Реферат по предмету "Социология"


Становление и развитие социологии в XIX веке

Министерство образования и науки Украины Национальная академияприродоохранного и курортного строительства

Контрольная работа по социологии на тему:
«Становление и развитие социологии в XIX веке»
Выполнил студент Группа ПГС-301-з
Проверил _______________________
г. Симферополь 2009 г.

Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века
2. Психологическое направление в социологии
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Социология изучает практически все общественные явления,самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности.
Для более полного изучения и понимания предмета социологиянеобходимо рассмотреть историю становления и развития социологической науки.
Одним из важнейших этапов исторического развития наукисоциология является период XIX — начало ХХ века, или так называемыйклассический период.
Идея прогресса,разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенноестественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепцияэволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идеяэволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формированиеновых исследовательских программ и методологических установок. Проникает этаидея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки,акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами,нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т.д. Поэтомув качестве представителей этого направления в социологии выступали не толькочистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательныхдисциплин истории.
Специализация методовсоциального познания толкала постепенно на понимание специфики познавательногообъекта, то есть общества.
В ХIХ веке масштабноеразвертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими,политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научногопознания действительности. Развитие математики обусловливает появление новыхметодов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Достиженияполитэкономии, социальной и моральной статистики, фундаментальные идеифилософии истории о целостности и единстве человечества и общих законах егоразвития явились толчком в познании социального.
Исследуя массовое социальное поведение, социология тесно взаимодействуетс социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственносоциальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социологияже изучает поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нееэто поведение есть поведение социальных систем, а не только психологическиекомплексы, возникающие и функционирующие в социальном общении. Вместе с темсоциальная психология сыграла большую роль в развитии социологии. Еще в конце19 в. сложилось психологическое направление в социологии.
Психологическое направление в социологии — одно изнаправлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическимифакторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мересоответственно к социальной психологии. Главная заслуга психологическогонаправления в социологии и политологии — сосредоточение пристального вниманияна выяснении места и роли общественного и индивидуального сознания, ихсоотношения в социально-политической жизни, на анализе мотивации социальных иполитических действий людей и ее механизма. Вместе с тем в его рамках чащевсего происходило одностороннее преувеличение значения психологического момента(чувств, склонностей, инстинктов и т.п.) в ущерб другим, в том числе собственносоциальным и политическим. Общественные отношения неправомерно сводились лишь кмежличностным, а сама личность — к ее самосознанию.
Целью данной работыявляется изучение возникновения и направлений развития и становления социологиив XIX — начале ХХ века, а также психологическое направление в социологии.
Без знания этих моментовв истории невозможно в полной мере понять и осмыслить значение социологии какнауки об обществе.
1. Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Сороковые годы 19 века — период становления социологии какнауки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.)- французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А. Сен-Симона,он развивал главные идеи этого ученого — представителя утопического социализма,в дальнейшем О. Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальнойфизикой", а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсепозитивной философии» и «Системе позитивной политики» — главныхтрудах О. Конта. В этих трудах Конт устанавливает единый закон движения историии человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Викотри стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательнодолжен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, илиабстрактная; научная, или позитивная.
Переход от одной стадии к другой характеризуется сменойгосподствующих общественных идей. На первых стадии — теологической, все явлениясоциальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрениедействиями сверхъестественных сил. Этот период разделяется на три этапа: фетишизмс высшей формой — поклонением небесным светилам; политеизм (наибольший расцветвоображения — античная Греция); монотеизм, когда признание единого духовногопринципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушаетвоображение. Вторая стадия — метафизическая, является критической по отношениюк первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощеннымив разного рода сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Контхарактеризует ее так: «человеческий Ум, признав невозможность достигнутьабсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначенииВселенной, равно как от познания внутренних причин явлений», чтобызаниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюденийдействительных законов этих явлений, то есть неизменных отношенийпоследовательности и сходства между ними», т.е. появляется возможностьпозитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов изакономерностей и их развития.
Науки (и здесь Конт выступает как наследник французскогоПросвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социологиякак позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчитполитические действия, способствующие развитию государства в направлении «позитивногосостояния».
Таким образом, «позитивность» у Конта относится, содной стороны, к познанию, а с другой — к социальному устройству. Позитивноесостояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития,достижения согласия общественных отношений с помощью «естественных законов».
В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена напознание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках ипотому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляетсвой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии этоисторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующегосостояний и выведении на этой основе законов развития (Приложение 1, табл.1).
О. Конт классифицирует все существующие науки, выстраиваяиерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии,которая представляет науку самого высокого уровня. Которая должнаспособствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации ипрогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основенаблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальныхфакторов, используя методы эксперимента и сравнения.
Социология как наука о человеческом обществе является самоймолодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощьюможно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития,но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека иобщества.
Вместе с тем социология является самым сложным ответвлениемв иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математикапредставляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самоераннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химияи биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (заисключением психологии, которую Конт отвергает).
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальныекатаклизмы своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогрессбез порядка — это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. Впозитивной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного итого же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как двавида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии — социальнуюстатику и социальную динамику.
Социальная статика имеет дело с общественным порядком, которыйпонимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, иакцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества),исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условиякасаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда — этоосновные отношения общественного порядка. Семья — живое воплощение социальнойстатики, которая в сущности сводится к изучению общественного консенсуса. Онапредполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данныймомент времени, а с другой — анализ элемента (или элементов), определяющихконсенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус- основная идея социальной статики Конта.
Социальная динамика основывается на определеннойпоследовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, поКонту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации:
теологическая стадия — военное господство;
метафизическая стадия — феодальное господство;
позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтомунеравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития.Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, адуховно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальнойдинамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъемдуха в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключенияобщественных областях — искусстве, политике, промышленности. Дух везде играетруководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. По мнению О. Конта,общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежитразделение и кооперация труда.
Эти факторы имеют огромное позитивное значение в историиобщества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растетразнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но этиже факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены наконцентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию,уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковойпрофессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации ивнутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительствеспособны разрушить основу общества — чувство солидарности и согласия междулюдьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, помнению О. Конта, социология.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии,и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальнымипроцессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своимпроектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основыдля придания ей академического статуса как отдельной науки.
Установки Огюста Конта на понимание социологии каксоциальной физики, ориентируются на методы биологии, физики и т.п. оказалисьболее живучими. Большинство социологических школ XIX ст. стремились понятьсоциальное через биологическое, с помощью естественного, а поэтому получили вистории социологии название натуралистической социологии. Огюст Конт не былноватором в науке в революционном понимании, а выступал добросовестным итщательным систематиком, который обобщал разнообразные идеи своего времени иосуществил первую попытку создания системы социологического знания. Ориентациясоциологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическуюопределенность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловносыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств вразвитии социального познания, раскрытия социальных законов, углубила знания очеловеке.
