Реферат по предмету "Социология"


Стареющая личность и образ жизни

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ СПОТольяттинский социально-педагогический колледж
Курсоваяработа
Стареющаяличность и образ жизни
2005

Содержание
Введение
1. Стареющая личность и образ жизни
1.1Чтозначит стареть?
1.2 Основные характеристики образа жизни стареющего человека
1.3 Образ жизни и его значение дляпроцессов старения
2. Практическая часть
2.1 Анализ вопроса влияния образа жизни на старение личности
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Все живые существа, населяющие земной шар, со временем старятся иумирают. Человек не является исключением из этого биологического закона, каждыйиз нас должен пройти этот жизненный этап. Но старость и смерть не приходят ковсем людям в одном, определенном возрасте. Мы знаем много случаев долголетия,когда человек достигает очень преклонного возраста и до конца своей жизнипродолжает активно, творчески работать. В то же время немало людей значительнораньше теряют трудоспособность и становятся дряхлыми, беспомощными стариками.
Сильноевлияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение,которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. Человек начинает согорчением и болью встречать очередной день рождения, стыдится каждойзамеченной у себя морщины. Он перестает заниматься спортом, так как это«уже неудобно». Таким путем сам человек ускоряет наступлениефизической и умственной немощи и слабости.
Насколько жея стар? Ответа общего для всех не существует. Человеку столько лет, на сколькоон себя чувствует. Пабло Пикассо, сохранивший энтузиазм молодости до преклонныхлет, когда ему было 90, сказал: «Мы не стареем, мы просто становимся болеезрелыми, потому, что любим жизнь и людей». От того, какой образ жизничеловек вел в зрелые годы, и была ли его жизнь полноценной, зависит какой будетего старость. Критерием ощущения старости является не календарный возраст.
В настоящее время всечаще слышны разговоры о так называемом интенсивном старении населения. Под этимподразумевается тот факт, что количество людей преклонного возраста постояннорастет, в то время как процент молодых людей в обществе снижается.
Редко какой–нибудь ответ на простой вопрос так метко попадает в точку,как ответ одной пожилой женщины, которую поместили в приют для престарелых икоторую знакомые однажды спросили: «Скажи нам, чем ты здесь занимаешь своевремя?». И в ответ услышали: «Все очень просто: ночью я сплю, а днем хвораю».Что она хотела этим сказать? Да всего лишь то, что пассивное времяпрепровождение есть не что иное, как вялотекущая болезнь. Тот человек, вкотором есть хоть малейшее желание не только просто существовать, но ипринимать активное участие в жизни, хорошо знает, что одно лишь бытие не можетпринести ей ни малейшей радости или удовлетворения. Человеческая жизнь должнабыть чем-то большим, чем просто «растительное» существование.
Объектом исследования данной работы являетсянепосредственно сам процесс старения, а предметом — роль в нем образа жизнипожилого человека. Цель курсовой работы — изучение психологии старения, влияниена нее пассивного или активного образа жизни лиц пожилого возраста.
При выполнении работыбыли определены следующие задачи:
1. Изучение основныхпонятий геронтологии, как науки.
2. Исследование психологическихпризнаков старения.
3. Изучение основныхкомпонентов, характеризующих образ жизни пожилого человека.
4. Изучение вопросао важности образа жизни для процессов старения.
5. Проведениеанкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека впассивном или активном образе жизни.
Настоящая работапосвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В первой главе курсовой работы мы ответим на вопрос, чтозначит стареть, изучив понятие старости с точки зрения геронтологии, и выделимпсихологические признаки старости. В следующих вопросах — раскроем основные составляющие образажизни и выделим их особенности развития у пожилого человека. В практической части данной работыбудет проведено исследование в форме анкетирования ряда лиц пожилого возраста,по результатам которого мы выясним, насколько для них важны вопросы какфизического, так и психологического здоровья.
1.Стареющая личность и образ жизни
1.1 Что значит стареть?
Изучение вопросов, связанных с заключительным этапом жизнедеятельностичеловека, всегда было и остается актуальной задачей любого общества. Этосвязано с решением целого комплекса социально-экономических,медико-биологических и психологических проблем, возникающих в процессестарения. Эти проблемы в той или иной мере рассматриваются в рамках одной научнойдисциплины, которая называется геронтологией.
Итак, геронтология – это наука о старении, старости и долголетиичеловека. Характерная для любой науки дифференциация знаний привела к выделениювнутри геронтологии ряда самостоятельных дисциплин. Так, среди аспектовгеронтологии определились общебиологический, медицинский, социальный,гигиенический и психологический. В свою очередь, возникновениепсихогеронтологии, как отмечает М.Д. Александрова (2), стало результатомразвития самой психологии, в частности возрастной и дифференциальной, иобъединения их с психофизиологией и психологией труда. Структурапсихогеронтологии в целом соответствует структуре общей психологии, то есть вней также выделяются познавательные процессы, действия, состояния,психологические свойства личности.
Остановимся вкратце на основных понятиях геронтологии: рассмотрим, чтопредставляет собой процесс старения, что такое старость.
Предметом геронтологических исследований, по мнению М.Д. Грмека (6),следует считать: во-первых, старение организма, то есть изменение с возрастомживых систем; во-вторых, возраст организма, являющийся неизбежным следствиемпроцессов старения. Приводятся следующие наиболее типичные определениястарения:
· Старение –результат ограничения механизмов саморегуляции, снижения их потенциальныхвозможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата;
· Старение –внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникают не только нарушениеобмена и функции, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы;
· Старение – эторезультат не только угасания, подавления жизненных процессов, но и включенияопределенных активных механизмов, ведущих к нарушению жизнедеятельностиорганизма.
