Содержание
Введение
В современной жизни становится все больше и больше прав и все меньше обязанностей. А жизнь без ответственности всегда бездуховна. Из мира уходят любовь, забота о других, искренность в отношениях, честность, достоинство. Жить становится холодно и одиноко. Общество живет по принципу: нужно жить сегодня, не думать ни о чем неприятном, и уж конечно, не допускать мысли о смерти… Инстинктивный страх смерти – не помнить, не думать о ней.
Однако согласно страшной статистике, каждый год раком заболевает более 400 тысяч человек. Ежегодно на земном шаре от злокачественных опухолей умирает 7 млн. человек, из них более 0, 3 млн. – в России. По сложности и важности для человечества проблема рака не знает аналогов.
Начало развития хосписного движения в мире – это неизбежный результат раздумий о духовном, это естественное стремление изменить, поправить мир, покаяться.
Забота о людях, больных неизлечимыми болезнями – рак, СПИД и т.д., протекающими с сильными болями и возможным обездвиживанием, очень тяжелый труд, цель которого предоставить больному возможность достойно прожить оставленное ему время до смерти. Оказаться в такой ситуации может каждый человек, и если не осталось рядом близких, одиночество и немощность превращает личность в ужасное подобие человека, утопленное в грязи и мыслях суицида, на исполнение которых нет сил. Обеспечивая больному человеку, комфортные условия и устранение боли с помощью современных химических препаратов, он получает возможность вспоминать жизненные моменты, найти умиротворение в прослушивании музыки, встретить смерть без злобы на весь окружающий мир. Так цивилизация создала специальные медицинские учреждения – хосписы, где команда профессиональных врачей оказывает помощь в облегчении страданий до самой последней минуты жизни, учитывая предпочтения и пожелания больных. Ведь именно боль не дает возможности размышлять и вспоминать, она вытесняет все потребности и нравственное поведение человека, отравляет его сознание. В хосписах принято поддерживать максимально комфортные и благоприятные условия обреченно больному человеку. В отличие от больниц, где больные знают, что скоро выйдут здоровыми, в хосписах люди ждут продолжения каждого дня, наступления утра, радуются каждой минуте жизни. Пациентам разрешено держать домашних животных, смотреть телевизор, говорить по телефону, пользоваться услугами парикмахера, косметолога, подбирать меню и многое другое. Персонал клиники служит своим пациентам, чтобы они не погружались в тоску и одиночество. Для каждого пациента индивидуальный подход. Хоспис – это иностранное слово уже примелькалось в русском языке, но еще не успело утвердиться, устояться, поэтому его трактуют по-разному. Хоспис – это и дом, и пристанище, и философия, помогающая практикам (медсестрам, врачам и добровольцам) вникнуть в суть одного из сложнейших вопросов, связанных с жизнью и смертью.
Для России хоспис – явление новое. В советское время было не принято говорить о неизлечимых болезнях, прежде всего это “табу” касалось онкологии. Сейчас Российское общество делает попытки повернуться лицом к проблеме безнадежных больных и умирающих. Одно из доказательств тому – создание хосписов и специальных служб по уходу за этой категорией пациентов.
В нашей стране имеет место такая парадоксальная ситуация, при которой государственные медицинские учреждения не располагают ресурсами для обеспечения социального аспекта паллиативной помощи, а благотворительные организации предпочитают оказывать финансовую поддержку только тем проектам, в которых принимает участие государство. Такую позицию отчасти можно объяснить непониманием объема и задач социальной службы хосписов и отделений паллиативной помощи, сведением функций социальных работников к помощи пациентам при получении пенсий, инвалидности, поэтому данная тема сегодня является особенно актуальной.
Характеризуя степень научной разработанности данной проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной теме.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.
С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа, помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель и задачи исследования. Цель работы – исследование темы Специфика социальной работы в хосписах и онкологии.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Проследить историю социальной работы в хосписе и определить современное состояние проблемы.
2. Рассмотреть социальную работу, как часть комплексного процесса паллиативной и хосписной помощи.
3. Исследовать социальную работу в онкологии.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере паллиативной и хосписной помощи. Предметом исследования являются вопросы специфики социальной работы в хосписах и онкологии.
Методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись:
1) анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)
2) обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
Глава 1. История социальной работы в хосписе и современное состояние проблемы. Проблемы инкурабельных больных
1.1. История вопроса и современное состояние проблемы
Хоспис — это медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход. Пациентам хосписов оказывают паллиативную медицинскую помощь.Паллиативная помощь (от фр. palliatif от лат. pallium — покрывало, плащ) — это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки.[25]
Хосписы - это не просто специализированные больницы для умирающих, они во многом являются неким отрицанием «просто больницы». Вот почему философская сторона дела является здесь едва ли не более важной, чем медико-техническая. Исходная идея философии хосписа очень проста: умирающий нуждается в особой помощи, ему должно и можно помочь пройти через границу жизни и смерти.
Слово «хоспис» имеет латинские корни и буквально означает приют, богадельню. В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри, которые давали приют паломникам, путешественникам, среди которых было немало больных, раненых. Это и были первые хосписы, выполняющие одну из функций средневековых монастырей – давать кров и предоставлять помощь больным, в том числе умирающим.
Первые учреждения, основной задачей которых была помощь умирающим, возникают в Европе в XIX веке. Тема отношения врача к умирающему больному, естественно, проходит через всю историю медицины. В книгах Гиппократа (V-IV вв. до н.э.) есть странная с современной точки зрения рекомендация – даже не пытаться оказывать помощь умирающим, т.к. врач должен реалистично оценивать возможности медицинского искусства, в противном же случае прослывет невеждой. Лишь в конце ХVIII в. умирающий пациент становится предметом интереса и заботы профессиональной медицины, но только во второй половине ХХ в. сформировалось специальное направление паллиативной медицины (помощи умирающим больным). Бурное развитие паллиативной медицины в наше время связано с общекультурными и собственно медицинскими причинами. Среди последних: возрастание частоты онкологической заболеваемости.
