Реферат по предмету "Социология"


Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб

Введение
 
Бурное развитие в нашейстране профессии «социальный работник», широкое развитие сети учреждений,оказывающих разноплановую помощь пожилым людям, людям с ограниченнымивозможностями, семьям, сиротам и другим категориям граждан, оказавшимся втрудной жизненной ситуации, обуславливают необходимость тщательного подхода кподготовке специалистов по социальной работе, которые должны быть наделенытакими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие,сострадание, эмпатия.
Системапрофессионально-личностных ценностей занимает ведущую позицию в структуреличности социального работника и содержится в его целях, убеждениях, идеалах, установках,интересах и других личностных проявлениях. В процессе деятельности социальногоработника профессионально значимые ценности занимают особую роль, они выступаютосновными регуляторами поведения и являются необходимым условием эффективностипрофессиональной деятельности.
Социальная работа, какпрофессиональная деятельность, имеет целью содействие людям, социальным группамв преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты,коррекции и реабилитации. Это такая деятельность по социальному регулированию,которая требует, с одной стороны, профессиональной компетенции, юридических,психологических знаний. С другой стороны, социальный работник должен не толькообладать знаниями в области философии, этики, но и глубоко проникнуться ихдухом, чтобы не поддаться соблазну манипулирования людьми, чтобы, будучипризванным творить добро, не принести ненароком зла от невежества или душевнойглухоты.
Целью настоящей работыявляется сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальныхслужб. Предмет исследования – формирование альтруистических установок. Объект –личность социального работника.
Гипотеза исследования: всилу специфики осуществляемой профессиональной деятельности альтруистическиеустановки наиболее выражены у сотрудников Социально-реабилитационного центрадля несовершеннолетних «Берегиня».
Задачи исследования:
ü  дать интегральное определение«профессионализма в социальной работе»;
ü  обозначить основные свойства икачества личности, входящие в понятие «профессионализм в социальной работе»;
ü  исследовать альтруистическуюнаправленность в деятельности сотрудников сферы социального обслуживания;
ü  провести анализ и сравнение полученныхданных.
Основные методыисследования многофакторный опросник Р Кеттелла и методика Т. Лири.

Глава 1. Основныеподходы к изучению проблемы профессионально-личностного развития социальныхработников
 
1.1 Профессионализм всоциальной работе
Понятие «профессионализмв социальной работе» до сих пор недостаточно раскрыто в силу объективных исубъективных причин. Одни исследователи убеждены, что профессионализм – этостепень овладения социальным работником профессиональными навыками; другиесчитают, что «профессиональная подготовка» и «профессиональная квалификация» — это обязательные компоненты профессионализма; третьи добавляют к этимкомпонентам «этические знания» как неотъемлемую часть профессиональнойдеятельности социального работника; четвертые считают, что профессионализм всоциальной работе невозможен без предрасположенности к выполнению социальнойработы, определенной склонности к работе с людьми.
В начале 90 –х гг. XX века разные авторы – Н.С. Давакин,И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.А. Яблокова и др. – пытались датьопределение профессионализма в социальной работе:
ü  психологи выделяют такие аспектыстановления профессионализма социальных работников, как престижность профессии;профессиональное мастерство; социальная престижность, успешностьпрофессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма;знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенныеиндивидуально-психологические свойства и состояния личности социальногоработника; направленность личности; иерархия мотивов, ценностных ориентаций. Наэтой основе они выделяют такие компоненты профессионализма как: профессионализмдеятельностный, профессионализм личностный, профессионализм по отношению кдругим;
ü  социологи делают акцент напрофессиональных ценностях, способах социального действия, профессиональномпризвании, глубокой мотивации к профессиональной деятельности социальногоработника, профессиональной подготовке, профессиональном мастерстве,профессиональной культуре, профессиональной специализации, трудовых навыках,квалификации;
ü  педагоги выделяют такие качества какмотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание исамосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности,готовность к профессиональной деятельности.
Неотъемлемая частьпрофессионализма — этические качества и ценностные ориентации. Ядром системыценностей социального работника являются профессиональные ценности, которыереализуются в процессе практического действия в системе «человек-человек» ивыражаются в уважении клиента как человека и индивида, признании самоценностикаждого клиента, адекватности реакции на эксклюзии, происходящие в обществе.
 
1.2 Психологическиепредпосылки формирования профессионально-значимых качеств
В психологии понятиехарактер (от греч. character — «печать», «чеканка»), означает совокупностьустойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихсяв деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Выступая как прижизненноеобразование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни.Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в ихединстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни,формируется и сам человек. Большую роль в этом играют общественные условия иконкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путьчеловека, на основе его природных свойств и в результате его деяний ипоступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различныхпо уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивнаякоманда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группаявляется для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивируетв своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов.Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, какон в ней интегрируется. В коллективе как в группе высокого уровня развитиясоздаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.Этот процесс взаимный — благодаря развитию личности, развивается и самколлектив.
