Курсовая работа по дисциплине:Социальная психология
Социальнаяидентификация общества
Введение
«Садовый фрукт? Яблоко.Домашняя птица? Курица. Часть лица? Нос. Поэт? Пушкин. Ответы всех нормальныхлюдей.
Привычки – это то, какпривыкли вы. Стереотипы – это то, как привыкли все. А вы – вслед за ними.Потому что вас так воспитали.
Если вы человеквоспитанный, вы знаете, что такое «возмутительно». Возмутительно, если молодойчеловек не уступил место бабушке. Ужас! Возмутительно, если бабушка не хочеттихо и порядочно вязать носки своему внуку, а собирается неизвестно с кем идтина байдарке в Карелию. Кошмар! Возмутительно, если друг оказался вдруг не сомной и не там, а хам.
Конкретный списоквозмутительных ситуаций, бывает, оспаривается в разных тусовках, но побольшинству пунктов расхождений нет и о них известно главное: все нормальныелюди здесь возмущаются.
Тут возмущалась твоямама, кричал твой отец, сердилась твоя бабушка – естественно, ты не покинешь ихсомкнутые ряды. Тебя так воспитали – ты таким и будешь».
Механизмыразвития личности и ее социального бытия
Вотечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развиваетсячерез «присвоение» своей «всесторонней» сущности: «личность человека тоже«производится» — создается общественными отношениями, в которые индивидвступает в своей деятельности». Тем самым в психологии возникает проблемавнешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.
Л. С.Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимсясамим собой», «почему с необходимостью все внутреннее в высших формах быловнешним», и доказал, что «вся высшая психическая функция необходимо проходитчерез внешнюю стадии развития, потому что функция является первоначальносоциальной. Это — центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения».
В связис этим возникает вопрос о механизмах производства человека.
Психическиймеханизм производства целостного человека имеет социальные детерминантыи представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующихдействий, состояний и структуры личности.
Механизмомприсвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности являетсяидентификация
Впсихологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иногосамоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
«Мыбудем различать интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само«присвоение» и «чувствование» в другого, а также экстрариоризационнуюидентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого.Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможностьиндивиду развиваться, рефлектировать и быть адекватным социальным ожиданиям.
Идея«присвоения» сама по себе была бы механической, если бы она не была представленав диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, егоактивности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Крометого, человек как общественное животное только в обществе и может обособляться.
Людитворят обстоятельства и друг друга. Марксистское положение о том, что индивидыкак физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двухего ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже по отношению к самомусебе человек выступает с субъект-объективных позиций.
Механизмомотстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущностиявляется обособление. Частный, не требующий особого внимания случай обособления- отчуждение.
Обособление- действие (внешнее и внутреннее) по значению глагола «обособиться».Обособиться — отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение.
Отчуждение- органичное для русского языка понятие. «У В. Даля: 1) отчуждать- значитделать чужим, чуждым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться- бытьотчуждаемым, становиться как бы чужим; 3) отчуждение — действие обособления.
Идентификацияи обособление здесь рассматриваются как диалектически связанные механизмы, посвоей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности».
Мырассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другимчеловеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживаниесубъектом (той или иной степени) своей тождественности с объектомидентификации. В свою очередь, обособление мы будем рассматривать какотстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться отобъекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той!или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.
Объективноидентификация выступает как механизм «присвоения»" индивидом своейчеловеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление- какмеханизм индивидуализации личности, Обратимся к анализу этих положений.
Идентификациякак механизм социализации и индивидуализации личности
Происхождениемеханизма идентификации. Элементарною идентификацию — уподобление — мы можемнайти в любом сообществе стадных (стайных) животных. Во-первых, детенышиимитируют действия, формы поведения взрослых особей. Среди приматов мынаблюдаем особенное «обезьянничание» молодняка в их отношениях со взрослыми.Это обстоятельство дает основание говорить о бессознательной идентификации и имитационномобучении у животных.
Во-вторых,описанные зоопсихологами, биологами и этологами врожденные формы поведениявыступают для всех особей одного вида как сигнальные и одновременноидентификационные стимулы. Именно поэтому мы наблюдаем в животном мире такиеформы поведения одной особи по отношению к другой, которые мы антропоморфноназываем сопереживанием и соучастием.
В-третьих,в сообществах стадных (стайных) животных склонность к кооперации именно потому,что они объединены идентификационными отношениями. Тревога, защита, игры и др.происходят в соответствии с врожденными сигналами (позы, действия, звуки),которые идентифицируют состояния животных. Так, сигнал опасности, издаваемыйодним животным, включает автоматически физиологические механизмы (расширениекровеносных сосудов, выброс глюкозы в печень, усиление сердечной деятельности,мышечная мобилизация и т.д.) не только у той особи, которая увидела этуопасность, но и у всех однородных особей, слышащих этот сигнал. Здесьпроисходит идентификация на биологическом, природном уровне — и все стадомобилизовано к бою или бегству.
Крикболи одного животного также задает идентификационное состояние остальным особямтого же вида, но здесь поведение не столь однозначно. То же мы будем наблюдатьпри звуках, издаваемых животными в состоянии возбуждения и т.п.
Такимобразом, налицо определенные биологические предпосылки процесса идентификации учеловека.
Рольидентификации в период предыстории человеческого общества была весьмазначительной. Родовой индивид был погружен в поле родовой идентификации. Именноэто было организующим началом «гармонии» рода. Родовое «Мы» определялоидентификационные отношения членов рода: идентификация формировала склонность ккооперации, а необходимость кооперироваться развивала идентификацию, поднимаяее с биологического уровня на социальный.
