Реферат по предмету "Социология"


Толпа и массовое поведение

Эссе по курсу«Общая социология»
на тему
Толпа и массовое поведение
Выполнила Ерзунова Е.В.
Москва 2008

Содержание
Введение
Эмоции и разум
Организованные формы толпы и их переход в стихийную
a) Школа, колледж, ВУЗ
b) Производственные коллективы
c) Армия
d) Церковь
е) Спорт и культура
f) Другие организованные толпы (митинги, собрания и др.)
Поведение толпы и ее характеристика
Лидер в толпе
Как выжить в толпе
Механизмы управления толпой
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Человек существо социальное. Этислова знакомы нам еще из школы, из учебника по зоологии. Как известно любыесоциальные существа объединяются для выживания в стаи, косяки, группы, прайды,колонии, рои, муравейники и т.д. Все эти объединения и есть своего рода толпы.Люди не исключение, они тоже образуют сообщества. Само это слово означает, чтолюди общаются друг с другом, т.е. «со» – «общаются». При этом во всех видахобъединений есть свои определенные законы, которые выполняют все его члены.Почему? А потому, что тогда станет невозможным действовать как единое огромноесущество с большими возможностями и выжить, защищаясь от врагов. Любой«отступник» будет отвергнут из «коллектива» и неминуемо погибнет. Это жестокий законлюбого объединения живых существ в природе.
Социальная психология раскрывает множество самых разнообразных формсоциальной жизни людей, жизни в обществе и в коллективе. В ней рассматриваютсякак формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительнойстепени зависящие от воли, желаний или нужд личности, так и такие, в которыхпроявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезноограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей. [ 1 ]
Можно ли считать любое объединениелюдей толпой? Можно ли считать два человека уже толпой или три и более. Чемотличается понятие толпа от других понятий, связанных с объединением людей вразличные сообщества: коллектив, бригада, команда, школьный класс, институтскаягруппа, буддисты, депутаты, рота, дивизия, компания друзей, панки, рокеры,садоводческие и другие общества.
Представление о толпе у человекавозникает из личного опыта. Каждый бывал в толпе и видел ее поведение. Самоепростое — это когда люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающейкакое-то событие, поддавшись простому человеческому любопытству. Количестволюдей увеличивается, заражаясь общим настроением и интересом. И постепенно людипревращаются в толпу.
Вот какое определение толпы дает «Азбука социальногопсихолога-практика»:
Толпа — во многомлишенная структуры группа людей, объединенная между собой эмоциональнымнастроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенныхчетко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью иотчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. [2]
Гюстав Лебон в своем труде«Психология Толп» под словом «толпа» подразумевается собрание индивидов, каковабы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни былислучайности, вызвавшие это собрание. [3]
Казалось бы, что такого страшного вгруппе случайно собравшихся людей. Но психологи и социологи, изучающиеобъединения людей заметили, что небольшие группы, состоящих из индивидов, которые негодуют поопределенному поводу, довольно быстро перерастают в достаточно большую группу.При этом возникает стихийное поведение. Оно может быть направлено на выражениеиспытываемых людьми чувств, оценок и мнений в агрессивной форме либо наизменение ситуации через такие действия как драка, разрушение, разбой и дажеубийства.
Тысячи, сотни тысяч людей могут вопределенные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильныхэмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, такимобразом, все черты толпы.
Так преподаватели Мокшанцевы посоциальной психологии в своем пособие писали, что толпой как субъектом массовыхформ внеколлективного поведения часто становится:
- большая группалюдей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации,но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускаетрациональное обсуждение;
- контактная,внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
- совокупностьлюдей, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своембольшинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общиминтересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовыемиграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар. [1]
Огромные толпы, ведомые одной идеей иохваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны,перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки.
Столетия тому назад политикагосударств решалась монархами, мнение масс не принималось в расчет даже еслитаковое на тот момент и сформировалось. В настоящее же время личные склонностипрезидентов и других глав государств уже более не принимаются в расчет. Теперьголос толпы, голос масс определяет политику. Массы диктуют правительству егоповедение, и именно к их желаниям оно старается прислушаться. Не склонные ктеоретическим рассуждениям, массы склонны к действию, а благодаря организации,толпа получила огромную силу.
Психологи утверждают, что толпаминельзя руководить посредством правил, основанных на справедливости, надопроизвести на них впечатление и увлечь их.