Содержание характера,отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненнуюнаправленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы,убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненныйплан человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагаетналичие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависятмотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.
Решающим для пониманияхарактера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым длячеловека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи.Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие«характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующихзадач. Следовательно, характер — это не просто любое проявление твердости,упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), анаправленность на общественно значимую деятельность. Именно направленностьличности лежит в основе единства цельности, силы характера. Обладание целямижизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человекусвойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер инаправленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может бытькак порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими,нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на всеповедение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, ацелостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается напервый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемсяхарактере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденностьопределяет долгосрочную направленность поведения человека его непреклонность вдостижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела,которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человекапри том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие, Поверхностность инеустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, снедостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубинаи содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности,настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичныхособенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людейвеселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными дляпонимания характера могут быть также привязанности и интересы человека,связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например,Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев —чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные иматериальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувстваличности, но и направленность его деятельности. Не менее важно соответствиедействий человека поставленным целям, так как личность характеризуется нетолько тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможнопонять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходнойнаправленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используядля этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет спецификухарактера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой,ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такойточки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степеньвыраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достиженииуспеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающихуспех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску ит. д.). Характер человека проявляется к другим людям (при этом можно выделитьтакие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость,тактичность — грубость и т. д.).
Характер не являетсяврожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителяопределенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — этовсегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерахлюдей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальномхарактере отражаются многообразные типические черты — национальные, профессиональные,возрастные. Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определеннойпластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требованийобщества тип характера изменяется и развивается. Последовательно проходя этапыпрофессионального роста, человек теряет какие-то черты характера предыдущего иприобретает новые.
Характер не являетсязастывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Большуюпомощь в формировании характера или отдельных его черт оказывают более опытныелюди. Исходя из гипотезы курсовой работы, таким пластичным, развивающимсяэлементом характера в ходе реализации профессиональной деятельности социальногоработника являются его ценностные установки.
Становлениепрофессионализма начинается с профессиональной подготовки, поэтапногоформирования системы практических навыков и профессионального мастерства.Профессионально-личностное становление предусматривает формированиепрофессионального призвания и развитие духовно-нравственных качеств.
Готовность субъекта косуществлению гуманистически ориентированной деятельности по оказанию помощинуждающемуся в ней человеку, побуждаемую бескорыстной мотивацией, согласуемую синтересами других людей (группы, всего общества) и сопровождаемуюспецифическими альтруистическими переживаниями, Л. Н. Антилогова называет альтруистическойустановкой.
Известно, что потребностичеловека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека,обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие кдеятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа илипредставления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственногоидеала.
В психологии сложилосьследующее определение мотива: мотив — это то, что отражаясь в сознаниичеловека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворениеопределенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности,которая действует как объективная закономерность, выступает как объективнаянеобходимость.
По мнению одного изнаиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации — Р. Г.Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения идеятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяетповедение.
Итак, в основе любойдеятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однакосоотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и неоднозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее копределенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, завершивее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться,и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность.Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычновозникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формированиедеятельности, а иногда, напротив, отстает. И то и другое сказывается на еерезультате.
Все сказанное позволяетзаключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, авыступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы личности.Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов,которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сферадинамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивыотносительно устойчивы и, доминируя, образуют условный стержень всей сферы (вних проявляется направленность личности).
Вопрос в том, откудаберутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним изосновных. Та же самая концепция А. Маслоу не может ответить на этот вопрос: какизвестно, он строит «пирамиду» потребностей, которые являются основой мотивов.Это биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке,устойчивости), аффилиативные потребности, потребность в уважении, престиже, и,наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации.
Отечественные психологиисходят из того, как конкретный действительный индивид включен в системуобщественных отношений и каким образом эта система отражается в егоиндивидуальном сознании. Б.Ф. Ломов считает, что для понимания сущностимотивационной сферы (ее состава, строения, динамики) и ее развития необходиморассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучая зависимостьмотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеют многомерный имногоуровневый характер, не только непосредственные, но и опосредствованныеконтакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределынепосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинаетформироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии, политики, этикии т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играют общественныеинституты. На эмпирическом уровне психологического анализа речь должна идти,прежде всего, о тех общностях людей, к которым принадлежит данный конкретныйиндивид. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминантмотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежит ряду общностей,а в процессе его развития число общностей, в которые он включается, изменяется,естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Следовательно, развитиемотивационной сферы надо рассматривать не как процесс «изнутри» индивида, а вплане развития его связей с различными общностями людей. Таким образом, переходот одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанногоразвития индивида, а развитием его отношений и связей с другими людьми, собществом в целом.
