--PAGE_BREAK--Глава 1.Семья как объект социальной защиты населения 1.1.Основные понятия: семья и социальная работа с семьей
Социальная работа — совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным. Основными функциями социальной работы являются: социальная помощь, социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная терапия.
Социальная защита — это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальная помощь – это такой блок социального обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач и (или) услуг семьям и гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальная поддержка как один из блоков социального обеспечения охватывает предоставление помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами [48; С. 127].
Семья — древнейший институт человеческого общества — прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей. Семья — это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья — главный источник продолжения жизни и, следовательно, роста численности населения.
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. Как археологические находки, дающие представления о жизни наших предков 15 — 20 тысяч лет назад, так и этнографические наблюдения за бытом примитивных племен, время от времени находимых в глухих уголках нашей планеты, показывают, что уже в неолите, с которым связано становление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, рожавшие и воспитывавшие детей и почитавшие старейшин.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно — историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.
При всех различиях, зафиксированных в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально — биологическую природу. Функции современной семьи, каждую из них в отдельности, с большим или меньшим успехом можно осуществлять и вне семьи. Но в совокупности в ней все они реализуются наилучшим образом.
В научной литературе под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Исходя из ее функций, семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т.п.).
В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.
Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.
1.2 Функции семьи
Функция (лат. functio — совершение, исполнение) — 1 деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2 вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функции какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой — о некотором социальном явлении как функции другого явления (например, о преступности как функции экономического положения) [45; С. 323].
В семье реализуются основные потребности человека, реализуются важные общественные функции [22; С. 24].
Репродуктивная функция семьи – основная функция воспроизводства потомства.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.) и содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Функция духовного общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Эта функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля состоит в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевания и т. д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психологического здоровья. Именно эта функция имеет большое значение в современной семье.
Особенно велико значение брачных отношений в преодолении стрессовых ситуаций. Именно надежное супружеское содружество по данным психологов является основным буфером, защищающим от психологически-травмирующих воздействий.
Успешный брак, благополучная семья — это одно из средств укрыться от одиночества. Убежать от стресса и неприятностей на работе. Он защищает от распада личности во все более обезличивающемся мире. Успешный брак — это не значит брак без проблем. В браке все функции обновляются. Счастливый брак это своего рода процесс непрерывных перемен.
Радикальные экономические и политические реформы, проводимые правительством России, породили глубокие кризисные процессы. Они своим негативным влиянием привели к тому, что современная семья не выполняет своих основных функций. Рассмотрим некоторые из возникших проблем в области функциональной роли семьи.
Генеративная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Семья без детей духовно не полноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем — те, кто их не имел, не имеет, и обзаводиться детьми не собирается. Установка на бездетность, к сожалению, не просто есть – она распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально — экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши». А с другой – духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого — престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.
На выполнение семьей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе не только предпосылки – задатки сапиентности. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки его способностей угаснут навсегда.
Последствия воспитания вне семьи многообразны и отрицательны. Но и в условиях семьи воспитание может быть дефектным: родители больны, не обладают культурой, ведут аморальный образ жизни, в семье один родитель, поглощенный проблемой заработка, а не воспитанием ребенка. Конечно, семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно — бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием бытовой промышленности. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Экономический кризис делает семью относительным гарантом выживания, так как нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворять невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план.
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важно и необходимо, как потребности в еде, жилище. Сегодня не часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Но распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. «Двойная мораль» не возбраняет контакты мужчин, но осуждает их у женщин.
В то же время поверхностное отношение к физической близости, относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не делают людей счастливыми. Нерегулярные отношения со случайными партнерами не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, не только оставляют ощущение тревоги и обмана, но и влекут за собой печальные криминальные или медицинские последствия. Духовная дезорганизация общества, расширение социальных условий для проституции вызывают закономерное распространение болезней, передаваемых половым путем. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают не в последнюю очередь с тем, что «радости здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.
Реакционная и терапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек, может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
Таким образом, семья, являясь основным институтом любого общества и выполняя свои функции, обеспечивает как целостность общества, так и удовлетворенность потребностей человека. Все функции находятся в логической взаимосвязи, и деградаций любой из них ведет к деградации семьи как таковой.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Классификации современной семьи
Типологизация(греч. tipos — отпечаток, форма, образец и logos — слово, учение) — метод научного познания, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного).
В основе типологизации лежит понятие о нечетких множествах, т.е. множествах, не имеющих четких границ, когда переход от принадлежности элементов множеству к непринадлежности их множеству происходит постепенно, не резко, т.е. элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности. Типологизация проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям) или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать соответственно теоретические и эмпирические типологизации.
В отличие от классификации типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, «коренного» признака, точнее «идеи» этого множества).
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Приведем классификацию типов семей, данную В.С. Торохтием [16; С. 342]. В.С. Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим основаниям:
— по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
— по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
— по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
— по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
— по семейному быту, укладу: семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
— по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
— по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка; семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
— по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
— по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
— по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно — потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.; семьи с промежуточным типом потребления;
— по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
— по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
— по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
— по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
— по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Отдельным типом выделены в научной литературе благополучная и неблагополучная семья.
