Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с трудными подростками

Содержание
 
Введение
1 Основные технологиисоциальной работы сдетьми и подростками отклоняющегося поведения
2 Методы социальной работы с детьми, подросткамисклонными к наркомании, алкоголизму
3 Методы социальной помощи при склонностиподростков к суициду
Заключение
Список литературы
 

Введение
Детство, периодвзросления, юность-это периоды, которые являются основополагающими встановлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С однойстороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другойстороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятиемаленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личностибудущего индивида, его восприятие жизни и общества.
Общество неидеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), вследствии чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играетподражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм.Ни один человек не может миновать определенных обязанностей, связанных спериодом взросления, так как окружение, семья, и т. д. зачастую подаютнеодноноправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справитьсяс путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочьопределиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.
Социальныйработник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт ипостроить свои отношения с ребенком, подростком так, чтобы тот сам заговорил освоих проблемах. Социальный работник помогает разобраться в проблемах и найтирешения. Так как в период взросления с человеком происходят разные изменения (ичасто очень быстро), помощь должна быть конкретной, гибкой и направленной вбудущее. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогаетразобраться в часто кажущейся ребенку, подростку запутанной ситуации. Направленностьв будущее находит свое выражение в стимулировании процесса учебы и развития, которыйдает возможность приобретать новый опыт, учиться на нем и интегрировать его. Особаягибкость является условием, помогающим правильно реагировать на частоменяющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается человек. Помимосочувствия и тепла важно выразить уважение. Социальный работник должен бытьготовым принимать обычаи, нормы и ценности разного субкультурного окружения. Оченьважно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других).
Зависимостиот возраста ребенка, проблемы возникшей у него, в его семье или окружение, нопод влияние которой он попал существуют различные технологии, методыпрофилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуациианализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формыи виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительногоповедения у детей и подростков, причин и факторов риска агрессии, суицидальногоповедения, наркомании, алкоголизма. Широко представлены технологииконсультирования и техники коррекции подобных проявлений у детей и подростков. Психокоррекцияу детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиямигрупповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а такжепсихолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимисяв зоне риска. Все методы направлены на повышение эффективности работыспециалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подростковогоотклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.

1 Основные технологиисоциальной работы с детьми и подростками отклоняющегося поведения
трудныйподросток суицид социальная работа
Подотклоняющемся поведением у детей и подростков стоит понимать систему поступковили отдельные поступки, противоречащие принятым в современном обществе правовыми нравственным нормам (именно в современном обществе, потому что нравственные иправовые ценности со временем имеют свойство, пересматриваться и меняться). Отклоняющеесяповедение у детей чаще всего возникает как проявление острого кризисапереходного возраста. Вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие,защищающие и реализующие убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулированиедобровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработкапараноидного взгляда на мир и др.
Профилактика отклоняющегосяповедения несовершеннолетних бесспорно необходима и должна включать методыработы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколенияв России. Можно сказать, что сегодняшнее “больное” общество “программирует” патологиюна уровне индивидуального поведения. Особенно подвержены возникновениюотклоняющегося поведения молодежь, представляющая собой своеобразную группуриска в силу ряда определенных причин, в том числе перестройки локуса контроля,перехода от внешнего контроля со стороны взрослых к самоконтролю;неопределенности социального положения переходного возраста (в первую очередьэто относится к представителям раннего юношеского возраста — подросткам, которыеуже не дети, но еще и не взрослые). [1]
В первуюочередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняетребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразныхвпечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Подросткам остроне хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишеннаяположительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них купотреблению наркотических и токсических веществ. К сожалению употреблениенаркотиков на сегодняшний день можно рассматривать как складывающуюсямолодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функциюбегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.
Одна изпричин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности.Родители, употребляя социально приемлемые наркотики — сигареты, алкоголь, самитого не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотическихвеществ как “нормального” общепринятого поведения. Табакокурение и алкогольявляются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическимсредствам. Провоцировать наркотическую зависимость может также гиперопека состороны родителей, лишающая подростка самостоятельности, так и предоставлениеим полной свободы, бесконтрольность.
