Реферат по предмету "Социология"


Социальные технологии

Оглавление
Введение
1. Технология как социальныйфеномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность
1.2 Классификации социальных технологий
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии
2.1.1 Социальная диагностика
2.1.2 Социальная терапия
2.1.3 Социальная профилактика
2.1.4 Социальная реабилитация
2.1.5 Социальная адаптация
2.1.6 Социальное консультирование
2.2 Частные социальные технологии
2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими
2.2.2 Социальная работа с мигрантами
2.2.3 Социальная работа с инвалидами
2.2.4 Социальная работа спожилыми людьми
2.2.5 Социальная работа с детьми
3. Социальные технологии,используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН«Мурманский Центр социальной помощи семье и детям»
Заключение
Библиографический список
Приложение
/>Введение
В условиях современного российскогообщества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальнойзащиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимысовместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональныхсоциальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем.При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых,общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работыкак одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов,субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определеннойцелостности.
Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что насовременном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержкиразличных групп населения возникает необходимость активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работниковв соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
Степень разработанности темы. Анализируемая проблема представляетсянедостаточно разработанной в России. Значительное количество работ посвящено теоретическимисследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальныхтехнологий.
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимостьобусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержанияи сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальныхтехнологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементови составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальнойработы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различнойстепени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
2. Определить типологию социальных технологий.
3. Проанализировать существующие технологии социальной работы с детьми и семьями,применяемые в ГОУСОССЗН «Мурманский Центр социальной помощи семье и детям».
Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работыспециалистов, применение ими различных социальных технологий.
Предметом — люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основная гипотеза: разработка и более активное применение напрактике социальных технологий повлияет на эффективностьсоциальной защиты и поддержки различных групп населения.
При написании курсовой работы были использованы следующие основныеметоды: гипотетический, аналитический, статистический анализ.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальныхтехнологий и отсутствием их единой классификации.
Курсовая работа состоит из следующих структурных компонентов:во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект,предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваютсяпонятие и сущность социальных технологий, их классификация; во второй части раскрытыосновные типы социальных технологий; в третьей части описаны социальные технологии,используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН «МурманскийЦентр социальной помощи семье и детям»; в заключении содержатся выводы по целии задачам курсовой работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможностьактивизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работниковв соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
1. Технология как социальный феномен/>1.1 Социальные технологии:понятие и сущность
Понятие «социальная технология» стало использоватьсяв науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология»,но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство,а в более широком — затрагивающем и социальную сферу.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальнойтехнологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. [1]определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессовсоциальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных надостижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработкуметодов и методик результативного и рационального целенаправленного социальноговоздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определенияпонятию «социальная технология».
1. Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизациижизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики иобновления общественных процессов.
2. Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчлененияна процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальныхсредств, методов их выполнения.
3. Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводствав определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостности деятельностии т.п.
Можно утверждать, что для современного научного знания сущностьтехнологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция- это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура- это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложитьследующее определение понятия «технология» — это способ реализации людьмиконкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных,взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначнои имеют целью эффективное достижение поставленной цели[2].
Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий какспособа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедурыи операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств,методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то,что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе,конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности,направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересови потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие «социальная технология» в научнойлитературе используется в следующих основных значениях:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческойдеятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельностив методиках, которые включают в себя следующие разделы:
• цели, задачи и возможности метода;
• планируемое итоговое состояние социального субъекта;
• применяемые метод и приемы;
• способы, условия и последовательность их применения;
• необходимое время для осуществления данной технологии;
• квалификация работников;
• способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространениясоответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаясянаучной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решениемпрактических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальныхобъектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей,отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов.Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальныхпроцессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлениюсоциальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских,материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность,стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданнойрастрате сил и средств.
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществоми проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации,предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсови средств. 
1.2 Классификации социальных технологий
Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразиемсоциального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена поразличным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
· универсальные социальные технологии;
· частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальнойдиагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным — конкретнуютехнологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогическоговоздействия.
2. По уровню социальной деятельности:
· глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
· региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
· проблем в условиях конкретного региона;
· национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальныхтрадиций, психологии менталитета и т.п.;
· государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
· конкретного государства;
· муниципальные и пр.
