Введение.
В современноммире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждыйдень раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почвемежэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся впоследние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодическизаявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Темсамым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимаетчужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромноечисло национальностей.
Но эта проблемародилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться впричине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является даннаяработа. 1. Понятие этноса и его виды.
Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такоеэтнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, чтоэтнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, атакже особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупностьлюдей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру,язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса — Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теорииэтноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы группа»,призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, ихпротивостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих инымкультурным слоем и психологией.
Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельностилюдей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, таккак этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своейкультурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальнойинтеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди другихсоциальных образований.
Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувствоединой лингвистической общности. Знание языка является важнейшим критериемидентификации членов этнической группы, то есть определение его как «своего»или «чужого».
Во-вторых, это социально-историческоеобразование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общаяисторическая судьба данного народа, нации, которую ее представители передаютиз поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменнойистории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – это один изфакторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующийформированию у них чувства естественной близости и родственности.
В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищныхпостроек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают некирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье,жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также можетзначительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока впитании преобладает рис, в Латинской Америке – кукуруза, многие народы Севераупотребляют в пищу оленину и т.д.
В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением – убранство жилья, брачныеобряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту«выкуп» – калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.
В-пятых, это нормативы повседневногоповедения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (умногих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться,а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье иблагополучии родных и близких людей).
В-шестых, следует отметить также и такуюнемаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мереприродные условия обитания этноса.
Существуют два противоположных подхода к пониманиюсущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим,второй — социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истокипервого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители такназываемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.),считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетическиобусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли онитакже и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческиеспособности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главнымобразом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций инародов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однакоэта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.
В настоящее время среди представителейестественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека(генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы инароды обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных,духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограммучеловека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества.Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведениичеловека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения.Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придерживаться традиционной позициисоциокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежномобществоведении имеется немало ученых, подчеркивающих определенную рольприродно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобнуюпозицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассионарнуютеорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашейэтнографии культурологического подхода.
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилеввидит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты,возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этносесть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиямобитания. Этнос — это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы – порождение земной биосферы в той же степени, вкакой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).
Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению,традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главнойпричиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в еесоставе «пассионариев» — наиболее энергичных, даровитых и талантливыхлюдей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этойкатегории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для ниххарактерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людейпогубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результатгенетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры,создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев.Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет квырождению и гибели этнической группы.
Особенно важна роль природно-климатическихусловий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотипповедения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов,например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианскиммиром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно былопренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», онбыл настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., ИвановК.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).
Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева непрекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционнуюточку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхожденияэтносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многихестествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения,получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склонынедооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов встановлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позициянедостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так какгенетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевогоповедения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.
Типы этносов — племя, народность, нация.
Специфика социологического подхода к изучению этническихгрупп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологииэтнические общности рассматриваются как элементы социальной структурыобщества, в тесной связи с другими социальными группами – классами, стратами,территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связив качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации,поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашейстране, является важным показателем социальной позиции личности и егоэтнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношенияанализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающейвзаимосвязь трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности.Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурныхпредставлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом,находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальнымиинститутами.
Особенности культуры и быта различных этническихгрупп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций итипологий.
Нужно отметить, что до недавнего времени социологимало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к областитак называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическоезначение, а не научно-познавательное. За последние 20-30 лет ситуациякоренным образом изменилась. В силу целого ряда причин – экономических,политических, социокультурных, психологических, демографических и др. вопросыизучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такуюактуальность и значимость, что эта проблематика стала объектомширокомасштабных исследований. Волна национально-этнических конфликтов, прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов, каквпрочем, и представителей других социальных наук, строить новые объясненияфеномену национально-этнических отношений, который казался многим ученым решенными объясненным, поскольку процесс образования национальных государств в ведущихстранах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов встранах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеетсвои особенности.
Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры,экономики, знаний и др.
Племя – это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связямимежду людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя такжеобщие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорногодиалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общаятерритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельностина этой исторической ступени являлись охота и собирательство.
Народность отличается от племенной организацииболее высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономическогоуклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком(письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтамивласти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССРпроживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленныхв автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе РоссийскойФедерации.