Труды О. Конта оказали большое влияние на творчество многихсоциологов, особенно Герберта Спенсера, Джона Милля и Эмиля Дюркгейма, которыеразвили и обогатили теорию О. Конта.
Значительной фигурой французской классической школысоциологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О. Контао рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а непредставлений о них.
Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являютсясоциальные факты, социальная реальность, существующая объективно внеиндивидуального сознания. Э. Дюркгейм впервые попытался разработать строгиеметоды исследования социальных фактов.
Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма сталаконцепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой,автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например,физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы,которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важныхметодологических требований Э. Дюркгейма — социальное надо объяснятьсоциальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направленапротив бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальныхявлений.
Качественная специфика общества обнаруживается болееотчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. Поотношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своемсуществовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законыи обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежнуюсистему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования илиакты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», — писалсоциолог.
Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду,индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий междулюдьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например,очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чемэто сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно,отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходитв группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на примерхимического целого как синтеза его составных частей.
Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживаетсяв социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существованияпредписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказываютна них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведениечеловека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, асовокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгеймаскладывается из социальных фактов двух родов — морфологических, к которымфранцузский социолог относит демографические, технологические и экологическиефакты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именнопоследние особенно значимы для Дюркгейма, — в них раскрывается спецификаобщества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи иверования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгеймсчитал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того,общество — это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств,которые реализуются через посредство индивидов».
В наиболее ярком виде эти представления об обществепроявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормыи социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, втом числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективногосознания, социальной солидарности, методологии структурно-функциональногоанализа, разделения труда, а также исследование самоубийств — все это различныеспособы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность — определеннаяцелостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высшийморальный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всемичленами общества.
Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеиконструирования двух идеальных типов общества, между которыми существуетисторическая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества смеханической и органической солидарностью.
Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характернадля архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуютсятем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга,существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые илисходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ — слабое развитиеиндивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществобъединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее,надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и врелигии.
Коллективное сознание практически полностью поглощаетиндивидуальное. Особенность механической солидарности — растворение индивида вколлективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальныхотклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективноесознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежноприобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь,состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообщеотождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает емуоснование сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным:«все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы»
Таким образом, единство общества, социальный порядок впримитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит зарамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидовбез остатка.
Постепенное развитие общественных связей, увеличение средстви путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающийинтенсификацию социальной жизни — все это ведет к усилению разделения труда. Последнее,подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, самостановится, в конечном счете, основой новой солидарности — органической.
Профессиональная специализация людей, выполнение ими особыхстрого определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Онаобусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальныхспособностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации трудаиндивиды вынуждены обмениваться своейдеятельностью, выполнятьвзаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого,понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать немогут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е.солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность,дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным наиндивида, а именно разделение труда, точнее — осознание его социальныхследствий, восстанавливает целостность общества.
Э. Дюркгейм, разумеется, был далек от того, чтобы незамечать реальной дисгармонии в современном ему обществе, кризисных явлений вэкономике и политике Европы конца ХIХ века. Он выделял три основные «ненормальные»формы разделения труда: аномию, социальное неравенство и неадекватнуюорганизацию труда. Преодоление «ненормальных» форм разделения труда,этих социальных патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешенияконфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров,установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введениясправедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенствасоциальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
Социологические взгляды Джона Милля наряду с егоэкономическим учением в основном изложены в труде «Основания политическойэкономии и некоторые приложения их к социальной филисофии», содержащемсистематизацию идей, господствовавших в общественной жизни Англии. Важнейшаячерта социологии Джона Милля — эмпиризм, основанный на применении разработаннойим индуктивной логики — единственно возможной методологии социальных наук, позволяющейобобщать наблюдаемые факты и общие правила и законы, не отражающие, однако,истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, потому что знания,полученные даже на основе истинной индукции, всегда гипотетичны то естьоснованные на гипотезе, научно обоснованном предположении. Впервые Джон Милльразработал разнообразные схемы логического доказательства наличия илиотсутствия причинно — следственных связей явлений, используемые и в современныхусловиях и социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и болеегрупп.
Г. Спенсер, английский философ и социолог, основательорганической школы социологии, разделил позиции О. Конта и положил в основусоциологии идею эволюции. Его труды «Социология как предмет изучения»,«Основы социологии» и другие. Спенсер рассматривал общество какцелостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его какнекое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсерразвивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч. Дарвиным, ноприменительно к общественному организму. Идея эволюции Герберта Спенсера основываласьна научных фактах и данных, а эволюционизм распространяется на все безисключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические,биологические, социальные. Спенсер считал, что даже психология и культураестественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развиваетсяпо законам природы, а, следовательно, эволюции.
В системе социологи Герберт Спенсер рассматривает эволюцию какединство двух взаимосвязанных процессов — интеграции, когда объекты переходятот состояния однородности к разновидности, когда объект содержит в себеразнообразные или неоднородные элементы. Общество возникает как объединениелюдей в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владенийв крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Бываюти иные пути интеграции в обществе. Везде эволюция проходит одинаково триразличные фазы: неорганическую, органическую и сверх органическую. Фазы — основные этапы эволюции, изменяющие друг друга, происходят определенные периодыразвития. Изменения космических систем есть развитие неорганических эволюций, авозникновение растительного и животного мира — органическая эволюция, апоявление человека и общества — сверхорганическая эволюция.
В процессе развития общества появляются новые егоструктурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений ивыживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. Впоследствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».Г. Спенсерсчитал, что:
Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганическойприроды, растут и развиваются.
Во-вторых, процессы роста общества и организмовсопровождаются увеличением сложности их органов и частей.
В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивнаядифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций.
В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализациясоставляющих их структур.
В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности обществаили организма отдельные их части могут определенное время продолжатьсуществовать самостоятельно.
Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсерувыделить внутри общества три различные подсистемы:
1. поддерживающую
2. обеспечивающую производство источников питания (экономика)
3. распределительную, определяющую взаимосвязь междуотдельными частями общества и основанную на разделении труда, и регулирующую,обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).
Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделилшесть типов социальных институтов: родства, образования, политические,церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный обороттермины: социальная система, социальный контроль, социальный институт,структура и функция. В рамках позитивистского направления возникли и такназываемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь черезкакой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии.
