Реферат по предмету "Социология"


Спорт как досуг

ГОУВПО Федеральное агентство по науке и образованию
Саратовскийгосударственный технический университет
Институтсоциального и производственного менеджмента
Факультетуправления социальными системами
КафедраМенеджмента
туристическогобизнеса
Курсоваяработа
подисциплине: «социология досуга»
натему: «Спорткак досуг»
Выполнил:Кузнецов Владимир СКС-22
Проверила:доцент кафедры МТБ, к.с.н. Отнюкова М.С.
Саратов
2007

Содержание
 
Введение
1. Спорт: двигательная активность всвободное время
1.1 Досуговые предпочтения российскойи европейской молодежи
1.2 Активный отдых
1.3 Проведениесвободного времени в занятии спортом на примере велосипеда
2. Организацияспортивного досуга в Саратове
2.1 Обзор предприятийактивного отдыха в городе
2.2 Анализ спортивныхдосуговых предпочтений
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
 
Свободное время — тачасть нерабочего времени, которая используется человеком по своему усмотрению,свободно. Это значит, что суточный бюджет работающего (обучающегося) человекавключает время необходимого труда, внерабочее время, которое в свою очередьподразделяется на время пассивного отдыха (сон, лежание на диване и т. п.),время удовлетворения естественных потребностей (еда, отправление естественныхнадобностей и др.) и свободное время.[1]
Использование свободноговремени объективно показывает, что означает свобода личности: используется онодля разгульной жизни и участия в сомнительных кампаниях (алкоголиков,наркоманов, гомосексуалистов) или же оно используется для занятий спортом,чтения литературы, посещения музеев, туристических походов и т. п. В первомслучае, это будет время безнадежно потерянное для человека, время деградацииличности, во втором случае это будет время интеллектуального, физического идуховного развития, т. е. время подлинно свободное.
Повышение культурыпроведение свободного времени, рост прогрессивных видов деятельности всвободное время, исчезновение многих способов проведения досуга, ведущих кдеградации личности (игра в карты, азартные игры в казино, наркомания ипьянство) — верный показатель роста подлинного богатства общества и каждого егочлена. Свободное время общества — количественный показатель этого богатства.
Именно поэтому такактуально изучать досуговых предпочтения людей сегодня.
Целью данной курсовойработы является выявление досуговых предпочтений саратовцев в спортивной сфере.В задачи работы входит:
—  Сравнительныйанализ предпочтений европейской и российской молодежи
—  Изучение основактивного отдыха
—  Анализ досуговыхпредпочтений жителей Востока на примере велосипедных туров
—  Сравнительныйанализ спортивно-досуговых предприятий города Саратова
—  Анкетирование 15жителей Саратова разных полов и возрастов с целью выявить приоритетныенаправления развития спортивного досуга в нашем городе.
Объектом исследованияявляется досуг людей. Предмет исследования – спорт в жизни людей как досуг.
В своей работе яиспользовал материалы многих авторов: Александров Ф.А., Ананьев В.А., АндреффВ., Бережной Н.М., Гуркова Н.Н., Жеребцов А.В., Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Атакже материалы некоторых Интернет-ресурсов: sarbc.ru, www.rbs-daly.com и www.gio.gov.tw
свободноевремя досуг спорт

