Оглавление
Введение
Глава 1 Статистика образования
1.1 Основные понятия статистики образования
1.2 Дошкольное образование
1.3 Школьное и внешкольное образование
1.4 Среднее профессиональное образование
1.5 Высшее образование
1.6 Профессиональное образование
Глава 2. Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка услуг образования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Основным источником информацииоб уровне образования населения является перепись. Программа переписипредусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, атакже о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
Значительное внимание уделяетсяизучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучениеосуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистовсо средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профилеобучения и профессиональной подготовке включены в программы периодическихвыборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственнойстатистики с 1992 г.
Главным источником информации огосударственных учреждениях образования остается государственная статистическаяотчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения очисленности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовкепедагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальнойобеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразныеданные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не толькостатистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другимиспециалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ,мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высшихучебных заведений.
С переходом к рынку платныхуслуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частныхучебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов,создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных одеятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен,Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований.При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебныхзаведений в России в 1889, 1911 и 1927 гг. («школьных переписей»).
В курсовой работе представлены теоретическаяи практическая части. В теоретической части описывается сущность, виды,особенности образования. В практической показаны динамика и анализобразовательной деятельности в Приморском крае.
Главная цель курсовой работызаключается в определении главных направлений развития и особенностей рынкауслуг образования как важной сферы образования Приморского края.
В развитие этой цели можновыделить следующий круг задач:
1. Уточнить определения «образование»,«рынок услуг образования» с учетом, прежде всего, особенностейреформируемой экономики;
2. Определить виды образования сучетом правового регулирования приморским законодательством;
3. Рассмотреть образование какэлемент рынка услуг образования; провести детальный анализ в различных сферах образования,в частности, по Приморскому краю;
4. Сравнить полученные данныемежду собой.
В соответствии с поставленнойцелью, объектом исследования является Приморский рынок услуг образования имеханизм его государственного регулирования.
Предметом исследования являетсясовокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынкауслуг образования в условиях трансформируемой приморской экономики.
Информационной базой работыпослужили отечественные и зарубежные разработки по проблемам функционированиярынка услуг образования, законодательные и нормативно-правовые документыПриморского края.
Глава 1 Статистика образования1.1 Основные понятия статистики образования
Образование — это процесс развития личности, который осуществляется как стороннимипедагогами, так и личностью самостоятельно. В процессе образования человековладевает социально значимым опытом человечества путем получения знаний,умений и навыков. Основной путь образования — обучение. [1]
Существующий рынок услугобразования как в России так и за рубежом, особенно школьного,направлен в основном на автоматическое заучивание как бы ниоткуда появившихсязаконов, правил, литературных произведений, никак не разъясняемых в диалектике,в развитии и в их связи с условиями жизни на момент возникновения. [2]
С другой стороны, эти знаниясовершенно оторваны от сегодняшних задач развития общества. Всё это воспитываетв людях схоластическое отношение к действительности, непонимание взаимосвязимежду отдельными явлениями одной и тем более нескольких разнородных сторонжизни, вырабатывает в учащихся стойкую нелюбовь к науке и абсолютное неумениеприложить полученные знания к сегодняшней практической жизни.
Между тем, если даже с некоторымтрудом признать, что большинство учащихся неспособны впитать в себя болееуглубленный по сути, но не казуистический и не формализованный подход кпреподаваемым знаниям, то некоторая часть молодых людей, иногда начиная спервых лет жизни, могла бы пойти на существенно углубленное творческоевосприятие преподаваемых дисциплин и готовых впоследствии воспитать в себепринципиально высокотворческое отношение к действительности.
Статистика образования — отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных;начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительногообразования. [3] Система показателей,характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфереобразования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию очисле учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутреннейэффективности процесса обучения, данные о приеме в учебныезаведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристикипреподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебныхзаведений.
Рассмотрение системы показателейстатистики образования следует начать с интегрального показателя — уровняобразования населения, который измеряется численностью населения по ступенямполученного образования.
Основным источником сведений обобразовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписинаселения. Учитывая важность этого показателя. Статистическая Комиссия ООНрекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа припроведении переписей населения в 1999-2001 гг.