Итак, обобщая характеристики старения, можно сделать вывод, что онопредставляет собой период индивидуального развития. Его течение определяетсяэволюционными механизмами, но связано как с угасанием, так и с включениемактивных механизмов дестабилизации жизнедеятельности. В процессе старения на основесдвигов саморегуляции развивается не только деградация, но и важныеприспособительные механизмы.
В психологической литературе обращается внимание на три основных законастарения.
Во-первых, закон гетерохронности – разновременности, закон, универсальныйдля всех возрастных периодов человека во множестве проявлений его становления иразвития.
Во-вторых, закон специфичности, проявляющийся в том, какое направлениепринимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид.
В-третьих, закон разнообразия, который может быть рассмотрен как частноерассмотрение закона специфичности. Он заключается в том, что показателисостояния тех или иных процессов, функций, свойств имеют больший разброс вгруппах пожилых и старых людей по сравнению с контингентом более молодых илизрелых личностей. Этот закон рассматривается как выражение все большейиндивидуализации людей в период старения.
Приведем возрастные границы в период старения. Согласно Международнойклассификации, выделены три градации:
· Пожилой возраст:
 - 60-74 года (для мужчин);
 - 55-74 года (для женщин).
· Старческийвозраст: 75-90 лет;
· Долгожители: 90лет и старше.
Старение и старость представляют собой разные понятия. Можно сказать, чтостарость – это результат, следствие процесса старения. Старость, как отмечалИ.И. Мечников (13), — явление, которое может быть изучено методами точнойнауки, а последние со временем установят правила для сохранения здоровья и силыв том возрасте, когда часто приходится прибегать к общественнойблаготворительности.
Старость имеет бесчисленное количество индивидуальных преломлений,подчеркивающих одну частную закономерность: чем выше стоит организм, тем большеразличий между людьми, физическими и функциональными симптомами старости,временем их проявления.
Кратко остановимся на причинах старости и старения. Во время переписинаселения в России в 1956 году было зарегистрировано почти 30 000 человек ввозрасте старше 100 лет, а на Украине около 12 000 стариков старше 90 лет.Почему же сейчас средняя продолжительность жизни человека составляет около 60-70лет (в разные годы и в разных странах это число колеблется в определенныхпределах), то есть большинство людей даже не приближаются к видовому пределучеловеческой жизни, который, по мнению ряда ученых, лежит в границах 113-120лет.
Как утверждает В.В. Фролькис (20), существует около трехсот гипотезстарения, каждая из которых отражает ту или иную сторону сложнейшегобиологического процесса. Однако большинство из существующих теорий утратилосвое значение и в настоящее время речь может идти лишь о несколькихпринципиальных подходах к проблеме старения. Близкими к ней представляютсятеории, которые рассматривают жизнь и старение как растрату энергии, полученнуючеловеком по наследству при рождении. Существуют химические теории старения.Как считает М.Д. Грмек, мнение древних ученых и врачей о причинах старенияможно разделить на две группы:
· Причина старениязаключается в постепенной потере чего-либо, что необходимо для поддержанияжизни;
· Причина старениясостоит в накоплении в избытке чего-либо, что вредно для организма.
С исторической точки зрения наибольшее значение имеет гипотеза, согласнокоторой в результате старения происходит постепенная потеря специфическойжизненной энергии. Внешне мы замечаем такие признаки старения, как уменьшениероста за счет снижения упругости межпозвоночных и суставных хрящей, снижениевеса. Движения становятся замедленными. Как подметил зорким глазом поэт,«старость ходит осторожно». Походка стариков становится менее упругой,шаркающей, длина шага уменьшается в среднем с 71 до 63 см. Изменяется осанка: большинство стариков уже не может прямо, высоко держать голову, многиегорбятся. Кости становятся тоньше, уменьшается подвижность суставов. Объем мышцпостепенно уменьшается, и в связи с этим худеют ноги и руки. У 30-летнегомужчины мышцы составляют 43% веса всего тела, а в старости только 25%. Мышечныеволокна укорачиваются и количество их уменьшается, а за счет этого разрастаютсясухожильные волокна. В результате мышцы становятся короче, а сухожилия — длиннее. Разрастается и жировая ткань, причем жир откладывается главным образомна животе и затылке. На коже лица и шеи появляются морщины, особенно на лбу,вокруг глаз и рта. Волосы седеют и выпадают, зубы желтеют и стираются.
Все это внешние признаки старения, а что представляет собой внутреннеестарение?
По мнению Н.Ф. Шахматова (23), психическое старение есть процессвозрастного изменения высших психических функций, характеризующийзаключительный период жизни человека. Процесс старения сопровождаетсянарастанием психических нарушений. Его можно прогнозировать лишь в общих иосновных направлениях, но он абсолютно непрогнозируем в частностях. Неподдаются точному прогнозу такие показатели, как будущая форма старения, возможнаяскорость или темп развития возрастных изменений, время завершения жизни.Умеренное и равномерное угасание всех функционирующих систем организмасоответствует скорее идеальному представлению о старении, чем действительному.Обычно процесс старения оказывается неравномерным для различных органов исистем. Основной тенденцией, отражающей суть инволюционного процесса, являетсяфакт необратимого постепенного движения в сторону снижения большинстважизненных функций.
Например, с возрастом информация, поступающая от органов чувств,становится менее четкой. Имеет место искаженное, слабое и неадекватноевосприятие внешних раздражителей. Соответственно возрастает и ошибочностьвосприятия. Это может выражаться, например, в том, что человек не узнаетзнакомых, надевает чужие плащи и шляпы. Старение также влияет на содержание икачество мыслительных процессов. Мышление становится все менее объективным инеоправданно категоричным. Однако немало людей сохраняют силу ума, несмотря насвой старческий возраст. Умственная деятельность помогает им сделать старостьне просто сносной, но и приятной.
