Оглавление
Введение
1. Теория А. Маслоу
2. Иерархия потребностей
3. Характеристика самоактуализации
Заключение
Библиографический список
Введение
Абрахам Маслоу (1908-1970),основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первуюочередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самыхкрупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.
Маслоу – один изоснователей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический ипрактический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу,стремившихся «объяснить до уничтожения» творчество, любовь, альтруизми другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижениячеловечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблематикойличного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств,способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он настаивает, чтоадекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин,но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь.
С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива ипотребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых,даже культовых в современной психологии.
Целью данной работы является изучение теории мотивацииА. Маслоу.
Задачей работы является изучение понятий: «мотив»,«потребность», а также рассмотрение иерархии потребностей, теориисамоактуализации; сути теории А. Маслоу и ее значения для дальнейшего развитияпсихологии и смежных наук.
1. Теория А. Маслоу
Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации,в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняеткак возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивыприводятся в действие, как осуществляется мотивация.
Жизнь человека определяется его потребностями.Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными.И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится,необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь.Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверхот простого к сложному.
Исходнымпунктом теории Маслоу выступает пересмотр понятия инстинкта. Маслоу заменяетпонятие инстинкта понятием базовых потребностей (basic needs), которые имеют инстинктоидную природу в томсмысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие отинстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденныйинстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами,связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пятьгрупп потребностей:
1) физиологические (голод, жажда,сексуальное влечение, сон и др.);
2) потребности вбезопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
3) потребности вконтактах и любви;
4) потребности впризнании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и
5) потребность всамоактуализации [5; С. 152].
СогласноМаслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Инымисловами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой,более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иныежелания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовымипотребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантнаяцель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организуетразличные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущныепотребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» [7;394-395]
Низшиепотребности — начиная с физиологических — являются одновременно и болеенасущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на ихудовлетворение, остальные же потребности просто не существуют для индивида вданный момент. Когда потребности физиологического уровня удовлетворены, ониперестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности ит. д. Вообще потребности более высокого уровня могут мотивироватьповедение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.[5; С. 153]
Базовымиименуют только потребности от физиологических до уважения и самоуважениявключительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными (познания) иэстетическими потребностями в системе Маслоу именуют метапотребностями(психологическими потребностями – когнитивными и эстетическими и потребностямисамореализации).
Согласно Маслоу,некоторая характеристика может считаться базовой потребностью,если она удовлетворяет следующим условиям:
«1. Ее отсутствиеведет к заболеванию.
2. Ее наличие предотвращает заболевание.
3. Ее восстановлениеизлечивает заболевание.
4. В определенных, весьмасложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именноданной потребности.
5. У здорового человекаона может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функциональноотсутствовать». [4; С. 397]
Люди могут знать или не знать о своих базовыхпотребностях. «У среднего человека, — пишет Маслоу, — онинамного чаще не осознаются, чем осознаются… хотя подходящие методики иискушенные люди могут помочь осознать их.» Поведение, как отмечалосьвыше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом нетолько нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но такжеличных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, атакже внешнего окружения. [3; С. 52]2. Иерархия потребностей
Теперь рассмотримиерархию потребностей по Маслоу более подробно:
· Физиологическиепотребности
Самыми базовыми, самымимощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те,которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии,половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи,самооценки и любви, прежде всего потребует пищи и, пока эта потребность неудовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другиепотребности. Маслоу пишет:
«Физиологическиепотребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должныбыть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребностиболее высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удаетсяудовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересованв потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстростановится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают илиотходят на задний план.
Для человека, которыйсильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она емуснится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее онвоспринимает и только ее хочет… О таком человеке действительно можно сказать,но он жив хлебом единым». [7; С. 370]
· Потребностибезопасности и защиты
Сюда включены следующие потребности: потребности ворганизации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и всвободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, этипотребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, созданиесберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки,отчасти мотивированные поисками безопасности.
Другое проявлениепотребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются среальными чрезвычайными обстоятельствами — такими, как война, наводнение,землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д.
Таким образом, подпотребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения ипродления устойчивого удовлетворения низших потребностей. Иначе говоря, есличеловек сыт и в тепле в текущий момент, но не имеет никого рядом и, ни рубля вкармане, ни знакомого в городе, или пребывает на необитаемом острове с кускомхлеба и ведром воды, то он, прежде всего, подумает, чем будет обеспечен завтра.Он начнет искать воду, пропитание, кров на ночь и т.п. И его тревога неисчезнет, пока все проблемы, включая защиту от диких зверей или опасных людей,не будут решены на обозримое будущее.[8]
Детские психологи и учителя обнаружили, что детинуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность,определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытыватьбеспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамкахпредпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свободанеобходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.