1. Спорт: двигательнаяактивность в свободное время
 
1.1 Досуговыепредпочтения российской и европейской молодежи
 
В Европе современноеобщество придает большое значение спорту, разными способами вырабатывая у людейжелание им заниматься. Ежедневно по улицам всех европейских стран проезжаюттысячи велосипедов, за рулем которых школьники и студенты преодолеваютрасстояния в 7-10 станций метро, неотъемлемой частью каждого тинэйджераявляется скейтборд или роликовые коньки, на которых они во всем обмундированииустраивают слалом между прохожими. И почти в каждом дворе можно увидетьбаскетбольное кольцо и мини площадку для тренировок по вечерам. Хотя, например,немецкая молодежь предпочитает получасовые пробежки по утрам занятиямгимнастикой дома на ковре.
Важным аргументом в пользуевропейской спортивности являются обязательные занятия общей физическойподготовкой в школах, колледжах и ВУЗах. Но это все только маленькие расточкиогромного аппарата, который как часы работает в различных сферах общественнойжизни Европы, а именно – в Европе насчитывается более 5 крупных международныхспортивных организаций, среди которых: Европейское Народное Спортивноедвижение, Спорт Для Всех, ЮНЕСКО, ИЦПЕСС, ТРИММ ЭНД ФИТНЕСС, ИАНОС и другиеорганизации так или иначе внесшие вклад в развитие спорта в Европе.
Среди основных задач напервое место выдвигается прежде всего привлечение молодежи к спорту, этоотражено в программах: «Спорт для всех» – «Необходимо усиление пропаганды «Спортадля Всех» в учебных заведениях, на производстве, в средствах массовой информациии т.д. Соответствующие методические программы создаются при помощи олимпийскогокомитета, который также включается в дело организации массовых соревнований сбольшим числом участников. Подобное соревнование можно рассматривать какхорошую рекламу активного отдыха, прекрасного средства для физическойподготовленности и здоровья людей. Но не только элемент соревновательностиявляется дополнительным фактором, стимулирующим участие в спортивной жизни,способствует распространению принципов «честной игры», развивает чувствосолидарности, товарищества, дисциплины, уважения к соблюдению правил, что,несомненно, оказывает влияние на качество жизни».[2]
Положения вродеприведенного выше являются атрибутом уставов всех спортивных обществ иорганизаций в Европе. Под такими девизами осуществляются разного рода программыпривлечения молодежи в спорт, увеличения в связи с этим количества спортивныхучреждений и активное финансирование этой сферы. Например, СВУЛ являетсякрупнейшей в Финляндии спортивной организацией, объединяющей 54 спортивныхсоюза, 18 территориальных органов, 4335 спортивных клубов и 1.1 млн. членов. ВШвеции работа по линии программы «Спорта для всех» осуществляется восновном Шведским гимнастическим союзом, в котором насчитывается около 360 тыс.официально зарегистрированных членов, принадлежащих более чем к 2 тыс. клубов.В секциях общей гимнастики занимается более 225 тыс. человек. Детской и молодежнойгимнастикой занимается более 125 тыс. человек.[3]
Для этой категориинаселения основными секциями являются:
—   семейная гимнастика,
—   гимнастика под музыку,
—   танец и игра,
—   обще развивающая гимнастика,
—   гимнастика со скакалкой.
Соревновательнойгимнастикой охвачено более 9500 человек. С ними ведется такая же работа, какпрактически в любом подобном союзе других стран. К тому же такие спортивныесоюзы не только предоставляют помещения для занятий и первоклассных тренеров,но и позволяют каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности,гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическомувоспитанию и овладевать основными физическими навыками. Для этого спортивные союзыактивно используют средства массовой информации, влияя на общественное мнение,с тем, чтобы родители, тренеры, педагоги и руководители стимулировали молодежьк регулярным физическим упражнениям, соединяя занятия спортом и нравственноевоспитание учащихся. Те же цели преследуют лидеры этого направления, такие какМеждународная Хартия Физического Воспитания и Спорта. Она является одной изкрупнейших организаций Европы, занимающихся развитием спорта в международноммасштабе.
Основная задачаМеждународной Хартии Физического Воспитания и Спорта регламентировать игарантировать основное право каждого человека – занятие физическим воспитаниеми спортом. А также право развивать физические, интеллектуальные и нравственныеспособности посредством физического воспитания и спорта гарантировано как врамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Особыеусловия необходимо предоставлять молодежи, отмечается в уставе хартии, в целяхвсестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания испорта, которые должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержкуи содействовать его полному включению в общество.
Ярким примеромдостигнутого успеха за многие годы проведения всевозможных спортивных программявляются спортивные клубы Германии. Они уже давно подошли к более совершеннымформам работы с молодежью: новые ориентиры касаются оценки высших спортивныхдостижений в средствах массовой информации, а также форм массового спорта. Этоотносится и к сельскому клубу, насчитывающему примерно сотню членов и кгородскому клубу, число членов которого нередко превышает тысячу, где имеетсядюжина всяких секций и где есть штатные сотрудники и большое числообщественников. Молодые люди занимаются спортом все чаще, разнообразнее и дольше.Общество становится более спортивным, однако, при этом теряется первоначальноезначение спорта, как средства поддержания физической формы и повышения тонуса.Молодежь хочет сделать свой спортивный образ жизни как можно более свободным,поэтому ищет скорее дорогие, хотя и не лучшие формы занятий спортом вкоммерческих студиях, но не в солидарных обществах, каковыми являютсяспортивные клубы, которые хотя и предоставляют проверенные виды услуг, ноокружающая обстановка и время занятий не всегда соответствуют потребностяммолодежи. Формирующееся спортивное движение станет более автономным испособным, учитывая возросшее значение спорта в жизни молодежи, активноотстаивать его интересы, определять приоритеты своей деятельности. Спортпредставляется как приносящая радость личная активность миллионов молодых людейпри огромном количестве добровольных общественных помощников.
Невооруженным глазомпростого обывателя, каким я и являюсь, видно, что молодежный спорт в России ещёне достиг такой степени развития, регламентированности и общезначимости, как вЕвропе. Сейчас трудно говорить о каких-то многомиллионных проектах и компанияхв этой сфере, прежде всего потому, что эта проблема видится малозначимой и нетребующей поспешного и немедленного решения, по сравнению с такими какнаркомания, молодежный алкоголизм и преступность, бедственное существованиеосновного слоя населения и так далее. Но несмотря на это есть люди, которыесчитают физическое воспитание и спорт важными фактором формирования молодежи.Это фактор здоровья населения. Организации, созданные различными спортивнымикомитетами и физическими лицами единичны по всей стране, но они должны статьвпоследствии не только частью развитой и разветвленной системы, но иувеличиться в своих масштабах, привлечь к молодежному спорту особое внимание.
Крупнейшие федеральные программы,разработанными Госкомитетом по физической культуре и туризму, такие как «ДетиРоссии», «Молодежь России», «Патриотическое воспитание молодежи», уже вступилив силу. Основной целью программ является создание дееспособной, масштабной системыпопуляризации занятий физической культурой и спортом.
Итак, из всеговышесказанного, можно сделать один простой, но очень печальный вывод. Сразвитием молодежного спортивного досуга в России дела обстоят не лучше, чем исо всей социальной сферой. В коммерческих учреждениях цены высокие, не каждыйможет себе это позволить. А в государственных – такие условия, что не каждыйможет выдержать.
 