Гюстав Лебон приводиттакой пример: если, например, какой-нибудь законодатель желает учредитьдополнительный налог, то, как ни странно, самый несправедливый налог может впрактическом отношении оказаться самым лучшим для масс. Если такой налог небросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего легче будет принятмассами. Поэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протестатолпы, так как он не стесняет ее привычек и не производит на нее впечатления,ибо взимается ежедневно и уплачивается по мелочам при покупке предметовпотребления. Но попробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом назаработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, — вывызовете единодушные протесты, хотя теоретически этот налог и был бы в десятьраз легче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тутполучается сравнительно высокая сумма, и когда ее придется вносить, онапокажется огромной и потому произведет ярко отрицательное впечатление. [3]
Этот пример помимо демонстрациивоздействия на толпу показывает, что знание законов поведения толпы, мервоздействия на нее необходимо экономистам и политикам при проведенииэкономических реформ.
Из истории человечествавидно, что все политические деятели, основатели религий, выдающиесягосударственные люди и просто руководители (учителя, тренеры, военначальники ит.п.) всегда были бессознательными психологами, чувствующие и понимающими душутолпы.
Поэтому так важно изучатьпсихологию толпы, ее поведение и знать методы контроля над стихией толпы.

Эмоции и разум
Рассмотрим одно изглавных свойств толпы – общий эмоциональный настрой. Как утверждают психологитолпа «мыслит эмоциями». В зависимости от внешних факторов и ситуацииэто могут быть как отрицательные так положительные эмоции.
Таким образом,получается, что если отдельные люди, оказавшиеся в толпе, пришли с разныминастроениями, то через короткое время они окажутся в одном эмоциональномсостоянии. Примером может служить ощущения на выпускном школьном балу.
Допустим, вы пришли вплохом настроении: прическа не удалась, макияж не тот, подруга опоздала и т.д.Но находясь среди нарядных и взволнованных одноклассников, подшучивающих другнад другом и радостных в предвкушении салюта, подарков, дискотеки, средиторжественно-веселой музыки и моря разноцветных шаров через какое-то времязабываешь о своих огорчениях и начинаешь радоваться вместе со всеми.
Возникает вопрос можно ли, находясь достаточно долго в толпе, испытыватьэмоции, несовпадающие с остальными людьми из толпы. Как передаются эмоции отодного человека к другому.
Эмоции это неизведанныйобъект. На сегодняшний день в психологии эмоции считают предшествующимсостоянием перед чувствами. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у насвозникает какое-то чувство.
Эмоциями называют реакциючеловека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его среды. Если человеквоспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится кним, реагирует на них. У каждого человека эта реакция выражается в различныхвнешних проявлениях. Психологи утверждают, что никакое общение, взаимодействиене будет эффективным, если его участники не способны, во-первых,«читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлятьсвоими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств определяет личность человека.
А учимся мы читать эмоцииеще в младенчестве. Учимся все без исключения, не зависимо от национальности,религии и прочих различий. Ребенок изучает все, к чему он прикасается, видит ислышит. Во взаимоотношениях с более взрослыми людьми (сначала близкими) детичувствует и ласку, любовь, заботу, гнев, беспомощность, несправедливость. Онидобром отвечают на добро и гневом — на обиду. Дети полностью доверяют взрослым,копируют их поведение, ища одобрения. Еще детьми мы осознаем, что одни и те же предметы, действия,события могут быть причиной разных эмоций, вызывать разное настроение. Своевнутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая своисобственные и чужие ощущения и переживания. Эти свойства людей определяет инстинкт выживания, они«зашиты» в нашем подсознании.
Как пишет Гюстав Лебондля того, чтобы понять причины сходности или различия эмоций на одни и те жераздражители, надо вспомнить одно из положений современной психологии: явлениябессознательного играют решающую роль как в жизни организма, так и вдеятельности ума. Сознательная жизнь ума, пишет Лебон, составляет лишь оченьмалую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Поэтому нашисознательные поступки вытекают из смеси бессознательного и сознательного, ибольшинство наших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями,ускользающими от разума. Например, люди самые несходные между собой по своемууму могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами. Они могут одинаковоотносится к религии, политике, морали, привязанностям и антипатиям. Междувеликим математиком и сапожником может существовать огромная разница с точкизрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера очень небольшая. Ониоба любят собак, не верят в буддизм, считают правительство бессильным, обожаютблондинок и ненавидят налоги.
