Содержание
Введение
Глава1. Понятие социально-политического конфликта
Глава2. Причины социально-политического конфликта
Глава3. Типология социально-политических конфликтов
Глава4. Управление политическими конфликтами
4.1Общее и особенное в технологиях урегулирования конфликтов
4.2Этап возникновения конфликта
4.3Этап окончания конфликта
Глава5. Грузино-Абхазскийконфликт, как пример социально-политического конфликта
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В XXI веке человечествостолкнулось с таким количеством глобальных проблем, в числе которых,безусловно, социально-политические конфликты, ставшие со всей очевидностьюновым этапом мирового развития. Растущие взаимосвязи и взаимозависимость страни регионов подтверждают динамику широкомасштабных процессов мировойглобализации, проявляющих себя в самых различных областях и, прежде всего всовременном глобальном конфликтном взаимодействии. Анализ развития глобальногоконфликтного кризиса современной цивилизации убедительно показывает, что дляего преодоления необходимо сформировать у людей новое видение и представление опроисходящих с ними событиях. Такое видение позволило бы людям не толькоадекватно осознавать причины происходящих конфликтных процессов, но также исоздавало бы основу для объединения их усилий по решению многих общих для всегочеловечества глобальных конфликтных столкновений.
И в тоже времябольшинство современных социально-политических конфликтных столкновенийвыступают как новый фактор международных отношений в период смены эпох, притом,что глобализационные процессы современного мира предполагают становление единыхвзаимных связей существующего миропорядка, которые охватывают ведущие сферымирового сотрудничества: экономику, политику, информатику, технологию, финансы.Тем самым формируется новая реальность — глобальный мир, где конфликтсоциально-политической сферы оказывается своеобразным ядром, новейшейглобальной цивилизации.
Неоднозначностьскладывающейся ситуации состоит в том, что этот глобальныйсоциально-политический конфликт стирая границы, соединяет и разъединяет народы,с одной стороны, с другой ослабляет роль национальных государственныхобразований, заставляя их принимать малоконструктивные решения, разрушающие ибез того хрупкие связи глобального миропорядка. Сложившаяся ситуация в мире делаетактуальной тему современного анализа социально-политического конфликтноговзаимодействия, который выявил бы способность человечества противостоятьдеструктивному поведению людей в новых реалиях современного миропорядка.
XXI век для человечестваначался на фоне острых и жестоких конфликтов. Исторический опытсвидетельствует, что противостояния и конфликты благоприятствуют формированиютравмированного общества, влекут за собой огромный ущерб, как моральный, так иматериальный, и посягают на самое ценное — на человеческую жизнь. Крушениетоталитарных режимов оставило свой след на развитии многих стран мира.
Для каждой страны, в томчисле для России становится актуальным вопрос о самоопределении в глобальныхконфликтных процессах. Конфликты в обществе, современное состояниесоциально-политического конфликтного взаимодействия порождают конфликты, вкоторых отражаются государственные социально-политические отношения. Огромнаяроль в процессе регулирования социально-политических конфликтных реалийпринадлежит средствам массовых информации, формирующих уровень идеологическогои информационного социально-политического пространства.
В повседневную жизньуверенно вторгаются новые виды источников информации, фиксирующие сложныесоциально-политические конфликтные взаимодействия людей. Становясь неотъемлемойчастью современного социально-политического конфликтного пространства, СМИ всовременных условиях утвердили и продолжают удерживать свои позиции в системеинформационно-электронных технологий.
Таким образом, осознаниеформирования нового конфликтного мировоззрения представляет собой сегодня однуиз наиболее важных и актуальных проблем, которая оказывается тесным образомсвязанной с самой главной проблемой современности — проблемой выживания.
Глава 1. Понятиесоциально-политического конфликта
Политическийконфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух иболее сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у другараспределение властных полномочий или ресурсов.
Политический конфликт — одна из разновидностей социального конфликта. В отношении социального конфликтаВ. Козер считает важным отличать друг от друга конфликт и антагонистическоеотношение. «Социальный конфликт — это всегда социальное взаимодействие, тогдакак отношение или чувство представляют собой только предрасположенность кдействию. А предрасположенность не обязательно выливается в конфликт». Помнению Козера, конфликт — это такое поведение, которое влечет за собой борьбумежду противостоящими сторонами по причине дефицитных ресурсов и подразумеваетнейтрализацию, нанесение ущерба или попытку уничтожения противника. Присоциальном конфликте противостоящим сторонам приходится действовать вобщественных отношениях и, если сфера их деятельности — политика, то мы имеемдело с политическим конфликтом.
В термине «политическийконфликт» в качестве субъекта выступает «конфликт», а «политический» являетсяего предикатом. Для лучшего осмысления сути политического конфликта в первуюочередь определим понятие слов: «политический» и «конфликт».
