Реферат по предмету "Социология"


Становление и развитие семейно-брачных отношений в России

РЕФЕРАТ
по социологии семьи
на тему:
 
Становление и развитие семейно-брачных отношений вРоссии
 
 
 
 
 
 
 
2005 г.

Содержание
 
Введение
1.  Семейноеправо до периода правления Петра 1
2.  Типысемьи в период 17-20 вв
3.  Современнаяроссийская семья
Заключение
Используемаялитература
 

Введение
 
Знание истории семейных отношений
интересно и важно для понимания
эволюции российского общества и
государства.
Б. Миронов[1]
Демографическое неблагополучиепоследнего времени часто связывается с негативными явлениями в развитиироссийской семьи. Действительно, как число разводов, так и их частота остаютсясравнительно высокими, увеличивается доля внебрачных рождений. Значительноечисло браков, особенно среди молодежи, составляют так называемые «консенсуальные»,то есть незарегистрированные, браки.
Озабоченность проблемами развитияроссийской семьи часто основывается на противопоставлении ее современногосостояния некоторому идеализированному образу семьи прошлого. Считается, что вначале века, семья в России была крепкой, разводов практически не было, уровеньрождаемости оставался высоким, в семьях было много детей. В настоящее же времясемья стала непрочной; растет число одиноких матерей; супруги рожать детей нехотят: хорошо еще, если в семье один ребенок, многие же семьи остаются вообщебездетными.
Для аргументации такого подходахарактерна почти полная внеисторичность подхода к развитию семьи, игнорированиереальных изменений в условиях ее существования и развития, происходивших вРоссии.
На сегодняшний момент известно, чтоизменения в формировании, развитии и стабильности семей в России и ихдемографическом поведении порождены не кризисными явлениями последнегодесятилетия, а представляют собой накопленный результат демографическихизменений, происходивших в стране на протяжении долгих лет.
Сегодня в России семья такая, какой онастала, точнее – какой ее сделало развитие общества. Поэтому ностальгия потрадиционной семье бессмысленна: семья уже не может стать другой, возврат кпрошлому невозможен. Для семьи прошлого в современном обществе нет нисоциальной, ни экономической базы.

