуальных, вычислительных операций. Благодаря возможностям автоматизацииразнообразных производственных процессов и передачей ряда рутинныхинтеллектуальных действий компьютером освобождается для осуществленияспецифически человеческой, творческой, конструктивной и проективнойдеятельности. Развитие техники и технической деятельности совершается поддлительным воздействием творческой, конструктивной деятельности и служитобъективной стороной этой деятельности.
Некоторыеоткрытия нач. 20в, свидетельствующие о НТР
В конце 19-начале20 векав естественных науках были сделаны открытия, которые стали переворотом вразвитии человечества.
В 1905-1916 годаЭйнштейном была разработана теория относительности, эта теория говорит о том,насколько независимы 3 основных понятия: материя, абсолютное пространство исвойства тел в зависимости от их движения в пространстве. Теорияотносительности Эйнштейна, а также появление квантовой механики были ударом потой концепции о механическом восприятии мира. В 19-20 века в области физикинаблюдалось интенсивные открытия о самом атоме и его внутреннем строении.1911год физик Резерфорд предложил планетарную модель атома. А ученик Резерфорда– Бор, опираясь на эту модель атома и квантовую теорию Планка, создает теорию оквантово- планетарном строении атома.
В это же время в химиинаблюдаются значимые открытия в области создания и получения искусственныхматериалов.
1928 год английский химикФлемент создал пенициллин.
Льюис и Ленгмюрразработали теорию химической валентности.
Американские учёныеоткрыли существование нескольких групп крови, строение клетки, ген и т.д. В этовремя многие ранее неизлечимые болезни можно было излечить благодаря новымпрепаратам в состав, которых входили некие химические элементы до этой поры неизвестные.В 20 веке Нобелевский лауреат доктор Джеймс Ватсон открыл загадочные свойства имолекулярное строение ДНК (ДезоксирибоНуклеиноваяКислота).
И в биологии в 20-х векахнаблюдались значимые открытия.
К примеру, до начала 20века изучению нервной системы особого внимания не уделялось. И.М. Сеченоввпервые изучил нервную систему. И в его первом научном труде « Рефлексыголовного мозга» И.М. Сеченова впервые психическая деятельность человекаобъясняется рефлекторным принципом работы нервной системы. Русский учёныйИ.П.Павлов в этот же период стал известен во всём мире своим знаменитым трудомо функциях больших полушарий головного мозга, создал учение о высшей нервнойдеятельности.
Одной из важнейшихсоставных частей переворота в естествознании конца 19- начала 20 века явилисьуспехи в атомной физике после открытия в 1898 г супругами П. и М.Кюри явлений радиоактивного распада и разработки Э.Резерфордом и Ф. Содди в 1903 г: общей теориирадиоактивности. 1947г разработана теория голографического эффекта- ДенисомГарбором.
НТР- коренноекачественное преобразование производительных сил на основе превращения науки введущие факторы развития общественного производства. В ходе НТР начало которойотносится к середине 20 века бурно развивается и завершается процесспревращения науки в непосредственную производительную силу.
К примеру, в СССР втораяполовина 50-х- начало 60-х годов отмечены яркими событиями: освоениекосмического пространства; применение в мирных целях энергии атома; бурноеразвитие химической промышленности.12 апреля 1961 года в космос впервые полетелчеловек- гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Это был триумф советской наукии техники. В конце 50-х годов стала расширяться география научных центров. Былоткрыт Сибирский филиал АН СССР, занимавшийся исследованиями в областиматематики, физики, биологии. Стали открываться научные учреждения,занимавшиеся исследованиями в области генетики.
НТР изменяет весь обликобщества, характер и содержание труда, производственные условия, отраслевую ипрофильную структуру производительных сил, общественного разделения труда,ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на всестороны жизни общества, включая культуру и быт, психологию людей,взаимоотношения общества с природой, ведёт к резкому ускорению НТР.
НТР является закономернымэтапом человеческой истории характерным для поствоенного времени. Может бытьдаже, что её столь бурное развитие связано также с холодной войной, то естьпрений социализма и капитализма.
НТР — это длительныйпроцесс, который имеет 2 главные предпосылки — научнотехнические и социальные.Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли указанные выше успехи естествознания вконце 19-начала 20 вв в результате которых произошёл переворот во взглядах наматерию и сложилась новая картина мира. Она началась открытием электрона,радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности иквантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки, в области микромира ибольших скоростей. Под влиянием успехов физики 20-х годов 20-века существеннымизменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснилаприроду химических связей, что в свою очередь открыло перед наукой ипроизводством широкие возможности химического преобразования вещества.