Снижение памяти – один из первых и самых характерных признаков возрастныхизменений. Известное ухудшение памяти наблюдается практически у всех людей встарости. В целом процессы запоминания, удержания и воспроизведения, то естьосновные характеристики памяти, снижены в позднем возрасте. Исследованияпоказывают, что в старости страдает компонент механического запоминания, алогически-смысловой не только сохраняется, но и приобретает особое значение.Старые люди сохраняют способность к системной памяти, позволяющей имвоспроизводить события.
Специальные исследования показывают, что в процессе нормальногофизиологического старения существенно изменяется эмоциональная сфера человека,а именно: либо появляются ранее не свойственные ему состояния грусти,подавленности, мрачные мысли, либо отмечается более яркая выраженностьэмоциональных черт, свойственных человеку раньше (тревожность,раздражительность, гневливость).
Многие исследователи последнего времени сходятся на том, что особенностистарения в значительной степени предопределяются самим человеком, егохарактером, направленностью его личности. Психологическая капитуляция переднадвигающейся старостью только ускоряет ее наступление, провоцирует общийупадок сил. Народная мудрость гласит: «Каждый человек настолько стар, насколькосам себя таковым считает». Многое в старении человека определяетсябезнадежностью, утратой того, ради чего стоит жить.
Предшествующий старости жизненный путь человека, несомненно, будетоказывать влияние на содержание, которым он наполнит свою жизнь в поздние годы.Дефицит самостоятельности и инициативы в прежнее время будет затруднять процессадаптации в старости, усиливая зависимость от поддержки, внимания и опекиокружающих людей.
Нормальным проявлением старения считаются те условия, когда в старости непроисходит каких-либо изменений характера, и до конца жизни пожилые остаютсятакими же, как были и раньше. Если же изменения происходят, то они обусловленыразвитием негативных возрастно-органических процессов, имеющих отношение кфункционированию центральной нервной системы.
1.2 Основные характеристики образа жизни стареющей личности
Особый интерес при изучении процесса старения представляют исследованияобраза жизни человека. Понятие «образ жизни» — это широкая категория,включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всехвозможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственныхтому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимаютсятакже количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения, эмоции и ихсубъективное выражение.
Не вызывает сомнений, что соответствующий образ жизни способен какувеличивать, так и уменьшать продолжительность жизни; как устранять факторы, укорачивающиеее сроки, так и способствовать развитию заболеваний, связанных с возрастом.Следовательно, оптимальный образ жизни может не только устранять отрицательноевоздействие на организм, но и совершенствовать адаптационные организмы,возникающие в процессе старения. Тем самым повышается устойчивость организма кфакторам риска, то есть могут изменять индивидуальные сроки жизни.
Образ жизни человека включает не только выработанную многими поколениямии отражающую культурологические особенности среды систему питания и движения,но и всю сферу психического, эмоционального взаимоотношения со средой.
Рассмотрим некоторые составляющие образа жизни.
Питание. По мнению большинства медиков, социологов, диетологов,нерациональное питание – наиболее важный фактор внешней среды, непосредственновлияющий на скорость процесса старения и соответственно на продолжительностьжизни человека.
В результате исследования 25 ученых – диетологов назвали наиболеетипичные ошибки в питании современного человека:
1. Питание не соответствует потребностям организма, его энергетическимзатратам, оно чрезмерно обильно.
2. Пища не полноценна из-за отсутствия в ней достаточного количествавитаминов, минеральных веществ, клетчатки, но при этом слишком жирная. В неймало натуральных продуктов и много консервов.
3. Слишком обильное питье, включая алкоголь и сладкие напитки.
4. Питание нерегулярное, прием пищи осуществляется слишком быстро, пищаплохо пережевывается, так как мало времени («еда на бегу»).
5. Неправильное хранение и приготовление многих продуктов.
6. Питание перенасыщено сладкими продуктами.
7. Недостаточные знания об особенностях питания людей разного возраста.
Так, пожилые люди забывают о том, что им надо есть значительно меньше,чем раньше, из-за уменьшения расхода энергии. В качественном отношении их пища частонеполноценна, а в количественном – чрезмерна.
Нельзя питаться чем угодно, лишь бы утолить голод, поскольку из однойпищи строятся молодые, здоровые клетки, а из другой – слабые и больные,неспособные обеспечить работу организма надлежащим образом.
Люди стареют от минеральной и витаминной недостаточности, поскольку ихпища ненатуральная и безжизненная. В течение прошлого века в питании человекапроизошли три коренных изменения, а именно: сужение набора природных пищевыхпродуктов, рафинирование, внесение в продукты питания химических добавок.
Сон. Как заметил Х. Гуфеланд (7), сон – одно из самых мудрых установленийприроды. Он чрезмерно важен не только для восстановления энергии и жизненныхсил, но и для сохранения и продолжительности жизни. Недостаточный сон истощаеторганизм и способствует преждевременному старению. Но и слишком продолжительныйсон не полезен для организма, поскольку способствует накоплению излишних ивредных веществ, нарушает правильное функционирование всех органов и систем,что в итоге также приводит к сокращению жизни.
Один из неприятных спутников позднего возраста – бессонница, причинакоторой кроется в недопустимом для пожилого человека переутомлении. Чаще всегопсихологическими причинами бессонницы становится депрессия, тревога, ссоры всемье, конфликты на работе. Она может быть обусловлена и медицинскимифакторами, например такими, как нарушение обмена веществ, аллергия, артрит,радикулит, плохое пищеварение и многими другими, число которых множится по мерестарения.