Процесс создания нации, как наиболее развитой формыэтноса, происходит в период окончательного становления государственности,широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемойнесколькими народностями, общей психологии (национального характера), особойкультуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиесянации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период переходаот феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелойкапиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странахевропейского континента — Франции, Германии, Испании и др.. В Россииподобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он неполучил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией,после которой национальный вопрос стал решаться с позициймарксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.
Из трех указанных разновидностей этноса, социологипервостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, таккак этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территориинашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный»часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».
Этнографы, изучающие быт и культуру различныхэтнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей территории существенным признаком этнической общности. Из мировой практики известно,что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территориии образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представителиодного этноса могут проживать на территориях других государств и этническихгрупп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса — обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мирефактически не существует государств, в границах которого проживали быисключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств – Франции, Германии, Швеции и др. в границаходного политического образования живут представители различных этносов. Графа «национальность» во многих западных странах вообще не используется, говорято французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не онациональности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают. Термин «американец», например, означает нестолько этническую принадлежность сколько гражданство.2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
В состав прежнего СССР входили 35 национальныхгосударственных систем (15 союзных и 20 автономных республик) и 18 национально-государственных образований (8 автономных областей и 10 автономных округов). Причемэтнический состав в каждой из указанных территориальных образований, какправило, был смешанным, в него входили представители различных этническихгрупп, хотя их коренная нация могла проживать на другой территории. СССРявлялся одним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себесложность этнического состава народонаселения СССР говорит о громаднойнаучной и политической значимости изучения национально-этнических отношений, резкое обострение которых наблюдается в последние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных государствна территориях бывших республик.
Понятие этнической стратификации выражаетсоциально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж,статус и место в общей иерархии этнических общностей. Конечно, этническаястратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вырождается впростые расовые предрассудки. Этническая стратификация теснейшим образомсвязана с другими признаками социального статуса человека — доходом, образованием, престижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однакобыло бы неверно выводить этнический статус из отдельных измерений статуса, например, экономического или политического, так поступали некоторые представителимарксистской концепции и сторонники традиционного социологического подхода кстратификации. Вопрос заключается в том, в какой мере правомерно считать национальностьаскриптивным, то есть предписываемым от рождения признаком статуса, которыйраз и навсегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этническоеизмерение статуса играло важную роль в условиях доиндустриального общества сприсущими ему кастовыми или сословными барьерами. В современном промышленноразвитом, демократическом обществе этничность как показатель социальногостатуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измеренийстратификации – экономических, культурных, политических и др. – она несрабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно вусловиях обострения межэтнических отношений.
Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Богардусомшкала социальной дистанции, помогающая выявить престиж, или«предпочтительность» представителей различных наций в общественном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установокпредставителей одной этнической группы по отношению к другой. Респондентампредлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другимэтническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отношении кангличанам, шведам, полякам и корейцам исследователями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:
1. возможностьустановления родства посредством брака
2. членство в одномклубе на правах близкого друга
3. соседство наодной улице
4. общая занятостьв «моей» профессии
5. общеегражданство в «моей» стране
6. присутствие в«моей» стране только в качестве посетителей
7. нежелательное присутствие в «моей» стране.
Результаты опроса показали, что американцы оцениваютангличан выше, чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатийснискали корейцы: почти половина опрошенных допустили их присутствие в странетолько в качестве посетителей, а большинство высказываются противустановления с ними доверительных отношений.
В последующих исследованиях, число этнических групп было значительно увеличено — до 40 этнических групп, но традиционнопервые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонскойэтнической группы, последнее место отводилось африканцам и корейцам.
Какова реальная значимость подобных исследований?Достаточно очевидно, что они не отражают объективного социального статусатех этнических групп, в отношении которых проводятся опросы. Результаты этихисследований фиксируют национальные стереотипы, в первую очередь, имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки ипредубеждения.
Если подобные исследования проводятся регулярнов течение нескольких десятилетий, то они могут вполне объективно отразитьтенденцию изменения этнических стереотипов в националистических предубежденийза этот период, являющихся следствием изменения их социокультурного иэкономического статуса.
Исследования, подобные американским, никогдапрежде не проводились в отечественной этнографии и социологии, посколькуих авторов могли обвинить в разжигании национализма. Лишь в последние годы всвязи с распадом СССР и обострением межнациональных конфликтов социологи сталипредпринимать попытки выявления в общественном мнении отношения кразличным этническим группам и связанные с ними этнические стереотипы и националистическиепредубеждения, существенно усиливающиеся на фоне социально-экономического иполитического кризиса.