1. Семейное право до правления Петра 1
Сведенияо семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны.Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других жеславянских племен: родимичей, вятичей, кривичей — ещесохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот периодобычнымправом. В различных источниках содержатся указания на несколько способовзаключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без еесогласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней.Славяне имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми онисговорились. Существуют многочисленные доказательства того, что в древниевремена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ееродственников. У полян самой распространенной формой заключения брака сталпривод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты набрак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержалсязапрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственникаминевесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождаласьспециальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала снего обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое. Личные отношения между супругами во многом зависелиот формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своегомужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личногохарактера. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданым посоглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых,отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничиваливласть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личнымиправами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, хотя и ненеограниченна.
Разводв тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в бракес приданым инициатором развода могла быть и женщина.
Спринятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейногозаконодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В Россииначинает действоватьНомоканон — собрание византийского семейного права,состоящее из канонических правил и светских постановлений византийскихимператоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русскихкнязей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил названиеКормчей книги. Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалосьтолько среди высших слоев общества, остальное население заключало браки потрадиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Особеннораспространен был обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась сэтими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака.
Согласноустановлениям Кормчей книги, венчанию предшествовало обручение — сговор, вовремя которого родители невесты и жених условливались о заключении брака идоговаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещаниявступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногдазначительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давалвенечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручениесвязывало жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности женихурассматривалось в качестве прелюбодеяния. Возраст вступления в брак былустановлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной пределформально не был предусмотрен. Обращалось вниманиена то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах».Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими вдуховном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было такжевступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. Взаимное согласие навступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако вдействительности в тот период согласие невесты практически никогда неспрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак. В Своде каноническогоправа 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первыйбрак — закон, второй прощение, третий — законопреступление,четвертый — нечестие, свинское есть житие».
Венчаниепроизводилось только священником, обозначенным в венечной записи, в присутствиине менее двух свидетелей.
Расторжениебрака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так ивизантийская, в отличие от католической, в принципе признавала возможностьразвода. В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались извизантийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом кразводу являлось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается вЕвангелии. Однако законодательство того периода по-разному относится кпрелюбодеянию мужа и жены. Если прелюбодеяние совершала жена, то муж повизантийским законам не только имел право, но и обязан был развестись с ней подугрозой бесчестия. В России обязанность развестись с неверной женойсуществовала только для священнослужителей, но право развестись с нейпризнавалось безусловно за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние,только если он находился в связи с замужней женщиной. Так как в то время непризнавалась ответственность за прелюбодеяние перед своей женой, онорассматривалось только как преступление перед другим мужчиной — мужемлюбовницы. Поводами к разводу считались также неспособность к брачному сожитию,бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь,например проказа.
Наиболеечасто встречался развод в связи с принятием одним из супругов монашества. Хотяцерковные правила запрещали насильственное пострижение, мужья частопользовались этим, чтобы прекратить брак. В рассматриваемый период еще возможенбыл развод по обоюдному согласию супругов. «Мы договорились полюбовно, чтобынам развестись и мужу на другой жене жениться», «Как мы по своей воле сошлись,так по доброй воле разошлись», — гласят разводные грамоты того времени. Это прежде всего свидетельствует о том, чтоканоническое представление о природе брака как о таинстве, еще недостаточноукрепилось в правосознании населения.
Личныеотношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняяженщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительносамостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством,совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовноеобщение супругов. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физическихэлементов брака. Однако духовная сторона христианского брака не получаетсущественного развития в России того периода. Она рассматривается достаточнопримитивно и формально — только как общность религиозной жизни. С этим связан изапрет на вступление в брак с нехристианами.
Домосковского периода замужние женщины пользовались относительной свободой, затемнаступила так называемая «эпоха терема», когда женщины из верхних слоевобщества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников. Заубийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живойзакапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю правопользоваться предметом залога. Основой отношений между мужем, женой и детьмиявляется власть мужа и отца. Семья в тот период напоминает маленькоегосударство со своим главой и собственной публичной властью.
Имущественныеотношения супругов отмечаются признанием за замужней женщиной большейсамостоятельности. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество. Приобручении в сговорной записи могли устанавливатьсяусловия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в бракеи после его прекращения. К. Неволин справедливо видит в них прообразысовременных брачных договоров. Приданое давалось невесте ее родителями илиродственниками. В допетровские времена дочь не наследовала после своихродителей, но они должны были дать ей приданое. В случае смерти родителей этаобязанность переходила на их наследников. При отсутствии наследников имениепереходило к казне, но из него выделялось дочерям приданое. Во время брака мужвладел и пользовался имуществом жены, но не мог им распоряжаться без еесогласия. В случае смерти жены ее движимое имущество переходило к ее детям, апри отсутствии детей — к лицам, давшим приданое. Содержание жены в то времяобеспечивалось дарением ей мужем или свекром имущества и земель для обеспеченияее на случай вдовства.
Отношениямежду родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строилисьна отцовской власти. Законность происхождения в это время еще не имела решающегозначения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и повсеместномраспространении наложничества главным былопризнание ребенка своим отцом. С принятием христианства постепенно начинаетпридаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 года запрещалосьузаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли вправовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.
Родительскаявласть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьмиродители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей нерассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года заубийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковномупокаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждениедетей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний.Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителейдети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 годапредписывало «бить их кнутом нещадно».
Родителимогли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в сутьобвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей,чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родителиимели право отдавать детей в холопство. Несмотря наосуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
2.Типы семьи в период с 17-20 вв.
 
