Реферат по предмету "Социология"


Социология труда 4

--PAGE_BREAK--Применение общественно значимых критериев (масштабов) по 9-балльной шкале имеет ряд несомненных преимуществ. Ученый получает обобщенный «портрет» той или иной профессии или рабочего места, т. е. конкретного труда. Причем оценки даются в сопоставимых масштабах. Эксперт мысленно строит континуум физически самых легких и самых тяжелых видов труда, существующих в обществе: проецирует на такую координатную систему конкретное рабочее место и получает многомерную картину. В результате можно сравнивать различные отрасли производства, виды труда, профессии и специальности, наконец, предприятия. Ведь сравнение — это приведение разнородных явлений к единой мере, к единому масштабу. Последний же удается получить в социологии не так часто, как нам хотелось бы. К примеру, степень удовлетворенности работой, выраженную разными респондентами, нельзя сравнивать, так как субъективная информация, эмоциональное состояние у каждого человека неповторимы. Общественно значимые критерии (допустим, «самый неудовлетворенный в обществе человек») найти невозможно.
Содержание индивидуального труда можно измерить по ряду других показателей. Так, показатель «типичные рабочие функции» включает следующие индикаторы: 1) простое обслуживание производства (транспортировка, вспомогательные работы); 2) сложное обслуживание производства (ремонтные работы, наладка машин и механизмов); 3) непосредственная организация и руководство; 4) технологическая подготовка производства; 5) обслуживание процесса управления (экономическая, юридическая и т. д. службы); 6) разработка научных основ производства. Кроме того, используются следующие показатели: 1) общая физическая тяжесть труда; 2) степень однообразности физической нагрузки (разнообразные или одинаковые движения); 3) общие физические условия труда; 4) умственные требования, относящиеся к решению проблем или к принятию решений (принимает ли человек самостоятельные решения, связанные, быть может, с ошибками и риском, или действует в рамках заданных технологических предписаний); 5) умственные требования, обусловленные сложностью рабочих предписаний (несложная работа требует простых технологических предписаний, а сложная, как, например, программирование для ЭВМ, требует комплекса технологических правил и предписаний); 6) умственные требования, обусловленные сложностью перерабатываемой информации; 7) степень технологически обусловленной привязанности к рабочему месту (допускается ли отсутствие работника на рабочем месте); 8) нервная нагрузка (срочность задания, необходимость постоянного внимания к мелочам, необходимость быстрой реакции на непредвиденные ситуации); 9) сменность работы; 10) технологически необходимая коммуникация (отдельно с рабочими, с ИТР и с руководителями); 11) возможная личная коммуникация (то же самое). Каждый показатель, как и прежде, сопровождается 9-ти балльной шкалой. Нетрудно заметить, что оценки «фактически всегда» и «фактически никогда», использованные для показателя «технический уровень оснащенности рабочего места», в других показателях неприменим. Здесь нужны более подробные описания, своего рода микроинструкции для каждого из них. Например, показатель «умственные требования, обусловленные сложностью рабочих предписаний», сопровождается такими обширными разъяснениями: «Независимо от уровня умственных требований, связанных с самостоятельным решением проблем, оцените, какова в целом степень сложности рабочих предписаний (алгоритмов)». Имеются в виду не только административные положения, но, прежде всего технологические правила и предписания, которым подчинена работа на данном рабочем месте и которыми должен овладеть работник.
Шкала из 9 позиций означает:
1 — деятельность настолько проста, что для нее не требуется каких-либо технологических или других предписаний (например, вымыть полы и т. п.), либо деятельность, подчиненная единственному простому предписанию, которое не может быть разложено на более простые элементы (например, простая, однозначно определенная операция на конвейере).
9 — деятельность подчинена многочисленным составным, и сложным предписаниям, правилам, положениям, которыми работник должен овладеть в их единстве (например, медицинская операция, программирование для ЭВМ).
Кроме того, следует иметь в виду, что здесь пересекаются два критерия: а) степень сложности, б) количество алгоритмов, характеризующих работу. Это может означать, например, что середина шкалы (позиция 5) может получиться в результате: а) большого количества относительно простых алгоритмов, б) небольшого числа, но относительно сложных алгоритмов».