Самые интересные элементы эволюционной теории ГербертаСпенсера связаны с анализом «сверхорганической экологии» и относятсяк обществу. Преобразуя однородные в неоднородные эволюция обуславливаетпоявление Солнечной системы, планет, в частности Земли, лежит в основеорганической эволюции достигает стадии сверхорганической с появлением человека.Обществу — продукту эволюции свойственна разнородность массы и координациявзаимодействия между составными элементами. Каждый последующий этап эволюциисловно «снимает» самые существенные черты предыдущего в измененнойформе, сохраняет в себе. Естественно, первобытное общество — продуктнеорганических, биологических и психологических факторов эволюции, возникает вследствиеновых процессов разнородности и интеграции.
Первобытное общество — простое и однородное. Но впоследствиивозникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходитдальнейшая разнородность структуры и функций и т.п. Вот почему Герберт Спенсервысоко ценит идеи Огюста Конта о связи социологии с биологией и ее зависимостьот нее. Социальный организм им рассматривается как биологический. Постепеннопознавая законы собственной деятельности человечество способно и предвидеть висторически ограниченных пределах пространства и времени возможные результаты. Наоснове знания закономерностей общественных и в том числе производственныхотношений и вопреки им человек может активно вмешиваться в процесс развития иуправления ими. Но в масштабах всего общества такое регулирование одновременноневозможно. Насилие ж в построении новых отношений оказывается не повивальнойбабкой, а грабарем. Общество не имеет главных и второстепенных элементов; ихнельзя свести к нескольким определяющим, а остальные второстепенным. Это четкопрослеживается тогда, когда общество не сводят к диалектике производственныхсил и производственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам,а понимают его как специфическую форму общественного бытия — как культуру,отличающую мир человека от мира природы. И в культуре, и в обществе нельзявыделить главные и второстепенные элементы, игнорируя остальные потому, что всеэлементы есть частицею целого и в своем взаимодействии и взаимосвязи образуютсоциальный организм — общество. И здесь Герберт Спенсер имеет большиепреимущества нежели Маркс и Ленин со своими диалектическими революционнымискачками.
Органистская школа в социологии — направление в Западнойсоциологии конца ХIX — началаХХ ст., рассматривавшая общество как аналог природного организма, а социальнуюжизнь объясняет через непосредственную проекцию биологических закономерностей. Органистскаяшкола имела глубокие корни в истории — сравнение общества с организмомиспользовалось многими исследователями, философами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсери др.) В отличие от предшественников, сторонники органистской школы (ПавелЛилиенфельд в России, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс и Альфред Эспинасво Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм; занимались поискомвсе новых аналогий между обществом и организмом. По мнению Павла Лилиенфельда,торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме,а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Альберт Шеффлеанализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществв организме, используя понятие социальное тело и т.п. Характерными чертамираннего позитивизма выступают: натурализм, органицизм, эволюционализм ифеноменализм. Общество исследовалось не столько в динамике, сколько в статике — как система состояния равновесия.
Органицизм Павла Федоровича Лилиенфельда (1829-1903),царского сановника, сенатора, существенно отличается от спенсеровского тем, чтов нем принцип аналогии заменяется отождествлением социального и биологическогоорганизма. Отличие социального организма от биологического состоит лишь вбольшем усовершенствовании и сложности общества, хотя оно живет и развиваетсякак все организмы природы. П. Лилиенфельд дополнил органицизм концепциейсоциальных болезней, которыми называет любые отклонения или нарушения в системесоциального организма. Функции врача в таком случае приобретает правительство игосударство, чтобы обеспечить социальное здоровье общества.
В Украине, да и в Росии представителем вульгарногоорганицизма стал социолог Александр Иванович Стронин (1828-1889), сынкрестьянина, окончил историко-философский факультет Киевского университета,учительствовал в Нежине и Полтаве, в 60-х годах за связь с народниками сослан ив ссылке написал труд «История и метод», где развиваетмеханистическую теорию общества, употребляя как метод социологического анализааналогию с механикой. Общество построено пирамидально и основной его законпостроения — закон равновесия. С Александром Строниным полемизировали МаксимКовалевский, Николай Михайловский, лев Мечников, Михаил Туган — Барановский идр.
Представитель органицизма французский философ и социологАльфред Фуллье (1838-1912) пытается примирить различные точки зрения через«высший синтез». Философские взгляды Альфреда Фуллье базировались напризнании одухотворения материи (гилозоизм), которая якобы наделена «сознательнойсвободой», а «идеи силы» лежат в основе эволюции. Основные идеисоциологической концепции Фуллье изложены в труде «Современная наука обобществе». Здесь общество рассматривается как целостный живой организм,возникающий в процессе эволюции «идеи — силы». Стало быть, не толькоприродные, но и социальные факторы обусловливают существование общества какединого организма.
Французский биолог и социолог Альфред Эспинас (1844 — 1922) считал,что социальная наука изучает не только аналогии между «клеточками» биологическогои социального организма, сколько объединения между существами животного мира,которые напоминают объединения людей в обществе. Если же система соединенияклеток составляет организм, то его можно рассматривать как ассоциацию, общество.Поэтому-то любые объединения живых существ в природе называются обществом.
Французский социолог, философ Рене Бормс (1869-1926) в труде«Организм и общество» стоит на позициях вульгарного органицизма,вводит понятие социальная патология, социальная гигиена и др. Ориентация наэволюцию относительно устоявшиеся законы биологического мира исключили, посуществу, какие — либо попытки исследования перспектив развития общества. Этошаг назад в сравнении с концепциями общественного договора и философии истории.В начале ХХ в. концепции органистской школы потеряли популярность на фоне новыхподходов, отличающихся меньшей описательностью и большей объяснительностью.
Возникший тогда под влиянием достижений биологии социальныйдарвинизм в отличие от органицизма, ориентирующегося преимущественно на поискевнешних аналогий между организмом и обществом, стремится использовать законыбиологии. Идеи приспособленческого процесса органической эволюции ЧарльзаДарвина возникла под влиянием ассоциации, внешней аналогии с борьбой засуществование Мальтуса и идеей о свободной конкуренции между индивидами АдамаСимта. Здесь научный парадокс: биологическая теория используется для объяснениясоциального тогда, как Чарльз Дарвин признает, что в основу биологическойтеории положен принцип социальной борьбы за существование между людьми, взятыйиз концепции Мальтуса. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировалораспространение биологических законов к пониманию общества. Среди известныхпредставителей социального дарвинизма социологи — философы Уолт Беджгот, ЛюдвигГумплович, Уильям Грехем Самнер, Густав Рантценхофер, Альбиона Смолл и др.