Существует не однадефиниция политики, так как ученые по-разному определяют это понятие, исходя изсобственных теоретических воззрений. И это не удивительно, ибо политикапредставляет собой сложнейшее социальное явление, вбирающее в себя множествокачеств и функций. В истории человеческой мысли не почти осталось ни одноговыдающегося деятеля, который не пытался бы дать определение политике, нонаиболее фундаментальное толкование сути понятия «политика» связано с именем М.Вебера. В нашем случае приоритетным будут его воззрения, так как Вебер определяетрамки политики государством, и полагает, что «главное средство политики — насилие», а легитимное право на насилие есть только у государства. Важно и то,что политика и политические отношения для Вебера не существуют вне власти.«Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния нараспределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государствамежду группами людей, которые оно в себе заключает». По мнению Вебера, такоепонимание политики совпадает по своей сути с обиходным его пониманием, когда,например, о каком-либо вопросе говорят, что это «политический» вопрос; оминистре или чиновнике — «политический» чиновник; о некотором решении — «политически» обусловлено, то здесь всегда подразумевается, что урегулированиеполитического вопроса, принятие решения, определение сферы деятельностивышеуказанного деятеля определяет те же интересы, которые движут участием вовласти, ее перераспределением или сохранением. Аналогично мы можем определить«политический» и в отношении конфликта.
А о политике можносказать, что она являет собой одну из наиболее независимых подсистем общества,которая обособлена от других подсистем (экономика, культура и т.д.), но вместес тем, как неотъемлемая среда, находится в постоянном взаимодействии с ними.
Теперь определим самопонятие конфликта. «Конфликт — conflictus — в переводе с латинского буквальноозначает «столкновение»». По общей классификации конфликт делится на триосновные единицы: личностный, социальный и экологический.
Как и всякое сложное,хотя и часто встречающееся, явление, конфликт неоднозначен. Его определениятакже различаются в зависимости от того, с позиции какой науки онрассматривается или какому его аспекту исследователи отдают предпочтение (неговоря уже о том, что подход к анализу конкретных конфликтов может носитьсугубо конъюнктурный или идеологический характер). В социологии наиболееустоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновениеинтересов взаимодействующих групп (субъектов взаимодействия, а стало быть, иконфликта). Не вызывает сомнения, что составляющие социальную структуруобщества группы имеют не только общие, но и специфические интересы, реализациякоторых может вызвать противодействие, несогласие, возражение (иначе,контрдействие) преследующих свои цели других групп. Пересечение, несовпадениеинтересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные ииные ресурсы, доступ к власти и т. п.), создают поле потенциальногостолкновения, потенциальной борьбы.
Сознание противодействиясобственным притязаниям, ожиданиям, стремлениям формирует образ соперника(противника, врага), приводит к пониманию необходимости мобилизации усилий ивыбора адекватных ситуаций, способов борьбы с ним.
Как правило, осознаниеущемленности собственных интересов и выбор способа противодействия “сопернику”осуществляются внутри общества не всей социальной группой непосредственно, апостоянно (профессионально) выражающими ее интересы институтами (политическимилидерами). Отсюда на поверхности общественной жизни конфликт может выступатькак противоборство политических институтов. Однако этот политический по формеконфликт остается социальным по своей сути.
Разумеется, это неозначает отрицания относительной самостоятельности политических конфликтов,особенно тех, которые связаны с борьбой за власть или эволюцией конфликта смикроуровня (социальное самочувствие индивидов, их неудовлетворенность истремление к переменам) на макроуровень (взаимодействие политических структурвнутри государства, отношение между государствами).
Политические конфликтыкак неотъемлемые элементы содержания политической борьбы (политическогосоперничества) могут носить как продуктивный, так и контрпродуктивный(разрушительный) характер. Общество всегда заинтересовано в том, чтобыполитические конфликты протекали в определенных рамках, чтобы имелись для этогонеобходимые “сдержки и противовесы”. При таком условии они не грозятсуществованию системы и сохранению важнейших “системных ценностей”, групповыеинтересы в случае своей реализации не наносят ущерба интересам общенациональным(государственным). Конечно, наряду с политическими институтами принципиальноважную роль в формировании и выражении групповых интересов играютинтеллектуальные слои общества. Они ближе других стоят к исконным ценностям(причем не только групповым), глубже понимают их сущность и, как правило, болеепоследовательно, чем кто бы то ни было, выражают их.