1.2 Активный отдых
 
К сожалению, многие людине соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающейпреждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этихслучаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарногодиабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовыхзабот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итогеприводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают своюжизнь. Активный отдых на фоне гиподинамии может восполнить нехватку двигательнойактивности, что приводит к улучшению состояния здоровья, поднятию настроения ит.д.
Отдых — состояние покоя илитакого рода деятельность, которая снимает утомление и способствуетвосстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собойв учебной, производственной и других сферах деятельности человека.Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствиеполноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма иможет способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потеретрудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранитьздоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.[4]
Пассивный отдых(состояние полного покоя и щажения) целесообразно чередовать с активным отдыхомдля наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительногофизического или умственного труда.
Выбор рациональногорежима отдыха определяется многими факторами, в частности условиями труда,возрастом и т.д.
Различают три видаотдыха:
—   ежедневный,
—   еженедельный
—   ежегодный.[5]
Очень популярным видомактивного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол,волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они оказывают разностороннее влияниена организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности(бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовыеэлементы), спортивные игры развивают глазомер точность и быстроту движений,мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательнойсистем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки испособствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости ирешительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных играхи игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умениедействовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры,чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, темсильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.
Значительную роль такжеиграют занятия такими видами спорта как бег, плавание и другие, доступные всемформы занятий физкультурой и спортом.
Ежегодный отдыхобеспечивается в период отпуска. Для более эффективного отдыха рекомендуетсяполностью уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезнопребывание во время отдыха на природе — в лесу, у реки, у моря, сочетаниеотдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами,туристическими походами, занятиями физкультурой и спортом.
Наиболее эффективнымдлительным активным отдыхом является спортивный туризм — участие в спортивныхмероприятиях (ориентирование на местности и т.д.).[6]
Различают туризмпешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный, водный и комбинированный, припоследнем часть пути совершается пешком и часть тем или иным видом транспорта.В зависимости от этого интенсивность физической работы при туристическихпутешествиях варьируется чрезвычайно сильно. Так, при передвижениях на лыжах,на велосипеде или лодке, а также при пешеходных маршрутах, особенно в горнойместности физическая нагрузка может достигать значительной величины. Путешествияпешком, на лодках, плоту, велосипеде и др. способствуют лучшему кровоснабжениюорганов и мышц, в тои числе и сердечной мышцы, укреплению костей, суставов,связок, активизируется обмен веществ, улучшается деятельность органов дыхания,дыхание становится более полным и глубоким, увеличивается жизненная емкостьлегких. Пребывание на свежем воздухе в окружении красивых ландшафтов, активнаямышечная деятельность является источником положительных эмоций. Во времятуристических походов повышается настроение, возникает прилив бодрости и сил.Все это оказывает положительное воздействие на состояние нервной системы. Крометого, длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ночлегомпод открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма.
 