Антропосоциогенезпроходил под определяющим влиянием труда. Биологические стадные формысуществования и биологические формы идентификации предков человека уступилиместо социальным отношениям. Теперь идентификация протекала не только на уровневрожденных сигналов, но и на социальном уровне, прежде всего в труде. Родовойребенок отождествлял свои действия с орудийными действиями взрослого, онпытался подражать не только самому действию, но и его результату. Такимобразом, продукт труда стал идентифицироваться с неким образцом. Постепенно развивалсяи родовой учитель. Первоначальная педагогика состояла в том, что учитель началфиксировать внимание на своих действиях, предлагая ученику делать то же самое.
На заречеловечества родовой человек был склонен одушевлять все свое окружение иотождествлять с собой все предметы, которые он видел. Идентификация сталаразвиваться и как способность приписывать свои особенности, склонности ичувства другим. Природа одухотворилась. Каждый предмет чувствовал, мыслил,становился опасным или дружественным. Надо было иметь его в виду постоянно,надо было угадать его желание.
Родовойчеловек, будучи человеком природным и телесным, становился существом социальными духовным.
Идентификацияотношения матери и младенца. Новорожденный ребенок современного человека сохранилэтологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защищающихформ поведения у матери. Кроме этого, у младенца очень быстро вырабатываетсяпаралингвистическая знаковая система: мимика, особенно улыбки, жесты,восклицания. Такие образования, значимые для общения, формируются на врожденнойоснове через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого.Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям,которые ему демонстрируют. При этом мать пристально всматривается в лицо своегодитяти, стараясь угадать возможности ребенка, идентифицируясь с ним, а затемкак бы придвигает то, что есть пока нереализованная мимическая и душевнаяпотенция, предлагая ему повторить возможные выразительные движения, эмоциональнопоощряя его.
Присвоенныемладенцем элементы паралингвистической знаковой системы умиляют не только мать,но и большинство взрослых. Это своеобразие младенческой мимики действуетвоодушевляющее на взрослых людей, особенно на женщин (и тем более на маму). Онитут же стремятся вознаградить малыша эмоционально и ждут ответной улыбки.Ребенка учат эмоционально выразительному отождествлению с другим человеком спервых недель его появления на свет.
В своюочередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок,стимулирует определенные реакции у матери. Очень часто мать начинаетпользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребенком. На этом уровнеони отождествляют средства общения и достигают определенной степениидентификации. Ребенок сам начинает побуждать мать на улыбки и воспроизведениеего жестов.
Улыбкамладенца приводит мать в гармоническое состояние радости от общения с ним, иона воздает ему за любовь. Здесь отношения развивающейся взаимнойидентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувств довериясначала к матери, а позднее и к человеку вообще.
Идентификационныеотношения взрослого могут быть двух видов непосредственные и специальноотработанные, предстающие в общении с детьми как техника воздействия своспитательными целями.
Идентификационныеотношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком способствуют эмоциональнойпричастности малыша к человеческому роду. Таким образом, реально механизмидентификации на социальном уровне начинает прививаться через присвоениеребенком идентифицирующего поведения другого человека путем подражания.
Межличностнаяидентификация (онтогенез и бытие). В онтогенезе личности овладение идентификацией какспособностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим(экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себеособенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои(интериоризационная идентификация), ведет к формированию механизмов социальногоповедения, к установлению отношений с другим человеком на положительныхэмоциональных началах.
Развитиеспособности к идентификации определяет формирование социально значимых свойствличности, например, таких, как способность к сопереживанию (сочувствию исорадости) и активному нравственному отношению к людям, к человечеству, ксамому себе.
Идентификацияв качестве техники общения ложится в основу демократического стиля воздействиявзрослого (воспитателя, учителя) или группового лидера.
Установлено,что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценкаи социальная активность ребенка: он общается с группой на уровне рефлексии исопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированиемпозитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстникамивыступает как школа социальных отношений — ребенок практикуется в действиях,присвоенных им от взрослого.
Вотношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя рольдругого, но и идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувств имотивов или приписывая другому собственные мотивы.
Переноссобственных чувств и мотивов на другого — типичная форма экстрариоризационнойидентификации. Она становится свойственной ребенку на ранних этапах онтогенеза.
Вдетстве приписывание своих чувств и мотивов другому человеку или предметупроявляется очень ярко. Из непосредственных наблюдений детей в специальносозданных ситуациях видно, сколь велика готовность ребенка, переносить свойэмоциональный опыт на другого человека или неодушевленный предмет. Поэтомуребенок легко идентифицируется с куклой или с другой любимой игрушкой: кукле онприписывает то или иное состояние, которое известно самому малышу(экстрариоризационная идентификация), затем ребенок интериоризируется с этимсостоянием куклы и действует в игре от имени куклы и от своего имени. Не толькосюжет, но и переживания идентификационных состояний захватывают ребенка ипридают игре особую значимость.
Развитиеспособности к идентификации дает ребенку возможность различать и распознаватьэмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативнымповедением.
Идентификациякак феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности,имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны,идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий,формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми,ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны,идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке,выхолащиванию индивидуального.
Вусловиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направленииформирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивидав группе и группы в целом.
Идентификацияобеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения вобществе.
Первоерождение личности обусловлено присвоением структуры самосознания, как уже обэтом говорилось ранее, свойственной любому социализированному человеческомуиндивиду в любой человеческой культуре независимо от уровня развитияпроизводственных отношений (сказанное относится к самой структуре, но не ксодержанию ее наполняющему). Присвоение структуры самосознания осуществляетсячерез механизм идентификации. В онтогенезе личности происходит идентификация сименем, со специальными образцами, развивающими притязания на признание, сполом с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с темиобщественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальномпространстве и дают ей возможность присвоить общественные нормативы прав иобязанностей.