Социальный дарвинизм объединяет биологические теории конца ХIX — начала ХХ ст., которыеосновываются на сведении законов развития общества к биологическимзакономерностям естественного отбора к положениям теорий, инстинктов,случайностей и т.п. Главная идея состоит в том, что основой социальнойструктуры есть естественные способности человека. Никакие социологическиеположения не могут вступать в противоречие с естественно научными законами,которые управляют человеком. Но конкретный состав законов и их понимание ненеизменные и в социальном дарвинизме, определялись не столько развитиембиологии как науки, сколько социально — политическими симпатиями иустремлениями представителей направления. Это порождало противоречивоемногообразие его версий, которые использовались для поддержки широчайшегоспектра политических идей — от воинственного консерватизма до марксизма исоциализма. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма иконкуренции, стихийности в общественном развитии и свободного отгосударственного вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.)
Понимание инстинкта как выражения иррационального вколлективном поведении в дарвинизме социальном стало основой для рассуждений ороли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции,для критики демократии как наиболее благоприятной среды для проявленияинстинктов. Между представителями социального дарвинизма имеются значительныерасхождения по многим вопросам: одни прямолинейно подчеркивают биологическийхарактер законов в обществе, иные стремятся осторожнее выяснить специфику ихпроявления и т.д. То общее, что объединяет социальных дарвинистов можно свестик нескольким элементам: натурализация социального определения естественногоотбора и борьба за существование как главных социальных определений и анализ вих плоскости социальных конфликтов и соперничества.
Один из представителей социального дарвинизма английскийполитик, экономист социолог Уолтер Беджгот (1826-1877) в трудах, в частности«Физика и политика» рассматривает борьбу за существование как главныйзакон социальной эволюции, происходящей вследствие непримиримости междуразличными социальными группами. В обществе стремление к господству естьсоциальный вариант действия законов естественного мира, распространяемый намежгрупповую внешнюю борьбу и силовое соревнование индивидов в группе загосподствующее положение. Основная борьба идет между группами и воплощается вконфликтах, войнах и т.п., где побеждают более сплоченные общности. В обществеидет постоянное состязание за существование, где побеждают сплоченные социальныеобъединения и т.п., где нормы и обычаи поддерживаются традициями и помогаютпобеждать.
Идеи наследственности развиваются в трудах Генри Тарда, нона иной методологической основе. Один из последователей социального дарвинизмапольско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) в трудах «Раса игосударство», «Расовая борьба», «Социология и политика»и других критикуя бесплодность биологических аналогий в социологии, не связывалсвои социологические концепции с эволюционизмом, подчеркивая своеобразиесоциальных фактов и социальной природы общественных явлений. Концепциюпонимания общества Людвиг Гумплович называет монистической, монизмом, понимаяестественность законов человеческого существования. Его монизм по существуявляется натурализмом, основывающимся на «естественных процессах», гдесоциальное есть лишь разновидность законов природы. Он считал, что в основесоциологии лежат законы биологии. Но он не переносит механические законыприроды на общество, а подчеркивает, что каждый общий закон трансформируется ипроявляется через природу тех общественных явлений. Он сторонник концепциисоциального реализма, где общество рассматривается как субстациональноеобразование, особая система, не сводящаяся к взаимодействию индивидов. Сущностьконцепции — человечество не единственное по своим происхождениям и генетичноразличные социальные общности происходят из различных источников, что иобусловливает неоднородность.
В русле натурализма социологии ХIX в.возникает расово-антропологическая школа не сколько как стремление научногоосмысления проблемы человеческих рас, сколько как попытка использовать наукудля идеологического обоснования расизма. В расово — антропологической школевыделяются два направления. Первое — связанное с попытками раскрыть глобальныедвижущие силы развития всемирной истории и другое, ограничивается анализомболее локальных процессов, в основном в пределах Европы и исходит из пониманияестественного отбора и борьбы за выживание, проповедуемые социальнымдарвинизмом. Представителями расово — антропологической школы стали философы,социологи, стоящие на позициях органицизма, социального дарвинизма: Жозеф Артюрде Гобино, Отто Аммон, Жорж Ваше де Ляпуж, Хьюстон Стюарт Чемберлен и др. Концепциирасово — антропологической школы решительно осуждены и отброшены наукой.
Натурализм в социологии — социологические концепции,опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинствунатуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектикиобщественного развития, вульгарно — материалистическое истолкование еезакономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характерачеловеческой деятельности. Позитивной стороной натурализма в социологиивыступает стремление выработать объективную и строгую систему знания,аналогичную теориям развитых естественных наук.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внеслиоснователи марксистской школы социологии Карл Маркс (1818 — 1883гг.) и ФридрихЭнгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К. Маркса оказалоучение Г. Гегеля о диалектике.
В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование марксизма. События40-х годов во Франции, Англии, Германии и других странах Западной Европы Маркси Энгельс оценивали с позиций идеологии социалистического движения, называясвои взгляды в отличие от взглядов иных представителей социалистическогодвижения научным социализмом.
Главное место в марксистском учении занимает всестороннийсоциально — экономический анализ современного К. Марксу капиталистическогостроя. Маркс стремится по-новому осмыслить почти все современные ему социальныенауки — экономические, исторические, правовые, политические и др. Он нигде неставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, чтопредмет их теоретического интереса не общество вообще, а определенныеисторические типы общества — «экономические общественные системы».
Сущность марксистской концепции заключается в том, что воснове развития общества лежит единство и борьба противоположностей и созданиеболее совершенных структур. Базис любого общества — экономические отношения иклассовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройкуобщественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди,соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от волилюдей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества — естественныйисторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силойобщественного развития. Впервые были определены и изучены основные классыбуржуазного общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пятьобщественно-экономических формаций:
первобытнообщинный строй;
рабовладельческий строй;
феодальный строй;
капиталистический строй;
коммунистический строй.
Дано описание основных и не основных классов буржуазногообщества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримыхклассовых противоречий, высшим проявлением которых является революция икоренное изменение общественно-
политического строя.
Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ееможно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменитклассовое.
Георг Зиммель (1858-1918гг.) — яркий представитель немецкой 19школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формысоциальности» — предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняютсяпри всех изменениях общества. Г. Зиммель изучал различные социальные формы:
конфликты, конкуренцию, подчинение и другое.
Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г. Земмельрассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучаетзакономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другиминауками.
Макс Вебер (1864-1920гг.) — один из ярчайших ученых — социологов,философ и историк. Его творческое наследие огромно.
Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию,заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда.
Он основатель “понимающей социологии”. М. Вебер работал вобласти политической социологии, социологии права, социологии города. Онстремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.
Большое внимание М. Вебер уделял изучению социальнойструктуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросамрелигиозного сознания, социального конфликта.
Важным аспектом работы М. Вебера является актуализациясоциального действия — явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыреидеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное иценностно-рациональное.
Каждый из этих типов в «чистом виде» вдействительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и болеетипов.