Работоспособность. Падение работоспособности – одно из наиболее очевидныхпроявлений старости. При этом старение начинает осознаваться только тогда,когда начинает снижаться физическая работоспособность.
Если стремление человеканаполнить свое бытие смыслом, сделав свою жизнь полной и содержательной,остается нереализованным, его начинают преследовать чувства собственнойненужности и пустоты. Эта невостребованность в жизни начинает отрицательносказываться на его здоровье, нарушая основные процессы жизнедеятельностиорганизма человека. Ни для кого не секрет, что люди, которые вышли на пенсию ине сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудьравным ей в психологическом смысле занятием, в подавляющем большинстве случаевначинают болеть различными болезнями, испытывают чувство постоянной слабости и,потихоньку угасая, сравнительно рано покидают этот мир. Хорошо известно и прямопротивоположное явление: сознательное бытие людей преклонного возраста,наполненное решениями разнообразных конкретных задач и в высшей степени личныхпроблем, не только оказывает крайне благоприятное влияние на психическоесостояние таких людей, но и позволяет им избежать очень многих заболеваний, чтонамного увеличивает срок их жизни.
В доказательство этогоутверждения можно привести длинный ряд различных историй болезни, но вместовсех этих историй приведем известный случай из литературы. Давайте вспомним,что великий Гёте, находясь в весьма преклонном возрасте, работал над второйчастью драматической поэмы о докторе Фаусте. После семи лет напряженной работыон, наконец, завершил свой труд и поставил свою печать на дописанной рукописи –это было в январе 1832 года, а в марте он скончался. Можно предположить, чтоГёте, которому в то время уже исполнилось 82 года, чувствовал приближениесмерти, но он сохранял страстное стремление завершить свое великое произведение– и смерть отступила. Точнее сказать, он отодвинул ее приход – до тех пор, покапоэма, которой он посвятил многие годы своей жизни, не была закончена.Напряженная творческая работа в течение семи лет помогала великому писателюпобеждать смерть.
После небольшого экскурсав историю можно смело утверждать, что вышедшим на пенсию людям нужнообязательно заниматься каким-либо другим, важным и полезным делом. В противномслучае их так называемое пассивное бытие превратится в медленное умирание. Ктому же, по мнению В. Франкла (19), активная творческая жизнь людей преклонноговозраста идет обществу только на пользу, а также имеет чрезвычайное большоепсихологическое значение, так как творческая деятельность имеет огромнуювнутреннюю ценность, наполняя пожилых людей чувством смысла собственногосуществования вне зависимости от того, сколько именно лет им исполнилось.
Многочисленные исследования говорят об огромной роли, которую играет впроцессе старения социально-трудовая активность. Рассматривая этап завершениячеловеческой жизни, Б.Г. Ананьев (3) отмечал, что часто те или иные формычеловеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида,то есть их «умирание» наступает раньше, чем их физическое одряхление отстарости. Это происходит в том случае, когда человек сам стремится к социальнойизоляции, постепенно отказываясь и освобождаясь от многих функций и ролей вобществе, используя свое право на социальное обеспечение. Такое положение вконечном итоге приводит к деформации структуры личности.
Семья. Осознание своего места и положения в семье, избегание конфликтныхвзаимоотношений с детьми – это те важные вопросы, которые надо решать людям пожилоговозраста. Насколько успешно и правильно будут найдены ответы на них, настолькоблагополучнее, комфортнее будет складываться и сама жизнь стареющего человека.
Также важным аспектом являются взаимоотношения с супругой (ом). Семейнаяжизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они,нормальные живые люди трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаковвнимания становится больше, в них скрытая просьба, и намек, и юмор, инерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершеннофантастическое качество – супруги становятся внешне похожими друг на друга.Именно о них писал Андре Моруа: «Самое трудное в браке – уметь перейти от любвик дружбе, не жертвуя при этом любовью. Тут нет ничего невозможного… В такомсупружестве царит доверие, тем более полное, что оно зиждется на доскональномзнании спутника жизни и такой прочной привязанности, что она позволяет заранееугадывать все душевные движения любимого существа. Таким супругам скука нестрашна, потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно можетзаинтересовать другого, что беседа между ними не замирает…». Конечно,существуют пары, где супруги уже давно устали друг от друга и взаимоотношенияне приносят никакой радости.
Общение. Степень взаимодействия с внешним миром имеет большое значениедля стареющего человека. Дефицит общения в поздние годы переживается им каксильное стрессовое воздействие. На психическом состоянии неблагоприятносказывается невнимание к пожилому человеку со стороны ближайшего окружения(членов семьи, родственников). Это способствует его уходу в себя, впсихологическую изоляцию от живущих с ним рядом людей. Вместе с тем не всестареющие люди хорошо осознают тот факт, что с возрастом их взаимоотношения сокружающими людьми, прежде всего с членами семьи и, особенно с молодымпоколением, объективно претерпевают изменения и надо искать адекватную форму ихподдержания.
