Реферат по предмету "Социология"


Социальное обеспечение и социальная защита в России

Содержание
 
Введение
Глава 1. Социальная политика государства — базасоциального обеспечения
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Финансирование социального обеспечения
Глава 2. Социальное обеспечение в России
2.1 Понятие социального обеспечения
2.2 Организационно – правовые формы социальногообеспечения
Глава 3. Исследование социальной политики государства
Заключение
Список литературы
Введение
 
Проблема социального обеспечения,социальной защиты достаточно остро стоит в нашем государстве. Что-то мешаетнашему государству по достоинству оценивать труд работников бюджетныхорганизаций, содержать пенсионеров и людей, которые не могут сами о себепозаботиться. На вопрос «Что же не позволяет государству должным образом себяпроявить?» вряд ли кто-то может ответить, кроме представителей нашей власти. Нои они с ответом не торопятся.
Актуальность данной работысобственно и обуславливается существующей в нашей стране проблеме невниманиягосударства к обществу.
Цель работы – рассмотретьсущность и формы социального обеспечения.
Задачи: рассмотреть социальнуюполитику государства как базу социального обеспечения; выявить источникифинансирования социального обеспечения; дать понятие термину «социальноеобеспечение», выявить организационно – правовые формы социального обеспечения.
Объектом работы являетсясоциальная политика государства, предметом – социальное обеспечение, социальнаязащита.
Теоретико – методологическую базуработы составляют труды по социологии таких авторов как:……, по праву……
Работа состоит из введения, двухтеоретических глав, практической части, в которой представлен краткий анализмнений о социальном обеспечении в нашей стране, заключения, списка литературы иприложения.
социальнаяльгота обеспечение

Глава 1. Социальная политика государства — базасоциального обеспечения/>
1.1 Сущность социальной политикигосударства
 
Социальная политика государстваможет быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферужизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенноепредставление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее какчасть государственного управления, объектом которого является социальная сферажизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управлениясоциальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив даннуюособенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства,которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сферажизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. Кобъективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным —потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена какотношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политикаоказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия вустановлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, прикоторых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобысоциальная сфера стала объектом управления государством, необходим такойуровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием,при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровеньразвития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счетсобственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяетсявысокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства истепень разделения труда в этом производстве является материальной основойнеобходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.Попытки обосновать социально-политический характер феодального илирабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развитияпотребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков,что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счетсобственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитымразделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктамданного производства, базирующегося на разделении труда.[1]Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики,что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда,чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимыхгосударством на социальные нужды населения страны. Если экономической основойсоциально-политической деятельности государства является промышленный способпроизводства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителейнаемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится наданном производстве. В силу ограниченных возможностей производстваудовлетворять потребности индивидов между производством и потреблениемвозникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт.Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результатограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могутвоспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лицегосударства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либопо малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствияработы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностейи потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однакопотребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороныгосударства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защитакак легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, апотребности индивидов становятся политической категорией только на промышленнойстадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинаетносить общественный характер. Этот общественный характер производства ичеловека предопределяет социально-политическую деятельность государства всоциальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того,чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своейсоциально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу вкатегории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупностиотношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинаютносить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанностьзащиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самогогосударства, которая заключается в установлении политически детерминированнойсоциальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особаяполитическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятияэкономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния,своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимисяв его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами какконституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностямисоциальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферыжизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, этотот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальныеправа — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, вкоторые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений ипредварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — этоособая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особаяинституциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии —это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения,которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченныесуществующими государственными ресурсами декларированные социальные права.Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальныеправа. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает впонятие собственности, которой как бы изначально наделяются представителинаемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же,как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся враспоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельностиявляется важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на частьдохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — этотакое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяетсяпродуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основанииполучения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость —это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия,предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенныйхарактер.[2] Однаконедопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление неприобретет для государства значимый характер. Значимое для государстванедопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотреблениеиндивида как его ограниченная связь с обществом становится политическойкатегорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит отопределения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государствапо-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуациии общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странахверхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть нижепредельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого вобществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида,удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства.Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособностисамого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным длявступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Даннаянеспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического,политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяютсяна физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либопо малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, азначит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономическиеограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера.К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым —устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. Кпоследним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваютсяотношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласнокоторому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обменстоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этомпроцессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена,делает его господствующим, а тем самым выступает политической причинойпоявлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политическихпричин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющиеспособность к труду, но не могущие ее реализовать по причине остройконкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другойполитической причиной нуждаемости является деятельность объединений,политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, итех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений.Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства спрофсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений,работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина,которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, — социальная. Онаскладывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальнойсилы (социальная сила — это обусловленная разделением труда объединительнаяспособность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой всовокупности представленных причин.[3]
Суть социальной политикигосударства заключается в поддержании отношений, как между социальнымигруппами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния,уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надоотметить, что социальная политика государства, выступающая как составная частьмероприятий, проводимых государством в целях регулирования условийобщественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуациейв стране.
Однако социальная политика неможет рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическаяже наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политикисосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условияхрыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формированиядоходов и поддержание занятости населения.
Итак, говоря о социальнойполитике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства,направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов игрупп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова.В широком смысле социальная политика — это одно из направлениймакроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальнуюстабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовыеусловия” для граждан страны. />
 