М. Вебер в своих трудах активно использовал идеирационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации иуправления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии” — теорииидеального управления.
Социология М. Вебера существенно отличается от тех теорий,которые были нами уже изучены. С точки зрения Вебера, социология, как и другиесоциогуманитарные науки, не должна абстрагироваться от самого главного исущественного в социальной жизни — от человека как сознательного существа. Поэтомуисходный пункт социологического исследования — индивид и его поведение. Этоэлементарная «клеточка» социологии, её неразложимый «атом».
Что же тогда представляют собой социальные институты иорганизации, социальные общности и группы, с существованием и деятельностьюкоторых привычно связывают общественную жизнь?
С точки зрения М. Вебера, они — только процессы, связиспецифических действий отдельных людей: действовать могут только индивиды,мыслить могут только они; мыслить и действовать не может, скажем, фирма илисоциальная группа, — мыслят и действуют те индивиды, которые эту фирму илигруппу образуют.
Когда мы говорим о деятельности фирмы, то прибегаем кметафоре, которая строго научного смысла не имеет. М. Вебер пишет:
«Для других (например, юридических) познавательныхцелей или для целей практических может оказаться целесообразным и простонеизбежным рассмотрение социальных образований (»государства", «товарищества»,«акционерного общества», «учреждения») точно так, как еслибы они были отдельными индивидами (например, как носителей прав и обязанностейили как виновников действий, имеющих юридическую силу). Но с точки зрениясоциологии, которая даёт понимающее истолкование действия, эти образования сутьтолько процессы и связи специфических действий отдельных людей, так как толькопоследние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловуюориентацию".
Таким образом, М. Вебер не исключает возможностииспользования в социологии таких понятий, как семья, нация, государство, армия,без которых социолог и в самом деле не может обойтись. Но он требует незабывать, что эти формы коллективностей реально не являются субъектамисоциального действия. Эти коллективы — лишь способы организации действийотдельных индивидов, следовательно, производны от этих действий, а несамостоятельны. Поэтому приписывать им волю и мышление, прибегать к понятиямколлективной воли или коллективной мысли можно не иначе как в метафорическомсмысле.
Если исходным пунктом социологического анализа, по Веберу,является индивид и его поведение, то объектом социологии становится социальноедействие. Социальное действие — чрезвычайно важная категория веберовскойсоциологии. Придавая ей первостепенное значение, М. Вебер говорил, что самасоциология — наука, изучающая социальное действие.
Прежде всего надо сказать, что М. Вебер различает действие исоциальное действие. «Действием», — пишет он, — следует называтьчеловеческое поведение (безразлично, внутреннее или внешнее деяние, недеяниеили претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают сним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следуетназывать такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим илидействующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании".Другими словами, «социальным является такое действие, которое всоответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицоустановки на то, как будут действовать другие, и ориентирует себя в ихнаправлении»
Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагаетдва момента: субъективную мотивацию индивидов, без которой вообще нельзяговорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую М. Веберназывает также «ожиданием» и без которой действие не можетрассматриваться как социальное.
Что же такое «ориентация на другого»? Разъясняяэтот существенный момент социального действия, М. Вебер пишет: «Социальноедействие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущемповедение других индивидов (месть за нападение в прошлом, оборона при нападениив настоящем, меры защиты против будущего нападения). В качестве “других» могутвыступить известный индивид или неопределённо многие и совсем неизвестные (например,“деньги" означают средство обмена, которое действующий индивид принимаетпри обмене, так как ориентирует своё действие на ожидание того, что в будущемпри обмене их примут в свою очередь неизвестные ему и неопределенно многиедругие)".
Таким образом, действия, ориентированные на вещи или жесвязанные с природными явлениями (люди раскрывают зонты, когда начинается дождь),подражание и т.п. социальными, по М. Веберу, не являются. Даже хозяйственнаядеятельность человека не социальное действие, если не принимает во вниманиедругих людей.
Введение этой характеристики — «ориентации на другого»- необходимо М. Веберу для того, чтобы перевести действие в плоскостьвзаимодействия и тем самым преодолеть тот «методологический индивидуализм»,который сразу бросается в глаза при знакомстве с социологией Вебера. Одновременноклассик указывает на то, каким образом, в какой форме существуют коллективности(тотальности) для социологической науки. Они рассматриваются лишь в той мере, вкакой они признаются самими людьми, постольку, поскольку люди ориентируют наних своё поведение.М. Вебер поясняет, что существование таких общностей, как«государство», «союз» с точки зрения социологии означает нечто иное, как большую или меньшую возможность того, что индивиды в своихдействиях принимают во внимание эти образования. Следовательно, с точки зренияМ. Вебера, социальность не существует вне и помимо индивидов и лишь в той мере,в какой индивиды ориентируют на неё свои действия.
Представление о человеке как сознательном существереализуется у М. Вебера в понятии смысла действия. В социологии «объектомпознания является именно смысловая связь поведения».
Что такое смысл? Он прежде всего носит субъективныйхарактер, это то, что данный субъект вкладывает в свои действия, то, как он ихосмысливает. «Действием называется человеческое поведение в том случае ипостольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивидысвязывают с ним субъективный смысл». Речь, следовательно, не идёт об«объективном» смысле, который могут в конечном счёте получатьдействия индивида уже независимо от его собственных намерений. Смысл всегдапредполагает субъекта, для которого он существует. Во-вторых, смысл связан стеми целями и задачами, которые ставит перед собой субъект, с теми средствами,которые он выбрал для их достижения.
В связи с этим формулируется и основная задача социологии.М.Вебер считает, что социология должна быть «понимающей». Её цель — понятьсмысл социальных действий, и тем она отличается от естественных наук. «Социология,- пишет М. Вебер, — означает науку, которая хочет истолковывающим образомпонять социальное действие и благодаря этому причинно объяснить его в егопротекании и следствиях». Сознание действующего индивида оказывается,таким образом, необходимым для того, чтобы действие выступило в качествесоциальной реальности. Изучить же её — значит понять смысл, который вкладываютв свои действия индивиды.
Понимание — ещё одна важная в социологии М. Вебера категория.На первый взгляд, она чрезвычайно сближает социологию с психологией. Однако наделе понятным может быть только осмысленное человеком действие. Другимисловами, социологу понятно может быть лишь то, что понятно самому индивиду, т.е.тот смысл, который субъект вкладывает в свои действия. «Непосредственнонаиболее понятным по своей смысловой структуре, — пишет М. Вебер — является действие,ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами,которые считаются (субъективно) однозначно адекватными для достижения (субъективно)однозначно и ясно сознаваемых целей». Такое действие М. Вебер называетцелерациональным, ибо оно направлено к достижению ясно осознаваемых самимдействующим индивидом целей и использует для достижения этих целей средства,признаваемые адекватным им самим. Естественно, осмысленное целерациональноедействие не является предметом психологии, а его понимание психологическим, ибоцели человека не могут быть понятыми, если исходить только из анализа егопсихологической жизни.