В наиболее полном объеме принципы современной паллиативной медицины находят применение в хосписах. Слово хоспис – английского происхождения (hospice), означает оно «странноприимный дом». Такие дома существовали еще в Средние века при монастырях, где умирающие люди могли найти последнее пристанище. В 1905 г. в Лондоне был открыт приют. Св. Христофора, в котором основное внимание уделялось помощи умирающим. С конца 40-х гг. ХХ в. в таких приютах интенсивно накапливаются научно-медицинские знания и практический опыт по оказанию квалифицированной действенной помощи умирающим, в частности, касающиеся лечения хронической боли, использования психотропных средств, применения паллиативной химиотерапии и радиотерапии на последней стадии онкологических заболеваний, а также учета психологической реакции семьи на стресс и понесенную утрату и т.д.
Комплексная программа работы хосписа обычно включает госпитализацию лежачих больных, уход за пациентом на дому с предоставлением широкого спектра услуг, медицинское и психологическое консультирование и постоянную врачебную и сестринскую помощь, цель которой – снятие болей и контроль за состоянием пациента.
Сегодняшние принципы работы хосписов, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона и ученица святого Джерома открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах – накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью “так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне” были основой благотворительной деятельности, распространившейся по всей Европе.[26]
Первый хоспис создала в 1842 году мадам Жиан Гарнье во французском городе Лионе. В хосписе ухаживали за людьми, умирающими от рака. Первый современный хоспис (он носил имя Святого Кристофера) был открыт в Лондоне в 1967 году Сесилией Сандерс. В начале 70-х, благодаря Элизабет Коблер-Росс, хосписное движение начало развиваться и в США. На сегодняшний день хосписы являются неотъемлемой частью системы здравоохранения во всех цивилизованных странах. Многим тысячам людей они дают поддержку в конце их жизни, давая им возможность умереть с достоинством в безопасной, благожелательной обстановке.[27]
Возникновению хосписов в России мы обязаны английскому журналисту Виктору Зорза, который организовал первый хоспис в Санкт-Петербурге. Вместе с ним основателем хосписного движения в России является врач-психиатр, профессор НИПНИ имени В. М. Бехтерева, почетный доктор Эссекского университета в Англии А. В. Гнездилов, получивший недавно сан священника. Эти люди посвятили себя самой трудной проблеме – помощи умирающим людям.
Первоначально возникновение хосписа в России вызвало резко негативную реакцию, как среди части чиновничества, так и среди населения, видевшего в хосписах очаги онкологической “заразы”. Однако через короткое время репутация “оазиса милосердия”, где “не ждут денег”, “не просто работают, но служат больным”, где “снимают боль как физическую, так и психологическую”, произвела огромное впечатление. В дальнейшем такие учреждения появились в Тульской области, Иванове, Архангельске, Астрахани, Москве и других городах.[19]
Сегодня в России хосписы и отделения паллиативной помощи прочно утвердились в системе здравоохранения как учреждения, призванные оказывать многостороннюю квалифицированную помощь онкологическим пациентам и членам их семей. Признание необходимости и эффективности такого вида помощи подтверждается открытием новых хосписов и отделений паллиативной помощи. Проблемы паллиативной медицины как научного направления еще достаточно новы для России. Однако исследования и литература по этим вопросам, особенно на Западе, имеют уже достаточный потенциал. В отечественных источниках, к сожалению, можно констатировать заметный пробел.
Важную роль в деятельности хосписов играют волонтеры (добровольцы). На Западе и в Америке это зрелые люди или пенсионеры, а у нас, в России – студенты, сестры из церковных общин, молодые люди, проходящие службу в армии. Работу в хосписах, как и их создание, в какой-то мере можно считать миссионерской деятельностью. Миссия этих людей не только в том, чтобы поддержать безнадежно больного, но и в том, чтобы общество в целом стало гуманнее.
Социальная помощь в создании качества жизни ни в ком не вызывает сомнений. Решение проблем семьи, быта, работы, финансовых вопросов, завещания – все это долг общества пациенту и обратная с ним взаимосвязь.
1.2. Организация работы и предназначение хосписов
Хоспис является государственным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, юридической и духовной помощи инкурабельным (неизлечимым) больным, с целью обеспечения им симптоматического (паллиативного) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников на период болезни и утраты ими близкого.
Дом (отделение) сестринского ухода, хоспис организуется на базе отдельных участковых больниц сельской местности, городских многопрофильных и специализированных (психиатрических, противотуберкулезных, онкологических и т.д.) больниц по решению местных Советов народных депутатов и согласованию с местными органами здравоохранения.
Направления на госпитализацию в дома (отделения) сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных, сельских приписных участков, здравпунктов, врачебных амбулаторий или другими врачами-специалистами, по представлению работников органов социального обеспечения, общественных и благотворительных организаций.
Основные задачи хосписа:
1)Формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных – благотворительной медицины;
2)Проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, организация им квалифицированного ухода с применением психотерапевтических и традиционных методик;
3)Подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;
4)Оказание социально-психологической помощи больным и родственникам, обучение родственников навыкам ухода за больными.[10]
Поскольку за небольшой срок существования в Российской Федерации хосписов стали очевидными преимущества паллиативной (симптоматической) помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то совершенно очевидна роль в этом специалистов по социальной работе.
Именно специалисты по социальной работе в сотрудничестве с врачами, психологами, способны успешно решать стоящие перед ними задачи: оказывать помощь и достигать эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного.[23] Важными характеристиками социального работника являются гуманистическое, позитивное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, отсутствие тревожности как личностной черты, неагрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, высокая степень личностной социальной ответственности.