Второй позначимости субъект влияния на поведение детей и подростков- образовательноеучреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказываетнаиболее противоречивое воздействие на современное поколение. Однако отсутствиепофилактической работы в школе не рассматриваются директорами школ и другихобразовательных заведений как факторы, влияющие на наркотическую зависимостьучащихся.рудный подросток суицид социальная работа
Вследствиеперекладывания ответственности родителей на образовательное учреждение инаоборот в обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, котораядо последнего времени пребывают как бы в статусе “ничьих”. Они живут под однойкрышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствиедолжного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностямиразвивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создаютреальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка.Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты иреабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Детиночуют на вокзалах, голодают, имеют аномалии в развитии; многие, сбежав из дома,попадают в руки взрослых, которые используют их в своей преступной деятельности.
В зависимостиот возникшей проблемы в обществе должна возникать определенная реакция, котораястанет основой профилактики или лечения взрослеющего человека. Форма ответнойреакции общества на тот или иной вид поведения должна зависеть от того, какие(по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые,групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:
1. Чем болеевысокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей, тем болеерешительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность –естественные права человека.
2. Чем болеенизкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться нанеформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание,убеждение и т. д. )
3. Чемсложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формысоциального контроля, технологии воздействия.
4. Чем болеенизкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна бытьреакция на его действия.
5. Чемдемократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешнийсоциальный, а на внутренний личностный самоконтроль. [2]
Отклоняющимсяповедением можно назвать также поведение, в котором устойчиво проявляютсяотклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивногои социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленностиотносят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путемполучить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи,мошенничество и т. д. ). Социальные отклонения агрессивной ориентациипроявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство.побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного иагрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так иневербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне какдокриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде поступков иаморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступныхуголовно-наказуемых действий. Отклонения социально-пассивного типа выражаются встремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своихгражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так исоциальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения отработы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсическихсредств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнеепроявление социально- пассивной позиции- самоубийство, суицид.
Впрофилактической работе важное значение имеет также выявление и исследованиесовокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действийличности или социальных групп, составляющих основу их поведения, несоответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактическиемероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенностипрофилактики отклоненного поведения несовершеннолетних?
Подпрофилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительныхтехнологий, методов работы, направленных на сохранение и укрепление нормальногосостояния человека. Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную итретичную.
Первичнаяпрофилактика: изучение механизмов формирования материнского и отцовскогоповедения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско-детскихотношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенкаи отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем идошкольном возрасте. Вторичная профилактика: раннее вмешательство в коррекциюклинико-биологических нарушений у ребенка; исследование генографии семьи; коррекциясемейных отношений, физических и эмоциональных связей, определениедетско-родительских границ; наличие четких семейных ролей. Третичнаяпрофилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, иее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не самопреступление.
В социальнойработе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременнопредпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических,психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групприска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровьялюдей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннихпотенциалов ребенка или подростка.
В концептуальномплане среди технологий воздействия можно выделить прежде всего информационный метод.Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения отсоциальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такаяточка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактическихдействий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно:информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к нимгосударством и обществом, активное использование в этих целях средств массовойинформации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современныесредства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние наформирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственнойустойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризисапереходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторыесредства массовой информации благородную миссию по профилактике отклоненногоповедения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно,пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество.
Второй методэто беседы, семинары, консультации в школах с учениками, производственно-техническихучилищах и других учебных заведениях, женских консультациях, поликлиниках, участковыхврачей, других специалистов, различные специализированных объединений инепосредственно специалистов по социальной работе. Неоценимую помощь впропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач,научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подходможет быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будутносить общегосударственный характер.
Средиосновных направлений профилактики отклоненного поведения, помимо ужерассмотренных, особое место занимает медико-биологический метод. Его сущностьсостоит в предупреждении возможных отклонений от социальных нормцеленаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению клицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией набиологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод неисключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речьидет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую исвязанных с психическим состоянием человека. Зачастую, социальный контрольвыражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать отклоненномуповедению, наказать девиантов или “вернуть их в общество”. Методы социальногоконтроля включают изоляцию, обособление, реабилитацию.