Канадские психологи пытались систематически имитировать крайне однообразныеусловия. Участниками исследования были здоровые студенты высших учебныхзаведений. Их поместили в небольшие звуконепроницаемые комнаты на удобныекойки, на глаза надели полупрозрачные очки, пропускающие лишь рассеянный свет.Руки были покрыты от локтей до кончиков пальцев картонными муфтами, уши закрытырезиновой подушечкой при постоянном легком звуке работающего вентилятора. Онилежали так целыми днями, без движения и лишь при необходимости ходили есть илив уборную. Добровольцы могли говорить в микрофон, висящий у них перед ртом ипрослушивать инструкции из небольших наушников. Через несколько часовпребывания в полной изоляции, целенаправленное мышление начинало их все большезатруднять, внимание не удавалось сосредоточить, внушаемость становилась явноповышенной. Настроение колебалось от крайне раздраженного до легкого веселья.Скука была такой, что человек мечтал о любом стимуле или движении, а, получивих, чувствовал себя неспособным их выполнить или не желал предпринимать усилий.Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем этоимело место еще 12-24 часа после окончания изоляции. Хотя каждый часэксперимента оплачивался, большинство студентов не выдерживали в изоляции более72 часов.
Этот эксперимент доказывает важность активного взаимодействия с внешниммиром. Не надо замыкаться на самом себе. Нужно общаться, находить новыезнакомства, участвовать в организации и проведении культурно-массовыхмероприятий.
Смерть близких. Смерть близкого человека, родственника или супруга, скоторым были связаны многие годы совестной жизни, особенно остро переживается встаром возрасте. Такая смерть глубоко ранит, горе видится безутешным. Тяжестьслучившегося неимоверно возрастает, если человек, понесший утрату, остается водиночестве. Нередки случаи, когда старики, не справившись с безутешным горем,умирают вскоре после смерти дорогих им людей. Отмечены индивидуальные различияв том, как отражается утрата супруга на продолжительности жизни того, комувыпала участь овдоветь.
Исследование, проведенное в Бостонском университете (было изучено 1774историй болезней пациентов, перенесших инфаркт), показало, что смерть любимогочеловека в 14 раз повышает опасность развития такого недуга. В другомисследовании, выполненном в 1967 г. в Уэльсе, было установлено, что смертностьсреди овдовевших на первом году после утраты супруга в 10 раз выше, чем всреднем по региону в той же возрастной группе населения.
Одиночество. Процесс социальной адаптации протекает особенно трудно уодиноких людей. Как правило, они страдают неустойчивостью настроения, у нихнизкая удовлетворенность жизнью, они не ждут ничего хорошего для себя отбудущего. Одиночество усугубляется определенным личностным складом человека.Люди с повышенными требованиями к окружающим, постоянным чувствомнеудовлетворенности, необщительные, замкнутые на своем внутреннем миреиспытывают дополнительные трудности в социальной адаптации, когда остаются водиночестве.
По данным зарубежных исследований можно сделать вывод, что одинокиемужчины в старости переносят свое положение тяжелее женщин, которые легчеприспосабливаются к одинокой жизни во многом за счет более эффективнойсоциальной адаптации. Они устанавливают новые знакомства, находят приемлемыедля себя формы общественной занятости, наполняют интересным содержанием свойдосуг. Женщины быстрее приспосабливаются к раздельному проживанию с детьми. Вотличие от мужчин они более открыто признаются в своем одиночестве и нестесняются на него жаловаться, обсуждать связанные с ним проблемы со знакомымиили близкими.

1.3 Образ жизни и его значение для процессов старения
При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни оченьполезна: она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людейи целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и каксовокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов ивозможностей, предоставляемых ему социальными условиями, традициями,образованием, рыночными отношениями. Важными оказываются и мотивациипотребностей, принятые в обществе ценности, которые составляют основуповедения.
 По мнению Н.Н. Сачук (15), концепция образа жизни, с точки зрения ееприменения в социально-медицинских исследованиях, — это установившаяся системаформ и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей приопределенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена теснаясвязь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых и старых людей. Образжизни, как и состояние здоровья, является одной из важных предпосылокдолгожительства.
Данная концепция основана на понимании всего процесса развития человека сраннего детства и до глубокой старости, ее неотвратимости, а также знании того,каким образом можно оптимально использовать силы организма как в периодмолодости и зрелости, когда человек достигает вершины индивидуальныхвозможностей, так и тогда, когда силы с годами неизбежно уменьшаются. При этомследует привлечь внимание к двум моментам. Первый – это влияние образа жизни вдетстве и молодости на сохранение дееспособности в пожилом и старческомвозрасте. Биологический «облик» старого человека в значительной степениопределяются периодами его детства, молодости и зрелости. Второй момент связанс необходимостью уяснить, насколько утрата адаптационных возможностей являетсянеизменной характеристикой процесса старения организма и в какой степени ихсохранение зависит от образа жизни человека.
Функции и особенности старения организма человека свидетельствуют о том,что филогенетически он приспособлен к деятельности, а не к покою. Этоподтверждается всей судьбой человеческого вида, его прошлым, когда способностьсовершать физические усилия была условием выживания. От физической силы,активности, подвижности, быстроты реакции зависели добыча пищи и возможностьспастись от более сильного противника, избежать и устранить отрицательное воздействиеокружающей среды. Выживали те индивиды, которые обладали большей физическойсилой, более совершенными механизмами физиологической адаптации к физическимнагрузкам, чем другие, которые становились добычей зверей, погибали от холода иголода и т.п.
Общеизвестно, что одни люди сохраняют до глубокой старости физическуюактивность, бодрость духа, внешнюю моложавость, веселый нрав и оптимизм. Другиеже мрачны, бездеятельны, недовольны собой и окружающими; они полнеют и оченьскоро становятся обездвиженными, прикованными к ограниченному пространству,которое в конце концов ограничивается постелью.
