Введение
Формирование социальной политики на уровне регионаотносительно новое явление, поскольку до начала конституционной реформы регионне являлся достаточно самостоятельным носителем социально-политическихотношений и практически не представлял собой субъект региональной политики,хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и науровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированнымЦентром правилам. В условиях реформирования и демократизации российскогообщества региональные органы государственной власти и управления становятсяглавным субъектом социальной политики в регионе.
Продолжающаяся трансформациясоциально-политической системы страны сопровождается сменой самой моделисоциальной политики и ее оптимизацией.
На современном этапе реформирования подобныемодели социального развития не имеют объективных предпосылок востребованности,ибо они могут реализоваться лишь при наличии достаточно сильно развитогополитического, правового и экономического пространства. Сторонникипатерналистской модели (наиболее близка к ней на практике модель социальнойполитики в скандинавских станах), почти полностью снимают с людей заботу орешении собственных социальных проблем. Данная модель основана на стратегииответственности государства и предполагает его доминирующую роль вудовлетворении практически всего круга социальных потребностей и нужд граждан.Эта уравнительная модель во многом лишает граждан стимула к самореализации. Вто же время, негативный опыт перехода к рынку показал, что не следует полностьюотказываться от государственного регулирования.
Эта ситуация еще более усиливает актуальностьтемы с исследовательской точки зрения, которая обусловлена рядом обстоятельств.
Цель работы является анализ сущности и основныхнаправлений формирования и реализации региональной социальной политики.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, виды инаправления региональной социальной политики;
- рассмотреть основные положениярегиональной политики в социальной сфере.
1. Региональная социальная политика:сущность, виды, направления
Социальная политика региона – одно изнаправлений его деятельности по регулированию социально-экономических условийжизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании отношений какмежду социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния,уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надоотметить, что социальная политика региона, выступающая как составная частьмероприятий, проводимых государством в целях регулирования условийобщественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуациейв стране. Говоря осоциальной политике, мы подразумеваем действияправительства, направленные на распределение и перераспределение доходовразличных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику вузком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно изнаправлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальнуюстабильность общества. Региональная социальная политика – это целенаправленнаядеятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов,смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращениесоциальных конфликтов на экономической почве, это комплекссоциально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местныхорганов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастанияроста цен и т.д. Посредством региональной социальной политики в рыночной экономикереализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную мерувыравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всехслоев населения. Основными принципами проведения социальной политики являются:
- защита уровня жизни путем введенияразных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
- обеспечение помощи самым бедным семьям;
- выдача помощи на случай безработицы;
- обеспечение политики социальногострахования, установление минимальной заработной платы;
- развитие образования, охрана здоровья,окружающей среды в основном за счет государства;
- проведение активной политики,направленной на обеспечение квалификации.
Социально ориентированная рыночнаяэкономика предполагает значительную деятельность региона в решении социальныхпроблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимсяправо на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защитуинвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательствагосударства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государствореализует систему социальных программ.
В социальной сфере господствующееположение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главныефункции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины региональногосектора в том или ином регионе социальная политика имеет свои особенности. Напрактике это выражается в разных масштабах социальной политики региона.Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ,универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределеннойдеятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведениеее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.
Социальная политика призванагарантировать населению минимальный доход; социально защищать население отболезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечениегосударством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может этосделать самостоятельно.
Социальная политика регионареализуется через механизм государственных программ социального обеспечения исистемы социальных услуг. Важнейшей частью региональной программы социальногообеспечения является социальное страхование. Социальное страхованиераспространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работуи потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Системасоциального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода изфонда социального страхования.
Система социальных услуг(здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости)опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя вкаждой из них есть и частные предприятия, государство участвует вфинансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая темсамым их доступность населению.
Экономическую базу социальнойполитики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населениячерез региональный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов,частично возвращается государством населению в виде денежных выплат поразличным социальным программам. При этом практикуется дифференцированныйподход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся вразличном материальном положении. В результате социальной политики государствасмягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределениеличных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным инетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).