Классическийтип: Патриархальная семья
В XVII—XIXвекахглавной формой семейной организации для всех сословий, не исключая идворянства, была патриархальная семья. Все ее черты особенно хорошо видны напримере семьи крестьянской, которая была союзом родственным, а не супружеским.Она включала в свой состав три поколения, две брачные пары и более — деда сженатыми и неженатыми детьми, внуков и часто родственников — посторонних, по современнымпонятиям, лиц, с которыми современный человек согласится проживать совместнотолько в силу крайней необходимости, например если негде жить.
Семья была вмонтирована впроизводственный процесс и непосредственно подчинялась его требованиям. Этонакладывало свой отпечаток на семейные отношения: они покоились не столько наотношениях эмоциональной привязанности, сколько на производственнойзависимости, господстве и подчинении. Мысли о работе, забота о хлебе насущномнезаметно пронизывали всю семейную жизнь. Основополагающий принцип такой семьи— разделение труда. Своей организацией она напоминала маленькое абсолютистскоегосударство. Главенствовал большак (обычно самый опытный и старший по возрастумужчина). Он распоряжался собственностью и трудом домочадцев, распределял инаблюдал за их работой, разбирал семейные споры, наказывал провинившихся,следил за нравственностью, продавал и покупал, заключал сделки, платил налоги,был ответственным перед деревней, обществом и государством за всю семью,которую он же всегда и везде представлял. Члены семьи вступали в соглашения идоговоры только с согласия большака; он мог отдавать в работники своих младшихбратьев, детей и сестер без их согласия. Руководить женской частью домапомогала жена — большуха. Это было необходимо — заботы делились на мужские иженские. Мужчины выполняли работы, требовавшие большой физической силы,сопряженные с риском и выполнявшиеся вдали от дома, — пашня, луг, лес, лошади.Женщинам оставались дети, уход за скотом, птицей и огородом, приготовление пищии одежды, некоторые полевые работы. Дети помогали с малых лет. Домочадцы зналисвое место образовывали строгую иерархию в зависимости от пола, возраста исвоей роли. Распределение членов семьи за обеденным столом этот ие-рархизмотражал так: большак — во главе стола, остальные — по статусу.
Характерная черта семьи — коллективизм:общее имущество, совместно труд, стол, отдых… Найти место для личной, частнойжизни было очень трудно. Личность поглощалась семьей. Общие интересы семьиглавенствовали над индивидуальными, что наглядно проявлялось при вступлении вбрак по воле родителей.
Семья не только добывала средства кжизни, выращивала и воспитывала молодое поколение и защищала жизнь идостоинство своих членов. Она выполняла политическую функцию — поддерживалаавторитарный и иерархический порядок в семье, общине и обществе, утверждалавласть мужчин над женщинами, родителей над детьми, старших над младшими.
Нужно сказать, что внутрисемейныеотношения не отличались теплотой, заботой, сердечностью, взаимным уважением.Причины в следующем: домочадцы не были равными партнерами, они жили в атмосференеравенства, иерархии, субординации. Семья являлась производством, порядокнеобходимо было поддерживать принудительными мерами. Побои в семье былизаурядным делом и потому, что власть нуждалась в демонстрации своей силы, ипотому, что тирания в отношении женщин и детей служила компенсацией мужчинам заих покорность перед другими в общественной жизни. Авторитарная жесткостьсемейных отношений частично объяснялась недостатком самоконтроля, повышеннойэмоциональностью и импульсивностью людей того времени. Любви же было мало,потому что любовь основывается на равенстве и независимости, а не на страхе изависимости.