Закономерно и естественно, что в пожилом и, особенно в старческомвозрасте у человека возникает склонность к ограничению двигательной активности,пренебрежению диетой, пассивностью в отношении многих психогенных стрессоввместо активного им сопротивления. Конечно, такая склонность зависит от личностныхособенностей человека: одни способны преодолеть эту пассивность, видоизменитьили даже полностью заменить жизненные ценности, находя положительные стороны всвоем новом статусе. Другие же проявляют все меньше желание использовать тесилы, которыми они еще располагают. Это ведет к тому, что со временем выносливость,четкость функционирования неиспользуемых физиологических механизмов снижаются.Появляется «заколдованный круг»: двигательная и нервно-психическая пассивностьускоряет процесс постепенной утраты адаптационных возможностей, приближаетстарость, а с ней и все старческие недуги. Возникает сакраментальный вопрос: вкакой степени темп снижения эффективности приспособительных механизмоворганизма является результатом генетически обусловленных процессов старения, ив какой мере на этот процесс влияет образ жизни?
Парадоксально, но факт, что на темп старения, то есть на скоростьснижения адаптационных возможностей организма, активный образ жизни неоказывает непосредственного влияния, но физические возможности людей, ведущихпассивный, малоподвижный образ жизни, намного меньше, чем у их ровесников,активных и деятельных. Этот парадокс объясняется, прежде всего тем, что призначительной двигательной активности процесс старения начинается после 25-30лет с более высокого уровня показателей, и поэтому такой человек в возрасте,например, 60 лет с точки зрения своих физических возможностей, выносливостисохраняется даже лучше, чем человек на 10-20 лет более молодой, но ведущийсидячий образ жизни.
Механизм влияния двигательной активности на организм являетсямногоплановым и весьма сложным. Повышенная двигательная активность в целомувеличивает максимальные физические возможности человека и уменьшаетфизиологические нагрузки на организм при любой работе, которая не превышаеттаких возможностей. Таким образом, двигательная активность вызывает в организмеизменения, противоположные тем, которые наступают в результате старения.
И теперь мы можем сделать вывод, что старость приближается к человекудвумя путями: через физиологическое ослабление организма и сужение кругаинтересов, вызываемое изменениями психики. Мы выявили взаимозависимость этихпроцессов, проявляющуюся в психофизическом уменьшении активности человека. Помнению некоторых геронтопсихологов, психическое умирание ускоряетфизиологическое, поэтому люди, которым удается долго сохранить психическуюактивность, продлевают свои зрелые годы и годы ранней старости и отодвигаютнемощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает и вырабатывает свойсобственный способ старения.
старость образ жизни

2. Практическая часть
2.1 Анализ вопроса влияния образа жизни на процесс старения
Для проведения нашего исследования было решено разработать анкету снесколькими вопросами, которые отражали бы все интересующие нас аспекты образажизни и распространить их среди лиц пожилого возраста. С вопросом о правильном составлениианкеты мы обратились в Отделение психологической помощи Комсомольского районаг. Тольятти, находящееся по адресу ул. Коммунистическая д. 87а. С помощью работниковэтого Отделения мы сумели составить грамотную анкету для опроса (Приложения№1).
Для большей наглядности нашего исследования было принято решение оразделение всех опрашиваемых по возрастному признаку:
· 60-65 лет,
· 65-70 лет,
· 70-75 лет.
По результатам опроса у нас сформировались 3 группы, каждая из которыхсостояла из 10 человек. В первую группу вошли люди в возрасте от 60 до 65 лет(Приложение №2):
1. Воробьева Любовь
2. Попов Николай
3. Комов Юрий
4. Зубкова Валентина
5. Франчук Аркадий
6. Тарасов Михаил
7. Жигалко Валерий
8. Хайрулин Шамиль
9. Хайрулина Надия
10. Шрина Елена
Во вторую группу вошли люди в возрасте от 65 до 70 лет (Приложение№3):
1. Мухина Зинаида
2. НовиковаПрасковья
3. Комова Татьяна
4. Кивотова Светлана
5. Кудинов Константин
6. Смирнова Раиса
7. Фурсова Нина
8. Ширин Борис
9. Львова Валентина
10. ТрещалинаАлександра
А третью группу составили люди в возрасте от 70 до 75 лет (Приложение №4):
1. Чванов Алексей
2. Чванова Мария
3. СысолетинГеннадий
4. Орловская Валентина
5. Щеблетов Петр
6. ЩеблетоваВалентина
7. Самойлова Евдокия
8. СамойловКонстантин
9. Колесникова Мария
10. НебольсинаАлександра
Каждый из них заполнил составленную нами анкету, и вот какие результаты унас получились.Аспект 60-65 65-70 70-75 Рацион питания: ·  Не изменился 4 6 5 ·  Увеличился 1 ·  Уменьшился 5 4 5 Сон: ·  Нормальный 5 5 5 ·  Хороший 2 2 ·  Беспокойный 3 5 3 Общение: ·  Узкий круг общения 5 6 4 ·  Люблю общаться 4 4 6 ·  Многим интересуюсь, завожу новые знакомства 1 Семья: ·  Тесные отношения 7 8 7 ·  Самостоятельный 2 2 3 ·  Одинокий 1 Интересы: ·  Умственные занятия 3 3 3 ·  Физическая работа 2 3 3 ·  И то и другое 5 4 4 Работоспособность: ·  Понизилась 6 7 8 ·  Повысилась ·  Не изменилась 4 3 2
Изучив данную таблицу, мы можем сделать некоторые выводы. К примеру, рационпитания. В процессе старения он должен постепенно уменьшаться, так как размерызатраты энергии сокращаются. В первой группе мы видим, что у 5 человек ондействительно уменьшился, у 4 остался прежним, а у 1 человека даже повысился,что приведет к каким-либо физиологическим нарушениям в дальнейшем. Во второйгруппе у 4 человек рацион уменьшился, а у 6 остался прежним. В третьей же группеу 5 человек остался прежним и у 5 уменьшился. В итоге получается, что из 30опрошенных 14 человек снизили свои потребности в пище, 1 человек повысил, и 15оставили свой ежедневный рацион прежним. В процентном соотношении этот вопросвыглядит так:
/> 
Сон. Из таблицы мы можем увидеть, что хорошим крепким сном обладают лишь4 человека из опрошенных, у 15 человек нормальный, а 11 человек страдают отбеспокойного сна, что может быть связано с различными причинами (депрессия,тревога, одиночество, переутомление, плохое пищеварение и т.д.).
