Реферат по предмету "Социология"


Социальный работник и клиент

РЕФЕРАТ
Тема: Социальный работник и клиент
Выполнила:Matiborco Z.
Кишинёв 2010

Длятого, чтобы определить роль социального работника в оказании помощи людям,которые нуждаются в социальной помощи, нужно определить, что сама по себепредставляет профессия социального работника. Помощь людям? Это всё правильно,но этого не достаточно. Что бы помогать людям не обязательно быть социальнымработником. Здесь должно быть что-то ещё. Думаю, этот вопрос связан как-то сгосударством. Профессиональное самоопределение соцработника связанно с егогражданским самоопределением. Его отношение к тому, что происходит в обществе,во власти, в законодательстве. Например, другим представителям помогающихпрофессий, психологам, врачам, педагогам совсем не обязательно иметьгражданскую позицию. На мой взгляд, вопрос социальной работы являетсягосударственным вопросом, и эта область является областью ответственностигосударства. Наивно полагать, что институт социальной работы создан в первуюочередь из гуманистических соображений, для оказания помощи людям. Институтсоциальной работы нужен государству и создан им для выполнения сугубоутилитарной функции – поддержания гомеостаза в обществе. Помогающая функциягосударства является вторичной и побочной. Социальный работник – «слуга двухгоспод». С одной стороны он служит людям – помогая справиться с конкретнойпроблемой, и это есть помогающая сторона социальной работы; с другой стороны,он служит государству, через оказание помощи его гражданам, тем самым снижая вобществе уровень социальной напряжённости. Через социального работникагосударство «успокаивает» своих граждан. И социальный работник поставлен вочень не простую позицию. В силу своего долга – человеческого, профессионального,он действует исходя из своих гуманистических принципов, помогает клиенту. Сдругой стороны, он выполняет общественную задачу – в конечном итоге сохраняяравновесие в обществе. При этом он работает в тех рамках, которые ему задаётгосударство. Он работает ДЛЯ людей и НА государство. Если рассуждать о моделяхсоцработы, то этот вопрос связан с вопросом участия государства в жизни своихграждан и степенью его ответственности перед ним. Несмотря на то, что институтсоциальной работы используется государством в своих утилитарных целях, самапрофессия по своей природе является помогающей. Социальная работа – это такаяже серьёзная ответственная работа, как и любая другая, и обладает всемипризнаками, которыми обладает любая другая работа. Не менее важным аспектом всфере работы социального работника является феномен идентификации с клиентом.Речь идет о формировании у будущих социальных работников умения устанавливатьоптимальный уровень идентификации с клиентами. Проблеме подготовки специалистовпо социальной работе уделяется в настоящий момент большое внимание, чтообусловлено практической необходимостью поддержки различных категорийнуждающихся, количество которых в настоящее время значительно увеличилось. Насегодняшний день сложилась многоуровневая система подготовки и переподготовкисоциальных работников. Но на практике, как отмечают исследователи, нередкислучаи разочарования в профессии, эмоциональные и психологические срывы и, чтосамое важное, недостаточная эффективность профессиональных взаимоотношенийсоциальных работников с клиентами.
Всвязи с этим возникает необходимость формирования у студентов, обучающихся поспециальности «социальная работа» навыков эффективного взаимодействия склиентами. Одним из условий такого эффективного взаимодействия являетсяустановление положительного отношения между социальным работником и клиентом.Поэтому особую значимость приобретают знания о механизме идентификациисоциального работника с клиентом и путях формирования умений устанавливатьоптимальную идентификацию у студентов, обучающихся по специальности «социальнаяработа».
Идентификациякак социально-психологическое явление является необходимым компонентомпрофессионализма в деятельности социономов;
Такимобразом, можно сделать выводы, что:
1.Умение устанавливать оптимальный уровень идентификации социальных работников склиентами необходимо формировать в период профессионального обучения.
2.Идентификация — это единство трех составляющих и взаимосвязанных компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого;
3.Идентификация не зависит от особенностей темперамента, который являетсяустойчивым образованием в структуре личности, так как имеет физиологическуюоснову; идентификация же является единицей сознания и относится к динамическимхарактеристикам личности.
