ТЕОРИИОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ДЖ.ЛОКК, Т.ГОББС, Ж.-Ж.РУССО)
_ 2План:
1) Проблема происхождения государства: основные теории.
2) Т.Гоббс и его теория общественного договора.
3) Дж.Локк об общественном договоре.
4) Теория общественного договора в системе взглядовЖ.-Ж.Руссо.
11) Проблема происхождения государства: основныетеории.
Чтобы понять содержание теорий общественного договора иих места в
развитии взглядов на происхождение общества игосударства, необходимо
кратко перечислить некоторые из известных концепций, вкоторых рассмат-
риваются данные вопросы.Среди множества теорий иконцепций следует
назвать в первую очередь следующие:
2* 0мо мнению Платона, общество и государствосущественно не различались
между собой.Государство было формой совместногопоселения людей, обес-
печивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание поряд-
ка, развитие производства, удовлетворение повседневныхнужд,
2* 0У Аристотеля впервые появляется четкоеразделение понятий общества и
государства.Он полагал, что государство воплощает в себесистему отно-
шений особого типа — отношений господства иподчинения, которые он наз-
вал политическими.Изучив различные формы государственного устройства
древнегреческих полисов, он предложил в качествеидеальной т, наз.поли-
тию, т.е. государство, в котором органически переплеталисьчерты монар-
хии, аристократии и демократии,
2* 0в средневековой Европы прочно утвердилосьмнение о том, что государс-
тво есть результат творения бога, своеобразный договорбога и челове-
ка.Такой взгляд на происхождение государства называюттеологическим,
2* 0в 17 — 18 вв. появляются теории, позжеобъединенные понятием теорий
общественного договора.Подробно о них пойдет речь дальше.Эти тео-
рии, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайнопопулярными и
сохраняют свое значение поныне,
2* 0из других теорий происхождениягосударства, имевших большое значение
в развитии человечества, следует назвать марксистскуютеорию.Ее сторон-
ники происхождения государства видят в классовойборьбе.Чтобы враждеб-
ные классы «не пожрали» друг друга, нужнасила, которая будет поддержи-
вать порядок в обществе.Эта сила, защищая интересы господствующего
класса, будет держать в повиновении классыэксплуатируемые.
Тема данного вопроса — теории общественного договора, окоторых пой-
дет речь ниже.
12) Томас Гоббс и его теория общественногодоговора.
Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, всвоем известном
трактате «Левифиан, или материя, форма и властьгосударства церковного
и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теориюобщественного договора
в определенной , четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на
аргументах разума) форме.
По мнению Гоббса, появлению государства предшествуеттак называемое
естественное состояние, состояние абсолютной, ничемнеограниченной сво-
боды людей, равных в своих правах и способностях.Людиравны между собой
и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами.Поэтому
естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле«состояние вой-
ны всех против всех ».Абсолютная свобода человека — стремление к анар-
хии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается иубийство чело-
века человеком.
В этой ситуации естественным и необходимым выходомстановится огра-
ничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка
всех.Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобысуществовать в
состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этом
ограничении.Это взаимное самоограничение называется 2общественным до-
2говором 0.
Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе стем передают
полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдениемдоговора той
или иной группе или отдельному человеку.Так возникает государство,
власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или
внутренних сил.Власть государства , по убеждению Гоббса, должна быть
абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предприни-
мать любые меры принуждения к своим гражданам.Поэтомуидеалом госу-
дарства для Гоббса была абсолютнаямонархия, неограниченная власть по
отношению к обществу.
13) Джон Локк об общественном договоре.
Несколько иных взглядов придерживался другой английскиймыслитель 17
в.Дж.Локк (1632-1704).
В работе «Два трактата о государственномправлении» он выдвигает
иной взгляд на первоначальное, естественное состояниечеловека.В отли-
чии от Гоббса с его тезисом о «войне всех противвсех», Локк считает
первоначальной абсолютной свободе людей не источникборьбы, а выражение
естественного их равенства и готовности следоватьразумным естествен-
ным, природным законам.Эта естественная готовность людейприводит их к
осознанию того, что в интересах общего благанеобходимо, сохранив свобо-
ду, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить
дальнейшее развитие общества.Так достигается 2общественный договор 0 меж-
ду людьми, так возникает государство.
Основная цель государства — защита естественных правлюдей, прав на
жизнь, свободу и собственность.Легко заметить, что Локксущественно от-
ходит от теории Гоббса.Гоббс подчеркивал абсолютнуювласть государства
над обществом и людьми.Локк акцентирует другое: людиотдают государству
лишь часть своей естественной свободы.Государствообязано защищать их
естественные права на собственность, жизнь, свободу.Чем больше прав у
человека, тем шире круг его обязанностей передобществом.Государство
при этом не обладает абсолютной произвольнойвластью.Общественный до-
говор предполагает , по мнению Локка, и ответственностьгосударства пе-
ред гражданами.Если государство не выполняет своегодолга перед людь-
ми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправебороться про-
тив такого государства.
Локка часто называют в числе основных теоретиковдемократического
государственного устройства.Его идеал — английскаяконституционная мо-
нархия, в которой воплощено равновесие интересовличности, и государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларациинезависимости США»
и в «Декларации прав человека и гражданина» воФранции.
13) Теория общественного договора в системевзглядов Ж.-Ж.Руссо.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителейфран-
цузского Просвещения.Его теория общественного договорасущественно от-
личалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной
гармонии с природой.Человек не нуждается ни вобщественных ограничите-
лях, ни в морали, ни в систематическом труде.Способность к самосохране-
нию удерживает его от состояния «войны всех противвсех».Однако, насе-
ление растет, меняются географические условия, развиваетсяспособности и
потребности людей, что приводит в конечном счете кустановлению частной
собственности.Общество расслаивается на богатых ибедных, могуществен-
ных и притесненных, которые враждуют междусобой.Неравенство развивает-
ся постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могу-
щество и беззащитность, наконец - господство ипорабощение.Общество
нуждается в гражданском мире — заключается общественныйдоговор, по ко-
торому власть над обществом переходит государству.Но воснове госу-
дарственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого от-
дельного человека.Эта свобода и воля остаютсяабсолютными, неограничен-
ными и после заключения общественного договора.Поэтому, Руссо выдвига-
ет свой знаменитый тезис о том, что носителем иисточником власти яв-
ляется народ, который может и должен свергатьвласти, нарушающие условия
общественного договора.Суверенно не государство, суеверен народ.народ
творит законы, меняет их, принимает новые.
Эти взгляды отличаются радикализмом иреволюционностью.Именно они
лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен
Французской революции - якобинцев и служилиобоснованием якобинского
террора.
_Основные понятия:
общественный договор, естественное состояние,«война всех против
всех», суверенитет.
_Вопросы и задания:
1) Дайте определение основным понятиям.
2) Охарактеризуйте взгляды Гоббса, Локка и Руссо.
3) В чем состояли принципиальные различия в трактовке теории общест-
венного договора этими мыслителями?
4) Найдите тексты «Декларации независимости» и«Декларации прав чело-
ека и гражданина».Какие известные вам взглядыЛокка нашли в них вы-
ражение?
5) Почему именно теоритические построения Руссо оказалисьблизки край-
не революционной партии Французской революции — якобинцам?