Личность социального работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода.[22]
Таким образом, помимо лечения злокачественных новообразований, социально-медицинская работа с онкобольными включает в себя медико-социальное обслуживание инкурабельных больных, а также организацию хосписного обслуживания.
Инкурабельный больной (от лат. in – не + curabilis – излечимый) – это неизлечимый, безнадежный больной.[25] Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет более полно удовлетворить их социальные, психологические и медицинские нужды.
Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей.
1.3. Проблемы инкурабельных больных и паллиативная медицина
Под проблемами больных на поздних, инкурабельных стадиях заболевания понимаются такие проблемы больного, которые им не разрешены и являются факторами, травмирующими его психику.
Попытаемся осветить проблемы умирающих больных в трех аспектах: медицинском, психологическом и социальном. Однако такое деление проблем весьма условно: все они взаимопереплетены.
Среди медицинских проблем на этом этапе наиболее значимая – проблема смерти и умирания. Однако самой главной проблемой для умирающего является боль. В нашей стране проблема боли стоит особенно остро, поскольку никто не гарантирует снятие боли у умирающего пациента. Усилиями бессмертных чиновников введены лимиты на применение обезболивающих средств. Их основной довод, выставляемый в ответ на жалобы больных, их родственников и врачей-практиков – развитие наркомании. Хотя исследования специалистов показывают, что опухолевый процесс распространяется по всему организму, вовлекая все новые участки поражения, и больной неминуемо приближается к смерти; кроме того, эффект воздействия наркотиков на онкологического больного в корне отличен от воздействия их на наркомана, получающего от приема дозы “кайф”. Для онкобольного наркотик является единственно возможным спасением от нестерпимой боли. Здесь же следует отметить, что помимо боли у пациентов достаточно других тяжелых физических симптомов и связанных с ними проблем: тошнота, рвота, запоры, анорексия, дегидратация, расстройства сознания и т. д. и т. п. Все это требует медикаментов, которые зачастую либо слишком дороги, либо отсутствуют в аптечных сетях, не говоря о том, что трудность подбора адаптивных средств, индивидуальная непереносимость отдельных препаратов требуют постоянных усилий и знаний, чтобы держать эти симптомы под контролем.
Серьезность этих проблем подтверждает тот факт, что многие пациенты, в преддверии ожидаемых страданий или столкнувшись с ними, кончают жизнь самоубийством.
К медицинским проблемам следует отнести и проблемы ухода за больными. Лучшего оставляет желать уровень осведомленности населения в вопросах ухода за больным человеком, отсутствуют также и элементарные предметы ухода за больными.
Следует сказать и о проблеме помощи родственникам больных, психика которых испытывает непомерную перегрузку. Однако куда обратиться им с их душевной болью – они не знают.
Проблемы зачастую необходимой радиологической и химиотерапевтической помощи больным тесно переплетаются с социальными возможностями, например, транспортировки, а последние упираются в неприспособленные лифты и архитектуру, “забывающую” об инвалиде.[20]
Среди психологических терминальных больных на первый план выступает приближающаяся смерть, весь комплекс мыслей и чувств больного вращается вокруг нее. Ужас небытия, уничтожения личности представляется конечной точкой. Проблема смерти отягощается проблемами лжи. Больные ощущают ложь скорее, чем кто-либо другой, ибо в период умирания невероятно обостряются все чувства. И вряд ли способствует большей любви, близости и взаимопониманию обнаруженный, хоть и в последнюю минуту жизни, обман близких.
По мнению больных, уходить с чувством одиночества в окружении родных тяжелее, чем остаться один на один со смертью, конечно, проблема смерти часто рождает проблему смысла жизни.
Безусловно, нам не перечислить всех психологических проблем, с которыми сталкивается уходящий больной, хотя они на поверхности: проблемы любви, надежды, долга, вины, благодарности; сохранение своей жизни в детях, идей – в учениках и т. д. Говоря о социальных проблемах, прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что рак – это особое заболевание, которое зачастую помимо смерти несет в себе бремя представления о “заразе”. Эта навязчивая мысль о “заразе” порождена неясностью этиологии заболевания. Тяжесть этого двойного гнета – смерти и “заразы” – порождает социальную изоляцию больного. Он сам начинает сторониться окружающих, и окружающие избегают слишком близкого общения с ним.
Беспомощность медицины перед грозным заболеванием и в ряде случаев возникающее у больного ощущение некой “постыдности” этой болезни заставляют скрывать диагноз. Социальные проблемы связаны с инвалидностью больного, которая должна быть оформлена до его смерти, что в свой черед связано с деньгами на ритуальные услуги. Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда. Также социальной проблемой является и написание завещания, и контакт с нотариусом, стоимость услуг которого непомерна, как сложен и его вызов в больницу.[21]
Подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что боль, смерть и отсутствие гарантированной социальной помощи, – основные проблемы, которые ждут своего разрешения. Те внимание и помощь, которое мы оказываем приходящим в мир, должно оказываться и тем, кто его покидает.
11 октября – Всемирный день хосписной и паллиативной помощи. Фактически это день милосердия, поскольку речь идет о клиниках, где безнадежные больные доживают свои последние дни. В 1982 г. ВОЗ выделила паллиативную помощь в отдельное направление медицины.
Паллиативная медицина – область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни пациентов с различными формами хронических заболеваний приемущественно в терминальной стадии развития в ситуации, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны. Паллиативная помощь больным не ставит целью достижение длительной ремиссии заболевания и продление жизни (но и не укорачивает ее). Облегчение страданий – это этический долг медицинских работников. Каждый пациент с активным прогрессирующим заболеванием, приближающийся к смертельному исходу, имеет право на паллиативную помощь.[4]
Паллиативная помощь призвана повышать качество жизни пациента, невзирая на предполагаемую небольшую продолжительность жизни. Главный принцип – от какого бы заболевания пациент не страдал, каким бы тяжелым это заболевание не было, какие средства не были бы использованы для его лечения, всегда можно найти способ повысить качество жизни больного в оставшиеся дни.