4.Личностные качества будущих социальных работников влияют на уровеньидентификации с клиентами. Студентам, устанавливающим оптимальный уровеньидентификации с клиентами, свойственны качества личности: осознание своихиндивидуальных особенностей, отличных от индивидуальных особенностей другихлюдей; уважение по отношению к себе и признание ценности других; принятие насебя ответственности за происходящее; умение контролировать свое эмоциональноесостояние и эмоциональное состояние других, установление отношенийвзаимодействия.
5.Студентам с высоким уровнем идентификации свойственны качества, препятствующиеустановлению оптимального уровня идентификации с клиентами: плохое знание своихпсихологических особенностей и своих клиентов, низкая самооценка; неумениеконтролировать свое эмоциональное состояние; внешний локус контроля;дивергенция основных составляющих функционального состояния (самочувствия,активности, настроения), сильная психоэмоциональная реакция на нагрузки, низкаяработоспособность.
6.Студентам с низким уровнем идентификации свойственны качества, мешающиеустановлению оптимального уровня идентификации с клиентами: отсутствие навыковрефлексии; отрицательное отношение к клиентам, неумение контролировать своеэмоциональное состояние, внешний локус контроля, низкая активность в процессепрофессиональной деятельности.
Видысоциальных услуг.
Основнымивидами социальных услуг являются:
1)социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан вбыту;
2)социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровьяграждан;
3)социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологическогосостояния граждан с целью их социальной адаптации;
4)социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении ианомалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у нихпозитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга,оказание содействия в семейном воспитании детей;
5)социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненногоуровня;
6)социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правовогостатуса, оказание юридической консультационной помощи, защиту прав и законныхинтересов граждан;
7)социально-реабилитационные, направленные на социально-средовую,социально-культурную, социально-бытовую адаптацию и восстановление социальногостатуса граждан»;
Типыучреждений социального обслуживания:
1)стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты дляпрестарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых иинвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственноотсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
2)социальные приюты для детей и подростков;
3)социально-реабилитационные учреждения для взрослых инвалидов;
4)комплексные центры социального обслуживания населения;
5)реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
6)центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства изанятий;
7)территориальные центры социальной помощи семье и детям;
8)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
9)геронтологические центры;
10)центры социально-психологической помощи населению
Благополучие общества, прежде всего это благополучие его членов.Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческогобытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решенытолько на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны статьпредметом деятельности специально подготовленных профессионалов – социальныхработников.
Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов,занимавшихся благотворительностью в XIX в., до профессиональной деятельностиспециалистов. Социальные работники сегодня пытаются концептуально прояснить иутвердить свою профессиональную идентичность. Сферы деятельности социальныхработников сейчас настолько разнообразны, что ответ на вопрос «Кто мы?» для нихстал не просто делом профессиональной солидарности или теоретического интереса,а жизненно важным условием профессионального самоопределения, обретения личногои социального статуса.
В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональнаядеятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальнымсообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальномуфункционированию.
Клиенты социальных работников
Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья;группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многомсвязаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогическойпомощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюдаотносятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций;семейные проблемы и многое другое.
Потенциальные проблемы индивида
В каждой ситуации, где нужна помощь, социального работника интересуетактуальная или потенциальная проблема индивида. Задача социальной работы –помочь людям достичь более эффективного социального функционирования.
Консультирование в социальной работе
Социальная работа как практическая деятельность реализуется черезвзаимодействие социального работника с индивидом или некой общностью людей.Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощинепосредственно определяются необходимостью организовать и структурироватьситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичьвзаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи.Профессиональная деятельность социальных работников может включать множествоаспектов социально-правового и психологического планов. Основным способомвзаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. Впроцессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий икоммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты.
Ценностное самоопределение
Социальные работники на протяжении длительного времени проявляли явноестремление к ценностному самоопределению и особое внимание к ценностнойрефлексии.
На ранних этапах становления профессии социального работника частопредставляли как человека, который из христианских побуждений «делает добро» иоказывает необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества.Долгое время социальная работа рассматривалась, главным образом, каксвоеобразная прикладная социальная и этическая философия, ищущаянаучно-рациональные основы и методы совершенствования социального порядка.Социальные работники надеялись, что, используя научно обоснованные теории иметоды, смогут реализовать гуманистические идеалы в обществе, оставаясь приэтом добросовестными функционерами, обеспечивающими повседневную практикусистемы социальной поддержки и помощи в сложной и иерархичной системеобщественного разделения труда. Частично это оказалось возможным благодаряоперационализации общефилософских и этических императивов профессии в системупрактических принципов.