Однако и эти слои несвободны от заблуждений и предвзятости. Их результатом является формирование ираспространение псевдоинтересов, которые, будучи “взяты на вооружение”политическими лидерами и партиями, могут привести к возникновению конфликтныхситуаций и конфликтов, чреватых серьезными последствиями. В этом заключены, какпоказывает история, многие коллизии, связанные с конфликтами, в том числе ипоявление тех, которые могут квалифицироваться как “мнимые”, т.е. вызванныеименно борьбой за псевдоинтересы, отстаивание последних “любой ценой”. Особеннозримо это проявилось (и проявляется) в сфере межнациональных отношений, когдаименно некоторые представители национальной интеллигенции выступили в ролибезосновательных критиков прошлого, проповедников национальной обособленности инетерпимости, а иногда и просто вражды к другим народам, апеллируя при этом кисторическому опыту, воскрешая действительные и мнимые национальные обиды,призывая к реваншу и т. п.
Мнимые конфликты вотличие от реальных, когда есть адекватное осознание действительных интересов икак следствие этого активизация действий с целью их защиты, могут возникнуть ипо причине неадекватной реакции на ситуацию, ее излишней драматизации и выборарадикальных способов действий, опирающихся, как правило, на силу.
«Проблематизацияполитического конфликта в истории общественной мысли имеет глубокие традиции,начиная с античного периода. Например, пятую книгу известного трактата «Политика»Аристотеля (384-322 до н.э.) можно считать первым примером социологииконфликта. Аристотель был первым, кто попытался проанализировать формыконфликта, осмыслить его основные условия и причины. После Аристотеля конфликтпопал в поле зрения Н. Макиавелли, Э. Ротердамского, К. Клаузевица и др., ноинтенсивное изучение конфликтов начинается с 50-х годов XX века».
Глава 2. Причины социально-политическогоконфликта
Симптомами социальногоконфликта, позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, можносчитать: проявление недовольства в той или иной форме со стороны той или инойвзаимодействующей с другими группы; возникновение социальной напряженности,социального беспокойства; поляризация и мобилизация противодействующих сил иорганизаций; готовность действовать определенным (чаще всего радикальным)образом.
Социальное недовольствотех или иных групп, напряженность в их взаимоотношениях детерминированыопределенными причинами, факторами (условиями), противоречиями, не выяснивкоторые невозможно понять содержание и характер начинающегося конфликта, темболее определить его интенсивность и последствия.
Особо важное значение вопределении сущности и содержания конфликта приобретает выявление противоречий,возникающих в процессе группового взаимодействия.
Противоречие, вызванноепротивоположностью интересов взаимодействующих групп, может найти своеразрешение как в форме конфликта (серии конфликтов), так и в других формах.Конфликт становится неизбежным в условиях, когда не найдены способысогласования групповых интересов, а противоречие между группами приобретаетантагонистический характер. Интересно отметить, что в трудах К. Маркса можнонайти определение конфликта как “грубое противоречие”, как “физическоестолкновение людей”.
Антагонистическоепротиворечие, ведущее к социальному конфликту, отличается значительной остротойи изначальной непримиримостью позиций отстаивающих свои интересы групп.
Поскольку конфликтдетерминирован антагонистическим противоречием, очень важно выяснить, насколькопоследнее имманентно общественной системе. Если антагонистическое противоречиене искусственно обостренное, доведенное до крайности противоречие, агенетически заложено в самом характере общественного устройства, то исоциальный конфликт возникает как некий неизбежный феномен, как органическийэлемент общественного бытия. Он становится своеобразным механизмом,обеспечивающим движение общества от одного состояния к другому. В этом смыслесоциальный конфликт выступает как естественное (а порой и желаемое) явление, спомощью которого общество находит в конечном счете, возможно и с известнымииздержками, пути решения накопившихся проблем и установления определенногосоциального порядка и общественного согласия (пусть даже на непродолжительноевремя).
Локальные социальныеконфликты (забастовки, межнациональные столкновения, гражданское неповиновение,бойкоты и т. д.) прямо зависят от сложившейся в обществе ситуации, проводимойвластями политики, степени удовлетворенности (неудовлетворенности) разных группнаселения своим положением, реализацией своих потребностей и притязаний и т. д.
Иначе говоря, висследовании конфликтов наряду с причинами и факторами, непосредственнодетерминирующими конфликт, есть фоновые условия и факторы, косвенно влияющие напроцесс его “вызревания”.
Наиболее явно влияниефоновых факторов сказывается в условиях системного кризиса общества. Общий ростнедовольства падением жизненного уровня населения, ощущение потери перспективыи уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для роста социальнойнапряженности и накопления конфликтного потенциала в обществе. Они серьезнозатрудняют поиски путей предупреждения нежелательных для общества конфликтов имеханизмов их преодоления в условиях, когда предотвратить конфликты не удается.
Непосредственно влиять навозникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт могут различныефакторы от демографических до духовно-нравственных. Их влияние также требуетглубокого научного анализа.
Причины, противоречия,факторы, определяющие возникновение, масштабы (протяженность), интенсивность ирезультативность конфликта можно выявить (в той или иной мере), изучив мотивыконкретных действий участников конфликтов, направленность этих действий,ожидания, удовлетворенность, опасения (страхи) и, наконец, отношение людей кконфликту и готовность участвовать в нем с помощью конкретных средств.