Второерождение личности связано с формированием мировоззрения с построением связнойсистемы личностных смыслов. Активная воля, организованная мировоззрением всоциальном проявлении индивида оценивается как самостоятельность. Здесьмеханизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях.Развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себяв будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально ирационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.
Идентификацияв искусстве. Вфилогенезе человеческого рода, в мифологическом сознании людей доклассовогообщества предметы и явления природы, боги, герои, демоны, духи и пр. былинаделены теми же свойствами и способностями, что и человек. Только так, черезидентификацию с неизвестным, родовой человек мог проникнуть во внутренниесвойства этого неизвестного. Отождествление другого с собой давало возможностьхоть как-то понять этого другого.
Вытеснениеиз себя этих свойств и возложение их на другого позволяло лучше разобраться нетолько в этом другом, но и в себе самом. Антропоморфизм — форма идентификации,позволяющая своеобразно познавать мир.
Насовременном уровне развития человеческого познания антропоморфизм уже не можетпредставлять собой действенную силу освоения мира. Для этого мир нашей планетыдостаточно изучен. Но первоначальные «наивные» формы идентификации нужнычеловечеству.
Во-первых,развитие человека в детстве базируется на тех механизмах, которые существовалив начальный период развития человеческого рода.
Во-вторых,специфика искусства требует от автора переживания своей тождественности сдругим, приписывания своих особенностей, свойств, чувств другим и способностиотождествляться с особенностями, свойствами и чувствами других.
Процессидентификации — неотъемлемая черта художественного творчества. Для примераобратимся к творчеству Уолта Уитмена. Как пишет К. Чуковский, «слово«идентичность» (identify — одинаковость, тождество)- любимоеслово Уолта Уитмена. Куда ни взглянет, он видит родственную близость вещей, всеони сделаны из одного материала. И дошло до того, что какую вещь не увидит, провсякую говорит: это — я!». В этом его восклицании живое чувство своейидентичности с миром, и ощущение это он делает своим поэтическим приемом.
У.Уитмен стремится довести свое сорадование, сострадание, сочувствие до полногослияния с другой личностью, тем расширяя пространство и время. Он обращается кеще не родившимся, к далеким потомкам, которые будут жить в будущем и которыеуйдут, как и он, но не в небытие, а в новые грядущие поколения. Поэтическаяидентификация учит человека жить не только «между башмаками и шляпой», а бытьпоистине целостным человеком.
Обособлениекак механизм социализации и индивидуализации личности
Происхождениемеханизма обособления.Реакцию бессознательного обособления можно наблюдать в любом сообществе стадных(стайных) животных. Несмотря на то, что эти животные объединены в стадо (стаи),они и внутри этого объединения действуют обособленно: каждый стремится занятьболее высокое иерархическое место, каждый устремлен к пище и биологическомукомфорту для себя. Такое естественное, природное обособление каждого отдельногоживотного в стаде (стае) создает предпосылки к выживанию каждого представителявида.
Средиприматов мы чаще наблюдаем обособление. Животное, поедающее лакомство,отворачивается от остальных, чтобы другие не отняли у него еду. Вожак отнимаету членов стада все, что мало-мальски привлекает его внимание. Агрессия — особаяформа обособления. Животное в этом состоянии сигнализирует остальным, что ононебезопасно. Реакция агрессии чаще всего является реализацией потребности вобособлении.
Реакции,сигнализирующие о стремлении животного к обособлению, проявляются черезвраждебные позы, действия, звуки. Животное может обособиться от членов стада.Но есть случаи обособления стада от животных других видов или от чужих своеговида. В этот момент все животные стада объединяются в общем стремлении кудалению пришельца-врага.
Такимобразом, в животном мире мы находим некоторые биологические предпосылки кобособлению человека.
В периодпредыстории человеческого общества обособление играло весьма значительную роль.Родовой индивид был погружен только в поле родовой идентификации. «Мы» — реально существующая, малая по численности первобытная родовая общность, вкоторой, прежде всего, развивался механизм идентификации. Всякие другие — «Они». Род стремился обособиться от «Они», так как последние несли в себеопасность разрушения рода. В отношении рода со всеми «Они» обособление всякийраз приобретало форму отчуждения, выражаемого в агрессии. По существу,первоначально это было близкое к животному отчуждение.
Антропосоциогенез,как мы говорили выше, проходил под определяющим влиянием труда. Социальныеотношения людей в рамках развивающегося труда объединяли их в идентификационныхдействиях и требовали появления рефлектирующего обособления, необходимого дляследования за развивающимися родовыми законами (табу), для успешного овладенияорудиями труда и всей остальной родовой культурой.
В самомделе, чтобы освобождающийся от биологических форм поведения человеческий родсмог сохраниться в этом мире, необходимо было создать законы, равные понеукоснительности природным стимульным поведенческим формам. Такими законамистали родовые табу.
Сызмальстваподрастающее поколение идентифицировали с родом. Определяющее значение в этойродовой идентификации имело табу. Нарушивший табу автоматически отчуждался отрода. Если соблюдение родовых правил обеспечивало индивиду родовуюидентификацию, кооперацию во всех ее видах (разделение крова, пищи защиту отчужих и пр.), то нарушение этих правил отторгало индивида как чужого. Онизгонялся, он переставал быть своим. Нередко род уничтожал отступника,демонстрируя определенный максимализм. Так, через крайние формы обособления — через отчуждение — у индивидов формировалось понимание необходимости родовогодолга, и одновременно осуществлялся контроль.
Управлениеродом принадлежащими к нему индивидами (каждый «как все») имело непреходящеезначение: именно оно обеспечивало выживание небольших по численности групплюдей в экстремальных условиях, когда человек должен был противостоятьбесконечно огромному миру.