НТР. Еёхарактеристики, значение и понятие
Начались проникновения вмеханизмы наследственности, генетики, формируется хромосомная теория.Революционный сдвиг произошёл в технике, в первую очередь под влияниемприменения электричества в промышленности и в транспорте.
Родилась авиация. В 40-хгодах наука решила проблему расщепления атомного ядра. Было изобретено радио,получившее широкое распространение. Важнейшее значение имело возникновениекибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атом- бомбы впервыезаставили капиталистические государства организовывать в рамках крупногонационального научно-технического проекта – согласованное взаимодействие наукии промышленности. Это послужило школой для создания общественно- национальныхнаучно-технических общественных программ, исследовательских программ. Ещёбольшее значение имело психологический эффект использования атомной энергии-человечество убедилось в возможностях науки и её практического применения.Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений.Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-ой половине 50-х годов подвлиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации ипланирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственныхорганов планирования и управления научной деятельностью. В 50-е годы создаютсяи получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем ив управлении ЭВМ, ставшие символом НТР. Их появление знаменует началопостепенной передаче машине выполнения различных логических функций человека, ав перспективе – переход к комплексной автоматизации производства и управленияим.
ЭВМ — принципиально новыйвид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. В40- 50-е года под влиянием крупных научных открытий происходят коренные сдвигив самой структуре многих наук; возрастает взаимодействие науки с техникой ипроизводством. Так в 40-50гг человечество вступает в период НТР. На современномэтапе развития, НТР, характеризуется следующими основными чертами:
1) превращением науки впроизводительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке итехнике, производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроковот рождения новой идеи до её производственного воплощения.
2) Новым этапомобщественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферуэкономической и социальной деятельности, приобретающий массовый характер.
3) Качественнымпреобразованием всех элементов производительных сил – предмета труда, орудийпроизводства благодаря его научной организации и рационализации, снижениематериалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемоеобществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё,оборудование, рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследованияи технические разработки.
4) Изменение характера исодержания труда, возрастания в нём роли творческих элементов: превращениемпроизводства «из простого производительства труда в научный процесс» (К.Маркс).
5) Возникновением на этойоснове материально- технических предпосылок, преодоления противоположностимежду умственным и физическим трудом, между городом и деревней, междунепроизводственной и производственной сферами.
6) Созданием новыхбезграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданнымисвойствами.
7) Огромным повышениемсоциального и экономического значения информационной деятельности, как средстваобеспечения научной организации, контроля и управления общественнымпроизводством; гигантским развитием средств массовой коммуникации.
8) Ростом уровня общего испециального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
9) Возрастаниемвзаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, ролиобщественных наук и идеологической борьбы.
10) Резким ускорением общественныхпрограмм, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности вмасштабе планеты.
Наряду с основнымичертами НТР можно выделить её главную научно-технические направления:комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством;открытия и использования новых видов энергий; создание и применение новыхконструкционных материалов. НТР означает не только применение новых видовэнергии, материалов; ЭВМ и т.д., а перестройку всего технического базиса, всеготехнического способа производства, начиная с использованием материалов иэнергетических процессов и кончая системой машин и формами организации иуправления.
Научно-техническийпереворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращаясельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. Одновременнодеревенский уклад жизни всё более уступает городскому. Рост науки, техники ипромышленности способствует урбанизации, а развитие СМИ интернационализациикультурной жизни. Масштабы и темпы изменений в производстве и общественнойжизни, которые несёт НТР, с небывалой остротой вызывают необходимостьальтернативного и полного предвидения последствий в экономике, природе и т.д. Подлиннымносителем НТР выступает рабочий класс, он является не только главнойпроизводственной силой, но и единственным заинтересованным классом впоследовательном полном развитии НТР. Всемирный характер НТР – требует развитиямежду народами научно-технического сотрудничества, потому что целый ряднаучных последствий НТР выходит далеко за национальные, континентальные.рациональные рамки и требует объединения усилий многих стран и международногорегулирования проблем использований природных ресурсов. Современная наука итехника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированнойэкономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства, управлениивсей экономической и социальной системой процессов в интересах народа. Движущейсилой НТР остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречитпотребностям развития НТР. Отношения людей в сфере науки превращаются вотношения между трудом и капиталом. Учёный оказался в положении лица,продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатациюего результатов. В производстве научные исследования используются как важнейшееоружие ожесточённой конкурентной борьбы между монополистами. Поддержкагосударством тех или иных направлений способствует их успехам, но посколькутакое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса,то его результаты часто противоположны интересам общества. Обострениипротиворечий капитализма в связи с развитием НТР вызвало на Западе широкоераспространение «технофобии», враждебности к науке и технике, как средиконсервативно настроенной части населения, так и среди интеллигенции.