Что же будет если такиеразные люди окажутся в одной толпе, митингующей против правительства. Онипоймут и поддержат друг друга в этом вопросе, то есть станут едины.
Появление такого единствахарактерно для толпы. Хотя в других условиях оно не наблюдается. В толпе всякоечувство, всякое действие заразительно. Человек очень легко приносит в жертвусвои личные интересы интересу коллективному. В толпе люди как бы теряют свойнеповторимый разум и приобретают, благодаря численности, сознание непреодолимойсилы. Психологи заметили, что сознание позволяет человеку поддаваться такиминстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе люди несклонны обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себеответственности. Чувство ответственности совершенно исчезает в толпе вместе сразумом.
Итак, приходитсяпризнать, что разум не всегда побеждает в борьбе с чувствами и эмоциями вопределенных условиях.
Организованные формы толпы и их переход встихийную
Если исходить изопределения, что толпа это большое скопление людей, связанных сходствомэмоционального состояния и общим объектом внимания, то нельзя не заметить, чтокроме стихийных толп в обществе имеются так называемые организованные толпы. Г.Лебон относит к ним собрание людей, создавших определенную структуру длярешения конкретной цели. В ней имеются структуры управления и подчинения. Вряд лиможно назвать толпой организованное собрание людей, например, коллективпредприятия, спортивную команду или роту солдат. Положительные качестваорганизованной толпы заключаются в коллективизме, дружбе, коллективномтворчестве, совместном труде, объединении усилий людей.
Коллективизм и, вособенности, соборность – качественно выделяют такое объединение людей. Толпане способна на совместный созидательный труд и творчество. Коллективединомышленников – способен. Стихийная толпа не несет ответственности, аколлектив несет. Ответственность — пожалуй, самая важная отличительная чертаорганизованной толпы. Люди, возглавившие такое объединение, осознают то, что закаждое действие или слово нужно будет дать ответ. Они имеют решимость платить,соответствуя этому ответу, самыми дорогими личными ценностями (жизнью,свободой, здоровьем, достатком), притом что (и это очень важно) цену назначаютдругие.
Коллективнаяответственность, в таком случае, возможна, только если каждый член коллективаготов дать ответ за действия всего коллектива. Платить за невыполнение взятыхобязательств должен будет только сам и своим. В стихийных же объединенияхоткупиться ценностями, «награбленными» толпой, не удастся. Нопредполагать, что организованная толпа, имеющая цель и структуру, полностьюустойчива нельзя. При определенных условиях или ситуациях она может перерасти встихийную толпу.
a) Школа, колледж, ВУЗ
Рассмотрим такуюсоциальную форму организованной толпы как школьный класс, учебная группаколледжа или ВУЗа. Здесь есть организация: староста, куратор и преподаватели.Есть цель: получение образования. Среди участников коллектива имеют местоформальные и неформальные лидеры. Когда учебным процессом справедливо управляютпреподаватели данная социальная форма устойчива. Но стоит возникнуть ситуации,например, возникновение и длительное продолжение конфликта с преподавателем,увольнение любимого преподавателя, введение не приемлемых (несправедливых) дляучащихся требований, сознательное заваливание на экзаменах, невыплата стипендийили их уменьшение тут же возникают студенческие беспорядки, образуютсястихийной толпы. Аналогичный процесс может произойти и при проведении дискотек,соревнований, других общественных мероприятий.
b) Производственные коллективы
Похожий процесс переходаорганизованной толпы в стихийную происходит и в производственных коллективах.Так низкий уровень или задержка зарплаты, сокращения и увольнения, снятие сдолжности признанного руководителя, плохие условия труда приводят к стихийнымзабастовкам, митингам и более тяжелым последствиям.
Чем жестче структура идисциплина организованной толпы, тем тяжелее последствия при превращении ее встихийную толпу.

c) Армия
Социальная формаорганизованной толпы с жесткой структурой и дисциплиной является армия. Здесьнет места для невыполнения приказа. Однако внутри этой структуры существуеттакое явление как «дедовщина», стихийно возникающие беспорядки с травмами иреже убийствами. Казалось бы для выполнения боевой задачи необходимым условиемявляется единый боевой дух и настрой на победу, а вместо этого среди солдат нетэмоционального и морального единства. Солдаты не ладят с прапорщиками,лейтенанты друг с другом и т.д. При поражении в сражениях часто возникали ивозникают стихийные толпы (вспомним поражение французов под Москвой).
d) Церковь
Другая социальная формаорганизованной толпы это верующие люди, объединенные церковью. Борьба синоверцами, нетерпимость к другим религиям и их обычаям, нарушенияцерковнослужителями норм морали приводит к возникновению жесточайших стычек ибеспощадных религиозных войн, перерождению организованной толпы в стихийную.