«Желание сохранить илиизменить условия своей жизни, свой социальный статус — необходимая предпосылкаконфликтного поведения. Довольного жизнью человека не потянет “на баррикады”».Это необходимое условие, но еще недостаточное. Неудовлетворенность своей жизньюне приведет людей к конфликту с другими, если сам конфликт не будетвосприниматься как приемлемый способ разрешения противоречий, достижениянамеченных целей. И наконец, очень важна в этой связи убежденность людей вдостаточной силе и способности своей группы добиться желаемого.
Конечно, в возникновенииконфликтов исключительную роль играет социально-психологическая составляющая.Распространение, а тем более доминирование в обществе тех или иных социальныхэмоций должно быть всегда в поле зрения исследователей. Например, агрессивностьмассового сознания как подоплека конфликта. Массовую агрессию можно объяснитьтем, что в определенных условиях может произойти “синхронизация соответствующихэмоций”, вызванных состоянием общественного бытия, его неурядицами и тревогами.По мнению ряда исследователей, на формирование агрессивности влияет взначительной степени, например, феномен тревожного ожидания. Тревожное ожидание- это не страх, это в первую очередь неопределенность ситуации, когданеизвестно, что может случиться.
Агрессивность населения внастоящее время — во многом следствие неопределенности нынешней жизни (люди незнают, чего ожидать завтра, не верят, что власть может решить их проблемы).
Глава 3. Типология социально-политическихконфликтов
Характер изменений политических процессов, темпыи направленность эволюции системы правления самым непосредственным образомзависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде вполитической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:
— с точки зрения зон иобластей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне- ивнутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целыйспектр разнообразных кризисов и противоречий. Внутриполитические конфликтытакже подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействиемежду различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами,конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью ит.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается споргрупп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участияграждан в политике) и т.д.;
— постепени и характеру их нормативной регуляции.
— по ихкачественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людейв разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение длядинамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можновыделить:
a) «глубоко»и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон);
b) конфликты«с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной изних оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которыхсуществует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран);
c) антагонистическиеи неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается суничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
— сточки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить оботкрытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействияконфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируюттеневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первыйтип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массовогоучастия граждан в политической жизни, то второй более характерен для скрытых отглаз обывателя процессов принятия решений;
— повременным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешениеотдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельнокороткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений оего предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений(противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах ВосточнойЕвропы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядомарабских государств и т.д.);
— всоотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, какправило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношениясубъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными иместными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) игоризонтальные (раскрывающие связи одно-порядковых субъектов и носителейвласти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами однойполитической ассоциации и т.д.).
Каждый тип конфликта, обладая теми или инымисвойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретныхполитических процессах, стимулируя отношения соревновательности исотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости.
Глава 4. Управление политическими конфликтами
4.1 Общее и особенноев технологиях урегулирования конфликтов
В современной политической науке первостепенноевнимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К контролю законфликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании,а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло быпородить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники.В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемыевластями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточать своитребования, что дает повод обвинить их в недемократизме. В свою очередь иправящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества соппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазахобщественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).
Однако в большинстве случаев политические силыстремятся к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этомв качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из егосторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, нозаинтересованная в его урегулировании (например ООН в разрешенииарабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладаютте случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороныправящих структур, центральных властей государства.
Но кто бы ни выступал субъектом управленияконфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежноопирается на решение ряда универсальных задач:
— воспрепятствовать возникновению конфликта либоего разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые значительноувеличивают социальную цену за его урегулирование;
— вывести все теневые, латентные, неявныеконфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы иследствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, накоторые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;
— минимизировать степень социального возбуждения,вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической(общественной) жизни, чтобы не с детонировать более широкие, дополнительныепотрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительныересурсы и энергию.
Эти универсальные цели, лежащие в основаниистратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии сосновной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешениеспорныхситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остротыпротивоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболеенегативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Ономожет быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый междусторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самымопределенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такоеизменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтныеотношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидиваразногласий.
Для управления конфликтами политический субъектдолжен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы ихформирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методыдеятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытостиполитической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней«предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболееагрессивных форм политического протеста); уровень сплоченности конфликтующихгрупп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характервовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональнуюнасыщенность политического поведения групп и граждан и их способность ксамоограничению своих властных притязаний и т.д.