Паллиативная помощь не допускает эвтаназию и самоубийство при посредничестве врача. Просьбы об эвтаназии или о содействии в самоубийстве обычно свидетельствуют о необходимости улучшения ухода и лечения больного. При развитой современной междисциплинарной паллиативной помощи пациенты не должны испытывать непереносимых физических страданий и психосоциальных проблем, на фоне которых чаще всего возникают подобные просьбы.
Современная паллиативная медицина тесно связана с официальной клинической медициной, поскольку она обеспечивает действенный и целостный подход, дополняющий специальное лечение основного заболевания.[15]
Целью паллиативной помощи пациентам с поздними стадиями активного прогрессирующего заболевания и небольшой предполагаемой продолжительностью жизни является максимальное повышение качества жизни, не предусматривающее ускорение или отдаление смертельного исхода. Поддержание максимально возможного качества жизни пациента является ключевым моментом в определении сущности паллиативной медицины, так как она ориентирована на лечение больного, а не поразившей его болезни.
Паллиативная помощь занимается целым рядом аспектов жизни инкурабельного пациента – медицинских, психологических, социальных, культурных и духовных. Помимо ослабления боли и купирования других патологических симптомов, необходимы психосоциальная и духовная поддержка пациента, а также оказание помощи близким умирающего при уходе за ним и в горе утраты. Целостный подход, объединяющий разные аспекты паллиативной помощи, является признаком высококачественной медицинской практики, существенную часть которой составляет паллиативная помощь.[5]
1.4. Роль социального работника в работе хосписа
Поскольку за небольшой срок существования в Российской Федерации хосписов стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то совершенно очевидна роль в этом специалистов по социальной работе.[9]
Именно специалисты по социальной работе в сотрудничестве с врачами, психологами, способны успешно решать стоящие перед ними задачи: оказывать помощь и достигать эффективного взаимопонимания с учетом психологических и духовных потребностей тяжелобольных и умирающих пациентов, а также психологических проблем семьи и других лиц, играющих важную роль в жизни больного. Важными характеристиками социального работника являются гуманистическое, позитивное отношение, высокая положительная самооценка, легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, эмоциональная устойчивость, отсутствие тревожности как личностной черты, неагрессивное, необвинительное поведение в конфликтных ситуациях, высокая степень личностной социальной ответственности.[18]
Личность социального работника в аспекте профессиональной деятельности рассматривается как один из серьезных факторов достижения успеха в решении вопросов организации, управления и внедрения спектра социальных услуг «обреченным» больным и их ближайшему окружению в системе паллиативной медицины и ухода.[13]
Таким образом, помимо лечения злокачественных новообразований, социально-медицинская работа с онкобольными включает в себя медико-социальное обслуживание инкурабельных больных, а также организацию хосписного обслуживания. Универсальность организации социально-медицинской помощи инкурабельным больным в хосписе является наиболее эффективной формой, которая позволяет более полно удовлетворить их социальные, психологические и медицинские нужды.
Введение в штат паллиативной медицины социального работника позволит реально повысить эффективность работы хосписа, качественно улучшить жизнь инкурабельных больных и их семей и скоординировать деятельность персонала на выполнение своих непосредственных обязанностей.
Глава 2. Социальная работа в хосписе, как часть комплексного процесса паллиативной и хосписной помощи
2.1. Специфика социальной работы в хосписе
Профессия социального работника существует для укрепления или восстановления потенциала и оптимального психологического, эмоционального, духовного, социального и физического здоровья, как отдельных людей, так и групп. Ее профессиональные ценности и навыки идеально подходят для работы в хосписе и оказания паллиативной помощи, а также для реализации программ, предназначенных для лечения всего организма в целом на междисциплинарной основе и для улучшения качества жизни в трудные времена.
Социальные работники, решительно выступают за самоопределение и культурно надлежащий уход, поскольку они обучаются ценить личность, и понимают, что хорошее медицинское обслуживание требует, чтобы желания и потребности обслуживаемых людей соблюдались в надлежащем виде. И когда вылечить человека уже невозможно, когда невозможно справиться с психологическим, физическим и духовным истощением, а также стрессом, весьма кстати приходятся именно социальные работники, специально подготовленные для оказания помощи подобного рода, и, умеющие справиться и управлять данными состояниями.
В рамках междисциплинарной команды, социальные работники могут представлять лицо или семью с пожеланиями на каждом заседании группы и выступать в рамках других программ с целью повышения их оперативности и убеждаться, что каждая семья получает помощь, которая является адаптированной к их потребностям. После смерти пациента, цель социального работника, обеспечить оказание психологической помощи членам его семьи, с последующей корректировкой их личности, чтобы жизнь продолжалась без любимого человека, но в русле благоприятного психосоциального климата.[19]
В связи со сложным экономическим положением в хосписе можно выделить такую технологию, как фандрайзинг, который в контексте социальной работы, представляет собой деятельность по поиску и сбору средств, необходимых данному учреждению для проведения различных мероприятий или для закупки соответствующего оборудования. Специалист по социальной работе, осуществляющий свою профессиональную деятельность на базе хосписа, прежде всего, уделяет внимание таким направлениям фандрайзинга как: разработка программ на получение международных грантов, а также обращение за спонсорской помощью в различные частные и коммерческие организации.
Помимо работы с пациентами, важную роль приобретает работа с сотрудниками хосписа, поскольку синдром эмоционального выгорания у работников сферы «человек-человек» – это некоторый защитный механизм организма, возникающий в противовес неблагоприятным факторам на работе, для предотвращения появления которого руководитель учреждения должен создавать благоприятные условия. Специалист по социальной работе совместно с психологом должен принимать активное участие в организации подобных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в коллективе.[28]
Все это и многое другое может делать социальный работник в учреждениях хосписного типа и паллиативной помощи, опираясь на специальные стандарты и технологии.