Новыеявления в культуре 19-20вв, вызванные НТР
К концу 19в большинствонаселения Европы и Америки были грамотными. Благодаря успехам промышленнойреволюции вырос жизненный уровень населения. Благодаря сокращению продолжительностирабочего дня у многих людей, прежде всего у горожан, появилось время длядосуга. На мышление и поведение людей стали оказывать заметное явление СМИ. Кним относились газеты, журналы. Важнейшим средством массовой информации сталорадио. К концу 2 мировой войны радио было почти в каждом доме. С появлениемрадио начинается век массовой эстрадной музыки. Телевидение появилось накануне2 мировой войны, в 50-х годах 20века телевидение собирало миллионные аудитории.Спутниковая связь сделала СМИ глобальными. В 20-30-х годах самым массовым видомискусства было кино. Массовое чтение стало формой досуга. После 2 мировой войнына смену Луи Буссенара и Роберта Стивенсона приходят произведения детективногожанра и научной фантастики. Детективные романы Агаты Кристи, Жоржа Сименоназаполнили полки книжных полок.
И в наше времянаблюдается прогресс науки над безграмотностью. Каждый день открываются иизобретаются новые чуда техники. И в доказательство этим словам приведемнесколько наглядных изобретений, которых представили всему миру буквально наэтой неделе.
Октябрь 2007года — Американский учёный Брайан Кросс создал робота со смартфоном в качестве«мозга». Робот был назван Wimo вчесть операционной системы Windows Mobile под управлением которой работает«мозговой» смартфон машины.
Октябрь 2007 – Корейскийоператор мобильной связи SK Telecom оборудовал туристические подводныелодки ретрансляторами позволяющие туристам звонить из под воды.
Октябрь 2007- Японскаякорпорация Fujitsu продемонстрировала новое поколениечеловекоподобных роботов HOAP (Humanoid for Open Architecture Platform)/
Но кроме позитивныхявлений этого явления есть и отрицательная сторона – предсказания учёных обудущем. То есть по их прогнозам в ближайшем будущем человечество ожидает кучапроблем, назревших в результате НТР.
Глобальныепроблемы 20-21 века
«В 21 веке человечествовплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающему самомусуществованию цивилизации и самой жизни на Земле» ( BBC. USA)
— предотвращение мировойтермоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира,обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основеконсенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческойсолидарности.
— преодолениевозрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития междуиндустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки,Латинской Америки, устранение во всём мире экономической отсталости, ликвидацияголода, нищеты и неграмотности, к которые ввергнуты сейчас многие сотнимиллионов людей.
-обеспечение дальнейшегоэкономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, каквозобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырьё иисточников энергии.
-преодолениеэкономического кризиса, сопровождающимся с загрязнением природной среды.
— прекращениестремительного демографического взрыва, осложняющего социально-экономическийпрогресс в развивающихся странах, а также прекращение демографического кризисав странах экономически развитого уровня.
— своевременноепредвидение и предотвращение отрицательных последствий НТР и рациональноеиспользование её достижений на благо общества и личности.

Использованнаялитература:
1.        Учебник «Введение в философию» (Фролов)1 том171-184
2.        Учебник «Введение в философию» (А.Арабоглы) 2 том 480-498
3.        Журнал «Наука ижизнь» номер за январь 2006года
4.        Учебник «Новейшейистории» за 8-9-10 класс
5.        Научно-популярнаялитература, книга-методист по изменении психологии людей за период20-21век.(дж.Кехо),
6.        журнал«national geographic»,
7.        «Пособие пофизике»,
8.        А также статьи изрегиональных газет,
9.        « Наша Земля ичто её ожидает» .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ака7фистъ свв? мчч? КосмЪ и6 Дамb3а7ну?
Реферат Die mundliche Verhandlung Die Einigung der Parteien
Реферат Проблема выбора в экономике
Реферат Аналіз системи маркетингу туристичної фірми "Вир Мандрів"
Реферат Разработка системы управления электроприводом
Реферат Sources Of Pleasure And Disquietude In Oedipus
Реферат «Песни Великой Отечественной войны»
Реферат Россия в мировой политике 1991-1997 гг - факты и анализы
Реферат Организации тяглого населения в Московском государстве в XVI веке
Реферат Эволюционная теория Ч. Дарвина основные положения и мировоззренческое значение
Реферат Metal Allergies Essay Research Paper On GoldWhat
Реферат «Социальная ответственность российских компаний, на примере компании «Балтика»
Реферат 1. Теоретические основы антикризисного управления
Реферат Фортифікаційні ідеї Альбрехта Дюрера втілення в Україні
Реферат Характеристика порядка назначения трудовой пенсии в России