Социальноебытие рода, особенно трудовая деятельность, требовала не только воспроизводствародового опыта, но и каких-то нововведений. Распределение труда, разделениеродовых функций требовали большей индивидуализации людей, выделения,осмысливания родом их достоинств и недостатков.
Очевидно,на этом этапе родового развития человека появляется некий прообраз имени — индивидуального знака родового человека. Этот знак присваивался каждомуиндивиду по различным законам. Синкретическое мышление не могло сразу породитьсистему имянаречения. Одни индивиды получали прозвища за свои родовые деяния(подвиги на охоте, создание улучшенного орудия и пр.), другие — по ассоциациям,связанным с рождением, с каким-либо событием, запечатленным в сознании рода, ит.д. Как бы то ни было, индивидуальный знак уже выделял человека из егородового «Мы», индивидуализировал, обособлял.
Получивимя, родовой человек получал и точку отсчета своих поступков и деяний. Это былоначало социального разрешения на индивидуализацию, на обособление.
Однакотабу требовало неукоснительного следования предписаниям рода. За каждым следилне только его род, но и более могущественный, чем человек, тотем. Тотем впредставлении родового сообщества — праотец этого рода. Тотемом мог бытьнеодушевленный предмет или животное (но в родовом сознании он был одушевлен),реже — явление природы. Каждый род носил имя своего тотема — духовногопокровителя.
Родовоесознание порождало нормативность и создавало социального контролера — тотем.Нарушение табу отдельным индивидом требовало сиюминутной расправы с ним рода.
Табудержало род в готовности к противостоянию всему враждебному. Это — жесткаяобязанность, перворожденное в сознании человека «Надо!», которое обеспечиваловыживание отдельного индивида и всего рода. Табу формировало волю человека идисциплинировало его по законам социального бытия. Но табу создавало иобязанности, права самого рода, не выделяя индивида.
Трудначал индивидуализировать человека в социальном отношении. Наиболее способныесоздавали не только улучшенные орудия, не толькопревосходили других в трудовой деятельности, но и ощущали необходимостьулучшения социальной системы рода. Если успехи в первых деяниях были очевидны(например, появлялось больше добычи в результате использования улучшенногоорудия), то новаторство в социальной области воспринималось как отступничество.Тот родовой индивид, который, несмотря на ожидаемую кару, стремился кнововведениям в социальном плане, был поистине не только новатором, но иподлинным революционером, прообразом личностного начала в человеке. Сколько ихбыло, безымянных теперь «родовых отступников», — в действительности истинныхперволичностей!
Для тогочтобы родовой человек предпринял попытку ввести новаторские идеи в родовуюсоциальную систему, он должен был не только породить эту идею, но и найти всебе силы обособиться от родовых табу, тотема и самого рода. И это обособлениебыло уже качественно новым по сравнению с отчужденной агрессией к чужомуплемени.
Обособлениеребенка матерью. Идентификационные отношения матери с ребенком организуют унего социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание ичувство доверия к людям. Через механизм идентификации, как мы уже об этомговорили, осуществляется присвоение из социума всех достижений человечествавысших психических функций, ценностных ориентаций и др.
Идентификация- механизм уподобления. Однако мать хочет творить свое дитя какиндивидуальность. Поэтому наряду с развитием своего малыша через уподобление,человеку вообще, выступая как посредник между социальным бытованиемчеловечества и психическим бытием своего ребенка, она творит также и егоспособность к обособлению, ибо эта способность завершает создание полноценногочеловека как личности.
Матьназывает свое дитя по имени сразу же после его рождения. Это обращение по именивходит в бессознательную сферу младенца вместе с положительными эмоциямиматери. Здесь идентификационные механизмы работают на бессознательном уровне.Однако младенец, погруженный в поле материнской идентификации, котораяобеспечивает его социальное дозревание, скоро прекращает свое инфантильноесуществование. Мать сама организует ситуации, которые учат ребенка необходимомудля его нормального развития обособлению. Мать говорит: «Сам сделай!», «Сам мойручки!», «Сам ешь!», «Сам оденься!» и т.д. Это «Сам!» — социальное доверие,-социальная необходимость, которой добивается мать с надеждой и уверенностью всостоятельности своего дитяти.
И малышнаграждает мать и всех близких, когда заявляет: «Петя сам!», «Я сам!», «Яхочу!», «Я не хочу!», «Я буду!», «Я не буду!» и многое другое.
Обособлениеребенка творит его личность. Теперь уже он берет на себя ответственность засвою самостоятельность. И не важно, что вначале его ожидают неудачи, — онначинает формировать свою собственную внутреннюю позицию.
Присваиваемыемеханизмы идентификации и обособления определяют самоощущение ребенка, ощущенияим других людей и взаимодействуют с этими же механизмами в его социальныхконтактах с другими. С первых лет жизни ребенок начинает развиваться какличность.
Обособлениекак механизм развития и бытия личности. В онтогенезе личности овладениеобособлением как способностью выделиться из общего, осознать личностью своюсобственную нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированиюмеханизмов социального поведения, развития и бытия личности.
Обособление- прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социальноприемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять своюиндивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовыватьсвои притязания на признание.
Обособлениев качестве техники профессионального общения ложится в основу демократическогостиля воздействия: взрослого — на детей; лидера — на членов группы и др.Крайняя степень обособления — отчуждение — может иметь место и вдемократическом стиле как способ выражения негативного отношения к тому илииному происшествию (поступку) или асоциальному суждению. Отчуждение вавторитарном стиле хотя и организует дисциплину в группе, но оно непродуктивнов плане субъективного самочувствия членов группы, а также в плане развитиякаждой личности. Отчужденный стиль воспитателя рождает или аналогичный,идентифицирующийся с ним, агрессивный тип личности, или тревожную и робкуюличность.