е) Спорт и культура
Рассмотрим социальнуюформу организованной толпы как спортивная команда. Каждый член командыталантлив и неповторим. Но никто из них не может поступиться интересамикоманды, иначе они не выиграют, не достигнут цели, ради которой образовались.Жесткая структура и дисциплина. Однако на противников по спортивномусоревнованию это не распространяется. Когда противник ведет себя не этично,нарушает правила, а судьи неправильно судят, то на футбольном или ледовом полевозникают стихийные толпы с потасовками. О возникновении стихийных толп средиспортивных болельщиков или фанатов на концертах слышали и видели все. Это дикиебезумные существа, агрессивные и опасные для самих себя и для окружающи
f) Другие организованные толпы(митинги, собрания и др.).
Психологи и социологивсегда отмечали большую роль организованных толп в жизни народов. Ониутверждают, что роль эта еще никогда не имела такого важного значения, каксейчас поскольку именно в наше время происходит замена сознательнойдеятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Выборы президентовво всех странах, кандидатов в Государственную Думу у нас и в Украине построенына борьбе за толпу, стихийную толпу, потому, что ею легче управлять. Лидерыпартий подстраивают свои лозунги и предвыборные программы под требования толпы,собирают огромные митинги и собрания. В борьбе за власть не жалеют денег, в ходидут любые средства управления толпой. Чтобы разобраться как ей управляют надопознакомится с поведением толпы и её характеристикой, узнать что на неё влияет.

Поведение толпы и еехарактеристика
Наблюдения ученых показали, что люди, оказавшиеся в толпе, уже находятся ввозбужденном состоянии, привлеченные и взволнованным каким-либо событием.Психологи описывают поведение толпы следующим образом.
Присоединившиеся к уже собравшимся, готовы утратить некоторую часть своегообычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса.Начинается цепная реакция. Люди обмениваются схожими эмоциями и удовлетворяютновые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие. Усиливаяэмоциональность друг друга, чувства у всех еще больше обостряются. Возникаетготовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Нарастаетвозбуждение. Люди оказываются не в состоянии еще больше волноваться, чтозаставляет их прейти к любым действиям, чтобы изменить ситуацию на менееострую. Они готовы не только к совместным, но и к немедленным действиям.
Как правило на этом этапепоявляется лидер (человек с более устойчивой и сильной волей и психикой) илипоявляется другой новый общий объект внимания, на котором фокусируются чувстваи воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляловозбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новымобъектом внимания становится образ, создаваемый в разговорах участников толпы.Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, даетлюдям общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения.Возникновение такого воображаемого объекта сплачивает толпу в единое целое,побуждает людей, составляющих толпу, приступить к конкретным, частоагрессивным, действиям.
Согласно пособию посоциальной психологии Моршанцевых стихийную толпу характеризуют:
Неспособность косознанию, бессознательность, инстинктивность иимпульсивность. Людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей.Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуацияэкстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие словакоманд.
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что естьистина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своихсуждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питаетглубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговениеперед традициями.
Внушаемость. Самое опасное и самое существенное впсихологии толпы — это ее восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею иливерование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится кним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Толпеочень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находитьсчастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своегоидола. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состояниивыжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Как у всех существ,находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразитьсяв действии. Невозможного для толпы не существует.
Эмоциональность. В толпе имеет место эмоциональный резонанс. Люди, участвующиев толпе при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроениедо такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемыйсознанием.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц,образующих толпу, принимают одно и то же направление. Чувства, которымповинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, великодушными илизлыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакойличный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить. Толпезнакомы только простые и крайние чувства.
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Поддаваться этиминстинктам опасно для отдельного человека, но находясь в безответственнойтолпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велениюсвоих инстинктов.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивнойтолпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяеттолпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи —характерный признак толпы. [1]

Лидер в толпе
Рассматривая поведение толпы, мыотметили момент, когда в ней начинает выделять лидер. Когда люди в толпе теряютсвою волю, они инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Это может бытьстихийный лидер, а иногда человек сам себя предлагает на эту роль. Главнаязадача лидера создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большоевлияние на толпу. Лидеры — это люди действия. Воля таких людей объединяетмнения толпы.