1.3 Проведениесвободного времени в занятии спортом на примере велосипеда
 
В предыдущем разделе былипроанализированные досуговые спортивные предпочтения молодежи в Европе и вРоссии. Теперь же интересно проследить, какой вид спорта популярен на Востоке.Для примера ознакомимся с одним из оригинальных видов проведения досуга (итуризма, к стати) – велотуры.
 В велосипедном «Туревокруг Тайваня», имеющем 11-летнюю историю, участвуют как местные, так изарубежные спортсмены. На рис. 1 – участники гонки движутся вдольсеверо-восточного побережья.
«Прекрасное утро одногоиз дней вскоре после традиционного весеннего праздника уборки могил. Только чтовзошедшее солнце мягко освещает еще пустынные улицы, утренний туман начинаетмедленно рассеиваться. Хотя большинство придорожных магазинов все еще закрыто,в крохотном магазинчике, принадлежащем бывшему спортсмену-велосипедистумеждународного класса Хуан Сянь-си, уже царит оживление», — так описываетусловия проведения тура автор статьи Чэнь Мяо-лин «На велосипеде от суетыповседневности». [7]
В выходные дни велоклубына регулярной основе организуют выезды за город. Многие клубы проводятмероприятия еженедельно. Другие, менее активные клубы организуют поездкиминимум один-два раза в месяц. Энтузиастами было открыто много разныхинтересных маршрутов, и информация о них распространяется среди велосипедистов.Некоторые клубы предлагают легкие, рассчитанные на полдня выезды, другие –более продолжительные поездки, третьи – сложные горные маршруты. Велосипедисты,которым нравится быть поближе к воде, направляются к берегу океана или реки, теже, кого привлекает лес, отправляются в горы.
Автор данной статьиприводит слова Хэ Ли-цин, исполнительного директора Спортивного фонда«Джайант»: «Многие клубы действуют уже на протяжении длительного времени, истепень сложности их выездов постоянно повышается». Его фонд, имеющийдесятилетнюю историю, и Ассоциация любительского велоспорта КитайскойРеспублики являются двумя ведущими организациями, способствующими развитиювелосипедного спорта на Тайване. Результатом усилий обеих организаций сталосоздание широкой сети велоклубов, охватывающей весь остров. Госпожа Хэдобавляет, что «к настоящему времени на Тайване существует около сотнивелоклубов – больших и малых».[8]
Для людей, которыеопасаются, что не выдержат темп езды, привычный для более опытныхвелосипедистов, Ассоциация любительского велоспорта и Спортивный фонд «Джайант»регулярно по выходным дням организуют мероприятия, в которых они могутучаствовать вместе со всеми членами своих семей. Информация о подобныхмероприятиях обычно публикуется в спортивных разделах газет, и, ознакомившись сней, желающие могут сделать свои первые шаги в велоспорте.
«Езда на велосипеде – этоизысканный вид туризма,» – говорит Ван Хай-шу, член клуба «Старые педали» –одного из старейших велоклубов Тайваня. Большинство членов клуба – мужчиныстарше сорока лет, имеющие детей и даже внуков. Члены клуба участвуют какминимум в двух-трех 60–70-километровых поездках за город ежемесячно. Имнравится физическая нагрузка, и, кроме того, они получают удовольствие отпосещения новых мест.
Название «Старые педали»,как поясняет автор статьи, имеет двоякий смысл. Во-первых, оно указывает на то,что члены этого клуба, в основном, старше своих коллег из других клубов. Аво-вторых, каждый из них имеет большой опыт езды на велосипеде. Ониобъединились после участия в 5-м туре по Тайваню «Герои педалей»,организованном Ассоциацией любительского велоспорта Китайской Республики. Впериоды между специально организуемыми мероприятиями они начали разрабатыватьсвои собственные маршруты. К настоящему времени они уже достигли такого уровня,когда для того, чтобы чувствовать себя вполне удовлетворенными, они должныежемесячно проделывать путь в несколько сот километров. Один из членов клуба,Ван Бин-кунь, работавший почтальоном и развозивший почту на велосипеде болеесорока лет, кажется, за все эти годы так и не наездился вдоволь. После ухода напенсию он уже пять раз участвовал в велотурах вокруг острова, а начиная с 1995года участвует в составе клуба в велопробегах по Китаю.
Путешествуя на велосипедепо материковому Китаю, можно заехать даже в самые узкие переулочки, и это даетвозможность непосредственно контактировать с местными жителями. А путешествие всоставе туристической группы, когда вы курсируете только между гостиницей,туристическим автобусом и достопримечательностями, предоставляет посетителямвозможность лишь весьма поверхностного знакомства с местом пребывания. Однажды,во время очередной поездки, велосипедисты встретили мужчину, который вел осла.Обе стороны были весьма заинтригованы необычным видом друг друга. «Хотя там инемало велосипедистов, но никто из них не ездит в шлемах и с прикрепленными квелосипедам багажниками и флягами с водой.»
Помимо материковогоКитая, «Старые педали» проехали по Северной Америке и Европе. Как шутливозамечает Ван, «единственное место, где мы не были, – это на небесах!»
Итак, в Европе молодежьпредпочитает коммерческие спортивные клубы, в Китае – велосипедные туристическиемаршруты. В Росси также есть множество спортивных клубов. О тех, которыенаходятся в Саратове, написано во второй главе данной работы.