Во множестве мотивовиндивида отражаются потребности, свойственные различным общностям, в которые онвключен. Этим определяется сложнейшая картина динамической системы мотивов, ихсогласованность или противоречия, дифференциация и интеграция,взаимопревращения и т.д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения (цели,потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, не всегда.Если бы это было так, то человек обладал идеальным самосознанием, всовершенстве знал себя, давал бы точную самооценку. Между тем нередкоокружающие люди лучше знают, вернее оценивают человека, чем он сам. Разумеется,человек всегда осознает ту непосредственную цель, которой подчинено егоповедение в текущий момент. Он лучше знает фактическую сторону своей жизни, нопарадокс в том, что человек часто не осознает (или осознает неполно) истинныепричины или побуждения к совершению определенных поступков или поведенческихактов.
Немаловажную областьмотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения.Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки.Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояниеготовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может бытьудовлетворена та или иная потребность. Установка — это готовность,предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объектили действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.
Ставшие классическимиисследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников показали процесс формированияфиксированных установок, определяющих поведение личности. Предвзятость,составляющая сущность многих установок, является либо результатом поспешных инедостаточно обоснованных выводов из некоторых факторов личного опыта человека,либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления —стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
Установки по отношению кразличным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающимихарактер предубеждения. Психологическими исследованиями в структуре установкивыделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (от лат. cognito — «познание») подструктура естьобраз того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочнаяподструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношенииобъекта установки, осуществлять волевые усилия. К неосознаваемым мотивам такжеотносятся влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.
Несмотря на различиетрактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах вкачестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разныхконцепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическаятенденция» (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующееотношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев),«динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она такили иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состоянийличности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов,ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступаеткак системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Совокупность устойчивыхмотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых отналичных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленностьличности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленностьвключает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление,интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленностиличности являются, вместе с тем, мотивами ее деятельности.
Установки — это убежденияили чувства, способные влиять на наши реакции. Это готовность действоватьопределенным образом. Альтруистические установки — это готовность индивидапомогать другим людям.
Установка личности — этопозиция, занимаемая человеком, которая заключается в определенном отношении к стоящимцелям и задачам, и выражается в избирательной мобилизованности и готовности кдеятельности, направленной на их осуществление. Установка личности в широком,обобщенном значении заключается в избирательном отношении к чему-то значимомудля личности и приноравливание к соответствующей деятельности или способудействия личности в целом, включая ее психофизический строй.
Всякая установка — этоустановка на какую-то линию поведения. Образование установки предполагаетвхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; оназависит от того, что субъективно значимо для индивида.
Смена установки означаетпреобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что длянего значимо. Установка возникает (формируется) в результате определенногораспределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленностьличности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку,фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением вкаком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
Установка, как позицияличности, из которой происходят ее действия, складывается в ходе развития личностии постоянно перестраивается в процессе ее деятельности. Порождаемая внутреннимвзаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающихнаправленность личности, установка в свою очередь их порождает илиобусловливает. Установка играет значительную роль во всей деятельности личности.Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которойвоспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяетсязначимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты иинтонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в инойперспективе, в ином свете.
Установка личности, вкоторой активизировано определенное перцептивное содержание, играетсущественную роль в восприятии, в познании человеком действительности.
Установка, по Узнадзе, — это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональныйстатус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, какпоказывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер.Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности,определяющая реальную позицию в конкретном действии.
Установка соотносительнас тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не толькоисходный, но и конечный их пункт. Тенденции заключаются в потребностях,интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могутвыступать как влечения и как желания. От интереса, как специфическойнаправленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, какнаправленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляетсяразветвленная система проявлений личности и их психологических понятий,благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется вкурсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями иинтересами, своими запросами и установками.
Мотивы человеческойдеятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных всознании объективных движущих сил человеческого сознания. Сами потребности иинтересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихсявзаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересычеловека развиваются, изменяются, перестраиваются. Мотивы деятельности человекаизменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.
Согласно представлениямА. Г. Асмолова, «установка» является стабилизатором деятельности, без которого«деятельность не могла бы существовать как самостоятельная система, способнаясохранять устойчивость, направленность движения».
Представители школы Д. Н.Узнадзэ в течение многих лет последовательно отстаивают идею о существованиипервичной установки, предворяющей и определяющей развертывание любых формдеятельности.