Обособлениекак феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности,имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны,обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. Сдругой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальнойхолодности.
Вусловиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направленииличностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе игруппы в целом. Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциональныхролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать«внешнее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует присвоенноеповедение, ценностные ориентации и мотивы человека.
И хотякаждый индивид присваивает структуру самосознания через идентификационныемеханизмы, обособление определяет индивидуальное развитие каждого звена этойструктуры.
Уровеньпервого рождения личности — присвоение структуры самосознания — происходит нетолько через механизм идентификации. Присвоенные звенья структуры самосознаниянаполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляются в личностиблагодаря ее способности к обособлению. Конечно, и сама идентификацияизбирательна: внешние воздействия всегда опосредуются внутренним содержанием,позицией личности. Но способность к обособлению — это прежде всего позитивнаяспособность к удержанию, защите, сохранению индивидуального. Поэтому-то таккатегорично звучит инфантильная формула структуры самосознания: «Я — Петя — хороший — мальчик — был, есть, буду — должен — имею право».
Уровеньвторого рождения личности, как мы знаем, связан с формированием мировоззрения.Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении индивида,есть самостоятельность. И хотя этой самостоятельности личность учится черезпримеры значимых лиц, с которыми она идентифицируется, самостоятельностьнепременно требует способности к обособлению.
На этомэтапе развития личности механизм обособления действует на эмоциональном и когнитивномуровнях. При взаимодействии с другими личность с высокой культурой социальногообщения «сохраняет свое лицо» не только на эмоциональном, но и на рациональномуровне. В крайних случаях деривация личности (ее ценностной сферы, например),естественная форма обособленности, заменяется отчуждением. Если отчуждениевозникает на бессознательном уровне и это влечет за собой агрессию,эффективность, то это вредит личности. Если на этом же эмоциональном фонеличность в состоянии управлять своими эмоциями и демонстрировать отчуждение нарациональном уровне, то мы говорим об эмоционально устойчивой личности.
Взаимодействиеидентификации-обособления и типы личностей
Общиеположения. Взаимодействиеиндивида и общества понимается в науке неоднозначно — это обусловлено исходнымифилософскими позициями. Целый ряд направлений рассматривает так называемуюсоциализацию человека как насилие над его истинной природой.
Согласнопсихоаналитической концепции социальное развитие ребенка осуществляется черезего идентификацию с родителем того же пола, что и ребенок, а в его лице — сморальными требованиями общества. При этом взрослый для ребенка — абсолютныйавторитет; ребенок ощущает свою неполноценность в сравнении с ним и потомупостоянно тревожен. Кроме того, согласно 3. Фрейду, социальному развитиюребенка способствует идея Бога, с которым он также идентифицируется.Идентификация приводит к тому, что «дикий, запуганный ребенок становитсясоциальным, нравственным и поддающимся воспитанию».
Идеи 3.Фрейда были развиты в работах К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, а также М. Клейн,А. Фрейд, К. Хорни и др. В этих же традициях рассматривали идентификацию Ж.Лакан и его последователи. В том направлении развивал свою концепцию Т. Харрис.Маленький ребенок, пишет он, живет с ощущением тревоги, которое складывается унего из общения со взрослым. Поэтому он заявляет: «Я неблагополучный». Дело втом, что детская закомплексованность очень прочно записывается в мозгу. Чувствонеполноценности, которое проявляется у взрослого, — это последствия того, чтоон испытал, когда был ребенком.
Трактовкасоциального развития в русле психоаналитического направления обычно исключаетвлияние других взрослых, кроме родителей. Идентификация, по существу,рассматривается как катализатор спонтанных взаимоотношений ребенка и взрослого,вырабатывающий у ребенка негативную позицию по отношению к взрослому и комплекснеполноценности. Такое понимание есть лишь частный случай идентификации принеблагополучном развитии ребенка, а ведь идентификация — универсальное свойствочеловека. К сказанному следует добавить, что развитие цивилизации предстает втрактовке 3. Фрейда и его последователей как процесс отчуждения отнепосредственных жизненных влечений человека, а культура — как нечто чуждое ивраждебное его естественным устремлениям.
В теориизападных авторов идея насилия человека над собственной природой в процессесоциализации опирается не только на понятие идентификации. Буржуазныеисследователи широко пользуются и понятием отчуждения. Оно переливается изфилософии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, из феноменологии М. Хайдеггера и Ж.-П.Сартра и психоаналитических работ 3. Фрейда в современную зарубежнуюпсихиатрию, социологию и социальную психологию.
Так,например, «для М. Хайдеггера отчуждение — это способ бытия в условиях социума,это обезличивание человека в условиях отчужденных общественных норм поведения,когда каждый уподобляется каждому. Преодоление отчуждения, по М. Хайдеггеру,может произойти лишь в результате освобождения индивида от социальнойзависимости. Эта идея идет еще от Ф. Ницше, утверждавшего: «Необходимоуничтожить мораль, чтобы освободить поток жизни».
Всеуказанные направления наполняют понятие отчуждения исключительно отрицательнымсодержанием, настаивая на том, что отчуждение возникает в результате социальногоразвития как нечто сковывающее свободу личности, ее потребности и достоинство.Если посмотреть на проблему социального развития с иной точки зрения, то онопредставляется в более оптимистическом свете. По существу, понятияидентификации и обособления (отчуждения) в том виде, в каком они представлены вуказанных выше направлениях, отражают неправомерное противопоставлениеинтересов личности и общества. Но личность не может развиваться вне общества:она социализируется (присваивается) через идентификацию и индивидуализируетсячерез обособление.