Первые проведенные по этой методике в 1991 г. социологические исследования, охватившие свыше пяти тысяч человек различныхрегионов России (Москва, Кемеровская, Оренбургская и Псковская области, Ставропольский край, Северная Осетия), зафиксировали усиление тенденцийэтноцентризма и рост националистических предубеждений по отношению к лицамнекоренной национальности. «Неприятие людей иной национальности в сложныхсоциально-экономических условиях растущего дефицита, инфляции, безработицы –«мина замедленного действия», которая в состоянии привести к внезапному обострениюконфликтов» (Иванов В.М. Межнациональные конфликты: социально-психологический аспект).3. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЫВШЕМ СССР И В РОССИИ
Прежде чем говорить о причинах обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России, являющихся внастоящее время одним из главных источников социальной напряженности встране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительностипредставляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какойхарактер носила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопросатеснейшим образом взаимосвязаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС вомногом предопределили искусственный и в значительной мере насильственныйпроцесс формирования наций и народностей в СССР. Отметим два наиболеесущественных обстоятельства, обусловивших обострение национально-этническихотношений.
1) На протяжении многих десятилетий в странепроисходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальныхпотребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств.Искусственно выделялись такие административно-государственные единицы каксоюзные и автономные республики, национальные округа и области. Не существовалочетких и ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность,например, провести строгое разграничение между союзными и автономнымиреспубликами. Различные национально-этнические общности в зависимости отполитического и административно-территориального статуса наделялисьразличными правами, степенью экономической самостоятельности. Как отмечаетС.Кордонский, нации были превращены в «социально-учетные группы»наряду с другими элементами государственной политики, а руководителинациональных республик должны были регулярно докладывать о своих достиженияхв области экономики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный процессразвития наций подменялся социально-статистическими показателями«расцвета и сближения наций» (Кордонский С.Г. Нации какгосударственные институты).
Искусственное вторжение государства в процесснациональных отношений с самыми благими намерениями, за которыми скрывалисьидеологические догмы КПСС о создании бесклассового общества и построениикоммунизма в СССР, на практике принимало форму насильственного окультуривания.Фактически такая политика означала консервацию прежнего дореволюционногоуровня развития наций и отношений между различными этническими группами, хотя развивались эти отношения в новых условиях.
Таким образом, есть основания полагать, чтонации в СССР рассматривались государственно-бюрократическим аппаратомуправления не как подлинные этнические общности с присущими им социокультурнымиособенностями, различной степенью развития национального самосознания, культурной самобытностью и др., а как искусственно сформированные поидеологическим критериям социальные общности, развитие которых осуществлялосьи направлялось идеологическими установками. Иными словами, национальныйвопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расцветеи сближении наций. Причины этого кроются не только в авторитарно-бюрократическомстиле управления страной, но еще в том, что та модель социализма, которая существовала в СССР, не смогла удовлетворительно решить социально-экономические проблемы, связанные с обеспечением населения национально-территориальных образованийвысоким и стабильным уровнем жизни, устойчивым социально-экономическимростом. Именно устойчивый социально-экономический прогресс и сопровождающийего высокий уровень и качество жизни способствовали успешному решениюнационально-этнических проблем в капиталистических странах на протяжениивторой половины ХIХ в. и в ХХ столетии, что способствовало преобладаниюинтеграционистских тенденций над сепаратистскими.
«Интернационализм» как один из ведущих принциповмарксистско-ленинской идеологии также сыграл отрицательную роль в проведениинациональной политики. На практике он вел к нивелированию национально-этническихразличий, порождая и усиливая предрассудки, предубеждения и недоверие однойнации по отношению к другой. Одним из важных свидетельств политики интернационализмаи сближения наций явилось объявление русского языка в качестве единственногогосударственного языка, что автоматически вело к принижению роли национальныхязыков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем приоритетполитических и социально-экономических отношений над национально-этническими, тормозил процессы роста этнического самосознания, формирование самобытной культурыи психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременного оказанияпомощи различным республикам, как это было, например, после землетрясения вТашкенте в 1968 г. и в Армении в 1988 г… В годы «перестройки», когданаметились признаки ослабления централизованной государственно-партийной власти стала формироваться первая волна националистических движений вреспубликах Прибалтики, «интернационализм» стал нарицательным именем, синонимом«русской империи», реальным образом врага, на который сконцентрировалисьнационалистические страсти и эмоции.