3. По характеру решаемых задач:
· функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспеченияоптимального и результативного функционирования существующих социальных систем вразличных сферах общественной жизни;
· инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимальногоперехода различных социальных систем в иное качество; — технологии разрешения социальныхпротиворечий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальныепути и методы решения подобных проблем.
4. По характеру воздействия на социальные процессы:
· формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальныйобъект;
· стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которыхявляются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
· сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующиепроцесс функционирования социального объекта;
· разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становитсяисчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
5. По характеру и содержанию используемых средств:
· организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
· социально-правовые технологии;
· медико-социальные технологии;
· психологические технологии;
· педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальныхтехнологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говоритьо таких типах социальных технологий:
· социальные технологии, ориентированные на созидание;
· социальные технологии, ориентированные на изменение или исправлениеусловий протекания процесса или квазитехнологии;
· социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение,исчезновение или антитехнологии[3].
Таким образом, социальные технологии — это неоднозначное и многообразноеявление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологийв их взаимосвязи и взаимозависимости.
/>2. Типы социальных технологий/>2.1 Универсальные социальныетехнологии 2.1.1 Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременнои в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни,содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способыих решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеетнавыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.
Социальная диагностика — это выявление, обозначение и изучениепричинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальныхпроблем различного уровня организации[4].
Успех деятельности социального работника во многом зависит оттого, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основываетсяна строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверныхрезультатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента,так и социального работника[5]. 2.1.2 Социальная терапия
Социальная терапия — это комплекс решений, процедур, мероприятийи действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации[6].Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можнорассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровнисоциальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемыев процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характери содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих передсубъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существованииосновных типов задач социальной терапии. Среди них:
· исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
· предупреждение дисфункций;
· обеспечение нормального развития субъекта;
· самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использованиеразличных методов, основные из которых:
1. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых,жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы,инструкции, положения и т.п.).
2. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает,что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономическиеинтересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерамиподобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия,пенсии и т.п.) и экономические санкции.
3. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономическихметодов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первуюочередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этихметодов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малыхгруппах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие видысоциальной терапии.
1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешениепроблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицыи т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповойтерапии.
2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказаниепомощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованиемгрупп (при руководстве социального работника или иного специалиста — психолога,врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые,профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.
3. Семейная терапия — работа социального работника или другого специалиста ссемьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимуюпомощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем иразрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповыероли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведениюи т.п. 2.1.3 Социальная профилактика
Социальная профилактика — это сознательная, целенаправленная,социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических,правовых и других проблем и достижению желаемого результата. [7]
социальная помощь универсальная частная
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика»позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
· выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либопроблемы или комплекса проблем;
· уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимыхотклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человекаили группы;
· предотвращение возможных психологических, социокультурных и другихколлизий у человека или группы;
· сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизнилюдей;
· содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытиеих внутренних потенциалов и творческих способностей.
Реализация социальной профилактики предполагает использованиесамых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говоритьо существовании следующих методов социальной профилактики.
1. Медико-социальные — направлены на создание необходимых условий для сохраненияприемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятсямедико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальныйпатронаж и т.п.
2. Организационно-административные — создание системы социального контроля,разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системыорганов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике.К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальноеуправление и социальное планирование и ряд других.
3. Правовые — разработка и создание соответствующей системы правовых норм иправил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и созданиеэффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. Кэтой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовыесанкции и т.п.
4. Педагогические — формирование у различных социальных субъектов социальноприемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знанийи расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методыобразования, воспитания и просвещения.
5. Экономические — направлены на поддержание приемлемого и достойного уровняжизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальныхпотребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическоестимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержкаи т.п.
6. Политические — создание в обществе эффективной системы политических прав,свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаиватьсвои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках. 2.1.4 Социальная реабилитация
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановлениеразрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений,социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Этоосознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс[8].
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социальнореабилитационныхмерах, можно разделить на две основные группы:
1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:
· возрастные изменения;
· природные, техногенные или экологические катастрофы;
· тяжёлые заболевания или травмы;
· социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,рост национальной напряжённости и т.п.).
2. Субъективные или личностно обусловленные:
· изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и егособственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказот продолжения учёбы);
· девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа,во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторыемаргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичностимежду собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальнойили личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческойличности.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современноеобщество, можно отнести следующие системы:
· здравоохранения;
· образования;
· профессиональной подготовки и переподготовки;
· средства массовых коммуникаций и массовой информации;
· организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
· общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решенияспецифических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних,помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.). 2.1.5 Социальная адаптация
В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можноопределить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой,в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальныйработник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единствоследующих стадий.
