Введение
В современныхсоциально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества являетсявосстановление детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной иобщественной жизни общества.
Сегодня дети –инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Ихдоход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальномобслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, немогут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семейи не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечиваясоциальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условиядля индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.
Под понятием«инвалидность» (от лат. invalidus) понимается «постоянное или длительное,значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различныхзаболеваний или полученных травм.»[1]
Инвалидность– понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.
Различают взависимости от степени потери трудоспособности, три группы инвалидности. Первуюгруппу устанавливают тем, у которых наступила полная потеря трудоспособности и,которые нуждаются в постоянном уходе, помощи и надзоре. Вторую группуопределяют тем, у которых наступила полная нетрудоспособность, но они ненуждаются в постоянном постороннем уходе. Третью группу инвалидности определяютлюдям со значительными ограничениями возможностей деятельности исамообслуживания.
Инвалидностьс детства устанавливают, когда она наступила до достижения ребенком 16 летнеговозраста. Если раньше, то инвалидность устанавливается в связи с общимзаболеванием или увечьем. [2]
Этаклассификация инвалидности положена в основу законодательства РФ, определяющегоправо, характер и объем социально-медицинского обеспечения.
В последнеедесятилетие в связи с увеличением доли детей – инвалидов в составе населениястраны активно обсуждаются различные аспекты проблем их медико-социальнойреабилитации.
Как известно,с ухудшением общего состояния здоровья, снижаются резервные возможностиорганизма, меняется характер человека. Современное общество ставит перед собойцелью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Осознаниесвоей неполноценности детьми – инвалидами делает их более уязвимыми ибеззащитными. Поэтому одной из важнейших задач социальной работы с детьми – инвалидамиявляется их не только социальная, но и медико-психологическая реабилитация
Целью настоящей работыявляется изучение особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в сферездравоохранения.
Длядостижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:
1. Изучениеправовых основ законодательства по социально-медицинскому обеспечению иреабилитации детей инвалидов;
2. Изучение социальныхпроблем детей – инвалидов.
3. Выявлениеособенностей социальной работы с детьми – инвалидами в учрежденииздравоохранения.
Объектисследования – дети – инвалиды.
Предмет исследования – особенностисоциальной работы с детьми инвалидами в учреждении здравоохранения.
Методы:
– изучение законодательстваи литературы по данной проблеме;
– анализ документов.
1. Теоретическиеосновы социальной работы в учреждениях здравоохранения
1.1Сущность социальной работы
Социальнаяработа –это «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственногои негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного,социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальнойпомощи человеку, семье или группе лиц». [3]
Социальнаяработа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всеминдивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы,пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребностьв помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Объектом социальной работыявляются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненнойситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, котораянарушает или грозит нарушить, возможности нормального социальногофункционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно,без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.
Социальныепроблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от ихпринадлежности к определенной социально-демографической группе. Так,специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте.Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельногоили бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однаковозрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины идети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так какобъективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социальногориска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность впомощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнениясвоих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нассегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи усоциально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особымитрудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однакоэто именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские имедико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинамквалифицированной помощи.
Принято такжевыделять клиентов – людей с особыми проблемами. Сущность, проявления ипотребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова ихособенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так,инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощисо стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальныевозможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтомунеобходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов сограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания длятех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход длятех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, иприлагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.
Однако помимоинвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военныхдействиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессовогосиндрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности вобучении.
Итак, социальнаяработа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенныхпо территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы,или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должензнать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своейдеятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результатсвоей работы.
Основнымисубъектами социальной работы являются социальные работники – люди,профессионально осуществляющие данную работу. Психологически онихарактеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью,преимущественно нравственной мотивацией.
Центральнойхарактеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненнымпредназначением оказание профессиональной или добровольческой социальнойпомощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важнымкомпонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения инавыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами,необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальнойработы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системахсоциального обслуживания зарубежных стран, следующие:
– высокийуровень интеллектуального развития;
– хорошаясаморегуляция, навыки самодисциплины;
– способностьпроявлять терпимость;
– настойчивость;
– способностьпомогать людям в трудных ситуациях;
– физическаясила, выносливость;
– способностьк перенесению больших психологических и моральных нагрузок;
– здравыйсмысл, умение четко мыслить;
– чуткость,эмпатичность.
Следуетзаметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, исреди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.
Специфическиепринципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказаниясоциальных услуг населению.[4]
Принципуниверсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи полюбым признакам идеологического, политического, религиозного, национального,расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиентупо единственной причине – его потребности в помощи.
Принципохраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловленотребованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их.Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связыватьпомощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить своюдетородную активность.
Принципсоциального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры повыявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретнымиобстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а неограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на«среднего» потребителя социальных услуг.
Принциппрофилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенциивозникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или попредупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, чтопредупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагатьусилия для ликвидации его многообразных последствий.
Принципклиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, крометех, где это противоречит правам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельностисоциального работника – обеспечение способности его клиента к социальномуфункционированию, создание благоприятных условий для его социальногосамочувствия и развития его личности. Потребности государства и обществаудовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.
В рамкахданного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента,которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправевыбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем,должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеетправо оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, вкакой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.
Принципопоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию вразрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человекаразрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладитьотношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиентав выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь,побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемамидля совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет оклиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных,психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети,престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получатьпомощь, не проявляя при этом собственной активности.
Принципмаксимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система снеизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своемунаселению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего отсоциально-экономических возможностей государства и от представлений общества отом, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтомусоциальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой итрадиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченностисоциальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельноаскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляетсяповсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечениядополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированногоминимума путем обращения в неправительственные, добровольческие,благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов,использовать другие не запрещенные законом способы.
Принципконфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работникустановится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, можетпринести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Этосведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейныхконфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация можетиспользоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться,кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия,нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.
Принциптолерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различнымикатегориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушатьсимпатии специалисту. Социальный работник не может сортировать клиентов на«хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи,должен получить ее.
Основные направленияи формы социальной работы:
– организационные;
– социологические;
– социально-психологические;
социально-педагогические;
социально-медицинские:
социально-экономические;
социально-экологическиеи др.
Методысоциальной работы многообразны и классифицируются по:
– направлениями формам социальной работы (организационные; социологические; социально – психологические;социально – педагогические; социально – медицинские; социально – экономические;социально – экологические и др.);
– пообъектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);
– посубъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективомсоциальной службы, органом управления социальной работы).
Такимобразом, сущностью социальной работы является профессиональная деятельность пооказанию государственного и негосударственного содействия человеку с цельюобеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни,предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
1.2Учреждения здравоохранения и их виды
Здравоохранениепредставляет собой важнейшую отрасль социально-культурной деятельности,основной целью которой является осуществление мер по охране здоровья населения.Отечественная система здравоохранения состоит из государственной, муниципальнойи частной систем здравоохранения. [5]
К государственнойсистеме здравоохранения относятся находящиеся в государственнойсобственности и подчиненные органам управления государственной системыздравоохранения лечебно-профилактические учреждения и организации, создаваемыеМинистерством здравоохранения и социального развития РФ, министерствамисубъектов РФ, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.
К муниципальнойсистеме здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственностилечебно-профилактические учреждения. Финансирование деятельности муниципальныхучреждений осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов(территориальных фондов обязательного медицинского страхования) и иныхразрешенных источников.
К частнойсистеме здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения,имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиесячастной медицинской практикой.
Ведущее местов структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактическиеучреждения. К ним относятся:
·амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты,фельдшерско-акушерские пункты, косметологические лечебницы, центральные районныеполиклиники и т.д.);
· больничные(городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, частныелечебницы и т.д.);
· диспансеры(врачебно – физкультурные, кардиологические, кожно – венерологические,наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические ит.д.);
· учрежденияохраны материнства и детства (родильные дома, дома ребенка, ясли, молочныекухни);
· станциискорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;
· санаторно-курортныеучреждения (санатории, детские санатории, курортные поликлиники,грязелечебницы, санатории – профилактории).
Такимобразом, отечественнаясистема здравоохранения состоит из государственной, муниципальной и частнойсистем здравоохранения.
1.3Основные направления социальной работы в учреждениях здравоохранения
В настоящеевремя во многих учреждениях здравоохранения предусмотрена ставка специалиста посоциальной работе для выпускников средних учебных заведений (наркологические,психиатрические, онкологические клиники, хосписы, детские клиники, учрежденияродовспоможения).[6]
Системасоциальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику,диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. [7] Эта системадействует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения доработы в больницах общего типа или специализированных.
Существуетдва типа социальной работы в учреждении здравоохранения – патогенетический ипрофилактический.