1.2 Финансирование социального обеспечения
 
Новая система финансированиягосударственной системы социального обеспечения в настоящее время практическисформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховыхпособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованныхвнебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальнойпомощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счетбюджетов различных уровней.[4]
Внебюджетные фонды являютсясамостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондовнаходятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ,бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию неподлежат.
Средства фондов формируются засчет: страховых взносов работодателей; ассигнований из государственногобюджета; доходов от инвестиций; добровольных взносов юридических и физическихлиц; прочих доходов. Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд РФ(ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинскогострахования.
Тарифы страховых взносовустанавливаются Федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20.11.99№ 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в ПФР: — дляработодателей-организаций, для индивидуальных предпринимателей, частныхдетективов, занимающихся частной практикой нотариусов и граждан (физическихлиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающихвознаграждения по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ иоказании услуг, а также по авторским договорам, в размере 28 % начисленных повсем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо отисточников финансирования; — для работодателей-организаций, занятых впроизводстве сельскохозяйственной продукции в размере 20,6 % начисленных повсем основаниям выплат в денежной и (или) натуральной форме независимо отисточников финансирования; — для индивидуальных предпринимателей, частныхдетективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, — 20,6 % дохода,полученного от их деятельности, за вычетом расходов по его извлечению; — дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения, — 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента; — для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихсятрадиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, — 20,6 % начисленных по всем основаниям выплат в денежной и (или) натуральнойформе независимо от источников финансирования; — для адвокатов — 20,6 % выплат,начисленных в пользу адвокатов; — для граждан (физических лиц), работающих потрудовым договорам или получающим вознаграждения по договорамгражданско-правового характера о выполнении работ или оказании услуг, а такжепо авторским договорам, — 1 % от начисленных в пользу указанных лиц выплат повсем основаниям назависимо от источников финансирования.
Помимо основного тарифа в размере28 %, Федеральным Законом от 20.11.99 № 201 -ФЗ введен дляработодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушныхсудов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% начисленных в ихпользу выплат по всем основаниям независимо от источников финансирования.Страховые взносы по дополнительному тарифу считаются уплаченными в ПФР толькопри условии уплаты в полном объеме страховых взносов по дополнительному тарифу.Средства, поступающие в ПФР по дополнительному тарифу, будут использоваться дляповышения максимального размера пенсии за выслугу лет для членов летныхэкипажей воздушных судов гражданской авиации.[5]
От уплаты страховых взносов вовнебюджетные фонды социального страхования освобождены организации любыхорганизационно-правовых форм в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I,II и III групп, общероссийские организации инвалидов, индивидуальныепредприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы идругие лица, являющиеся инвалидами.
Перечень выплат, на которые неначисляются обязательные страховые взносы, для каждого фонда утверждаетсяпостановлением Правительства РФ.
Контроль за правильнымперечислением средств на социальное страхование, помимо самих фондов,осуществляют также налоговые органы.
Пенсионный фонд РФ (ПФР)производит:
— целевой сбор и аккумуляциюстраховых взносов;
— финансирование расходов на всевиды пенсии и некоторые другие выплаты;
— организацию работы по взысканиюс работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников идругих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствиетрудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализацию средств, а такжепривлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
— организацию государственногобанка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов и некоторыедругие функции. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видовгосударственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ напостоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.
Государственный фонд занятостинаселения РФ (ГФЗ) представляет собой совокупность федеральной части Фондазанятости и фондов занятости, формируемых в субъектах федерации.
Фонды занятости РФ и ее субъектовобразуются за счет: отчислений из фондов занятости, формируемых в городах ирайонах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фондазанятости), в части обязательных страховых взносов работодателей; ассигнованийиз соответствующих бюджетов; доходов от инвестиций; добровольных взносов ипрочих поступлений.
Источниками финансовых ресурсовсистемы здравоохранения в РФ являются: средства бюджета РФ и бюджетов субъектовРФ; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средстваграждан; благотворительные взносы и прочие поступления.