2.2. Стандарты практики социальной работы в хосписах
1. Этика и ценности. Социальные работники, практикующие в центрах паллиативной помощи и в учреждениях хосписного типа должны быть готовы к вызовам, которые включают оценку этической дилеммы и значение конфликтов, а также к рассмотрению вопросов, касающихся религии, духовности и смысла жизни. Чтобы быть эффективным практиком в этой области, специальная подготовка по паллиативной и хосписной помощи является предпочтительной.
Минимальная база знаний, необходимых в данном случае включает в себя понимание следующих основных этических принципов:
Правосудие: обязанность рассматривать все справедливо, распределяя риски и выгоды в равной степени;
Милосердие: обязанность делать добро для людей;
Не нанесение вреда: обязанность не причинять вреда;
Понимание/Толерантность: обязанность понимать и принимать другие точки зрения, если разум подсказывает, что это является оправданным;
Гласность: обязанность принимать меры на основе этических норм, которые должны быть известны и признаны всеми, кто этим занимается;
Уважение к личности: обязанность уважать честь и достоинство других людей, их права и обязанности;
Достоверность: обязанность говорить правду;
Конфиденциальность: обязанность соблюдать конфиденциальность информации и принятия решения;
Равенство: обязанность рассматривать людей в рамках равенства, как морального, так и материального.[8]
2. Знания. Социальные работники в паллиативной и хосписной помощи должны демонстрировать знания теоретических и практических факторов эффективной работы с клиентами и персоналом.
3.Оценка. Социальные работники должны производить оценку клиентов и предоставлять полную информацию для разработки мероприятий и лечения. Социальные работники составляют план мероприятий со своими клиентами на основе оценок и должны быть готовы постоянно переоценивать и пересматривать планы лечения в связи с вновь выявленными потребностями и изменениями целей лечения.
4. Вмешательство/планирование лечения.
Вмешательство, которое обычно производится в учреждениях паллиативной и хосписной помощи включаeт в себя:
индивидуальное консультирование и психотерапия;
консультирование по семейным вопросам;
организация семейных, командных конференций;
кризисное консультирование;
предоставление необходимой информации и организация обучения;
организация группы поддержки, групп тяжелой утраты и т.д.;
управление делами и выполнение планирования;
принятия решений и последствия различных вариантов лечения;
системная защита клиента.[17]
5. Отношение/Самосознание. Социальные работники в паллиативной и хосписной помощи должны демонстрировать сострадание и понимание в отношении клиентов, уважение их прав на самоопределение и достоинство. Для осуществления эффективного ухода социальные работники должны продемонстрировать сочувствие и чувствительность в ответ на боль, страдания и горе других.
6. Полномочие и Защита. Социальный работник должен выступать на защиту нужд, решений и прав клиентов и, по возможности, должен заниматься социальной и политической деятельностью, которая стремится обеспечить равный доступ людей к ресурсам, удовлетворяющих потребности в паллиативной и хосписной помощи.
7. Документация. Социальные работники должны документировать всю практическую деятельность с клиентами, это могут быть записи в личной карте или медицинской карте клиента, а также письменные или электронные записи.
8. Междисциплинарное взаимодействие. Междисциплинарная коллективная работа является важным компонентом в паллиативной и хосписной помощи. Социальные работники являются неотъемлемой частью членов команды здравоохранения и должны отстаивать мнения и потребности отдельных лиц и семей, также следует поощрять и оказывать помощь клиентам в общении с членами команды. [1]
9. Культурная компетентность. Социальные работники должны иметь, и дальше развивать специализированные знания и понимание истории, традиций, ценностей и семейных систем, отношение к паллиативной и хосписной помощи в рамках различных групп.
10. Непрерывное образование. Социальные работники должны нести персональную ответственность за свое дальнейшее профессиональное развитие в соответствии со стандартами NASW непрерывного профессионального образования и государственных нужд.
Социальные работники должны продолжить расти в своих знаниях теории и практики паллиативной и хосписной помощи для эффективной работы с отдельными лицами и семьями.[24]
Глава 3. Социальная работа в онкологии
За последние годы специалистами достигнуты определенные успехи в лечении злокачественных новообразований, поэтому в целом прогноз заболеваний улучшается. Вместе с тем увеличивающаяся продолжительность жизни значительного числа пациентов не может оставаться единственным критерием уровня онкологической помощи. В организации медико-социальной помощи важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который означает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу.
Онкологического больного следует рассматривать как человека, находящегося в стрессовой ситуации. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, потеря социального статуса, оперативное вмешательство, ведущее к инвалидности, угроза смерти и другие факторы разрушают привычные стереотипы поведения, изменяют систему ценностей, перестраивают личность больного и ставят его перед проблемой адаптации к новым условиям жизни.[6]
Своеобразие клинического течения злокачественных опухолей, особенности их лечения, анатомо-функциональные нарушения, неизбежно возникающие после лечения и требующие коррекции, вместе с тяжелым психологическим стрессом определяют проблему реабилитации онкологических больных как важнейшую.
Базируясь на общих принципах, социальная работа в онкологии имеет и свои особенности. Известно, что диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. В этой связи социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает особое значение. Специфическими являются формы профилактической работы, направленные на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из «раковых» семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист социальной работы участвует в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировании населения о состоянии среды обитания и др.
Важнейшее место в социальной работе с онкологическими больными занимает взаимодействие с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередными мерами в этой группе можно назвать решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей неблагоприятно влияет как на лечение, так и на качество их жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уходом за больными, снижением трудовой занятости родственников больных. Часто семья пациента не в состоянии сама справиться с обрушившимися на нее проблемами и становится объектом социальной работы.[12]
Социальная работа с онкологическими больными двух групп – длительно и тяжело болеющими, а также больными с выраженными социальными проблемами достаточно однородна, так как все длительно и тяжело болеющие онкологические больные имеют выраженные социальные проблемы. Поэтому рассматривать их целесообразно совместно. Так, по нашим данным, выраженные материальные проблемы у таких больных составляют свыше 80 %, около 40 % нуждаются в улучшении жилищных условий, не заняты трудовой деятельностью почти 90 % родителей детей, страдающих онкологическими заболеваниями, а около 60 % пациентов и их родителей не располагают информацией о доступной социальной помощи.