2) Второй большой круг проблем, повлиявших наобострение национально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самойприроде этничности; точнее порождаемых ею специфических взаимосвязяхличности и этнической группы. Эта проблема никогда прежде не рассматриваласьвсерьез ни официальной идеологией, ни теорией марксизма-ленинизма, считающейнациональные отношения в качестве вторичных, порожденных классовыми и политическими отношениями. Однако принадлежность человека к определенному классу, или социальномустрою и этническая принадлежность – это явления разного порядка. Принадлежностьк этносу связана с культурно-историческими истоками формированиями личности,его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине, к окружающим еголюдям того же этноса. Поэтому этнические чувства и переживания, связанные сними ценностные ориентации при определенных обстоятельствах могут возобладатьнад его социально-классовыми интересами, политическими установками. Подобныеявления чаще всего имели место в ранних периодах истории, когда «трайбализм»,принадлежность к одному роду и племени, превалировал в отношениях междуразличными этническими группами, еще не имевшими зрелой политическойорганизации.
В современную эпоху этнические установки и ценностиначинают преобладать в отношениях между различными социальными группами,государствами, в отношениях между личностью и обществом в тех случаях, когдасоциально-экономические и политические интересы людей по тем или иным причинамне могут быть удовлетворены, т.е. имеют место кризисные явления в общественнойжизни. Тогда феномен этничности, имеющий глубинные корни в национальнойкультуре и традициях, обычаях, образе жизни людей, становится важнейшим интегрирующим фактором для людей одной национальности, сплачивает их для достижения политическихи социально-экономических задач. Иными словами, этничность выступает инструментом,противостоящим социально признаваемым в данном обществе критериям социальнойстратификации, такими как доход, образование, власть и другим известнымфактором, влияющим на социальную позицию людей, их права и привилегии. Люди одной этнической группы объединяются на базе своих исконных этническихценностей для того, чтобы изменить существующую социальную структуру,сложившуюся систему социальной стратификации, социального неравенства.
Среди этнографов преобладает несколько отличная, хотя в основных чертах совпадающая с социологической трактовкой, интерпретацияпричин обострения межэтнических отношений. Решающую роль в национально-этническихконфликтах отводят феномену национализма, который в наиболее краткой формезвучит так: «Национализм – это политический принцип, суть которого состоит втом, что политические и национальные единицы должны совпадать». Английскийфилософ Э.Геллнер, которому принадлежит это определение национализма, уточняет, что националистические чувства вызываются как раз нарушением этогопринципа. «Националистическоедвижение – это движение, вдохновляемоечувствами подобного рода» (Геллнер Э. Нации и национализм). В отечественнойобществоведческой литературе феномену национализма, в котором видятсвоеобразный движущий мотор, раскручивающий межэтнические конфликты, также отводитсяпервостепенное место.
В данном случае национализм может быть истолкованкак принцип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за политическуюнезависимость определенной этнической группы. Но достаточно очевидно, чтоссылка на национализм многое не объясняет в отношениях между этническимигруппами, особенно коренной национальностью и малой национальностью, живущихв пределах единого государственного образования. Борьба, например, за своиправа многих этнических групп, представляющих из себя национальные меньшинства,в США, европейских странах, странах третьего мира не затрагивают, или, покрайней мере, в незначительной степени, вопросовтерриториально-государственного устройства. На первом месте здесь вопросыизменения существующей системы социальной стратификации, социальногонеравенства: получить равные права с коренной нацией или даже добиться определенныхпривилегий в доступе к материальным и культурным ресурсам и ценностям. Еслиже перейти на межгосударственный уровень, когда в политических отношениях громкозвучат националистические нотки, даже в этом случае предметом борьбывыступает не столько оформление новой этнической государственности, сколькоскрывающееся за этим стремление перераспределить природные, социальные икультурные ресурсы в пользу своей этнической группы. Именно такого родаинтересы этнических групп скрываются за национальными конфликтами в бывшемСССР и Российской Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимостибывших республик и автономий СССР, поскольку это напрямую открывает путь к различным ресурсам, которые прежде находились под контролем центральнойвласти, партийно-государственного аппарата.