Создаютсясистемы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждениясоциального обслуживания населения, специализированные учреждения длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приютыдля детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центрыпомощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием иобразовательные учреждения, органы по делам молодежи, учрежденияздравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
Все чаще перечисленнымислужбами используются технологии групповой и индивидуальной работы. Например припроведении диагностики используются:
а) наблюдение
б) беседа
в)тестирование
г)проектирование методики
д) опросникина выявление личностных особенностей
е) блок методикисследования познавательной и эмоциональной сферы
(индивидуальныеформы). При проведении профилактической и коррекционной работы с детьмииспользуются: а) методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и вмикрогруппе) б) различные формы познавательной сферы детей (индивидуально). Длядетишек школьного возраста проводятся социально-психологические тренинги (6-8чел.), обучение приемам релаксации в помещении сенсорной комнаты (индивидуально).
Нужноотметить, что в каждом отдельном случае, причине его возникновения, нужноправильно подобрать профилактические методы или методы лечения, от этого будет зависетьразрешение проблемы отклоненного поведения ребенка или подростка.
 
2 Методы социальнойработы с детьми, подростками
склонными к наркомании, алкоголизму
Будущее, безусловноза молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос.Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом,психологической устойчивостью, высокой умственной и физическойработоспособностью способен активно жить, успешно преодолевая профессиональныеи бытовые трудности. Здоровье человека — это, прежде всего, процесс сохраненияи развития его психических и физиологических качеств, оптимальнойработоспособности и социальной активности при максимальной продолжительностижизни. Однако все большую и большую распространенность в нашем обществеполучает наркомания и алкоголизм среди детей и подростков.
За годысоветской пропаганды у российский родителей прочно укрепилось отношение кнаркомании, как к отвратительному пороку Запада, поэтому многие из них невоспринимают наркотическую зависимость как болезнь, как несчастье человека, волякоторого оказалась парализована. Следствием этого является и недостаточносерьезное отношение к наркомании, неспособность представить себе масштабы вредаи осложнений, которые часто бывают необратимыми. Поэтому очень часто родители, знаяо пристрастии ребенка к тому или иному наркотику, стыдливо стараются скрытьслучившееся. Однако неприятности, связанные с оглаской, просто несоизмеримы стем злом, которое несет болезнь. С другой стороны, прежде чем приниматьрадикальные меры, рискуя нанести ребенку психологическую травму и повесить нанего ярлык наркомана, стоит разобраться, насколько давно и серьезно онпринимает наркотики. Меры пресечения зависят также от вида употребляемоговещества. Если ребенок курит травку или проделывает другие манипуляции сконоплей, еще нет необходимости его госпитализировать, от этого занятия онможет отказаться, если принять разумные воспитательные меры и разъяснить емуопасность злоупотребления. При этом опасность и катастрофичность ситуации нестоит преувеличивать, иначе ребенок вам не поверит. Можно указать надеградирующее воздействие конопли на детский неразвившийся организм и головноймозг. Далеко не все из пробующих наркотики детей становятся наркоманами, большаячасть, удовлетворив свое любопытство, оставляет это занятие. Поэтому паника ирепрессивные меры шокированных родителей, обвинения ребенка в порочности ипреступности могут лишь подтолкнуть его к дальнейшей наркотизации, углубитьвзаимное непонимание и враждебность. Родители, склонные перекладывать всю винуна своих детей и не осознавать своих ошибок, начинают оскорблять и унижатьребенка или пускаться в бесконечные рассуждения на тему морали, упоенныесобственной праведностью. Это, как правило, порождает желание бегства исопротивления со стороны подростков. Поддержка и понимание — это все, что онимогут принять от родителей в этом возрасте. Однако если ребенок злоупотребляетснотворными, опиатами, вводит себе наркотик инъекционно или дышитрастворителями, нужно срочно обратиться к врачу, потому что при этих формахнаркомании уже нельзя положиться на волю подростка. Возможно, сама перспективаогласки заставит его сразу отказаться от наркотика, но в этом случае нужноустановить тщательное наблюдение за его состоянием. Самостоятельный отказвозможен только на ранних стадиях вышеперечисленных форм наркомании, к тому жезлоупотребляющий этими веществами нуждается в общем, обследовании. Если вашребенок уже втянулся в наркотизацию, забросил учебу, поставил крест на своембудущем, необходимо комплексное медицинское лечение и психическая реабилитация.Родители должны осознать, что ребенок втянулся в наркоманию, не зная всехпоследствий и не имея сил вернуться обратно. Это беззащитное существо, полноепротиворечий и страхов, лишенное естественной сопротивляемости стрессам, потерянное,безвольное, боящееся презрения и отвержения со стороны родителей, учителей, знакомых.Наркотик стал для него единственной формой защиты от этих страхов, убежищем, вкотором он может погибнуть, если ему не протянуть руку. Поэтому родители должны,прежде всего, думать о самой болезни, о разрушении физического и психическогоздоровья подростка и возможной необратимости этого процесса, и не сердиться навозможное сопротивление, грубость, агрессивность, которыми ребенок прикрываетсвое отчаяние. несомненно нужна полная и достоверная информация о наркотиках. Преждечем подросток узнает недостоверную информацию от ровесников, старших товарищейи распространителей, необходимо сформировать систему защиты, стойкий иммунитет,основой которого будет полная и научная информация о действии и влияниинаркотических веществ на организм человека. Признаки злоупотреблениянаркотиками у подростков.