Для выработки технологий контроля за конфликтомособенно важен учет субъектом управления не общих (условно говоря — макрополитических)факторов его протекания, а специфики целей, выбираемых в соответствии сособенностями этапа его формирования и развития. Как правило, в наукевыделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. Вто же время особенности поведения субъекта управления конфликтом могут какопределяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого этапав целом, так и зависеть от более узких, специализированных целей, которые онставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому в науке могутразрабатываться технологические модели поведения лидеров, правительств,государств и прочих субъектов управления конфликтами не только применительно ковсем (или отдельным) этапам их протекания (например «трехпериодная модель» М.Брегера деятельности правительств в условиях международного кризиса), но такжеи касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого изэтапов (в частности тактика переговорного процесса).
4.2 Этап возникновения конфликта
социальныйполитический конфликт урегулирование
Конфликтные отношениязарождаются, когда складывается атмосфера напряженности между оппозиционнымисторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции,несовпадения позиций политических субъектов. На этом этапе пружина конфликтноговзаимодействия еще сжата и контуры будущего развития противоречия могут толькоугадываться.
Таким образом, главнойзадачей субъекта, стремящегося контролировать течение этого конфликта, являетсяраскрытие его подлинных причин, а следовательно, и истинных целей, преследуемыхего участниками. Сложность такого анализа в значительной степени усугубляетсячастым стремлением сторон скрыть, замаскировать настоящие причины противоречиясо своим оппонентом (нередко это вызывается желанием использовать не вполнезаконные методы для реализации своих интересов или же опасением, чтообнародование причин спора вызовет негативную реакцию общественности).
Отыскивая подлинные причиныконфликтных отношений, субъект управления должен уметь отличать их от повода,толчка к началу событий (например недовольство социально-экономическим курсомвластей со стороны оппозиции и начало проведения ею акций протеста в ответ наконкретные действия правительства, воспринятые как угроза своему существованию).Правильный анализ позволит не только выявить источник политического напряжения,но и предотвратить возможный «отрыв» конфликта от своих первоначальных причин ипереключение активности сторон на новые политические цели, консервирующиепрежние поводы для конкуренции и, тем самым, переводящие противостояние взакрытую форму существования, чреватую внезапными социальными потрясениями.Так, например, длительное нежелание властей видеть в ряде районов СССРнациональную подоплеку некоторых экономических, культурных и прочихпротиворечий в значительной степени спровоцировало там серьезнейший кризисмежнациональных отношений и лишило государственные органы многих средств ивозможностей эффективно влиять на развитие событий.
Таким образом, чем строжеопределен предмет спора, тем у субъекта управления больше шансов локализоватьего развитие, направить конкуренцию сторон в выгодное для себя русло. Если же вкачестве субъекта управления конфликтом выступают правящие структуры, то поискими причин напряженности и выработка технологии ее урегулирования должнынеизбежно дополняться определением своей ответственности за возможное развитиесобытий.
От первоначальных оценокситуации будет непосредственно зависеть, станут ли власти стремиться сохранитьпаритет конфликтующих сторон или поддержат одну из них, будут способствоватьуменьшению или повышению напряженности отношений и т.д..
Неотъемлемой сторонойдеятельности властей, стремящихся поставить конфликт под свой контроль,является и т.н. конструирование социального окружения данного спора. Эти мерыподразумевают соответствующую ориентацию и мобилизацию общественного мнения,что позволяет создать в государстве климат осуждения или поощрения одной (иливсех) из конфликтующих сторон, сужают поле для маневров противников правящегорежима, способствуя повышению стабильности государственной власти.
Определяя стратегические итактические цели регулирования конфликта, власти должны подготовиться«технически»: убедиться в компетентности привлекаемых экспертов и аналитиков,специалистов в соответствующей сфере государственного управления (т.е. вспецифической области политики, где возник конфликт, — социальной или налоговойполитики, управления наукой и проч.); проверить надежность коммуникаций,центров обработки информации о текущих событиях, их материальнойобеспеченности; улучшить взаимосвязь между различными уровнями и звеньямивласти, вовлеченными в регулирование конфликта; приспособить структуруинститутов власти для осуществления эффективного контроля событий; проверитьготовность механизмов власти для решительного применения силы. Вся совокупностьэтих мер должна адекватно соответствовать ресурсам, имеющимся в распоряженииверхов, а также способствовать поддержанию имиджа властей — формировать унаселения убежденность, что власти не боятся развития конфликта и способныдержать его под контролем.
4.3 Этап окончания конфликта
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза,ибо от результата окончания спорных отношений зависит зановоскладывающийся баланс политических сил.
Обычно в конфликтологии рассматривают дваосновных варианта окончания конфликта — достижение примирения сторон либо ихнепримиримость (т.е. создание тупиковой ситуации, неразрешимости конфликта).Между этими полюсами пролегает целый ряд вариантов эволюции конфликта,отражающих его рутинизацию (сохранение прежней интенсивности), снижение или,напротив, нарастание взаимооппозиционности сторон. Конфликт может оказаться инеразрешимым, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, акак бы к «круговому движению». Это требует от субъекта управления конфликтомпересмотра и повторения своих действий и операций, соответствующих двум первымэтапам конфликтного взаимодействия. Иными словами, такая ситуация предполагаетсовершенствование или поиск новой стратегии и тактики контролирования,управления конфликтом.
