Реферат по предмету "Социология"


Сущность демографической политики

Содержание
Введение
1.   Значение, цели и задачи демографической политики
2. Общие направления и региональные особенностидемографическойполитики
Заключение
Список литературы

Введение
В различных словарях исправочниках политика (древнегреч. — politik а) определяется и как искусствоуправления, и как государственные и общественные дела, и как учение о способахдостижения государственных целей, и как общественные взаимодействия,взаимоотношения структурных частей общества и т.д. Для нашей цели вполнедостаточно определить политику как один из механизмов в системе управления, какту его часть, с помощью которой осуществляются воздействия на тот или инойпроцесс. Очевидно, что чем более обоснована и продуманна политика, темэффективнее управление, тем в большей мере оно подобно искусству.
В сложной системеуправления — политика её основная часть, придающая управлению целевуюнаправленность и определяющая направления, средства и методы достиженияпоставленных целей. Все остальные элементы управления (анализ ситуации,прогнозирование, организационные структуры, кадровое обеспечение и др.) носятсоподчиненный характер. Сами по себе они могут обслуживать любую политику, как,кстати, и её отсутствие. Стало быть, политика – это то горючее, благодарякоторому механизм управления приобретает целенаправленное функционирование. Демографическаяполитика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иныхсоциальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводстванаселения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структурынаселения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейногосостава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристикнаселения. Цель работы – рассмотреть сущность демографической политики.
Задачи работы – определитьзначение, цели и задачи демографической политики; выделить общие направления ирегиональные особенности.