В программу переписи населения1989 г. и выборочного социально-демографического обследования, котороепроводилось в Российской Федерации в 1994 г., были включены вопросы о названииучебного заведения, числе оконченных классов (курсов), типе образовательногоучреждения, в котором опрашиваемое лицо на момент переписи училось, сведения опосещении детьми младше 6 лет дошкольных учреждений. Предусматривалось такжеполучение данных о лицах, не имеющих начального образования. [4]
В результате обобщения итоговобследования были получены сведения о численности лиц, имеющих высшее,незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее иначальное образование; данные о лицах, не имеющих начального образования, атакже о половозрастном составе лиц с соответствующим образованием. При этомпрограмма разработки итогов сплошной и выборочной переписей содержит такжебольшое число группировочных таблиц, в которых сведения об образовательномуровне приводятся в увязке с другими социально-демографическими показателями. [5]
В период между переписямипроизводятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаютсяданные последней переписи о численности населения по соответствующим видамобразования, используются данные годовых разработок об уровне образованияумерших и мигрантов, отчетные данные о численности лиц, получивших общеесреднее (полное и неполное), среднее специальное и высшее образование. В связис возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные показатели.[6]
В числе других показателейстатистики образования используются количественные и качественные характеристикиразвития системы и деятельности образовательных учреждений с учетомособенностей учебного процесса на каждой ступени.
1.2 Дошкольное образование
Дошкольное образовательноеучреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программыдошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход иоздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольноговоспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей,посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределениепо видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников вних; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг посодержанию и воспитанию детей.
В конце 90-х гг.56,6 тыс. дошкольныхучреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались вустройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видамидошкольных учреждений (ДУ) являются детские сады (74%), учреждениякомпенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольномвоспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70%являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднеепедагогическое (63.2%) образование. [7]
На базе собранной информациистатистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрастеот 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями
В 90-е гг. в России сокращаласьчисленность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на51% за 1990 — 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращениечисленности родившихся на 42% за 1987 — 1997 гг.), так и социальными причинами(рост незанятости и сокращение платежеспособности населения, особенно семей сдетьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них — на65%, численность педагогических работников — на 35% (за 1990 — 1998 гг.).
Такие резкие изменения могутпривести к различным последствиям и повлиять на доступность дошкольныхучреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первыйзаключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупнении приодновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий);второй — в адекватном сокращении детских садов, сопровождающемся ихразукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольнымобучением (позитивный сценарий). Сравним динамику системы показателей,отражающих развитие дошкольного образования, и обратим внимание насогласованность (синхронность) в их изменении. [8]
Позитивным моментом являетсяболее медленное сокращение дошкольных учреждений и численности педагогическихкадров, чем сокращение численности детей, посещающих дошкольные учреждения. Негативныммоментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению сдругими показателями.
Развитие среды дошкольного воспитанияи образования проходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступностьсети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медленнее, чем численностьдетей, посещающих детские сады. Это привело к сокращению среднего числа детей водном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременнопроисходило укрупнение педагогических коллективов детских садов при резкомсокращении числа мест, что сопровождалось ростом концентрации детей на каждые100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условияхрезкого сокращения спроса на услуги дошкольного образования и высвобожденияресурсов (трудовых и материальных) качественного улучшения обслуживания детей иадекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло. [9]
Следует также отметить, чтоучреждения дошкольного воспитания оказывают комплексные и последовательныеуслуги по образованию и содержанию детей. Однако в современных условияхвозможно предоставление только отдельных услуг, например пребывание ребенканеполный день, прогулки и занятия с детьми и др. Расширение спектра и качествапредоставляемых услуг дошкольного образования способствовало бы сохранениюсуществующей сети дошкольных учреждений и повышению квалификации педагогическихкадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна бытьготова к возможному росту спроса на данный вид услуг через два — три года всвязи с прогнозируемым Госкомстатом России незначительным ростом численностиродившихся в 2000-2006 гг. и переходом значительного числа женщин в модальныйвозраст деторождения (20-24года).1.3 Школьное и внешкольное образование
Общеобразовательные школыреализуют программы начального общего, основного общего и среди его (полного) образования,являются звеном системы непрерывного образования и предоставляют всемроссийским гражданам возможность реализовать гарантированное государством правона получение бесплатного общего образования в пределах государственныхстандартов. На начало 1999/2000 учебного года в 66,9 тыс. государственныхобщеобразовательных школ обучались 20,8 млн. учащихся, а также функционировали607 негосударственных общеобразовательных школ с 53,4 тыс. учащихся.