За понятием «первичнаяустановка» в концепции Д. Н. Узнадзэ стоит конкретно-психологическое явление,известное в психологии под именем феномена «побуждающего характера» предметов.В процессе возникновения первичной установки можно выделить три момента:потребность (предпосылка возникновения деятельности), активность и ситуацияудовлетворения потребности. Первый и третий моменты образуют некоторое единствов процессе активности, которая и является основным источником возникновенияустановки. Отсюда следует, что первичная установка представляет собой не чтоиное, как момент деятельности субъекта,
В представлениях А. Г.Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологическогомеханизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня установочнойрегуляции деятельности, соответствующей структуре деятельности: уровеньсмысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональныхустановок и уровень психофизиологических механизмов регуляторов установки вдеятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархическойструктуре регуляции деятельности.
Ведущим уровнемустановочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок.Смысловые установки вызываются мотивом деятельности и выражают в ней личностныйсмысл в форме готовности к сохранению направленности деятельности в целом. Приисследовании смысловой установки в регуляции деятельности недостаточноограничиться указанием на то, что смысловые установки могут осознаваться. Болеезначимым для понимания природы смысловой установки А. Г. Асмолов ставит вопрос,достаточно ли ее «обозначения» для последующего изменения, сдвига. Отвечая напоставленный вопрос, он выявляет еще на одну особенность смысловых установок.Она заключается в том, что сдвиг смысловых установок всегда обусловлен изменениемотражаемых в личностном смысле реальных жизненных отношений личности к действительности,которые выражают в деятельности смысловые установки. Смысловая установка — это,скорее, объектное, чем субъективное, образование. Для ее сдвига такого условия,как осознание привлекательности (или непривлекательности) объекта установки,явно недостаточно.
Смысловая установка,представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности копределенным образом направленной деятельности, стабилизирует процессдеятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер. Смысловыеустановки могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Сдвиг установоквсегда опосредован изменением деятельности субъекта.
Из перечисленныхособенностей смысловой установки основная особенность — это «цементирование»общей направленности деятельности в целом, придание всей деятельностиустойчивого стабильного характера.
Критерием для выделенияследующего уровня установочной регуляции деятельности является наличие целидействия. Цель, будучи представлена в форме осознаваемого предвидениярезультата, актуализирует готовность субъекта к её достижению и тем самымопределяет направленность действия. Под целевой установкой и понимаетсяготовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей передним цели, которая возникает после принятия определённой задачи. Вопрос оцелевой установке, ее природе и функциях разработан в психологии намногодетальнее, чем вопрос о смысловой установке. В различных психологических школахи направлениях, а особенно в Вюрцбургской школе и динамической теории личностиК. Левина, исследование целевой установки занимало одно из центральных мест.
Целевая установка,представляющая собой готовность, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемымобразом результата действия, выполняет функцию стабилизации действия. Целеваяустановка феноменологически проявляет себя в тех случаях, когда на путипротекания действия возникают те или иные препятствия. Из приведённогостановится ясным, что различительным критериям для отделения уровня смысловыхустановок от уровня целевых является наличие цели для последнего,представленного в «форме образа осознаваемого предвиденного результата». Целевыеустановки соответствуют цели осуществления действия и выполняют функцию егостабилизации.
Под операциональнойустановкой понимается готовность к осуществлению определенного способадействия, которая возникает в ситуации разрежения задачи на основе учетаусловий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося напрошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способаосуществления действия зависит от содержания предвосхищаемого условия. Говоря о«содержании условия», мы имеем в виду представление А. Н. Леонтьева о том, чточеловек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он приноравливаетсвою деятельность, а сами эти условия несут в себе средства, общественновыработанные способы деятельности, предметные и социальные нормы. Условиядеятельности обладают этим присущим только миру человеческих предметовсвойством, так как в них объективированы «значения». Именно в «значениях»содержатся те схемы действия — готовые формулы, образцы поведения, о которыхписал Д. Н. Узнадзэ, и которые передаются из поколения в поколение, не позволяяраспасться «связи времен». Эти «значения», будучи представлены в образепредвосхищаемого условия, определяют конкретное выражение способа осуществлениядействия, В случае совпадения образа предвосхищаемого условия с фактическинаступившим условием ситуации разрешения задачи, операциональная установка приводитк осуществлению адекватной операции, посредством которой может быть достигнутацель действия. Операциональные установки определяются условиями осуществлениядействия. На их основе формируются устойчивые стереотипы поведения.