2. Организацияспортивного досуга в Саратове
 
2.1 Обзор предприятийактивного отдыха в городе
 
Данная отрасль все ещенаходится на стадии роста, хотя и приближается к стадии зрелости. Однако ещесуществует множество возможностей для развития, что делает данную отрасльдостаточной привлекательной. Это можно объяснить в первую очередь стремлениемлюдей к обладанию красивым телом, а также возрастающей популярностью здоровогообраза жизни. В настоящее время модно заниматься спортом и вести здоровый образжизни. Это один из критериев успеха, престижа.
Именно поэтому внастоящее время спортом занимаются не только люди с достатком выше среднего, нои люди со средним достатком и ниже. Это как бы приближает этих людей к «элите».
Анализ данной отраслиосложняется отсутствием информации, потому что фитнес-клубы отказываютсяпредоставлять данные о количестве посещений, количестве годовых абонентов ит.д. Однако по оценкам специалистов, рынок фитнес-услуг для элиты заполнен на80-90%, тогда как для среднего класса – лишь на 20-30%. По существующейстатистике, сразу после того, как клиенты приобрели годовую карту, они посещаютклуб с максимальной частотой, пытаясь охватить наибольшее количество услуг, ноуже через 2-3 месяца частота падает, и они приходят к стабильному графику и выбираютнаиболее интересные для них занятия.
В соответствии с опросом,проведенным RBC daily, в среднем около 70% обладателей клубной карты посещаютклуб 2-3 раза в неделю, охватывая 2-3 направления (например, аэробика,тренажерный зал, бассейн), но эти данные применимы только к домохозяйкам,причем не простым, а женам состоятельных людей. Также от 1 до 10% владельцевклубных карт вообще не посещают занятий, около 20% делают это крайне редко. Этообъясняется не только занятостью, но и отсутствием желания посещатьфитнес-клуб. Однако иметь клубную карту модно и престижно. Все этосвидетельствует о том, что реализованные клубные карты не гарантируютзаполняемости, поэтому стоит подумать о привлечении клиен-тов, которые могут ихотят воспользоваться услугами фитнес-клуба. [9] Однако в целом можносделать вывод, что это перспективное направление.
Сайт sarbc.ru предоставляет информацию о том, какие предприятияспортивного направления существуют в Саратове:1.  World Class, фитнес-клуб, ООО «Макс-Пауэр» 2.  Акватория, клуб любителей водных видов спорта, ООО 3.  АРМ, клуб, ООО «Академия Рыболовного Мастерства» 4.  АСК Волга-авиа, авиационно-спортивный клуб, ООО 5.  Бодрая корова, фитнес-клуб, ИП Мирошина И.В. 6.  Вдохновение, женский спортивный клуб 7.  Виктория, спортивный баскетбольный клуб 8.  Волга Спорт, фитнес-центр, ООО 9.  Гладиатор, спорт-клуб, Общественная организация «Саратовский городской центр физического развития „Р 10.  Городской шахматный клуб, физкультурно-спортивный комплекс, МУП 11.  Государственная заводская конюшня “Саратовская» с ипподромом, ФГУ 12.  Дельфин-Т, спортивный комбинат, ООО 13.  Динамо, водноспортивная база Саратовского регионального отделения ОГО ВФСО 14.  Динамо, СРООО ФСО 15.  Динамо, стадион, Саратовское региональное отделение ОГО ВФСО 16.  ДФСК-Локомотив, стадион, филиал ОАО РЖД 17.  Заводской, физкультурно-оздоровительный комплекс, МУ «ДФОСС» 18.  Звездный, физкультурно-оздоровительный комплекс, ГУП 19.  Картинг-центр, ООО 20.  Кислород, фитнес-центр, ООО «Мебель-Спектр» 21.  Китобой, клуб, ИП Коротаева Н.С. 22.  Локомотив, ДЮСШ ДФСК 23.  Малибу, спорт клуб, ИП Малькова И.О. 24.  Модус, фитнес-клуб, СРОСО 25.  Молодость, спорткомплекс, ООО «Маулид» 26.  Олимп, спорткомплекс, ООО 27.  Парус, клуб, МУК 28.  Пять чувств, автономная некоммерческая организация «Веллнес спорт» 29.  Родничок, спортивный оздоровительный комплекс, ООО «Югтрансгаз» 30.  Салют, НП футбольный клуб 31.  Саратовская областная федерация морских многоборий, общественная организация 32.  Саратовский клуб внедорожников 33.  Саратовский областной детский оздоровительно-образовательный спортивный центр (СОДООСЦ), ГУДОД 34.  Саратовское областное общество охотников и рыболовов 35.  Саратовстройстекло, ФОК, ОАО 36.  Сокол-Саратов, футбольный клуб, некоммерческое партнерство 37.  Солнечный, физкультурно-оздоровительный комплекс, МУ «ДФОСС» 38.  Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР) по академической гребле, ГУД 39.  Спортивная Россия, СРО ООО ВДО 40.  Спортивный клуб бокса «Славянский мир», ООО 41.  Спорткласс, фитнес-клуб, ЗАО «Царь» 42.  Спорткомплекс СПЗ, ОАО 43.  Страйк, клуб, ООО 44.  СЦ «Ходьбы и бега» «Сокол», МУ «ДФОСС» 45.  Темп, стадион, ООО 46.  Торпедо, СКЦ, МУ «ДФОСС» 47.  Урожай, областная ДЮСШ, ГУДОД 48.  Урожай, ФСО 49.  Фанат, спортивный клуб, ООО 50.  Федерация академической гребли 51.  Центр развития студенческого спорта, ГУДО 52.  Центр спортивных единоборств «СП», ГУДО 53.  Центральная детско-юношеская спортивная школа, МУДОД 54.  Школа воинского мастерства и оздоровительных систем, СРОО 55.  Шунгит-Центр, центр здоровья, ООО 56.  Эллада, фитнес-клуб, ИП Живайкина И.А. 57.  Юность России, СРООО ФСО 58.  Юность, Дворец спорта 59.  Юность, спортивный комплекс, ООО 60.  Юношеское отделение по греко-римской борьбе и боксу 61.  Юный десантник, СЦ, МУ «ДФОСС»
Итак, всего 62предприятия. При расчете на душу населения приходится 0,0000072 спортивныхдосуговых предприятия. Да, не так уж и много.
Теперь подробнееостановимся на некоторых предприятиях города. Стадион «Динамо», единственный,находящийся непосредственно в центре города. Зачастую его арендую учебныезаведения для проведения занятий физической культуры, но и заниматьсясамостоятельно тоже есть возможность. Зимой стадион превращается в каток (входна каток 10 руб., в раздевалку — 20 руб.), а летом частенько в концертнуюплощадку для заезжих артистов.
Вход на большинствомероприятий стоит 50 рублей. Средняя стоимость высчитывается для мест среднейценовой категории с учетом наибольшей востребованности таких мест.
Недавно открывшийсяфизкультурно-оздоровительный комплекс ФОК «Солнечный» расположился в самомцентре поселка Солнечный. Видимо теперь местные жители смогут заниматьсяспортом не непосредственно в своем районе. Занятия в среднем стоят около 55 рублей.Есть тренажерный зал, занятия аэробикой, силовые тренировки, восточные танцы,занятия для детей. Есть возможность заниматься по абонементу.
В ледовом дворце«Кристалл» проводит свои домашние встречи одноименная хоккейная команда города.Так же арена служит для проведения рок и поп концертов.
Спортивный комплекс«Звездный» изначально был построен, а точнее переконструирован изоздоровительного комплекса «Автодора». Впоследствии «Звездный» сталииспользовать и для проведения других спортивных (и не только) мероприятий вгороде.
«Юность» — это спортивныйкомплекс в 10 минутах ходьбы от Речного вокзала, совмещающий в себеуниверсальную спортивную площадки и бассейн. К услугам посетителей сауна.Работают фитнесс-группа и тренажерный зал.
«Саратов» на сегодняшнийдень самый большой бассейн в городе, имеющий 50-и метровую дорожку дляплавания. Для посещения можно воспользоваться либо абонементом на месяц, либооплатой за одноразовое посещение. Стоимость абонемента на месяц — от 150рублей, для детей — от 100 рублей.
«Картинг Центр»: Трассадлиной 300 метров проложена на территории парка. Рядом находится уютное кафе,из которого очень удобно наблюдать все перипетии гоночного процесса. Стоимостьзаезда (5 мин) — 100 рублей.
Спортивный клуб«PAINTAGON» предлагает новую услугу для своих постоянных клиентов — клубную карту. Именная, срочная клубная карта дает право ее владельцу на льготыпри участии в пэйнтбольных играх, проводимых клубом. Владелец клубной картыимеет право на скидки в размере от 10% до 50%, в зависимости от типаприобретаемой карты, при приобретении шаров для игр. Владелец карты такжеполучает скидку от 2 до 10% при покупке пэйнтбольного оборудования. До 3000шаров по 4.0 рубля за один выстрел, 4000-6000 по 3.5 рубля, 6000-10000 по 3.0рубля, свыше 10000 по 2.5 рубля. Стоимость клубных карт — от 200 до 500 у.е. взависимости от типа карты.
«Акватория» предоставляеттакой набор услуг:
—   Солярий;
—   обучение плаванию детей, взрослых;
—   женский тренажерный зал;
—   подводное плавание;
—   снаряжение для подводного плавания.
«Студия спортивногобального танца» занимается обучением детей с 6 лет основам танцевальногомастерства.
«Школа современного танцаС. Неженкова» набирает следующие группы:
—   рейв,
—   техно,
—   рэп,
—   фанк.
По окончании обучениялучшие ученики работают в театре танца.
Итак, спортивныепредприятия разнообразны, но их мало. Для проведения досуга в них нужно нетолько добираться через весь город (например, в бассейн), но и заплатитьнемалые деньги и за занятия, и за снаряжение.
Итак, предприятийдействительно немного. Это говорит о том, что либо услуги не пользуютсяспросом, либо открывать больше предприятий нерентабельно. Для анализапредприятий возьмем наиболее успешные клубы:
Таб. 2 Некоторыефитнес-клубы СаратоваОрганизация Адрес 1.  World Class, фитнес-клуб, ООО «Макс-Пауэр» 410009, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 239 2.  Бодрая корова, фитнес-клуб, ИП Мирошина И.В. 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 112/57 3.  Волга Спорт, фитнес-центр, ООО 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, 29/39 4.  Гладиатор, спорт-клуб, Общественная организация «Саратовский городской центр физического развития „Р 410040, г. Саратов, пр. 50 лет Октября, 118а 5.  Кислород, фитнес-центр, ООО “Мебель-Спектр» г. Саратов, ул. Танкистов, 3
Итого 5 предприятий.Теперь необходимо определить критерии, по которым будет проходить оценка. Вданном случае это будут:


1.  Ассортимент услуг 2.  Качество обслуживания 3.  Профессионализм 4.  Цены 5.  Расположение салона 6.  Имидж салона 7.  Мероприятия по стимулированию сбыта 8.  Постоянная клиентура
Теперь сравнимпредприятия-конкуренты :
Таб. 3 Сравнение самыхпопулярных фитнес-клубов СаратоваПоказатель оценки Предприятия 1 2 3 4 5 1.  Ассортимент услуг + - - - = 2.  Качество обслуживания = - - - = 3.  Профессионализм = - - - = 4.  Цены - - + + = 5.  Расположение салона + = - + = 6.  Имидж салона + - - - + 7.  Мероприятия по стимулированию сбыта + - - = - 8.  Постоянная клиентура - - - - -
Итак, World Class – это признанный лидер рынка. У этогоклуба и цены выше, но и качество на высоте. В прочем, как и у нас. Предприятиеотстает от нашего лишь по цене – этот показатель в WorldClass очень высокий. Это создает отличный имидж элитного клуба.Расположение тоже самое благоприятное – в крупном деловом центре. Такжепостоянные стимулирующие мероприятия, но постоянная клиентура – это не «конек» World Class. Здесь больше единичных клиентов, корпоративови т.д. Постоянная клиентура не сформировалась. Все таки бедноват наш город длятакого уровня.
Бодрая корова — это клуб среднего уровня. Онотстает от лидера по всем критериям, а самое главное — это расположение –некоторое удаление от центра делает клуб менее популярным. Волга Спорт также отстает от лидера по всемкритериям, кроме цен.
В их случае цены как разниже. Это их конкурентное преимущество. Гладиатор– новый клуб. Это делает ему популярность, но и он отстает от лидера по многимпараметрам, кроме расположения, цен и мероприятиям маркетинга. Кислород — известный клуб по уровню очень схож слидером.
Итак, мы описали многие предприятия,выяснили, какие из клубов пользуются большей популярностью и почему. Вследующем разделе работы будет проведено исследование, определяющее каким видомспорта, как часто и самое главное, где, предпочитают заниматься саратовцы.
 