Примирение же участвующих в конфликте сторон, какуже говорилось, может носить характер полного или частичного урегулирования(т.е. изменения поведения одной или нескольких сторон конфликта без исчерпанияпредмета спорных отношений) либо разрешения конфликта (уничтожающего сам поводдля такого взаимодействия сторон). При этом нельзя сбрасывать со счетов и то,что конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательногорегулирования (например из-за утраты актуальности предмета спора, усталостиполитических субъектов, истощения ресурсов и проч.).
Для достижения примирения субъекту управленияконфликтом необходимо найти средства, способные обеспечить такое развитиесобытий. Учитывая наиболее типичные средства, можно выделить два наиболее общихпути примирения сторон:
1. Мирноеурегулирование конфликта в результате: достижения компромисса на основесохранения исходных позиций; соглашения, основанного на взаимных уступках;истощения ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможнымпродолжение соперничества; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон,понимания прав и интересов соперника.
Чаще всего этот путь примирения связан не содносторонним навязыванием воли, а с обоюдной активностью конфликтующих сторон.Так, в Совете Безопасности ООН принцип единогласия предполагает учет позицийкаждого из его членов;
2. Примирение на основе принуждения или, другимисловами, использования «командного стиля» (П. Шаран) взаимоотношений,позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этогонавязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характеравзаимодействия может лежать:
— явноепревосходство (сохраненных, приобретенных) сил и ресурсов с одной стороны и ихдефицит с другой;
— изоляцияодной стороны конфликта, понижение ее статуса, а также другие состояния,свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении, нанесенном ей всоответствии с правилами игры;
— уничтожение,«тотальное истребление противника» (X. Шпейер), в результате чего мир устанавливаетсяв отсутствие врага.
Ориентация субъекта управления на те или иныесредства примирения сторон должна корректироваться и спецификой политическихпроцессов, в которых протекают конфликты. Например, ограниченность во времени ипериодичность возобновления избирательных кампаний заставляет многие партии,стремящиеся использовать выборы для реального проникновения в сферу принятиягосударственных решений, образовывать различные коалиции, идти на компромиссыдаже со своими политическими оппонентами. В этом смысле компромисс выступаетболее предпочтительной целью стратегии, нежели конфронтация.
В условиях же радикального преобразованияобщества, выбора качественно новых путей будущего развития ориентацияисключительно на согласительные методы взаимодействия со своими соперникамивряд ли приведет к устранению напряженности и примирению идейных позиций. Вэтих случаях целесообразно применять более изощренную тактику поведения,включающую методы как мирного, так и принудительного примирения сторон.
Таким образом, выбираемые субъектом управлениясредства урегулирования конфликтов должны непременно соответствоватькультурно-историческим, цивилизационных особенностям политического развитиястраны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора,коррелироваться с психическими чертами действующих лиц.
Наиболее распространенным средством достиженияпримирения сторон в технологиях управления конфликтом являются переговоры. Впроцессе переговоров (нередко длительном) стороны обмениваются мнениями, чтонеизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы оппонента и,следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, условияпримирения. Переговоры дают возможность уравнять уступки, спокойно рассмотретьальтернативные ситуации, продемонстрировать открытость позиций, ослабитьэффективность «нечестных трюков» соперника. Именно в этих условиях легче найтит.н. срединную точку конфликта, обозначающую суть взаимных претензий.
Переговорный процесс основан на специальнойтехнологии «торга», т.е. использовании специфических приемов, позволяющихсохранить исходные позиции или достичь преимуществ, добиться взаимопониманияоппонентов или завести их в тупиковое русло, обеспечить односторонние преимуществаили взаимное удовлетворение сторон.
По окончании конфликта важно так представитьрезультаты переговоров (компромиссов, соглашений, силового давления), чтобымассы восприняли их адекватно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром,проигрышем и проч. Таким образом, будут исключены реакции, которые могли быпоставить под вопрос принятые решения.
В этом смысле особую роль играет умение субъектауправления конфликтом использовать типичные для общественного сознанияполитические символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу,поражение или другие оценки, стимулирующие массовую активность людей.(Например, в военных действиях неудачу чаще всего символизирует падение столицыили пленение лидера)
Только найдя нужный образ, символ примирения исоответствующую тональность диалога с согражданами, можно обеспечить сохранениерезультатов переговоров и воспрепятствовать обострению постконфликтныхотношений.
Из сказанного видно, что способность властей, аравно и всех иных политических субъектов, решать насущные задачи на каждом изэтапов протекания конфликтов дает им дополнительные возможности для эффективнойреализации своих целей и интересов в политическом процессе.