Существует две возможности для формулировки понятия «благополучная семья» статистическая и моральная. Статистика относит к «благополучным» семьям те, в которых нет зарегистрированных алкоголиков, у родителей нет проблем с правоохранительными органами, а также решены основные материальные проблемы. Это все внешние критерии, которые легко фиксируются обществом и статистикой. Тем не менее, если верить той же статистике, сегодня 46 % детей, которые употребляют наркотики, это дети из «благополучных» семей. Получается, все не так уж и благополучно. А все дело в том, что, к сожалению, ни статистика, ни общество не могут отразить один из самых главных критериев благополучной семьи — это наличие в семье любви, взаимопонимания и равноправного общения. Притом выполнение этого критерия не зависит от уровня достатка и уровня образования в семье. Так что на вопрос, благополучная ли их семья, ответить смогут только члены самой семьи.
Довольно длительное время благополучной считали семью, где присутствуют все ее члены (папа и мама), которые ведут нормальный образ жизни (не пьют, не гуляют на стороне) и хорошо относятся к своему ребенку (заботятся о нем и физически не истязают его). Однако, как показывает практика, выделенных характеристик хорошей семьи явно недостаточно.
Таким образом, каждая из категорий семей характеризуется протекающим в ней социально-психологическим явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики
Семейная политика — это деятельность государства и других субъектов этой политики, направленная на укрепление семьи и обеспечение нормальной реализации ее специфических функций [28; С. 58].
Одной из основных стратегических задач семейной политики является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно — психологической функций, повышение уровня жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- создание социально — экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;
- обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.
В этих целях предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи [14; С. 57], в том числе:
— совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
- государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;
- развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
- стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;
- увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;
- повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;
- создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;
- создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;
- закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.
В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая — роль конфликтов участников общественно — политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики — семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].
Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции например, основная цель ее — повышение рождаемости, в странах Северной Европы — достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах — поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной семьи». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].
В России современная семейная политика — результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом.В истории государственной семейной политики нашей страны можно выделить три этапа:
1-й этап (1917 — 1930 г), характеризующийся созданием работающим женщинам условий для сочетания материнства с трудом в условиях общественного производства. Для них были установлены отпуск по беременности (1,5 мес. — 2 мес.), пособие по беременности, оплачиваемые перерывы на кормление ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в течение рабочего дня, был запрещен труд женщины в шахтах.
2-й этап (1930 — 1970 гг.), характеризующийся ориентацией на высокую рождаемость и многодетность. В 1940 — 1944 гг. был принят закон о выплате пособий многодетным матерям, начиная с 4-го ребенка, установлены специальные награды; в 1944 г. введен статус матери-героини; с 1944 г. были введены пособия одиноким матерям; в 1936 г. запрещены аборты; с 1939 г. увеличились алименты на детей.
3-й этап (1970 – 1980 гг.), был ориентирован на преодоление малообеспеченности семьи с детьми. В 1985 г. было принято постановление правительства № 235 по увеличению пособия на детей во всех семьях, благодаря которому выросли пособия на территориях, где рождаемость была низкой (Вологодская, Владимирская и др. обл.). В 1970 г. увеличилось пособие инвалидам, а к 1986 г. — пособие вдовам на детей (ежегодно около 40 тыс. мужчин в трудоспособном возрасте уходят из жизни). В результате неполных семей в 1996 г. было 13,6 %, в 2003 г. их стало 20 — 25 % [28; С. 58].
В 1985 г. был создан «алиментный фонд» в собесах для выплат пособии семьям, родители детей которых находятся в розыске.
В 1981 г. увеличено пособие одиноким матерям. В 1987 г. появились положительные результаты: в этом году была самая высокая рождаемость в стране — 2,5 млн. граждан (в том числе в РФ родилось 1600 тыс. детей).
С началом 90-х гг. XX в. (период так называемых реформ) рождаемость резко падает: в год рождается примерно 800 — 900 тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), допускается 10 % детской смертности от количества новорожденных. В нашей стране этот порог был превышен [55; С. 255].
Рубежным документом по увеличению пособий семьям с детьми стало постановление Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г. № 1420 «О неотложных мерах по улучшению положения семьи, женщин, охраны материнства». С этого момента начала формироваться структура управления семейной политикой. В Верховном Совете РФ был создан комитет по проблемам материнства и детства. Позже в Государственной думе и Совете Федерации возникли комитеты по семье и детям. В 1990 г. при президенте РФ стала работать координационная комиссия по «семье, женщинам и демографии». В настоящее время эта комиссия ликвидирована, теперь она работает при Совете Федерации. Создаются центры социального обслуживания семьи в регионах страны. В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С. 7].
В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей.
Основные направления государственной семейной политики включают:
- обеспечение условий для преодоления негативных тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
- кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
- усиление помощи семье в воспитании детей.
В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:
- самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
- равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
- приоритет интересов каждого ребенка;
- равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
- единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
- партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
- принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
- осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
- преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Таким образом, семейная политика является частью социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.