Средства государственной и муниципальнойсистем здравоохранения используются: — для осуществления мероприятий поразработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством РФ ивысшими исполнительными органами субъектов федерации;
— обеспечения профессиональнойподготовки кадров;
— проведения научныхисследовании;
— развитияматериально-технической базы учреждений здравоохранения;
— субсидирования конкретныхтерриторий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населениюпо обязательному медицинскому страхованию;
 - оплаты особо дорогостоящихвидов медицинских услуг; финансирования медицинских учреждений, предоставляющихпомощь при социально значимых заболеваниях;
— оказания медицинской помощи примассовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей вобласти охраны здоровья населения.
Для реализации государственнойполитики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный итерриториальные фонды обязательною медицинского страхования (ФОМС).
При финансировании выплат погосударственному социальному страхованию применяется принцип солидарностипоколений, субъектов РФ, отраслей экономики. Солидарность поколении заключаетсяв том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений отвзносов экономически активного населения.
Солидарность субъектов РФпроявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и в дотированиитерриториальных и местных стра ховых фондов. Это связано с различиямиэкономического развития и демографической ситуации в субъектах РФ. В настоящеевремя из 89 субъектов РФ около 70 получают дотации.[6]
Солидарность отраслей экономикивыражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо сучетом условий и размеров оплаты труда.
Однако целесообразностьдальнейшего использования указанного принципа в качестве основы дляфинансирования пенсий по старости в последнее время подвергнута критике. Позаказу Минэкономики России группой экспертов подготовлена альтернативнаяконцепция пенсионной реформы на основе накопительных принципов финансирования.По мнению разработчиков этой концепции, главная причина современного кризисапенсионной системы заключается не в спаде производства, сокращении численностизанятого населения, уменьшении доли заработной платы в структуре валовоговнутреннего продукта, а в солидарно-распределительном механизме финансирования.Они утверждают, что дефицит средств ПФР покрыть невозможно по двум основнымпричинам. Первая связана с демографической ситуацией, соотношением экономическиактивного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионераприходится 1,7 работающего, тогда как для нормального функционирования системынеобходимо, по крайней мере, соотношение 1 к 3. Вторая состоит в чрезмерномколичестве льгот, позволяющих получать пенсию со снижением нормальногопенсионного возраста.
В целях повышения финансовойустойчивости предлагается поэтапное, начиная с 2000 г., введение накопительныхэлементов в систему обязательного пенсионного страхования. По замыслу авторовальтернативной концепции в перспективе трудовая пенсия по старости будетпримерно в равной пропорции формироваться за счет распределительного инакопительного источников.
Предусматривается постепенноеувеличение к 2009 г. страхового взноса наемных работников, отчисляемых нанакопительную часть пенсии, до 7-9 %.[7]
Для отраслей с вредными условиямитруда, особых природно-климатических зон будут установлены повышенные тарифыпенсионных взносов.
Однако прогнозные результатыперехода на накопительный принцип финансирования пенсий по старости выглядятслишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца посамой своей сути не могут финансироваться за счет накопления средств наиндивидуальных пенсионных счетах.
Накопительный механизм неприменяется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной изстран мира с социально ориентированной экономикой (он используется лишь в рядеазиатских и африканских стран, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). Прианалогичных демографических процессах (повышении удельного веса пенсионеров вобщей численности населения) пенсионные системы экономически развитых странпродолжают достаточно успешно функционировать.
Острота проблемы финансированиясвидетельствует о необходимости теоретической разработки такой моделипенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальнымсоциально-экономическим и политическим условиям России. Приспособлениеотечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должно сводиться лишьк переходу на накопительный принцип финансирования в качестве единственновозможного варианта. Радикальные перемены в период общей экономическойнестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, снаучной точки зрения оба метода аккумуляции и распределения средств равноценны.
Более перспективнымипредставляются предложения тех экономистов, которые считают, что необходимоизменить лишь характер перераспределения внутри солидарной системы, вчастности, более точно определить долю материальной ответственности работников,работодателей и государства за утрату заработка или трудового дохода в связи сдостижением пенсионного возраста.
Как уже отмечалось, средствавнебюджетных фондов социального страхования не являются единственным источникомфинансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прави льгот, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах»,покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Порядок возмещения указанныхрасходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной властисубъектов РФ.
При установлении органамиместного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источникомфинансирования служат средства местных бюджетов.
Глава 2. Социальноеобеспечение в России
 2.1 Понятие социальногообеспечения
 