1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социальногосубъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера,вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой[9].
2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережитьстадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрацииусилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательнымпоиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.
3. Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальнойадаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведенияи деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсови возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальнойсреды, в которой протекает процесс социальной адаптации.
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагаетиспользование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличаетсясвоеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы ирешающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности. 2.1.6 Социальное консультирование
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуютдва основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования[10]С.135-136).
1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающийклиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощив отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультантне отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. Притаком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи илипроблемы.
2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональнаяслужба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученныхи квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализироватьих, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнениюпринятых решений и полученных рекомендаций.
В настоящее время в практике социальной работы в целом и социальногоконсультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:
· монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
· диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
· ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
· разнообразные тестирования;
· различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждомконкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста,во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контактес ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе. 2.2 Частные социальные технологии 2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими
Основой определения бедности для большинства исследователей являетсяналичие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности. При этом,необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.
Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такоеэкономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяетудовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютнаябедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность. Человек или группа,находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения,но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Именно даннаякатегория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государстваи общества.
Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такоематериальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжениидоход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидностьбедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материальногоположения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнениис положением других восприниматься как бедность.
Относительная бедность тоже является основанием для определённойсоциальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологическийхарактер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своихпритязаний и возможностей их удовлетворять.
Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущимислоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальнаяподдержка — это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностейчеловека или группы по изменению своего материального и имущественного положения.Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономическихпроблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальныеработники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют,предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.
Социальная помощь — это деятельность, направленная на то, чтобыполностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельностьсоответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощистановятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решитьсвои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.
Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:
· материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
· социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальныхуслуг);
· коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
· профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и
· ориентация, трудоустройство) и др. 2.2.2 Социальная работа с мигрантами
Миграция, миграционный процесс — это перемещение, переселениелюдей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чемна шесть месяцев[11].
Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться впроцессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка.Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:
· социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-
· реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);
· политические (преследование по политическим мотивам, политический
· протест, стремление к распространению своих политических взглядови принципов);
· этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этническипризнакам, стремление к этническому воссоединению);
· религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);
· военные (военные действия на определённой территории и желание людейизбежать их возможных последствий);
· экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологическиекатастрофы и т.п.).
Содержание и основные аспекты технологии социальной работы смигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат.Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимоанализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещениялюдей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.
По первому основанию можно выделить такие категории мигрантовкак эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этихслучаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек,сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённуюподдержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников илидрузей, у которых можно найти пристанище и т.п.).
По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы.Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различнымисопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощисо стороны государства и общества, в которое они попадают. Поэтому, социальная работас мигрантами — это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочнойили экстренной социальной помощи.
Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулированиямиграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика,представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов намиграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономическихмероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условийдля обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализациимиграционной политики являются:
· учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;
· деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретнымкатегориям мигрантов;
· реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантовв новых условиях.
Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основнымнаправлениям.
1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельностипредполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов нановом месте жительства и в новых условиях.
2. Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Этонаправление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либожилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённогоими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичныхусловий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптациии реабилитации.
3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантовс местным населением.
4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущениевсех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решенияэтой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными,социокультурными и т.п.
5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёто профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты,психиатры и психологи-консультанты.
6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое дляних общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достиженияреального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системымежкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантовв новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системысоциальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п. 2.2.3 Социальная работа с инвалидами
В современном российском законодательстве принято следующее определениепонятия «инвалид» — это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности,в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[12].Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставленияинвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы егожизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию,передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.
Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому рядуоснований.
По возрастным характеристикам:
· дети-инвалиды;
· инвалиды-взрослые.
По происхождению инвалидности:
· инвалиды детства;
· войны;
· труда;
· по общему заболеванию;
и т.п.
По способности передвигаться:
· мобильные;
· маломобильные;
· неподвижные.
По степени трудоспособности:
· трудоспособные (инвалиды 3-й группы);
· ограниченно трудоспособные;
· временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы);
· нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).