Насегодняшний день основным поводом попробовать наркотики становятсяэмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Способностьседативных (успокоительных) и психоделяческих наркотиков снимать тревогу, подавленность,напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство отдепрессии. В ее тяжелых формах употребление наркотиков становится выражениемстремления к самоуничтожению медленным самоубийством. Ребенок не понимает, чтосначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткийсрок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особеннов подростковом возрасте. Психологи и врачи могут в общих чертах нарисоватьпсихологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, этолюди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себянеуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеютустойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенностив завтрашнем дне. Это могут быть «тонкие натуры», остро чувствующиедисгармоничность и враждебность окружающего мира, критически относящиеся квсеобщим. авторитетам, противопоставляющие себя обществу, оцениваемому ими как«толпа», склонные к уединению и уходу в собственный мир. У них может бытьвыражено чувство застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельностив обществе. Такие дети ищут в наркотике более полноценное существование. Поискособых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Онихотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений исвойств, привычных вещей, изменения мира, в котором существуют, создания собственногомира, для удовлетворения потребностей созерцания. Подростковый возраст с егонеустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное времяприобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество каквраждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью,активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой иподорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическимповедением. [3]
Главным ипорой единственным методом лечения наркомании и алкогольной зависимости у детейи подростков являются реабилитационные центры. Основные направленности такихцентров это раннее выявление у молодежи с наркозависимостью, алкоголизмомимеющей устойчивое противоправное поведение, трудности в социальной и учебнойадаптации и оказание им своевременной помощи (педагогической, психологической, медицинской,социальной, правовой).
Выявлениебольных и организация лечебной помощи в условиях стационара (третичнаяпрофилактика) помогает также профилактике активного распространенияупотребления наркотических веществ воспитанниками Центра (изоляция активныхпотребителей ПАВ на время лечения препятствует массовому вовлечению в употреблениенаркотических веществ молодым людям группы риска, составляющих абсолютноебольшинство воспитанников Центра). Существенную помощь в этих случаях оказываютгородской наркодиспансер, городской и краевой центры психического здоровья. Выявлениемолодежи, относящейся к группе риска, помогает проводить системную работу, направленнуюна профилактику употребления ПАВ. Главной задачей в этом случае (вторичнаяпрофилактика) является предупреждение формирования устойчивой зависимости отинтоксиканта.
3 Методы социальнойпомощи при склонности подростков
к суициду
Пути кпрактическому решению профилактики самоубийств сложны и далеко не однозначны;они во многом зависят от конкретных общественно-исторических условий, адекватноститеоретических концепций, отражающих природу данного феномена, и тесно связанныхс ними организационных предпосылок. Одним из главных препятствий, безрешительного преодоления которого невозможно осуществление широкой программыпревентивных мер, является бытующее в некоторых кругах психиатров представлениео самоубийстве, как проявлении исключительно психической патологии. Этопредставление чревато не только искажением действительности, неправомернымрасширением притязаний психопатологов на квалификацию душевных состояний иповедения современного человека, но и накладывает принципиальные ограничения натворческие поиски новых форм профилактической работы. Необходимо со всейопределенностью подчеркнуть, что предупреждение самоубийств выходит за рамкиведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем созданиясистемы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера.Существуют службы осуществляющие коррекционную и воспитательную работу в этомнаправлении это кризисные стационары, кабинеты социально-психологической помощи,телефонная психотерапевтическая служба.