Основными мероприятиями в социальной работе с данными группами больных являются организация специализированной медицинской помощи и ухода за больными с разными стадиями заболевания, оказание им различных видов социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных с онкологической патологией неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. У таких пациентов резко выражены психологические проблемы – чувство страха, обреченности, изолированности от общества. С учетом перечисленных проблем особое значение в социальной работе приобретают взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, социальных работников.[2]
В социальной работе с группой инвалидов необходимо учитывать, что инвалидизация при онкологической патологии определяется не по основному заболеванию, а по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям, что обусловлено отсутствием критериев определения инвалидности у таких больных. При наличии медико-социальных проблем, характерных для групп инвалидов с другими видами патологии, существует потребность в постоянном лечении, медицинском наблюдении, проведении паллиативной помощи. Психологические проблемы связаны с деградацией личности, патологической адаптацией к болезни. Здесь специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалистов к умирающим больным. Часто возникает вопрос об эвтаназии – удовлетворении просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан эвтаназия запрещена.
Изучая вопросы социальной работы в онкологии, Е.И. Моисеенко предлагает систему мероприятий постоянного психологического сопровождения на всех этапах работы с больными и членами их семей – от начала лечения до выздоровления. Автор предлагает создание различных групп психологической поддержки с обучением саморегуляции и самоподдержке, организацию психологических тренингов для переживших утрату, организацию встреч семей, имеющих больных со злокачественными новообразованиями, лиц, излеченных от них, и волонтерами.
В НИИ детской онкологии и гематологии Онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина организована работа кабинета социальной и психологической реабилитации. Цель его работы – организация системы медико-социальной помощи семьям, имеющим больных с онкологической патологией, на всех этапах лечения и диспансерного наблюдения. В задачи кабинета входят: учет больных со злокачественными новообразованиями и их семей; патронаж семей, имеющих больного с онкологической патологией в заключительной стадии заболевания; анализ и поиск путей решения социальных и психологических проблем семей больных; информирование больных злокачественными новообразованиями и (или) родителей больного ребенка о социальных льготах; контроль за соблюдением гарантированных прав больных злокачественными новообразованиями и их семей; обучение волонтеров и координация их работы; организация групп психологической поддержки для данного контингента больных и семей, переживших утрату.[14]
В последние годы в рамках международных программ лечения онкологических больных при поддержке и непосредственном участии благотворительного общества CER (Германия) в России открыто более 10 гематоонкологических центров для детей.
Социальная и психологическая реабилитация пациентов в таких центрах осуществляется медицинским персоналом отделений, врачом-психологом, родителями, входящими в ассоциацию семей, имеющих онкологических больных, специалистами-онкологами из врачебной ассоциации. Независимо от возраста ребенка, социального положения семьи, материального обеспечения первый этап работы начинается с беседы с родителями и родственниками о характере заболевания, необходимости длительного, изнурительного лечения, требующего изменения привычного образа жизни.
Следующим этапом является создание психологического комфорта для больного и его родственников, решение организационных вопросов в обеспечении круглосуточного пребывания матери и ребенка в отделении, информация о заболевании. Обсуждаются возможность и целесообразность информирования родственников, друзей и знакомых о возникшем у ребенка заболевании. Врач сообщает о противоопухолевых препаратах, которые будет получать больной, об осложнениях, которые могут при этом последовать, о сроках их возникновения и о правилах поведения в такой ситуации.[6]
Через 2–3 недели после начала лечения родители и дети осознают всю тяжесть состояния и первоначальное эмоциональное возбуждение сменяется депрессией, которая может продолжаться длительное время. В этот период важными являются оценка личности ребенка, поддержка его интересов, возможность физического и психического восстановления, выяснения интересов, эмоциональная поддержка окружающих. Наступает время первого терапевтического интервала. Одни надолго исчезают с поля зрения специалистов центра, получая лечение у «целителей», другие возвращаются раньше установленного срока.
Когда наступает период излечения, у ребенка возникают новые препятствия в достижении своих жизненных целей в связи с ограничением способностей заниматься привычной деятельностью. Старшеклассники обсуждают вопросы своего трудоустройства с персоналом отделения, новыми друзьями; оценивают свои возможности.
Больные IV клинической группы выписываются на амбулаторное наблюдение и лечение к участковому педиатру. Эта группа детей и их родителей нуждается в специальной поддержке, так как многие родители остались без работы и единственным источником их материального обеспечения оказалось их пенсионное пособие на ребенка.
Особое место в социальной работе в области онкологии занимает организация паллиативной (симптоматической) помощи инкурабельным онкологическим больным. В комплекс мероприятий паллиативной помощи входят управление симптомами, в первую очередь болью, одышкой, расстройством сна, тошнотой и рвотой, кишечной непроходимостью, мочеполовыми нарушениями, беспокойством, тревогой, депрессией и др. Вопросы психосоциального характера предусматривают умение общаться с пациентом и его семьей после известия о смертельно опасном заболевании, уважать мнение пациента и семьи даже в случае, когда оно расходится с профессиональным решением.[11]
В программе паллиативной помощи специалисты обеспечивают физический уход, поддерживают эмоциональную и духовную сферу пациента и семьи, а также роль священника в уходе за больным.
Онкологические больные часто выбирают альтернативную терапию. Уважая такой выбор, специалисты обязаны дать классическую характеристику нетрадиционным методам лечения, уметь отличить шарлатанство от немедицинских методов лечения.