Изучаются не только динамикаобщей численности учащихся, но и распределение учащихся по классам. Успеваемостьшкольников оценивается через показатель коэффициента перевода учащихся впоследующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оцениватьусловия обучения в общеобразовательных школах можно через показатели сменностизанятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третьюсмены. Эти показатели имеются в государственной статистике.
Важное социальное значение имеетохват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряетсяотношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьноговозраста. В последние годы обострилась проблема трудоустройства молодежи послеокончания школы. Численность неработающей и неучащейся молодежи из числавыпускников дневных общеобразовательных школ России составила в 1985 г.5,3 тыс.человек, в 1987 г. — 7,1, в 1989 г. — 12,6 тыс. человек. С 1992 г. Комитетом потруду и занятости РФ ведется учет безработных и незанятых выпускников школ.
Педагогические кадрыобщеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численностиучителей, совместителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровнюобразования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движениепедагогических кадров (прием, увольнение). текучесть и закрепляемость учителей,особенно молодых педагогов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразовательныхшкол, и среднемесячная заработная плата. [10]
К показателям, характеризующимматериальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведенийзданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительнойтехникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируетсяплощадь учебных помещений.
Статистика общеобразовательныхшкол дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений.
Сравнение численностизанимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневныхобщеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и ихмалодоступности для школьников. Так, в конце 90-х гг. во всех внешкольныхучреждениях занималась 1/3 учащихся школ; в музыкальных, хореографических,художественных школах — 6%, в детских и юношеских спортивных школах — 10%.
В истории статистических работсуществует такой метод сбора информации, как школьная перепись, В процессе еепроведения на определенный момент времени регистрируются характеристики школ,педагогов и учащихся.1.4 Среднее профессиональное образование
В 1995 г. ПравительствомРоссийской Федерации был утвержден государственный образовательный стандартсреднего профессионального образования, который установил структуру и документыгосударственного образца о среднем профессиональном образовании, общиетребования к основным профессиональным образовательным программам и условиям ихреализации, общие нормативы и объем учебной нагрузки, требования к перечнюспециальностей среднего специального образования.
Среднее профессиональноеобразование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом иповышенном.
Базовым является образование,полученное в имеющем соответствующую лицензию образовательном учреждениисреднего профессионального образования по основной профессиональнойобразовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднегозвена. Нормативный срок обучения на базе основного общего образованиясоставляет не менее трех лет.
Средним профессиональнымобразованием повышенного уровня является образование, полученное при тех жеусловиях, но на основе программы, обеспечивающей подготовку специалистовсреднего звена повышенного уровня квалификации. Повышенный уровень подготовкиспециалистов среднего звена обеспечивается прежде всего за счет программыдополнительной подготовки, включающей в себя производственную (профессиональную)практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическуюподготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплины. В связис этим нормативный срок обучения на базе основного общего образованиясоставляет не менее четырех лет. [11]
В части среднегопрофессионального образования в статистической отчетности (форма № 2-нк «Сведенияо среднем специальном учебном заведении или высшем учебном заведении,реализующем программы среднего профессионального образования, на начало… учебногогода. Обучение: дневное, вечернее, заочное, экстернат») имеются показателичисленности принятых, обучающихся в разрезе курсов и выпущенных с получениемдиплома (аттестата, свидетельства) о начальном профессиональном образовании,диплома о среднем профессиональном образовании, и, наконец, диплома о среднемпрофессиональном образовании повышенного уровня. [12]
При этом предусмотреныгруппировки всего контингента по лицам, имеющим основное общее образование, ипо лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, в разрезе специальностей:выделение обучающихся по договорам с юридическими лицами, в том числе с полнымвозмещением затрат на обучение, а также численности лиц, получающих стипендииза счет стипендиального фонда, средств предприятий и организаций. В отчетностипоказывается численность и категории студентов дневного обучения, находящихсяна льготном обеспечении (дети-сироты, инвалиды-военнослужащие; лица,подвергшиеся воздействию чернобыльской аварии и др.).