Крестьянская семья жила под жесткойопекой сельской общины. Ее земля принадлежала общине и находилась в разныхместах, чересполосно с владениями других. Поэтому все должны были подчинятьсяпринудительному севообороту, работать одновременно, после уборки урожая пускатьчужой скот на свои полосы. Семьи несли коллективную ответственность привыполнении разного рода повинностей и имели много разных общих дел иобязанностей (поддерживали порядок, содержали церковь, ремонтировали дороги идр.). В соответствии с обычаями община могла в любой момент вмешаться в деласемьи, если они принимали оборот, опасный для благополучия, порядка и покоя.Например, если большак начинал пьянствовать, проматывая имущество (общину,связанную круговой порукой, беспокоило снижение платежеспособности семьи), егосменяли. Если раздел семьи вел к уклонению от рекрутства, ему мешали. Еслизавещание несправедливо разделяло имущество между наследниками (новая семьядолжна исправно платить налоги и повинности), его не признавали и т. д.Отсутствие автономии делало семью придатком общины, сужало сферу частной,интимной, личной жизни человека.
При заключении брака среди крестьянматериальные расчеты имели значение, но ими дело не ограничивалось. Бракиустраивались родителями, которые прежде всего принимали в расчет статус и славусемьи, из которой происходили новобрачные, затем личные качества невесты ижениха и лишь в последнюю очередь их взаимные склонности. «Выбирай жену не вхороводе, а в огороде». «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (породителям)». Браки были всеобщими и ранними. Вне брака оставались практическитолько инвалиды — около 3% крестьян. О планировании числа детей незадумывались. Сексуальная жизнь определялась физическими возможностями.
Появление буржуазной семьи
До середины XIXвека семьи мещан и ремесленников были очень похожи на крестьянские, но не вовсем. В России женщинам дозволялось помогать мужьям-ремесленникам, поэтому женыбыли вовлечены в производство, хотя и домашняя работа традиционно лежала наних. В городе представители разных сословий жили вперемежку, поэтому контрольза ними со стороны сословных обществ был меньше. Мещане и ремесленникисравнительно свободно передвигались в пределах и вне пределов города, работаликаждый на своем рабочем месте; их средства производства находились в ихсобственности, а не принадлежали обществам и цехам. Благодаря этому эти слоисравнительно далеко продвинулись по пути освобождения семейной жизни от опекиобщества.
Купеческие, или предпринимательские,семьи до конца XVIII века малоотличалась от мещанских. В XIXвеке различия стали увеличиваться. У богатых купцов 1-й и 2-й гильдий семьистановились малыми и приобрели автономию от общества. Гильдии и купеческиеобщества после отмены в 1775 году круговой поруки слабо влияли на купцов. Таксемейная жизнь постепенно отделялась от производства. Купчихи помогали мужьям,но все-таки в основном занимались домом и детьми. Дети подключались к бизнесупозже, чем у мещан и крестьян. Домочадцы имели личные помещения, велииндивидуальную жизнь, много времени проводили вне дома. Отношения между нимистановились более уважительными и гуманными, семейная жизнь превращалась взакрытую от посторонних сферу, в которой находилось больше места интимности.Так постепенно складывался новый тип семьи, который принято называть буржуазным.Возраст вступления в брак у мужчин был выше, а у женщин ниже, чем у мещан икрестьян, разница в возрасте супругов часто была большой. Люди, несвязанныебраком, встречались среди купечества достаточно часто.
Дворянская семьяв XVIII — первой половине XIXвека в некоторых отношениях была похожа на буржуазную малую семью: разделениеделовой и частной жизни, освобождение жен и детей от производственного труда,более интимный характер отношений между супругами, поздние браки у мужчин иранние у женщин. Но кое в чем дворянская семья напоминала крестьянскую. Домчасто включал родственников, приживалок, нянь, слуг, гувернеров, которые неотделялись резко от семьи, а иногда прямо включались в нее.Патриархально-авторитарный характер семейных отношений являлся нормой. Самисемейные отношения являлись делом не только личным, но и общественным. Потому изависимость от мнения дворянского общества была высокой.