В советской психологии мысльо необходимости учета того содержания, которое различные установки выражают вдеятельности человека, особенно рельефно выделена в исследованиях А. В.Запорожца. В зависимости от содержания, лежащего в основе установок, А. В.Запорожец вычленяет два вида установок: ситуационно-действенные и предметные.Ситуационно-действенные установки отражают физические отношения между субъектоми объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. В предметныхустановках отражены более устойчивые и независимые от преходящих особенностейдействия отношения между признаками самого предмета. А. В. Запорожецпредполагает, что взаимоотношения между двумя моментами механизмаоперациональной установки – вероятностным прогнозом и «содержанием связи» — вситуационно-действенных и предметных операциональных установках различны. Вситуационно-действенных установках именно частота проявлений определенной связина относительно небольшом временном интервале является основным признаком,который приводит к возникновению установки. В исследованиях А. В. Запорожцавыступил факт зависимости установки от предметного содержания, от «значений»,кристаллизированных на объектах установки.
Помимо двух типовоперациональной установки (ситуационно-действенной и предметной) А.Г. Асмоловвыделяет еще один третий тип – импульсивные установки. По своему механизмуимпульсивные установки резко отличны от предметных и ситуационно-действенныхустановок, но тем не менее они соотносимы с побочными условиями ситуации, вкоторой человеку приходится решать самые различные типы задач.
Согласно Л.Н.Антилоговой, реализация альтруистического поведения осуществляется черезсмысловые установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человекуситуациях, где ему предоставляется возможным выбрать наиболее специфические длянего способы реагирования.

1.3 Ценностныеориентации как важнейший компонент профессионализма
Проблемы ценностнойориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н.Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественнойпсихологии ценностные ориентации определяются как важнейшие компонентыструктуры личности. Ценностные ориентации определяют направленность личности нате или иные ценности, выполняя функции регулятора поведения, целеполагания,мотивации и обеспечения приемлемых способов реализации целей человека. Онипредставляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношениисубъект-объект, что, в свою очередь, определяет двойственный характерценностей: с одной стороны, они социальны, так как зависят от ценностейокружающего социума, с другой стороны — индивидуальны, поскольку в нихсосредоточен опыт конкретного индивида.
Проблема осмысленияценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания,ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития науки. Однакоценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболееважных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всехэтапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Так, философыевропейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей ицелей человека. В психологии проблема ценностей личности и общества с самогоначала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В развитиипредставлений о личности в различных теориях выявляется общая закономерность,которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленностиповедения человека и, соответственно, обращения к проблеме ценностныхориентаций.
Развитие системыценностных ориентаций личности осуществляется несколькими одновременнопротекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можноотнести адаптацию, социализацию и индивидуализацию, направленную на выработкусобственной, автономной системы ценностей. Однако система ценностей человекаизменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейсясоциальной средой, так и актуальным уровнем развития личности.
Из большого количестваопределений и классификаций ценностей по различным основаниям можно выделитьдве основные группы ценностей: терминальные и инструментальные. Первые ценности(ценности-цели) носят устойчивый характер и выступают в качестве основных целейчеловека, отражая его жизненную позицию и стратегию. Вторые (ценности-средства)являются основными стандартами при выборе определенного способа поведения для достиженияпоставленных целей. Система ценностной ориентации личности включает в себя кактерминальные, так и инструментальные ценности.
Система ценностнойориентации личности формируется и развивается в процессе идентификации,интериоризации и интернализации, которые являются важными условиямисоциализации личности. Становление ценностной системы индивида определяетсядействием целого комплекса различных психологических оснований и социальныхфакторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-смысловой сферы,социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видомдеятельности, характером и формой психологического воздействия. Однакопсихологические основания являются определяющими, влияя на становление системыценностных ориентаций индивида.
Эффективностьпрофессиональной деятельности во многом зависит от деятельностно-смысловогоединства, которое заключается в соответствии профессиональных и личностныхценностей, что является особенно важным в профессиональной деятельностисоциального работника, направленной на оказание помощи нуждающимся. Ярковыраженный гуманистический и этико-деонтологический характер деятельностисоциального работника предъявляет высокие требования к его личностным качествами уровню сформированности профессиональных ценностей.
Теоретический анализработ отечественных и зарубежных авторов (И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б.Шмелева, Е.И. Холостова, С.Л. Рубинштейн) позволил выделить такиепрофессионально-значимые качества социального работника, как гуманность,альтруизм, терпимость, чуткость, эмпатия, эмоциональная устойчивость,доминантность, социальная смелость. Поскольку профессиональная деятельностьсоциального работника опосредована нравственными критериями, то эффективнаяреализация этих качеств, будет определяться уровнем сформированности егосистемы ценностей.
Л.Н. Антилогова считает,что формирование и развитие альтруистической направленности личности особеннонеобходимо всем тем, кто работает с людьми. При этом, говоря словами В.А.Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем инаитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другогочеловека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухойк другим людям останется глухим и к самому себе: ему будет недоступно самоеглавное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
Данное суждение можноадресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердия,сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степенизависит здоровье и самочувствие подопечных.