Здесь мы подходим к ещё одной важной для социологии М. Веберакатегории, категории идеального типа.
Целерациональное действие — это не некая всеобщая модель действия,даже не преобладающий в эмпирической действительности тип. Это идеальный тип,который в чистом виде редко встречается в действительности.
Идеальный тип, по мысли М. Вебера, это определённаятеоретическая схема, конструкция, модель, созданная самим исследователем путёмвыделения, заострения тех элементов действительности, которые этотисследователь считает типичными. Такими идеальными типами являются, например,«господство», «капитализм», «церковь», «секта»,«христианство» и т.п. Эти идеальные типы — некие обобщения; вреальности же исследователь имеет дело с индивидуальными социальными явлениями,по Веберу, с социальными действиями индивидов. Ещё раз напомним: для М. Веберасубъектами действия могут быть только индивиды, а не коллективные образования.
Идеальные типы имеют значение лишь как средства иинструменты социального исследования. Так, целерациональное действие служитобразцом социального действия, с которым соотносятся все остальные видыдействия, в особенности реально существующие. К самим идеальным типам в связи сэтим предъявляются определённые требования. Поскольку цель социологии — устанавливатьобщие правила событий безотносительно к их пространственно-временнымхарактеристикам, то и идеальные типы должны быть настолько «чистыми»,чтобы быть годными для исследования любой страны в любую эпоху. Идеальные типыконструируются так, словно социальное действие происходит в идеальных условиях.Отклонение от идеального типа всегда можно заметить, исследовать, выразить вобщезначимых понятиях только с помощью идеального типа. Так, сам М. Вебервыделяет по принципу сравнения с целерациональным целую шкалу социальныхдействий:
более или менее приближённо достигнутый правильный тип;
(субъективно) целерационально ориентированный тип;
действие, более или менее сознательно и более или менееоднозначно целерационально ориентированное;
действие, ориентированное не целерационально, но понятное посвоему смыслу;
действие, по своему смыслу более или менее понятномотивированное, однако нарушаемое — более или менее сильно — вторжениемнепонятных элементов;
действие, в котором совершенно непонятные психические илифизические факты связаны «с» человеком или «в» человекенезаметными переходами.2. Психологическое направление в социологии
К концу XIX — началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ееавторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания.С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, чтоспособствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, кпоследней трети XIX века в психологии появляютсятеории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, всоциологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмовчеловеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилосьпсихологическое направление в социологии.
Психологическая социология никогда с теоретической точкизрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, — стремлениесводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемыхпроблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм,инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию иинтеракционизм — межличностные взаимодействия.
Психологический эволюционизм Сторонники психологическогоэволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф.
Гидденс считали, что «социальные силы — это те жепсихические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичнымисоциальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На ихоснове возникают более сложные желания, с помощью которых и происходитпоступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841-1913). Американский ученый,первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающимиобщественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания.Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психическиесилы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальныхсоциальных сил.
Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизнисвязывает с биологически наследуемыми инстинктами.
«Психология народов»
«Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт идругие) признает главной силой истории «народный дух», или «духцелого». Основная задача сторонников концепции — познать сущностьнародного духа, открыть законы духовной деятельности народов.
Идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта(1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в«Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идеяполучила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Ужев «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундтизложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологическойпсихологии и психологии народов.
Групповая психология К концу XIXвека стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальныхявлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массовогоповедения.
Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век — век социальных потрясений и катаклизмов, веккоммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этогонаправления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый периодсвоего развития — «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественнаяжизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическимхарактеристикам всегда представляет разрушительную силу. Разумное критическоеначало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Трактуятолпу как группу людей, охваченных общими настроениями, стремлениями ичувствами, Лебон выделял характерные черты толпы: зараженность общей идеей,сознание собственной силы, утрату чувства ответственности, нетерпимость,восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям и бездумномуследованию за лидерами.
Теория подражания (интеракционализм).
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другиеполагали, что социальные законы — это законы подражания. Человек как всякоесоциальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляютсяудачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктоминдивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться дотех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействиеподражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправнойпункт всех общественных изменений — обновляющая мысль, а закон всемирногоповторения — основной закон общественной жизни. Основные работы Габриеэля Тарда(1843-1904) — это «3аконы подражания» (1892),«Социальная логика»(1901),«Социальные законы» (1901). «Мнение и толпа» (проблемытолпы) Основной тезис: социальные явления и события являются психологическимипо своей природе, так как они состоят из взаимодействия индивидуальных умов,обусловленных индивидуальными убеждениями и желаниями.
Основная проблема: отношение «я» к другим «я»,их взаимное влияние, постоянное, малозаметное или значительное. Это иопределяет социальную жизнь. Основа общественного взаимодействия — индивид. Индивид- первичная социальная клеточка общества (О). О вырастает из индивида. На этутему полемизировал он с Дюркгеймом в течение 25 лет. Для Дюркгейма О первично ииз него возникает индивид, а у Тарда наоборот. Если индивид первичен, то особыйинтерес представляет его психология. Социальный процесс характеризует какопределенную циркуляцию желаний и идей. Эта циркуляция протекает в 3-х осн.формах:
1) репетиция или имитация 2) оппозиция 3) адаптация.
Главное в О — подражание. Тард исходит из логическогоанализа различных форм социального взаимодействия, доказывая, что основусоставляет ассимиляция индивидом установок, верования, чувств других людей. Следовательно,задача социологии — изучение законов подражания, на чем строятся человечвзаимодействия Предмет социологии — исследование и описание динамики идей,убеждений, желаний, внутренних переживаний субъекта. О — это подражание. Подражание- вид гипнотизма. Социальные конфликты объясняются противоречиями междуразличными направлениями подражания. Ссылаясь на механизм подражания, Тардобъясняет общественное мнение, обычаи, моды, религию и все прочие социальныеявления. Из подражания вытекает интерес к психологии. Толпа — физическоесобрание, объединение разнородных незнакомых друг другу элементов. Общие чертытолпы: вера, страсть, эгоизм, коллективное самолюбие, односторонняяиррациональная подражательность.
Классификация толпы: выжидающая толпа; внимающая толпа;
заявляющая о себе толпа; действующая толпа.
Публика — это социальное объединение, формирующееся подвоздействием самоконтроля, обладающее общим самосознанием, общим интеллектом. Впроцессе развития общества должна 27
произойти замена толпы этим социальным объединением — публикой.