В пореформенное время в семьях всехсословий наметились изменения. Происходило сжатие семьи до супружеской пары сдетьми. Даже у крестьян большая семья осталась идеалом старшего поколения, амолодые отдавали предпочтение малой семье: она давала им больше свободы иинициативы. Обнаружились попытки ограничить рождаемость, робкие у крестьян,более результативные у рабочих и мещан; у состоятельных дворян и обеспеченнойинтеллигенции можно говорить о начале планирования числа детей. В снижениирождаемости проявился примечательный факт — роль родильной машины пересталаудовлетворять даже крестьянок. Семейные отношения становились гуманнее, голосаженщин и детей звучали громче и требовательнее, и даже крестьяне были вынужденыс ними считаться. Появилась новая пословица: «В старые годы бывало — мужья женбивали; а ныне живет, что жена мужа бьет». Возраст вступления в брак повышался,больше появлялось людей, избегавших брака.
Дворянство и интеллигенциякультивировали идеалы буржуазной семьи. Вот ее классические черты: отделениеделовой жизни от частной, освобождение жен и детей от обязательного труда;распределение ролей: мужчина — кормилец, жена — возлюбленная и мать. Семьязакрыта от посторонних и автономна от общества. Личность становится болееиндивидуальной, отношения между супругами и детьми носят более интимныйхарактер, важное место занимает эмоционально-эротическая сфера. Дом делится насемью и чужих семье лиц (если таковые в доме проживают). Семья полностью освобождаетсяот производственной функции и выступает исключительно как потребляющая единица.Дом обретает значение убежища, в котором можно укрыться от суровой конкуренции ихозяйственных забот, расслабиться и психологически реабилитироваться. В общем,«мой дом — моя крепость».
Пролетарская семья — «переходный» тип
В последней трети XIXвека возник еще один тип семьи — пролетарский. Поначалу такая семьяотличалась от крестьянской в одном пункте: она не являлась местом производства,хотя долго еще выполняла производственную функцию. Большинство рабочих либоимели собственную землю в деревне, либо были связаны с деревенскимиродственниками и помогали им в страду. Многие держали скот, имели собственныеогороды; почти все сами производили одежду, заготавливали топливо и продуктыпитания. Пролетарские семьи были преимущественно малыми. Однако супруги редкожили отдельно и самостоятельно, чаще — со взрослыми и женатыми детьми,престарелыми родителями или другими родственниками. Среди рабочих былраспространен обычай сдавать комнаты, «углы» или койки постояльцам радидополнительного дохода. Открытость, сращивание с посторонними жильцами сближалопролетарскую семью с крестьянской и отличало от семьи буржуазной. Рабочиелюбили открытость, ведь жить одним было тоскливо, скучно и непривычно. Близостьс другими людьми давала ощущение теплоты и защищенности; к тому же в болезни истарости рабочие должны были опираться на свои силы, ибо социальная помощь состороны государства отсутствовала. Жены и дети рабочих в большинстве случаевтоже работали, при этом на женщинах лежала вся домашняя работа. Ввиду длинногорабочего дня -10 часов и больше, они лишь в незначительной степени могли контролироватьсвоих детей. Нередко до достижения подросткового возраста дети отправлялись вдеревню. Также и при наступлении старости рабочие возвращались в деревню напокой. Процент семейных среди рабочих был намного ниже, чем среди крестьян.Откладывание брака порождало эмоционально-сексуальную неудовлетворенность,способствовало свободе нравов и развитию проституции.
Таким образом, в пореформенное время всемейной жизни всех классов происходили важные перемены. Кроме перечисленныхможно отметить несколько других важных изменений. До середины XIXвека в брак вступали, как правило, по прямому указанию родителей, с помощьюсватовства, через помолвку и свадьбу с учетом семейных интересов. В последнейтрети XIX — начале XXвека молодежь стала участвовать в выборе супруга, руководствуясь склонностями идругими личными соображениями. Одновременно цели контактов расширились: кпоиску супруга добавились развлечение, эмоциональная связь, получениеудовольствия и пр. Наконец, идея брака на всю жизнь стала подвергаться эрозии,появилась возможность замены партнера через развод в случае, если онзлоупотреблял властью, не хранил верность, надолго уезжал, не исполнялсупружеские обязанности. В наибольшей степени эти перемены затронули семьивысшего и среднего классов, в наименьшей — крестьян и городские низы (т. е.около 90% населения страны).