Кризисныйстационар предназначен для неотложной помощи людям, находящимся в состояниипсихологического кризиса с повышенным риском возникновения суицидальныхтенденций или совершившим суицидальные попытки. Эти лица нуждаются в проведенииинтенсивного психотерапевтического воздействия, временном выключении изпсихотравмирующей обстановки и пребыванием в психологически щадящих условиях. Достоинствомсоциальных превентивных суицидологических служб является ее организация внеструктуры психиатрических лечебных учреждений. Это обеспечивает обращаемость иоказание неотложной психологической помощи в более ранние сроки, так какснимает опасения известных отрицательных последствий лечения в психиатрическихбольницах. Сказанное чрезвычайно важно, т. к. значительная часть подростков, склонныхк суицидальному поведению, представлена лицами практически здоровыми. Методыведения подростков в стационаре носят комплексный и дифференцированный характери в практическом плане определяются решением следующих задач: снятиеаффективного напряжения и уменьшение степени суицидального риска, разрешениекризисной ситуации, лечение постсуицидальных состояний, повышение уровнясоциально-психологической дезадаптации.
При решенииэтих задач, при выборе тактики терапии во всех случаях психотерапевтическиеметоды воздействия являются ведущими по сравнению с медикаментозными, занимающимиподчиненное положение.
Кабинетсоциально-психологической помощи для подростков. Деятельность сотрудниковкабинета складывается из разнообразных мероприятий, имеющих целью как первичную,так и вторичную профилактику суицидального поведения подростков. В кабинетеработает подростковый психиатр-суицидолог, психолог, медсестра. Взаимодействиесотрудников кабинета с работниками просвещения и профтехобразования, органоввнутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних создает возможность дляосуществления комплексного подхода в решении проблем суицидальной превенции впериод кризиса. Конкретно в реабилитационной работе можно выделить следующиеосновные мероприятия: 1)медикаментозная психотерапия, 2)индивидуальнаяпсихотерапия, 3)семейная психотерапия, 4)социальная помощь.
Психотерапияподростков неразрывно связана с педагогическими мероприятиями и включает всебя: 1)изменение отношения и понимания суицидогенной ситуации, что достигаетсяобсуждением и объяснением создавшейся ситуации, мотивов поступков другихучастников конфликта; 2) выработку тактики, формы поведения в конкретныхкризисных ситуациях, прогнозирование тех или иных ситуаций в микросоциуме собучением пациента их преодолению и разрешению; 3)нивелирование негативных иактивизация позитивных сторон личности, а также стимулирование самовоспитания. Нередков практике используется опосредованная психотерапия. Посредником, проводникомпсихотерапевтического воздействия выступает эмоционально значимое лицо изближайшего окружения сверстников. Выбор метода психотерапии определяется, содной стороны, клинико-характерологическими особенностями подростка, с другой –этапом ведения суицидента, степенью напряженности конфликта, егосуицидоопасностью.
Значительноечисло суицидальных попыток подростков обусловлено конфликтной ситуацией в семье.Но даже в тех случаях, когда суициду непосредственно предшествует конфликт внесемьи, ему всегда сопутствуют скрытые либо явные нарушения семейных отношений. Поэтомубольшое значение придается семейной психотерапии. Работа с семьей начинается ссемейной диагностики: распределения внутрисемейных ролей, выявления«зон» конфликтов, уровня притязаний, ожиданий в отношении подростка. Определяетсятопика суицидоопасного конфликта – в семье или вне ее; личностная реакцияродителей как на конфликт, так и на факт суицида. Если конфликт находится внесемьи, то особое значение для дальнейшей реабилитационной работы имеет позицияродителей в отношении к школе, сверстникам, учителям. Выявляются воспитательныеприемы, практикуемые в семье, система запретов, правил, права подростка, типобщения с подростком. Нередко с родителями, с одним из них, либо с каждымпроводится индивидуальная психотерапия, а в отдельных случаях назначается имедикаментозное лечение. Особенно большое значение это имеет при дисгармоничныхотношениях между родителями. При школьных конфликтах социальная работа складываетсяиз разъяснения учителям – участникам конфликта мотивов поведения подростка, егопсихологического состояния, из предупреждения их о возможных последствияхразвития конфликтной ситуации в условиях только авторитарных воспитательных мер.Предлагается конкретная модель общения с подростком (как совершившим, так и несовершившим суицидальную попытку ) для эффективного разрешения конфликта.