2.2 Анализ спортивныхдосуговых предпочтений
 
Для того, чтобы выявитьспортивные и досуговых предпочтения жителей нашего города, было проведеноисследование. Основным методом его было анкетирование. Были выдвинуты рабочиегипотезы:
—   Большинство саратовцев вовсе незанимается спортом
—   У мужчин самым популярным видомспорта является футбол, а у женщин аэробика.
—   Большинство респондентов занимаетсяспортом в коммерческих клубах
—   Женщины на спорт тратят больше, чеммужчины
Анкета выглядела так:
Здравствуйте!
Пожалуйста, примитеучастие в опросе общественного мнения, который проводит СГТУ. Заранееблагодарим за ответы!

1. Как часто Вызанимаетесь спортом: Каждый день 1 раз в неделю Несколько раз в неделю 1 раз в месяц Несколько раз в месяц 1 раз в год Несколько раз в год Не занимаюсь вовсе
2. Каким из перечисленныхвидов спорта Вы занимались в последнее время: Футбол Бег Баскетбол Ходьба на лыжах Теннис Парусный спорт Плаванье Экстремальные виды спорта Аэробика Коньки Танцы Хоккей Шахматы Прыжки Бадминтон Волейбол Санный спорт Спортивная стрельба Спортивное ориентирование Гандбол Другое__________________________________________________________
3. Где чаще всего Вызанимаетесь спортом: Самостоятельные тренировки Коммерческие центры Учебное заведение/на работе Государственные спортивные организации Другое___________________________________________________________

4. Сколько в среднем Вытратите на занятия спортом в месяц: Нисколько От 100 до 500 рублей От 600 до 1000 рублей Больше 1000 рублей
5. Укажите, пожалуйста,Ваш пол и возраст: М От 0 до 10 лет От 21 до 40 лет Больше 60 лет   Ж От 11 до 20 лет От 41 до 60 лет
В анкете представленывопросы следующих типов:
—   Закрытые (вопросы 1, 4,5)
—   Комбинированные (вопросы 2,3)
Это было сделано длятого, чтобы было легче обрабатывать материал. При этом также повышаетсяточность сделанных выводов, нежели при открытых вопросах.
В анкетированииучаствовали 15 человек разных полов и возрастных категорий:10 М От 0 до 10 лет 2 От 21 до 40 лет 1 Больше 60 лет  5 Ж 5 От 11 до 20 лет 7 От 41 до 60 лет
Половозрастная структураопроса:Возрастная категория М Ж От 0 до 10 лет От 11 до 20 лет 3 2 От 21 до 40 лет 2 От 41 до 60 лет 6 1 Больше 60 лет 1
Итак, половозрастнуюструктуру опроса можно представить на такой диаграмме:
1. Половая структураопроса:
/>
Рис. 1 Половая структура:60% мужчины, 40% женщины
2. Половозрастнаяструктура:
В возрастной категории от0 до 10 нет ни мужчин, ни женщин. Это связано с тем, что на вопрос о том,сколько они тратят в месяц на спорт, они корректно не смогут ответить.
В возрастной категории от11 до 20 лет 20% мужчин, 13% женщин,
От 21 до 40 – мужчин нет,женщин 13%, от 41 до 60 – мужчин 40% (большинство), женщин 7%, в возрастнойкатегории от 60 и старше – нет мужчин и женщин всего 7%.
А теперь, собственно орезультатах анкетирования.
На первый вопрос (Как частоВы занимаетесь спортом?) ответы распределились следующим образом:Ответ М Ж Всего В % Каждый день - - - - 1 раз в неделю 5 2 7 46% Несколько раз в неделю 1 2 3 20% 1 раз в месяц - - - - Несколько раз в месяц 1 - 1 7% 1 раз в год - - - - Несколько раз в год 1 - 1 7% Не занимаюсь вовсе 1 2 3 20%
Итак, результаты анализаответов на первый вопрос показали, что:
Большинство респондентоврегулярно занимаются спортом – 46% 1 раз в неделю. Это очень неплохойрезультат. И это полностью опровергает первую рабочую гипотезу о том, чтобольшинство саратовцев вообще не занимается спортом.
Ответы на второй вопросраспределились таким образом: М Ж Всего В % Футбол 4 - 4 26% Баскетбол - - - - Теннис 4 1 5 33% Плаванье - - - - Аэробика 1 - 1 7% Танцы - 2 2 14% Шахматы - - - - Бадминтон 1 1 2 14% Санный спорт - - - - Спортивное ориентирование - - - - Другое 1 - 1 7% Бег 4 3 7 46% Ходьба на лыжах - - - - Парусный спорт - - - - Экстремальные виды спорта 2 - 2 14% Коньки - - - - Хоккей - - - - Прыжки 2 2 4 26% Волейбол 4 2 6 40% Спортивная стрельба - - - - Гандбол - - -
Итак, на первом месте попопулярности у мужчин занимает футбол, теннис, бег и волейбол. У женщин – бег.Это не подтверждает и не опровергает гипотезу о том, что у мужчин самымпопулярным является футбол, а у женщин аэробика.