Человеческая жизнь очень хрупка.В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлениемобстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться насостоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы — основногоисточника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь,старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельново многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективнымисоциально-экономическими условиями, тесно связаны с производственнойдеятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямовлияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает насебя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальнойзащиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
Концепция социальной защитынаселения России применительно к новым политическим и экономическим условиямнаходится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистовотсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимаютдеятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования иразвития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативныхфакторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения иутверждения в жизни.
В узком смысле социальную защитурассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических иправовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждани достижение социально-приемлемого уровня жизни.[8]
Но при всей новизне эта концепциядолжна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых, ранееисследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, каксоциальное обеспечение и социальное страхование.
20-30-е годы изучениемсоциального обеспечения и социального страхования занимались H.A. Вигдорчик,Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.
В. Дурденевский рассматривалсоциальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленнуюна устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существованияразличных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальнойпомощи. А социальное страхование — как систему ослабления риска посредствомразложения его на участников общественного процесса производства, составнуючасть трудового права.
Л.В. Забелин считал социальноеобеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, сего точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степенихарактерны и для социального страхования.
В 50-60-е годы большой вклад вразвитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г.Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В.Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.
B.C. Андреев называл социальнымобеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупностьопределенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан встарости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживаниюи лечению граждан.
В дальнейшем исследования в областисоциального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И.Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.Б.Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Важное теоретическое значениеимеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющейобщечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению,социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен назатраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личныхпотребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных,инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членовобщества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы засчет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях,установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.
Данное определение являетсяуниверсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо отконкретно-исторических условий (экономического и политического строя), вкоторых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: — объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальнойзащиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;- особые фонды, источники социального обеспечения; — особые способыпредоставления средств к существованию; — закрепление правил предоставлениясоциального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечениянаиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической,демографической, реабилитационной и других.[9]
Экономическая функция социальногообеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания),утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца,частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненныхобстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощималоимущим гражданам.
Источником финансирования для ееосуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фондысоциального назначения, которые образуются по территориальному принципу. Квнебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости,обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальнойподдержки.
Политическая функция социальногообеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, вкотором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призванастимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормальногоразвития страны.
Социально-реабилитационнаяфункция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособныхграждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себяполноценными членами общества.
Таким образом, социальноеобеспечение представляет собой совокупность общественных отношений пораспределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределениючасти государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физическихлиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительныхрасходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи,нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума пообъективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощии социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей можетосуществляться с помощью:
 - назначения денежных выплат(пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе,либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатойвзносов;
 - предоставление бесплатных дляпотребителя медицинских услуг по программам ОМС;
— оказания бесплатных дляпотребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов,а сверх них — по льготным тарифам.
Существование указанногокомплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государствозаинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Что касается соотношениягосударственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторуюследует рассматривать как составную часть первой. Помимо социальногообеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья иокружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимыедля нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
 2.2 Организационно –правовые формы социального обеспечения
 