Разрешение перечисленных проблем оказания полноценной паллиативной помощи обусловливает организацию работы хосписов.
Хоспис нельзя рассматривать как учреждение, где люди умирают. Это система гуманистических мировоззрений, помогающая умирающему человеку прожить оставшуюся жизнь без чувства страха, по возможности полноценно. По определению Всемирной организации здравоохранения, «паллиативный уход утверждает жизнь и рассматривает умирание как нормальный, естественный процесс; паллиативный уход не ускоряет и не отдаляет смерть, он обеспечивает систему поддержки семьи во время болезни их близких и в период скорби».
В хосписе оказывается медицинская, социальная и психологическая помощь. В рамках медицинской помощи медицинский персонал проводит симптоматическое лечение и обезболивание. Социальные работники в объеме социальной помощи организуют материальную поддержку, содействуют в обеспечении гарантированных прав клиентов и их семей и др. Психологи и социальные работники оказывают помощь в снятии чувства страха, депрессий у больных и членов их семей, проводят психологические тренинги для родственников.[16]
Обосновывая роль социального работника в онкологии, А.В. Гнездилов рекомендует включать в функции специалиста социальной работы:
♦ проведение в лечебно-профилактическом учреждении диагностики социальных и психологических проблем больных онкологическими заболеваниями, лиц, излеченных от них, а также членов их семей;
♦ разработку и реализацию совместно с врачом, психологом и педагогом индивидуальных планов социальной реабилитации клиента;
♦ информирование клиентов или их законных представителей о состоянии здоровья, диагнозе и прогнозе;
♦ предоставление информации клиентам и членам их семей о правах и льготах в связи с онкологическим заболеванием;
♦ оказание психологической помощи клиентам;
♦ организацию и участие в проведении медико-социальной экспертизы клиентов с онкологическими заболеваниями;
♦ организацию работы терапевтических сообществ больных онкологическими заболеваниями и лиц, излеченных от них, а также членов их семей;
♦ взаимодействие со средствами массовой информации и населением по разъяснению современных возможностей онкологии, формированию в обществе адекватного отношения к лицам, больным онкологией;
♦ проведение социологических исследований по проблемам онкологической помощи клиентам и др.[7]
Таким образом, необходимо отметить, что социальная работа в онкологии имеет свои особенности и играет важную роль в оказании помощи инкурабельным больным.
Заключение
Рано или поздно в жизни каждого наступает момент, когда человек переступает грань, отделяющую порог беззаботного существования от новой, исполненной проблем и несправедливостей жизни. Эта неминуемая для каждого взрослая жизнь начинается тогда, когда человек до конца осознает, что с каждым годом, проведенным на земле, потери и ошибки будут тяжелее и серьезнее, а пережить их подчас станет одной из самых сложных наших задач. И смерть близкого и любимого, без которого мы не мыслим своего существования, станет самым тяжелым испытанием, меняющим нашу жизнь бесповоротно, без жалости и шанса на возврат.
Сколько переживаний и мучений мы испытываем, стоя у постели смертельно больного человека, мужа, сына или отца. Сколько молитв, считаемых позже неуслышанными, произносит мать или супруга, желающая отдать все на свете за жизнь горячо любимого ею человека. Но что взамен за нее можно предложить Богу? Возможно, человек готов отдать за это свою жизнь. До конца не понимая, готов ли он к этому по-настоящему. Готов ли он сам навсегда проститься не с одним, а со всеми своими близкими, встретиться лицом к лицу с неизвестностью, пустят ли его свои грехи?
Отказ от смертельно больного это не только неприятный аспект человеческих отношений, с которым приходится сталкиваться сотрудникам хосписов, это та деликатная и тонкая грань между людьми, которая часто не замечается, а иногда и умышленно игнорируется нами в повседневной жизни.
Среди пациентов хосписов преобладают онкологические больные. Кто возьмет такого пациента в больницу? Кому нужны высокие показатели больничной летальности? Кто организует ему постоянное наблюдение и адекватное лечение на дому, если не помогают уже самые сильные обезболивающие средства и другие лекарства? Как помочь ему избавиться от нестерпимой боли, удушья, постоянной тошноты и рвоты, зуда и бессонницы? Как помочь ему осознать неизбежность происходящих перемен и поддержать психологически? Как поддержать его близких и дать им передохнуть от изнурительной и непрестанной работы – уходу за тяжелым или умирающим больным? Как помочь одинокому старику умереть с миром и не проклинать нерадивых родственников, которые его бросили?
Все эти задачи берет на себя хосписная служба, которая обеспечивает адекватную грамотную медицинскую помощь терминальному больному, смягчает не только физические страдания, но помогает решить его психологические и духовные проблемы, а также оказывает психологическую помощь близким пациента во время его болезни и в период переживания тяжелой утраты.
Разумеется, что хосписы за рубежом больше приспособлены к уходу за людьми которым суждено умереть. В нашей стране слишком мало таких учреждений. С каждым днем число больных на неизлечимые болезни растет. Нашему обществу эти люди не нужны, так как они ничего не смогут принести государству, это и есть ошибка нашего общества. Не стоит от них отворачиваться, им надо помочь дожить те дни, которые им остались, сделать светлыми их.
Таким образом, социальная работа в хосписе носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование социального работника, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инкурабельным больным и их родственникам доверительно относиться к этой категории работников.