Историяразвития цивилизации свидетельствует о том, что, несмотря на существованиесамых противоречивых концепций, пытавшихся раскрыть смысл человеческого бытия,общество всегда нуждалось в самостоятельной и активной личности, а личность — вгармоническом взаимодействии с обществом. Так было во все века, и этообстоятельство обусловило формирование определенного механизма в генезисеразвития человека.
Идентификацияи обособление — это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектическипротиворечивых элемента пары единого механизма, развивающего личность иделающего ее психологически свободной.
Общаянаправленность социального развития такова, что в индивидуальном генезисепервоначально возникает готовность к идентификации с другим человеком.Обособление начинает проявляться в социальной ситуации, требующей от индивидаотделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм,регулирующий поведение личности в обществе: идентификация и обособление.
Производныеот основной пары (конформность — самостоятельность, сопереживание — зависть идр.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативновозникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности.
В структуреличности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. Вкрайнем выражении каждый член пары асоциален. Развитие личностных качеств наоснове идентификации и обособления обусловлено врожденными предпосылками,социальными условиями (взаимоотношения с родителями, с окружающими взрослыми исверстниками, содержание деятельности) и внутренней позицией самого индивида. Именноот них зависит, будет ли человек более идентифицирующимся, или болееобособляющимся, или безучастным.
Вобыденной человеческой жизни идентификация и обособление постоянно регулируютдействия, поступки, потребности и состояния человека.
Так,во-первых, сензитивный индивид может легко заражаться состоянием другогочеловека, он как бы начинает смотреть на мир его глазами.
Во-вторых,в одинаковой ситуации с кем-то индивид может идентифицироваться, а от кого-тообособиться и даже отчуждиться; причем
это может происходить набессознательном и сознательном уровнях. Когда этот выбор для индивида неоднозначен, у него возникает чувство тревоги.
В-третьих,у индивида может появиться потребность в идентификации с кем-то в ситуации,когда от него, напротив, требуется оставаться обособленным (отчужденным). Вэтом случае не только обстоятельства решают за него, как должно поступить, но исам он берет на себя ответственность за выбор линии поведения. Поступая всоответствии с тем, как «надо», он тревожен, поступая, как ему подсказываютэмоции, он также тревожен.
Всплоченной социокультурной группе ее члены эмоционально идентифицированы, в сфереценностных ориентаций наблюдается единство; совместная деятельность соединяетчленов группы в чистой «радости общения» и в радости совместной деятельности.Здесь, в нормальной ситуации, идентификация и обособление осуществляются безтревоги.
Акцентировкачленов пары «идентификация-обособление» имеет сложную обусловленность. Этимобъясняется то, что индивид может развиваться в трех направлениях:
1)постоянной гиперболизированной, ярко выраженной готовности к идентификации сдругими индивидами;
2) обособления(отчуждения) от других индивидов;
3)гармоническое взаимодействие членов пары в соответствии с внутреннимипотребностями личности и социальной необходимостью.
Развитиеличности через механизм идентификации-обособление — сложный противоречивыйпроцесс.
Самаприрода человека двойственна. Мы идентифицируемся с животным, растением,игрушкой, но мы же, обособляясь (отчуждаясь), в силу объективных требованийбытия человека убиваем животное, срываем растение, перестаем одухотворятьигрушку.
Идентификация-обособлениедля каждого человека имеет разное значение, у каждого — разное содержаниепереживания в зависимости от того, с кем строятся отношения. С близкими людьмимы идентифицируемся иначе, чем с чужими, но обособляемся, отчуждаемся от своихиначе, чем от чужих.
В разныемоменты жизни мы то «теплее», то «холоднее».
Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение. Ночеловеку несвойственно жить в этих крайних состояниях. Ни один барометр неизмерит степени человеческих идентификаций и обособлений. Это постояннодействующий механизм, работающий на бессознательном и сознательном уровнях.
Идентификация-обособлениеможет функционировать в зависимости от социальных ожиданий и вопреки им. Водних случаях этот механизм поднимает человека до вершин человечности, в других- опускает до самых темных глубин человеческой низости.Опыт после первого интервьюСамоестрашное – учеба ради зачетов.> и так далее. Нас заставляют учиться радизачетов.
Вот и мое первое интервьюбыло ради себя, ради моего благополучия. Совсем не думала о респонденте, толькокрутилось в голове» через неделю сдавать». Страшный приговор (поставлю двойку)заставлял так думать.
Моя любимая соседка –БабЗинушка. Она всегда была спасителем в моей учебе, и на этот раз она неотказалась помочь… « Это что, ты меня опрашивать будешь?
Ну не опрашивать, я свами должна побеседовать. Задание такое.
Ну ладно, давай» и яначала железным голосом серьезный допрос. Вопросник был составлен оченьстранно: сначала «где бы вы хотели жить?», затем « в чем ваш смысл жизни?». Ясмотрела в блокнот и быстро записывала. Читала вопрос и опять записывала. Диктофонане было, так как у меня, его просто нет. И поэтому у меня была задача записатьслова за БабЗиной. я слушала, но не слышала, просто записывала, а смысл непонимала. Так продолжалось полчаса. Я прочитала предпоследний вопрос, не глядяна респондента. Но то, что я написала нельзя было растянуть даже на 4 листа.Надежда была на последние вопросы. И тут тишина. Мне респондент ничего недиктовал. И первый раз за допрос я подняла глаза на мою маленькую БабЗинушку.Она плакала. Я испугалась, у меня было состояние ужаса. Вдруг я стала понимать,что происходит. За что я такая грубая с напуганной старушкой? Она увидела меняпервый раз такой равнодушной. Я даже не услышала, как она мне началарассказывать про свою дочь, и что у нее сейчас «беда». А я, не обратив на этовнимание, стала задавать следующий вопрос.