Статистическая отчетностьпредусматривает получение данных об абитуриентах, движении численностистудентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе повозрасту и полу.
Материально-техническая базапредставлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии,жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питанияучебных заведений и общежитии. [13]1.5 Высшее образование
В образовании статистикаявляется одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планироватьстратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования позволяетнам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании,которые могут привести (по нашему мнению уже привели) к серьезным негативнымпоследствиям во всех сферах деятельности, в которых работают выпускники вузов.
По данным Министерстваобразования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. Запериод с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем вдва раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Еслив 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза,то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числапервокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принятооколо 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс. (!). Еслив 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. — уже 481. В1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г.высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс. [14]
Если говорить о том, какиегруппы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интереснаякартина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов техническойнаправленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Такимобразом, абсолютное количество «технарей» осталось прежним, а «экономистов»стало в шесть раз больше. [15]
На первый взгляд в такойстатистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшимобразованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?
Количественная потребность вмолодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд лиувеличилась за эти годы (скорее наоборот). Качество образования не улучшается. Процентталантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).
В результате увеличения числавыпускников значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание)занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти местазанимают не всегда (!) лучшие выпускники.
Для того, чтобы потребовалисьуслуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и нематериальные) ценности, но кто это будет делать?1.6 Профессиональное образование
Система профессиональногообразования включает разветвленную сеть государственных высших, среднихпрофессиональных учреждений, учебных заведений начального профессиональногообразования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры дляпереобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений,негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.
Система профессиональногообразования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия,когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. даннаяступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. числоучреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшилисьна 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).
Государственной статистикойучитываются число учреждений начального профессионального образования,численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы,на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднегообразования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск — Численностьвыпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономикии профессиональным группам.
Основной формой подготовкиспециалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях,Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данныхвидов, представляемая на начало учебного года, использует следующую системупоказателей:
число и состав учебных заведений;показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
результаты конкурса,распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная),распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
распределение выпускников поотраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
численность студентов,обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
К показателям педагогическихкадров в статистической отчетности относятся:
численность их;
распределение педагогов по уровнюобразования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
численность преподавателей,имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
Показателиматериально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:
наличие и использование учебныхи лабораторных зданий, помещений;
обеспеченность учебными местами,оборудованными компьютерами;
обеспеченность студентов местамив столовых, общежитиями и библиотеками.
В конце 90-х гг. в Россиифункционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, вкоторых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных среднихпрофессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительныеструктурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов запоследнее десятилетие XX в. в России.
В целом по учебным заведениямпрофессионального образования прослеживается преемственность выделенныхступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этомболее равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленностии строительства, а наиболее неравномерное — в учебных заведениях транспорта исвязи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров впользу вузовского обучения.
Глава 2. Анализ показателей рынка2.1 Исследование развития рынка услуг образования
Согласно данных службыгосударственной статистики по Приморскому краю по состоянию на 31.12.2009года в Приморском крае осуществляли деятельность 522 дошкольных учреждения,из которых 339 в городах и поселках городского типа и 163 в сельской местности.Численность детей обучалось в дошкольных учреждениях за указанный период 70,9тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа эта цифра составляет 56тыс. чел., а в сельской местности — 14, 9 тыс. чел. (Таблица 1).