Патогенетическаяработа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи,проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областяхмедицины и здравоохранения.
Профилактическаяработа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социальнозависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья,формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав гражданв вопросах охраны здоровья и др.
Профилактическаясоциальная работа в учреждении здравоохранения подразделяется на два типа: [8]
Задача первичнойпрофилактики – предупреждение развития у человека патологических состояний,т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населенияпредставлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношениюк своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждениедальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных ипрофилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач.
Приоритетным направлениемсоциальной работы в учреждении здравоохранения является реабилитациябольных, т.е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогическихмероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов,полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышениеадаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Степеньвосстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсовявляется своеобразным итогом социальной работы. Отсутствие в штате многихлечебных учреждений социальных работников в настоящее время объясняет тот факт,что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники.
Важнымнаправлением социальной помощи следует считать создание благоприятных условий иреальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временнооказался в затруднительном положении экономического или социального характера(предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т.д.).
В России поканет развитой системы социальной работы в учреждениях здравоохранения, котораямогла бы эффективно помогать преодолевать трудности различным категориямбольных и их родственников. Не в лучшем положении и сами работники медицины.
Практика иисследовательская, прогностическая работа социального работника в учрежденияхздравоохранения за рубежом органично опирается не только на диагнозы врачей,показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологическиеисследования, соответствующую экспертизу социального положения ипсихологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях.
Прежде всего,выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны егоблизких и родных. Оно обычно выясняется путем бесед с родственниками попрограмме стандартизированного интервью. В этой связи выясняются важные вопросыотносительно того, кто может наилучшим образом оказать больному материальную ипсихологическую моральную поддержку.
В работе сбольными используются данные о специфике поведения их различных групп втипичных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни,профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинскогоучреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическаяоснащенность.
Передсоциальным работником сферы здравоохранения стоят следующие задачи:
1) обеспечитьоптимальную связь больного с его социальным окружением;
2)оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечитьсвязь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказатьподдержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента.
Такимобразом, медико– социальная помощь населению включает не только такие направления деятельности,как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническимизаболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услугпо уходу за престарелыми, инвалидами, но и решение социально-бытовых,юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнениекоторых невозможно без наличия в штате учреждения здравоохранения социальныхработников.
2.Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении здравоохранения
2.1Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующиеправа детей-инвалидов
К категории детей-инвалидовотносятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограниченияжизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушенийразвития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению,ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовойдеятельности в будущем.[9]
КонституцияРоссийской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанныхпринципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены вДекларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959года); Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятаГенеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года); Декларации о правахумственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971года); Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9декабря 1975 года); Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной АссамблеиООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного СоветаСССР от 13 июня 1990 года); Всемирной декларации об обеспечении выживания,зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября1990 года); Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов(приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
Начиная с 90-хгодов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовыхактов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятияКонституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексеРоссийской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охранездоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266–1«Об образовании», в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вФедеральном законе от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации», в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ«О государственной социальной помощи» и других. Особое значение имеетФедеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидовв Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и вобласти социальной защиты детей-инвалидов.[10]
Дети-инвалидыимеют льготы: [11]
– 50%-нуюскидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородногосообщения на период с 1 октября по 15 мая;
– дети-инвалиды,их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правомбесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
– детям-инвалидами сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к местулечения (обследования) в автобусах пригородных и междугороднихвнутрирегиональных маршрутов;
– дети-инвалидыи сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к местулечения и обратно;
– дети-инвалиды,проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиесясиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 – ти летобеспечиваются жильем вне очереди;
– семьям,имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50%(в общественном жилом фонде).
Приустановлении ВТЭК лицам старше 18 – ти лет инвалидности с детства 1 или 2группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 – ти лет, приобретают право наполучение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.
Гражданам,ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажаработы.
Вместе с темряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидовпока еще не нашёл своего отражения в российском законодательстве. По-прежнемуотсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования иранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии,патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением правдетей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органовместного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
В то же времясовершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодняостро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующегозаконодательства органами государственной власти Российской Федерации, и этоявляется основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимоэтого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.
Такимобразом, внастоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнитьнормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов,выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целомскорректировать государственную политику в отношении детства.
2.2 Спецификасоциальных проблем детей-инвалидов и их семей
В жизни детейс ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются,возникает много трудностей и проблем. Узнав о рождении ребенка с каким-либозаболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверияи нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния.