Как уже говорилось раннее, степень взаимодействия с внешним миром имеетбольшое значение для стареющего человека. Дефицит общения в поздние годыприводит к сильным стрессовым переживаниям. В нашем случае мы можем сказать,что лишь 1 человек проявляет сильную тягу к общению. Он многим интересуется,любит общаться и постоянно ищет новые знакомства. Любопытен тот факт, что этотчеловек находится в первой группе (60-65 лет), а во второй и третей группахтаких активистов и вовсе нет. Большинство (15 человек) ограничиваются общениемс соседями или старыми знакомыми, родственниками. Так 73,3% опрошенных имеютхорошие отношения с родными. Видимо, им вполне достаточно общения с близкими. Остальныеже любят общаться, но больших усилий к этому не прилагают (14 человек).
Еще одним аспектом исследования данной работы является работоспособностьлиц пожилого возраста. Ее падение – одно из наиболее очевидных проявленийстарости. По результатам анкетирования мы выяснили, что пожилой человек вбольшинстве своем любит поработать как физически, так и умственно, но все женебольшое преимущество имеет интеллектуальный труд, нежели физический.
/>
Наименьшая популярность физического труда объясняется явным снижениемуровня работоспособности. Если в первой группе у 4 человек уровеньработоспособности не изменился, а у 6 понизился, то во второй группе это же соотношениевыглядит так: 3 человека к 7 соответственно. В третей же группе понижениеработоспособности наблюдается уже у 8 человек, и лишь 2 человека продолжаюттрудиться с неизменной активностью.
Результаты анализа полученных данных позволяют сделать вывод, что активныйобраз жизни действительно играет немаловажную роль в процессе старения. Было опрошено30 пожилых людей, у 14 из них заметно уменьшился рацион питания, 19 из нихимеют нормальный сон, 15 – любят и хотят общаться, 22 – имеют хорошие взаимоотношенияс семьей, и у 21 – понизился уровень работоспособности. Все это признакивнимания к свому здоровью. Но мы подсчитали каждый элемент в отдельности, и унас получилась довольно оптимистичная картина. А теперь посмотрим каждую группув отдельности. Так в первой группе из 10 человек лишь 3 обращают внимание навсе элементы здорового образа жизни, во второй 4 человека организуют своесвободное время с пользой для себя, в третьей группе число сознательныхвозрастает до 6.
По мнению автора, полученные цифры можно объяснить так: первая группасамая молодая из исследуемых. Большинство в возрасте 60-65 лет продолжаютработать и не считают нужным что-то менять в своей жизни. Зачастую люди думают,что стариками нас можно назвать, когда мы прекращаем профессиональнуюдеятельность. Поэтому в группе из 10 человек лишь трое следят за образом своейжизни.
Вторая группа в большей мере осознает себя пожилыми. С работы ониуволились и на первое место выходят заботы о детях, внуках, даче, огороде. Длятакой деятельности, конечно же, требуется довольно много сил. И если пожилойчеловек не будет обращать внимания на правильное питание, своевременный отдых,размеренную деятельность, то довольно скоро он серьезно заболеет отпереутомления. Поэтому здесь мы видим 4 человек, следящих за образом жизни.
В третьей группе мы отметили 6 человек активно проживающих свой век. Чтоговорит о высоком уровне жизненного оптимизма и нежелании становится «дряхлымистариками», несмотря на преклонные годы. Пассивность других можно объяснитьлибо тяжелыми физическими страданиями, связанные с болезнями, либо они сдалисьпсихологически, решили просто дожить отпущенный им срок.
В целом у нас получилась такая картина. Из 30 человек лишь 13 лицпожилого возраста(43%) сумели заполнить свое время и душу тем делом, на котороеу них хватит сил в данный момент. Так же, несмотря на свой возраст, они сохранилитягу к наполненной радостными событиями жизни, в них осталось желание быть длякого-то или для чего-то. Следовательно, процесс старения не будет им великойтягостью, это лишь очередной жизненный этап развития человека.

Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что старение как широкораспространенное явление – характерная черта современного развитого общества.Не существует единого способа измерения старения – большинство геронтологовэмпирически выбирают возраст 60-65 лет как указание на начало старости.Примерно в этом возрасте разрушения во многих соматических и психологическихпроцессах впервые становятся легкоразличимыми. Тело постепенно изнашивается,стареют клетки, все больше внешних признаков старости (морщины, сутулость ит.д.). Наравне с внешним старением развиваются и внутренние изменения. Пожилыелюди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают обуспехах и неудачах. Только в старости может прийти настоящая зрелость имудрость, «осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти».Все мелочное неважное отпадает, на передний план выходит главное,«вечное». Человек начинает порой смотреть на мир и на жизнь как бы«с птичьего полета», с некоторым равнодушием и снисходительностью,наблюдая за хлопотами, стремительностью и неистовством людей молодого возраста.Сенека говорил: «И старость полна наслаждений, если только уметь еюпользоваться». Каждый, достигший почтенного возраста, может и долженсказать самому себе: это ложь, будто старость — жизнь после жизни! Мы можем идолжны жить активно, с чувством достоинства, с ощущением удовлетворения отвсего, что нам дарует природа. И старость может быть в радость.