В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции социальной ипсихологической помощи находились на периферии профессиональной рефлексии. Этообъяснялось стремлением социальных работников к построению объективной ибезоценочной в морально- этическом плане практики, ориентированной наклассические идеалы научности. Такой подход – реакция на патерналистскийморализм, характерный для первых социальных работников и филантропов,действовавших в рамках благотворительных организаций. Работники, занимавшиесяблаготворительностью на начальных этапах становления профессии, были склоннывозлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефектынравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, иполагали, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании.
Позднее профессиональная система ценностных ориентаций и этическихпринципов деятельности социальных работников стала предметом широкогообсуждения. Профессиональное сообщество социальных работников пришло кпониманию того, что любая модель социальной работы, включающая в себя реальнуюпрактику социальной помощи и консультирования, обязана сознательно определитьсвою ценностную позицию в контексте основных общечеловеческих ценностей добра,пользы, свободы, ответственности, блага. Причем речь должна идти даже не столькоо человеческой позиции социального работника и не о ценностной рефлексии ужесделанного, сколько о том, что ценностнаяустановка должна стать имманентной самому процессу социальной помощи.
Этический дискурс в социальной работе
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность.Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, споведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым,«хорошим » или «плохим», агрессивным и девиантным или конформным иправопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействоватьклиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать своюнравственную волю и целостность.
Социальный работник при этом может утверждать, что он не навязывает своихценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полнанормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должнынаправлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы. Как отмечает Э.Штудт: «…правильно это или нет, но социальные работники невольно внушаютклиентам, что нуклеарная семья должна быть независимой от расширенной семьи,что семейная жизнь должна быть более центрирована на детях, чем на родителях ит.д.» Общение социальных работников с клиентами – это «этический дискурс»,диалог о должном, возможном и желательном.
Ценностная система координат
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционированияиндивидуума и общества. Ценности – способы отношения к миру и к людям. Они представляютсвязь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольнымкамнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые фактыобретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленнуюдеятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позициювнешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуяськлассическими принципами научной объективности. Он включен в ситуациювзаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимнойвключенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания ицеледостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории«социальное благосостояние» и «социальное функционирование». Они несут в себеценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе поего нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социальногофункционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрениясуществующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социальногофункционирования – развитие того, что соответствует социальной норме.
Дуалистичность ценностных установок
Возникновение социальной работы обозначило фундаментальную сменуидеологической парадигмы, произошедшую в общественном сознании в XIX–XX вв., –религиозное служение Богу сменилось секуляризированным служением человеку.Социальная работа стала своего рода гуманизмом в действии. Социальной работебыло предназначено гуманизировать урбанизированное, технологическое массовоеобщество и его институты Сама идея социальной работы символизировала собойкомпромисс между индивидуалистическими и общественными ценностнымиориентациями, выражающимися в дихотомии эгоцентризма и альтруизма, конкуренциии сотрудничества, принципа опоры только на себя и принципа взаимопомощи,индивидуальной свободы и социального контроля.
Между личным и социальным
Это нашло свое отражение в дуалистичности профессиональных ценностейсоциальной работы. Посредническая миссия социальной работы в системе социальныхотношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм «или-или». Поэтомусистема профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу«как то, так и другое».
Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленностьблагосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав иобязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности иобщественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимоеусловие социальной включенности и ответственности.
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждомконкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личными социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным.Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократическогообщества – она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересыгосударства, общества, социальных групп и личности.
Этические принципы социальной работы
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностямидемократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер иР. Эпт это:
1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждогоиндивида;
2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения,свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это неущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом правекаждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамкахменяющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, втом, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональныхценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежнотранслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути,социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическоепространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт,чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовыеценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог склиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность всоциальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальнойработе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системыценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируетсяего проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает началонормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которогопроситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включаетсяв контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, внекоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, чтоклиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытоедоговорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точекзрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными.Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения,сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников сподростками С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можносоотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизнивзрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся вспециальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительныеучреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работникдолжен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслироватьинформацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не доконца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастуюпытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере неразделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.
Рефлексия – профессиональное качество социального работника
С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видовпрофессиональной лжи социальных работников
Ложь как нравственность
1. Ложь как особая нравственность взрослых. Взрослые демонстрируют, чтообладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делаютпредосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. Насамом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
Ложь как благо
2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку «…мыэто делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь». Социальныйработник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, вотношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социальноприемлемым. Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатиии чувства долга.