Реальной средой, тканью, в которой зарождаются иразвиваются конфликты, являются политические процессы.
Глава 5.Грузино-Абхазский конфликт, как пример социально-политического конфликта
Сегодня политическиеконфликты занимают значительное место как в развитых, так и в развивающихсястранах, и, тем более в постсоветской Грузии, которая, можно сказать, сталаочагом неразрешимых конфликтов в течение последних десятилетий. Особеннотяжелая обстановка возникла в связи с Абхазией, так как грузино-абхазскийконфликт перерос в вооруженное столкновение (тринадцатимесячная война 1992-1993гг.). Итоги военных действий между Грузией и Абхазией еще более обостриликонфликтные отношения. С мая 1994 года, то есть с момента прекращения огня и досегодняшнего дня, отношения между противостоящими сторонами можноохарактеризовать как «замороженный конфликт». Застой, консервация данногоконфликта, в основном, определена несоглашением сторон в фундаментальныхвопросах. Абхазы стремятся к суверенитету, тогда как Грузия согласна лишь настатус автономии в рамках единого государства. Грузия требует безопасноговозвращения вынужденно переселенных лиц до определения статуса Абхазии, аАбхазия, в свою очередь, настаивает на решении политического и юридическогостатуса до разрешения проблемы беженцев. Тенденция выхода из состава Грузиирезко усилилась после распада Советского Союза, так как абхазы полагают, что вновом независимом государстве их права не будут защищены. В свою очередь,Грузия рассматривает Абхазию как свою исконную землю и апеллирует кмеждународному праву, согласно которому Абхазия исторически считается исконнойтерриторией в границах Грузии. В основном, именно несогласие по этимфундаментальным вопросам обуславливает застойное состояние грузино-абхазскогоконфликта. «Замораживание» конфликта в определенной степени вызывает и«замораживание» проблемы, вследствие чего находящиеся в конфликте стороны,фактически, живут в состоянии неудовлетворенных потребностей, в нужде иопасности. Поэтому так важен анализ проблемы, поиск эффектного метода мирногоурегулирования конфликта, чтобы преодолеть эти противостояния и сдвинутьситуацию с мертвой точки.
Разрешение политическихконфликтов возможно силовыми или мирными методами. Хотя урегулированиеполитических конфликтов силовыми методами и возможно, но не эффективно, так какне происходит исчерпывания конфликтогенных факторов. По мнению известноготеоретика конфликта Р. Дарендорфа, на так называемой силовой шкале один полюс — война, гражданская война, вооруженное столкновение, подразумевающие опасностьдля жизни участников, второй полюс — беседа, дискуссия и договоренность всоответствии с правилами взаимоуважения и аргументации. Среди них огромноемножество силовых форм — столкновение между группами, забастовка, конкуренция,острые дебаты, ссора, попытка взаимообмана, ультиматумы, угроза и др. Приурегулировании конфликта мирным путем большое значение приобретает отбортехнологий договора и посредничества, хотя используются и другие методыразрешения конфликта — судебная процедура, арбитраж и т.д. На международномуровне — дипломатия, анализ разрешения проблемы и установление мира. Дляосуществления последнего, при необходимости применяют санкции: расположениемиротворческих войск, блокада и др. Еще один метод разрешения конфликта — народная дипломатия, которая, правда, является традиционной формой разрешенияконфликта, но тем не менее, вносит значительный вклад в разрешение конфликта науровне населения. При разрешении затянувшегося конфликта особенно важно, впервую очередь, изменить общественное мнение, что достигается преодолениемматериального ущерба и моральных травм. Важно выяснение отношений на уровненаселения между враждебно расположенными сторонами, так как основной ущербнанесен именно им.
В современном миреприоритет должен быть отдан мирному пути разрешения конфликтных ситуаций.Силовые методы разрешения конфликтов не только менее эффективны — они могутдаже усугубить и усложнить конфликт, примером чего служит грузино-абхазскийконфликт. Годы силового конфликта в нашей стране совпали с переходным периодомсоциально-экономической и политической жизни травмированного общества, снарушением нормальной жизни, что в свою очередь вызвало довольно болезненноевосприятие конфликта и усугубило антагонизм между сторонами конфликта.Постепенно, с развитием процесса демократизации, в постсоветских странахначалось формирование гражданского общества. Можно сказать, что гражданскоеобщество одновременно является и итогом демократических процессов, и егопредпосылкой. Деятельность гражданского общества связана не только свнутриполитическими и социально-экономическими проблемами, но и смеждународными организациями. Формирование общественного мнения, осуществлениеинститутами гражданского общества собственных проектов при поддержкемеждународных неправительственных организаций может сыграть важную роль вмирном разрешении как грузино-абхазского, так и грузино-осетинского конфликтов.