Как показал опыт социологов и психологов, лидерами становятся людиэнергичные, с сильной и стойкой (длительно или краткосрочно) волей. Не малуюроль для влияния на толпу играет обаяние лидера. Обаяние может быть как присущесамой личности лидера так и приобретено им в процессе жизни. Главный факторобаяния это успех.
Но если лидер не сможетвыполнить свой роли «избавителя», идейного руководителя и т.д., толпа его нетолько низвергнет, но может в ярости разорвать.
Именно от лидера зависитповедение толпы, которая слепо ему подчиняется. Это свойство лидераиспользуется в политике и руководстве для управления людскими массами.
 

Как выжить в толпе
Те, кто хоть однаждыпопадал в толпу в метро, на стадионе, на митинге никогда не забудут чувствостраха, безысходности, клаустрофобию. Куда ни посмотри кругом одни головылюдей, все тесно прижаты друг к другу и это сжатие постепенно увеличивается,кажется, что все стоят на месте и пытаются тебя раздавить. Повезет, если укого-то не сдадут нервы и не начнется паника. Главное не упасть, эторавносильно смерти. Как же не стать жертвой толпы?
Самое простое стараться внеё не попадать. Вышел из вагона метро, оглянись. Лучше чуть подождать ипосмотреть на скорость рассасывания толпы, чем оказаться в ней. Если скопилосьмного людей и движение происходит очень медленно, надо уехать на другую станциюи добираться наземным транспортом. Никогда не идти против толпы. Еслиприходится пересечь небольшую толпу, двигаться лучше по диагонали.
Хуже если всеодновременно начинают искать пути спасения, то есть началась паника. В любомслучае надо принять меры, чтобы выбраться из толпы, попасть на её периферию,подальше от центра события. В помещении специалисты советуют запоминать меставыхода и пути к ним, потому что больше шансов спастись у тех, кто знает, гденаходится ближайший выход.
Когда началась давкапопытка перемещения сквозь толпу смертельно опасна. Надо выждать, пока основнойпоток схлынет. В узкие проходы советуют устремляться только в случае пожара, вовсех остальных случаях надо остерегаться стен и узких дверных проемов. Многиедаже ложатся сверху на плотно стоящих людей и ползут по головам, пытаясьвыбраться. Детей поднимают на плечи.
До того как вы поняли,что не избежать давки, надо принять меры от удушения: развязать шарфы, галстуки,снять бусы, кулоны, цепочки, расстегнуть верхние пуговицы. Сумки или предметы вкарманах поднять наверх во избежание травм при сжатии.
Специалисты по борьбесоветуют также защитить грудную клетку, сцепив ладони в замок перед грудью.
В уличной толпе не лучше.Людская река неукротимо потащит вас по улице. Пытаясь выбраться на перифериюближе к боковым улицам и переулкам, необходимо держаться все же подальше отлюбых стен и выступов, особенно от металлических решеток. Вас могут прижать кним и протащить, нанеся множество травм. Ни в коем случае нельзяостанавливаться (даже если получили травму) и тем более нагибаться (чтобыподнять, что-либо) – затопчут. Упал – вскакивай, береги руки – отдавят, впротивном случае надо свернуться клубком, закрывая голову руками. Если увиделлюдей, не потерявших голову и способных защитить детей и женщин, то возможнолучше присоединиться к ним и спасаться вместе. Специалисты советуют построитьсяклином, с детьми внутри, оценить направление и двигаться по нему в сторону. Люди,пережившие хоть раз такой стресс, вряд ли захотят еще раз оказаться в подобнойситуации.
Если случайно оказался на крупных стихийных митингах или сборищах нельзявысказывать свое мнение вслух. Оно может не совпасть с мнением и настроениемтолпы, вызвать её ярость. Не советуют смотреть людям в глаза, давая поводвступить с вами в контакт, и тем самым вызвать агрессивное поведение. Толпавсегда ищет жертву. Необходимо медленно и незаметно выбраться из толпы, покаона не начала каких либо действий. Существует множество более безопасныхметодов узнать, увидеть государственных деятелей и других известных людей,заинтересовавшие события или концерт и т.д. Конечно, совсем избежать появленияв толпе невозможно, поэтому и были разработаны меры безопасности поведения втолпе. Но если ваше появление в толпе целенаправленно и имеет определеннуюцель, то тогда необходимо вооружиться знаниями о том, как управлять толпой.