В условиях демократических реформ особенно важно через образование, помогая, таким образом семье ориентировать молодое поколение на понимание проблем нового этапа развития России, вытекающих из них требований к уровню духовности, культуры, образованности, профессиональной компетентности и социальной активности.
2.2
Нормативно-правовые основы семейной политики в России
Семейному законодательству в России отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи;
- ответственности перед семьей всех ее членов;
- недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи;
- обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав;
- возможности судебной защиты семейных прав.
Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:
- международные акты в области охраны семьи и семейной политики;
- Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;
- Законы субъектов Федерации;
- указы, постановления местной власти.
Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.
Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.
Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.
Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, провозгласила программу действий в области укрепления и, таким образом, поощрения более полного соблюдения прав человека справедливым и сбалансированным образом.
А так же исходя из Пекинской декларации и Платформы действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.
Исходя из анализа данных документов, можно отметить, что все субъекты семейных отношений в международном плане достаточно защищены, согласно перечисленным нормативным актам обеспечивается благополучие семьи и всех ее членов как во внутрисемейной сфере, так и вне ее — в отношениях с государством и обществом. Однако данные документы носят больше рекомендательный характер, присоединение России к этим документам еще не означает создание адекватной семейной политики. С другой стороны данные документы создают фундамент в регулировании семейной политики.
Исследование международных источников права позволило выделить и ряд принципов, которые следует учитывать, решая вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми. В основном, российское законодательство, регулирующее эту сферу отношений, им соответствует.
Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В настоящее время конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных отраслей законодательства России.
Комплексным актом, в котором наряду с другими нормами содержатся нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).
Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее важнейшие принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые, в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов – его носителей. В частности, в нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей.
Право социального обеспечения России – одна из немногих отраслей права, не имеющих кодифицированного нормативного акта.
Важное значение в реализации прав ребенка имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004), однако следует отметить, что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в Закон внесены существенные изменения.
В частности, в его новой редакции установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей передано на уровень субъектов федерации; в Законе практически не закреплены гарантии прав детей в области социального обеспечения.
Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.
1. Федеральные законы, устанавливающие порядок и условия предоставления того или иного вида социального обеспечения в отношении всех граждан, в том числе детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям. Основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
2. Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004), «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 22.08.2004) и др.).
Так, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается на 100 % размер пособий на детей, предоставляется бесплатное питание для детей до трех лет с молочной кухни (при ее отсутствии выплачивается ежемесячная денежная компенсация).
Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
3. Федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения только в связи с материнством и детством. Например, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.
Сюда же относятся Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим гражданам Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации; постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам; временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.
Государство вводит ограничение на категории граждан получающих пособия, так пособия лишаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, лишенные родительских прав, граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
Весьма существенно, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 23.03.2007), эти пособия не подлежат налогообложению [3; С. 487]. Тем не менее, с точки зрения прожиточного минимума эти меры не достаточны для нормального и полного обеспечения матери и новорожденного.
Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан, причем в большей степени это характерно для нормативных правовых актов, издаваемых Российской Федерацией. Так, законодательством о труде, в частности Трудовой кодекс РФ (в ред. от 30.12.2006) [7; С. 764] в целях создания благоприятных условий для воспитания детей предусматриваются специальные меры для родителей в виде предоставления женщинам отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительных оплачиваемых выходных дней. Для беременных женщин запрещены ночные, сверхурочные работы и командировки. Законом запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей.
Нормы, направленные на защиту прав и законных интересов детей, других членов семьи, содержатся в гражданском и жилищном законодательстве: например, о сохранении жилого помещения за детьми, утратившими попечение родителей, на все время пребывания в воспитательном учреждении.
Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005) предусмотрено, что жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).
Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан, не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 (ред. от 25 октября 1996 г.) указал следующее: «Учитывая, что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов» [30; С. 45].
Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа от участия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизации фактически обязательно [30; С. 46]. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации в договор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.
В системе мероприятий по защите материнства и детства особое место принадлежит мерам по защите законных прав и интересов детей. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» [39; С. 85] утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г. № 1328 «О президентских программах по улучшению положения детей в РФ» [31; С. 20] программам «Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» присвоен статус президентских программ.
Хотелось бы отметить замечание, высказанное в научных публикациях о том, что подход к семейной политике направленный «на улучшение условий и повышение качества жизни семей», сформированный в Указе Президента Российской Федерации объясним, но является частичным. В большинстве развитых стран, несмотря на то, что качество жизни там достаточно высокое также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими супругами [22; C. 109]. В Дании число неполных семей с детьми в возрасте до 15 лет в 1981 г. было 18 %, а в 1990 г. увеличилось до 21 % [22; C. 110]. Эти и многие другие подобные примеры развития семьи в индустриально развитых странах дают основание считать, что в обозримом будущем в России полная семья с 3 — 4 детьми вряд ли станет нормой. Тем не менее, государство должно начать осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику по отношению к полной семье с 3 — 4 детьми.
продолжение
--PAGE_BREAK--