Пролетарская семья при Советской власти
В первое послереволюционное десятилетиеинститут семьи отрицался, провозглашалось равноправие женщин, освобождение ихот домашней работы и воспитания детей, полное обобществление семьи. В этомнаправлении действовали и пропаганда, и новое семейное законодательство. Однакоскоро стало ясно, что государство не может взять на себя функции семьи, анаселение не склонно от нее отказываться. Семья как институт была официальнореабилитирована. На женщин была возложена священная обязанность: увеличиватьчисленность строителей социализма, — одновременно наравне с мужчинами трудясьна производстве. Однако патриархально-авторитарная семья не былареабилитирована ни идеологически, ни фактически, ее эрозия продолжалась, хотявплоть до Отечественной войны она оставалась преобладающей формой семейнойорганизации. Активное вовлечение женщин в общественное производство,экспроприация земли у крестьян, снижение рождаемости, миграция миллионовсельских жителей в город, индустриализация деревни, развитие медицинских,дошкольных и школьных учреждений, создание системы социального обеспечения —все способствовало утверждению малой семьи, ее отделению от производства,повышению статуса женщин и детей, гуманизации семейных отношений. Но в двухаспектах наблюдался регресс: во-первых, увеличилась опека семьи со стороныпроизводственного коллектива и разных общественных организаций — профсоюза,комсомола, партии, и, во-вторых, широкое распространение получила сексофобия. Презрениек сексуальным переживаниям, ханжеское отношение к телу, запрещение эротическогоискусства получили невиданный прежде размах, а применительно к сталинской эпохеможно говорить прямо о крестовом походе против секса.
Детоцентристскаяи демократическая семьи
К концу 1950-х годов, к моментузавершения демографической революции, благодаря которому рождаемость исмертность были взяты под контроль, патриархальная семья трансформировалась вмалую детоцентристскую. В семье по-прежнему главенствовал отец, родителидоминировали над детьми, то есть сохранялся авторитарный стиль. Новое состоялов том, что ребенок стал рассматриваться родителями как смысл жизни, как главныйобъект заботы и привязанности, а также как средство самоутверждения. Отношениямежду супругами становились более партнерскими, не в последнюю очередь на почвелюбви к детям, число которых сократилось до одного-двух, редко — трех. При этомотношения между родителями и детьми все еще отличались формализмом; между нимиподдерживалась дистанция. Постепенно между родителями и детьми устанавливалисьэмоционально насыщенные отношения, дети приобретали автономию. К началу 1990-хгодов осталось лишь 3,6% семей, состоявших из двух или трех брачных пар;женщины и мужчины стали равны с точки зрения занятости, уровня образования идоходов. Все это способствовало формированию демократической семьи. В идеале втакой семье жизнь концентрируется скорее вокруг брака, чем вокруг детей, хотяим уделяется большое внимание (поэтому данный тип семьи называют такжесупружеским); семейные отношения и воспитание детей имеют приоритет надпрофессиональными ориентациями у обоих супругов. Автономные и равноправныесупруги имеют равные статусы, что радикальным образом изменяет баланс власти иавторитета в семье. Супруги не приспосабливаются и не пытаются изменить другдруга. Они сохраняют себя и партнера такими, какие они есть, и при этомоказывают всестороннюю поддержку друг другу. Семейные обязанности, включая идомашнюю работу, распределяются равномерно и справедливо. Интересы мужа, жены идетей разнообразнее семейных, а их потребности и круг общения выходят далеко зарамки семьи. Создаются благоприятные возможности для реализации человека каквнутри семьи, так и вне ее, а также и для удовлетворения потребностей в заботе,интимности, эмоциональности и стремления к счастью.