Ложь как конфиденциальность
3. Ложь как конфиденциальность. «Расскажи мне, что случилось, этоостанется между нами». Социальный работник не имеет право скрывать значимую информациюот людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честнымбудет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможетполучить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения сним.
Ложь как вознаграждение
4. Ложь как вознаграждение за конформность. «Сделай, это в твоих жеинтересах. Тебе станет проще жить». То, что требуют от подростка, частоотвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностями запросам.
Ложь как отказ от ограничений
5. Ложь как отказ от ограничений. «Ты сможешь все, если захочешь». Многиеподростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно,социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо нереалистичных целей и амбиций.
Ложь безграничной помощи
6. Ложь безграничной помощи. «Доверься мне, и все будет хорошо. Я будувсегда тебе помогать». Подросток должен знать и понимать, что контакт ссоциальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальныйработник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.
Ложь как принятие
7. Ложь безусловного принятия. «Ты нравишься мне, но не твое поведение».Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях«нравится – не нравится» можно только поведение, но не личность – она всегдавнеценна и не может быть предметом оценочных суждений. Подросток долженчувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова,что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев,раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, чтоиспытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональнойнекомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии,может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переноситьсвои чувства на другие объекты (например на родителей подростка).Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подросткувалентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этикии отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической ипедагогической ситуации, поводом для интенсификации и углублениявзаимодействия.
Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному вличностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация– хороший повод для развития рефлексии.
Ценностные дилеммы
Признание ценностной сущности социальной помощи привело к расширениюосознания и большей честности в понимании того, что же действительно происходит в процессе оказания помощилюдям. Но, как оказалось, последовательная ценностная профессиональнаярефлексия приводит к неприкрытым противоречиям и столкновениям в системеморальных и этических установок, с которыми социальные работники имеют дело в своейповседневной деятельности.
Часто человек обращается к социальному работнику, осознавая нравственныеаспекты своих проблем. Он приносит к нему свое чувство вины, стыда, возмущенияили ущемленности. Он обращается со своей любовью и ненавистью, со своимнеблагополучием, которое могло стать результатом девиантного или конформногоповедения, со своим неприятием существующего порядка вещей. Он приносит свойопыт существования в обществе, которое провоцирует эти ценностно-нравственныеконфликты и дилеммы, не дает человеку возможностей для нравственно честного,ответственного существования.
Между интересами личности и общества
Социальным работникам необходимо связать воедино многие, частопротиворечивые требования, возложенные на него профессией. Это становитсяисточником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональнойдеятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социальногоработника является необходимость быть инструментом одновременно и социальногоконтроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастуютрудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Емуприходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминацииклиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности;между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальнымдолгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или инойпомощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм,стоящих перед социальной работой, – как облегчить тяготы социальнодепривированных групп населения, но при этом избежать социальногоиждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.Необходима толерантность по отношению к «иным».
Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложныминравственными вопросами и затруднениями, переплетенными ссоциально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступаютодновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамкитолерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальнойнорме, к тем, кто просто «иной». Многие из их диагностических выводов предстаюткак этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностныеотношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такиесуждения эксплицитно и брать за это ответственность.
Содержание и направленность профессиональных действий социальногоработника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшимиэлементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическимиценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключеваяхарактеристика профессионального самосознания социальных работников.
Методы социальных наук: социологии, психологии, социальнойпсихологии.
·          эмпирические (непредполагают воздействия, методы сбора информации):
o    наблюдение:включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельностиисследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практическоговоздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус(как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могутсочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, топоследовательно.
o    опрос:анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
o    метод экспертныхоценок;
o    социометрия;
o    диагностика;
·          методы обработкиинформации:
o    биографический(перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информациии её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
o    автобиографический;
o    метод семейнойбиографии;
·          методытеоретического анализа;
o    контент-анализ(сравнительный анализ);
o    системный подход.
Номотетические методы: направлены на обобщениеэмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) –это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частныхслучаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.
Идеографические методы. В современной науке главнаяметодологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологическихподходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарногопознания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том,что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общиезакономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системахносят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую онвключен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоитво всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы,которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие.Такого рода исследования в современных социальных науках получили название«работа со случаем».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.