Характер и содержание социальной политикизависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами.В зависимости от этого все сложившиеся сегодня типы региональной социальнойполитики можно разделить на две группы. Первую условно можно назватьостаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не всостоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам иохватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная иимеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются подвоздействием идей консерватизма.
Вторая группа – институциональная. Здесьсоциальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальнымиуслугами и рассматривается в качестве более эффективного всоциально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частныхинститутов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Сконцептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияниесоциал-демократической идеологии.[1]
Обе группы различаются между собой не наличиемили отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а такжестепенью государственного вмешательства в социальную сферу, рольюперераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем вдеятельности региона.
Главное звено в социальной политике регионазанимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляетсобой показатель результатов экономической деятельности. По другому «доход» –это часть произведенного продукта, полученная участником производства взависимости от своего участия в нем. Экономическая литература используетпонятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратамина это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы илиотдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.
Уровень доходов членовобщества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяетвозможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, полученияобразования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Средифакторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения,кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен,степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Можно выделить три главных источника денежныхдоходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты,рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).
Для оценки уровня идинамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемогои реального дохода.[2]
Номинальный доход /NI/ – количество денег, полученное отдельными лицами втечение определенного периода:
Располагаемый доход /DI/ – доход, который может быть использован на личноепотребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального доходана сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход /RI/ – представляет собой количество товаров и услуг, котороеможно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. споправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населенияформируются из различных источников, основными из которых являются: факторныедоходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в видевыплат и льгот, поступления из финансовой системы (из банков, из страховыхучреждений и т.п.) и др.
Основной вид дохода –номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капиталаи трансфертных платежей, оказывающих существенное влияние на формированиедоходов населения. За счет этих платежей осуществляются пенсионное обеспечение,содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного видапособия (по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьямна детей, выплаты пособий по безработице).
При доминирующей ролизаработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества,как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии региональныхпрограмм помощи нередко происходит формирование пассивного отношения кпроизводственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходынаселения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
- выплат погосударственному страхованию;
- банковских ссудна индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодымсемьям, членам потребительских товариществ (например, на садовоестроительство);
- процентов повкладам в банках, начисляемых по итогам года;
- доходов отувеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
- выигрышей полотереям;
- временно свободных средств,образующихся в результате покупки товаров в кредит;
- выплат различногорода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежныепоступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные искупочные магазины и др.
Номинальные доходынаселения включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательныеплатежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему ввиде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей исборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсовдля осуществления в последующем социальной политики через перераспределениеденежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защитыинтересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния нижепредельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливаетпороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высокихдоходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Однако при общих принципах формирования доходов«заработанных» и полученных по каналам правительственных программ сохраняютсяусловия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней жизни различныхслоев и групп населения.
2. Основные положения региональной политикив социальной сфере
Региональные особенности процессов социальногоразвития требуют адекватного отражения при формировании системы мергосударственного регулирования, направленных на создание равных условий длясоциального развития населения всех регионов Российской Федерации ипредотвращение возникновения очагов социальной напряженности.
2.1 Задачи региональной социальной политики
Большинство вопросов развития образования,здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства,социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться науровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления.
В решении крупномасштабных и острых социальныхпроблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в томчисле в проведении активной государственной политики, направленной на:
- противодействие тенденции ухудшениядемографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;
- предотвращение обнищания населения иминимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитыхрегионах;
- сдерживание процесса имущественногорасслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;
- регулирование размещения беженцев ивынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимымиусловиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;
- содействие развитию и совершенствованиюсистемы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральнойсистемой высшего и послевузовского образования;
- оказание помощи населению регионов,попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических итехногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.
Особое место в региональной социальной политикезанимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:
- регулирование миграционных процессов сучетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения,сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
- регулирование потоков вынужденныхмигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения натерритории Российской Федерации;
- осуществление мер экономического исоциального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни иестественного прироста населения в регионах России.