Таблица 1. Структурадошкольного образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. (на конец года) 2005 2006 2007 2008 2009 Число дошкольных образовательных учреждений (включая учреждения, находящиеся на капитальном ремонте) 521 516 513 517 522 в том числе: в городах и поселках городского типа 345 329 329 334 339 в сельской местности 176 187 184 183 183 Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. чел. 61.0 63.5 67.1 69.9 70.9 в том числе: в городах и поселках городского типа 49.8 50.1 53.1 55.2 56.0 в сельской местности 11.2 13.4 14.0 14.7 14.9
Динамика роста числа дошкольныхучреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг. представлена на рис.1. Динамикачисленности учащихся за тот же период представлена на рис.2.
/>
Рис.1. Динамика роста числадошкольных учреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
/>
Рис.1. Динамика роста численностиучащихся в дошкольных учреждениях в Приморском крае за 2005-2009 гг.
По состоянию на начало учебногогода 2009-2010 число дневных государственных и муниципальных образовательныхучреждений в Приморском крае составляло 614., из них в городах и поселках городскоготипа — 294 учреждения, в сельской местности — 320 учреждений. Численностьучащихся, обучающихся в учреждениях данного профиля составляло 185 тыс. чел. Приэтом в городах и поселках городского типа — 136 тыс. чел., а в сельскойместности — 49 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихсяуменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общемобразовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднемобразовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).
Таблица 2. Структурадневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений вПриморском крае за 2005-2010 гг. (на начало учебного года) 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 Число учреждений — всего 669 653 648 634 614 в том числе: в городах и поселках городского типа 325 305 305 297 294 в сельской местности 344 348 343 337 320 Численность учащихся — всего, тыс. чел. 219.7 204.9 195.8 189.9 185.0 в том числе: в городах и поселках городского типа 162.2 148.2 142.2 138.3 136.0 в сельской местности 57.5 56.7 53.6 51.6 49.0 Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. 27.1 22.5 20.0 15.3 17.6 Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. 20.4 19.4 18.6 15.7 12.9
Динамика числа дневныхгосударственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморскомкрае за 2005-2009 гг. представлена на рис.3. Динамика численности учащихся затот же период представлена на рис.4.
/>
Рис.3. Динамика числа дневныхгосударственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Приморскомкрае за 2005-2009 гг.
/>
Рис.4. Динамика численностиучащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательныхучреждений в Приморском крае за 2005-2009 гг.
Проведем аналогичное сравнениедля дневных негосударственных общеобразовательных учреждений. По состоянию наначало учебного года 2009-2010 число дневных негосударственных образовательныхучреждений в Приморском крае составляло 15. Численность учащихся, обучающихся вучреждениях данного вида составляло 995 чел.
По сравнению с учебным годом2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихсяуменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общемобразовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат осреднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 3).
Таблица 3. Структурадневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Приморском крае за2005-2010 гг. (на начало учебного года) 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 Число учреждений 17 15 16 14 15 Численность учащихся, чел. 1504 1352 1285 1130 995 Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел. 216 144 107 74 81 Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел. 252 154 189 121 91
По состоянию на начало учебногогода 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Приморском краесоставляло 47., из них в городах и поселках городского типа — 32 учреждения, всельской местности — 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся вучреждениях данного вида составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселкахгородского типа — 5,3 тыс. чел., а в сельской местности — 2,6 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2.1%, а численностьучащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат об общемобразовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат осреднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 4).
Таблица 4. Структуравечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Приморском крае за2005-2010 гг. (на начало учебного года) 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 Число учреждений — всего 48 46 46 47 47 в том числе: в городах и поселках городского типа 34 31 31 32 32 в сельской местности 14 15 15 15 15 Численность учащихся — всего, тыс. чел. 10.8 10.3 9.4 8.5 7.9 в том числе: в городах и поселках городского типа 8.2 7.3 6.4 5.7 5.3 в сельской местности 2.6 3.0 3.0 2.8 2.6 Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел. 1.9 1.8 1.6 1.4 1.3 Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел. 2.9 3.0 3.0 2.6 1.1
По состоянию на начало учебногогода 2009-2010 число учреждений среднего образования в Приморском краесоставляло 22., в них обучается студентов — 31,3 тыс. чел. По сравнению сучебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8.4%, а численностьучащихся уменьшилась на 10% (Таблица 5).