Вывод: Тард объяснял всю соцжизнь О в терминахинтерпсихологии, т.е. психологического взаимодействия двух индивидов из которыходин подражает другому. Элементарный социальный факт — это результатсоприкосновений и взаимодействий нескольких умов.
Основоположник символического интеракционизма, американскийфилософ и социолог Джордж Герберт Мид (1863 — 1931) исходил из признанияпримата социального над индивидуальным. Квалифицируя свою позицию как " социальныйбихевиоризм", Мид особенно подчеркивал, что единственно правильноеобъяснение сознания человека может быть дано лишь в терминах поведения а ненаоборот, как полагали ранее.
Мид считал, что социальный мир индивида и человечестваформируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большуюроль играет «символическое окружение». Согласно его концепции,общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, ккоторым он относил жесты и язык. По мнению Мида человек осознает себя,всматриваясь в других людей как в психологическое зеркало, а также действуясовместно с ними. При этом он полагал, что человек реагирует не только напоступки других людей, но и на их намерения. Люди постоянно разгадываютнамерения других людей, анализируют их поведение, опираясь на свой опытдействий в подобных ситуациях.
Сущность теории символического интеракционизма состоит втом, что межличностное взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог. Осмыслениеи интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между еговоздействием и ответной реакцией. В это время стимул связывается с определеннымсимволом, на основе которого строится ответная реакция.
Отказавшись от биологизации общества, психосоциологипытались преодолеть ограниченность эволюционизма. Их теоретические подходыприобретали все более аналитический характер. Однако это не избавило данноенаправление, как и всякое другое, от кризиса. Наиболее остро дискуссия о путяхразвития социологии проявилась в конце XIX в в Германии и была связана с именемФердинанда Тенниса (1855 — 1836).
Теннис рассматривает общественные отношения как волевые. Онподразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли. Естественнаяинстинктивная воля, примером которой может быть материнская любовь, направляетповедение человека как бы бессознательно. Рассудочная воля предполагаетвозможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером можетслужить торговля. Естественная воля порождает общину, рассудочная — общество. Вобщности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, в обществе — расчетливыйразум. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают местоотношениям второго типа. Позже во «Введении в социологию' Теннис усложнилэту типологию, совместив ее с делением на отношения „господства“ и»товарищества", группы и объединения.
В 90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилоськак вполне самостоятельное психологическое направление. Хотя элементыпсихологизма встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский).
Социолого-психологические концепции сложились в обеихкрупнейших областях отечественной социологии — и в академической, и впублицистической. В социальной публицистике исключительным влияниемпользовалась субъективная социология как разновидность психологической.
В университетской науке психологическое направление раннейроссийской социологии было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М. Бехтеревым,И.П. Павловым, П.А. Сорокиным. Их социологическая концепция строилась наанализе сформулированной ими цепи: физиологические процессы — нервные процессы- социальные явления.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — крупный ученыйи организатор науки в различных областях:
невропатологии, физиологии, психиатрии, психологии,социологии. Его незаурядный талант исследователя и организатора в полной мерепроявился как до, так и после Октябрьской революции.
В 1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885г. заведовал кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создалпсихофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал «Неврологическийвестник». С 1893 г. он работает профессором Военно-медицинской академии, ас 1897 г. являлся профессором Женевского медицинского института, В 1908 г. онстал одним из создателей Психоневрологического института в Петербурге и егопервым директором. В 1918 г. он возглавил им же созданный Институт по изучениюмозга и психической деятельности, который позже был переименован вГосударственный рефлексологический институт им.В.М. Бехтерева.
Главной своей научной задачей он считал создание учения оличности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственнуюосновную научную концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделялтакие элементы как рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались имдля диагностики различных состояний человека и, в частности, нервныхзаболеваний.
Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания,
исследованием гипнотического внушения.
Основные работы Бехтерева, в которых поднята социологическаяпроблематика:
Сознание и его границы (1888);
Психика и жизнь.2е изд. (1904);
Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);
Психорефлексология (1910);
Рефлексология (1918);
Коллективная рефлексология (1921);
Главное внимание представителей психологического направлениябыло направлено на изучение психологического механизма и социальных формпроявления поведения индивида или группы.
Наиболее видный представитель этого направления — ЕвгенийВалентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии иэтике, вписанные на русском языке: “Социология" (1880), “Прошедшеефилософии" (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909),“Понятие разума и законы вселенной" (1914), “Философия и ее задачи в XXвеке” 1915).
Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпелизначительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, чтосоциология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологиипсихологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законовиндивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной иописательной наукой. В 90-х расширяет предмет Социологии, включает в неемораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы еепонимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией". По его мнению,жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес изначение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задачасоциологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология сталатрактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включаласьистория науки, история философии, история искусства, теория познания, этика,эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у ДеРоберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективносуществующее общество.
Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов онотождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировалматериальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря нато, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постояннымоставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе" социологии.В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.
По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессыможно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическоевзаимодействие — общественные группы — личность — наука — -философия — искусство- практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда сталиосновой его теории “четырех факторов цивилизации", и им уделялось особоевнимание. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальнойэнергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания",с этого начинается развитие цивилизации.
Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от ихидей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.
По его мнению, двигателем любого социального явления могутбыть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции,воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшейформой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.
В первой половине 80-х годов складывается социологическаятеория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).
Кареев — историк, социолог. Он преподавал в Варшавском,потом в Петербургском университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентомРоссийской Академии наук, а с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.
Этого видного российского историка и социолога часто такжепричисляют к направлению академического психологизма в социологии, хотя еговклад в развитие отечественной социологии значительно более весом. Он былавтором первого российского учебника по социологии. Он также явился первымисториографом отечественной социологии.
Основные взгляды его социологической теории нашли своевыражение в докторской диссертации “Основные вопросы философии истории", вышедшейв 1883 г. в 2-х томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:
“Сущность исторического процесса и роль личности в истории"(1889), “Историко-философские и социологические этюды" (1895), “Старые иновые этюды об историческом материализме” (1896), “Введение в изучениесоциологии” (1897), “Историка. Теория исторического знания” (1913),“Историология. Теория исторического процесса” (1915), “Общие основы социологии”(1919) и ряд журнальных статей. Им было написано 80 книг и статей по философии,социологии и истории.
Кареев критиковал контовскую классификацию за то, что Контнеоправданно перешел от биологии к социологии, минуя психологию. “Междубиологией и социологией, — писал Кареев, — мы ставим психологию, но неиндивидуальную, а коллективную”.
Психоаналитическая ориентация К XXвеку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась инадолго сохраняется психоаналитическая тенденция.
3игмунд Фрейд (1856-1939) полагал, что человек и обществонаходятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликтеконсервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы«ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучиеприродные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но дляисторического развития общества, так как динамика сознательного ибессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.