Термин «альтруизм» былвпервые введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outré» — жить для других. Альтруизм – разновидностьобщественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с темиили иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистическогоповедения считается желание улучшить благополучие другой личности, а неожидание некой награды или любая иная причина, в которой можно усмотретькорыстный интерес. В.В. Давыдовой предлагаются следующие объяснения человеческогоальтруизма:
ü  Причина нашего желания помогатьдругим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим,поскольку разделяем их душевные страдания.
ü  Мы помогаем другим, посколькустремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Видчеловеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться отэтого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственныхнеприятных чувств.
Культурные теорииакцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду нормасоциальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм можетбыть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другомучеловеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачамиобщества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение,направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощирассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственнымиинтересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствийдля другого человека.
У Г.П. Медведевойальтруизм – это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важнои значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизманикогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все жесуществовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря нанеблагоприятные внешние обстоятельства.
На сегодняшний день нетобщепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широкораспространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит«интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другомунуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение,при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям уреципиента будет устранено нежелательное состояние».
Близким нашему пониманиюданного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическимповедение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либовознаграждение».
Е.Е. Носиновская считает,что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не толькопо отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, нодаже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.
Под альтруизмом вфилософской и этической литературе понимается принцип, заключающийся вбескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их благаличными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Перваявыражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требуетнекоторого уточнения.
Было бы точнееакцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, ана моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующегосубъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегдахарактерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение,как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние какпродиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярковыраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко,поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее емуникакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.
Проведенный анализлитературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразиетеоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить триобъяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми.Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакцииэмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другимчеловеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяяего переживания.
Согласно второмупринципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественнымморальных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданийдругих людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связаннымс обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя всоответствии с принятыми нормами поведения.
Согласно третьемупринципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, подкоторыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то ввиде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальныхнорм, то в форме ценностных ориентаций и установок.
Остановимся на каждом изэтих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществленииальтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же времядва других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральныенормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения.Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случаевыделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешаетпроблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистическогоповедения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы частоинтерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполнесоответствует традиционному представлению об установке как о готовностидействовать определенным образом.
Каждая деятельностьпобуждается и направляется мотивом, представляющим собой определеннуюпотребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и вэтом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологическийанализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуацияхпо-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражениядействительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представленапреобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существованияпредметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественнойпрактикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретнымсубъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его(субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.
Благодаря личностномусмыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивамиего деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческогосознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают длясубъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация,предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование незатруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективнымзначением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях напервый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Этосвоеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее:«В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможнои ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотивостается лишь потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки».
Из многочисленных проблемморального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека,существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмовпрофессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашейстране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистаяслучайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д.Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить покатрудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном – в этупрофессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностнымипредпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.

Глава 2. Исследованиеформирования альтруистических установок у сотрудников социальных служб
 
2.1 Организация иструктура исследования формирования альтруистических установок у работниковсоциальных служб
Для решения поставленныхзадач и подтверждения гипотезы, выдвинутой в курсовой работе, было проведеноисследование среди сотрудников Социально-реабилитационного центра длянесовершеннолетних «Берегиня» и Центра социального обслуживания гражданпожилого возраста и инвалидов г. Березовского.
Для исследованияформирования ценностных установок были изучены две группы. Группа из 20сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних получилаусловное название «группа 1», соответственно группа, также состоящая из 20сотрудников Центра социального обслуживания, вошла в «группу 2». Обе группысостояли исключительно из лиц женского пола. Средний возраст группы 1 составил26 лет, группы 2 – 28 лет.
Методологической основойисследования явились основные теоретические и методологические положенияотечественной и зарубежной психологии, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева,А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Е.Е. Насиновской, Л.Н. Антилоговой, С.Л.Рубинштейна и др.
В качествепсиходиагностических методик использовались многофакторный личностный опросникР. Кеттелла и методика Т. Лири.
Р. Кеттелл предпринялпопытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях. Онсчитает установку испытуемого при ответах формой поведения, связанной сопределенными чертами личности. Опросник Р. Кеттелла выявляетиндивидуально-типологические особенности личности, что позволяет установитьзависимость различных уровней альтруистического поведения от личностных свойствчеловека.