Именно тесноесотрудничество работников кабинета с лицами и организациями, принимающимиучастие в воспитании, обучении и коррекции поведения различных контингентовподростков, позволяет им добиваться зримых практических результатов – полностьюпредупредить повторение суицидальных попыток подростков.
Следующийметод-телефонная психотерапевтическая помощь. Наиболее важным преимуществомтелефонной помощи является ее доступность: при телефонном общении сводятся кминимуму препятствия, обусловленные расстоянием, снимаются определенныепсихологические барьеры. Эффективность телефонной терапии при кризисныхсостояниях значительно повышается в силу такого свойства данного видакоммуникации, как его исключительная вербальность и связанные с ней повышеннаяпоследовательность, логичность и систематичность речи. Указанные свойствабеседы по телефону особенно полезны пациентам, находящимся в острой аффективнойфазе психологического кризиса: телефонный характер общения помогает им лучше, чемпри личном контакте, вербализировать свои переживания, последовательно изложитьпсихотравмирующую ситуацию, что способствует интеллектуальному овладениюпроисходящим.
Основныеэтапы неотложной помощи: кризисная поддержка, интеллектуальное овладениеситуацией, планирование деятельности, придание уверенности.

Заключение
Общество неидеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), вследствии чего маленький взрослеющий в этом обществе, подражающий этомуобществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто неможет миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, таккак окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок,подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствияжизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастуюнужна социальная помощь.
Необходимо совсей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма,наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамкиведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем созданиясистемы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера,воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике икоррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной,если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер;включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитыватьиндивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причиныотклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.
Причем технологиипсихокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальнойрациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе ссемейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях сдетьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направленына осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здоровогочлена современного общества.
Список литературы
1. Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. М.,1998.
2. Ансель М. Новая социальная защита. М., 1990.
3. Брошюра “Из опыта работы специализированныхучреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков
Президентская программа “ Дети России”, М. -1999год.
4. Брошюра. Психосоциальная коррекция иреабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательскийцентр Консорциума “Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровьеРоссии).
5. Законодательство зарубежных стран посоциальному обслуживанию населения. М., 1994
6. Квироз Т. Социальная политика и социальнаяработа: ориентиры на будущее //Бюллетень научной информации. М., 1993. № 5.
7. Кузьмин К. В., Сутырин Б.А. История социальнойработы. М., 2002.
8. Ламперт С. Cоциальная рыночная экономика. Пер.c нем. М., 1994.
9. Милецкий В. П. Российская модернизация. Предпосылкии перспективы эволюции социального государства. СПб.: СПбГУ, 1998.
10. Монсон П. Современная западная социология. Теории,традиции, перспективы. М., 1992.
11. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальноеуправление и управление социальной сферой. Учеб. пособие по курсу«Социология социальной сферы». М.: Союз, 1999.
12. Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливаягосударство всеобщего благосостояния. М.: Ad marginem. 1997.
13. Социальные работники за безопасность в семье.Учебное пособие. М… 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление производительностью ООО Северное
Реферат Управление качеством продукции 8
Реферат Управление затратами предприятия на примере ОАО РЖД локомотивного депо станции Вихорев
Реферат Соціально педагогічна робота як нагальна потреба розвитку українського суспільства
Реферат Управління системою контролінгу на підприємстві
Реферат Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка
Реферат Ultimate Love In Like Water Fo Chocolate
Реферат Управление и развитие предприятия (магазин)
Реферат Управление материальными ресурсами предприятия 2
Реферат Управление конфликтами изменениями и стрессами
Реферат Управление проектом система персонального радиовызова
Реферат Религия 6
Реферат Управление прибылью на примере деятельности АО
Реферат Уровень жизни населения России
Реферат Уровень жизни его оценка