Право на социальное обеспечениезакреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основныхсоциально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат емуот рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом.
Поощряются добровольноесоциальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения иблаготворительность.
Осуществление конституционногоправа на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах,которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых;источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующихмероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы,предоставляющие обеспечение.[10]
С учетом названных признаков внастоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное)социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований изфедерального бюджета; государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются длязащиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социальногориска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социальногоположения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступлениякоторого осуществляется обязательное социальное страхование.
На наш взгляд, данное определениенуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьисоюза «или» означает, что объектом обязательного социальногострахования служит возможное изменение не только материального, но исоциального положения определенных категорий граждан. Однако социальноеположение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемнымиработниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либопособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовойстатус, а следовательно, «минимизировать» изменение их социального положения.Это в равной степени относится и к возможности восстановления социальногоположения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц.
Компенсировать или минимизироватьможно лишь последствия изменения материального положения, наступившиевследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимыхобстоятельств.
Во-вторых, из текста статьи неясно, что именно подразумевается под социальным риском — само «предполагаемоесобытие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь,беременность и роды и др.) или его последствия в виде «изменения материальногои(или) социального положения» работающих или иных категорий граждан.
Согласно теории вероятностистраховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, еевероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т.е. фактическимсоциально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материальногоположения.
Социальный риск — это вероятностьухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудовогодохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи сдополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи,нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальныхуслугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социальногориска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер;объективные причины наступления.
Основной организационно-правовойформой является государственное (обязательное) социальное страхование. Внастоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватнымирыночным отношениям.
Обязательному социальномустрахованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определензаконом.
Любое страхование базируется наидее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всемиучастниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносовзаинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случаявыплачивается страховая сумма.
Применительно к государственному(обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут бытьотсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость,смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом.
Суть государственного социальногострахования заключается в разложении социального риска между работодателями,наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательномусоциальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другиеуказанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального(массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в томслучае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрениягосударства являются уважительными. В частности, утрата заработка может бытьследствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др.Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличиемиждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью вмедицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайнымисобытиями.
Потеря заработка из-за безработицызависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник самвыбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случаеотсутствия спроса на него, он должен нести свою долю ответственности в видечасти материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь,работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, можетразориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят рядыбезработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособийпо безработице. Государство также в определенной степени должно нестиответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оноразрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует еевоплощение. Четко разграничить степень ответственности между названнымиучастниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решенияслишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизмраспределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного(обязательного) социального страхования на случай безработицы.[11]
По данной схеме можно рассмотретьи другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся:болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца идругие. Они перечислены в ст. 7 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Обосновах обязательного социального страхования».
При планировании расходовфедерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальноестрахование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населенияпроизводственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оцениватьвлияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальноеположение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать вовнимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственныйфактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятностиего наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возрастаи пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами ипрочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическаязакономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социальногориска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можноорганизовать страхование от него. Компетентные государственные органыразрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровьянаселения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени еепрофессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовыхфункций с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различныхклиматических зонах страны и пр.
Для финансированиягосударственного социального страхования на федеральном и локальном уровняхсозданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетныефинансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся:Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фондобязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятостинаселения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различныхгрупп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.
Задачи фондов заключаются нетолько в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их вгосударственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции,гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий идругих социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное(обязательное) социальное страхование является формой организации осуществлениязастрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утратызаработка или другого источника средств существования вследствие болезни,трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности,беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных закономобстоятельств, а также на медицинскую помощь за счет средств внебюджетныхстраховых фондов.
Другой организационной формойосуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальныеуслуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямыхассигновании из федерального бюджета. Эта форма охватывает особых субъектов:государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полициии членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфическогохарактера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспеченияуказанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социальногострахования или выделяются соответствующим министерствам (например.Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.
Еще одной организационно-правовойформой осуществления социального обеспечения служит социальная помощь. Внастоящее время она находится в стадии формирования. Правовая основа для еесоздания заложена следующими Федеральными законами: от 24.10.97 № 134-ФЗ «Опрожиточном минимуме в Российской Федерации», от 17.07.99 № 178-ФЗ «Огосударственной социальной помощи», от 20.11.99 № 201-ФЗ «О потребительскойкорзине в целом по Российской Федерации».
Субъектами социальной помощидолжны признаваться только малоимущие лица и семьи, а основанием дляпредоставления социальных выплат или услуг — уровень индивидуального илисреднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, тосемья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право наполучение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальнуюпомощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатойстраховых взносов.[12]
В соответствии с законом от24.10.97 № 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и поосновным социально-демографическим группам населения в целом по России и в еесубъектах определяется Правительством РФ и органами исполнительной властисубъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстатаоб уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ирасходов по обязательным платежам и сборам.
В рамках разныхорганизационно-правовых форм предоставляются разные виды социальногообеспечения. За счет средств централизованных внебюджетных фондов социальногострахования финансируются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, послучаю потери кормильца), социально-страховые пособия (по безработице, повременной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.), страховые услугипо оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программамобязательного медицинского страхования.
За счет прямых ассигнований изфедерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии поинвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основанииспециальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным кним лицам).
Видами социальной помощиявляются: социальные пенсии; социальные пособия; субсидии; компенсационныевыплаты малообеспеченным пенсионерам; компенсационные выплаты лицам,осуществляющим уход за престарелыми старше 80 лет, инвалидами I группы, идругие виды компенсационных выплат; единовременные пособия беженцам ивынужденным переселенцам; бесплатное предоставление предметов первой необходимости(продуктов питания, одежды, обуви); дотации на приобретение лекарств,протезно-ортопедических изделий; дотации на оплату коммунально-бытовых услуг;помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарноеобслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах;оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.
Большие сложности дляразграничения форм социального обеспечения вызывает возможность полученияодноименных видов выплат за счет различных источников. Например, нафинансирование единовременных пособий при рождении ребенка для лиц, работающихпо трудовому договору, используются средства фонда социального страхования, адля неработающих средства местных бюджетов. Следовательно, в зависимости отисточника финансирования одноименные выплаты могут выступать и в качестве видовсоциального страхования, и в качестве видов социальной помощи.
В последнее время начинаютразвиваться и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов,выделяемых по муниципальным социальным программам.
Глава 3. Исследованиесоциальной политики государства
 