В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидовкак социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующаясоциальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. К основнымпринципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:
· социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержкеи защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями(общественных, религиозных, политических);
· социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитаниеу здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживатьих;
· участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработкесоответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;
· социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидовсреды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнениюс другими членами общества;
· государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-висимоот своего экономического, социально-политического и технологического состояния,общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажутим в социальной поддержке и помощи. 2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:
· лица в возрасте от 60 до 74 лет — пожилые люди;
· лица в возрасте от 75 до 89 лет — старые люди;
· лица в возрасте от 90 лет и старше — долгожители.
Социальная работа с этой категорией населения должна строитсяисходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваютсяв процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемампожилого возраста относятся следующие:
1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей;
2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характераего взаимоотношений с окружающими людьми;
3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;
4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.
Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:
· совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионногообслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;
· совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальнойподдержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;
· обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётомих возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав состороны работодателей;
· создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилыхлюдей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественныеорганизации и союзы);
· адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружескихпар;
· формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всехуровнях его организации.
Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно статьобеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений,сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал. 2.2.5 Социальная работа с детьми
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательствомне установлен более ранний возраст совершеннолетия[13].
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети,можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:
1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста,переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослыхи т.п.).
2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращениес ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономическиетрудности и т.п.).
3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций,работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность,детская преступность и т.п.).
4. Порождённые особенности социально-экономического и социально-политическогоразвития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы,дети — участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).
Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:
1. Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающиеопределённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представленийи предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующейподдержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультированиеи т.п.).
2. Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальныйуровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностныхориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекциии педагогического консультирования).
3. Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременнойи необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация иадаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
4. Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции,позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующиминормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовоепросвещение, правовой контроль, правовые санкции).
5. Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостоянияребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономическихусловий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностейдетей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).
6. Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистамвести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекциясистемы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированныхна позитивную деятельность).
/>3. Социальные технологии,используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГОУСОССЗН «МурманскийЦентр социальной помощи семье и детям»
В качестве объекта изучения нами выбран «Мурманский Центрсоциальной помощи семье и детям». Центр функционирует с февраля 2004 года.Центр размещается по адресу: ул.К. Маркса, 32. Он действует за счет средств городскогобюджета и доходов от спонсоров. В Центре работают психологи, социальные работники,социальный педагог, юрист.
Центр оказывает населению следующие услуги: консультации психолога,юриста; психолого-педагогическую помощь и сопровождение семей, находящихся в труднойжизненной ситуации; компьютерную психодиагностику; профессиональную помощь родителямпо воспитанию детей; осуществление мероприятий по повышению психологической культурынаселения в сфере межличностного, семейного, родительского общения. Вся помощь оказываетсябесплатно.
Среди направлений деятельности Центра можно выделить следующиепроекты: «Молодая семья», «Ранняя профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», «Примирение в семье», «Работа волонтеров».
Партнерами Центра являются детские поликлиники, детские дома,Центр социального здоровья молодежи и планирования семьи, Наркологический диспансер,Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и другие учреждения.
Одним из важных направлений деятельности центра является профилактикасуицида среди детей и молодежи. Информация о суицидной попытке поступает в Центрв виде письма из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социальныйработник ознакамливается с данной информацией, анализирует ее, после чего посещаетсемью, в которой имеет место попытка суицида у подростка. Социальный работник анализируетобстановку, условия жизни, взаимоотношения в семье, после чего приглашает подросткаи его родителей в Центр для проведения консультирования. Родители могут сами обратитьсяв Центр для оказания помощи подростку, совершившему попытку самоубийства. Такжесамостоятельно могут обратиться за помощью в Центр молодые люди (после 18 лет).
В центре работают психолог, социальный работник, социальный педагог.Среди форм и методов оказания помощи молодому человеку, совершившему попытку суицида,можно выделить следующие: социальная диагностика, которая направлена на установлениедостоверной информации о клиенте и его окружении, а также на проектирование действийпо оказанию необходимой помощи; основным методом социальной диагностики, применяемымв Центре, является беседа; социальное консультирование; социальная профилактикаконфликтных отношений в семье как одной из причин суицида в молодежной среде. Принеобходимости применяется консультативная работа с семьей подростка, проводятсятренинги, способствующие адаптации молодого человека к окружающей его социальнойсреде.