3.  Современнаяроссийская семья
 
Модель семьи в современном российскомобществе вариативна. Она может объединить супругов с детьми, находящихся в зарегистрированномили незарегистрированном браке; пару «мать и ребенок»; бездетных партнеров, невступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанныйна религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополыйфактический брак.
С одной стороны, сохраняетсятрадиционный (патриархальный) вариант при наличии социального контроля исохранении формальных признаков. С другой стороны, остается популярным вариантэгалитарной семьи, демонстрирующей отход от социоцентрического начала в семье всторону индивидуально-личностного. По мере увеличения разрыва между формальными неформальными началами возрождаются модели, известные с древних времен -вариантыполигамной семьи, внебрачной кровно-родственной неполной (материнской),внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Крометого, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков илибездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, какгомосексуальные семьи, которые выступают свидетельством кризиса развития семьи,когда традиционная, в сущности, почти библейская модель, сталкивается сизменившимися условиями жизни и в трудных, кризисных испытаниях доказывают своюжизнеспособность.
Следует отметить, что кризис семьи вцелом, касается скорее, именно традиционной семьи, которая постепенно уступаетместо семье современного типа. Процесс этот объективно обусловлен и не можетбыть обращен вспять. Понимание таких особенностей важно для выбора направленийи приоритетов семейной политики.
В настоящее время проводятся множествоисследований в области изучения семьи и брака, по данным которых можно сделатьследующие выводы:
Во-первых, современная семья попреимуществу нетрадиционна, демонстрирует сознательный отказ отпатриархальности. Все чаще встречаются пары, живущие в незарегистрированномбраке. Неофициальная семья успешно конкурирует с официальной. При этом заметностремление вступить в официальный брак либо раньше оптимального возраста (до 20лет), либо позже (после 30 лет). И тот, и другой случай ведут к ограничениюрепродуктивной функции семьи. К тому же в случае ранних браков разводстановится наиболее популярным вариантом решения семейных проблем. Те, кторазведен, отрицательно относятся к браку и в подавляющем большинстве нерегистрируют свои супружеские отношения в новых семьях. Высокий процентразводов дополнительно инициирует малодетность в семье.
Во-вторых, и мужчины и женщины, в равнойстепени, сегодня испытывают потребность в интимности, душевности, сочувствии,которая реализовывается в брачно-семейных отношениях. Развод часто становитсяследствием утраты способности к душевному пониманию, взаимоподдержке исопереживанию.
Важность семьи для индивида подтверждаети тот факт, что именно в семье люди с большей уверенностью планируют рождениедетей, чаще занимаются их воспитанием, а психологическая удовлетворенностьжизнью повышается с увеличением числа детей в семье. Таким образом, толькоустойчивая, формализованная семья создает благоприятные и необходимые условиядля воспитания и социализации детей.
В иерархии ценностей исследованиязафиксировали такие тенденции, как первенство интимно-личностных мотивов,доминирование материально-экономического фактора в функционировании семейнойгруппы.
В-третьих, еще одна тенденция вбрачно-семейной сфере – смена типа лидерства. Все заметнее утверждаютсяпартнерские отношения.
Исследования подтвердили, что социальнойнормой стали неполные семьи, незарегистрированные браки, семьи, гдевоспитываются внебрачные дети, семьи с неявным лидерством, партнерские.Определяется явная тенденция к индивидуализации и эгалитаризации, несмотря начто российское общество остается в своей основе традиционным иколлективистским.
Ситуация в брачно-семейной сфере такова,что возвращение семьи к успешному и экономически стабильному функционированиюстанет возможным только после выхода из экономического кризиса и созданияблагоприятных условий для социально желательного варианта ее структуры.