1. Значение, цели и задачи демографической политики
Демографическая политика- система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия наестественное движение населения, на решение специфических для данной страныпроблем населения.
Необходимость проведениядемографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуациии темпов роста населения.
Целью демографическойполитики является изменение или поддержка существующих в данный период временидемографических тенденций.
В соответствии с целью поосновным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываютсяприоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографическойситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов врамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительностьжизни, миграция населения) – все это в существенной мере обусловлено цельюдемографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России ив преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могутбыть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшениездоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционногобаланса в соответствие с целями демографического развития.
В зависимости отдемографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная наповышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижениерождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическоеосуществление демографической политики сопряжено с трудностями, какморально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая политикав экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерамии направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входятденежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одинокимродителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска поуходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви(например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время впарламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность дляженщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Проведениедемографической политики в развивающихся странах с высокими темпами ростанаселения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткойфинансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями.Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традициймногодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства.Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательствогосударства в планирование семьи.
Простое воспроизводствонаселения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихсярегионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смертьв раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положенияавтоматически не означает немедленной стабилизации численности населения,поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить — вдетородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициентерождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкоеуменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерныпериоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» длястабильного развития экономики. 2. Общие направления и региональныеособенности демографической политики
Комплекс мердемографической политики формируется по трем направлениям: повышениюрождаемости и укреплению института семьи; улучшению здоровья и росту егопродолжительности жизни; обеспечению необходимого миграционного прироста исовершенствованию привлечения и использования трудовых мигрантов. Отечественныйи зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости иукреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различныеденежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно.
Ежемесячные или семейныепособия наиболее распространены в развитых странах. Схемы начисления пособийвесьма разняться по странам. Так, в Австрии и Дании пособия предоставляютсявсем семьям, имеющим детей, вне зависимости от доходов; во Франции и ФРГ размерпособий увязан с доходами и с числом детей в семье. В Великобритании право наполучение пособий имеют лишь семьи с минимальными доходами (не зависимо отчисла детей), в Италии и некоторых других странах установлен «потолок» доходовсемьи, после которого никакие пособия не выплачиваются.
Суммарная величинаежемесячного пособия, как правило, нарастает по мере увеличения числа детей всемье, поскольку в большинстве стран данное направление политики рассматривается,как обязанность государства в максимально возможной степени компенсироватьрасходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованиемребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детеймоложе 2 лет. Его цель – обеспечить семье минимальный доход при условии, чтоженщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособиявыплачиваются в Бельгии (до 70% от среднемесячной зарплаты), но при этомучитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровеньматериального благосостояния.
В России такжеустановлено ежемесячное пособие на ребенка одного из родителей (усыновителей,опекунов, попечителей). Это распространяется на каждого рожденного,усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего сним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегосяобщеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем додостижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размеркоторого не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума.
В целом принципыпредоставления единовременных пособий гораздо более дифференцированы всравнении с другими мерами, они в большей степени носят социально адресныйхарактер, теснее привязаны к доходам и социальному статусу семей. Так,руководящий принцип демографической политики Бельгии – социальная защита иминимальный доход каждому, женская эмансипация и свобода выбора между карьеройи семьей. Близкую позицию занимают все скандинавские страны, Нидерланды, Дания,Германия. Особый акцент делается на социальной справедливости, сокращениисоциальной дискриминации, выравнивании уровней жизни семей с различным числомдетей.
В России единовременноепособие при рождении ребенка в условиях резкого удорожания жизни, роста цен иобщих первичных затрат на обеспечение ребенка сразу после его рождения играетсущественную роль в компенсации не сопоставимых со средними доходами гражданединовременных трат, связанных с рождением ребенка. Размер этого пособия уже вновом столетии повышался дважды и ныне составляет 6 тыс. руб.
Отпуска по беременности иродам. Основания для их предоставления дифференцированы по странам. Главныеразличия существуют между женщинами, занятыми в государственном и в частномсекторах. Отличаются продолжительность отпусков, размеры оплаты и источникифинансирования. Как правило, работающие на государственных предприятиях имеютболее продолжительные отпуска и большие размеры компенсации. Оплата отпусков вэтих случаях осуществляется либо полностью за счет средств государственногобюджета, либо в комбинированной форме (бюджет и фонды социального имедицинского страхования). Занятые в частном секторе в основном получаютсредства из различного рода страховых фондов.
Меры, направленные наохрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят скореесоциально-профилактический характер и связаны в большей мере с охранойздоровья, чем со стимулированием рождаемости. Сюда относится своевременнаяпостановка женщин на учет по поводу беременности и необходимости пройтиустановленное законом число обследований в период беременности. Цель — обеспечить раннее выявление патологий беременности и плода, мониторингпротекания беременности, профилактику социальных патологий (наркомании,алкоголизма, венерических и иных заболеваний) беременных женщин.
Меры, направленные наохрану здоровья беременных женщин и новорожденных носят скореесоциально-профилактический характер и связаны в большей мере с охранойздоровья, чем со стимулированием рождаемости.
Заключение
Все нормативные акты,призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать целидемографического развития страны. Подобное, к сожалению, отсутствует, особеннов миграционной сфере. Более того, нормативные акты в области регулированиямиграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобыисключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развитияРФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своейдеятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. ИдеологияКонцепции демографического развития РФ должна пронизывать всюнормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения.
Необходимость проведенияактивной демографической политики в том или ином субъекте Российской Федерацииобусловлена, прежде всего, той ситуацией, которая сформировалась на стыкеХХ-ХХI веков в сфере рождаемости, смертности и миграции как в целом по стране,так и в её регионах. Вместе с тем, региональная специфика демографическойполитики детерминируется особенностями геополитического, экономического,этнического и природно-географического статуса той или иной территории.
Помимо необходимостипроведения активной демографической политики требуются еще и возможностиосуществления того, что разработано и должно реализоваться в жизни, а не впрожекте. Эти возможности двояки. Первое, нужны финансовые ресурсы и, какправило, немалые для осуществления затратных мер демографической политики.Второе, и это порой бывает более важным, чем первое, необходима политическаяволя руководителей субъектов Федерации, понимание ими того, что преодолениевсероссийской депопуляции не возможно без участия в решении этой жизненноважной задачи всех регионов.
Список литературы
1.   Борисов В.А. Демография. Изд. 3-е.М.: Юнити, 2003.
2.   Введение в демографию / Под ред. В.А.Ионцева, А.А. Соградова. М.: Издательство ПРИОР, 2002.
3.   Демография / Под ред. Н.А. Волгина,Л.Л. Рыбаковского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4.   Зверева Н.В., Елизаров В.В.,Веселкова Основы демографии. М.: Издательство ПРИОР, 2004.
5.   Медков В.М. Демография. М.:Издательство НОРМА, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.