Неуверенные илиневротичные взрослые ведут себя во многом подобно неуверенным детям. "Такойчеловек, — говорит Маслоу, — ведет себя так, как будто ему почти всегдаугрожает большая катастрофа. На обычные ситуации он реагирует так, как если быпроисходили чрезвычайные события… Взрослый невротик как будто все времябоится, что его отшлепают." Неуверенный субъект нуждается в порядке истабильности и всячески стремится избежать странного и неожиданного.Психологически здоровый субъект также ищет порядка и стабильности, но это длянего, в отличие от невротика, не вопрос жизни и смерти. Зрелый индивид вместе стем проявляет интерес к новому и таинственному. [4; С. 401]
· Потребностипринадлежности и любви
Когда физиологическиепотребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимаютпотребности в любви, привязанности и зависимости. Как отмечает Маслоу, теперьсубъект "… будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, взанятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиватьсядостижения этой цели. Он будет желать этого больше всего на свете и может дажезабыть, что, когда был голоден, смеялся над любовью как чем-то нереальным,необязательным или неважным". [6; С. 257]
Любовь, как понимает ееМаслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое можетрассматриваться как чисто физиологическая потребность. Он говорит: "Обычносексуальное поведение детерминируется многими факторами — не только сексуальнойпотребностью, но и другими, прежде всего потребностями в любви и привязанности".Ему нравится характеристика любви, данная Карлом Роджерсом, связывавшим ее спотребностью "быть глубоко понимаемым и глубоко принимаемым".
Маслоу считает серьезнойошибкой фрейдистскую тенденцию выводить любовь из сексуального влечения. "Конечно,— пишет он, — Фрейд не одинок в этой ошибке… Ее разделяет множество менеевдумчивых граждан. Но его можно считать наиболее влиятельным выразителем этоговзгляда в Западной цивилизации… Из различных теоретических положений,выдвинутых Фрейдом, наиболее широкую поддержку получило то, согласно которомунежность — это сексуальность с заторможенной целью". [6; С. 257]
Маслоу обнаружил, чтопсихология удивительно мало способна сказать о любви. "Можно было быожидать, — отмечает он, — что авторы серьезных трудов по проблемамсемьи, брака и секса рассмотрят любовь как один из существенных и даже основныхпредметов изучения. Но я должен доложить, что ни в одном из посвященных этимпроблемам томов, имеющихся в библиотеке, где я работаю, этот предмет серьезноне затрагивается. Чаще всего термин «любовь» пока отсутствует впредметном указателе". [6; С. 258]
А между тем, констатируетМаслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциалаиндивида. Клиницисты неоднократно обнаруживали, что младенцы требуют любви.Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетвореннуюжажду любви как главную причину плохой приспособленности. "Любовныйголод, — утверждает Маслоу, — это дефицитарное расстройство, подобноесоляному голоду или авитаминозу… Никто не ставит под сомнение, что мынуждаемся в йоде или в витамине С. Данные, говорящие о том, что мы нуждаемся влюбви, на мой взгляд, точно того же типа." [6; С. 259]
Любовь, согласно Маслоу,предполагает отношения между двумя людьми, включающие взаимное доверие. Маслоу говорит:"Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали… Мы должны пониматьлюбовь; мы должны быть способны учить ей, создавать ее, предсказывать ее, илиже мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью". [6; С. 259]
На этом уровне люди стремятся установить отношенияпривязанности с другими в своей семье или в группе:
· ребенок хочет жить в атмосферелюбви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получаетмного ласки.
· подростки, стремящиеся найтилюбовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности,тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченныхгруппах.
· молодые люди испытываютпотребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживанийс лицом противоположного пола.
Маслоу определил два видалюбви у взрослых:дефицитарная или Д-любовь, и бытийная илиБ-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности — это любовь, исходящаяиз стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс илиобщество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь,которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознаниичеловеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить илииспользовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человекурасти. [3; С. 54]
· Потребностив уважении
Когда наша потребность любить других и быть имилюбимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается,открывая дорогу потребностям в уважении.
Маслоу выделил две категории имеющихся у человекапотребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других.Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе,компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы.Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание,принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Субъект садекватной самооценкой более уверен в себе и благодаря этому более производителен.При заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности ибеспомощности, что может обескураживать его и даже вести к невротическомуповедению. Как пишет Маслоу: "Наиболее устойчивая и, следовательно,наиболее здоровая самооценка основывается на заслуженном уважении со стороныдругих, а не на обусловленной внешними обстоятельствами известности и лести".[6; С. 237]
Удовлетворение потребностей самоуважения порождаетчувство уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы.Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня иперестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
· Потребностисамоактуализации
Маслоу охарактеризовалсамоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек,достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своихталантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться — значитстать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто невидят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимаютпользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своихспособностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоуназвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, которыймешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.