В условиях обострения социально-политического,экономического и культурного кризиса СССР этнические связи и отношения, привязывавшиеличность к его историческим корням, Родине, отечеству, обычаям, традициям,родному языку, эмоциональные чувства «естественной этничности» начинаютпреобладать над экономическими, классовыми и политическими интересами людей.Ближайшее этническое окружение личности оказывается наиболее устойчивым ипоэтому в период разгула национализма «этническое сообщество» начинает игратьпервостепенную роль в жизни человека. С одной стороны, идентифицируя себя сопределенной этнической группой, человек чувствует себя более уверенным изащищенным, в нем обостряется чувство личной активности и заинтересованностив проблемах развития своей общности. Вместе с тем, «в период разгуланационалистических страстей этническое общество может поработить личность». Всвою очередь это ведет в деиндивидуализации человеческой личности,открывает дорогу для проявления агрессивности, разрушительных инстинктов,которые выступают психологической основой многих межэтнических конфликтов. Старые государственные институты, социалистическая мораль и идеологияперестают быть регулятором поведения человека, который руководствуется захлестнувшимиего чувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная,трудолюбивая и т.д.).
Эмпирические социологические данные, в общемподтверждают эти теоретические рассуждения, фиксируют рост «конфликтногопотенциала» в массовом сознании – высокую готовность населения участвоватьв конфликтах на стороне своей этнической группы.
В настоящее время межнациональные конфликтыпревратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальныхмежнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальнаянапряженность: диагноз и прогноз), некоторые из которых на данный моментпривели к человеческим жертвам, а в Чечне — даже к крупномасштабным военнымдействиям.
Существует весьма распространенная точка зрения,что межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР,могут с такой же интенсивностью проявиться и в межэтнических отношениях натерритории России (Солодухин Ю. Грозит ли Российской Федерации участьСоветского Союза?). Действительно, эти конфликты не обошли стороной иРоссию, но в большей мере проявились они именно в странах ближнего зарубежья. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что негативные последствия национальнойполитики КПСС больше всего сказались именно на русской нации: выполняя рольглавной, ведущей нации, будучи «оплотом интернационализма» русский народ несмог в достаточной мере выработать национального самосознания, утратил многиепрежние национально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытнойрусской культуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорилао «русской идее» и глубинных корнях отечественной культуры.
Выполняя роль «народа-интернационалиста», Россия давала возможность проживания на своей территории представителям всех другихэтнических групп. В Москве, например, как и в большинстве крупных городовмира, проживают представители почти всех национальностей. Наряду с этим запределами Российской Федерации до последнего времени проживало примерно 55млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с усилением миграции русскогонаселения из бывших республик), особенно велика была доля русского населенияв республиках Прибалтики, в Казахстане, Белоруссии, на Украине и др. Одна изсамых актуальных проблем в связи с этим — положением русского населения вбывших республиках СССР, где, как уже отмечалось, очень сильны тенденцииэтноцентризма и рост националистических настроений. Можно выделить основныетенденции этих отношений.
Во-первых, это утрата прежнего достаточновысокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальныхгосударств открыто проводят политику выживания представителей русскойэтнической группы, лишая их политических и гражданских прав. Русскимтеперь приходится довольствоваться статусом национальных меньшинств, они вынужденыбороться за свои социально-экономические права, отстаивать интересы своейэтнической группы в экономике, политике, культуре. Несмотря на поддержкуправительства России, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы,Латвии, Украины и др..
Вторая проблема связана с ростомсепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, такихкак Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной государственностии, не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем, проводятлинию на расширение своих прав в хозяйственных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русскогонаселения во многих республиках, его культурная интеграция с местнымиэтническими группами, входящими в состав Российской Федерации, служит серьезнымпротивовесом сепаратистским тенденциям.
Заключение.
Причины многихсовременных разногласий и конфликтов уходят корнями в прошлое, разжигание женовых не имеет под собой никакой логической базы. Россия всегда являлась общимдомом для множества этносов, представляя собой смесь различных культур,обычаев, порядков. Неправильная национальная политика, выделяющая одни нации ипринижающая другие, принудительно разделяя и объединяя различные народы,привела к остро вставшей проблеме розней. Современное же правительство своимбездействием только усугубляет социальную напряженность. Для любого этносахарактерно желание выделится, индивидуализироваться, а, при подавляющембольшинстве, и остаться единственным на своей территории. В стране с такимогромным числом различных национальных меньшинств необходима серьезная работапо предотвращению всевозможных попыток подавления их индивидуальности. Аучитывая межгосударственный уровень общения, необходимо также следить запритеснением иностранных граждан.