С появлениемребенка-инвалида все семейные функции в целом, образ жизни деформируются.Многие родители уходят в себя, возводя своего рода стену между собой иокружающим миром, социальным окружением – ближним и дальним.[12]
Ребенок сограниченными возможностями большую часть времени проводит дома, и,естественно, семейный климат, степень психологического комфорта самым прямымобразом отражается на качестве и эффективности его реабилитации.
Однако оченьмного семей испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертойбедности. Для многих семей детское пособие по инвалидности являетсяединственным доходом. Например, когда ребенка воспитывает только мать, и в силутого, что она постоянно должна заниматься своим ребенком, она не может устроитьсяна постоянную работу. Но это пособие не может быть достаточным для обеспечениядостойного уровня жизни ребенка-инвалида.
Важным итрудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой.Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средствапередвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды итранспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования иприспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения.Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационныхсредств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц синтеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможностиориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. [13]
Значительноеместо в жизни детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, занимаютпроблемы получения информации. Инвалидам затруднён доступ к получениюинформации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них(исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерахгосударственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Этовызвано, как правило, экономическими причинами. Например, не все родители детей– инвалидов могут купить компьютер; некоторые дети испытывают дефицитспециальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книгибрайлевского шрифта, диски для слепых и т.д.).
Дети-инвалидыимеют трудности с получением образования, хотя законы Российской Федерации и еёсубъектов гарантируют им обязательное обучение независимо от степени физическойи / или психической недостаточности с момента ее обнаружения, приэтом продолжительность основного общего образования устанавливаетсяспециальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет.Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованиюлюбого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. Напрактике же инвалиды сталкиваются с трудностями, если желают получитькачественное образование и приобрести престижную профессию.
Из-за своейпатологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями имеют крайне узкийдоступ к рабочим местам или не имеют вообще.
В условияхнашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом можетобусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По даннымотечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столькоотсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией наполучение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современнойтрудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется темобстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солиднымисточником дохода, чем заработная плата работающего. И очень часто бывает, чтородители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положениеобусловлено не столько ограниченностью их индивидуальных физических илиинтеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц сособыми нуждами. В условиях российской рыночной экономики адаптация рабочих местдля таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная инежелательная.
В рядеслучаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самойпростой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываютсядоступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающиемонотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. При таких условияхребенок-инвалид практически обречён на убогое существование.[14]
Дети – инвалиды,как правило испытывают трудности в общении. Расстройство общения – одна изнаиболее трудных социальных проблем детей-инвалидов – является следствиемфизических ограничений, эмоциональной защиты самоизоляции, выпадения изучебного или трудового коллектива, дефекта получаемой информации. Восстановлениенормальных для возраста и социального статуса коммуникацией является одной изнаиболее важных целей социальной реабилитации инвалида.[15]
Наибольшуюраспространенность в среде детей – инвалидов имеют сердечно-сосудистыезаболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и костно-суставной системы.По своему соматическому состоянию многие дети инвалиды не могут себя обслужитьсамостоятельно, передвигаться, поддерживать контакты с окружающими. Это нетолько отягощает их жизнь, но и усложняет уход персонала за ними. Такие дети струдом приспосабливаются к новым условиям пребывания, болезненно переносятлюбые изменения режима в условиях проживания. Даже незначительные перемены вбыту приводят к выраженной декомпенсации хронической, соматической патологии иснижению защитных сил. Контингент психической патологии со временем усиливаетсимптомы негативного ряда. Это необратимые снижения интеллекта и памяти,сужение круга интересов, утраты побуждений к какой-либо деятельности.
Поэтому такиедети остро нуждаются в мероприятиях медико-социальной реабилитации.
В личностиребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Еслиобщество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под властьфизических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми,семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем, весь жизненный путь.Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступаетна задний план.
Такимобразом, основнымисоциальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются,является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучениеми трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья немогут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лицекоторого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальныйработник учреждения здравоохранения.
2.3Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учрежденииздравоохранения
Главными направлениямисоциальной работы с детьми – инвалидами является: повышение эффективностипрофилактической работы по предупреждению детской инвалидности и обеспечениемаксимального восстановления здоровья детей-инвалидов, их реабилитация.
Профилактика – это «сознательная,целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращениювозможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем идостижению желаемого результата».[16]
«Социальнаяреабилитация – это динамичная система деятельности, направленная на достижениеполного или частичного восстановления личностного и социального статусабольного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через еголичность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий».[17] Социальная реабилитациясвоей главной целью считает восстановление или формирование нормативного,личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития егоинтеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.