Механизмы управления толпой
Разработкой механизмов управления толпой в первую очередь заинтересованыправящие слои населения, для которых жизненно необходимо сохранить как властьтак и богатства. Над исследованиями за поведением толпы и их лидерами работалицелые коллективы социологов и психологов. Поэтому нам остается толькоознакомиться с ними и кратко изложить. В основу таких разработок ложатсясвойства и характеристики толпы. Тогда действиями лидеров толпа будет делатьто, что ей скажут и не будет представлять на этот момент опасности. Чтобыубедить толпу, лидеру сначала надо понять, какие чувства ее воодушевляют,притвориться, что он разделяет их, а затем вызвать в воображении толпыпрельщающие ее образы.
Особую роль играет речь лидера. Было замечено, что желающий увлечь толпу,должен использовать сильные выражения, преувеличивать, утверждать и многократноповторять одни и те же выражения и никогда не пробовать доказывать. Тогда идеявнедряется в умы и в самые глубокие области бессознательного, то естьвоспринимается как доказанная истина. Этот прием применяется лидерами толпы.
Чтобы контролировать поведение толпы необходимо пробудить осознание людьмисвоих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственностиза свое поведение, а также не позволять людям собираться в большие толпы,расформировывая их на ранней стадии образования. Эту функцию выполняют органыохраны правопорядка.
Специалисты советуют следующиеметоды контроля надстихией толпы:
Ø  переориентированиевнимания людей, составляющих толпу. Они распадаются на отдельные группы, приэтом восстанавливаются личностные черты людей, и они снова контролируют своеповедение. Толпа перестает быть активной и рассеивается;
Ø изоляция лидеровтолпы, тогда толпа снова становится простым сборищем без всякой связи иустойчивости и тут же проводить мероприятия по рассеиванию толпы;
Ø погромкоговорящему оборудованию отвлечь внимание толпы на объявления о привлечениик ответственности участников, ссылаясь на видеосъемки скрытыми камерами,называя мнимо известных участников перечисляя фамилии, имена, отчества,наиболее распространенных в данной местности. Затем используя формы приказов иобещаний подменить роль лидера, ликвидируя активность толпы и принять меры поее рассеиванию.
Только зная психологию толы, власть внушенных ей идей можно руководитьтолпами. Надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечьее.
Конечно, все изложенное не означает, что человек увидевший активную толпудолжен бросаться спасать людей. Он попросту будет уничтожен толпой. Эту функциювыполняют специально подготовленные профессионалы.
Заключение
Каждому человеку, аособенно находящемуся на государственной или просто руководящей работе,необходимо знать и точно определять тип толпы, ее идеи и эмоции, направленностьдействий, учитывая степень активности толпы и ее лидеров. Это позволит грамотноиспользовать методы контроля над стихией толпы.
Библиография
1.      Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева // Социальная психология. Учебное пособие. Серия «Высшееобразование» / Москва-Новосибирск, 2001г.
2.      Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология: Хрестоматия.М., 2000
3.      Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. //Азбука социального психолога-практика/ ООО«ПЕР СЭ», 2007
4.      В.П. Ситников//Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник /М. АСТ, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общая характеристика предприятия Альянс-Моторс Техническая эксплуатация автомобилей
Реферат Henry Bailey The Nature Of Me Essay
Реферат Преподавание литературы в школе неудавшиеся реформы
Реферат Планировка сельских населенных мест
Реферат Диагностика финансовой деятельности предприятия
Реферат Учет денежных средств на предприятии на примере ООО СК Исток Сервис
Реферат Kluwer Academic Publishers. The Netherlands. 1994. нх-5 А. Т. Фоменко. Критика традиционной хронологии античности и средневековья (Какой сейчас век? ). реферат
Реферат Казакстан-2030
Реферат Взаємозв'язок самооцінки та готовності до фінансового самозабезпечення у студентів випускних курсів
Реферат Любимая героиня Л.Н. Толстого
Реферат Hazing Essay Research Paper 18 October 2000HAZINGAccording
Реферат Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте
Реферат Источники информации и консультации для инвесторов. Виды информации и способы ее использования
Реферат By Fredrik Erixon of the European Centre for International Political Economy
Реферат Проблемы функционального проектирования самотестируемых СБИС