Для того чтобы выявить, довольныли люди социальной политикой государства, мы провели мини – исследование(Приложение), которое заключалось в анкетировании 30 граждан г. Мурманска.Первая группа – 20 человек мужского и женского пола, состоящих в браке, среднийвозраст опрошенных 35 лет. Вторая группа — 10 представителей пенсионноговозраста.
Первая группа опрошенных – в целомдовольна социальной политикой государства, но надо заметить, что ни один из 20опрошенных не является работником бюджетной организации. Кроме того, всего у 5опрошенных оказалось двое детей, у оставшихся 15, либо нет детей, либо ребенокодин. Разумеется, уровень затрат в таких семьях гораздо ниже.
Почему же данная группа оказаласьдовольна социальной политикой? Ну, во – первых, пока их беспокоит низкаязарплата, все мы прекрасно знаем, какова работа у наших бюджетников. У первойже группы средний уровень заработной платы = 12 тысячам рублей в месяц. Второйсупруг получает не меньше первого, в 85 % случаев даже больше, таким образом, вмесяц семья имеет порядка 30 тысяч рублей. Во-вторых, люди с подобным уровнемзаработной платы могут позволить себе платное медицинское обслуживание. И этоподтвердило наше анкетирование. Всего 7% опрошенных из первой группы пользуютсябесплатной медицинской помощью. При разговоре с остальными участникамианкетирования, выяснилось, что они не пользуются системой бесплатногоздравоохранения, так как не доверяют бесплатной медицине. Вопрос: почему? Ксожалению, у нас сложился стереотип о бесплатной медицине и, увы, он частоподтверждается на практике.
Ни один из 20 опрошенных в первойгруппе не получает никаких социальных пособий, субсидий и т.д. У нас назреллогичный вопрос: «Как же вы можете быть довольны социальной политикойгосударства, если не имеете о ней никакого представления?» «А потому идовольны», — получили мы в ответ. Действительно, быть может, быть довольнымигосударством и его деятельностью можно лишь тогда, когда не ощущаешь егобездействия?
Во второй группе мы получили,разумеется, абсолютно противоположное мнение о социальной политике государства,особенно о социальной защите и социальном обеспечении.
Пенсии ничтожные, квартплатызапредельные, льготы смешные, продукты стоят запредельно дорого… это далеконеполный список того, на что жалуются пожилые люди. Что же получается?Государство бездействует и пожилые люди обречены на нищенское существование?
Неужели государство действительнобездействует?
Согласно Российской газете(28.03.2008) страховая часть пенсий увеличится на 7.5 процентов. Вроде бы стоитрадоваться… но у пенсионеров сразу возникает резонный вопрос: на сколько жетогда подражает квартплата, лекарства и продукты? Выходит, любое повышениематериального обеспечения сулит повышения уровня прожиточного минимума?
А что еще делается для стариков?Программа, «бесплатные лекарства» с треском провалилась зимой 2006 – 2007 года.Правительство обещало нормализовать ситуацию к первому января 2008, но мы всетак же видим грустные глаза пенсионеров, которые не могут купить себе нужныелекарства, потому что цены на них баснословные, а по программе такие лекарстване предоставляются.
Разве мы можем представить себенашего пенсионера, начинающего активно путешествовать после выхода на пенсию? Апочему на Западе люди с началом пенсии только начинают жить? Да потому чтопенсии их составляют порядка 6- 7 тысяч у.е…
Хотелось бы верить, чтокто-нибудь услышит и наших стариков, и преподавателей, и врачей, имилиционеров, и всех тех, кто работает на государство за гроши. Услышит исделает так, чтобы они в своей стране существовали достойно.
Заключение
 