Так же тормозное влияние на процесс самоактуализацииоказывает социализация. Иными словами людям нужно “способствующее” общество, вкотором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.
Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемоеМаслоу, — сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности.Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны кприобретению здорового представления о процессе роста. Более подробнопотребность самоактуализации мы рассмотрим в следующем разделе. [8]
Система является гибкой. При неудовлетворении болеенизких потребностей индивид возвращается к процессам их удовлетворения,временно опускаясь к низшей части своего бытия. Часть потребностей можетслужить целью или средством (инструментом) для обеспечения других потребностей.Иногда одно и то же действие (даже удовлетворение потребности) может выполнятьфункцию (быть инструментом) для удовлетворения другой потребности болеевысокого или низкого уровня.[8]
Маслоу рассматриваетпотребности как стремления, возникающие подсознательно, но также допускает, чтов рамках очередной актуальной потребности индивид может осознавать ее в видеинтереса и, используя установки, действует целенаправленно. Часть действийвообще может не определяться потребностями.
Все (длительные илиустойчивые с детства) отклонения от порядка реализации потребностей иудовлетворение высших при неудовлетворенных низших потребностях рассматриваютсяв теории Маслоу как патологические состояния. [8]
Маслоу предостерегает противслишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, чтопотребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностьюпотребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока неудовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашемобществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, ноостаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеютнаибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она маловлияет на мотивацию. "Удовлетворенное желание, — говоритМаслоу, — больше уже не желание."
В середине 50-х гг. М.отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг сдругом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития(самоактуализации). [4; С. 417]3. Характеристика самоактуализации
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личностизадатков, потенций, возможностей. В ряде теорий, разработанных в руслегуманистической психологии, самоактуализация выступает основным механизмом,объясняющим психическое и личностное развитие.
Разрабатывая идеюсамоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольнымкамнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческойсистемы, что и явилось причиной стотысячных тиражей его книг.[5; С.156]
В книге «Мотивация иличность» Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека ксамовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся встремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитиечеловека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативнодля всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мерекультурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенностичеловека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Онотакже обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом». [7; С.153]
Теория С. Маслоу началасьс эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые составляют около одного процентанаселения и представляют собой образец психологически здоровых и максимальновыражающих человеческую сущность людей. Маслоу предпринял исследованиесамоактуализирующихся людей и выделил ряд присущих им черт. "Создаетсявпечатление,- пишет Маслоу, — как будто у человечества есть единственнаяконечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторыназывают ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция,психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность,продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализациипотенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова,становление тем, чем он может стать" [7; С. 154]
Одно из слабых месттеории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся враз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (всамоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, какудовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователиМаслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или всамоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря нато, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда ипрепятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоуотказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса:потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). [9; С.326]
В то же время большинствопредставителей гуманистической психологии приняло термин«самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейсяличности».
Отказавшись от своихутверждений о фиксированной последовательности удовлетворения потребностей всоответствии с их положением в иерархии Маслоу, определяет развитие черезразнообразные процессы, в конечном счете ведущие личность к самоактуализации, иобосновывает новую точку зрения, а именно, что эти процессы имеют место напротяжении всей жизни человека и обусловлены специфической «мотивациейразвития», возможности проявления которой уже не стоят в прямойзависимости от степени удовлетворения базовых нужд. Маслоу признает наличие убольшинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, болеетого, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, по меньшеймере, в принципе, причем самоактуализация каждого отдельного человека уникальнаи неповторима. Одной из форм самоактуализации, доступных каждому, являютсяописанные Маслоу так называемые пиковые переживания (peak-experiences),мгновения восторга или экстаза в любви, общении с искусством, творчестве,религиозном порыве или в других значимых для человека сферах его бытия. Впиковых переживаниях человек приобретает многие черты, свойственныесамоактуализирующимся людям, временно становится самоактуализирующимся. Впоследних работах Маслоу самоактуализация выступает уже не как конечная, а какпромежуточная ступень развития, переход от невротических или инфантильныхпроблем становления человека к истинным проблемам его бытия как зрелойполноценной личности «по ту сторону» самоактуализации.[5;С. 156]
Самоактуализация связанас умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться»в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это неодномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ "проживания,работы и отношения с миром, а не единичное достижение". [9; С. 327]
В отличие от психоаналитиков, которых интересовалоглавным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследоватьчеловеческую при роду необходимо, "изучая ее лучших представителей, ане каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов".Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природучеловека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренныхлюдях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек,при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческимиличностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). [9; С. 328]
На основе этих изысканий, Маслоу называет следующиехарактеристики самоактуализирующихся людей:
1. более эффективноевосприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
2. принятие (себя,других, природы);
3. спонтанность,простота, естественность;
4. центрированностьна задаче (в отличие от центрированности на себе);
5. некотораяотъединенность и потребность в уединении;
6. автономия,независимость от культуры и среды;
7. постояннаясвежесть оценки;
8. мистичность иопыт высших состояний;
9. чувствасопричастности, единения с другими;
10. более глубокиемежличностные отношения;
11. демократическаяструктура характера;
12. различениесредств и целей, добра и зла;
13. философское,невраждебное чувство юмора;
14. самоактуализирующеесятворчество;
15. сопротивлениеаккультурации, трансцендирование любой частой культуры.[1; С.321 ]
Ученый считал, что именноосознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют сутьчеловеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своихспособностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих исобственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходитбесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди снеразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самойсвоей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации.Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем,отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной. [9; С. 329]
В то же время отчуждение,сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозициюк окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтомучеловеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами,которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными,считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающиммиром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именнотакой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в тоже время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным всреде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группына взаимосвязь между личностью и обществом. [9; С. 380]
Продолжая изучениесамоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличныот невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, Маслоуприходит к выводу о необходимости создания новой психологии — психологии Бытиячеловека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционнойпсихологии становления человека человеком. В 60-е гг. Маслоу занимаетсяразработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальныеразличия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, итогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во второмслучае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическимфеноменом Б-познания выступают пиковые переживания (о которых говорилось выше),характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания.Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновениестановится как бы самоактуализирующимся. Религия, по Маслоу, возниклаизначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний,которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматьсякак отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивацияна уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией.Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота,справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективнойдействительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Этиценности, как и базовые потребности, Маслоу выводит из биологии человека,объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора,влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. Впоследние годы Маслоу двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденциисамоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития.Маслоу стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этогодвижения в начальный период его становления. Представления Маслоу о направленииразвития человека привели его к идеальной модели «эвпсихического»общества, которое создает и поддерживает возможности максимальнойсамоактуализации его членов. [2; С. 105]
Впоследствии Маслоу признал наличие определенногонедостатка в его теории мотивации. По-видимому, она не может объяснить,почему, если человек как биологический вид ориентирован на рост, столь многиелюди оказываются неспособны развить свой потенциал. Таким образом, опровергаясвои более ранние взгляды, Маслоу признал, что благоприятные условия негарантируют автоматически личностного развития, и что самоактуализация, счастьеи спасение души невозможны без осмысленного призвания в мире и направленностина высшие ценности. Категории призвания и ответственности личности стали длянего центральными.
Заключение
В своих работах Маслоу затронулочень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека:творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности,совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционированиячеловека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значениесовершенствованию личности.
Влияние теории мотивацийА. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называютнезаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменениязатронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, вчастности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формыгрупповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностномуросту, новый подход к медицине.
Иерархия потребностейМаслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная дляпонимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, идля его прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования,развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп исоциальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальностиразличных сообществ и народов.
Оценивая теорию Маслоу,необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившимвнимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности.Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути длясаморазвития и самосовершенствования любого человека.
Библиографический список
1. Абрахам Маслоу ипсихология самоактуализации [Текст] // Дж. Фейдимен Личность и личностный рост/ Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1994. – 347с.
2. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.: Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 391 с.
3. Вахромов Е.Е. Психологическиеконцепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. — М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 162 с.
4. Гобл Ф. Третьясила: Психология Абрахама Маслоу[Текст] / Ф. Гобл// Новые рубежи человеческой природы А. Маслоу. — М.:Смысл, 1999. — 430 с.
5. Леонтьев Д.А.Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д.А. Леонтьев //Вопросы психологии. – 1987. – №3. — С. 151-158.
6. Маслоу А. Дальниепределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. — СПб., 2003. – 432 с.
7. Маслоу А.Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб., 2002. – 480 с.
8. Четвертаков С.А.Иерархия потребностей по Маслоу — общая теория мотивации для социологии[Электронный ресурс] / С.А. Четвертаков. – Загл. экрана:sergeychet.narod.ru/motiv.html
9. Ярошевский М.Г.История психологии от античности до середины ХХ в. [Текст]: учеб. пособие /М.Г. Ярошевский. — М.: [б. и.], 1996. – 416 с.