Бабушка, вытирая слезы:«…сейчас продолжим. Ты меня прости, дуру старую, испортила я тебе твоюинтервью». Я подбежала к ней, стала успокаивать. Да, я даже и не знала, чтонужно было делать, я была в растерянности.
Мной управляет система,ставит рамки, контролирует: 7 декабря и 7 листов. Нам не объяснили, как надоотноситься к интервью. Что можно своим поведением навредить человеку. Не то чтоиспортить поле, а напугать, обидеть, заставить чувствовать себя некомфортно.
До первого интервью ядумала, что антрополог-исследователь – это человек с красивой черной ручкой иблокнотом. Человек, который все время что-то спрашивает как надоедливыйжурналист. Я не хотела быть такой и старалась быстрее закончить. А оказалось,что мой милый респондент доверил мне кусочек себя, своих проблем и переживаний.Я не оценила это.
Как противный лектор сплохой дикцией, бурчала себе вопросы под нос. Сама не люблю, когда студентыстановятся серой массой для преподавателей. Как для меня стала БабЗина – серымреспондентом, а не яркой личностью с красочной историей.
Я долго винила себя. Нотеперь я не учусь ради зачетов: если заинтересовалась – «ныряю с головой». Мояинициация прошла успешно. Этот день не стал обыкновенным.Отчет по интервью на тему яркое событиев вашей жизни
Я договорилась о встречезаранее, чтобы человек подготовился и внес меня в свои планы. Светлана (имяизменено), женщина 44 лет, работает на заводе, как многие граждане в России.Имеет высшее образование, но работает не по специальности « где смоглаустроиться». Светлана с мужем Евгением (имя изменено) воспитывает двух детей:старший – сын, и младшая – дочь.
Любимое место в квартиреу Светланы – это кухня, куда она меня и пригласила: « Приходи сегодня вечером.Я блинов напеку, и мы с тобой побеседуем». Я по телефону предупредила, чтоинтервью будет записываться на диктофон. Когда я пришла, меня встречало всесемейство. Я почувствовала себя даже очень жданным гостем. Мы (я, Светлана и еесын, Олег) прошли на кухню. Я спросила ее: « Светлана Викторовна, как выхотитесоставить письменное или устное разрешение?» перед этим я объяснила, где и длячего будет использоваться информация. Женщина согласилась на устную форму «договора». Сын вышел, и мы начали интервью.
Она как-то неуверенностала говорить. Мне тоже было некомфортно, так как я не могла создать легкостьобщения. Через минут 5 сын зашел обратно и сел в углу. Сначала я подумала, чтопосторонний человек помешает (так нас учили). НО Светлана почувствоваласебя уверенней, и рассказ начал литься. Она вспомнила, как в студенческие годыездила в лагерь в Эстонию. За разговором Светлана посадила нас за стол, сталаугощать снастями, ну, в общем, вела себя очень раскованно, и вскоре она забылапро диктофон.
«В советские годы былоочень трудно уехать из страны по путевке. Эти путевки доставались детям, чьиродители занимали руководящие посты». А тут Светлане посчастливилось выигратьпутевку на три недели в Эстонию. Там у них подобралась компания, котораяучаствовала во всех конкурсах и занимала первые места. Светлане удалось увидетькусочек запада. В студенческие годы Светланы в «Советском союзе юноши и девушкипокупали те же самые вещи, что и их старшие сограждане, танцевали в тех жеклубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также».
«В те годы страны Западавступают в полосу экономического подъема. Выросло материальное благосостояниеродителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманныерасходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сетьмолодёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг длямолодежи, объемы производства товаров широкого употребления». Поэтому дляСветланы это очень яркое впечатление.
«Нам необходима группасверстников, которые сталкиваются с теми же самыми проблемами, имеют такие жеценности и идеалы». Компанию, о которой рассказывала Светлана, сплотило общееположение в чужой стране, одинаковые условия и похожие впечатления.Независимость и свобода – это черты «взрослой» субкультуры. « Нам было весело.Мы жили без родителей, делали, что хотели. Жили в свое удовольствие». Оничувствовали себя взрослыми.
Светлана характеризовалаэто время как «самое – самое…». Самая любимая площадка, самое первоевыступление, самый романтический вечер. Об этом вечере я расспросила по больше.Она разрешила об этом написать.
Светлана говорилашепотом, это была ее сокровенная история. Сын к этому моменту вышел, а блиныбыли отставлены в сторону. Мы с ней шептались как лучшие давние подруги. Историяначалась.
Они познакомились надискотеке. Виктор приехал из Советского союза и остался здесь жить. В Эстониион уже жил два года. Ему было очень интересно общаться со Светланой, ведь онаприехала из СССР. Первый вечер они только и говорили о Родине. Светланеказалось, что Виктора она знает очень давно. « Мы с ним так говорили, как будтовечность знакомы – обо всем». С каждым вечером Светлане и Виктору было сложнеерасстаться. И в последний день Виктор сделал Светлане предложение выйти за негозамуж. Не ответив, Светлана уехала домой. Он ей звонил, хотел приехать « нотогда было не принято, чтобы парень приезжал к девушке в гости. Да я еще к томуже стеснительная была и родителям никак не могла рассказать, что меня замужзовут». Когда он звонил, Светлана молчала в трубку. «Это был сложный период дляменя. Я была слишком замкнута». В скором времени родители нашли женихаСветлане. Она вышла замуж за Евгения. А через неделю после свадьбы Светланесказали, что Виктор погиб. « Как говориться, слюбится, стерпится. Вот и я такживу. Я не жалуюсь, но мне кажется, что моя жизнь прошла бы по другому, если бы…». Она задумалась.