Таблица 5. Структураучреждений среднего профессионального образования в Приморском крае за2005-2010 гг. (на начало учебного года)
2005/
2006
2006/
2007
2007/
2008
2008/
2009
2009/
2010 Число государственных средних специальных учебных заведений 24 24 22 22 22 в них обучается студентов, тыс. чел. 34.8 34.5 34.2 32.7 31.3 Принято студентов, тыс. чел. 12.5 12.1 12.3 11.3 11.5 Выпущено специалистов, тыс. чел. 8.7 8.6 8.5 8.3 8.3
Динамика числа учрежденийсреднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представленана рис.5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на Рис.6.
/>
Рис.5. Динамика числа учрежденийсреднего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
/>
Рис.6. Динамика численностиучащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Приморском краеза 2005-2009 гг.
По состоянию на начало учебногогода 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессиональногообразования в Приморском крае составляло 10, в них обучается студентов — 95,7тыс. чел.
Число негосударственныхучреждений высшего профессионального образования в Приморском крае составляло2, в них обучается студентов — 2,8 тыс. чел.
По сравнению с учебным годом2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихсяуменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимоотметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятыхстудентов: в государственных учебных заведениях — на 5,2%, в негосударственных — на 50% (Таблица 6).
Таблица 6. Структураучреждений высшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2010гг. (на начало учебного года)
2005/
2006
2006/
2007
2007/
2008
2008/
2009
2009/
2010 Число государственных высших учебных заведений 10 10 10 10 10 в них обучается студентов, тыс. чел. 99.1 99.2 94.9 96.6 95.7 принято студентов, тыс. чел. 23.2 22.1 22.4 22.0 22.0 выпущено специалистов, тыс. чел. 13.2 15.3 16.1 16.1 17.4 Число негосударственных высших учебных заведений 2 1 1 1 2 в них обучается студентов, тыс. чел. 2.9 2.7 2.5 2.5 2.8 принято студентов, тыс. чел. 0.7 0.6 0.6 0.6 0.8 выпущено специалистов, тыс. чел. 0.5 0.4 0.6 0.5 0.4
Динамика числа учрежденийвысшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг. представленана рис.7. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рис.8.
/>
Рис.7. Динамика числа учрежденийвысшего профессионального образования в Приморском крае за 2005-2009 гг.
/>
Рис.8. Динамика численностиучащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Приморском крае за2005-2009 гг.
Заключение
Статистика образования — отрасльстатистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных;начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительногообразования.
Система показателей,характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфереобразования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию очисле учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутреннейэффективности процесса обучения, данные о приеме в учебныезаведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристикипреподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебныхзаведений.
В курсовой работе рассмотренпорядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания,школьного, профессионально — технического, среднего специального и высшегообразования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимостьне только проведения мониторинга развития образования, но и изучениясоотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и формобразования в целях достижения высокой социальной эффективности и качествауслуг в области обучения.
Россия по рассматриваемому кругупоказателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в началеXXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателяохвата молодежи образованием.
Переход России с первой стадиидемографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимумаспроса на образовательные услуги начального и среднего профессиональногообразования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. Отосознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятиядейственных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективыобразования в России.
Список использованных источников и литературы
1. Гусаров В.М. — Статистика. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. — М.: Финансыи статистика, 2009.
3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф.М.Г. Назарова, — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. — М.: ГоскомстатРоссии, 2007.
5. Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.
6. Общая теория статистики / Под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной. — М.:Финансы и статистика, 2009.
7. Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев,О.Г. Переяслова. — Изд.2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
8. Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф.Р.А. Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2009.
9. Статистика / Под ред. С.С. Герасименко — К.: КНЕУ, 2008.
10. Сайт www.gks.ru(Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)
11. Социально-экономическая статистика / Под ред. проф. Башкатова Б.И. — М.:Юнити, 2008.
12. Социальная статистика: Учебник / под ред. чл. — кор. РАН И.И. Елисеевой.- 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2009.
13. Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистическийсборник. — М.: Госкомстат России, 2007.
14. Харченко Л.П. Статистика — М: ИНФРА — М, 2007.
15. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. — Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2009.