Чем подробнее и точнее дана инструкция, тем легче работать эксперту и тем качественнее собранная исследователем информация.
На первый взгляд, исследование содержания труда представляет чисто академический интерес. На самом деле речь, идет о сугубо прикладной проблеме. Содержание индивидуального труда — это, прагматический аспект (практическая: составляющая) содержания труда в целом. Изучение совокупности выполняемых, работником операций и трудовых функций лежит в основе практики профессионального отбора. В индустриальной социологии за рубежом разработано множество прикладных, методов «анализа работы» (job analysis). Он нацелен именно на содержание индивидуального труда (job content) и условий труда (job context) и включает описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условия труда, размер и форму заработка, а также требования, предъявляемые к работнику.
Если вдуматься, то профессиональный отбор представляет собой не что иное, как приведение в соответствие квалификации работника квалификационным требованиям рабочего места. Из множества кандидатов отбирается один, более всего подходящий для данной работы. Но для того, чтобы соответствие или гармония были достигнуты, надо знать не только квалификацию работника (это можно легко узнать из документов), но и квалификацию (разрядность) рабочего места, его параметры. Всесторонний анализ рабочего места, его содержания избавит от экономических издержек. Они неизбежны, если вместо научного метода мы станем полагаться на интуицию, метод проб и ошибок.
Вновь поступающий работник хотел бы знать, каковы параметры его будущего места, что оно «даст ему» и что взамен потребует. Тогда он сможет более объективно взвесить свои возможности, решить, стоит ему трудоустраиваться или лучше поискать другое место. Таковы элементарные требования в культурном производстве. На Западе не жалеют денег ради обстоятельного анализа содержания индивидуального труда. Затраты окупятся с лихвой. Многие беды нашей заводской социологии проистекают из-за неумения делать то, что в развитых капиталистических странах считается азами прикладной деятельности. А ведь «анализ работы» и профессиональный отбор — одна из главных тем заводской социологии.
3. Условия труда
Предмет и средства труда связаны нетолько с содержанием труда, но и с его условиями. Если определить понятие «условия труда», то оказывается, что сюдавключается степень опасности или безопасности предмета исредств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.Когда мы описываем предмет и средства труда абстрактно функционально, без оценки их воздействия на здоровьечеловека, то получаем содержание труда. Но стоит нам туже самую оценку взять за точку отсчета, и общая картинаизменится на глазах. Содержание труда превратится в условия труда.К примеру, показатель содержания труда «общая физическая тяжесть труда» описывает особенности вещественного труда безотносительно к здоровью человека. Конечно, человек здесь присутствует, ибо физически легким или тяжелым труд может быть не сам по себе, а только по отношению к человеку. Однако эксперты учитывают не то, насколько тяжелой или легкой ощущается работа данным человеком. Они применяют критерий «легкий — тяжелый» к рабочему месту, а не к человеку и его ощущениям (не говоря о его здоровье).
Итак, при анализе содержания труда система оценок или координат строилась вокруг понятия «рабочее место». Человек с его способностями, эмоциями, настроением и здоровьем здесь отсутствует. Стоит нам поменять угол зрения и в центр поместить человека, как те же самые координаты преобразуются. «Физическая тяжесть труда» превращается в показатель «удельный вес физически тяжелых работ». Такой показатель сразу же сортирует работников по категориям: одних можно допускать к физически тяжелому труду, а других — нет. Но есть общегрупповые условия труда, общие всем работникам: запыленность помещения, повышенный шум. Они одинаково вредно действуют и на женщин, и на мужчин. Можно назвать их факторами производственной среды, коллективными условиями существования.