Работая вэтих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения используетследующие формы работы:
1. Социальныйпатронаж семей, имеющих детей-инвалидов.
Патронаж (от фр. рatrоnаgе – покровительство) – «видсоциального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска,который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении ихжилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической,материально-бытовой и др. помощи, проведении несложных медицинских манипуляц».[18] Социальные патронажиосуществляются социальным работником 1 раз в месяц. Регулярно посещаются дети,неспособные к передвижению, состоящие на учете. В ходе патронажа выявляютсясоциальные проблемы ребёнка и семьи. Социальный работник в сотрудничестве смедиками, психологом, педагогами, представителями общественности помогаетсемьям решить эти проблемы: оказывает помощь в оформлении документов,необходимых для получения льгот, оказывает помощь в приобретении необходимыхребёнку лекарств, средств передвижения, участвует в организацииблаготворительности, в проведении праздников для детей – инвалидов, подключаетк решению их проблем волонтёров и т.п.
2. Социальныйработник создаёт банк данных детей, нуждающихся в технических средствахреабилитации, в дорогостоящих лекарствах, медицинских услугах, которые не могутпредоставить лечебные учреждения города. На основании банка данных онорганизует помощь этим детям.
3. Социальныйработник совместно с медицинскими работниками повышает уровень медицинскойграмотности родителей по вопросам здорового образа жизни, медицинскойреабилитации в домашних условиях, организует проведение конкурсов, праздников,викторин, пропагандирующих заботу о своем здоровье.
4. Социальнымработником проводится информационная деятельность:
– оформлениестендов о правах детей – инвалидов и гарантиях и льготах для них и их семей;
– выпускаетПамятки для семей с детьми – инвалидами с информацией о правах и льготах, обучреждениях города, работающих с детьми – инвалидами, с перечнемпредоставляемых услуг.
5. Социальныйработник в сотрудничестве с местной администрацией, представителямиобщественности обеспечивает проведение благотворительных акций, «Круглых столов».
Так, вдетской поликлинике г. Беломорска для детей с ограниченными возможностями1 раз в квартал проводятся «Круглые столы» с привлечением специалистовразличных ведомств и служб города. Организованы благотворительные акции – рождественские,новогодние праздники с выдачей новогодних подарков всем детям, АкцияМилосердия. В День защиты детей и в Декаду инвалидов ежегодно посещаются семьитяжелобольных детей-инвалидов с выдачей им продуктовых наборов, предметовпервой необходимости.
6. Социальныйработник активно привлекает к своей деятельности добровольцев: лиц из числаверующих, представителей Общества Красного Креста и других организаций, которыепо убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственнуюпосильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся впосторонней помощи. [19]
Такимобразом,основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидамив учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая вэтих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляетдетей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данногоучреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды,проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организуетсотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидами их семьям, проводит просветительскую работу.
Заключение
Основнымисоциальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются,является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучениеми трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья немогут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лицекоторого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальныйработник учреждения здравоохранения.
Основныминаправлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами вучреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этихнаправлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов,проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения,осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводитдиагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организуетсотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидами их семьям, проводит просветительскую работу.
Списоклитературы
1. Айшервуд М.М. Полноценнаяжизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999.
2. Боровая Л.П. Социально-психологическаяпомощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическаяработа. – 1998. – №6. – С. 59–63.
3. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Рольи место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 2008.
4. Законодательные основыв области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008.
5. Лебединская, О.И.,Кошовская Т.В. Роль и место социальных работников в учрежденияхздравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 2006.
6. Маллер А.Р. Ребенокс ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
7. Мартыненко, А.В. Медико-социальнаяработа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999.
8. Словарь-справочник посоциальной работе. М., 1997.
9. Смирнова Е.Р. Толерантностькак принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51–56.
10. Социальная работа вучреждениях здравоохранения. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.
11. Социальная работа:теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М,2003.
12. Социальная работа синвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой. М.:Институт социальной работы, 2006.
13. Тен Е.Е. Основысоциальной медицины: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
14. Холостова Е.И.,Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006.
15. Холостова Е.И. Теориясоциальной работы. М.: Юристъ, 2006.
16. Энциклопедиясоциальной работы. В 3 т. Т. 1.: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческихценностей, 1993.