Особый интерес в нашем исследовании был отдан образу жизни пожилого человека.Это понятие, включает индивидуальные формы поведения, активность и реализациювсех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях,свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизнипонимаются также количество и качество потребностей людей, их взаимоотношения,эмоции и их субъективное выражение.
Из теоретической части мы выделяем тот факт, что на темп старенияактивный образ жизни не оказывает непосредственного влияния, но физическиевозможности людей, ведущих пассивный образ жизни, намного меньше, чем у ихактивных ровесников. Также было выявлено, что люди, которым удается долгосохранить еще и психическую активность, продлевают свои зрелые годы иотодвигают немощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает свойсобственный способ старения. Практическое исследование показало нам, чтопримерно 43% лиц пожилого возраста стараются соблюдать основные постулатыздорового образа жизни, что обеспечивает им более интересную, наполненнуюсобытиями старость, так как у них присутствует бодрость духа и желание жить.Оставшимся 57% пожилых людей следует обратить внимание на свой образ жизни и,возможно, что-то изменить в своей повседневной деятельности. А задачагосударства и окружающего общества помочь им в этом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важную роль в долголетии человека играетобраз жизни. Люди, проживут долгую и активную жизнь, питаясь умеренно, ведя физическиактивный образ жизни, трудясь до самых поздних лет. При этом здоровье какфизическое, так и психологическое – существенный фактор, определяющий образжизни стареющего человека, его способность адаптироваться к новым условиямжизни. Достаточно соблюдать несколько правил:
1. Необходимосохранять все органы в полной их силе, своевременно распознавать болезненныепроявления и бороться с ними.
2. Следует бытьумеренным в потреблении пищи и питья.
3. Нужны ежедневныефизические упражнения, прогулки пешком.
4. Следует вставатьи ложиться рано. При этом сон не должен продолжаться более 6-7 часов.
5. Ежедневно нужнопринимать ванну или обтираться.
6. Надо воспитыватьв себе жизнерадостность для спокойствия души и оптимистического воззрения нажизнь.

Литература
1. Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академическийпроект; Екатеринбург: Деловая книга.
2. Александрова Н.Д.Проблема социальной и психологической геронтологии. – Л., 1974.
3. Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды: в 2 томах. – М., 1980. –т.1.
4. Выготский Л.С.Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 — с.244-268.
5. Гальперин П.Я.,Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.,1978.
6. Грмек Н.Д.Геронтология – учение о старости и долголетии. – М., 1964.
7. Гуфеланд Х.Искусство продлевать человеческую жизнь /Время жить. – СПб., 1996.
8. Дыскин А.А.,Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М: 1988.
9. Клац Р. Остановите болезнь старения/ Р.Клац,К.Кан. — Минск: Попурри, 2000.
10. Котельников Г.П. Геронтология и гериатрия: Учебник/Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. — Самара: Самарский Дом печати,1997.
11. Краснова О.В. Социальная психология старения:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
12.  Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
13.  Мечников И.И.Этюды оптимизма. – М., 1987.
14.  Психологияздоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,2003.
15. Сачук Н.Н. Квопросу изучения взаимосвязи между состоянием здоровья пожилых людей и ихсемейным положением// Здравоохранение РФ.-1984.-№5.
16. Сосин М.Я.,Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. – М: 1984.
17.  Стюарт-Гамильтон, Ян. Психология старения/ Я.Стюарт-Гамильтон. — 3-е международное изд… — СПб.: Питер, 2002.
18.  Ужегов Г.Н. Энциклопедия старости: Народныйлечебник/ Г.Н.Ужегов. — М.: АСТ, 1999.
19.  ФранклВ. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2000.
20.  ФролькисВ.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.
21.  ХейфликЛ.Как и почему мы стареем?: Советы специалиста/ Л.Хейфлик. — М.: Вече, 1999.
22.  Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии: Учебник(Антропологические аспекты)/ Е.Н.Хрисанфова. — М.: Гуманитарно-издательскийцентр Владос, 1999.
23.  Шахматов Н.Ф.Психическое старение. – М., 1996.
24.  Яцемирская Р.С.,Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Приложение №1
АНКЕТА
ФАМИЛИЯ______________________________
ИМЯ___________________________________
Выберите наиболееподходящий для Вас вариант ответа.
1. Ваш возраст?
А) 60-65 лет
Б) 65-70 лет
В) 70-75 лет
2. Каков ваш рационпитания?
А) остался прежним
Б) увеличился
В) уменьшился
3. Особенности сна:
А) нормальный, обычныйсон
Б) хороший, крепкий,освежающий сон
В) беспокойный, с частымипробуждениями и сновидениями
4. Общение с окружающими:
А) ограничиваюсь общениемс соседями и старыми знакомыми
Б) люблю общаться, легковступаю в контакт с новыми людьми
В) стараюсь неостанавливаться на достигнутом, ищу новые знакомства, посещаю библиотеки,кружки (отделение дневного пребывания), состою в общественной организации
5. Взаимоотношения сродными:
А) близкие относятся комне со вниманием, мы довольно часто встречаемся
Б) справляюсь со своимипроблемами самостоятельно
В) чувствую себя одиноким
6. Какой вид занятий выбольше предпочитаете?
А) умственный (чтение,просмотр интеллектуальных передач и т.д.)
Б) физический (люблюмастерить, работать в огороде, вышивать, вязать и т.д.)
В) привлекает и тот, идругой вид работ
7. Изменился ли свозрастом ваш уровень работоспособности?
А) понизился
Б) повысился
В) остался прежним


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.