Состояние производственной среды определяется предметом и средствами труда — самыми активными элементами простого процесса труда. К сожалению, часто они бывают еще химически или биологически активными. Принадлежность человека к определенной профессии связана с меньшим или большим риском заболевания под воздействием вредных и неблагоприятных факторов производства. Безопасных профессий не существует, в каждой из них, на вид очень благополучной, существуют факторы, наносящие вред здоровью. Профессия научного сотрудника или бухгалтера, имеющих на первый взгляд здоровые условия труда, ведет к гиподинамии, связанной с малой подвижностью. В гораздо большей мере подвержены заболеваниям работники химической промышленности, а также тех отраслей, где применяются химически активные и агрессивные вещества, процессы технологии. Удельный вес профзаболеваний, вызванных условиями труда, здесь в несколько раз превышает соответствующий показатель в целом по населению.
Иными словами, каждому роду занятий, профессии и специальности соответствует, во-первых, свой набор вредных факторов, специфических для данной области, во-вторых, свой состав («букет») профессиональных заболеваний. Лаборатории гигиены труда, которые существуют или должны существовать на всех или большинстве предприятий, призваны оценить потенциальную опасность следующих производственных факторов: а) физических — шум и вибрация, повышение и понижение температуры, ионизирующее и неионизирующее излучение; б) химических — газы, пары, аэрозоли и др.; в) пыли, например минеральная или овощная пыль; г) биологических — вирусы, бактерии, грибки.
Особенно сильное воздействие на человека оказывают канцерогенные (канцерогенез — индицирование злокачественных заболеваний) вещества. Промышленная революция оторвала человека от земли и естественной среды обитания, поместила его в искусственную среду с высокой концентрацией вредных факторов. Широкое применение новых химических соединений и технологических процессов привело к увеличению числа людей, подвергающихся воздействию опасных для здоровья факторов. Сложилась крайне парадоксальная и опасная ситуация; практически все известные человеку вредные или канцерогенные вещества применяются в современном производстве. Фактически они и были впервые распознаны именно в производстве, а не в природе.
Переведенная на русский язык в 1984—1985 годах 4-томная «Энциклопедия по безопасности и гигиене труда», подготовленная Международной организацией труда (МОТ), содержит исчерпывающие сведения обо всех или большинстве встречающихся на земном шаре вредных факторах условий труда, видах профессиональных заболеваний и мероприятиях, призванных их предотвратить. Это первая совместная работа по проблемам безопасности и гигиены труда, подготовленная авторами из 60 стран мира.
Экономические потери, которые несет предприятие и общество, выражаются в: 1) расходах на компенсационные выплаты; 2) потерях вследствие снижения объема выпускаемой продукции; 3) нарушениях производственных календарных планов; 4) повреждении производственного оборудования. Кроме того, надо учитывать социальные последствия, например, снижение престижа данной профессии или предприятия как неблагоприятных для здоровья, увеличение текучести кадров, а также человеческие потери.
Самый высокий показатель частоты тяжелых несчастных случаев, наибольшее число крупных аварий, если рассматривать все промышленно развитые страны, приходится на добывающую промышленность, особенно шахты. Здесь распространены такие профзаболевания, как пневмокониоз, силикоз, которые наносят тяжелый ущерб здоровью рабочих.
Условия труда подразделяются на: нормальные и вредные (особо вредные, травмоопасные). Те условия труда, которые рассмотрены выше, относятся ко второму типу. Нормальные условия обычно классифицируют на: 1) санитарно-гигиенические; 2) физиологические; 3) эстетические.
Нормальными (точнее сказать, относительно нормальными) условиями труда считаются те, что не наносят явного, ощущаемого вреда здоровью человека. Их можно назвать благоприятными или неблагоприятными в зависимости от того, как они сказываются на человеке. Неблагоприятные условия труда вызывают неудобство, скованность, неловкость, плохое самочувствие, а в самом крайнем случае — снижают работоспособность, но не вредят здоровью человека. Они могут также снизить заинтересованность в труде, ограничивать творческое самовыражение, создавать чувство напряженности и недовольства. Например, отсутствие элементарных удобств на предприятии (раздевалок, туалетов, умывальников, душевых комнат, комнат отдыха) сказывается на культуре труда и отношении к нему людей, вызывает неудобство и служит потенциальной причиной возникновения каких-либо заболеваний (скажем, эпидемических, гастроэнтерологических), но не наносит прямого ущерба здоровью человека. Это неблагоприятные условия труда с потенциальным риском. Напротив, сквозняки в помещениях, резкие перепады температуры относятся к неблагоприятным факторам с реальным риском.