Евгений вошел в ее жизньне случайно. Он помог ей пережить смерть ее первой любви. Он опора во всехделах. Светлана вышла замуж не по любви, но с какой нежностью она говорит онем, ждет его после работы, готовит ему ужин. « все произошло к лучшему». Ейгрустно только об этом вспоминать, но это не мешает ей в общение с семьей. Ейуютно и комфортно с любящими ее людьми.
«Развитие личности через механизмидентификации-обособления – сложный противоречивый процесс. Сама природачеловека двойственна. Мы идентифицируемся с животными, растениями, игрушкой, номы же, обособляясь, в силу объективных требований бытия человека убиваемживотное, срываем растение, перестаем одухотворять игрушку».
Идентификация-обособлениедля каждого человека имеют разное значение, у каждого – разное содержаниепереживания в зависимости от того, с кем строятся отношения. С близкими людьмимы идентифицируемся иначе, чем с чужими, но обособляемся, отчуждаемся от своихиначе, чем от чужих.
В разные моменты жизни мыто «теплее», то «холоднее».
«Любовь – всегдаидентификация в высшей степени. Ненависть – всегда отчуждение. Но человекунесвойственно жить в этих крайних состояниях. Ни один барометр не измеритстепени человеческих идентификаций и обособлений. Это постоянно действующиймеханизм, работающий на бессознательном и сознательном уровнях
Идентификация-обособлениеможет функционировать в зависимости от социальных ожиданий и вопреки им. Водних случаях этот механизм поднимает человека до вершин человечности, в других– опускает до самых темных глубин человеческой низости».
Формальности, которыенадо было соблюсти сначала, не помешали выйти на непринужденный разговор.Светлана восприняла меня как врача, специалиста, перед которым нужно робеть.Адаптироваться ей помог сын, присутствие которого нисколько не помешало.Конечно же, благоприятно повлияла обстановка, ее обычная среда. Мне было оченьприятно с ней общаться, кроме момента, когда она начала рассказывать своюромантическую историю. Я почувствовала некий дискомфорт, как будто залезла вчью-то душу. Рассказывая, она смотрела мне в глаза, то есть именно мнерассказывала. А я первоначально знала, что все услышанное надо будет выноситьна суд.
Мне бы хотелось научитьсяправильно реагировать на такие истории. Конечно, надо создавать простотуобщения, помогать человеку раскрыться. Но что мне делать с его сокровенным? Какмне это описывать, что печатать, а что нет? Для меня это очень сложный вопрос.
К каждому интервью яготовлюсь заранее: думаю, что мне одеть, что с собой взять, репетирую передзеркалом, что я буду говорить, и как выглядит моя мимика. Для меня все важно.Чтобы респондент не понял, что находящийся перед ним исследователь-студент тожебоится и робеет, тоже сначала подбирает слова, и сердце у него бьется так же,как у респондента.
Не только антропологможет обидеть респондента, но и наоборот. Правда, у антропологов есть кодекс, ау респондентов нет. Но в основном исследователь и респондент находятся в равныхусловиях. Надо только научиться контактировать с друг другом.
Заключение
«Любовь бываетболезненной, и многие решают: обойдемся-ка мы лучше без нее. Целее будем. Чтотогда случаются с любовью? Отношения тогда становятся – внешними. Формальными.То есть отношения есть, но они меня – не задевают. Не трогают.
Так вроде бы и житьлегче. Великое и щемящее чувство, к которому поначалу так стремилось сердце,разложено теперь на объясненные части, и уже видится толковый путеводитель, каксвое получить и поменьше при этом потерять.
Вы наверняка можете такихлюдей если и не увидеть прямо сейчас, то, по крайней мере, вспомнить. Это ихолодный сослуживец, которого раздражает все, кроме логики. Это и родственник,который морщится и уходит при виде ярких проявлений чувств. Это молодойчеловек, который все обращает в «прикол» и создает вокруг себя дымовую завесуабсурдной реальности. Это и агрессивный циник, и расслабленный «пофигист». Итак далее.
И если мы все-такивыберем жить, то нам понадобятся в этой жизни близкие люди. Люди, к которымнаша душа будет тянуться, рядом с которыми мы будем раскрываться такими, какиемы есть, зная, что нас – именно таких – здесь любят и ждут».
личность идентификация общество
Списокиспользуемой литературы
1.Кант Э. Критика чистого разума. М.:Мысль, 1994.
2.Козлов Николай Книга для тех, комунравится жить, или психология личностного роста. М.: АСТ-ПРЕСС,2001.
3.Кравченко А.И. Социология. М.:ACADEMA, 2002.
4.Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание, личность. М.: ACADEMA, 1975.
5.Леонтьев А.Н. Проблемы развитияпсихики. М.: ACADEMA,1959.
6.Молодежные движения и субкультурыСанкт-Петербурга: соц. и антроп. анализ. СПб: под ред. Костюшева В.В.,1999.
7.Мухина В.С. Возрастная психология.М.: ACADEMA, 2002.
8.Мухина В.С., Хвостов К.А.Психодиагностика развивающейся личности. Архангельск: ACADEMA,1996.
9.Петровский А.В. Психологияразвивающейся личности. М.: под ред. Петровского А.В.,1987.
10.Пиаже Ж. Избранные психологическиетруды. М.: ACADEMA,1969.
11.Скрынников В.Г. История молодежи.М.: Наука,1997.
12.Собкин В.С. Старшеклассник в миреполитики. М.: ACADEMA,1997.
13.Фрейд З. Труды разных лет.Тбилиси: кн.1,1991.