Выводы:
1.Сегодня в России хосписы и отделения паллиативной помощи прочно утвердились в системе здравоохранения как учреждения, призванные оказывать многостороннюю квалифицированную помощь тяжелобольным пациентам и членам их семей. Сейчас в России существует более 45 хосписов, но они полностью не решают проблему умирающих больных, так как этого количества недостаточно для такой большой страны. Наилучшая ситуация с хосписами в Санкт-Петербурге и Москве. Но зачастую, человека могут лишь поставить на очередь, из-за того, что все места заняты. А жителям небольших городов и, тем более, «глубинки», попасть в подобное учреждение еще сложнее. Как правило, только если будет получено направление местного департамента здравоохранения, но получить его намного сложнее, чем просто смириться с ситуацией и оставить родственника умирать дома. Огромную роль в поддержке хосписов играют добровольцы, которые приходят помочь персоналу по уходу за пациентами, а также добровольные пожертвования. Предоставить помощь всем неизлечимым больным, пока, к сожалению, невозможно, т.к. содержание в хосписах в течение долгого времени не выдержит наш государственный бюджет. Как бы цинично это ни звучало, сегодня помощь такого рода может быть оказана только больным, срок жизни которых прогнозируется как менее 6 месяцев, причем направление в стационар дается лишь на 19-24 дня, а весь остальной срок больного патронируют на дому.
2. Профессиональные ценности и навыки социального работника идеально подходят для работы в хосписе и оказания паллиативной помощи, а также для реализации программ, предназначенных для лечения всего организма в целом на междисциплинарной основе и для улучшения качества жизни в трудные времена. Социальные работники, решительно выступают за самоопределение и культурно надлежащий уход, поскольку они обучаются ценить личность, и понимают, что хорошее медицинское обслуживание требует, чтобы желания и потребности обслуживаемых людей соблюдались в надлежащем виде. И когда вылечить человека уже невозможно, когда невозможно справиться с психологическим, физическим и духовным истощением, а также стрессом, весьма кстати приходятся именно социальные работники, специально подготовленные для оказания помощи подобного рода, и, умеющие справиться и управлять данными состояниями.
3.Социальная работа в онкологии имеет свои особенности. Диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. В этой связи социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает особое значение. Специфическими являются формы профилактической работы, направленные на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из «раковых» семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист социальной работы участвует в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировании населения о состоянии среды обитания и др.
Особое место в социальной работе в области онкологии занимает организация паллиативной (симптоматической) помощи инкурабельным онкологическим больным. Паллиативная помощь представляет собой активную помощь клиентам с длительно текущими заболеваниями, когда заболевание не поддается лечению и когда снятие болей и других симптомов является важнейшей социальной, психологической и духовной проблемой.
Список использованной литературы
Агапов, Е.П. Теория социальной работы / Е.П. Агапов, К.В. Волощукова — Изд-во Дашков., 2008.-111-112 с.
Алексеева, Л.С. Создание центра социально-психологической помощи семье и детям / Л.С. Алексеева, В.В. Хухлина — М., 2007.-41-42 с.
Балтуева, С.В. Технологии социальной работы
// Вестник ИрГТУ. – 2007. № 2(30).- 5 с.
Бондарь, Г.В. Паллиативная медицинская помощь. Учебное пособие. Донецк., 2006.- 156 с.
Волгин, Н.А. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.-133 с.
Гнездилов, А. В. Путь на Голгофу: очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. СПб.: “Клинт”, 2005.– 36 с.
Гнездилов, А.В. Некоторые социальные проблемы в хосписной службе среди онкологических больных / А.В. Гнездилов, С.А. Леоненкова, М.Т. Репина // Паллиативная медицина и реабилитация. – 2010.- 69 с.
Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы. М., 1994.
Курбатов, В.И. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов на Дону: “Феникс”, 2009. – 179 с.
Лопанов, П.Н. Хосписы / П.Н. Лопанов, С.А. Полишкис — М., 2007.-190 с.
Лященко, А.И. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. А.И. Ляшенко. М.: “ИНФРА-М”, 2009. – 289 с.
Миллионщикова, В.В. Социальная работа с онкологическими больными. М., 2009.-11-12 с.
Модников, О.П. Технологии социальной работы. Учебно-методическое пособие. М., 2008.-15 с.
Моисеенко, Е.И. К вопросу организации паллиативной терапии детей с онкологическими заболеваниями.//«Социальные и психологические проблемы детской онкологии.» Материалы Всероссийской конференции с международным участием. – Москва. — 4-6 июня 2007г. — М. — 2007. -158-160 c.
Новиков, Г.А. Паллиативная помощь онкологическим больным // Учебное пособие. Г.А. Новиков, В.И. Чиссов (под ред.). – М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2010.-71 с.
Павленек, П. Д. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленек — М.: “ИНФРА-М”, 2008. – 211 с.
Профит, Л. Хосписы // Энциклопедия социальной работы. Т.3. – М.1994, 376-377 с.
Ромм, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. Ч.II. – 44 с.
Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособ. для вузов / М. В. Фирсов, Т.Б. Кононова — Изд-во Владос, 2009.- 204-205 с.
Ходаревская, Ю.А. К вопросу проведения медико-социологических исследований среди инкурабельных онкологических больных, находящихся в терминальной стадии// периодическое научное издание. Красноярск. – 2010. – №2 (02). – 117-119 с.
Ходаревская, Ю.А. Духовно-нравственные основы организации паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление и их семьям // материалы Всероссийской научно-практической конференции, июнь 2010 г. – Волгоград-М.: ООО «Глобус», 2010. – 90-92 с.
Холостова, Е.И. Технология социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: “ИНФРАМ”, 2001. – 201-202 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика. / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. М.: “ИНФРАМ”, 2001. – 113-114 с.
Шапиро, Б.Ю. Особенности социальной работы в России. — М., 2008.-7-9 с.
Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь / [Электронный ресурс] // (http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova)
Из истории хосписов / [Электронный ресурс] // Танатос – (thanatos.oedipus.ru/hystory)
Бронникова, О. Развитие хосписной и паллиативной помощи / [Электронный ресурс]Ремедиум(www.remedium.ru/section/pharmplace/detail.php?ID=19048)
Хисматуллина, З.Н. Паллиативная помощь инкурабельным больным в рамках социально-медицинской работы в онкологии / [Электронный ресурс] // Электронные научные издания — (www.science-education.ru/download/2007/04/2007_04_07.pdf)