Таким образом, условия труда суть такие факторы производственной среды, которые оказывают неодинаковое влияние на здоровье и самочувствие работников. Они различаются по степени такого воздействия и легкости, с которой могут быть устранены или смягчены. Их можно выстроить в определенную иерархию, в основании которой размещаются экстремальные условия труда, вызывающие смерть или тяжелое профессиональное заболевание, крупную аварию, серьезные травмы. Среднюю часть такой иерархии занимают относительно нормальные условия труда, которые не опасны для здоровья, но снижают; работоспособность. Наверху пирамиды располагаются благоприятные условия, которые не только не оказывают никакого вредного воздействия, но, напротив, защищают здоровье, восстанавливают работоспособность и повышают мотивацию.
Чаще всего на предприятии имеются все типы и уровни условий труда. На передовых предприятиях, применяющих современную, экологически чистую технологию и заботящихся о человеческом факторе, превалируют благоприятные условия, на отсталых — экстремальные. Если обобщить статистику в целом по стране, то можно установить уровень развития общества в целом (по данному фактору). Но и без исчерпывающей информации (ее попросту еще нет) ясно, что с условиями труда в стране дело обстоит крайне неблагоприятно. Приблизительно выстраивается следующее соотношение уровней труда по промышленности в целом: в зоне экстремальных условий находится от 50 до 70%, в зоне относительно нормальных условий — от 40 до 30% и в зоне благоприятных условий — не более 10—15% всех предприятий.
К примеру, за последние 10 лет травматизм на советских шахтах унес приблизительно 10 тысяч человеческих жизней, а на американских — в 8 раз меньше. Продолжительность жизни шахтера в СССР составляла 49 лет, а в США — 70. В СССР на 1 млн. т добытого угля гибли 3—4 шахтера. Хотя параметры условий труда поддаются количественной оценке, почти все они нормируются путем стандартов, санитарных требований и правил безопасности.
Организация труда имеет непосредственное отношение к условиям труда и содержанию труда. Все они тесно взаимосвязаны. Под организацией труда понимаются форма, способ и порядок соединения живого (человек) и вещественного (оборудование) труда.
Но независимо от политико-экономического измерения категория способа соединения имеет также четко выраженный практический, технико-функциональный показатель. Им является организация труда, которая отвечает на вопрос а том, рационально или нет соединяется работник с орудиями или средствами труда независимо от того, трудится он на капиталистическом или социалистическом, государственном или кооперативном (арендном) предприятии.
Надо различать сходные понятия, в которых используется термин «организация» как нечто общее им всем. Форма организации производства обозначает способ (форму) соединения вещественного и живого труда в рамках основной экономической (народнохозяйственной) единицы. Примерами: выступают мануфактура, фабрика, завод, комбинат, объединение. Таковы исторические формы развития предприятия. Термин «предприятие» является собирательным названием.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды современного копировального оборудования. Что и как выбирать
Реферат Компьютерные вирусы. Принципы действия, способы защиты от компьютерных вирусов
Реферат Проблеми теорії політики в епоху Відродження. Протиставлення політики богослов’ю
Реферат Украінське ділове мовлення: Навчальний посібник
Реферат Обоснование и оценка эффективности инновационного проекта
Реферат Французская Ост-Индская компания
Реферат Город как составная часть феодальной системы
Реферат Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Реферат Огонь
Реферат Мцыри любимый идеал Лермонтова
Реферат План маркетинга (на примере ООО "Равиолло")
Реферат Наратыўная структура рамана Івана Шамякша "Снежныя зімы"
Реферат Аналіз стану зовнішньоторговельних взаємовідносин України та Російської Федераціїу 1991-1997 рок
Реферат Образование США Декларация независимости 1776 Конституция США 1787 г Американский Билль о
Реферат Разработка и создание детской книги