Основным у 3. Фрейда является представление о том, чтоповедение человека определяют иррациональные психические силы, а не законыобщественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил,социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так каксреда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляетприроду человека.
Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитиюневрозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов,сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормальногосуществования общества, развития культуры, предохраняет человечество отразрушения.
Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями,общественными запретами — одна из основных идей социальной теории психоанализа.
Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитиюобщества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными,бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководитьэлита.
Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, — вопрос,что объединяет людей в человечество.
По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительныефакторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувстволюбви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно этиформы являются основой социальных отношений.
Центральное положение концепции З. Фрейда — найти способинтеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой черезвнутреннее освобождение человека.
Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что вобществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. Сдругой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональноеизменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватнойсоциализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизмавозникали: неофрейдизм и постфрейдизм.
Неофрейдизм Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм,которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но вотличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человекпо своей природной сущностихорош. Плохо общество. Идея патологичности ирепрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фроммацентральной.
Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебногоему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида являетсясоциальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образажизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственноебольшинству членов определенной культуры. Функции социального характера Э. Фроммвидел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества,чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стереотипизированным,само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.
Формирование социального характера происходит, с однойстороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой — природычеловека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развитиясамоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделялосновные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский,рецептивный (пассивный), рыночный.
Социальное выступало у него негативным элементом,подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции ипривести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если всесуществующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новыйтип общества — коммунитарный социализм.
Заключение
Социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее,что имеется в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждомэтапе исторических преобразований социология открывает пути для новыхнаправлений, которые определяют её движение вперёд. Среди проблем, ставшихведущими для социологии, на современном этапе развития являются: социальноеположение человека в обществе и группе, социальная структура, участие вуправлении, «человеческие отношения», общественное мнение,социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы,межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической исоциально-экономической ситуацией в условиях перехода страны к рыночнымотношениям. Однако предстоит ещё многое сделать для изложения действительнойтеории развития социологической мысли, свободной от предубеждений,идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годыпренебрежения этим направлением в науке.
Таким образом, можно сказать, что история европейскойобщественной мысли, начиная с Нового времени, во многом развивалась подопределяющим воздействием естественнонаучной методологии, складывающейся врезультате выдающихся открытий в механике, астрономии и др. В социологии ХIX — начала ХХ вв. существовали двеглавные формы: натурализм — социал-биологизм, представленный концепциейсоциального организма (Герберт Спенсер, Альберт Шеффле, Рене Вормс и др.) идарвинизма социального (Уолтер Беджгот, Людвииг Гумплович, Уильям Самнер и т.д.).
Естественно, разнообразные школы позитивистского направленияв социологии начала ХХ века лишь первые шаги на пути формирования социологиикак самостоятельной науки. Социальный дарвинизм в социологии, несмотря наопределенные достижения в постановке некоторых социологических проблем (конфликты,этноцентризм и др.) постепенно к началу ХХ ст. исчерпал свой потенциал потомучто основные принципы несвязанные с выявлением по существу социальныхмеханизмов развития общества игнорировали его историческую сущность.
Психологическое направление в социологии — одно изнаправлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторамии поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственнок социальной психологии. Главная заслуга психологического направления всоциологии и политологии — сосредоточение пристального внимания на выясненииместа и роли общественного и индивидуального 34
сознания, их соотношения в социально-политической жизни, наанализе мотивации социальных и политических действий людей и ее механизма. Вместес тем в его рамках чаще всего происходило одностороннее преувеличение значенияпсихологического момента (чувств, склонностей, инстинктов и т.п.) в ущербдругим, в том числе собственно социальным и политическим. Общественныеотношения неправомерно сводились лишь к межличностным, а сама личность — к еесамосознанию.
Психологизмв социологии — попытка определения сущностных характеристик человека иобщества, законов их функционирования и развития с помощью психических явлений.Представители этого направления, с разных сторон рассматривая суть психическихявлений, старались с их помощью объяснить социальные явления и процессы. Вразвитии психологической социологии выделяют следующие самостоятельныенаправления «психологию народов», тесно связанную с этнографией,групповую психологию и интеракционизм.
Ярким представителем «психологии народов» можно назватьВильгельма Вунда, групповой психологии — Гюстава Лебона и Габриеля Тарда,интеракционизма — Джорджа Герберта Мида. «Психология народов» былаодной из первых попыток начать конкретное исследование взаимодействия культурыи индивидуального сознания. Ценна была прежде всего сама установка на сближениепсихологических, этнографических, лингвистических, историко-филологических иантропологических исследований. Однако в конце XIX в стало ясно, что нипсихология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны датьключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучениюнепосредственно группового и массового поведения.
История каждой науки свидетельствует, что вначалезарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затемуже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность исодержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился.Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развитиясоциологической мысли. М., 1992.
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., СамыгинС.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999.
3. Голосенко И.А. Оглядываясь наОгюста Конта // Социологические исследования. 1999. №1.
4. Гофман А.Б. Семь лекций поистории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
5. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., СеменовВ.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
6. Давыдов Ю.Н. Метатеоретическиеустои социологии XIX века // Социологические исследования. 1998. №6.
7.3. Лукашевич Н.П. Туленков Н.В. Введениев социологию: Учебн.-метод. Пособие. — К.: МАУП, 1996.
8. История социологии: учебноепособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993.
9. История теоретической социологии.В 4-х т. Т.1/Ответ. ред. сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997.
10. История теоретической социологии.В 5 томах. Т.2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научногознания). М., 1997.11. Капитонов Э.А. История и теория социологии. СоциологияХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
12. Ковалевский М.М. Конт, егопредшественники и последователи // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т.I.СПб., 1997.
13. Конт О. Дух позитивной философии// Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И.Добреньков, Л.П. Беленкова., М.:, 1994.
14. Конт О. Курс позитивнойфилософии // Родоначальники позитивизма. Вып.4. Огюст Конт. СПб.: Изд-воБрокгауз-Ефрон, 1912.
15. Култыгин В.П. Классическаясоциология. М.: Наука, 2000.
16. Милль Дж. Огюст Конт ипозитивизм. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906
17. Ручка А. А, Танчер В.В… В. Очеркиистории социологической мысли. К.: Наукова думка, 1992.
18. Спенсер Г. Основные начала. Спб.,1899.
19. Вольтман Л. Теория Дарвина исоциализм. Спб., 1900.
20. Маркс К. Социология. Сборник. Пер.с нем. М., 2000.
21. Вундт В. Проблемы психологинародов. М., 1998.
22. Тард Г. Социальная логика. СПб.,1996.
Приложение
Таблица 1. Система наук и их методов по Конту
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.