2.2 Региональная политика в области повышенияуровня жизни населения
Важнейшие задачи региональной политики – созданиепрочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержкамалоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственнымисилами выполнить эту задачу.
Основным элементом социальной политики являетсяпоэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальнойзаработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация всоответствии с ростом потребительских цен.
Главными целями региональной политики в областидоходов являются:
- обеспечение максимально благоприятныхэкономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы,пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;
- стабилизация уровня жизни населения,создание прочной основы для его повышения во всех регионах РоссийскойФедерации.
Субъектам Российской Федерации, которые неимеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходовсвоего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы,величина которых должна определяться с учетом региональных различий вминимальных социальных стандартах.
В целях минимизации отрицательных последствийрасслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:
- совершенствование налоговой системыпутем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями напотребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные,особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
- расширение прав субъектов РоссийскойФедерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональныхсоглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- введение на региональном уровне системыстрахования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнятьобязательства по оплате труда.
2.3 Региональная политика в сфере занятости
Важнейшим условием повышения уровня жизниграждан России является сохранение относительной стабильности в сферезанятости.
На ближайший период основными задачамирегиональной политики в сфере занятости являются:
- перевод высвобождаемых работников напредприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовкикадров для новых прогрессивных производств;
- защита трудовых прав работниковнесостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу,их профессиональная переориентация.
В долгосрочной перспективе главным направлениемрегиональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест вразвивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организацияхрыночной инфраструктуры.
Основная нагрузка в реализации мероприятий поповышению занятости населения ложится на органы государственной властисубъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключаетсяв регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силуструктурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственнойэкономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостьюнаселения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно.Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать восуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрациигосударственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий ивоенно-промышленного комплекса.
В регионах с высоким уровнем социальнойнапряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточныхорганизаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путемвыдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплатуминимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям,являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.
В слаборазвитых районах, где ситуацияосложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержкуразвитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельскойместности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и вагропромышленном комплексе.
2.4 Региональная политика в сфереобеспечения экологической безопасности
В сфере обеспечения экологической безопасностии охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральноми региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:
- экологически обоснованное размещениепроизводительных сил;
- экологически безопасное развитиепромышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунальногохозяйства;
- рациональное использование природныхресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологическинеблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительныхсил и сохранением экологического равновесия;
- предупреждение и ликвидациячрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранениеи восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальныхпроблем;
- совершенствование управления в областиохраны окружающей среды и природопользования.
Заключение
Итак, в настоящее время отсутствуют комплексныеразработки теоретико-методологических основ формирования региональнойсоциальной политики как политической деятельности и взаимодействия в контекстереализации федеративных отношений, ориентированных на совершенствованиетерриториального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизнинаселения в регионах Российской Федерации.
Регионализация социальной сферы требуетадекватных мер государственного регулирования, направленных на создание равныхусловий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации ипредотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Исходя из этого,особую актуальность приобретает анализ форм воздействия федерального центра наформирование и реализацию региональной социальной политики.
Существует объективная необходимость ввыработке эффективных мер практической реализации региональной социальнойполитики, как со стороны федерального центра, так и органов власти субъектовФедерации с учетом разграничения полномочий в социальной сфере.
Проблемы социальной политики привлекаливнимание научной общественности на всех этапах развития российского общества.
На современном этапе реформирования российскогообщества в России возникла острая потребность в разработке и осуществленииновых подходов к реализации социальной политики, в том числе, и смещения центратяжести в реализации социальной политики в регионы.
Список литературы
1. Аверин А.Н., Берестова Л.И. Социальнаяполитика. – М.: Экзамен, 2009.
2. Волгин Н.А. Социальнаяполитика. – М.: Экзамен, 2006.
3. Денисова И.П. Социальнаяполитика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. Скворцов И.П. Социальнаяполитика региона: теория и практика. – М.: Кнорус, 2010.