Для достижения мира важнои политическое урегулирование конфликта, но его недостаточно, так как не менееважны осуществление экономической реконструкции, социальной и политическойсправедливости, демилитаризации и реальные гарантии безопасности, реабилитацияи примирение травмированного общества.
Таким образом,проблематика политического конфликта в постсоветской Грузии довольно актуальна.С целью разрешения конфликтов, существующих в стране, нынешнее правительствоГрузии использует силовые методы их урегулирования. Но, как бы парадоксальноэто ни звучало, источником осложнения конфликта стал сам миротворческийпроцесс, так как ни одна из сторон не соблюдает подписанные соглашения. Это ещеболее усложняет перспективу нормальных отношений между ними, что доказанопоследними событиями в августе текущего года. Стороны перманентно видятпроблемы в поведении и отношениях своих оппонентов и в то же время ставят подсомнение, а иногда и критикуют посредничество России и ООН. Поэтому, какстороны конфликта, так и международные посредники стоят перед огромнымипроблемами, без решения которых невозможно достижение консенсуса и мира — номира не временного, а такого, который способен стать гарантом безопасности ивзаимоуважения.
Заключение
Конфликты обладают динамикой. Они возникают изконфликтных ситуаций, в ходе которых происходит осознание потенциальнымиучастниками противоборства возникших противоречий. Конфликтная ситуациянеобязательно перерастает в конфликт, если противоречия устраняются сторонами.Конфликтные ситуации политического характера «задаются урегулированиюполитическими же средствами, с помощью которых становится возможным избежатьсоциальной напряженности, способствующей конфронтации индивидов и групп, ихобъединению в конфликтные группы и дальнейшей антгонизации по отношению клицам, противостоящим им индивидам и группам. Если конфликтная ситуацияперерастает в конфликт, ни его развитие идет по пути нарастания (эскалации) допиковых отметок, после чего начинается спад, завершающийся исходом. За исходомконфликта часто следует постконфликтный синдром, характеризуемый«напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимсянесовпадением оценок и мнений относительно объекта завершившейся конфронтации,«эстконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началомповторного конфликта даже по иным причинам. Исходы конфликта могут бытьсгруппированы по признаку завершенности их разрешения — как полностью так ичастичноразрешенные — и по характеру результата, достигнутого взаимодействием сторон, ввиде успеха, компромисса, выхода из конфликта и поражения.
Демократический процесс контролянад конфликтными ситуациями предполагает ряд процедур:
1. взаимный и оперативный обмен достовернойинформацией об интересах, намерениях сторон, участвующих в конфликте;
2. сознательное взаимное воздержание отприменения силы или угрозы применения силы, в неуправляемости конфликтнойситуации;
3. объявление взаимного моратория на действия,обостряющие конфликт;
4. подключение арбитров, беспристрастный подход которыхк конфликту гарантирован. рекомендации принимаются за основу компромиссныхдействий.
5. использование существующих или принятие новыхправовых норм, административных иных процедур, способствующих сближению позицийсторон, втянувшихся в конфликт;
6. создание и поддержание атмосферы делового партнерства,а затем и доверите отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращенияаналогичных конфликтов в будущем.
Подобные процедуры применяются не только поотношению к внутренним, но и к международным конфликтам. Контроль за развитиемпоследних предполагает конструктивное сотрудничество представителей государств — участников конфликтов, международных правительственных неправительственных организаций,государств-посредников на основе творческого применения принципов и норммеждународного права.
Новейшая политическая историячеловечества подтвердила возможность разрешения крупномасштабных конфликтныхситуаций в международных, в межобщинных отношениях с помощью политических компромиссов,создания систем взаимного контроля за выполнением принятых обязательств. Балансстраха и подозрительности в конфликтных ситуациях вытесняется балансомдостаточной безопасности и появлением доверия оппонентов подкрепляемогопозитивными политическими решениями и действиями.
Глубокие и сложныепроцессы в современном обществе, социальный кризис, трансформация социальнойструктуры, политические и духовные изменения, социально-политические конфликты- происходят в обществе переходного состояния. Поэтому конфликты в нашей жизнинеизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать ихс наименьшими издержками для общества.
Списокиспользованной литературы
1. Здравомыслов А.Г. Социологияконфликта. Учебное пособие. – М.: Наука, 1996. – 240 с.
2. Козырев Г.И. Введение вконфликтологию. – М.: Наука, 1999. -130с.
3. Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова.Политическая социология. – М. 2003. -242 с.
4. Политический конфликт впостсоветской Грузии и пути его урегулирования. anthropology.ru/ru/texts/bedianashvili/postsoviet_09.html
5. „Россия в глобальнойполитике“. № 6, Ноябрь — Декабрь 2007 Конфликты в Грузии: как быть дальше?www.globalaffairs.ru/numbers/29/8839.html