Заключение
Старая патриархальная семья, которуюнекоторые поклонники старины призывают возродить, была одним (конечно, неединственным) из важных источников авторитаризма в России на всех уровнях — отсемейного до государственного. По мере гуманизации и демократизации отношений всемье происходили изменения отношений в обществе и государстве, и наоборот — помере демократизации общества и государства происходила демократизация семейныхотношений. Зачатки институтов гражданского общества появились в России в конце XVIIIвека и были ограничены средой дворянства и интеллигенции — тех социальныхгрупп, которые были, во-первых, лично свободны, а во-вторых, не знали большойпатриархальной семьи крестьянского типа и воспитывались в семьях, напоминавшихдемократические. Эти ростки к 1917 году превратились в целую систему, восновном ограниченную средой высшего и среднего класса, где были распространеныдемократические семьи. Именно эти классы формировали основу гражданскогообщества — многочисленные общественные организации, общественное мнение ипарламент. Под давлением и при участии этих же социальных групп российскаягосударственность прошла путь от петровского абсолютизма начала XVIIIвека до парламентской монархии в начале XXвека.
После 1917 года, когда носителилиберально-демократических отношений были уничтожены, высланы, дискредитированыи отстранены от власти, государство стало опираться на рабочих и крестьян, всреде которых преобладали патриархально-авторитарные отношения. В Россиипроизошла частичная реставрация старого авторитарного режима. Общественныеперемены – критика сталинизма, попытки рыночных реформ, ревизия марксизма,диссидентское движение – начались с конца 1950-х годов, что совпало со временемсущественных изменений в семье. Семейная жизнь в советской стране не быласвободна от общественного контроля и все же пользовалась большей свободой сравнительнос другими институтами. Благодаря этому во второй половине 20 века именногородская семья стала уникальным местом, где признавались такие ценности, какиндивидуальность, свобода, собственность, независимость, право выбора. Человек,воспитанный в такой семье, ощущал потребность в индивидуальной автономии, воткрытом обсуждении наболевших проблем, в институтах гражданского общества.Если до сих пор политические и экономические реформы в стране не дошли досвоего логического конца, то это в значительной мере потому, что не завершилосьстановление демократической семьи и демократической личности. Общество не можетбыть по-настоящему демократическим, если в семье одни ее члены угнетают других,независимо от оттого, кто угнетается — мужчины, женщины, дети или старики. Вэтом смысле дальнейшая демократизация семьи продвинет демократизацию общества.Но это длительный процесс, нужно время, чтобы он завершился.
Можно констатировать, что семья начала21 века уже не сможет вернуться к той модели, которая была ей привычнаполтора-два десятилетия назад. Модернизация затронула все сферы еежизнедеятельности, породив широкое многообразие моделей семьи, каждая изкоторых удовлетворяет потребности определенной части российского общества и,следовательно, имеет право на жизнь.

Используемаялитература
 
1. «Развитиесоциологии в России»/ред. Е.И.Кукушкиной 2004 г.
2. «Историко-социологическийанализ семейной политики в России 20 век». М.В. Рабжаева. ж. Социс 2004 г.№ 6.
3. «Государственнаясемейная политика и ее особенности в России» А.В.Артюхов. ж. Социс 2002 г. № 7.
4. «Семьяна пороге 21 века». Ю.А. Гаспарян 1999г.
5. «Модельсемьи в условиях трансформации российского общества» Л.В. Карцева ж. Семья вРоссии 1999 г. №1-2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неформальная коммуникация: о терминологической вариативности и особенностях явления
Реферат Мужчины терпеть не могут женщин, слишком озабоченных своим внешним видом
Реферат Способы и порядок проведения работ по обеззараживанию
Реферат Объединения предпринимательских организаций в туризме
Реферат Прибыль как результат деятельности предприятия
Реферат Зародження, формування та розвиток склоробства на Україні. Львів як центр українського склоробс
Реферат Современное государственное регулирование делопроизводства и документооборота
Реферат Marketing Paper Essay Research Paper Marketing MidtermMarch
Реферат Нелинейные элементы. Их характеристики и свойства
Реферат Психология цвета в рекламе
Реферат Морфологический разбор разных частей речи
Реферат 16. Індикативні ціни у сфері зовнішньоекономічної діяльності
Реферат ПОШУКИ ШЛЯХІВ ВИХОДУ З ЕКОЛОГІЧНОЇ КРИЗИ
Реферат Применение антрацита как наполнителя углеродной продукции
Реферат Economy Essay Research Paper I IntroductionEconomy is