Итак, в работе мы пришли кследующим выводам:
Социальная политика государстваможет быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферужизнедеятельности людей с целью ее изменения. Суть социальной политикигосударства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами,так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровняжизни членов общества, создании социальных гарантий в формированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надоотметить, что социальная политика государства, выступающая как составная частьмероприятий, проводимых государством в целях регулирования условийобщественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуациейв стране.
Новая система финансированиягосударственной системы социального обеспечения в настоящее время практическисформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховыхпособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованныхвнебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственнойсоциальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляетсяза счет бюджетов различных уровней.
В. Дурденевский рассматривалсоциальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленнуюна устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существованияразличных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальнойпомощи. Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием поотношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, всеособенности социального обеспечения в равной степени характерны и длясоциального страхования.
Важное теоретическое значениеимеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющейобщечеловеческую ценность Сущность социального обеспечения наиболее рельефнопроявляется в его функциях: экономической, политической, демографической,реабилитационной и других. С учетом названных признаков в настоящее время можновыделить следующие формы социального обеспечения: государственное(обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямыхассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.
Список литературы
 
1. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории- М.: «Норма», 1996г
2. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков,А.И. Кравченко. − М.: ИНФРА-М, 2005. − 624 с.
3. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социальногообеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – 293с.
4. Общая социология: учебное пособие / под ред. А. Г.Эфендиева. − М.: ИНФРА-М, 2005. − 654 с.
5. Социология / под ред. В. Н. Лавриненко. −3-е изд., перераб.и доп. − М.: ЮНИТИ, 2005. − 448 с.
6. Филатова, О.Г. Общая социология: учебное пособие /О.Г. Филатова. − М.: Гардарика, 2005. − 464 с.
7. Яковлев, А.М. Социальная структура общества / А.М.Яковлев. − М.: Экзамен, 2003. − 384 с.
8. Галаганов В.П. Организация работы органовсоциального обеспечения. М.: «Академия», 2007. – 176 с.
Размещено на аllbest.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.