По мнению Л.Н.Антилоговой испытуемые с высокой степенью выраженности альтруистическогоповедения имеют высокие показатели по шкалам:
А – экстраверсия — интроверсия.Этот фактор характеризует естественность и непринужденность поведения,готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброту,мягкосердечность;
В – пластичность — ригидность. Этот фактор характеризует уровень интеллекта;
С – эмоциональнаяустойчивость — лабильность. Фактору соответствует способность управлятьэмоциями и настроением, умение найти им адекватное объяснение и реалистическоевыражение в противоположность нерегулируемой, дезорганизующей эмоциональности;
G – добросовестность –беспринципность. Содержательно фактор напоминает фактор С (сила «Я»), особеннов том, что касается регуляции поведения. Разница заключается в том, что фактор G характеризует настойчивое стремлениек соблюдению моральных требований, которое не характерно для почтифлегматичного поведения лиц с высокими оценками по фактору С;
Н – смелость – робость.Это четко определенный фактор, который выделяется даже при ближайшемопределении факторов. Современные представления связывают его с чувствительностьювегетативной нервной системы к угрозе. Существуют доказательства, что это одиниз двух или трех наиболее сильно наследственно обусловленных факторов.
Q3– высокий самоконтроль – низкийсамоконтроль. Данный фактор отвечает за силу принципов индивида относительнообщественных норм и моральных требований. Он изменяет степень осознанияиндивидом социальных требований и уровень понимания желательной картинысоциального поведения. Фактор измеряет степень осведомленности в этих вопросах.Степень выполнения социальных требований зависит от факторов C и G;
Наименее значимыми для людейс высокой степенью альтруистической направленности, как считает Л.Н.Антилогова, являются факторы:
F – озабоченность – беспечность.Степень выраженности этой черты соответствует степени ингибиции (давления привоспитании). Ингибиция может зависеть как от условий жизни и культурных норм,так и от семейных традиций. Если показатели по вышеперечисленным шкаламвысокие, то личность имеет высокую степень выраженности альтруистическихустановок;
N – гибкость – прямолинейность. Этотфактор интерпретируется как проницательность и тактическое мастерство вповедении, против естественности и простоты;
Q1 – радикализм – консерватизм.Представляет собой нечто большее, чем просто радикализм. Его следует отличатьот простой склонности противиться, бунтовать. Хотя он включает в себясклонность к нарушению традиций и привычек, что в первую очередь обусловленоаналитическим мышлением и критичностью.
Личностные профили потесту Р. Кеттелла построены по усредненным показателям. Высокий уровеньпроявления альтруизма обеспечивается и зависит от влияния внешней среды,эмоциональной устойчивости индивида, устойчивых волевых свойств, волевогоконтроля, взвешенности поступков, смелости, гибкости в суждениях.
Реализация методики Т.Лири позволила определить типы поведения испытуемых к окружающим. Испытуемым свысокой степенью выраженности альтруистических установок присуще дружелюбие,тогда как противоположным является агрессивность. Высокие показатели по шкалам«Дружелюбие» и «Альтруизм» отличают личность с более выраженнойальтруистической направленностью.

2.2 Интерпретация ианализ полученных данных
Методика многофакторноголичностного опросника Р. Кеттелла, которая предназначена для оценки степениразвития индивидуально-типологических особенностей личности и установлениязависимости различных уровней альтруистического поведения от личностных свойствчеловека, позволила сделать следующие выводы:
А – экстраверсия — интроверсия. Испытуемых отличают яркие, бурные эмоции. Они живо откликаются налюбые происходящие события. Для них характерны готовность к сотрудничеству,чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. В обеихгруппах показатели по данному фактору оказались довольно высокими и составили вгруппе 1 – 10 баллов, в группе 2 – 9 баллов;
В – пластичность — ригидность. Демонстрирует склонность к быстрому обучению, к легкому усваиваниюновых понятий. Испытуемых отличает сообразительность, абстрактность мышления.Существует связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Показатели в группе1 выше, чем показатели в группе 2. Это свидетельствует о том, что гибкость всуждениях в группе 1 показывает более высокий уровень проявления альтруизма;
С –эмоциональная устойчивость — лабильность. Высокие оценки по этому факторусвидетельствуют о выдержанности, работоспособности, эмоциональной зрелости.Испытуемые способны лучше следовать требованиям группы, характеризуютсяпостоянством интересов. Показатели по фактору С составляют 7 и 6 баллов впервой и во второй группах соответственно;
G –добросовестность – беспринципность. Уровень оценок по данному фактору близок ксредним значениям. Он характеризует осознанное соблюдение норм и правилповедения, настойчивость в достижении цели, точность и ответственность;
Н –смелость – робость. Испытуемых отличает смелость, активность, готовность иметьдело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Этот фактор в большей степенивыражен в группе 1, где его цифровой показатель составляет 8, в группе 2 онравен 6;
Q3 – высокий самоконтроль – низкийсамоконтроль. В группе 1 этот фактор составляет 5,в группе 2 – 6, что свидетельствует о среднем уровне развития способностиконтролировать собственные эмоции и поведение;
F – озабоченность– беспечность. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен,беспечен, весел, разговорчив, энергичен. Социальные контакты для негоэмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми.Показатели по этому фактору довольно высоки: в группе 1 – 9, в группе 2 – 8,что позволяет сделать вывод об эмоциональной окрашенности и динамичностиобщения;
N – гибкость –прямолинейность. Этот фактор характеризует расчетливость, проницательность,разумный и сентиментальный подход к событиям и окружающим людям. У обеих группоценки средние и равняются 6;
Q1 – радикализм – консерватизм. Оценкиблизки к среднему уровню и составляют 4 в группе 1 и 5 в группе 2.