На третий вопросреспонденты ответили так: М Ж Всего В % Самостоятельные тренировки 1 3 4 26% Коммерческие центры 4 4 26% Учебное заведение/на работе 8 4 12 80% Государственные спортивные организации 2 2 14% Другое 1 1 2 14%
Итак, большинство мужчинпредпочитают заниматься спортом либо на учебе, либо на работе. У женщин вкусы вэтом плане разнообразнее: они занимаются и в коммерческих центрах, и наработе/учебе. Это опровергает третью гипотезу о том, что большинствореспондентов занимается спортом в коммерческих клубах.
На четвертый вопросреспонденты ответили следующим образом: М Ж Всего В % Нисколько 6 1 7 46% От 100 до 500 рублей 4 3 7 46% От 600 до 1000 рублей - 1 1 7% Больше 1000 рублей - - - -
Таким образом,подтвердилась последняя гипотеза о том, что женщины на спорт тратят больше, чеммужчины. Большинство мужчин ответили, что вовсе не тратят на занятия спортомденег, а большинство женщин тратят на эти занятия от 100 до 500 рублей в месяц.

Заключение
 
Молодежный спорт вРоссии, Европе и на Востоке разительно различается, и главная причина этого вразном уровне развития социальной сферы. Как выяснилось, в России не меньшелюдей занимаются спортом, не меньше также и заинтересованных в приобщениимолодежи к спорту, чем в Европе. Но в Европе система внедрения, развития ипропаганды спортивного образа жизни уже налажена довольно давно и сегодняаппарат ее работы только «обтачивает углы», то есть регулирует, направляет истабилизирует эту сферу. Тогда как Россия только начинает построение этойсистемы, после разрушения отлаженной системы СССР, при том что многие другиесферы общественной жизни до сих пор остаются в плачевном состоянии. Тольконачинают восстанавливаться разрушенные спортивные комплексы, появляться новыевозможности.
 В ходе проведенногоисследования подтвердилась главная гипотеза о том, что мы очень многого незнаем о предпочтениях саратовцев. Наше небольшое анкетирование показало, чтоэти предпочтения уже сложились и в зависимости от пола, и в зависимости отвозраста респондентов.
Перед началомисследования были сформулированы рабочие гипотезы. Некоторые из нихподтвердились, некоторые — нет:
—  Большинствосаратовцев вовсе не занимается спортом — не подтвердилась
—  У мужчин самымпопулярным видом спорта является футбол, а у женщин аэробика — не подтвердилась
—  Большинствореспондентов занимается спортом в коммерческих клубах — не подтвердилась
—  Женщины на спорттратят больше, чем мужчины — подтвердилась

Библиографическийсписок
 
Александров Ф.А. Быт и культура./Подред. Султанова Н.: – М., 1978.
Ананьев В.А. и др. Общая валеология:Конспект лекций /Под ред. Петленко В.П. — СПб.: Балтийская ПедагогическаяАкадемия, 2000
Андрефф В. Финансирование спорта воФранции //Евроспорт. – 2002. — №2
Бережной Н.М. Человек и егопотребности. – М., 2002
Гуркова Н.Н. Спорт против наркотиковжурнал //ПТЮЧ. — 2002
Жеребцов А.В. Физкультура и труд, –М.,1986.
Интервью с АлександромЛебзяком//Евроспорт. – 2002. — №2
Солодков А.С., Сологуб Е.Б.Физиология спорта: Учебное пособие /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 1999
Статистика// Немзети спорт (Швеция).- 2000. – № 11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.