В ходе консультирования специалист социальной работы помогаетподростку и его родителям, или молодому человеку, изучить и понять причины суициднойпопытки и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для решенияпроблемы. При проведении индивидуального консультирования, что немаловажно, происходитподдержка клиента, осуществляется морально-психологическая помощь.
Процесс консультирования в Центре состоит из нескольких этапов:
1. Выявление причин, вызвавших необходимость проведения консультирования.
2. Анализ, оценка и диагностика проблемы.
3. Определение целей консультирования.
4. Установление стратегии и плана действий.
5. Осуществление соответствующих действий.
6. Оценка результатов консультирования и выводы.
Основными принципами работы при проведении консультирования вЦентре являются: установление отношений и поддерживание контакта с подростком, получениенеобходимой информации; идентификация и прояснение основной проблемы; оценка суицидальногопотенциала; оценка сил и ресурсов для планирования дальнейших действий; мобилизацияресурсов молодого человека и его окружения; выработка терапевтического плана и началосоответствующих действий.
При проведении консультирования социальный работник рассматриваемогонами Центра опирается на следующие принципы:
1. Работать с актуальной ситуацией (давность событий не более 2 месяцев).
2. Не решать проблему, а формулировать ее. Необходимо указывать на причину суициднойпопытки, на моральную боль, но не стремиться избавить от нее.
3. Принятие сторонами обоюдного решения о продолжении работы, либо о направлениик психологу, в другую службу.
В целом, специалисты Центра выделяют 4 этапа проведения консультирования:
1. Введение в проблему.
2. Ориентация в проблеме молодого человека.
3. Воздействие.
4. Выработка плана совместных действий.
На первом этапе социальному работнику важно установить контактс подростком, создать атмосферу взаимного уважения и доверия. Специалист долженуметь располагать к себе. Консультант помогает молодому человеку самому определитьцель и задачи консультирования, то, что он хочет получить в результате консультаций.Социальный работник Центра ищет вместе с клиентом способы поведения, которые могутбыть эффективны в данной ситуации. Специалист старается признавать как правильнуюлюбую точку зрения на проблему подростка. Специалисты Центра подчеркивают, что оченьважно строить процесс консультирования с учетом чувств и мыслей обратившегося запомощью.
Принимаемых мер по оказанию помощи детям и семьям, оказавшихсяв трудной жизненной ситуации явно недостаточно. В Мурманске действует лишь одинтелефон доверия, население не обладает достаточной информацией о том, куда можнообратиться в случае наступления кризисной ситуации. Становится очевидным, что необходиморазвивать сеть учреждений по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненнойситуации, увеличить число телефонов доверия в городе. Это вызвано, прежде всего,возросшей конфликтностью в обществе, отсутствием понимания подростка в школе, семье,неумением найти друзей и возникновением чувства одиночества.
При организации социальных служб для детей и подростков оченьважно четко определить их задачи. Важно создать в городе социально-реабилитационныйцентр, который включал бы в себя отделение диагностики с целью выявления дезадаптированныхподростков, отделение социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В учебных заведениях необходимо наличие психолога и социальногоработника, которые должны оказывать реальную помощь подростку, испытывающему трудностив семье, в общении с друзьями, при переживаниях, связанных с неразделенным чувствомлюбви и так далее. Сегодня деятельность психологов и социальных работников в школахне отвечает требованиям ситуации в среде молодежи, их работа не эффективна, практическиотсутствуют индивидуальные консультации подростков по тем или иным вопросам.
Заключение
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать,во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальнойработы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов,субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определеннойцелостности. Представляется вполне приемлемым определение социальных технологийприменительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — онитрактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальнымислужбами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работникамидля достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решенияразного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальнойзащиты населения.
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируютсяна реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях,выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теориейуправления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.
Классификация технологий в социальной работе может быть самойразнообразной, т.к. технологии в социальной работе могут быть классифицированы поразличным основаниям.
Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциацииобъекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это старикии пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты,неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические,психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие емуна конкретном этапе жизненного пути.
Для успешного решения социальных проблем необходимо системноеприменение на практике социальных технологий квалифицированными специалистами.
Библиографический список
1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие.Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
2. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. — М.: Центр общечеловеческихценностей, 1996.
3. Социальные технологии: Толковый словарь. — М., 1994
4. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. — М.: Союз. — 1994
5. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. — М.: Союз,1997.
6. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. — Новосибирск,1997
7. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И.,Сорвина А.С. — М.: ИНФРА-М, 2001.
8. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г. — М.: ВЛАДОС,2000. — 240 с.
9. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики.- Кишинёв: Центральная типография, 1997.
10. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
11. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. — Е.И.Холостовой. — М.: Инфра-М, 2001.
/>Приложение
/>Приложение 1. Выпискаиз Должностной инструкции специалиста по социальной работе ГОУСОССЗН «Мурманскийцентр социальной помощи семье и детям»
1. Общие положения.
1.1 Специалист по социальной работе входит в состав группы попрофилактике безнадзорности несовершеннолетних.
2.2 Назначается и освобождается от должности приказом директора,подчиняется ему в своей деятельности.
2. Функциональные обязанности.
2.1 Выявляет, оказывает социально-психологическую и педагогическуюпомощь дезадаптированным несовершеннолетним, склонным к асоциальным поступкам ипротивоправному поведению.
2.2 Осуществляет социально-психологическое сопровождение семей,попавших в тяжелую жизненную ситуацию: выявляет проблему, составляет индивидуальнуюреабилитационную программу, отслеживает ее выполнение и результат.
2.3 Участвует в разработке и реализации программ центра.
2.4 Привлекает к реализации программ социальной реабилитацииучреждения органов внутренних дел, образования, здравоохранения, культуры, спортаи т.д., занимающихся коррекционной и воспитательной работой с детьми.
2.5 Взаимодействует с различными организациями по проведениюпрофилактических мероприятий, связанных с проблемой безнадзорности несовершеннолетних.
2.6 Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей,в необходимых ситуациях выступает в качестве общественного защитника в суде.
3. Права:
Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиесяк вопросам деятельности центра.
Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учрежденийи организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию центра.
Осуществляет иные полномочия, связанные с выполнением возложенныхна него функций.
4. Необходимые знания и умения:
Знание особенностей психологии личности и отдельных категорийнаселения.
Знание законов, постановлений на федеральном, региональном иместном уровнях, иных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты прав ребенка.

/>Приложение 2. Договоро социальном сопровождении семьи
Дата составления договора "_____"____________200___г.
Настоящий договор заключен между специалистами ГОУСОССЗН«Мурманский центр социальной помощи семье и детям» и семьей____________________________________________________________
Целью договора является определение функционального взаимодействиямежду специалистами ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям»и семьей для преодоления трудной жизненной ситуации в семье.
Специалист по социальной работе ___________________________________,с одной стороны, и представитель семьи, ________________________________________,с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Специалисты ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»
1. Оказывают различные формы социально-психолого-педагогическойпомощи семье ежедневно с 9.00 до 20.00, кроме субботы и воскресенья.
2. Специалисты ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД» обеспечиваютсоциально-психолого-педагогическую поддержку семьи, которая выражается:
в информировании семьи по социальным, педагогическим и психологическимвопросам;
помощь в разрешении разногласий родителей в семейном воспитаниии детско-родительских конфликтах;
консультирование родителей в трудных для них воспитательных ситуациях;
привлечение к помощи третьих лиц.
3. Специалисты ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД» предлагаютдля выбора семье следующие виды помощи:
социальная;
психологическая;
юридическая.
Семья:
1. Информирует специалистов ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»о чрезвычайных ситуациях в семье и других факторах, способных нанести ущерб нормальномуфункционированию семьи.
2. Посещает необходимые занятия и консультации, рекомендуемыеспециалистами ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД».
3. Обеспечивает условия для проведения обследования жилищно-бытовыхусловий семьи.
Действует договор с момента его подписания до "____"_________200___г.
Подписи сторон:
Специалист ГОУСОССЗН «Мурманский ЦСПСиД»____________________
Представитель семьи___________________________

/>Приложение 3. Актпервичного обследования семьи
ФИО: ________________________________________________________
Дата рождения: ______________ телефон__________________________
Домашний
адрес: ________________________________________________________
Состав семьи:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место работы (учебы) членов семьи:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Пользование льготами:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проживания: этаж____ отд. благоустр. кв. _______ отд.неблагоустр. кв. ___________ коммун. кв. ________ кол-во комнат _________
Жилищно-бытовые условия
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарное состояние: хор. _______ удовл. _______ неудовл. ________крайне неудовл. ______
Наличие задолженности по оплате жилья:
_____________________________________________________________
Наличие проблем:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты обследования:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Принятые меры:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: "___"_________2009 спец. по соц. работе__________________
Дата: "___"_________2009 клиент_____________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.