Проведение методики Т.Лири позволило выявить характер поведения испытуемых с окружающими людьми.Методика обнаружила высокие показатели по шкале «Дружелюбие» — 21,4 % в группе1 и 33,3 % в группе 2. Также высокие показатели по шкале «Альтруизм» — 21,5 % вгруппе 1, 28,5% в группе 2. Эти оценки демонстрируют стремление помочь и сострадатьвсем нуждающимся.

Заключение
Социальная работаобъединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм можетизмеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью исистематичностью.
Проведенное исследованиеопровергло гипотезу о том, что уровень альтруистических установок выше усотрудников Социально-реабилитационного центра «Берегиня», так как он оказалсяравным таковому у работников учреждения, занимающегося аналогичнойдеятельностью. Более того, уровень оценок оказался средним, что, в своюочередь, поставило под сомнение ведущую роль альтруизма в профессиональнойдеятельности социальных работников. Вместе с тем, результаты исследованияпродемонстрировали высокую степень общительности, смелости и сдержанности.
Таким образом, следуетговорить не столько о важности ценностных установок, сколько о ведущей ролиличностных качеств в профессиональной деятельности сотрудников социальных служб.

Список литературы
1. Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. – В 2-х т. – Т.1. – М.: Просвещение, 1980. –146 с.
2. Ананьев Б.Г.Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: Наука, 1973. – 230 с.
3. Антилогова Л.Н.Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника //Социальная работа в Сибири: сборник научных трудов. – Кемерово.:Кузбассвузиздат, 2004. – 180 с.
4. Асмолов А.Г.Деятельность и установка. – М., 1979.
5. Бобнева М.И.Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальнойрегуляции поведения. – М., 1976. – С.144-171.
6. Гаврилова Т.П. Овоспитании нравственных чувств. – М., 1984.
7. Зимняя И.А.Функционально-ролевой репертуар деятельности социального работника. Функции ироли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальнойзащиты населения. – М., 1997. – 384 с.
8. Кабинетпрактического психолога. Практическое пособие. Серия 2 «Исследование личностипо методу Р. Кеттелла». – Кемерово, 1997. – 108 с.
9. Леонтьев А.Н.Деятельность и сознание // Вопросы к философии. – 1972. — № 12. – С.129 -140.
10. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
11. Леонтьев А.Н.Потребность, мотивы, эмоции. – М., 1971.
12. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 289 –325.
13. Мальцев В.А.Система ценностей социального работника и психологические основания ееэффективного становления. Автореферат. Барнаул, 2001.
14. Насиновская Е.Е.Исследование мотивации личности с использованием гипноза. – М., 1982.
15. Немов Р.С.Практическая психология: Пособие для уч-ся. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002. – 320 с.
16. Общаяпсиходиагностика. Уч. пособ. под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, с.264.
17. Общая психология:Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
18. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
19. Сибирскаяпсихология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.– 334 с.
20. Топчий Л.В.Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе // Семья вРоссии. – 1998. — № 2. – С. 112.
21. Федоренко Е.Н.Профессиональная этика. – Киев, 1983.
22. Шмелева Н.Б.Становление и развитие социального работника как профессионала. – Ульяновск,1997.
23. Яницкий М.С. Психологическиефакторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности:Автореферат. – Новосибирск, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Строительство Красной Армии
Реферат Sonnet About Death Essay Research Paper Death
Реферат «Центр дополнительного образования детей»
Реферат Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской
Реферат Деньги - сущность, происхождение
Реферат Соціальний портрет підприємця
Реферат Обследование больного психиатрической лечебницы
Реферат Методично-організаційні положення обліку операцій з придбання і використання основних засобів
Реферат Hamlet Was He Really Insane Essay Research
Реферат Структурные кризисы, их причины и последствия
Реферат Observer Review Austerlitz By WG Sebald Essay
Реферат Анне Андреевне Ахматовой посвящается… Открытый урок
Реферат Социальная природа искусства
Реферат Революция-варварская форма прогресса. Ж.Жорес
Реферат Проект осветительной установки стригательный пункт для овец